textarchive.ru

Главная > Список учебников


социолог имеет дело не с конкретным, а с усредненным человеком — обобщенным схематичным типом, чьи особенности характеризуют всех сразу и никого в отдельности. Однако производители не могут пустить в продажу свои товары, политики - начать избирательную компанию, не выяснив хотя бы приближенно, что думает, чем живет, как ведет себя большинство населения. Социология способна выявить те же мысли, чувства, настроения, которыми вплотную интересуется психология, но в более грубом приближении.

Социолога интересуют следующие принципиальные вещи:

• в каком направлении и каким образом общество (его структура и институты) влияет на поведение людей;

• как на основании опроса отдельных людей получить социальный

портрет типичного представителя той или иной группы.

Перед профессиональным социологом стоит множество разных задач, но именно эти две задачи определяют характер и социологии как самостоятельной дисциплины. Социолог имеет дело с респондентом — человеком как источником нужной информации. Получив от 100 или 1000 респондентов сведения об их поле, возрасте, образовании, электоральном поведении, ценностных ориентациях и доходах, социолог отвлекается от них. Они растворяются в статистических рядах, таблицах и графиках. В своей анкете социолог заранее предупреждает людей об анонимности опроса и о том, что данные будут усреднены и в таком виде предстанут в научном отчете. Вместо конкретных, живых людей перед социологом возникает обобщенный образ - «средний человек». Это может быть типичный студент, типичный демократ или типичный коммунист, типичный верующий или типичный «новый русский». В понятии «среднего человека», введенном в науку А. Кетле (конец XIX в.), снимаются индивидуальные личностные различия между людьми.

Различие трех очень похожих наук, предметные области которых студенты часто смешивают, можно сформулировать следующим образом. Социология изучает социальные отношения, существующие независимо от нас. Социальная психология изучает социально-психологические отношения, которые зависят от человека, а именно от его восприятия и оценки этих отношений. Психология не изучает социальных отношений напрямую, но так или иначе учитывает их в ходе анализа внутреннего мира человека.

Очевидно, что социология, психология и социальная психология тесно переплетаются и дополняют друг друга. А как другие науки?

Экономика изучает поведение больших масс людей в рыночной ситуации. В малом и большом — в общественной и частной жизни — люди и шага ступить не могут, не вступая в экономические отношения. Договариваясь о работе, покупая товары на рынке, считая свои доходы и затраты, требуя выплаты зарплаты и даже собираясь в гости, мы — прямо или косвенно — учитываем принципы экономии.

Как и социология, экономика имеет дело с большими массами. Мировой рынок охватывает 6 млрд людей. Кризис в России или Индонезии тут же отражается на биржах Японии, Америки и Европы. Когда производители готовят к продаже очередную партию новой продукции, их интересует мнение не отдельного Петрова или Васечкина, даже не малой группы, а больших масс людей. Это и понятно, ведь закон прибыли требует производить больше и по меньшей цене, получая максимальную выручку с оборота, а не с единицы продукции. Сложное понятие «сегментирование рынка» подразумевает простейшую вещь: каждая социальная группа — пенсионеры, пионеры или миллионеры — ориентирована на разный тип товаров, обитает в разных местах, ходит в разные магазины, имеет различную покупательную способность, по-разному реагирует на экономические кризисы и т.д. Без исследования поведения людей в рыночной ситуации экономика рискует остаться просто техникой счета — прибыли, капитала, процентов, связанных между собой абстрактными построениями теории.

Также обстоит дело с политологией и культурологией. Политология, в отличие от социологии, которая описывает реальность, касающуюся 95% населения, затрагивает только вершину айсберга — тех, кто реально обладают властью, участвуют в борьбе за нее, манипулируют общественным мнением, участвуют в переделе общественной собственности, лоббируют в парламенте принятие выгодных решений, организуют политические партии и т.п. Массы для политиков — нечто вроде хвороста для костра: чем он суше,, чем его больше, тем ярче костер.

У мира власти свои законы. Суть их в том, что политик обращается к массам, составляет программы, обещает всевозможные блага только на этапе борьбы за власть и только при таком политическом режиме, где мнение народа хоть как-то учитывается. Когда он достиг власти, его поведение начинает подчиняться совсем иным законам, факторам и расстановке сил, а обманутые массы продолжают требовать и надеяться. Ими воспользовались и забыли до очередных выборов. Но ведь и в экономике производят товар, употребляют его и выбрасывают. Политика и экономика ориентированы на выгоду, которую, правда, понимают по-разному. И сцены действия у них похожи: согласитесь, что рынок и парламент или правительство имеют очень много общего: везде торгуются, галдят, принимают поспешные решения, друг друга не слушают, выгадывают, продают и т.д.

Таким образом, социология тесно связана со всем блоком социальных наук, основным предметом который выступает поведение людей.

Однако, как мы выяснили ранее, социология входит также в систему наук, которые в строгом смысле называются гуманитарными. Если социальные науки – это науки о поведении людей, то гуманитарные – это науки о духовном. Можно сказать иначе: предметом социальных наук выступает общество, предметом гуманитарных дисциплин – культура. Хотя социология относится к тем и другим, обществом она интересуется несколько больше, чем культурой. Дело в том, что культура – это способ жизнедеятельности общества, и мимо нее социология никак не может пройти. Сегодня социологию именуют социокультурной дисциплиной.

У социологии много общего с антропологией. Нередко антропологию именуют социологией древних обществ. Антропология, по определению, изучает происхождение (и тогда она именуется физической антропологией), либо историческую эволюцию человека (антропогенез), строение его черепа, скелета, изменение функций руки, формирование мышления, именуя все это антропогенезом, либо историческую эволюцию малой группы – племени, изменение традиций и обычаев, норм поведения, образа жизни, хозяйственной жизни и типов власти, формы родства и семьи. Антропологов интересует историческое прошлое человечества, а социологов – его настоящее. С помощью анкеты опросить предков нельзя, но живущих можно.

Накопленный социологией фактический материал касается небольшого исторического отрезка – последних 100-150 лет. Антропологи изучают эволюцию экономической, социальной, политической и духовной сферы человеческого общества с древнейших времен.

Замечена любопытная особенность: в США общую социологию в университетах преподают с сильным креном в область социальной психологии, а в Англии социологию традиционно увязывали родственными связями с антропологией. Причины кроются в самой истории. В Америке первой половины ХХ в. преобладал символический интеракционизм и интерес к социальному взаимодействию, в Великобритании, начиная со Спенсера, доминировала тенденция к кросс-культурному и сравнительному анализу.

Коротко познакомимся с антропологическими науками.

Общая антропология – наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Как самостоятельная наука она сформировалась в середине ХIХ в. Наибольшее развитие она получила в Великобритании и США. Британская антропология развивалась на этнографическом материале, почерпнутом за пределами страны -в многочисленных колониях. Английские ученые часто уезжали в поисках затерянных в разных уголках мира примитивных племен. Антропология в других странах Европы складывалась на базе местного фольклора и крестьянской культуры. Вот почему она была нацелена на изучение отношений внутри одного общества и называлась этнологией. В США антропология формировалась на весьма специфичном культурном ареале — изучении американских индейцев, т.е. исконных жителей континента.

Если внимание экономистов и политологов сосредоточено на элите общества, то антропологи традиционно изучают бедные, лишенные доступа к власти слои населения. Хотя сегодня горизонт их научного поиска резко расширился.

Антропология предполагает широкий гуманистический взгляд на мир, основанный на сравнительных, так называемых кросс-культурных исследованиях, иначе говоря, на сопоставлении разных культур и разных народов, хотя большинство людей по сей день убеждено, будто антропологи ограничивают себя изучением ископаемых и доиндустриальных культур. Но антропология — это не только изучение примитивных обществ. Она пытается описать буквально все общества — и древние, и современные, сравнивая и сопоставляя их друг с другом.

В то же время любая другая социальная наука не выходит за рамки одного типа общества, как правило, индустриального, описываемого на примере США или Канады. Только антропология предоставляет человеку уникальную возможность побывать сразу во всех обществах, рассмотреть их в кросс-культурной перспективе, т.е. сравнивая традиции и обычаи разных стран.

(Kottak С.Р. Anthropology: The Exploration of Human Diversity N.Y:

McGraw-Hill, Inc., 1994. P. 2).

В американской антропологии выделяют четыре дисциплины: физическую, археологическую, культурную и лингвистическую антропологию. В Британии выделяют только три: физическую антропологию, археологию и социальную антропологию1. В отечественной литературе основными разделами антропологии считают морфологию человека, учение об антропогенезе, расоведение. С середины XX в. усиленно развивается комплекс дисциплин, объединенных под названием «биология человека» (изучение физиологических, биохимических и генетических факторов, влияющих на вариации строения и развития человеческого организма).

Антропология как область научного исследования окончательно сложилась в последней четверти XIX в. и связывалась с задачей полного понимания человека. Здесь объединялись: собственно антропология, или естественная история человека, включая его эмбриологию, биологию, анатомию, психофизиологию; палеоэтнология, или предыстория, — происхождение, первобытное состояние человека; этнология — распространение человека на Земле, изучение его поведения и обычаев; социология — отношение людей между собой; лингвистика — образование и существование языков, фольклор; мифология — возникновение, история и взаимодействие религий; социальная география — воздействие на человека климата и природных ландшафтов; демография—статистические данные о составе и распределении человеческой популяции.

(См.: Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М.: Изд-во МГИК, 1994. С. 8-13).

Культурная антропология. Культуру как совокупность обычаев, традиций, символов, норм и правил поведения, а также как образ жизни (стиль жизни), присущие разным народам, изучают главным образом в рамках социальной и культурной антропологии, которая в последнее время разделилась на множество поддисциплин, направлений и школ.

Культурная антропология — часть общей антропологии, изучающая культуру во всех ее проявлениях, применяющая методы, понятия и данные археологии, этнологии, этнографии, фольклора и лингвистики, а также социологии и психологии. Термин «культурная антропология» употребляется главным образом в США, ученые других стран чаще используют термин «этнология».

Культурная антропология занимает центральное место в системе антропологических дисциплин. Она изучает общество и культуру, описывает и объясняет социальные и культурные сходства и различия. Американские ученые считают, что культурная антропология включает: этнографию (она основана на полевых исследованиях) и этнологию (основана на кросс-культурных сравнениях). По мнению европейских ученых, этнография и этнология являются самостоятельными науками.

Этнография (от греч. ethnos — племя, народ и grafo — писать, описывать) (этнология), наука об этносах (народах мира), изучающая их происхождение и расселение, быт и культуру. Современная этнография изучает малые народы и сельское население, сохранившее традиционный уклад жизни, во всех цивилизованных и индустриальных странах Западной Европы, Юго-Восточной Азии, Южной Америки и т.п. Описание народов, их традиций, культуры, образа жизни ведется на сравнительном материале. Географический принцип при этом часто выступает ведущим в систематизации этнографические знаний. Она опирается на эмпирические данные, собранные, обработанные, классифицированные и интерпретированные после проведения полевой работы. Этнографы изучают местные нравы и обычаи, язык и ритуалы, экономику и политику, социальную организацию и институты, занимаются сбором эмпирических данных о разных народах мира и их «географическом» распределении по планете

Этнология изучает и сравнивает результаты работы этнографов – эмпирические данные о жизни, быте, характерных чертах народов Этнологи научно обобщают и выявляют общие тенденции, устанавливают универсальные и специфические черты разных обществ.

В последнее время активно развиваются такие подотрасли культурной антропологии, как культурная экология и палеоэкология. Обе они изучают влияние производственной деятельности человека на окружающую среду, первая — в современную эпоху, а вторая — в древние времена. Базовым в обеих дисциплинах является понятие «экосистема», которое раскрывает единство «искусственной» и естественной среды. Специалисты в этих областях исследуют влияние перенаселенности планеты в целом либо ее отдельных регионов на урожайность, развитие транспорта и средств коммуникации, каким образом увязаны между собой технология разведки и технология добычи полезных ископаемых: процесс урбанизации — роста городского населения, его концентрации в районах с «искусственной» средой, его влияние на культуру и многое другое. По плотности населения древних поселений ученые узнают, принадлежали они к столичному, городскому или провинциальному типам территориальных общностей.

Археологическая антропология, или археология, реконструирует, описывает и интерпретирует человеческое поведение и культурные образцы на основании добытых в раскопках материальных предметов. Главным образом археологи занимаются предысторией (периодом, предшествующим открытию письменности). Для них первичными данными выступают остатки материальной культуры. По ним, в частности, можно узнать о происхождении ремесленных изделий: где они были произведены, какое сырье использовалось, где именно и по какой технологии перерабатывалось. Благодаря находкам археологов мы можем судить о способе производства, товарообмена и распределения доходов. Данные археологии помогают антропологам формулировать законы развития человеческой культуры и общества.

Психологическая антропология возникла во второй половине XIX в. на стыке психологии и этнографии. В первой половине XX в. ее развитию во многом способствовали идеи психоанализа, гештальтпсихологии, бихевиоризма, когнитивной психологии, позднее – теории информации и коммуникации, социолингвистики. В 20—50-е годы в ней доминировало направление «культура и личность», разрабатываемое М. Мидом, А. Кардинером, Э. Сепиром, Р. Бенедиктом и др. Их внимание было сосредоточено в основном на процессах социализации и инкультурации, т.е. на приобретении человеком социально значимого культурного опыта. В 30—40-е годы в моду вошли кросс-культурные исследования «национального характера» и «модальной личности». 50—60-е годы были посвящены главным образом методологическим уточнениям предмета дисциплины, методов и принципов познания. В 70-е годы направление окончательно оформилось как самостоятельная дисциплина— психологическая антропология. В наши дни весьма усложнился теоретический аппарат и расширилась область эмпирических исследований механизма воздействия на психику человека внешнего культурного контекста.

Таким образом, психологическая антропология отличается от смежных дисциплин — общей и социальной антропологии — скорее предметом, нежели методами исследования. Если для общей психологии главными являются закономерности психических процессов, механизм их обусловленности врожденными свойствами, а для социальной психологии — психические и социопсихические процессы, обусловленные непосредственным социальным окружением, прежде всего малой группой, то психологическая антропология исследует личностные качества, обусловленные принадлежностью к конкретной культуре.

Социология и антропология исследуют разные типы общества. Изначально социологи исследовали западное индустриальное общество, а антропологи - доиндустриальное. Но сегодня социология расширяет сферу своей компетенции и активно вторгается в страны третьего мира — туда, где до сих пор нераздельно царствовали антропологи. Антропологи же изучают не только традиционные общества, но и, если речь идет о прикладной антропологии, процессы индустриализации и урбанизации, которыми сегодня охвачены отставшие в своем развитии страны. Таким образом, социологи и антропологи сегодня сблизились и в методах, и в объектах исследования.

На стыке антропологии и социологии возникла самостоятельная дисциплина — социология культуры. Она изучает весь спектр культурных явлений прежде всего благодаря опросам общественного мнения. Социология культуры отрасль социологического знания, изучающая закономерности развития культуры, формы их проявления, при этом человек рассматривается как субъект (творец) и как объект.

Во второй половине XX в. начала активно развиваться приклады пая антропология. Прикладная антропология совокупность знаний,

Схема 1.2

полученных при изучении различных культур, ориентированных на решение практических задач.

Система взаимоотношений социологии с рассмотренными выше социальными науками может быть представлена в матричной форме. Матрицаэто прямоугольная таблица каких-либо элементов, состоящая из m строк и n столбцов. Образовавшаяся на пересечении строк и столбцов, имеющая двойное подчинение, она заполняется цифрами или символами. Понятие «матричная организация» пришло в социологию из математики через экономику. Матричный анализ использовался также в экономике, выявляя экономические взаимосвязи между объектами (матричное моделирование). В социологии с помощью матрицы описывается новейшая форма корпораций, основанная на временных рабочих группах. Матрица строится на пересечении столбцов (линейные подразделения, цехи) и строк (функциональные службы).

Предлагаемая матрица должна быть заполнена студентами в ходе самостоятельной работы. С помощью справочной литературы им предстоит внести в соответствующие ячейки таблицы описание научной картины, общей теории и т.д. по каждой социальной науке.

Первый столбец таблицы, как нетрудно заметить, заполнен теми же методологическими единицами, что и первый столбец внутридисциплинарной матрицы социологии (табл. 1.1). Это объясняется тем, что картина мира, общая и частные теории, эмпирические и прикладные исследования, методология и методика как обязательные компоненты присутствуют во всех социальных науках. Скажем, картина мира в социальной психологии, экономике, политологии, антропологии и социологии построена вокруг поведения групп людей в социальной среде, но в одном случае под этой средой понимается рынок, в другом — сообщество знакомых людей («значимых "других"»), в третьем - примитивная община. Картина мира как совокупность философских воззрений на устройство, сущность и природу изучаемого данной наукой фрагмента общества (или социальной реальности) похожа в разных науках, поскольку во многом похож объект изучения - люди. Кроме того, в экономике, политологии, антропологии, социальной психологии, социологии применяются близкие методы эмпирического исследования. Разумеется, много общего у них и в плане методологии.

В табл. 1.2 представлены не только социальные науки, но и гуманитарные дисциплины. Между ними, несмотря на видимое сходство, множество различий, особенно касающихся методов и способов познания социальной реальности. Социальные науки ориентированы преимущественно на количественные показатели, а гуманитарные – на качественные.

Не только междисциплинарное, но и внутридисциплинарное знание представляет собой сложноразветвленную и функционально взаимосвязанную систему. Ее элементами выступают уже не отдельные науки, а отрасли знания внутри одной науки.

Под внутридасциплинарной матрицей социологии понимается совокупность отраслевых ее направлений, тематических областей и сфер, которые выделились в процессе дифференциации социологического знания и сегодня представляют собой сложную систему. К примеру, в рамках социологии в XX в. выделились такие отрасли, как социология труда и социология города, социология культуры и социология религии и т.д. Постепенно некоторые из отраслей, в свою очередь, разделились на ряд

субдисциплин. Скажем, в рамках современной социологии культуры в качестве самостоятельных существуют такие направления, как социология кино, социология театра, социология массовой культуры (попкультуры), социология чтения и т.д. Экономическая социология включает социологию труда, социологию трудовой занятости и безработицы, социологию рынка, социологию банков, социологию менеджмента, социологию организаций и т.д. Сегодня в социологии некоторые специалисты насчитывают более 100 отраслей. Хотя есть и другие данные, согласно которым их не более 50-60.

Усложнению внутренней структуры знания способствует процесс специализации. В 50-е годы теоретическая физика включала четыре направления, и одним из них была физика элементарных частиц. Через 20 лет последняя стала самостоятельной дисциплиной, включавшей шесть новых направлений. Еще через десять лет каждое из этих направлений превратилось в самостоятельное и в свою очередь подразделилось на ряд новых специализаций (дисциплин).

То же происходит и в социологии. Немногим более 100 лет назад социология считалась всего лишь областью философии. Конт, Вебер, Дюркгейм приложили много сил, чтобы социология получила право на самостоятельное существование. Теперь в том, что социология является полноправной наукой со своим предметом, своей методологией и методами, уже никто не сомневается, хотя советские философы даже в 50-е годы XX в. отказывали ей в праве самостоятельности, определяя ее как философскую дисциплину. До начала 90-х годов XX в. в СССР научной степени по социологии вообще не существовало, хотя количество различных «социологии» достигало нескольких десятков. В наше время наблюдается другая крайность, когда изучение любой предметной сферы неправомочно называют социологией. Так, появляются дисциплины вроде «социологии моря», «социологии воспитания», «социологии пенсионеров» и т.п.

Отрасли группируются по родственным признакам: близость тематики, общие теоретические установки, единство методологии, сходство методического инструментария. Постепенно складываются поисковые программы, исследовательские группы, научные школы, новые направления и дисциплины, наконец, когнитивные парадигмы, иначе говоря, формируются внутридисциплинарные элементы знания. Они-то вместе с соответствующими идеями, теориями, концепциями и образуют инвариантную структуру научного знания, создающую новую дисциплину.

Внутридисциплинарная матрица строится по модели обычной матричной структуры.

Внутридисциплинарная матрица социологии строится следующим образом: в строках отражаются сквозные (общие) уровни социологического знания — картина мира, общая теория, методология, методика и техника, эмпирическое исследование, частное исследование, прикладное исследование, а в столбцах — отраслевые социологии (социология культуры, социология труда, социология города, социология молодежи, социология политики, социология менеджмента, социология права, социология семьи и другие отрасли) (см. табл. 1.1).

Понятно, что заполнение данной матрицы дало бы полную информацию о содержании каждой отрасли социологии. Поэтому к ней можно вернуться после изучения всего представленного материала, чтобы проверить его усвоение.

Определим исходные термины сквозных уровней социологического знания:

Научная картина мира совокупность общетеоретических и философских категорий, описывающих реальность, которая изучается данной наукой.

Общая теория совокупность логически взаимосвязанных теоретических понятий и суждений, объясняющих крупный фрагмент реальности, которая изучается данной наукой.

Частная теория логически взаимосвязанная система конкретно-научных понятий и суждений, описывающих отдельное явление (группу явлений) или процесс (совокупность процессов), получивших подтверждение в результате эмпирического (фундаментального) исследования.

Эмпирическое (фундаментальное) исследование непосредственное исследование объекта, проведенное с помощью конкретных социологических методов (опрос, наблюдение, эксперимент и т.д.) и направленное на проверку частной теории. Основная цель — приращение научных знаний, выявление новых закономерностей и тенденций в исследуемой сфере реальности.

Прикладное исследование оперативное исследование, проведенное в короткий срок и на одном конкретном объекте (предприятие, банк, деревня) с целью социальной диагностики той или иной ситуации, выявления причин определенного явления (процесса) и подготовки соответствующих практических рекомендаций. Основная цель — решение конкретной практической проблемы.

Методология учение о системе принципов и способов, правил и нормативов, приемов и операций. В методологию входит ряд вопросов, в частности о том, какова природа научного знания, как устроена научная теория и как она развивается, о том, как строятся гипотезы и происходят их эмпирические подтверждения, как надо концептуализировать и операционализировать понятия, строить выборочную совокупность, делать логический анализ данных и т.д.

Методика и техника конкретные приемы и процедуры построения выборочной совокупности, разработки анкет, бланков, наблюдения или интервью, сбора и анализа данных и т.д.

Правильно построенная внутридисциплинарная матрица наглядно показывает, что в каждой отрасли социологии можно обнаружить наличие всех семи сквозных элементов, начиная с картины мира и заканчивая методикой и техникой. Так, в социологии семьи есть собственная картина мира, собственные методологические проблемы, собственная общая и частная теория, большое разнообразие апробированных эмпирических и прикладных методов исследования. Те же самые сквозные элементы и в том же количестве имеются и во всех других отраслях, скажем, в социологии труда. Однако эти элементы, присутствующие в каждой отрасли, являются специфичными, соответствующими именно своей отрасли. Иначе говоря, каждой отрасли соответствует оригинальная методика, картина мира, частная теория и т.д. Однако все они при этом должны соответствовать и принципам общей социологии.

Любое знание — теоретическое или эмпирическое — имеет двойное подчинение. Оно получено в рамках той или иной отрасли, но с соблюдением универсальных требований, касающихся методики, методологии или научной теории. Когда социолог строит программу конкретного исследования, оно обязательно должно быть специализированно, т.е. выполняться в рамках, скажем, социологии труда или социологии семьи.

Эмпирического исследования по общей социологии нет и не может быть, как не бывает исследования по социологии в целом. Термин «социология в целом» охватывает всю матрицу, т.е. и столбцы, и строки. В отличие от него термин «общая социология» включает только те знания, которые не принадлежат ни одной отрасли в частности, но являются общими для всех. Сюда входят вопросы методологии и истории, а также темы общей социологической теории, которые относятся ко всем социологическим отраслям. К примеру, социализация и стратификация — это темы общей социологии, они касаются проблем труда, семьи, культуры, менеджмента, города, молодежи и т.п.

Таким образом, термин «социология в целом» является собирательным для всех уровней и отраслей социологии, тогда как термин «общая социология» указывает на совокупность самых общих вопросов, касающихся всех уровней и отраслей социологии. Можно сказать строже: общая социология — это сугубо педагогический срез социологии. В вузах для несоциологов преподают общую социологию, а на социологических факультетах кроме нее существуют еще курсы по отраслевым социологиям, методике и технике, методологии.

Внутридисциплинарную матрицу можно представить не только в виде таблицы, но и в виде дерева, где стволом выступает «социология в целом», ветвями - отраслевые социологии, многие из которых, в свою очередь, расщепляются на дополнительные ветви (поддисциплины). Изобразим графически часть такого дерева. Оно примет следующий вид (схема 1.3).

Схема 1.3. Внутридисциплинарная матрица социологии

(фрагмент)

Рождение новых отраслей социологии очень редко диктуется потребностями самой науки. Обычно побудительным стимулом к появлению новых отраслей служат те или иные социальные проблемы. В советское время наиболее активно развивалась социология труда, а в 90-е годы в связи с резким имущественным расслоением общества, падением материального уровня населения особое внимание социологов привлекли проблемы бедности и неравенства (включаемые в тематическое направление «социальная структура и стратификация»).

Исторические изменения в отраслевой структуре социологии взялись проследить ученые Института социологии РАН А. В. Кабыща и М.Р. Тульчинскиу2. Документальной базой исследования служил разработанный в ИНИОН (Институт научной информации по общественным наукам) Список нормализованной лексики, включавший

почти 3,5 тыс. терминов. Термины разбивались по разделам и временным периодам: а) 1981-1983 гг.; б) 1987-1989 гг.; в) 1990-1992 гг. Для каждого из трехлетних периодов путем подсчета частоты встречаемости соответствующих терминов строились частотные словари, а на их основе — обобщающие таблицы. В них в абсолютных и относительных величинах (в %) относительно общего количества представлена частота использования терминов по философии и социологии в литературе (на русском и английском языках), которая в течение первого, второго и третьего периодов поступила в фонды ИНИОН. Статистические данные по отраслям социологии приведены в табл. 1.3.

Таблица 1.3



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Социология Учебник /

    Список учебников
    ... заведений, обучающихся по направлению 040200 "Социология"Социология: Учебник / Ю.Г. Волков. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: Альфа ... ) ISBN 978-5-98281-290-2 Учебник по общей социологии, написанный в соответствии с новым государственным ...
  2. Социология в россии под редакцией

    Литература
    ... в этой отрасли социологии. Литература 1. Смелзер Н. Социология. М.,1964. Разд. 1. Гл. 2; Гидденс Э. Социология: учебник 90-х гг ... . Реферированное изд. Челябинск. 1991. Ч. II и др. 2. Кравченко А.И. Введение в социологию ...
  3. Социология том 1 методология и история социологии

    Учебники и учебные пособия
    ... , 1996. Гиддингс Ф.Г. Основания социологии. Киев-Харьков, 1898. Гидденс Э. Социология: учебник 90-х годов (реферированное ... . ред. Г.В.Осипов. М.: Аспект Пресс, 1998. Социология. Учебник для вузов / Г.В.Осипов, А.В. Кабыща, М.Р.Тульчинский ...
  4. Учебники учебные пособия с грифами министерства образования и умо 2006-2011 гг

    Документ
    ... я7 К 77 Кравченко, Альберт Иванович. Социология : учебник / А. И. Кравченко ; МГУ. - М. : Проспект, 2006. - 534 ... . У24 я73 Э 40 Экономика и социология труда : учебник для студ. вузов спец. "Управление ...
  5. Учебники учебные пособия с грифами министерства образования и умо 2006-2011 гг

    Учебники и учебные пособия
    ... я7 К 77 Кравченко, Альберт Иванович. Социология : учебник / А. И. Кравченко ; МГУ. - М. : Проспект, 2006. - 534 ... . У24 я73 Э 40 Экономика и социология труда : учебник для студ. вузов спец. "Управление ...

Другие похожие документы..