textarchive.ru

Главная > Урок


Муниципальное образовательное учреждение

Гимназия имени А.Л.Кекина г.Ростова

Развитие творческих литературных способностей учащихся

на уроках и во внеурочное время

Автор:

Жданова

Татьяна Владимировна,

учитель русского языка

и литературы

Ростов 2010

Содержание

1. Из опыта развития литературных творческих способностей учащихся на уроках 4

2. Развитие литературных способностей обучающихся в творческой деятельности 17

Результативность опыта 30

Приложения 31

Муниципальное образовательное учреждение 36

Введение 56

Глава 1. Из биографии М.В.Даниловой 58

Глава 2. Творчество – это жизнь 62

2.1 Что повлияло на творчество М.Даниловой 63

2.2 Попытка анализа литературного творчества М.В.Даниловой 63

Заключение 66

Введение 70

74

Глава 1. Детство и отрочество в Ростове 74

Глава 2. Три товарища и война 77

Заключение 79

Оглавление 85

Введение 86

Глава 1. Лермонтов и Германия 88

1.1.Лермонтовские переводы с немецкого 88

1.2 Лермонтовские реликвии в Германии 89

Глава 2. Анализ стихотворений - оригиналов 89

2.1. О стихотворении Гёте 89

2.2. О стихотворении Гейне 90

Глава 3. Анализ стихов в переводе М.Ю.Лермонтова 90

3.1 Анализ стихотворения « Горные вершины…» 90

3.2 Анализ стихотворения « На севере диком…» 90

Глава 4. О принципах перевода 92

Глава 5. Точность и вольность переводов стихов И.В.Гёте «Ночная песнь странника» и Г.Гейне «Хвойное дерево» М.Ю. Лермонтовым. 95

5.1. Гете 95

5.2 Г.Гейне 96

Глава 6. Попытка сравнительного анализа оригинала стихотворений и перевода М.Лермонтова 98

6.1. Сравнительный анализ стихотворения И.В.Гете и перевода М.Лермонтова 98

6.2. Сравнительный анализ стихотворения Гейне и перевода Лермонтова 101

Заключение 103

Библиография 106

Приложения 107

Введение

Перед общим образованием, а значит, перед каждым учителем стоит важная задача- развитие у учащихся:

  • самостоятельности и способности к самоорганизации;

  • умения отстаивать свои права;

  • готовности к сотрудничеству, способностей к созидательной деятельности;

  • толерантности, терпимости к чужому мнению; умению вести диалог.

В этой связи основным результатом деятельности должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в коммуникативной, интеллектуальной и социальной сферах.

Формирование этих компетентностей должно осуществляться в деятельностной форме, при которой усиливается практическая направленность обучения. Поэтому необходимо предусмотреть такую организацию учебного материала, учебного процесса, внеурочных занятий, которая позволяет гибко формировать практические навыки и сфере общения и в сфере непосредственной самореализации. .

Целью данной методической разработки является создание системы развития творческих литературных способностей обучающихся как на уроках, так и через целенаправленные внеурочные занятия и социальные проекты.

Исходя из этого, определены следующие задачи:

  • определить, как выявляются обучающиеся со способностями к литературному творчеству,

  • дать анализ тех форм и приемов работы, которые позволяют эти способности развивать в компетентности,

  • описать созданную систему работы по развитию творческих литературных способностей обучающихся.

Новизна:

  • в систематизации материалов для учителя и учащихся по обеспечению развития творческих литературных способностей учащихся.

1. Из опыта развития литературных творческих способностей учащихся на уроках

На уроках развития и речи и риторики планируется решение следующих задач:

совершенствование следующих коммуникативных умений обучающихся, т.е. они учатся

  • анализировать речевую ситуацию и выбирать наиболее эффективную

ситуацию речевого поведения;

  • реализовать данную стратегию в общении с использованием различных речевых тактик;

  • гибко менять свое речевое поведение в зависимости от изменения ситуации общения;

  • анализировать, контролировать, совершенствовать собственную коммуникативную практику в каждой конкретной речевой ситуации и в течение всей жизни.

Применяемые формы и приемы работы на уроках предполагают развитие всех видов речевой деятельности – говорения, слушания, письма, чтения, а также умений и навыков, лежащих в их основе.

Важной составной частью уроков является формирование собственно– речевых умений и навыков, к которым относятся:

  • умения и навыки публичного выступления, ведения беседы, переговоров, диспута, спора;

  • умения и навыки построения речевых высказываний в различной жанрово – стилевой форме;

  • умение строить речевое высказывание в соответствии с ортологическими (произносительными, лексическими, морфологическими, синтаксическими) и стилистическими нормами;

  • умение выбрать из всех языковых ресурсов те средства, которые обеспечат эффективность речевого воздействия.

Делается это на основе дифференциация обучения, т.е. с учетом индивидуальных психо-физиологических особенностей обучающегося.

Все уроки развития речи в курсе русского языка и риторики носят практический и творческий характер, то есть это различные виды изложений и сочинений. Таким образом повышается навыкообразующая значимость этих уроков.

Какие знания должны получить учащиеся на уроках?

  1. Знания о речевом общении, его роли в жизни современного человека, принципах и правилах эффективного общения.

  2. Знания о факторах успешности или неуспешности речевого поведения; методах его совершенствования.

  3. Сведения о речи, её типах, формах, жанрах, стилевых разновидностях, качествах хорошей речи.

  4. Знания о методах и способах работы над своей речью.

Многие изложения и уроки подготовки к написанию сочинений проводятся с различными видами заданий, например, озаглавить текст, использовать более разнообразные средства связи, изменить композицию текста, привести доказательства стиля, изменить тип речи, использовать выразительные средства языка. Данная организация работы позволяет глубже закрепить изучаемый материал, усиливая практическую значимость уроков. Уроки- коммуникативно – речевые, то есть предусматривают анализ речевых ситуаций: речевой задачи, речевого партнера, ситуативности. Это учит гибкому, сообразному речевому поведению, вырабатывает умение учитывать различные обстоятельства общения, что чрезвычайно важно, чтобы оно было эффективным.

Часто материал урока русского языка строится на содержательном материале урока литературы. Приведем пример соединения этих уроков. После изучения на уроках литературы романа А.Пушкина «Капитанская дочка», а на уроках русского языка темы «Сложноподчиненные предложения» провожу обобщающий урок по теме «Сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных. Роль придаточных предложений в текстах разных стилей» на дидактическом материале текста пушкинского произведения.

Обобщающий урок русского языка в 9 классе по теме: «Сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных. Роль придаточных предложений в текстах разных стилей».

Цели:

Образовательные:

  • закреплять понятие о сложноподчиненных предложениях;

  • закреплять умение определять разные виды придаточных предложений;

  • закреплять навык составления схем сложноподчиненных предложений;

  • закреплять осознанное овладение нормами языка (орфографические, пунктуационные, грамматические правила на основе теоретических знаний).

Развивающие:

  • развивать образное и логическое мышление и речь, чувство языка, языковую память, речевой слух;

  • овладевать приемами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации;

  • овладевать приемами учебной деятельности;

  • учить понимать связи и взаимосвязи, лежащие в основе языковой системы.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к родному языку;

  • прививать вкус к точному и выразительному языку на примере образца;

  • воспитывать чувство ответственности по отношению к слову;

  • формировать школьника как личность, развивать его интеллект, эмоции, самостоятельность мышления, творческие способности.

Коммуникативные:

  • помогать овладевать умениями и навыками в производстве правильной литературной речи в устной и письменной формах;

  • показать роль придаточных предложений в речевом общении.

Ход урока

  1. Оргмомент.

  2. Беседа.

Учитель. Что мы должны сделать на уроке, чтобы он получился эффективным?

Ученик. Повторить материал по теме «Сложноподчиненные предложения с одним придаточным, вспомнить виды придаточных и постановку знаков препинания в сложноподчиненном предложении. Проследить роль сложноподчиненных предложений в речи.

Учитель. Вот вы и поставили цели урока.

3. Проверка домашнего задания

Учитель. Дома вы составляли сводную таблицу «Виды придаточных». Я вам советовала взять примеры из романа Пушкина «Капитанская дочка», который мы изучали на уроке литературы. Сейчас мы будем разгадывать кроссворд и проверять, как вы выполнили домашнее задание. По ходу вы будете записывать предложения с выполнением необходимых графических обозначений, объяснения орфограмм и пунктограмм (разгадывание кроссворда). См. приложение №1.

Итак, на сколько и какие группы делятся все придаточные предложения?

Ученик. На три: определительные, изъяснительные, обстоятельственные.

Учитель. На что следует смотреть, чтобы определить вид придаточного?

Ученик. На вопрос, который мы задаем от главного к придаточному; на то, к чему присоединяется придаточное; на то чем присоединяется придаточное.

4. Лингвистический эксперимент.

Учитель. Наша задача - проследить роль союзов и союзных слов в сложноподчиненных предложениях. У вас на партах раздаточный материал. На карточке №1 дан текст с пропущенными словами, буквами и знаками препинания. Ваша задача – вставить необходимые по смыслу союзы или союзные слова, вставит буквы и запятые, объяснив потом орфограммы и пунктограммы. (Ученики выполняют задание).

А теперь обменяйтесь работами и представьте, что вы в роли учителя проверяете их. Для этого откройте учебник Литературы на стр. 190, найдите отрывок, предложенный вам, и проверьте правильность, выставляя на полях необходимые графические пометки. После проверки обменяйтесь работами. А теперь выразительно прочитайте текст.

Ученик. (читает текст)

Учитель. Озаглавьте его.

Ученик. Отношение родителей Петра Гринева к Маше.

Учитель. Какие слова вам показались непонятными.

Ученик. Блажь.

Учитель. Блажь – это нелепая причуда, прихоть.

Ученик. Радушие.

Учитель. Радушие – сердечное ласковое отношении, приветливость, гостеприимство.

Как вы считаете, почему лексическое значение этих слов оказалось для вас непонятным.

Ученик. Они не являются общеупотребительными, скорее устаревшие.

Учитель. Определите стиль текста.

Ученик. Художественный.

Учитель. К какому типу относится текст?

Ученик. Это повествование.

Учитель. Сколько всего предложений в тексте и сколько из них сложноподчиненных?

Ученик. Всего 4 предложения, и 3 из них – сложноподчиненные.

Учитель. Определите вид придаточных в сложноподчиненных предложениях.

Ученик. Первое – определительное, второе и третье – изъяснительные.

Учитель. Итак, какую же роль играют сложноподчиненные предложения в тексте художественного стиля.

Ученик. Помогают выразить мысль, дать более точное определение.

Учитель. Да, сложноподчиненные предложения помогают более точно и глубоко выразить сложные человеческие мысли. Используются ли сложноподчиненные предложения в других стилях речи. Ответить на этот вопрос нам поможет работа над научным стилем

5. Работа с научным текстом.

Учитель. (карточка №2).Прочитайте выразительно текст. Откуда, на ваш взгляд, взят этот отрывок.

Ученик. Из литературно-критической статьи.

Учитель. Сколько предложений в тексте?

Ученик. Два.

Учитель. Какие они?

Ученик. Оба сложноподчиненные.

Учитель. Определите вид придаточных.

Ученик. Первое – причины, второе – местоименно-определительное.

Учитель. Какое слово является устаревшим в этом тексте?

Ученик. Союз ибо.

Учитель. Каким современным союзом можно его заменить?

Ученик. Потому что или так как.

Учитель. Какой вывод вы можете сделать о применении сложноподчиненных предложений в тексте научного стиля.

Ученик. Они широко применяются в текстах научного стиля для выражения сложных человеческих мыслей.

6. Творческое задание.

Учитель. А сейчас мы выполняем творческое задание. Вам необходимо составить текст их двух предложений в официально-деловом стиле – деловое письмо. Для этого надо вспомнить знания, полученные на уроке риторики (Составление деловых писем) и текст романа Пушкина «Капитанская дочка». Вам предлагаются следующие опоры:

- вступление

- начало первого предложения

- схемы предложений .

Ученик. Выполняю творческую работу и зачитывают её.

Учитель. Значит, и в деловом стиле используются сложноподчиненные предложения. А в разговорной речи, как вы думаете, они необходимы? Составьте устно 2-3 предложения в разговорном стиле.

Ученик. Если ты получишь в третьей четверти столько же троек, сколько во второй, тебя ждет серьезный разговор с отцом.

Когда пойдешь гулять, одевайся теплее.

Учитель. А текст публицистического стиля вы составите дома, тема его «Разве устарела пословица Береги честь смолоду». Используйте сложноподчиненные предложения.

7. Работа с деформированным текстом.

Учитель. И последний этап нашего урока – работа с деформированным текстом. (Карточка №3.)

Что это за текст?

Ученик. Это отрывок из ученического сочинения.

Учитель. Вам предстоит поработать корректорами и исправить речевые и грамматические ошибки в сложноподчиненных предложениях. Работайте в парах.

У доски два ученика будут выполнять индивидуальное задание по карточкам. Их задача подобрать правильные синонимические конструкции к данным неправильным.

Ученик. (Класс выполняет задание в парах, два ученика у доски.)

Учитель. Проверяем вашу работу. (Выставление оценок)

8. Вывод

Учитель. На какие группы делятся придаточные предложения? С какой целью применяются сложноподчиненные предложения в текстах разных стилей?

Ученик. Делятся на 3 группы, необходимы для выражения сложных человеческих мыслей.

Учитель. Советую вам быть внимательными при использовании ложноподчиненных предложение при написании сочинений и изложений и не допускать речевых и грамматических ошибок над которыми мы работали. Сдаем сводные таблицы «Виды придаточных», составленные вами, на оценку.

Дидактический материал к уроку

Индивидуальные задания:

Карточка №1.

Марья Ивановна принята была моими родителями с тем искренним радушием ……………… отличало людей старого века. Они видели благ…дать Божию в том ……. имели случай приютить и обл…скать бедную сироту. Вскоре они к ней искрен…о пр…вязались …………….(не)льзя было её узнать и (не)полюбить. Моя любовь уже не казалась батюшке пустою блаж…ю а матушка только того и желала ………её Петруша женился на мил…й капитанск…й дочк….

Карточка №2.

Пушкин представляет нам много поразительного сходства с его народом и страною, ибо гений в словесности всегда бывает зеркалом жизни своего отечества. В его повестях и рассказах нет ничего такого, что противоречило бы нагой, прозаической истине действительного мира.

С. П. Шеверев.

Карточка №3.

Мне нравится Петр Гринев - герой романа А. С. Пушкина. Как я слышу о чести, благородстве, настоящей искренной любви, в моей памяти возникает его образ и Маши, в какую он был влюблен. Он даже из-за неё поссорился с товарищем, которому сватался к ней, но получил отказ. Меня восхищает Гринев, как молодой офицер не присягнул на верность Пугачеву, поэтому не видел в нем царя. А каким благородством проникнуто его поведение на суде, если, рискуя быть осужденным на пожизненную каторгу, Петр Андреевич старается не запятнать честь Маши и не называет её имени.

Карточка №1.

Марья Ивановна принята была моими родителями с тем искренним радушием ……………… отличало людей старого века. Они видели благ…дать Божию в том ……. имели случай приютить и обл…скать бедную сироту. Вскоре они к ней искрен…о пр…вязались …………….(не)льзя было её узнать и (не)полюбить. Моя любовь уже не казалась батюшке пустою блаж…ю а матушка только того и желала ………её Петруша женился на мил…й капитанск…й дочк….

Карточка №2.

Пушкин представляет нам много поразительного сходства с его народом и страною, ибо гений в словесности всегда бывает зеркалом жизни своего отечества. В его повестях и рассказах нет ничего такого, что противоречило бы нагой, прозаической истине действительного мира.

С. П. Шеверев.

Карточка №3.

Мне нравится Петр Гринев - герой романа А. С. Пушкина. Как я слышу о чести, благородстве, настоящей искренной любви, в моей памяти возникает его образ и Маши, в какую он был влюблен. Он даже из-за неё поссорился с товарищем, которому сватался к ней, но получил отказ. Меня восхищает Гринев, как молодой офицер не присягнул на верность Пугачеву, поэтому не видел в нем царя. А каким благородством проникнуто его поведение на суде, если, рискуя быть осужденным на пожизненную каторгу, Петр Андреевич старается не запятнать честь Маши и не называет её имени.

Индивидуальное задание №1.

Замените правильной синонимической конструкцией данное предложение и составьте его схему.

Я не сводил глаз с батюшкина пера, двигавшегося довольно медленно и которое не останавливалось.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. М о н и т о р и н г методической работы в моу ишненской средней общеобразовательной школе (2002-2010 г )

    Документ
    ... примыкает» православная гимназияимени преподобного ... беседы (Седова Н.А.); литературная игра «Счастливый случай» ... на базе опорной школы по теме «Развитиетворческихспособностейучащихсянауроке и вовнеурочноевремя» ... ЕГЭ на базе гимназии г. Ростова ...
  2. Цели и задачи программы цель задачи

    Документ
    ... над развитием монологической речи учащихся, продумывать индивидуальную работу с учащимися как науроках, так и вовнеурочноевремя, направленную на ликвидацию ...
  3. Центр гражданско-правового образования «восхождение» (2)

    Документ
    ... литературное), туристко-краеведческая деятельность (краеведческие исследования вовремя туристических походов). Так в гимназии ... развитие интереса обучающихся к родному краю, развитиетворческихспособностей ... для учащихсянауроках и вовнеурочноевремя ...
  4. Духовно-нравственное воспитание и изучение основ мировых религиозных культур в российской школе

    Документ
    ... школами, гимназиями, учреждениями ... воспитания учащихсяименно взаимодействие ... литературные произведения на религиозные ... с учащимисянауроке, взаимодействия вовнеурочноевремя, в ... способствует развитиютворческихспособностей, овладению ... из Ростова-на-Дону ...
  5. Секция № 1 «управленческие основы реализации компетентностного подхода в образовательной практике» 13 организация научно-исследовательской деятельности учащихся в современном инновационном учреждении 13 представление компетентностной модели

    Урок
    ... РАЗВИТИЕТВОРЧЕСКИХСПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАУРОКАХЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ. Литературноеразвитие ... и развитие специальных и ключевых компетенций учащихсянауроках и вовнеурочной деятельности ... как науроках, так и вовнеурочноевремя. ...

Другие похожие документы..