textarchive.ru

Главная > Программа

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Рекомендуемая литература

1. Пилявский В.И. и др. История русской архитектуры. М. Архитектура – С, 2004

2. Орелская О.В. Современная зарубежная архитектура М. Академия, – 2007.

Программы вступительных испытанийв письменной форме в виде тестированияпо общеобразовательным предметам (для граждан, имеющих среднее (полное) общее образование, полученное до 1 января 2009 г.; имеющих среднее профессиональное образование – при приеме для обучения по программам бакалавриата соответствующего профиля; имеющих среднее (полное) общее образование, полученное в образовательных учреждениях иностранных государств, а также для лиц, имеющих высшее профессиональное образование, поступающих для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста (на полный курс обучения), соответствуют обязательному минимуму содержания основных образовательных программ (по соответствующему общеобразовательному предмету), предусмотренному действующим Государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования.

Программы вступительных испытаний в устной форме в виде собеседованияпо общеобразовательным предметамдля поступающих, имеющих среднее профессиональное образование, для обучения по сокращенной программе бакалавриата соответствующего профиля соответствуют обязательному минимуму содержания основных образовательных программ (по соответствующему общеобразовательному предмету), предусмотренному действующим Государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования.

Программа вступительного испытания

по дисциплине «Основы рекламы»

для поступающих для обучения по сокращенной программе бакалавриата 031600.62 – Реклама и связи с общественностью

Общие сведения о рекламе

Понятие и сущность рекламы. Функции и результаты воздействия рекламы. Роль рекламы в организации сбыта. Реклама как средство передачи информации. Образовательный аспект рекламы. Влияние рекламы на торговлю и экономику (макро- и микроэкономику). Классификация рекламы по целевой аудитории,
по охватываемой территории, по средствам передачи, по функциям и целям. Специфические виды рекламы: местная реклама, корпоративная реклама, некоммерческая реклама, международная реклама, политическая реклама.

Отличительные черты рекламы как вида коммуникативной деятельности

Модели коммуникации и коммуникативного акта. Отличительные черты рекламы как формы массовой коммуникации. Коммуникативная деятельность рыночная субъекта. Субъекты рекламной коммуникации (рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламораспространитель, потребитель рекламной информации). Основные задачи рекламной коммуникации: аттрактивная, доверительно-имиджевая, аргументационно-гарантийная.

Структура и инфраструктура рекламного рынка

Компании-рекламодатели. Организация рекламной работы крупных рекламодателей. Внутрифирменные рекламные агентства. Рекламные агентства
и их роль в организации рекламного бизнеса. Типы и функции рекламных агентств. Организационное построение рекламных агентств.

Основные средства (каналы) распространения рекламы

Реклама в периодических печати. Реклама на телевидении. Реклама на радио. Интернет-реклама. Наружная реклама.

Оценка эффективности рекламной деятельности: коммуникативная и психологическая эффективность

Понятие эффекта и эффективности в рекламе. Пред- и посттестирование рекламного продукта. Принципы анализа эффективности рекламного продукта. Коммуникативная эффективность (распознаваемость, запоминаемость, вовлеченность, агитационная сила). Социально-культурные факторы и реклама. Механизмы психологического воздействия рекламы.

Планирование рекламных кампаний

План маркетинга, план маркетинговых коммуникаций и план рекламы. Составление плана рекламных кампаний. Разработка рекламной концепции и ее формата. Определение объекта (адресата) субъекта рекламы. Разработка мотива (УТП) рекламы. Выбор средства распространения рекламы. Медиапланирование: особенности, основные показатели. Составление рекламного сообщения (объявления): слогана, текста, иллюстраций, носителей рекламы, музыкальное сопровождения и т.д. Установление графика рекламных выступлений и рекламное бюджетирование.

Социально-правовые аспекты и регулирование рекламной деятельности

Международный кодекс рекламной практики (редакция 1986 г.). Требования к рекламе: благопристойность, честность, достоверность, защита неприкосновенности, соблюдение безопасности, недопустимость дискредитации конкурентов. Нормативно-правовые документы, регулирующие рекламную деятельность в РФ. Саморегулирование рекламы. Российские организации, осуществляющие общественное регулирование рекламной деятельности, и их функции.

Рекомендуемая литература

Основная

1. Васильев Г.А., Поляков В.А. Основы рекламы: учебное пособие. М., 2009.

2. Васильев Г.А., Романов А.А., Поляков В.А. Медиапланирование: учебное пособие. М., 2009.

3. Джефикс Ф. Реклама: учебное пособие для студентов вузов. М., 2008.

4. Коситина А.В., Макаревич Э.Ф., Карпухин О.И. Основы рекламы: учебное пособие. М., 2008.

5. Овчаренко А.Н. Основы рекламы: учебник для студентов вузов. М., 2006.

6. Ромат Е.В. Реклама: учебник для вузов. СПб., 2008.

Дополнительная

1. Алиева Л. Рекламная кампания своими силами. Готовые маркетинговые решения. М., 2008.

2. Герасимова Б.И., Молоткова Н.В., Блюм М.А. Виды и средства распространения рекламы: учебное пособие. М., 2009.

3. Климин А. Медиапланирование своими силами. Готовые маркетинговые решения. СПб., 2008.

4. Мокшанцев Р.И. Психология рекламы: учебной пособие. М., 2009.

5. Огилви Д. О рекламе. М., 2003.

6. Пендикова И.Г., Ракитина Л.С. Архетип и символ в рекламе. М., 2008.

7. Ученова В.В. Реклама и массовая культура: Служанка или госпожа?: учебное пособие для студентов вузов. М., 2008.

8. Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы: учебник для студентов вузов. М., 2008.

9. Уэллс У., Мориарти С., Бернет Дж. Реклама: принципы и практики. СПб., 2008.

Программы вступительных испытаний

для поступающих, имеющих высшее профессиональное образование,

для обучения по сокращенной программе бакалавриата

Программа вступительного испытания

по дисциплинам «Основы философии» и «Основы социологии»

(направление подготовки 030300.62 – Психология)

Общество

Общество как сложная динамическая система. Общество и природа. Сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общественные институты. Общественные отношения. Развитие представлений об обществе. Пути и формы развития общества. Исторический процесс и его участники. Основные подходы к периодизации истории: формационная модель и цивилизационные концепции. Исторические типы общества. Культура и цивилизация. Типы цивилизаций. Общественный прогресс и его критерии. Научно-техническая революция и ее социальные последствия. Противоречия современного общественного развития. Глобальные проблемы современности.

Человек субъект общественных отношений

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Индивид, личность, индивидуальность. Развитие представлений о человеке. Мышление и речь, способности человека и их специфика. Талант и гениальность. Сознательное и бессознательное. Общение и коммуникация. Виды общения. Межличностные отношения. Деятельность человека, ее отличия от поведения животных. Основные элементы деятельности. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Познание как вид деятельности. Многообразие форм познания. Особенности чувственного и рационального познания. Научное познание. Специфика научного знания. Истина и ее критерии. Виды истины. Особенности социального познания. Самопознание.

Социальная структура и социальные отношения

Социальная структура общества и ее основные элементы. Социальные общности и социальные институты. Многообразие социальных групп. Молодежь как особая социально-демографическая группа. Социальные статусы и социальные роли. Социальное неравенство и социальная стратификация в истории и современном обществе. Социальная мобильность. Вертикальная и горизонтальная мобильность, социальные лифты. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Социальные конфликты. Этнические группы и межэтнические отношения. Этнические конфликты. Пути разрешения социальных конфликтов. Компромисс. Толерантность. Семья как социальная группа. Социальная политика государства. Социальная структура современного российского общества.

Духовно-нравственная сфера жизни общества

Духовная культура общества. Мировоззрение человека. Преемственность в развитии культуры. Мораль в системе социальных норм. Мораль и нравственность. Духовные потребности. Искусство: виды и функции. Массовая и элитарная культура. Научно-технический прогресс и развитие духовной культуры общества. Религия в духовной жизни общества. Многообразие религий. Мировые религии и их роль в историческом развитии. Образование и наука в современном мире. Реформы в сфере образования.

Рекомендуемая литература

  1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н. Социология : учебник для вузов. – М., 2008.

  2. Обществознание. Базовый уровень : учебник для 10 класса общеобразовательной школы / под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Ю.И. Аверьянова. – М.: Просвещение, 2008.

  3. Обществознание. Базовый уровень : учебник для 10 класса общеобразовательной школы / под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Н.М. Смирновой. – М.: Просвещение, 2008.

  4. Обществознание. Профильный уровень : учебник для 10 класса общеобразовательной школы / под ред. Л.Н., Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – М.: Просвещение, 2008.

  5. Обществознание. Профильный уровень : учебник для 11 класса общеобразовательной школы / под ред. Л.Н., Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, А.Т. Кинкулькина. – М.: Просвещение, 2008.

  6. Спиркин А. Г. Философия: [учебник для втузов]/ А. Г. Спиркин.- М.: Гардарики, 2008.

Программа вступительного испытания

по дисциплине «Теория государства и права»

(направление подготовки 030900.62 – Юриспруденция)

Предмет и методология теории государства и права

Предмет и объект теории государства и права. Соотношение теории государства и права с гуманитарными науками: философией, политологией, социологией и другими. Система юридических наук. Соотношение теории государства и права с другими юридическими науками. Функции теории государства и права. Методы познания государства и права и их классификация.

Происхождение государства и права

Западный и восточный путь образования государства. Неолитическая революция и ее роль в образовании государства. «Мононормы» как социальные регуляторы в первобытном обществе. Особенности возникновения государства на Востоке. Основные теории происхождения государства, их достоинства и недостатки. Причины возникновения права. Различные мнения по этому вопросу.

Понятие государства и его функции

Основные подходы к понятию государства: история и современность. Определение государства в отечественной науке. Признаки государства. Государственный суверенитет и проблемы его реализации в Российской Федерации. Соотношение государственной и политической власти. Проблема легитимности власти.

Функции государства и права

Понятие и признаки функций государства. Соотношение функций государства и его задач, функций государства и функций государственных органов. Классификация функций государства. Проблемы функций современных государств. Формы и методы осуществления функций государства.

Механизм государства, его типы и формы

Понятие механизма государства. Соотношение механизма государства с государственным аппаратом и политической системой. Классификация государственных органов. Принципы организации и деятельности государственного аппарата. Механизм современного российского государства, проблемы его функционирования и совершенствования. Типология государств: основные подходы. Особенности государств различных исторических типов. Понятие формы государства и ее элементы.

Гражданское общество и правовое государство

Понятие и структура гражданского общества. Принципы функционирования гражданского общества. Понятие и признаки правового государства. Развитие элементов концепции правового государства в науке. Принципы господства права и верховенства закона в правовом государстве. Личность в правовом государстве. Взаимная ответственность личности и государства.

Сущность права

Основные подходы к понятию права в современной науке. Подходы к понятию права в современной России. Признаки права. Право в объективном и субъективном смысле. Функции права. Принципы права и их виды. Соотношение права, экономики и политики. Понятие правовой системы и ее основные элементы.

Нормы права и другие социальные нормы

Понятие и виды социальных норм. Технические и социальные нормы. Соотношение норм права и нравственности. Понятие и признаки норм права. Структура правовой нормы, различные подходы к этому вопросу. Виды гипотез, диспозиций и санкций. Классификация правовых норм. Эффективность норм права. Коллизии норм права и способы их разрешения. Соотношение нормы права и статьи закона.

Источники (формы) права

Понятие источника права и его соотношение с понятием формы права. Виды источников права. Нормативно-правовой акт как основной источник российского права. Отличия нормативных от индивидуальных актов. Юридический прецедент, нормативный договор, правовой обычай и правовая доктрина как источники права.

Правотворчество

Понятие правотворчества и его виды. Принципы правотворчества. Механизм и стратегия правотворчества. Стадии правотворческого процесса. Проблемы законотворчества субъектов РФ. Законодательная техника и ее правила. Понятие и виды правотворческих ошибок. Систематизация нормативных правовых актов и ее виды.

Система права

Понятие системы права и его соотношение с понятиями структуры права и правовой системы. Предмет и метод правового регулирования. Элементы системы права. Публичное и частное, материальное и процессуальное, национальное и международное право. Проблемы системы современного российского права. Соотношение системы права и системы законодательства.

Правовое отношение

Понятие и признаки правоотношений. Предпосылки правоотношений. Классификация правоотношений. Субъекты правоотношений. Правоспособность и дееспособность. Содержание правовых отношений и его виды. Правовой статус. Объект правоотношений. Юридические факты: понятие, признаки, классификация. Фактический состав. Правовые презумпции и фикции.

Реализация и толкование права

Понятие и формы реализации права. Правоприменение, его принципы и формы. Стадии правоприменительного процесса. Проблема истины в правоприменении. Акты применения права: понятие, признаки, виды. Пробелы в праве, их виды. Аналогия закона и аналогия права. Понятие и значение толкования норм права. Объект толкования. Виды толкования норм права по субъектам, объему. Способы толкования норм права. Понятие и разновидности актов толкования норм права.

Законность, правопорядок, правосознание и правовая культура

Законность как требование, метод, режим неуклонного соблюдения и исполнения законов. Принципы и требования законности. Общие и специальные гарантии законности. Понятие и структура правопорядка. Соотношение правопорядка с законностью и общественным порядком. Понятие и структура правосознания. Виды правосознания. Взаимосвязь права и правосознания. Влияние правосознания на правотворчество и правореализацию. Деформации правосознания. Правовой нигилизм и правовой идеализм, их развитие в современной России. Понятие и структура правовой культуры общества и личности. Пути совершенствования правовой культуры. Правовое воспитание.

Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность

Понятие и виды правомерного поведения. Понятие и признаки правонарушений. Виды правонарушений. Состав правонарушения и его элементы. Юридическая ответственность, ее признаки и виды. Проблема позитивной (перспективной) ответственности. Функции, цели, принципы юридической ответственности.

Рекомендуемая литература

  1. Баранов В.М., Поленина С.В. Система права, система законодательства и правовая система: Учебное пособие. Н. Новгород, 2000.

  2. Венгеров А. Б. Теория государства и права. М., 2005.

  3. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1996.

  4. Жинкин С.А. Теория государства и права: конспект лекций. Ростов н/Д, 2010.

  5. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. М., 1999.

  6. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права. М., 2002.

  7. Морозова Л. А. Теория государства и права. М., 2004.

  8. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М., 1999.

  9. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах / отв. ред. М. Н. Марченко. Т. 2. М., 2002.

  10. Поленина С.В. Качество и эффективность законодательства. М., 1993.

  11. Проблемы общей теории права и государства/ Под общ. ред.
    В.С. Нерсесянца. М., 1999.

  12. Протасов В.П. Правоотношение как система. М., 1991.

  13. Сырых В. М. Теория государства и права. М., 2005.

  14. Теория государства и права / отв. ред. В. Д. Перевалов. М., 2004.

  15. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / под общ. ред. А.С. Пиголкина. М., 2003.

  16. Чашин А.Н. Теория государства и права: учебник. М., 2008.

Программа вступительного испытания

по дисциплине «Биология»

(направления подготовки 050400.62 – Психолого-педагогическое образование и 050700.62 – Специальное (дефектологическое) образование))

Введение

Биология как наука. Биология как система наук и часть целостного научного знания. Система и классификация биологических наук. Основные направления развития и проблемы современной биологии. Биологическое образование как часть формирования духовно-нравственной культуры человека.

Системы организмов в истории науки. Таксономия, систематика и классификация организмов: объект и предмет исследования этих наук; соотношение понятий. Основные системы организмов в истории биологии. Современные системы организмов

Жизнь на Земле

Происхождение жизни на Земле.Основные теории происхождения жизни на Земле. Этапы химической эволюции жизни.

Становление клетки как начало биологической эволюции. Современные гипотезы возникновения клеточной организации у прокариот и эукариот. Возникновение многоклеточных организмов.

Современные представления о сущности жизни. Основные признаки и свойства живого. Уровни организации и изучения живого.

Основные формы жизни на Земле. Сходства и различия растительной
и животной форм жизни на молекулярном, клеточном, организменном уровнях. Унитарные, метамерные и модульные организмы. Особенности в поведении
и индивидуальном развитии.

Питание организмов. Типы питания организмов в зависимости от получения углерода, водорода и энергии: гетеротрофы, автотрофы, фоторедукторы, фотосинтетики, хемосинтетики. Основные представители. Эволюция типов питания.

Размножение и воспроизведение организмов. Размножение и воспроизведение организмов как процесс и результат. Понятие о диплофазе и гаплофазе, диплобионте и гаплобионте. Циклы воспроизведения: гаплофазный и диплофазный. Место мейоза и полового процесса в цикле воспроизведения. Типы полового процесса. Чередование поколений и чередование ядерных фаз у организмов разных царств, их биологическая роль. Способы образования потомства. Размножение бесполое
и половое. Споровое и вегетативное размножение у организмов разных царств.

Основные направления эволюции в изменении соотношения гапло-
и диплофазы в циклах воспроизведения высших растений, животных
и микроорганизмов. Редукция гаплобионта и её биологическая роль. Преимущества диплофазного цикла воспроизведения.

Индивидуальное развитие организмов. Понятие об онтогенезе. Периоды онтогенеза и их характеристики у организмов разных царств. Эмбриональный, прегенеративный, генеративный и постгенеративный периоды онтогенеза. Возрастные состояния. Особенности онтогенеза у растений, разных групп животных и человека. Индивидуальное развитие с полным и неполным превращением, их биологическое значение. Эволюция онтогенезов и её причины.

Клетка как основная структурная и функциональная единица живого

Клеточная теория: этапы становления, современное состояние. Постулаты клеточной теории. Значение клеточной теории для развития науки.

Структурная организация клетки. Гиалоплазма растительной и животной клеток и ее роль в стабилизации структуры и функции органоидов и клетки
в целом. Надмолекулярные комплексы. Биологические мембраны: модели строения, функциональное значение. Компартментация и её роль в обеспечении жизненно-важных процессов в клетке.

Органоиды цитоплазмы и их роль в биологической активности клетки. Одномембранные, двумембранные и глобулярные органоиды: строение и функции. Сходства и отличия животной и растительной клетки по спектру органоидов.

Фотосинтез как процесс поглощения, усвоения, сохранения и передачи энергии. Основные фотосинтетические пути усвоения углекислого газа, значение их в адаптации организмов к условиям внешней среды. Фазы фотосинтеза, основные процессы и результат. Космическая роль фотосинтеза.

Клетка – открытая термодинамическая система. Первый и второй законы термодинамики и их реализация в клетке. Механизм биологического окисления
в животной и растительной клетках (этапы синтеза АТФ). АТФ как универсальный переносчик энергии. Макроэргические связи. Особенности энергетического обмена в растительной клетке.

Клеточный цикл и мейоз как основные способы образования новых клеток. Клеточный цикл как механизм обеспечения постоянства числа хромосом в клетках одного организма. Характеристика фаз клеточного цикла. Митоз как механизм распределения наследственного материала; биологический результат и значение. Место клеточного цикла в растительном и животном организмах. Особенности клеточного цикла у растений. Клеточный цикл и жизненный цикл клетки: соотношение понятий.

Процесс, результат и биологическое значение мейоза как редукционного деления. Зиготический (начальный), спорический (промежуточный) и гаметический (конечный) мейоз: особенности этих процессов, место в цикле воспроизведения, место в растительном и животном организмах. Связь мейоза с половым процессом.

Внутриклеточная регуляция. Рецепторно-конформационный принцип как основа внутриклеточной регуляции у растений и животных. Межклеточные
и внутриклеточные молекулярные сигналы. Изменение клеточных мембран под действием сигналов. Цитоплазматические, цитозольные и ядерные рецепторы. Вторичные посредники. Конформация мембранных белков. Механизм внутриклеточной регуляции. Изменение конформации ферментов под действием молекул субстрата и молекул-эффекторов.

Многообразие организмов

Вирусы.Особенности строения и существования. Многообразие. Роль в природе и жизни человека. Вирусные заболевания и меры профилактики.

Бактерии. Основные таксономические категории. Особенности строения и физиологии бактериальной клетки. Формы и размеры бактериальной клетки. Роль бактерий в биогеохимических циклах земли и в жизни человека. Взаимоотношения бактерий с другими представителями живого.

Физиология человека

Регуляция и координация функций организма. Рефлекторный принцип деятельности ЦНС.Рефлекс как основной принцип деятельности нервной системы. Рефлекторная теория. Рефлекторная дуга, рефлекторное кольцо. Классификация рефлексов человека и животных. Значение рефлексов в деятельности двигательных, вегетативных, сенсорных и интеллектуальных систем мозга.

Условный рефлекс.Сходства и различия между условными и безусловными рефлексами. Методы изучения условных рефлексов. Основные правила выработки условных рефлексов. Стадии образования условного рефлекса. Условный рефлекс как основа формирования умений, навыков и динамического стереотипа. Биологическая, физиологическая и социальная роль условных рефлексов.

Иммунитет как основа целостности многоклеточного организма.Иммунитет и иммунная система организма. Функция и виды иммунитета. Механизмы неспецифического и специфического иммунитета. Нарушения иммунитета: аутоиммунные заболевания, аллергия и анафилаксия, синдром приобретенного иммунодефицита. Поддержание и развитие иммунитета.

Физиология сенсорных систем.Общие представления о сенсорных системах мозга. Значение сенсорных систем для деятельности организма и в познании мира. Понятие о периферическом, проводниковом и корковом отделах анализаторов.

Основные механизмы обработки сенсорной информации в периферическом, проводниковом и центральном (корковом) отделах анализаторов.Физиология центрального, или коркового, отдела сенсорных систем. Взаимодействие сенсорных систем. Процессы торможения в сенсорных системах. Кодирование информации
в сенсорных системах. Механизмы формирования ощущений и восприятия как заключительный этап деятельности сенсорных систем.

Двигательные системы мозга.Характеристика основных форм двигательной активности человека.Гиподинамия (гипокинезия) и ее негативное влияние
на организм человека.

Основные принципы управления движением.Общие принципы нервной регуляции позы (мышечного тонуса) и фазных движений. Общая характеристика двигательных систем мозга. Основные механизмы координации движений
и двигательные программы. Роль различных отделов ЦНС в регуляции двигательной активности.Роль коры больших полушарий в формировании
и управлении произвольными движениями и позой.

Двигательные умения и навыки.Двигательные рефлексы. Двигательные качества человека. Методы исследования двигательной активности и функционального состояния двигательных систем мозга.

Высшие психические функции. Психофизиология памяти.Память и ее виды. Физиологические механизмы сенсорной, краткосрочной и долговременной памяти. Основные концепции и гипотезы о процессах памяти. Нейроанатомия памяти. Объем памяти. Феномены памяти. Системы управления и регуляции памяти информации. Фармакология памяти. Забывание. Виды нарушений памяти у человека.

Физиология эмоций. Определение термина «эмоции». Классификация эмоций. Физиологическая роль эмоций. Внешние проявления эмоций. Электрическая активность коры больших полушарий при эмоциях. Методы изучения и диагностики эмоций.

Физиологические механизмы эмоций. Нейроанатомия и нейрохимия эмоций. Наркотики и эмоции. Механизм формирования пристрастия к употреблению алкоголя, наркотиков и табакокурению.

Эндокринология. Физиология железистого эпителия. Строение и функции железистых клеток. Фазы секреции. Продукты секреторной деятельности железистых клеток. Регуляция секреторной деятельности гландулоцитов. Общая характеристика желез внешней, внутренней и смешанной секреции.

Половые гормоны.Механизмы действия и физиологическая роль женских
и мужских половых гормонов. Половое развитие. Половое созревание. Строение репродуктивной системы организма. Репродуктивное здоровье.

Физиология висцеральных систем.Кардиореспираторные системы организма. Понятие о кардиореспираторных системах организма и их значение. Регуляция деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем и системы крови как отражение общих принципов регуляции и координации функций организма.

Физиология питания. Общее представление об обмене веществ в организме и о нервно-гуморальной его регуляции. Пищевые продукты и конечные метаболиты. Классификация пищевых продуктов. Нутриенты, их виды, энергетическая
и пластическая ценность. Непищевые вещества, их виды и влияние на организм человека. Роль белков, жиров, углеводов, воды, микроэлементов и витаминов
в организме. Физиологические основы рационального питания.

Адаптация организма.Теория стресса.Понятие и виды стресса. Стрессоры. Стресс у человека: стадии и механизмы. Стрессреализующие и стресслимитирующие системы. Болезни стресса. Особенности эмоционального стресса. Пути выхода
из эмоционального стресса и способы профилактики.

Генетика

Материальные основы генетики.Молекулярная организация хроматина
и генетическая регуляция синтеза белка. Строение и генетические функции молекул РНК и ДНК. Молекулярные механизмы редупликации ДНК. Современное представление о природе гена. Различия в системе организации генов прокариот
и эукариот. Генетический код и его свойства. Сущность и биологическая роль митоза и мейоза.

Классические законы наследования.Представления о наследовании признаков. Классические законы Г. Менделя. Характеристика гороха как объекта генетических исследований. Закон единообразия гибридов первого поколения, закон расщепления, закон независимого комбинирования (наследования) признаков. Закон чистоты гамет (дискретность наследственных единиц) как следствие законов Г. Менделя. Цитологические основания законов Менделя.

Взаимодействие генов: аллельное (полное доминирование, неполное доминирование, кодоминирование, аллельное исключение) и неаллельное (комплиментарность, эпистаз, полимерия, плейотропия). Выявление случаев, противоречащих независимому распределению признаков. Характеристика дрозофилы как объекта генетических исследований. Понятия группа сцепления, сцепленное наследование, полное сцепление, неполное сцепление, независимое наследование. Кроссинговер и его генетическая роль. Основные положения хромосомной теории Т. Моргана. Локализация генов в хромосомах, генетические карты хромосом. Генетическая карта хромосом человека.

Хромосомный и балансовый механизмы определения пола: гомогаметность и гетерогаметность. Закономерности сцепленного с полом наследования: признаки, сцепленные с Х-хромосомой, с Y-хромосомой. Наследственные заболевания, сцепленные с полом.

Изменчивость.Типы изменчивости: наследственная (мутационная и комбинативная) и фенотипическая. Мутационная теория Г. Де Фриза.

Классификация мутаций. Генные мутации, хромосомные мутации, геномные мутации. Использование генных и геномных мутаций в современной селекции. Наследственные аномалии человека и причины их возникновения. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н.И. Вавилова, его значение для практической селекции. Искусственное получение мутаций. Модификационная изменчивость, ее адаптивное и эволюционное значение. Взаимодействие генотипа с факторами среды. Норма реакции генотипа.

Экология

Экологические факторы. Классификация. Абиотические и биотические, лимитирующие факторы. Закономерности влияния фактора среды на успешность жизнедеятельности организмов: прямое и косвенное воздействие, зоны оптимума, пессимума, толерантности, нормальной жизнедеятельности, длительного существования. Антопогенные факторы. Экологическая ниша. Роль экологических факторов в эволюции организмов. Понятие о преадаптации.

Основные адаптации организмов. Основные адаптации организмов к водной и наземно-воздушной средам обитания. Особенности структурной организации, внутреннего строения, биологии, ритмов, физиологических особенностей.

Основные адаптации представителей разных царств к организменной среде обитания. Особенности структурной организации, внутреннего строения, биологии, ритмов, физиологических особенностей.

Взаимоотношения организмов. Трофические, топические, фабрические, информационные; взаимо-полезные, взаимо-нейтральные, полезно-вредные, взаимо-вредные взаимоотношения, симбиоз; мутуализм; комменсализм; протокооперация; синойкия; хищничество; паразитизм; полупаразитизм; аменсализм; конкуренция; антагонизм. Эдификатор. Механизмы регуляции численности популяций в природе.

Стресс и его проявления.Теории стресса Г. Селье. Стресс-реализующие
и стресс-лимитирующие системы. Эмоциональный стресс у человека. Стресс
в популяциях. Фазовость у насекомых.

Эволюционное учение

Формирование эволюционной идеи.Предпосылки возникновения дарвинизма. Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина и её оценка. Развитие эволюционной теории в последарвиновский период. Предпосылки возникновения синтетической теории эволюции (СТЭ). Постулаты СТЭ и их оценка. Современное состояние эволюционного учения: СТЭ и иные теории эволюции; креационизм.

Микроэволюция: элементарные единицы, явления, факторы и пусковые события. Роль миграции особей, дрейфа генов (генетико-автоматических процессов) и горизонтального переноса. Результаты микроэволюции. История развития понятия «вид» и современная концепция широкого политипического вида. Критерии и признаки вида; внутривидовая структура. Формо- и видообразование. Постепенное (алло- и симпатрическое) и внезапное видообразование.

Естественный отбор.Естественный отбор как ведущий фактор микро
и макроэволюции. Движущий, стабилизирующий, дизруптивный отбор: особенности и значение. Творческая роль естественного отбора.

Макроэволюция.Макроэволюция: соотношение микро- и макроэволюции, основные факторы и механизмы. Важнейшие проблемы макроэволюции: постепенность, направленность, обратимость и предсказуемость эволюции; дивергенция, конвергенция и параллелизм как пути формирования существующего многообразия; моно-, пара- и полифилетические таксоны и проблема ветвей (клад) и уровней (град). Способы эволюции таксонов по А. Н. Северцову
и И.И. Шмальгаузену; биологический прогресс и пути его достижения; биологический регресс. Взаимоотношение онто- и филогенеза; модусы филэмбриогенеза по А. Н. Северцову и их современное понимание; гетерохрония.

Становление человека современного типа.Проблема появления гоминид: возникновение приматов, обезьян, узконосых обезьян и гоминид. Становление рода Homo: соотношение понгид и гоминид, австралопитеки и родственные им роды. Теории происхождения человека. Формирование человека современного типа: H. habilis, H. erectus, H. sapiens. Теории места возникновения и последующего расселения человека современного типа. Качественное своеобразие эволюции человека. Сущность рас и их происхождение; подходы к классификации рас.

Рекомендуемая литература

  1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. Человек-Экономика-Биота-Среда. – М.: АНТИ-ДАНА, 2007.

  2. Бирюков В.В. Основы промышленной биотехнологии. – М.: КолосС, 2004.

  3. Ермишин А.П. Биотехнология, Биобезопасность, Биоэтика. – Мн.: Тэхналогия, 2005.

  4. Колчанов Н.А., Суслов В.В., Шумный В.К. Молекулярная эволюция генетических систем. – Палеонтологический журнал, 2003.

  5. Мамонтов С.Г. Биология. Учебник для вузов. М.: Academia, 2008.

  6. Николс Дж. Г. От нейрона к мозгу / Дж.Г. Николс, А.Р. Мартин, Б.Дж. Валлас, П.А Фукс. – М.: Едиториал УРСС, 2003.

  7. Пехов А.П. Биология с основами экологии. Учебник для вузов. М.: Лань. 2007.

  8. Современная микробиология: прокариоты / под ред. Й. Ленглера, Г. Девса, Г. Шлегеля. – М.: Мир, 2005.

  9. Страхова Н.А., Омельченко Е.В. Экология и природопользование: учебное пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.

  10. Ярыгин В.Н. Биология. Учебник для вузов. М.: Высшая школа, 2006.

Программы вступительных испытанийв письменной форме в виде тестированияпо общеобразовательным предметам(для граждан, имеющих среднее (полное) общее образование, полученное до 1 января 2009 г.; имеющих среднее профессиональное образование – при приеме для обучения по программам бакалавриата соответствующего профиля; имеющих среднее (полное) общее образование, полученное в образовательных учреждениях иностранных государств, а также для лиц, имеющих высшее профессиональное образование, поступающих для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста (на полный курс обучения), соответствуют обязательному минимуму содержания основных образовательных программ (по соответствующему общеобразовательному предмету), предусмотренному действующим Государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования.


Председатель приемной комиссии М.Б. Астапов



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа направление подготовки 011200 физика

    Основная образовательная программа
    ... программыдисциплины «МАТЕМАТИЧЕСКИЙАНАЛИЗ» Рекомендуется для направленияподготовки 011200 «ФИЗИКА» Квалификация (степень) выпускника бакалавр Цели и задачи дисциплиныДисциплина «Математическийанализ» ...
  2. Основная образовательная программа направление подготовки 011200 физика

    Основная образовательная программа
    ... программыдисциплины «МАТЕМАТИЧЕСКИЙАНАЛИЗ» Рекомендуется для направленияподготовки 011200 «ФИЗИКА» Квалификация (степень) выпускника бакалавр Цели и задачи дисциплиныДисциплина «Математическийанализ» ...
  3. Основная образовательная программа направление подготовки 011 200 физика

    Основная образовательная программа
    ... программыдисциплины «МАТЕМАТИЧЕСКИЙАНАЛИЗ» Рекомендуется для направленияподготовки 011200 «ФИЗИКА» Квалификация (степень) выпускника бакалавр Цели и задачи дисциплиныДисциплина «Математическийанализ» ...
  4. Основная образовательная программа направление подготовки 030900 юриспруденция профиль подготовки

    Основная образовательная программа
    ... видов (например, экзаменподисциплине может включать как устные, так и письменные испытания). Формы контроля: - собеседование; - коллоквиум ...
  5. М ОНИТОРИНГ СМИ Модернизация профессионального образования Март - август 2011г

    Краткое содержание
    ... вступительныеиспытания профильной направленностипо отдельным направлениямподготовки ... самостоятельно определять набор дисциплин. Наличие программ бакалавриата по государственному управлению — скорее, наше преимущество (на ... математическогоанализа ...

Другие похожие документы..