Главная > Программа


Оглавление

1. Пояснительная записка………………………………………………………………………………… 4

2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной

программы начального общего образования ……………………………………...…. 8

2.1. Формирование универсальных учебных действий (личностные и метапредметные

результаты) …………………………………………10

2.1.1. Чтение.

Работа с текстом(метапредметныерезультаты)……………………………………………….13

1.1.2. Формирование ИКТ‑компетентности обучающихся (метапредметные результаты) ……14

2.2. Русский язык. …………………………………………16

2.3. Литературное чтение. …………………………………………18

2.4. Иностранный язык (английский) …………………………………………21

2.5. Математика …………………………………………23

2.6. Окружающий мир …………………………………………25

2.7. Музыка …………………………………………27

2.8. Изобразительное искусство …………………………………………28

2.9. Технология …………………………………………30

2.10. Физическая культура …………………………………………32

3. Базисный учебный план начального общего образования .......................................... …………35

4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся

на ступени начального общего образования …………………………………………43

5. Программы отдельных учебных предметов, курсов ……………………………………….. 52

5.1. Общие положения …………………………………………52

5.2. Основное содержание учебных предметов на ступени начального общего образования (вариант

1 – «Школа 2100») ………………………………………………………………..……………..53

5.2.1. Программа по математике………………………………………………………………....……55

5.2.2. Программа по литературному чтению……………………………………………….….….. ...79

5.2.3. Программа по русскому языку…………………………………………………........................95

5.2.4. Программа по окружающему миру…………………………………………….......................115

5.2.5. Программа по изобразительному искусству………………………………………………….150

5.2.6. Программа по технологии………………………………………………………………….… 166

5.2.7. Программа по английскому языку………………………………………………….………….193

5.2.8. Программа по музыке……………………………………………………………………….… 201

5.2.9. Программа по физической культуре……………………………………………………….… 207

5.2.10. Программа адаптации детей к школьной жизни «Введение вшкольную жизнь» ……..… 217

5.3. Основное содержание учебных предметов на ступени начального общего

образования (вариант №2 – «Начальныя школа 21 века) ………………………..………..… 234

5.3.1. Программа по математике ……………………………………………………………….….… 234

5.3.2. Программа по литературному чтению ………………………………………………….……..245

5.3.3. Программа по русскому языку ………………………………………………………….…… 260

5.3.4. Программа по окружающему миру …………………………………………………….………272

5.3.5. Программа по изобразительному искусству …………………………………………….…. 286

5.3.6. Программа по технологии …………………………………………………………………..….297

5.3.7. Программа по английскому языку …………………………………………………………..…313

5.3.8. Музыка ………………………………………………………………………………..…..……...321

5.3.9. Физическая культура …………………………………………………………………....………322

6. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

на ступени начального общего образования………………………………………………..…..…325

6.1.Программа по основам духовно-нравственной культуры народов России …………………….338

7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни ……..……......341

8. Система оценки достижения планируемых результатов освоения

основной образовательной программы начального общего образования ……….…………… 346

8.1. Общие положения ……………………………………..…346

8.2. Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов ………..… 347

8.3. Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных

образовательных достижений……………………………………………………………………351

8.4. Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от начального

к основному общему образованию …………………………………….....353

Приложение. Договор о предоставлении общего образования муниципальными и

государственными общеобразовательными учреждениями …………………..355

1.Пояснительная записка.

Основная образовательная программа начального общего образования государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №998 с этнокультурным (русским) компонентом образования (город Москва, улица Борисовские пруды, дом 36 корпус 2) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования) к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. раскрывает изменения, которые произойдут на первой ступени школьного образования в данном образовательном учреждении в соответствии со стандартом второго поколения (2009). Эти изменения касаются приоритетных целей образования, принципов построения образовательного процесса, особенностей организации учебного дня младшего школьника.

Разработка основной образовательной программы начального общего образования осуществлялась с привлечением органов самоуправления школы (школьного методического совета, попечительского совета, управляющего совета), которые обеспечивают государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.

Основная образовательная программа формировалась с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

·с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

·с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

·с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

·с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

·с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

·с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитывались также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет): центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитывались: существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста. Школа имеет возможность обучать учащихся по программам и системам учебников «Школа 2100», «Начальная школа XX1 века».

При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связаны с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности первой ступени общего образования и обучения.

Образовательное учреждение берет на себя обязательства по выполнению задач, поставленных в стандарте нового поколения.

Образовательное учреждение осуществляет деятельность по реализации следующих целей образования.

  • Обеспечение возможностей для получения качественного начального общего образования.

Эта цель реализуется двумя путями:

  1. дифференциацией обучения, обеспечением коррекционно-развивающей деятельности учителя;

  2. организацией внеклассной деятельности, представленная системой программ с учетом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей.

  • Развитие личности школьника как приоритетная цель начальнойшколы.

Интеллектуальное развитие младшего школьника предполагает:

  • сформированное умение использовать знания в нестандартной ситуации, в условиях выбора и наличии ошибки; самостоятельность и инициативность детей в выборе необходимых средств решения учебной задачи;

  • умение добывать знания, развитые метапредметные действия, обеспечивающие поиск информации, работу с ней, адекватную поставленной учебной задаче;

  • осознание своего незнания, умение находить допущенную ошибку и исправить ее, сравнивать полученные результаты с целью учебной задачи;

  • изменения, происходящие в мыслительной деятельности учащихся – целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.); возрастной уровень развития мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов;

  • сформированность универсальных учебных действий как предпосылка развития достаточного уровня общеучебных умений.

  • Духовно-нравственное развитие обучающихся.

Воспитание нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире. Эта сторона деятельности образовательного учреждения реализуется в процессе изучения учебных предметов:

  • «Литературное чтение» в 1-4-х классах,

  • «Основы духовно-нравственной культуры народов России» - в 4-ом классе, а также программ внеклассной деятельности школьников:

  • «Народоведение»;

  • «Мир русской народной культуры» в 1-х классах;

  • Сохранение и развитие культурного и языкового наследия.

Особое внимание уделяетсяформированию интереса к русскому языку. Это обеспечивается в процессе изучения:

  • русского языка,

  • литературного чтения,

  • основ духовно-нравственной культуры народов России.

Вклад в решение этой задачи осуществляет:

  • факультативный курс «Риторика»;

  • факультативный курс «Удивительный мир слов»;

  • факультативный курс «В мире книг»;

  • Сохранение здоровья, поддержка индивидуального развития, формирование правил здорового образа жизни.

Реализация этой цели обеспечивается системой оздоровительных мероприятий, проводимых в образовательном учреждении:

  • утренняя зарядка;

организация деятельности на уроке, не допускающая переутомления (проведение игр, работа за конторками, физминутка);

  • релаксационные упражнения в специально оборудованном помещении.

В рамках внеклассной деятельности предусмотрен:

  • факультативный курс «Радуга здоровья» в 1-4-х классах;

  • «Краеведение. Юный турист: изучаю родной край». в 1-4-х классах;

  • Формирование учебной деятельности школьника.

Эта цель образовательного процесса в данном образовательном учреждении достигается использованием средств обучения в системе «Школа 2100», «Начальная школа XXI век», специально направленных на формирование компонентов учебной деятельности. Ее сформированность предполагает: умения учиться («умею себя учить»), наличие развитых познавательных интересов («люблю учиться, все интересно»), внутреннюю мотивацию («понимаю, зачем учусь»), а также элементарные рефлексивные качества («умею принять оценку учителя и сам объективно оцениваю свою деятельность»).

В образовательном учреждении пересмотрена система контролирующей и оценочной деятельности учителя, определена приоритетная цель – формирование самоконтроля и самооценки ученика.

Процесс перестройки образовательного процесса в данном образовательном учреждении подчиняется следующим принципам.

1. Личностно-ориентированное обучение предполагает:

  • сохранность и поддержку индивидуальности ребенка; предоставление возможностей каждому ребенку работать в присущем ему темпе;

  • создание условий для обязательной успешной деятельности;

  • обучение в зоне «ближайшего развития», обеспечение своевременной помощи каждому ребенку при возникновении трудностей обучения;

  • создание условий для реализации творческих возможностей школьника.

2. Природосообразность обучения рассматривается учительским коллективом как соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста, обеспечение помощи учащимся, которые испытывают

трудности в обучении; создание условий для роста творческого потенциала, успешного развития одаренных детей. Мера трудности содержания образования для каждого ученика с учетом темпа его продвижения в освоении знаний-умений и универсальных действий, уровня актуального

психического развития и этапа обучения.

3. Принцип педоцентризма предполагает отбор содержания обучения, наиболее адекватного потребностям детей этого возрастного этапа развития, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников. При этом учитывается необходимость социализации ребенка, осознание им своего места не только в «детском» мире, но и в школьном коллективе; овладение новыми социальными ролями(«я – ученик», «я – школьник») с постепенным расширением его участия во «взрослом» мире. Учитывается также знания и опыт младшего школьника по взаимодействию со сверстниками, с другими людьми, со средой обитания, уровень осознания свой принадлежности к обществу людей (права, обязанности, социальные роли).

4. Организация процесса обучения в форме учебного диалога

(диалогичность процесса образования) включает ориентировку учителя на демократический стиль взаимоотношений обучающих и обучающихся; предоставление ребенку права на ошибку, собственное мнение, выбор учебного задания и партнера по деятельности. В начальной школе используются разные формы организации обучения, в процессе которых дети учатся сотрудничать, осуществлять совместную учебную деятельность (парная, групповая, общая коллективная).

5. Преемственность и перспективность обучения.

В образовательном учреждении установились преемственные связи методической системы обучения с дошкольным, а также основным звеном образования. В учреждении осуществляется деятельность по подготовке детей к школе, развитию у них произвольного поведения, внимания, умений сотрудничать, предпосылок учебного труда. На базе школы работает старшая группа детского сада «Аистенок», группа подготовки детей к школе «Предшкольная пора». В школе ведется всесторонняя работа по пропедевтике изучения предметов основной школы. Критерием этой работы являются требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, которые даны в стандарте: личностные, метапредметные и предметные достижения школьника.

Основная образовательная программа начального общего образования ГОУ СОШ № 998 содержит следующие разделы:

  • пояснительную записку;

  • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

  • учебный план образовательного учреждения;

  • программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

  • программы отдельных учебных предметов, курсов;

  • программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

  • программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

  • систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Общая характеристика основной образовательной

программы начального общего образования

В данном документе раскрываются цели, принципы и подходы к отбору содержания, организации педагогического процесса, характеризуется учебный план начальной школы.

В основной части образовательной программы начального общего образования раскрываются следующие направления деятельности образовательного учреждения.

Планируемые результаты

1. Формирование универсальных учебных действий.

Дается характеристика разных видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. Приводятся конкретные примеры вклада каждого учебного предмета в развитие УУД. Выделяются различия между предметными и метапредметными универсальными действиями.

.2. Предметные результаты обучения.

С учетом авторских программ систем учебников «Начальная школа XXI века», «Школа - 2100» раскрываются результаты, которые должен достичь младший школьник за годы изучения данного учебного предмета.

Учебный план.

В учебном плане отражается учебная номенклатура изучаемых предметов, число часов на их изучение в неделю, нагрузка учащегося в неделю (общая часть), а также основные направления внеурочной

деятельности (вторая половина дня).

Программа формирования универсальных учебных действий.

Раскрывается содержание универсальных учебных действий разного вида (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), метапредметных УД, которыми должен овладеть ребенок, закончивший обучение в начальной школе.

Программы отдельных учебных предметов, курсов.

Программы учебных предметов представляются в авторском варианте системы учебников «Начальная школа XXI века» и «Школа - 2100».

Кроме указанных программ в документе раскрывается содержание следующих программ образования младших школьников:

Программа духовно-нравственного развития и воспитания ,

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

Система оценки достижения планируемых результатов освоения

основной общеобразовательной программы начального общего образования.

Этот раздел документа характеризует содержание и формы оценки личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

Образовательное учреждение ГОУ СОШ №998, реализующее основную образовательную программу начального общего образования, обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:

·с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса;

·с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.

Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми основной образовательной программы начального общего образования, закреплены в заключённом между ними и образовательным учреждением договоре (Приложение 1), отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.

2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №998 с этнокультурным (русским) компонентом образования.

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее — планируемые результаты) являются одним из важнейших механизмов реализации требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу. Они представляют собой систему

обобщённых личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.

Планируемые результаты:

·обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учётом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки;

·являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

В соответствии с системно-деятельностным подходом, составляющим методологическую основу требований Стандарта, содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщённые способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебно-практические задачи, в том числе как задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, так и задачи, по возможности, максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.

Иными словами, система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями — познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными через специфику содержания того или иного предмета, — овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса. В системе планируемых результатов особо выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, т. е. служащий основой для последующего обучения.

Структура планируемых результатов строится с учётом необходимости:

·определения динамики картины развития обучающихся на основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы — зоны ближайшего развития ребёнка;

·определения возможностей овладения учащимися учебными действиями на уровне, соответствующем зоне ближайшего развития, в отношении знаний, расширяющих и углубляющих систему опорных знаний, а также знаний и умений, являющихся подготовительными для данного предмета;

·выделения основных направлений оценочной деятельности — оценки результатов деятельности систем образования различного уровня, педагогов, обучающихся.

С этой целью в структуре планируемых результатов по каждой учебной программе (предметной, междисциплинарной) выделяются следующие уровни описания.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Оглавление 1 Пояснительная записка

    Автореферат диссертации
    Оглавление 1. Пояснительнаязаписка………………………………………………………………………………… 4 2. Планируемые результаты освоения ... государственными общеобразовательными учреждениями …………………..355 1.Пояснительнаязаписка. Основная образовательная программа начального общего ...
  2. I Пояснительная записка 3-14стр

    Пояснительная записка
    Оглавление I Пояснительнаязаписка ………………………………………..3-14стр. II Планируемые результаты освоения ... начального общего образования ………………………………………………………………………..228-242стр. I. Пояснительнаязаписка На современном этапе общество ставит ...
  3. Пояснительная записка к тематическому планированию по технологии

    Пояснительная записка
    ... Знать изученные орфограммы тетр. №2 с. у. тетр. №2 с. у. Пояснительнаязаписка к тематическому планированию по окружающему миру ... ; элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, оглавление); виды пересказа (подробный, краткий ...
  4. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА изложенными в Законе Российской Федерации «Об образовании»

    Пояснительная записка
    ... . Т.И. Бакланова ПРОГРАММА КУРСА «МУЗЫКА» 1–4 классы Пояснительнаязаписка Программа разработана в соответствии с актуальными задачами ... ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, словаря, памяток; • сравнивать, группировать, ...
  5. Пояснительная записка (693)

    Основная образовательная программа
    ... авторы: М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, Н. М. Бетенькова, О. Е. Курлыгина). Пояснительнаязаписка Курс русского языка в начальных классах ... (переплет), корешок, страницы, содержание (оглавление), иллюстрации. Умение ориентироваться в характере книги ...

Другие похожие документы..