textarchive.ru

Главная > Программа


Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств г. Обь»

Принято протоколом

педсовета

№_________________

от ____________200 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУДОД

ДШИ г. Обь

________________Рожок Л.Н.

УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ

ПРОГРАММА

по предмету по выбору

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

( фортепиано)

Для учащихся 1-5 классов ДШИ

по ОП «Театральное искусство»

Возраст учащихся 9 - 18 лет

г. Обь

2007

Пояснительная записка

Обучение игре на фортепиано входит в рабочий учебный план ОП «Театральное искусство» в качестве предмета по выбору.

Цель программы: создание условий для развития музыкально-слуховых, психофизических и эмоциональных способностей учащихся.

Задачи программы:

1. образовательные – обучение приемам игры на инструменте, формирование умений и навыков самостоятельной работы на музыкальном инструменте;

2. воспитательные – воспитание личностных качеств, таких как, трудолюбие, выносливость, ответственность, уважительное отношение к труду музыканта, эмоциональная отзывчивость; формирование духовной культуры;

3. развивающие – развитие общих и специфических способностей (восприятие, воображение, память, мышление, слух, ритм и т.д.).

В результате занятий по общему фортепиано учащийся должен овладеть некоторыми приемами игры на фортепиано (двигательные приемы, способы звукоизвлечения), научиться правильно понимать характер исполняемых произведений.

Учитывая специфику данного отделения, программа предусматривает несложные, элементарные требования по обучению на фортепиано – основы музыкальной грамоты, постановку рук, правила исполнения основных штрихов. В целом требования направлены на предметную заинтересованность учащихся, на развитие общего и музыкального кругозора детей. Поэтому большую часть программы составляет чтение с листа, подбор мелодий, игра в ансамбле с педагогом, подбор аккомпанемента (басового голоса или трезвучиями).*

Срок реализации программы – 5 лет.

На занятиях используется 5 основных форм работы:

1.подбор по слуху

2.аккомпанемент

3.чтение с листа

4.ансамбль

5.игра по буквенным цифровкам

С первого года обучения неотъемлемой частью курса общего фортепиано

является чтение с листа, сначала одноголосных примеров, далее сложнее.

Это расширяет музыкальный кругозор учащегося и развивает навык овладения музыкально-нотной грамотой и инструментом.

В старших классах, помимо игры в ансамбле, можно включать в репертуар и несложный аккомпанемент, даже исполнив его на зачете.

Условия реализации программы

Для занятий по общему фортепиано в каждом классе отводится 0,5 часа. Занятия проводятся индивидуально в классе, оборудованном для занятий. В классе должен быть инструмент, учебники, методические пособия.

Контроль и учет успеваемости

Текущий контроль осуществляется по ходу занятий.

Промежуточный контроль производится в виде зачета, который проходит в конце учебного года.

* Последнее – для более подвинутых учащихся.

Содержание программы

1 класс

Годовые требования

1.Научиться подбирать по слуху одноголосные мелодии с простым ритмическим рисунком. Пройти 8-10 пьес, включая разные формы работы.

2.Чтение с листа

3.Игра в ансамбле с педагогом (1-2 произведения).

Результаты 1 года обучения:

Овладение основами музыкальной грамоты, основными постановочными элементами рук на клавиатуре, навыками звукоизвлечения, посадкой за инструментом.

Требования на зачет

1.Чтение с листа

2.Ансамбль

2 класс

Годовые требования:

1.Научиться подбирать по слуху мелодии с более сложным мелодическим и ритмическим рисунком. Пройти 8-10 пьес.

2.Чтение с листа

3.Ансамбль - 1-2 произведения.

Результаты 2 года обучения:

Освоение новых двигательных навыков.

Требования на зачет

1.Подбор

2.Ансамбль

3 класс

Годовые требования:

1.Освоение аппликатуры, штрихов при исполнении (стаккото, легато, нон легато)

2. Научиться подбирать к мелодии сопровождение, используя бас - I, III, V, IV ступени, пройти 8-10 произведений.

3.Чтение с листа

4.Ансамбль 1-2 произведения.

Результаты 3 года обучения: формирование навыков взаимодействия слуховых и двигательных представлений ученика.

Требования на зачет

1.Аккомпанемент – подбор баса

2.Ансамбль

4 класс

Годовые требования:

1. Пройти 8-10 пьес, включая разные формы работы.

2.Чтение с листа (современные песни, романсы, инструментальную музыку).

3.Ансамбль 1-2 произведения

Результаты 4 года обучения: закрепление полученных ранее навыков.

Требования на зачет

1.Ансамбль

2.Чтение с листа

5 класс

Годовые требования:

  1. За учебный год преподаватель должен проработать с учеником 8-10 произведений.

2.Чтение с листа (современные песни, романсы, инструментальную музыку).

3.Ансамбль 1-2 произведения

Результаты 5 года обучения: закрепление полученных ранее навыков.

Требования на зачет

1.Ансамбль

2.Чтение с листа

Список литературы:

1. Алексеев А. «Методика обучения игры на фортепиано», М.,1978

2. Артоболевская А.Д.-«Первая встреча с музыкой», из опыта работы педагога-пианиста,М.,1935

3. Азбука игры на фортепиано для учащихся подготовительных и 1-го классов

4.Баренбойм «Путь к музицированию» Л.-М.,1979

5. Бах «Маленькие прелюдии и фуги», М.,1975

6. Гнесина «Фортепианная азбука»

7. Цыпин «Обучение игре на фортепиано» М.,1984

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств г. Обь»

Принято протоколом

педсовета

№_________________

от ____________200 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУДОД

ДШИ г. Обь

________________Рожок Л.Н.

УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ

ПРОГРАММА

по предмету по выбору

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

( фортепиано)

Для учащихся 1-7 классов ДШИ

по ОП «Театральное искусство»

Возраст учащихся 7 - 15 лет

г. Обь

2005

Пояснительная записка

Обучение игре на фортепиано входит в рабочий учебный план по ОП «Театральное искусство» в качестве предмета по выбору.

Цель программы: создание условий для развития музыкально-слуховых, психофизических и эмоциональных способностей учащихся.

Задачи программы:

1. образовательные – обучение приемам игры на инструменте, формирование умений и навыков самостоятельной работы на музыкальном инструменте;

2. воспитательные – воспитание личностных качеств, таких как, трудолюбие, выносливость, ответственность, эмоциональная отзывчивость; формирование духовной культуры;

3. развивающие – развитие общих и специфических способностей (восприятие, воображение, память, мышление, слух, ритм и т.д.),

В результате занятий по общему фортепиано учащийся должен овладеть некоторыми приемами игры на фортепиано (двигательные приемы, способы звукоизвлечения), научиться правильно понимать характер исполняемых произведений.

Учитывая специфику данного отделения, программа предусматривает несложные, элементарные требования по обучению на фортепиано – основы музыкальной грамоты, постановку рук, правила исполнения основных штрихов. В целом требования направлены на предметную заинтересованность учащихся, на развитие общего и музыкального кругозора детей. Поэтому большую часть программы составляет чтение с листа, подбор мелодий, игра в ансамбле с педагогом, подбор аккомпанемента (басового голоса или трезвучиями).*

Срок реализации программы – 7 лет.

С первого года обучения неотъемлемой частью курса общего фортепиано

является чтение с листа, сначала одноголосных примеров, далее сложнее.

Это расширяет музыкальный кругозор учащегося и развивает навык овладения музыкально-нотной грамотой и инструментом.

Со второго года обучения необходимо, по мере возможности, начинать работу над гаммами и арпеджио. Учащийся хотя бы теоретически должен представлять себе строение мажорных и минорных гамм и арпеджио (более простых – на 2 октавы, сложнее - на 1 октаву каждой рукой или двумя).

В 6-7 классе, помимо игры в ансамбле, можно включать в репертуар и несложный аккомпанемент, даже исполнить его на зачете.

Условия реализации программы

Для занятий по общему фортепиано в каждом классе отводится 0,5 часа. Занятия проводятся индивидуально в классе, оборудованном для занятий. В классе должен быть инструмент, учебники, методические пособия.

Контроль и учет успеваемости

Текущий контроль осуществляется по ходу занятий. Проверка знаний осуществляется в виде опроса, самостоятельной письменной работы. Кроме того, возможно использовать игровые формы проверки знаний, например, викторины.

Промежуточный контроль производится в виде зачета, который проводится в конце учебного года (декабрь, май).

* Последнее – для более подвинутых учащихся.

Содержание программы

1 класс

Годовые требования

1.Научиться подбирать по слуху одноголосные мелодии с простым ритмическим рисунком. Пройти 8-10 пьес. Включая разные формы работы.

2.Чтение с листа

3.Игра в ансамбле с педагогом (1-2 произведения).

Результаты 1 года обучения:

Овладение основами музыкальной грамоты, основными постановочными элементами рук на клавиатуре, навыками звукоизвлечения, посадкой за инструментом.

Требования на зачет

1.Чтение с листа

2.Ансамбль

2 класс

Годовые требования:

1.Научиться подбирать по слуху мелодии с более сложным мелодическим и ритмическим рисунком. Пройти 8-10 пьес.

2.Чтение с листа

3.Ансамбль - 1-2 произведения.

Результаты 2 года обучения:

Освоение новых двигательных навыков.

Требования на зачет

1.Подбор

2.Ансамбль

3 класс

Годовые требования:

1.Освоение аппликатуры, штрихов при исполнении (стаккото, легато, нон легато)

2. Научиться подбирать к мелодии сопровождение, используя бас - I, III, V, IV ступени, пройти 8-10 произведений.

3.Чтение с листа

4.Ансамбль 1-2 произведения.

Результаты 3 года обучения: формирование навыков взаимодействия слуховых и двигательных представлений ученика.

Требования на зачет

1.Аккомпанемент – подбор баса

2.Ансамбль

4 класс

Годовые требования:

1. Пройти 8-10 пьес, включая разные формы работы.

2.Чтение с листа (современные песни, романсы, инструментальную музыку).

3.Ансамбль 1-2 произведения

Результаты 4 года обучения: закрепление полученных ранее навыков.

Требования на зачет

1.Ансамбль

2.Чтение с листа

5 класс

Годовые требования:

  1. За учебный год преподаватель должен проработать с учеником 8-10 произведений.

  2. Чтение с листа (современные песни, романсы, инструментальную музыку).

  3. Ансамбль 1-2 произведения

Результаты 5 года обучения: закрепление полученных ранее навыков.

Требования на зачет

1.Ансамбль

2.Чтение с листа

6 класс

Годовые требования:

  1. Научиться играть по буквенным цифровкам трезвучиями 6-8 произведений

  2. Чтение с листа

  3. Ансамбль – 2 произведения

Результаты 6 года обучения: закрепление полученных в течение года навыков.

Требования на зачет

1. Чтение с листа (популярные классические и эстрадные произведения)

2. Игра с буквенными цифровками или 1 ансамбль с преподавателем

7 класс

Годовые требования:

  1. Играть по буквенным цифровкам или трезвучиями (аккомпанемент к мелодии)

  2. Чтение с листа (популярные классические и эстрадные произведения)

Результаты 7 года обучения: умение читать с листа, самостоятельно выучить текст незнакомого, доступного по уровню музыкального произведения, исполнение несложного аккомпанемента.

Требования на зачет

1. Чтение с листа (популярные классические и эстрадные произведения)

2. Игра с буквенными цифровками или 1 ансамбль с преподавателем

Список литературы

1. Алексеев А. «Методика обучения игры на фортепиано», М.,1978

2. Артоболевская А.Д.-«Первая встреча с музыкой», из опыта работы педагога-пианиста,М.,1935

3. Азбука игры на фортепиано для учащихся подготовительных и 1-го классов

4.Баренбойм «Путь к музицированию» Л.-М.,1979

5. Бах «Маленькие прелюдии и фуги», М.,1975

6. Гнесина «Фортепианная азбука»

7. Цыпин «Обучение игре на фортепиано» М.,1984



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Дополнительного образования детей «детская школа искусств г обь» (8)

    Программа
    Муниципальное образовательное учреждение дополнительногообразованиядетей «Детскаяшколаискусств г. Обь» Принято протоколом педсовета ... : программа для детских художественных школ и художественных отделений детскихшколискусств/ Краснояр. Краевой ...
  2. Дополнительного образования детей «детская школа искусств г обь» (6)

    Программа
    Муниципальное образовательное учреждение дополнительногообразованиядетей «Детскаяшколаискусств г. Обь» Принято протоколом педсовета ... компьютера. Учебное пособие для учащихся детских музыкальных школ и школискусств. – М., 2004. Красильников И., ...
  3. Дополнительного образования детей «детская школа искусств г обь»

    Программа
    Муниципальное образовательное учреждение дополнительногообразованиядетей «Детскаяшколаискусств г. Обь» Принято протоколом педсовета №_________________ от ...
  4. Дополнительного образования детей «детская школа искусств г обь» (12)

    Программа
    ... образовательное учреждение дополнительногообразованиядетей «Детскаяшколаискусств г. Обь» Принято протоколом ... Муниципальное образовательное учреждение дополнительногообразованиядетей «Детскаяшколаискусств г. Обь» Принято протоколом педсовета № ...
  5. Дополнительного образования детей «детская школа искусств г обь» (7)

    Программа
    Муниципальное образовательное учреждение дополнительногообразованиядетей «Детскаяшколаискусств г. Обь» Принято протоколом педсовета №_________________ ... Борин В., Этюд №5 Чайковский П. Камаринская из «Детского альбома» Бах И.С. Гавот Малый барабан ...

Другие похожие документы..