textarchive.ru

Главная > Методические указания


Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование

Российской Федерации

_____________________________________________________________________________

2.6.1. Ионизирующее излучение,

радиационная безопасность

Мониторинг радиоактивного йода

в случае масштабной радиационной аварии

Методические указания

МУ 2.6.1.2396-08

Издание официальное

Москва - 2008

Мониторинг радиоактивного йода в случае масштабной радиационной аварии: Методические указания. – М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, МУ 2.6.1.2396-08, 2008, 39 с.

  1. Разработаны: Федеральным государственным учреждением науки «Санкт-Петербургский научно- исследовательский институт радиационной гигиены имени профессора П.В. Рамзаева» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Звонова И.А., Братилова А.А., Жеско Т.В., Кайдановский Г.Н., Константинов Ю.О., Шутов В.Н).

  2. Рекомендованы к утверждению Комиссией по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию (протокол от______________2008 г. №____).

  3. Утверждены Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г. Онищенко 02.07.2008 года

  4. Введены в действие с « 02 » сентября 2008 года

  5. Введены впервые.

Содержание:

МУ 2.6.1.2396-08 7

1. Введение 7

2. Область применения 7

3. Нормативные ссылки 8

4.Мониторинг радиоизотопов йода в системе радиационно-эпидемиологического надзора 9

5. Измерения мощности дозы гамма-излучения 10

6. Требования к отбору проб для лабораторных исследований 11

6. 1. Общие требования к отбору проб продуктов питания 11

6.2. Требования к отбору проб молока 12

6.3. Требования к отбору проб пищевых продуктов 13

6.4. Требования к отбору проб воды 13

6.5.Требования к отбору проб травы 13

6.6. Требования к отбору проб воздуха 14

7. Требования к измерениям содержания 131I в продуктах питания и пробах окружающей среды 14

7.1. Прием и подготовка проб к измерениям в лаборатории 14

7.2. Требования к спектрометрическим измерениям проб. 15

7.3. Требования к спектрометрической аппаратуре 16

7.4. Радиохимический анализ проб 17

8. Требования к измерениям содержания 131I в щитовидной железе человека 18

8.1. Организация измерений содержания 131I в щитовидной железе человека 18

8.2. Требования к аппаратуре для радиометрии щитовидной железы 19

8.3. Требования к измерениям и оценке содержания 131I в щитовидной железе человека 19

9. Безопасность персонала 21

10. Первичный анализ и представление результатов 22

11. Общие требования к аппаратурному и метрологическому обеспечению измерений при проведении радиационного мониторинга изотопов йода 23

Список использованной методической и научной литературы. 25

Приложение 1. 26

Свойства радиоизотопов йода при миграции в природе и при поступлении в организм человека 26

Приложение 2. 29

Образец сопроводительного талона, прикрепляемого к пробе молока 29

Приложение 3. 31

Образец сопроводительного талона, прикрепляемого к пробе пищевых продуктов, воды, травы 31

Приложение 4. 32

Журнал регистрации проб пищевых продуктов1) 32

Приложение 5. 33

Журнал измерений пищевых продуктов1) 33

Приложение 6. 34

Методика радиохимического определения удельной активности радионуклидов йода, цезия, стронция, лантана и бария в пробах молока в условиях аварийного загрязнения местности 34

Приложение 7. 40

Журнал измерений содержания йода-131 в щитовидной железе человека 1) 40

Приложение 8. 41

Вопросы для уточнения динамики поступления радиоизотопов йода в организм человека 41

Принятые сокращения.

АС – атомная станция;

МАГАТЭ – Международное Агентство по Атомной Энергии;

МДА – минимальная детектируемая активность;

МЭД – мощность эквивалентной дозы в воздухе;

НП – населенный пункт;

ЩЖ – щитовидная железа

ПГ - режим повышенной готовности;

СЗЗ - санитарно-защитная зона АС, предприятия;

ЧС - режим чрезвычайной ситуации

Согласно ОСПОРБ-99 (п.6.18.) “Органы и организации государственной санитарно-эпидемиологической службы должны принимать участие в выполнении следующих задач при расследовании и ликвидации последствий радиационной аварии: … - проведение предварительного радиационного контроля;…- контроль за уровнями радиоактивного загрязнения производственной и окружающей среды, источников водоснабжения, продуктов питания; …- разработка предложений для органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и для организаций по защите персонала и населения с прогнозом радиационной обстановки».

Утверждаю

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека,

Главный государственный санитарный врач Российской Федерации

_________________________Г.Г.Онищенко

« 2 » июля 2008 года

Дата введения «_2 » сентября 2008 года

2.6.1. Ионизирующее излучение, радиационная безопасность

Мониторинг радиоактивного йода в случае масштабной

радиационной аварии

Методические указания

МУ 2.6.1.2396-08

_____________________________________________________________________________

1. Введение

Методические указания (далее - Указания) разработаны на основе требований Норм радиационной безопасности (НРБ-99) и Основных санитарных правил обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99), а также концепций и подходов, изложенных в Международных Основных Нормах Безопасности для защиты от ионизирующих излучений и безопасного обращения с источниками излучения (1997) и документах МАГАТЭ .

2. Область применения

    1. Методические указания предназначены для использования органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных крупной радиационной аварией или применением ядерного оружия и приведших к загрязнению подведомственной территории радиоизотопами йода.

    2. Указания содержат требования к организации и практическому проведению мониторинга радиоизотопов йода в условиях масштабного загрязнения окружающей среды путем атмосферного переноса радиоактивных веществ. Требования Указаний относятся к аварийной ситуации, которая вышла за пределы санитарно-защитной зоны (СЗЗ) предприятия и для ликвидации которой требуется привлечение сил и средств территориальных органов власти на муниципальном, региональном или федеральном уровнях.

    3. Указания устанавливают требования к отбору, подготовке и измерениям проб пищевых продуктов и объектов окружающей среды, к аппаратуре и методам лабораторных исследований, методам измерения содержания радиоактивных изотопов йода в организме человека. Мониторинг радиоизотопов йода проводят в рамках общего мониторинга радиационной обстановки с учетом их высокой радиологической опасности и короткого времени воздействия на человека. Оценка доз облучения населения радионуклидами йода не является задачей данных Указаний (см. МУ 2.6.1.2153-06 «Оперативная оценка доз облучения населения при радиоактивном загрязнении территории воздушным путем»).

    4. Действие настоящих Указаний распространяется на интервал времени от момента получения информации о произошедшей аварии на местах до полного распада йода-131, то есть 2 месяца после аварии.

3. Нормативные ссылки

    1. Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» от 09.01.96 г. № 3-ФЗ;

    2. Федеральный закон "Об использовании атомной энергии" от 21.11.1995 г. ФЗ-170;

    3. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ, в ред. от 28.10.2002 № 129-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ;

    4. Постановление Правительства Российской Федерации «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 30 декабря 2003 г. № 794, в ред. от 27.05.2005 N 335;

    5. СП 2.6.1.758-99 - Нормы радиационной безопасности (НРБ-99): Гигиенические нормативы. - М.:Центр санитарно-эпидемиологического нормирования, гигиенической сертификации и экспертизы Минздрава России, 1999;

    6. СП 2.6.1. 799-99 - Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99): Санитарные правила. - М.: Минздрав России, 2000;

    7. ГОСТ 29074-91. Аппаратура контроля радиационной обстановки. Общие требования. М.: Комитет стандартизации и метрологии СССР, 1991. Дата введения 01.07.92;

    8. ГОСТ Р 22.1.02-95. Мониторинг и прогнозирование. Термины и определения. Дата введения 21.12.95;

    9. Общие требования к построению, изложению и оформлению нормативных и методических документов системы государственного санитарно-эпидемиологического нормирования. Руководство. Минздрав России, 1998;

    10. Международные основные нормы безопасности для защиты от ионизирующих излучений и безопасного обращения с источниками излучения. МАГАТЭ, Вена , 1997.

  1. Мониторинг радиоизотопов йода в системе радиационно-эпидемиологического надзора

4.1. Основными объектами контроля поступления радиоизотопов йода в организм человека в системе Роспотребнадзора являются:

  • воздух - в период формирования радиоактивного загрязнения местности;

  • молоко и молочная продукция в промежуточной стадии аварии;

  • поверхностно загрязненные пищевые продукты и/или сырье для их производства;

  • травяной покров в местах выпаса молочного скота и хранящийся в открытом виде заготовленный корм для молочно-продуктивного скота;

  • ЩЖ человека;

  • вода из открытых источников водоснабжения.

В Приложении 1 представлены краткие сведения о поведении радионуклидов йода в природе и в организме человека, поясняющие выбор действий по их мониторингу.

4.2. В случае радиационной аварии, вышедшей за пределы санитарно-защитной зоны (СЗЗ) предприятия, объявляется режим повышенной готовности (ПГ) или режим чрезвычайной ситуации (ЧС). Руководство аварийного предприятия информирует об аварии региональные органы власти территории, на которой расположено предприятие. В случае межрегиональной ЧС информацию об аварии органы власти субъектов Российской Федерации получают по каналам оповещения, предусмотренным единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Критериями для объявления режима ПГ являются превышение мощности эквивалентной дозы над фоновым значением более, чем на 0,1 мкЗв/ч (~10 мкР/ч) и/или объемной активности 131I в воздухе 7,3 Бк/м3 на территориях за пределами СЗЗ предприятия. Режим ЧС объявляется, когда мощность эквивалентной дозы (МЭД) в воздухе превышает 20 мкЗв/ч (~2 мР/ч) и/или объемная активность 131I в воздухе достигла 670 Бк/м3. Эти же критерии применимы в случаях обнаружения изменения радиационной обстановки на подведомственной территории. При этом требуется применение соответствующих мер реагирования независимо от получения информации из вышестоящих организаций. Режим ПГ требует усиления контроля за состоянием окружающей среды, режим ЧС требует непрерывного контроля за состоянием окружающей среды и применения адекватных мер защиты населения.

Рассмотрев возможные варианты аварийных выбросов из реакторов различных типов, МАГАТЭ рекомендует на ранней стадии аварии решать вопрос о введении экстренных защитных мероприятий (блокада щитовидной железы препаратами стабильного йода, временное укрытие жителей), если мощность дозы во время прохождения радиоактивного облака достигла значения МЭД = 0,1 мЗв/ч (~10 мР/ч).

После окончания радиоактивных выпадений, при уровне МЭД, превышающем 1 мкЗв/ч, концентрация 131I в пищевых продуктах местного производства может достигать значений, соответствующих «Уровню А» критерия для принятия решений об ограничении потребления загрязненных продуктов питания (таб. 6.5 НРБ-99). Начиная с этого значения МЭД, необходимо проводить отбор проб молока и других продуктов питания для уточнения радиационной обстановки в НП и мер защиты населения.

4.3. Мониторинг радиоизотопов йода начинают после получения информации о радиационной аварии или обнаружения роста мощности эквивалентной дозы на подведомственной территории. Территориальные центры Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека передают информацию об аварийной ситуации в районные службы с указанием о начале радиационного мониторинга в населенных пунктах (НП) района, проводимого согласно заранее разработанному плану аварийного реагирования. На районном уровне мониторинг проводят в следующей последовательности:

- контроль мощности эквивалентной дозы (МЭД) в воздухе НП района для уточнения географии радиоактивных выпадений;

- отбор проб молока, воды из открытых источников водоснабжения, поверхностно загрязненных продуктов (в первую очередь – овощей и фруктов), пастбищной травы в НП с повышенным гамма-фоном. Отобранные, упакованные и маркированные пробы транспортируют в заранее определенные лаборатории для проведения измерений.

4.4. В условиях ЧС объем исследований ограничивается лишь физическими возможностями персонала и аппаратуры лаборатории радиационного контроля. В случае аварии регионального масштаба целесообразно привлекать к проведению измерений организации, которые по наличию аппаратуры и компетенции персонала могут быть задействованы в аварийных работах. Организации, имеющие поверенные спектрометры, могут выполнять измерения концентрации радиоизотопов йода в пробах продуктов и объектов окружающей среды. Больницы, имеющие радиоизотопные диагностические лаборатории, могут проводить измерения содержания 131I в ЩЖ жителей загрязненных территорий (местных и эвакуированных из наиболее загрязненных районов). С привлеченными организациями необходимо согласовать единые методы измерений и расчета первичных результатов.

4.5. Индивидуальными измерениями содержания радиоизотопов йода в ЩЖ в первую очередь необходимо охватить критическую группу населения - детей младшего возраста. Измерения жителей должны сопровождаться сбором данных, характеризующих динамику поступления радиоизотопов йода в организм человека с загрязненным воздухом, молоком и другими продуктами питания: опросом о датах передвижения по радиоактивно загрязненной территории, о питании человека в период аварии, о защитных мероприятиях, использованных индивидуально или коллективно в НП в целом.

4.6. На территориях, не затронутых радиоактивными выпадениями, целью мониторинга является предотвращение и ограничение распространения радиоактивного загрязнения, привносимого из зоны аварии. Эта цель достигается путем контроля, выявления и отбраковки радиоактивно загрязненной пищевой продукции, поставляемой из загрязненных регионов, с последующим решением о её дезактивации и использовании; а также путем контроля поверхностного и внутреннего загрязнения радионуклидами лиц, прибывших из зоны радиоактивного загрязнения.

5. Измерения мощности дозы гамма-излучения

5.1. Измерения мощности дозы гамма-излучения от радиоактивных выпадений проводят с целью выявления НП, которые по критерию МЭД требуют немедленного введения защитных мероприятий для населения, или проведения углубленного радиологического обследования с отбором проб молока и других продуктов питания. Измерения МЭД проводят в НП и его ареале, включая пастбищные угодья, аттестованным дозиметром гамма-излучения, на высоте 1 м от поверхности земли. В каждом НП делают не менее пяти измерений. Территории, где прошли осадки во время прохождения радиоактивного облака (дождь, снег), требуют особого внимания, так как именно там можно ожидать локального повышения мощности дозы. Желательно в группе мониторинга внешнего излучения иметь прибор спутникового определения координат и регистрировать координаты места измерения МЭД.

Общие требования к аппаратуре, измерениям и регистрации мощности дозы гамма-излучения изложены в МУ 2.6.1. 2153-06 «Оперативная оценка доз облучения населения при радиоактивном загрязнении территории воздушным путем».

5.2. Наиболее оперативным и информативным современным методом является определение состава и поверхностной концентрации выпавших радионуклидов методом полевой спектрометрии “in-situ”. Сцинтилляционный (NaI(Tl)) или полупроводниковый (HPGe) детектор располагают на открытой ровной площадке вертикально, детектором вниз, на расстоянии 1 м от поверхности земли и снимают спектр, который затем анализируют. Неэкранированный детектор регистрирует поток фотонов от объема почвы площадью около 100 м2 и глубиной 30 см. Обычно спектрометр снабжен программой, позволяющей быстро анализировать спектры по отдельным пикам, в том числе – по 131I. При наличии полевого спектрометра в территориальной службе Роспотребнадзора или в каком-либо научном или промышленном предприятии на подведомственной территории его следует использовать в целях аварийного мониторинга.

6. Требования к отбору проб для лабораторных исследований

6. 1. Общие требования к отбору проб продуктов питания

6.1.1. Цель отбора проб пищевых продуктов состоит в выявлении наличия загрязнений 131 I продукции, установлении мест их производства и пресечении поставок населению.

6.1.2. Отбор проб и контроль загрязненности молока является первоочередной задачей органов и учреждений Роспотребнадзора в случае радиационной аварии с выбросами в атмосферу радиоизотопов йода. Пробы молока отбирают, по возможности, во всех НП, подвергшихся радиоактивному загрязнению. Вторыми по значимости дозообразующими продуктами могут быть овощи со съедобной надземной частью и фрукты, поверхностно загрязненные радиоактивными выпадениями. Отбирают типичные образцы овощей и фруктов в нескольких хозяйствах на загрязненной территории. Вода – необходимый объект санитарно-гигиенического надзора, как правило, не вносит существенного вклада в дозу внутреннего облучения человека.

6.1.3. Отбор проб осуществляют в местах производства, продажи и переработки продуктов или сырья для их изготовления.

6.1.4. Отбор проб в полевых условиях проводят одновременно с измерениями МЭД в НП и на молочной ферме. При наличии прибора спутникового определения координат определяют координаты места отбора пробы и регистрируют их в сопроводительном талоне пробы.

6.1.5. Все бригады, отбирающие пробы, должны быть снабжены одинаковыми инструкциями относительно методов отбора, способов консервации, маркировки и описания проб. Сопроводительный талон к пробе заполняют на месте отбора пробы. В качестве комментария следует записывать дополнительную информацию, которая может быть полезна для последующей интерпретации результатов (например, сведения об осадках в период прохождения радиоактивного облака, условия содержания скота (пастбищное или стойловое), используемые корма, даты начала выпаса, место выпаса скота и пр.).

6.2. Требования к отбору проб молока

6.2.1. При планировании действий по предупреждению и ликвидации ЧС необходимо заранее определить перечень лабораторий, которые будут осуществлять радиационный контроль, границы территорий, охватываемых измерениями каждой лаборатории; подготовить принципиальную схему отбора и доставки проб молока из НП. Выбор пунктов отбора проб в условиях аварии осуществляют исходя из уровня МЭД в ареале НП и производительности молочной фермы – чем больше производительность фермы, тем скорее её продукция должна быть взята под контроль.

6.2.2. Отбор проб обязателен в НП и на молочных фермах, расположенных на территориях, где мощность дозы гамма излучения после прекращения радиоактивных выпадений превышает 1 мкЗв/ч. Критерием окончания радиоактивных выпадений могут служить измерения МЭД, выполненные на уровнях 1-4 см и 1 м от поверхности земли. Эти измерения проводят с поглотительным экраном и без него. Если значения измерений, полученных без поглотительного экрана больше, чем с ним на уровне 1-4 см над поверхностью земли и одинаковы на уровне 1 м, то облако прошло над этой территорией, и имели место радиоактивные выпадения на поверхность земли.

На одной молочной ферме отбирают от одной до трех проб молока с фермы из примерного расчета 1 проба на 500 л молока. На пунктах сбора молока отбирают одну пробу из каждого НП, сдающего молоко. Контроль молока из частных хозяйств в НП производят, отбирая смешанную пробу в пункте приема молока из частных хозяйств. Если в НП есть два или более стада коров, выпасаемых на разных пастбищах, то необходимо отобрать смешанные пробы молока от каждого стада. При невозможности получения смешанной пробы отбирают 2-3 пробы молока из частных хозяйств в разных концах НП. Пробы молока необходимо отбирать у каждого вида молочного скота, продукцию которого потребляет население (коровы, козы, кобылы и пр.).

6.2.3. Для грубой сортировки и отбраковки больших емкостей молока используют экспресс методы. При этом производят измерения МЭД на поверхности емкости (бидона, цистерны, танка), или поместив загерметизированный детектор в емкость с молоком. Сопоставив результаты нескольких измерений МЭД с последующим определением концентрации 131I в молоке спектрометрическим методом, устанавливают контрольные уровни МЭД. Рекомендуется выбирать их такими, чтобы они по концентрации 131I в молоке соответствовали: первый - “Уровню А” (1 кБк/кг) критерия для принятия решений об ограничении потребления загрязненных продуктов, а второй - “Уровню Б” (10 кБк/кг) (табл. 6.5, НРБ-99).

6.2.4. Повторные отборы проб молока рекомендуется проводить с интервалом 3-5 дней до полного распада 131I. Уже по трем измерениям проб молока из НП можно оценить период снижения активности в молоке в два раза и прогнозировать его дальнейшее очищение. Простейший способ определения периода двукратного очищения состоит в графическом построении зависимости измеренной удельной активности от даты отбора пробы в полулогарифмическом масштабе и определении на нем интервала времени, за которое активность молока уменьшилась в два раза. В зависимости от условий радиоактивных выпадений, климата и времени года эффективный период двукратного очищения молока от 131I лежит в пределах 3-6 сут, что соответствует биологическому периоду очищения пастбищной травы 5-20 сут.

6.2.5. Для оперативного получения информации об уровнях загрязнения молока на больших территориях рекомендуется отбирать пробы на молокоперерабатывающих предприятиях до этапа смешивания партий молока, привезенных из разных мест. Готовая продукция молокоперерабатывающего предприятия, поступающая в торговую сеть, является мерой контроля качества проведенных защитных мероприятий для городского населения и используется для оценки средней дозы облучения ЩЖ городских жителей.

6.2.6. Отбор пробы объемом 0,5 л производят чистым ковшом в чистую тару (стеклянную или полиэтиленовую бутыль), закупоривают, маркируют и прикрепляют сопроводительный талон, в котором указывают место производства молока, дату и время отбора пробы, дату и время дойки, способ содержания коров (пастбищное или стойловое). После каждого отбора перед следующим использованием, ковш и воронку промывают чистой водой и высушивают с помощью бумажной салфетки. Необходимо тщательно следить, чтобы не произошло перекрестное загрязнение проб через предметы отбора проб. В Приложении 2 представлен образец сопроводительного талона, прикрепляемого к каждой отобранной пробе молока.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование (6)

    Методические указания
    Государственноесанитарно-эпидемиологическоенормирование Российской Федерации 4.2. ... пищевых продуктов». 2.4. “Положение о государственномсанитарно-эпидемиологическомнормировании”, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации ...
  2. Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование (8)

    Методические указания
    Государственноесанитарно-эпидемиологическоенормирование Российской Федерации 3.2. Профилактика ... О.Л.). Рекомендованы к утверждению Комиссией по государственномусанитарно-эпидемиологическомунормированию при Федеральной службе по надзору ...
  3. Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование (11)

    Документ
    Государственноесанитарно-эпидемиологическоенормирование Российской Федерации 4.2. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ: ... специалистов органов и учреждений, осуществляющих государственныйсанитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, специалистов ...
  4. Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование (10)

    Методические указания
    Государственноесанитарно-эпидемиологическоенормирование Российской Федерации ... к утверждению Комиссией по санитарно-эпидемиологическомунормированию при Федеральной службе по надзору ...
  5. Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование (4)

    Методические указания
    Государственноесанитарно-эпидемиологическоенормирование Российской Федерации 2.1.10. СОСТОЯНИЕ ... С.Ю. Чекин). Рекомендованы к утверждению Комиссией по государственномусанитарно-эпидемиологическомунормированию при Федеральной службе по надзору ...

Другие похожие документы..