Главная > Инструктивно-методическое письмо


Управление образования и науки Белгородской области

Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов

Инструктивно-методическое письмо

о преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в 2006-2007 учебном году

в общеобразовательных учреждениях Белгородской области

О преподавании курса «Информатика и ИКТ» в общеобразовательной школе.

В соответствии с приказом управления образования и науки Белгородской области об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования (от 26.04.2006г. № 656) и с целью сохранения единого образовательного пространства области, повышения качества образования, выполнения санитарно-эпидемиологических норм при проведении уроков информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательных учреждениях Белгородской области в 2006-2007 учебном году следует руководствоваться следующими положениями.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7) и Концепцией модернизации Российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 г.; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089 (стандарт размещен на сайте ).

Согласно областному базисному учебному плану (ОБУП), разработанному на основе федерального базисного учебного плана, изучение предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии», направлено на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, и вводится в III-IV классах в качестве учебного модуля предмета «Технология» и с VIII класса – как самостоятельный учебный предмет.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования не предусматривает изучение ";Информатики и ИКТ"; в 5—7-х классах, но за счет компонента образовательного учреждения можно изучать этот предмет, как в начальной школе, так и в 5—7-х классах. Это позволит реализовать непрерывный курс информатики и ИКТ. Изучение информационных технологий может идти и в ходе их активного использования при изучении других предметов, поскольку предмет ";Информатика и ИКТ"; имеет большую прикладную составляющую, способствующую успешному изучению многих других предметов.

Таблица №1. Структура изучения предмета “Информатика и ИКТ” в школе.

Классы

Федеральный компонент

Региональный компонент

Школьный компонент

1-2

-

Возможно

Возможно

3-4

Учебный модуль предмета ";Технология";

Возможно

Возможно

5-7

-

Возможно

Возможно

8-9

Информатика и ИКТ - базовый уровень
(8 класс - 35 часов ,1 час в неделю;
9 класс - 70 часов , 2 часа в неделю)
возможно > часов в 9 кл. за счет часов ";Технологии"; (организация предпрофильного обучения)

Возможно увеличение часов

Возможно увеличение часов

10-11

Базовый и профильный уровень
(см. таблицу №2)

Возможно

Возможно

В старшей школе введено профильное обучение. Каждое общеобразовательное учреждение реализует свой профиль или несколько профильных направлений. В выбранных профилях предмет ";Информатика и ИКТ"; может быть представлен на двух уровнях: базовом или профильном:

  • базовый уровень преподавания предмета по стандарту ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования и задачами социализации;

  • профильный уровень выбирается исходя из личных склонностей, потребностей учащегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности.

Таблица №2. Варианты для построения учебных планов.

Профиль

Федеральный компонент

Региональный компонент

Школьный компонент

Уровень обучения

Универсальное обучение

Базовый общеобразовательный предмет
(по 1 часу в неделю - ежегодно)

Возможно > (до 2 часов в неделю - ежегодно)

Возможно > (за счет ЭК от 1 до 4 часов)

Базовый

Социально-экономический, индустриально-технологический профили

Базовый общеобразовательный предмет
(по 1 часу в неделю - ежегодно)

Возможно > (до 2 часов в неделю –ежегодно)

Возможно > (за счет ЭК от 1 до 4 часов)

Базовый

Физико-химический, химико-биологический, биолого-географический профили

 

Может изучаться на базовом уровне (до 2 часов в неделю - ежегодно)

Или за счет ЭК (на базовом уровне от 1 до 6 часов)

Базовый

Социально-гуманитарный профиль

 

Может изучаться на базовом уровне (до 2 часов в неделю – ежегодно)

Или за счет ЭК (на базовом уровне от 1 до 3 часов)

Базовый

Филологический и психолого-педагогический профили

 

 

За счет ЭК (на базовом уровне от 1 до 4 часов)

Базовый

Аграрно-технологический и художественно-эстетический профили

 

 

За счет ЭК (на базовом уровне от 1 до 5 часов)

Базовый

Физико-математический и информационно-технологический профили

Профильный предмет
(по 4 часа в неделю - ежегодно)

Можно > (на 2 часа в неделю)

Возможно > (за счет ЭК от 1 до 5 часов)

Профиль-ный

Профильное обучение в 10-11 классах в 2006/2007 учебном году необходимо проводить в соответствии с Базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений Белгородской области1.

Примерные учебные планы, представленные в ОБУПе для профильных классов, могут использоваться только в тех образовательных учреждениях, которые определены приказом управления образования и науки Белгородской области как региональные экспериментальные площадки и приказом муниципального органа управления образованием как муниципальные экспериментальные площадки, а в остальных образовательных учреждениях использовать учебный план для универсального профиля.

С целью обеспечения правильной организации изучения курса информатики и ИКТ в общеобразовательной школе и эффективной оценки качества подготовки выпускников по этой учебной дисциплине Министерством образования РФ разработан комплект нормативных документов и документов рекомендательного характера (примерные программы, требования к уровню подготовки выпускников, примерные экзаменационные билеты, образцы итоговых заданий, рекомендации по использованию учебников, учебных пособий и авторских разработок – авторских программ, методических пособий и пр.). (Приложение 1, 2).

При изучении предмета «Информатика и ИКТ» предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, а также практикума – интегрированных практических работ (проектов), ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других учебных предметов. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами. Всего на выполнение практических работ должно быть отведено не менее половины всего учебного времени.

В случае отсутствия должной технической базы для реализации отдельных работ практикума в основной школе образующийся резерв времени рекомендуется использовать для более глубокого изучения раздела «Алгоритмизация», или отработку пользовательских навыков с имеющимися средствами базовых ИКТ.

При проведении практических занятий осуществляется деление классов на две группы: в городских образовательных учреждениях при наполняемости 25 человек и более, в сельских – 20 человек и более. Следует иметь в виду, что допускается проведение практических занятий в компьютерном классе, оборудованном исправной отечественной или импортной вычислительной техникой при условии соблюдения санитарно-гигиенических и противопожарных норм. При организации новых кабинетов информатики следует руководствоваться материалами «Педагогико-эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования», разработанным Институтом информатизации образования РАО («Информатика и образование». - № 4, 5, 6. – 2000).

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» освоение программы среднего (полного) общего образования завершается итоговой аттестацией. Форма итоговой аттестации по информатике может быть различной: устный экзамен по билетам, письменная работа по выполнению итогового задания, работа в форме защиты проекта, выполненного на компьютере.

Учащимся предоставлено право, по их выбору, сдавать экзамен по информатике и ИКТ. Экзамен может проводиться в устной или письменной форме или в форме теста. При проведении экзамена следует учитывать, что подготовка программистов не является целью общеобразовательного курса информатики и ИКТ. Рекомендуемые Министерством образования экзаменационные билеты помогут учителю в организации экзамена2.

При составлении экзаменационных билетов и тестовых контрольных заданий необходимо учитывать особенности программного обеспечения имеющихся в наличии компьютеров.

При организации изучения «Информатики и ИКТ», выборе учебников и УМК, а также составлении поурочного планирования рекомендуется руководствоваться следующими документами:

  • стандарт общего образования по «Информатики и ИКТ»;

  • стандарт среднего (полного) общего образования по «Информатики и ИКТ» на базовом уровне;

  • стандарт среднего (полного) общего образования по «Информатики и ИКТ» на профильном уровне;

  • примерные программы по «Информатике и ИКТ»;

  • требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением стандартов по «Информатике и ИКТ».

  • Федеральные перечни учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных (допущенных) Минобразованием России к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2006/2007 учебный год.

О перечнях учебников на 2006/2007 учебный год.

С 2002 г. приказом Министерства образования России утверждается перечень учебных изданий для общеобразовательных учреждений (полный список учебной литературы по информатике и ИКТ на 2006/2007 учебный год представлен в приложении 3). Электронная версия федеральных перечней размещена на сайтах: ; .

Согласно утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.12.2005 № 302 «Федеральному перечню учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2006/07 учебный год» и перечню учебников, рекомендованных управлением образования и науки Белгородской области на 2006/2007 учебный год» можно рекомендовать следующие издания:

№ п/п

Автор, составитель

Название учебника

Год присвое-ния грифа

Издательство

Начальное общее образование

1

Бененсон Е.П., Паутова А.Г.

Инофрматика. Ч. 1,2. 2 кл.

2003

Академкнига/Учебник

2

Горячев А.В. и др.

Информатика в играх и задачах. Учебник-тетрадь. Ч. 1, 2. 1 кл.

2005

Баласс

3

Горячев А.В. и др.

Информатика в играх и задачах. Учебник-тетрадь. Ч. 1, 2. 2 кл.

2005

Баласс

4

Горячев А.В. и др.

Информатика в играх и задачах. Учебник-тетрадь. Ч. 1, 2. 3 кл.

2005

Баласс

5

Горячев А.В. и др.

Информатика в играх и задачах. Учебник-тетрадь. Ч. 1, 2. 4 кл.

2005

Баласс

6

Тур С.Н., Бокучаева Т.П.

Информатика. Учебник-тетрадь. 2 кл.

2005

БХВ-Петербург

7

Тур С.Н., Бокучаева Т.П.

Информатика. Учебник-тетрадь. 3 кл.

2005

БХВ-Петербург

8

Тур С.Н., Бокучаева Т.П.

Информатика. Учебник-тетрадь. 4 кл.

2005

БХВ-Петербург

Основное общее образование

Предметные линии учебников

9

Босова Л.Л.

Информатика. 5 кл.

2003

БИНОМ

10

Босова Л.Л.

Информатика. 6 кл.

2004

БИНОМ

11

Угринович Н.Д.

Информатика и информационные технологии. 7 кл.

2004

БИНОМ

12

Угринович Н.Д.

Информатика и информационные технологии. 8 кл.

2004

БИНОМ

13

Угринович Н.Д.

Информатка и ИКТ. 9 кл.

2004

БИНОМ

14

Семакин И.Г. и др.

Информатка и ИКТ. 8 кл.

2004

БИНОМ

15

Семакин И.Г. и др.

Информатка и ИКТ. 9 кл.

2004

БИНОМ

Среднее (полное) общее образование

Профильный уровень

Физико-математический профиль, информационно-технологический профиль, естественно-математический профиль, гуманитарный профиль

16

Угринович Н.Д.

Информатика и информационные технологии. 10-11 кл.

2002

БИНОМ

Базовый уровень

Социально-экономический профиль, универсальный профиль, гуманитарный профиль

17

Семакин И.Г., Хеннер Е.К.

Информатика 10 кл.

2001

БИНОМ

18

Семакин И.Г., Хеннер Е.К.

Информатика 11 кл.

2002

БИНОМ

Гуманитарный профиль, естественно-научный профиль

19

Бешенков С.А., Ракитина Е.А.

Информатика. 10 кл.

2001

БИНОМ

20

Бешенков С.А., Кузьмина Н.В., Ракитина Е.А.

Информатика. 11кл.

2002

БИНОМ

О примерной программе по информатике и ИКТ

На основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования составлена примерная программа по информатике и ИКТ3. В ней конкретизировано содержание образовательного стандарта, дано примерное распределение учебных часов по разделам курса и возможная последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определён минимальный набор практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.

Таким образом, примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая при этом творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, а также может использоваться при тематическом планировании курса учителем. Авторы учебников и методических пособий, учителя информатики и ИКТ могут предложить собственный подход к структурированию учебного материала, определению последовательности изучения этого материала, а также методических путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Инструктивно-методическое письмо о преподавании предмета «информатика и информационно-коммуникационные технологии» в 2006-2007 учебном году

    Инструктивно-методическое письмо
    ... специалистов Инструктивно-методическоеписьмо о преподаваниипредмета «Информатика и информационно-коммуникационныетехнологии» в 2006-2007учебномгоду в общеобразовательных учреждениях Белгородской области О преподавании курса «Информатика и ИКТ» ...
  2. Инструктивно-методическое письмо «о преподавании предмета «информатика и информационно-коммуникационные технологии» в 2007-2008 учебном году»

    архив
    ... переподготовки специалистов Инструктивно-методическоеписьмо «О преподаваниипредмета «Информатика и информационно-коммуникационныетехнологии» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2007-2008 учебномгоду»Информатика – наука ...
  3. Инструктивно-методическое письмо 1 руководствоваться следующими нормативными документами

    Инструктивно-методическое письмо
    ... переподготовки специалистов Инструктивно-методическоеписьмо «О преподаваниипредмета «Информатика и информационно-коммуникационныетехнологии» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2009-2010 учебномгоду»Информатика — в настоящее ...
  4. Инструктивно-методическое письмо (3)

    Инструктивно-методическое письмо
    ... переподготовки специалистов Инструктивно-методическоеписьмо «О преподаваниипредмета «Информатика и информационно-коммуникационныетехнологии» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2010-2011 учебномгоду» ВСТУПЛЕНИЕ Современный ...
  5. Инструктивно-методическое письмо (12)

    Инструктивно-методическое письмо
    ... переподготовки специалистов Инструктивно-методическоеписьмо «О преподаваниипредмета «Информатика и информационно-коммуникационныетехнологии» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2010-2011 учебномгоду» ВСТУПЛЕНИЕ Современный ...

Другие похожие документы..