textarchive.ru

Главная > Анализ


Министерство сельского хозяйства Российской федерации

Департамент финансов и бухгалтерского учета

«Анализ процесса проведения банкротства сельскохозяйственных организаций и разработка рекомендаций по мерам, необходимым при проведении финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций».

МОСКВА

2006

СОДЕРЖАНИЕ:

1.

Специфика сельскохозяйственных организаций

3

2.

Меры государственной политики, направленные на улучшение финансового положения сельскохозяйственных организаций

5

3.

Субъективные причины применения к сельскохозяйственным организациям процедур банкротства

7

4.

Практика применения процедур банкротства в отношении сельскохозяйственных организаций

12

5.

Основные пути решения проблемы банкротства сельскохозяйственных организаций

21

6.

Анализ ключевых мер, обеспечивающих успешное проведение финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций.

27

7.

Комплексная методика анализа финансового состояния сельскохозяйственных организаций с целью прогнозирования банкротства и оценки применяемых оздоровительных процедур

33

8.

Модель прогнозирования банкротства сельскохозяйственных предприятий

54

1. Специфика сельскохозяйственных организаций

Специфика финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций обусловлена действием следующих факторов:

- сезонный, цикличный характер производства;

- повышенный риск и достаточно протяженный временной период производства сельскохозяйственной продукции, характеризующийся зависимостью урожайности растений и продуктивности животных от природных факторов (засухи, морозов, стихийных бедствий и т. д.), что затрудняет прогнозирование (даже на 2—3 года) возможности восстановления платежеспособности организации;

- разнообразие сельскохозяйственного бизнеса, обусловленное многоотраслевой специализацией производства в животноводстве и растениеводстве и др.;

- более низкая по сравнению с другими отраслями экономики норма накопления капитала;

- социальная значимость сельскохозяйственной организации для территории, на которой она размещается.

Не менее специфичными являются особенности имущественных отношений в сельскохозяйственной отрасли:

- особый характер землепользования с использованием земель сельскохозяйственного назначения в качестве основного средства производства;

- большая доля в имуществе сельскохозяйственного предприятия объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры, обслуживающих всю прилегающую территорию;

- большая доля неликвидного имущества (особенно недвижимого) в имущественном комплексе предприятия;

- наличие имущества (скот, растения), требующего постоянного ухода и финансовых затрат;

Нельзя не упомянуть о специфичности ситуации, нередко возникающей при проведении в отношении сельскохозяйственной организации процесса банкротства.

Типичным случаем здесь является такой, когда работник сельскохозяйственного предприятия, одновременно с этим, является и его собственником (в сельскохозяйственном производственном кооперативе, открытом акционерном обществе), и кредитором (существующая задолженность по заработной плате, по выплате компенсаций социального характера).

В современных социально-экономических условиях предприятия сельскохозяйственной отрасли, в большинстве своем, имеют неудовлетворительное финансовое положение, по крайней мере, к 80% из них могут быть применены критерии признаков банкротства, определенные действующим Федеральным Законом от 26.10.2002г № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»:

«Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.» (п.2, ст. 3).

Это позволяет некоторым исследователям характеризовать процесс банкротства сельскохозяйственных организаций, как «закономерное банкротство».

Действительно, складывающаяся в настоящее время экономическая конъюнктура характеризуется глубокими межотраслевыми диспропорциями, которые не позволяют отрасли сельского хозяйства конкурировать с другими отраслями хозяйственной деятельности в плане экономической эффективности. Проблема недостаточной финансовой устойчивости сельскохозяйственных организаций является, одной из причин, и, одновременно, одним из следствий этого обстоятельства.

В связи с этим, проблема предотвращения процесса массового банкротства сельскохозяйственных предприятий в настоящий момент стоит очень остро.

2. Меры государственной политики, направленные на улучшение финансового положения сельскохозяйственных организаций

Одним из важнейших направлений государственной политики в сфере агропромышленного комплекса является повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных предприятий.

Основными мерами государственного регулирования в целях предотвращения массового банкротства сельскохозяйственных организаций в период с 2002 года стали:

- принятие Федерального Закона от 09.07.2002г № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных организаций».

- принятие Федерального Закона от 26.10.2002г № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», где учитываются особенности сельскохозяйственного производства при введении процедур арбитражного управления;

- введение специального налогового режима для сельскохозяйственных организаций («Единый сельскохозяйственный налог», введен во Вторую часть Налогового Кодекса РФ Федеральным Законом от 11.11.2003г № 147-ФЗ).

Таким образом, меры государственного регулирования уровня финансовой устойчивости сельскохозяйственных организаций, в своем комплексе, были направлены на достижение следующих основных задач:

  1. Снижение размеров налоговой нагрузки для сельскохозяйственных организаций;

  2. Предоставление возможности для сельскохозяйственных организаций произвести реструктуризацию их просроченных финансовых обязательств перед бюджетами всех уровней, а так же перед иными кредиторами;

  3. Регламентировать условия применения к сельскохозяйственным организациям процедур финансового оздоровления (банкротства), с учетом их специфики.

Реализация комплекса мероприятий по улучшению финансового состояния сельскохозяйственных предприятий, как основного условия эффективности их хозяйственной деятельности в рыночных условиях, вне сомнения, смогла повлиять на ситуацию положительным образом.

Вместе с тем, тенденции ухудшения финансового состояния сельскохозяйственных организаций нельзя считать преодоленными. В настоящее время около 40% сельскохозяйственных предприятий являются убыточными, а, стало быть, существует реальные предпосылки к прекращению ими хозяйственной деятельности.

В 2004 году в агропромышленном комплексе Российской Федерации насчитывалось 21,0 тыс. сельскохозяйственных предприятий. В 2005 году их численность сократилась до 18,2 тыс.

Следует учитывать то обстоятельство, что сельскохозяйственные предприятия играют не только экономическую роль. Зачастую они являются градообразующими предприятиями для тех сельских населенных пунктов, где они находятся. Поэтому процесс сокращения числа сельскохозяйственных предприятий может иметь весьма негативные социальные, и даже политические последствия.

В связи с этим следует обратить внимание на повышение эффективности различных механизмов финансового оздоровления неплатежеспособных, финансово неустойчивых предприятий отрасли сельского хозяйства.

Одним из таких механизмов призван служить процесс банкротства неплатежеспособных предприятий, регламентируемый Федеральным Законом от 26.10.2002г № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

  1. Субъективные причины применения к сельскохозяйственным организациям процедур банкротства

До вступления в силу Федерального Закона от 09.07.2002г № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных организаций», по данным Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, статистика о масштабах применения в отношении сельскохозяйственных организаций процедур банкротства была следующей.

Поступило заявлений о признании банкротом должников

Год

Сельскохозяйственные организации

Крестьянские (фермерские) хозяйства

1999

416

79

2000

783

256

2001

1 442

616

2002

2 551

2 128

Приведенная статистика характеризует процесс обвального падения в период до 2002 года финансовой устойчивости сельскохозяйственных предприятий различной формы собственности.

Существовал целый комплекс объективных причин для описанного выше процесса. Их анализу посвящены многие научные и прикладные исследования, поэтому в рамках настоящей работы рассмотрение их влияния на процесс массового банкротства сельскохозяйственных организаций не представляется целесообразным.

Гораздо интереснее проанализировать комплекс причин, оказавших не меньшее влияние на процесс массового банкротства сельскохозяйственных предприятий, но при этом носящих более субъективный характер.

До принятия Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных организаций» в действующей редакции ситуация с проведением процедур банкротства в отношении сельскохозяйственных организаций была практически неуправляемой.

Главным инициатором процедур банкротства сельскохозяйственных организаций являлись территориальные органы Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству.

В свою очередь, Федеральная служба действовала на основании обращений территориальных органов (районных инспекций) Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.

При этом последние руководствовались внутриведомственными инструкциями, предписывающими применять против организаций, имеющих большие суммы просроченной задолженности по налогам и сборам, самые жесткие меры воздействия, включая взыскание задолженности в судебном порядке, а так же обращения в Арбитражный суд о признании должника банкротом.

Очевидно, при этом инструкции МНС РФ не учитывали особенностей финансово-хозяйственного положения сельскохозяйственных организаций.

Первым шагом к принудительному исполнению обязательств по уплате просроченных платежей по налогам и сборам, по платежам во внебюджетные фонды, было так называемое «закрытие» счетов организаций. Все поступающие на банковские счета сельскохозяйственных предприятий средства в бесспорном порядке направлялись на погашение существующей задолженности. В результате текущая финансово-хозяйственная деятельность сельскохозяйственных предприятий, лишенных свободных оборотных средств, ставилась под угрозу.

В результате предъявляемых судебных исков по взысканию просроченной задолженности по налогам и сборам, по решению суда, предприятию предписывалось в установленный срок (как правило, не превышающий 3-х месяцев) погасить всю сумму задолженности, включая проценты, пени и штрафы.

В случае неисполнения сельскохозяйственной организацией решения суда, решение подлежало принудительному исполнению Федеральной службой судебных исполнителей. Во исполнение решение суда происходила процедура ареста имущества сельскохозяйственной организации, - в первую очередь, обладающего наибольшей ликвидностью. В состав этого имущества входили, в том числе, товарно-сырьевые запасы, сельскохозяйственная техника, поголовье сельскохозяйственных животных.

В несколько лучшем положении при этом оказывались, по сравнению с предприятиями иной организационно-правовой формы, сельскохозяйственные производственные кооперативы, благодаря положениям Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации».

На арестованное имущество сельскохозяйственных организаций обращалось взыскание по решению суда – иными словами, оно подлежало реализации, и вырученные в результате этого денежные средства направлялись на погашение суммы судебного иска.

Существующая практика оценки реализуемого имущества по остаточной стоимости, которая, как правило, была значительно ниже его реальной рыночной стоимости, являлась причиной недобросовестных действий третьих лиц, заинтересованных в приобретении этих видов имущества.

Массовое применение по отношению к сельскохозяйственным предприятиям процедур взыскания в судебном порядке их задолженности по просроченным налоговым платежам, обращение взыскания на имущество должника, реализация этого имущества по заниженным ценам, послужили причиной прекращения хозяйственной деятельности многих сельскохозяйственных предприятий.

Комплекс мероприятий по принудительному взысканию просроченной задолженности сельскохозяйственных организаций по налогам и сборам привел многих из них к состоянию прекращения организованной хозяйственной деятельности, что привело к применению в отношении них процедур банкротства.

В другом ряде случаев руководители и собственники сельскохозяйственных предприятий предпринимали действия по профилактике негативных последствий неудовлетворительного финансового состояния организации на ее хозяйственную деятельность.

Одним из наиболее распространенных способов ухода от исполнения своих финансовых обязательств являлась реорганизация предприятия, или же создание нового предприятия, с переводом туда наиболее ликвидных видов имущества. Соответственно, вся задолженность сельскохозяйственного предприятия оставалась в старой организации, а новое юридическое лицо начинала свою хозяйственную деятельность «с чистого листа».

Таким образом в АПК Российской Федерации возникло большое количество предприятий, прекративших хозяйственную деятельность, и подлежащих конкурсному производству с последующей ликвидацией.

Примечателен тот факт, что как раз таки эти предприятия, полностью соответствующие всем критериям несостоятельности, редко становились объектом процесса банкротства.

Следует упомянуть, что при инициации процедур банкротства в отношении конкретных сельскохозяйственных предприятий существенную роль играли субъективные факторы.

К примеру, для сельскохозяйственной отрасли, как и для других отраслей, нередкими являлись случаи преднамеренного банкротства, а так же случаи так называемого «заказного» банкротства. Так же, как в других секторах экономики России, с помощью процедур банкротства происходил передел собственности, решались разного рода экономические, политические задачи.

Субъективные причины банкротства отдельных сельскохозяйственных организаций весьма многочисленны и разнообразны – вплоть до выяснения с помощью этого инструмента личных отношений.

  1. Практика применения процедур банкротства в отношении сельскохозяйственных организаций

До вступления в силу году ныне действующего Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)» (3 декабря 2003 года), процесс банкротства регламентировался Федеральным законом от 08.01.1998г № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Недостатки предыдущей редакции Федерального закона, особенно в отношении сельскохозяйственных организаций, были настолько очевидны, что потребовалось практически переписать Федеральный закон заново.

В частности, параграф 3 Главы IX Федерального закона от 26.10.2002г № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает особенности применения процедур банкротства в отношении сельскохозяйственных организаций.

Под сельскохозяйственными организациями понимаются юридические лица, основными видами деятельности которых являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее чем пятьдесят процентов общей суммы выручки (п.1 ст.177).

Важно подчеркнуть, что особенности банкротства сельскохозяйственных организаций, применяются также к рыболовецким артелям (колхозам), выручка которых от реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции и выловленных (добытых) водных биологических ресурсов составляет не менее чем семьдесят процентов общей суммы их выручки (п.2 ст.177).

Но и после вступления нового Федерального закона в силу те процедуры банкротства, которые были введены до этого момента, продолжали осуществляться в соответствии со старой редакцией закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Новый Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» существенно расширил права кредиторов предприятия, ограничив права арбитражных управляющих. При этом требования к арбитражным управляющим были ужесточены.

Однако существующий контингент профессиональных арбитражных управляющих к этому моменту уже имел достаточный опыт работы на кризисных предприятиях, который позволял им успешно преодолевать возникшие трудности.

Действия арбитражного управляющего является ключевой в процессе банкротства предприятия. Какие бы требования не предъявлялись к выбору его кандидатуры, какие бы обязанности не вменялись ему в процессе арбитражного процесса, главным принципом проведения этого процесса является самостоятельность назначенного арбитражного управляющего в осуществлении его профессиональной деятельности по антикризисному управлению предприятием-должником.

Очевидно, при этом подразумевается, что арбитражный управляющий является профессионалом в области антикризисного управления, способный эффективно осуществлять свою деятельность одновременно и в интересах кредиторов, и собственников предприятия. Статья 3 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» гласит, что «при осуществлении своих прав и обязанностей арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно с учетом интересов должника и его кредиторов».

Таким образом, задачей – «максимум» для арбитражного управляющего в процессе финансового оздоровления (банкротства) является повышение эффективности хозяйственной деятельности предприятия, для обеспечения сохранения его как хозяйствующего субъекта, с одновременным удовлетворением интересов кредиторов предприятия.

Однако эта задача, в подавляющем большинстве случаев, оказывается невыполнимой. И не только по объективной причине отсутствия реальных возможностей для одновременного достижения двух целей, во многом противоречащих друг другу.

Помимо объективно существующей на предприятии кризисной ситуации, каковой факт официально утверждается соответствующим определением арбитражного суда, существуют и другие объективные трудности в осуществлении арбитражным управляющим эффективного антикризисного управления неплатежеспособным сельскохозяйственным предприятием. К их числу можно отнести следующие:

- при передаче бухгалтерской документации от прежнего руководства арбитражному управляющему, она может оказаться недостоверной, неполной, вплоть до ее полного отсутствия. В таком случае большая часть работы арбитражного управляющего в период наблюдения занята выявлением полного перечня находящегося на балансе предприятия-должника имущества, его инвентаризацию и оценку;

- в процессе анализа предшествующих моменту признания предприятия банкротом имущественных сделок может быть установлен факт совершения операций по передаче имущества предприятия-должника третьим лицам на условиях, ущемляющих права должника и кредиторов. В этом случае требуется определенное время на проведение процедур обжалования правомочности подобного рода сделок в судебном порядке;

- в процессе обеспечения беспрерывной текущей хозяйственной деятельности сельскохозяйственной организации сказывается отсутствие необходимого специального образования и опыта арбитражного управляющего, а так же отсутствие у предприятия-должника денежных средств, необходимых запасов материально-технических ресурсов. Отсутствие квалифицированных кадров и т.д.;

- в случае, если земельные участки, находящиеся в пользовании у сельскохозяйственного предприятия, не принадлежат ему на праве собственности и использовались на правах аренды, вполне вероятно возникновение трудностей с продлением действия этих договоров, что ставит под угрозу нормальное хозяйственное функционирование сельскохозяйственного предприятия;

- в целях эффективного управления арбитражному управляющему необходимо учитывать сложный комплекс интересов физических лиц, проживающих на территории хозяйства, которые выступают в арбитражном процессе, одновременно, как работники предприятия-должника, как собственники предприятия-должника, и как его кредиторы;

- существующая необходимость увольнения части работников предприятия неминуемо оказывает влияние на снижение мотивации работников, их заинтересованности в результатах труда, и общее падение производственной и исполнительской дисциплины;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. УДК 342 531 ББК 67 620 61 (Рос) Д63 Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2007 года «О состоянии законодательства в Российской Федерации» /

    Доклад
    ... проведения открытого конкурса по отбору аудиторской организации для проведения обязательной аудиторской проверки ведения бухгалтерскогоучета и финансовой (бухгалтерской) отчетности ...
  2. Департамент экономики и промышленной политики социально-экономическое

    Документ
    ... используемого припроведении сезонных сельскохозяйственных работ, – 29,9 млн. рублей, на мероприятия по повышению ... разработка планов мероприятий пофинансовомуоздоровлению предприятий ЖКХ в целях предупреждения их банкротства; - активизация работы по ...
  3. Доклад о состоянии законодательства в российской федерации

    Доклад
    ... семьи, принятие иных мерпо устранению взяточничества; организация механизма анализа судебных решений, ... прибанкротстве, преднамеренном и фиктивном банкротстве. Ряд вносимых изменений направлен на приоритетное решение задачи финансовогооздоровления ...
  4. По делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (мчс россии)

    Документ
    ... , которую необходимо вести приорганизации учебного процесса. Основные виды учебных занятий. Методические разработки для проведения различного ...
  5. Береговой книга бухгалтера банка (БКББ) Ежегодный справочник-альманах 2006-2007 гг Часть III Отчетность

    Книга
    ... необходимость осуществления мерпофинансовомуоздоровлению кредитной организации); - в строках 2.1.5 и 2.2.4 должны быть указаны сведения о мероприятиях по погашению задолженности по ...

Другие похожие документы..