textarchive.ru

Главная > Методические указания


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(РГТЭУ)

Кафедра политологии

Одобрено учебно-методическим советом

факультета СиИС

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс

Специальность: 080115 Таможенное дело

Москва 2009

Автор-составитель:

Ефимова И.Н., к.ф.н., доцент

Учебно-методический комплекс «Культурология» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080115 «Таможенное дело» всех форм обучения.

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и является обязательной для изучения.

© Российский государственный

торгово-экономический университет, 2009

С О Д Е Р Ж А Н И Е

1. Цель, задачи и предмет дисциплины 4

2. Требования к уровню освоения дисциплины 5

3. Объем дисциплины 6

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы 6

Вид учебной работы 6

№№ семестров 6

Аудиторные занятия: 6

Самостоятельная работа: 6

3.2 Распределение часов по видам и темам учебной работы 6

4. Содержание курса 8

5. Темы семинарских занятий 14

6. Задания для самостоятельной работы студентов 16

6.1. Виды и содержание самостоятельной работы 16

6.2. Вопросы для самоконтроля 18

6.3. Тестирование как особый вид проверки 20

и закрепления знаний по курсу «Культурология». 20

7. Тематика контрольных работ и методические указания 25

по их выполнению 25

7.1. Методические указания по написанию контрольной работы для студентов заочной формы обучения 25

7.2.Выбор варианта контрольной работы 28

7.3. Варианты контрольной работы 28

9.Учебно-методическое обеспечение дисциплины «Культурология» 36

9.1 Инновационные технологии, 36

используемые в процессе преподавания дисциплины 36

9.2. Литература, рекомендуемая студентам 37

для подготовки к занятиям 37

9.3.Методическое обеспечение дисциплины 38

9.4 Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины «Культурология» 38

КУЛЬТУРОЛОГИЯ 40

1. Цель, задачи и предмет дисциплины

Предметомкультурологии выступают процессы происхождения и структуры культуры, ее сущности и смысла, типологии, динамики, языка, а также рассмотрение через призму этих понятий культурных феноменов.

Обозначим в соответствии с действующим Государственным образовательным стандартом цели и задачи изучения культурологии.

Цель состоит в достижении учащимися социокультурной компетентности как способности, необходимой для ответственного решения профессиональных задач, осмысленных в социокультурном контексте. В этой связи задачи изучения культурологии следующие:

понимание закономерностей культурных изменений и влияния на социум профессиональной деятельности, ее социокультурный смысл;

формирование способности к предвидению социально-экономических, экологических и нравственных последствий профессиональной деятельности;

развитие интереса к творческой деятельности, потребности в непрерывном самообразовании;

привитие моральных, этических и социальных понятий, необходимых для деятельности в интересах общества, формирования позитивной личной позиции.

В процессе преподавания курса и самостоятельной работы студентов достигаются

-образовательная цель курса: ознакомление студентов с историей культурологической мысли, категориальным аппаратом, основными проблемами современной культурологии, спецификой и закономерностями развития мировых культур;

- практическаяцель курса: формирование теоретико-культурологической базы мировосприятия и методологической культуры современного специалиста;

- воспитательнаяцель курса: общекультурная подготовка как составная часть профессиональной культуры.

2. Требования к уровню освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины специалист должен

знать:

- содержание основных категорий и понятий теории культуры, ее структуру и функции;

- наиболее значимые фундаментальные концепции культурологического знания;

место и роль в культуре будущей профессиональной деятельности; иметь представление:

- о типологических, трансляционных и семиотических структурах культуры;

- об особенностях культурных эпох, характере и тенденциях современной культуры;

- о специфике культурологического анализа процессов и явлений;

о месте отечественной культуры в общей социокультурной динамике;

о месте национальной культуры в общемировой;

уметь:

- выделять теоретические, прикладные, ценностные аспекты культурологического знания, применять их для обоснования практических решений, касающихся как повседневной жизни, так и профессиональной области;

- формировать и обосновывать личную позицию по отношению к проблемам культуры;

- активно участвовать в охране и использовании культурного наследия русского и других этносов России;

приобрести навыки:

- практического использования полученных знаний по учебному курсу в различных условиях деятельности;

- работы с источниками информации: литературой, электронными носителями в области культурологии;

- получить дополнительный стимул к развитию личности: расширять свой культурный кругозор путем знакомства с достижениями культуры разных стран и народов.

3. Объем дисциплины

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов по формам обучения

Очная

Очно-заочная

Заочная

№№ семестров

1

1

1

Аудиторные занятия:

34

26

8

лекции

18

12

7

практические и семинарские занятия

16

14

1

Самостоятельная работа:

44

52

70

Всего часов на дисциплину:

78

78

78

Текущий контроль

(количество, №№ семестров)

контр. раб. № 1

– 1 сем.

Виды итогового контроля

(экзамен, зачет)

- №№ семестров

Зачет – 1

Зачет – 1

Зачет – 1

3.2 Распределение часов по видам и темам учебной работы

Очная форма обучения

Названия разделов и тем

Всего часов по учебному плану

Виды учебных занятий

Аудиторные занятия, из них

Самостоятельная работа

Лекции

Практические занятия, семинары

1

2

3

4

5

1. Культурология как наука.

10

2

2

6

2. Культура как предмет культурологии.

8

2

2

4

3. Этапы развития науки о культуре. Основные культурологические теории.

8

2

2

4

  1. Типология культур.

8

2

2

4

1

2

3

4

5

5. Культурогенез и основные культурно исторические эпохи.

12

2

2

8

6. Место и роль России в мировой культуре.

8

2

2

4

7. Культура и природа.

8

2

6

8. Культура и глобальные проблемы современности.

8

2

2

4

9. Культура, общество, личность.

8

2

2

4

ИТОГО:

78

18

16

44

Очно-заочная форма обучения

Названия разделов и тем

Всего часов по учебному плану

Виды учебных занятий

Аудиторные занятия, из них

Самостоятельная работа

Лекции

Практические занятия, семинары

1. Культурология как наука.

10

2

2

6

2. Культура как предмет культурологии.

10

2

2

6

3. Этапы развития науки о культуре. Основные культурологические теории.

8

2

6

4. Типология культур.

10

2

2

6

5. Культурогенез и основные культурно исторические эпохи.

10

2

2

6

6. Место и роль России в мировой культуре.

10

2

2

6

7. Культура и природа.

4

4

8. Культура и глобальные проблемы современности.

8

2

6

9. Культура, общество, личность.

8

2

6

ИТОГО:

78

12

14

52

Заочная форма обучения

Названия разделов и тем

Всего часов по учебному плану

Виды учебных занятий

Аудиторные занятия, из них

Самостоятельная работа

Лекции

Практические занятия, семинары

1. Культурология как наука.

10

2

8

2. Культура как предмет культурологии.

10

2

8

3. Этапы развития науки о культуре. Основные культурологические теории.

8

0,5

7,5

4. Типология культур.

10

1

9

5. Культурогенез и основные культурно исторические эпохи.

8

8

6. Место и роль России в мировой культуре.

10

2

8

7. Культура и природа.

6

6

8. Культура и глобальные проблемы современности.

8

0,5

7,5

9. Культура, общество, личность.

8

8

ИТОГО:

78

7

1

70



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Культурология учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    Л. П. Саенкова КультурологияУчебно-методическийкомплекс Для студентов факультета журналистики Минск БГУ 2007 Аннотация Данный учебно-методическийкомплекс представляет ...
  2. культурология учебно-методический комплекс рабочая учебная программа для бакалавров

    Рабочая учебная программа
    ... ФРАНЦУЗСКОЙ ФИЛОЛОГИИ Е.В. Аверьянова, Н.Н. Белозерова КультурологияУчебно-методическийкомплекс Рабочая учебная программа для бакалавров Направление 031100 ...
  3. культурология учебно-методический комплекс рабочая учебная программа для бакалавров

    Рабочая учебная программа
    ... ФРАНЦУЗСКОЙ ФИЛОЛОГИИ Е.В. Аверьянова, Н.Н. Белозерова КультурологияУчебно-методическийкомплекс Рабочая учебная программа для бакалавров Направление 031100 ...
  4. Информатики и радиоэлектроники» КУЛЬТУРОЛОГИЯ Учебно-методический комплекс Минск 2008

    Учебно-методический комплекс
    ... информатики и радиоэлектроники» Кафедра философии КУЛЬТУРОЛОГИЯУчебно-методическийкомплекс Минск 2008 УДК 008 (075 ... план 2008, поз. 59 Учебное издание КультурологияУчебно-методическийкомплекс Авторы–составители: Александрова Людмила Николаевна ...
  5. Информатики и радиоэлектроники» КУЛЬТУРОЛОГИЯ Учебно-методический комплекс Минск 2008

    Учебно-методический комплекс
    ... информатики и радиоэлектроники» Кафедра философии КУЛЬТУРОЛОГИЯУчебно-методическийкомплекс Минск 2008 УДК 008 (075 ... план 2008, поз. 59 Учебное издание КультурологияУчебно-методическийкомплекс Авторы–составители: Александрова Людмила Николаевна ...

Другие похожие документы..