textarchive.ru

Главная > Документ


С Т Е Н О Г Р А М М А

парламентских слушаний на тему "О концепции формирования Национального плана (Стратегии) действий в интересах детей Российской Федерации"

29 марта 2012 года

В.И. Матвиенко

Уважаемые коллеги, дорогие друзья! Я приветствую присутствующих в этом зале. Хочу поблагодарить всех, кто откликнулся на наше приглашение принять участие в обсуждении вопросов детства, организованном Советом Федерации.

В нашей работе принимают участие: заместитель Генерального секретаря Совета Европы госпожа Мод де Бур-Букиккио, заместитель Председателя Государственной Думы Людмила Ивановна Швецова, Министр здравоохранения и социального развития Татьяна Алексеевна Голикова, Министр образования и науки Андрей Александрович Фурсенко, Министр внутренних дел Рашид Гумарович Нургалиев, уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павел Алексеевич Астахов, представители Президента, Правительства Российской Федерации, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, руководители законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, члены Общественной палаты Российской Федерации, представители научного сообщества, международных и российских неправительственных организаций.

Вы знаете, что парламентские слушания посвящены, как правило, наиболее значимым вопросам жизни страны, внутренней и внешней политики государства. Так принято во всем мире. Тема наших сегодняшних чтений полностью в русле этой традиции. Ведь для нашей страны концепция формирования Национального плана действий в интересах детей Российской Федерации – вопрос не просто важный, я бы сказала, жизненно важный.

Ситуация в сфере детства, меры по ее улучшению занимают ведущее место в президентских посланиях Федеральному Собранию 2010-го и 2011 годов. Совсем недавно на заседании Правительства России Владимир Владимирович Путин вновь подчеркнул, что нужно сделать все, чтобы интересы детей были надежно защищены.

Принятие и осуществление Национальной стратегии действий в интересах детей предусмотрены международными обязательствами Российской Федерации как страны – участницы Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка. Опыт подготовки и осуществления такого документа у нас имеется. Первый Национальный план действий в интересах детей был утвержден Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 1995 года на период до 2000 года. Его актуальность определялась тем, что прежняя, советская, система защиты детей и детства, включая соответствующую социальную инфраструктуру, в значительной мере пришла в упадок, тогда как новая система еще не сформировалась.

В этих условиях главной целью Национального плана действий стали законодательное закрепление основных прав российских детей, реальное обеспечение их потребностей в области образования, здравоохранения, поддержка семей, помощь детям, попавшим в трудные жизненные обстоятельства.

В силу известных причин я особенно хорошо знаю, насколько трудным делом было решение этих задач в ситуации второй половины 90-х годов: разваливающаяся экономика, огромный бюджетный дефицит, дефолт августа 1998 года. Тем не менее считаю, что государственная политика в области семьи и детства получила в те годы достаточно развитый и прочный правовой фундамент. Это Семейный кодекс Российской Федерации, это федеральные законы "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", ряд других нормативных актов. Значительную роль в практическом решении накопившихся проблем детей сыграли президентские программы "Дети России". Словом, дети и их проблемы вернулись в лоно деятельности Российского государства, нашли отражение в его правовой, социальной, финансовой политике.

В нулевые годы национальный план действий в интересах детей в нашей стране не принимался, однако федеральные и региональные власти не бездействовали. В период с 2003 по 2009 год в России был принят 41 федеральный закон, реализующий положения Конвенции о правах ребенка и других международных документов. С 2007 по 2010 год действовала Федеральная целевая программа "Дети России", создан Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Учрежден и активно заработал Институт уполномоченных по правам ребенка. Реализуются приоритетные национальные проекты и многочисленные региональные целевые программы, которые в той или иной степени затрагивают интересы детей. Ежегодно готовится государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации.

Много было сделано в законодательной сфере в 2011 и 2012 годах (в начале этого года). Совет Федерации одобрил президентский закон, направленный на усиление ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних. Россия присоединилась к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей. Принят федеральный закон, способствующий своевременному обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Только в прошлом году наша палата провела несколько заседаний президиума Совета законодателей, посвященных проблемам российских детей, принято Обращение Совета Федерации к Правительству Российской Федерации по вопросу реализации жилищных прав детей-сирот. В результате более чем в пять раз увеличены объемы финансирования на эти цели.

И все же, положа руку на сердце, мы должны признать, что проблемы в сфере детства, семьи и материнства нарастают быстрее, чем мы их решаем. Кратко назову самые острые из них. На первое место я бы поставила неуклонное сокращение численности детей в нашей стране. Притом, что в последние годы идет рост рождаемости, тем не менее, сокращение численности идет со скоростью 3 процента в год. Число детей в возрасте до 17 лет сократилось за десять лет с 31,6 миллиона детей в 2002 году до 25 миллионов в 2011 году, детей до 14 лет у нас в два раза меньше, чем пенсионеров.

Ухудшается здоровье детей. Их общая заболеваемость растет на 4–5 процентов в год. Негодными к военной службе признаются около 30 процентов юношей в возрасте 17 лет. В стране свыше полумиллиона детей-инвалидов. Остаются значительными масштабы и социального сиротства, свыше 700 тысяч российских детей без попечения родителей – это больше, чем после Великой Отечественной войны.

У нас высокие по сравнению с большинством стран мира показатели распространенности среди несовершеннолетних пьянства, наркомании, преступности. Согласно опросу, проведенному ВЦИОМ в прошлом году, именно эти проблемы именно в таком порядке более всего беспокоят российских граждан в сфере детства. Высока степень насилия по отношению к детям, начиная с насилия в семье и заканчивая насилием сексуального характера. Только в 2011 году в отношении детей в нашей стране совершено почти 90 тысяч преступлений, из них против жизни и здоровья – почти 28 тысяч, в том числе 501 убийство.

Распространенность педофилии зашкаливает. В некоторых регионах за десять лет она выросла в 3–5 раз. По количеству самоубийств в возрасте 14–19 лет Россия занимает одно из первых мест в Европе и в мире. Недавно по стране прокатилась волна подростковых самоубийств. Значительная часть детей живет в бедности и, в первую очередь, это, конечно, те семьи, где много детей.

Мы начали сдавать позиции даже там, где десятилетиями занимали передовые позиции по уровню и качеству школьного образования. Нас уже оттесняет и Китай, и ряд государств Азии. Правда, проблема снижения уровня школьного образования актуальна не только для России, но и для Соединенных Штатов Америки и ряда других государств Европейского Союза, но, вряд ли, это должно нас утешать.

Словом, куда ни кинь, всюду клин. Конечно, можно сказать, что во многих других государствах картина еще хуже.

Но мы обязаны сравнивать себя с передовыми государствами, ориентироваться на их стандарты в области детства. В создании условий, обеспечивающих безопасное и здоровое детство, мы пока им проигрываем, а значит, под вопросом и наши шансы на лидерское место в мировом сообществе ХХI века.

Наша палата всесторонне изучила положение дел в сфере детства в нашей стране. Мы пришли к выводу: чтобы исправить сложившуюся ситуацию, использовать как можно более эффективно имеющиеся интеллектуальные, социальные, финансовые ресурсы, нужны системные, скоординированные усилия органов власти всех уровней, общественных, неправительственных организаций, делового сообщества, специалистов и профессионалов – словом, всех, кого волнуют проблемы наших детей и кто готов реально участвовать в их решении.

Совет Федерации готов стать такой объединяющей силой, такой объединяющей площадкой. В конце прошлого года на встрече с Председателем Правительства Владимиром Владимировичем Путиным мы не только сказали об этом, но и предложили ускорить разработку, принятие нового Национального плана действий в интересах детей. Это предложение получило поддержку руководства страны. Наша палата активно работает над созданием данного документа. Мы убеждены, что его принятие и реализация позволят добиться осязаемых результатов в улучшении условий жизни российских детей. Естественно, в своей работе мы опираемся на международные акты, касающиеся детей, учитываем их требования.

Кроме того, эта работа, естественно, начата не с нуля, и в институте Уполномоченного по правам ребенка, во многих общественных неправительственных организациях, министерствах и ведомствах наработано уже много идей, много предложений. И наша задача – их объединить, выбрать все то ценное, что уже наработано, объединить их в единый документ, который носил бы в обществе консенсусный характер. Думаю, вы согласитесь со мной, что в новом Национальном плане должны найти отражение самые острые проблемы российских детей. Ряд из них я уже назвала. И они в проекте концепции уже присутствуют.

Исходя из сказанного, вижу две цели нашей сегодняшней встречи. Первая цель – чтобы нам сегодня совместно определиться, все ли проблемы охватывает концепция, достаточно ли учтены отечественный и международный опыт в этой сфере и те наработки, которые уже были сделаны? Все ли возможности, которыми располагает наше государство, наше общество, мы используем? В правильном ли направлении мы движемся, предлагая приоритеты и конкретные пути решения?

И вторая цель – по итогам слушаний оперативно доработать Национальный план, или, используя международную терминологию, Национальную стратегию действий с тем, чтобы представить ее на рассмотрение и утверждение Президента Российской Федерации. При этом мы исходим из того, что после утверждения этой Стратегии, концепции, Президентом будет дано поручение Правительству Российской Федерации, региональным властям подготовить конкретные планы по реализации этой Стратегии.

Завершая свое выступление, хочу напомнить, наш великий писатель Чехов заметил: "Дети святы и чисты". По-моему, это сказано очень верно. И от нас, взрослых, зависит, какими они вырастут, какими гражданами нашей страны они станут. И наш долг – сделать все, чтобы национальный план действий помог нашим детям вырасти физически и душевно здоровыми, уверенными в себе и в своей стране, творчески мыслящими и действующими – словом, достойными гражданами нашей великой страны. Благодарю вас за внимание, и переходим к обсуждению. (Аплодисменты.)

Да, пожалуйста.

З.Ф. Драгункина

Спасибо большое, уважаемая Валентина Ивановна.

Позвольте сейчас предоставить слово нашей гостье – заместителю Генерального секретаря Совета Европы госпоже Мод де Бур-Букиккио.

МОД де БУР-БУКИККИО

Госпожа Председатель Совета Федерации Федерального Собрания, уважаемые слушатели, члены Федерального Собрания, дамы и господа!

Для миллионов детей героем стал Гарри Поттер, который является сиротой, и, возможно, потому, что, несмотря на свое положение, у него было достаточно смелости для того, чтобы бороться со злом.

Замечательные писатели коснулись нашего сердца, рассказывая о детях и о том, как они могут противостоять злу через волшебство. Однако в реальном мире дети более слабы, они менее защищены, и в наших силах помочь им бороться со злом.

В мире детей зло в любом своем проявлении недопустимо, и мы, взрослые, должны направить свои усилия на то, чтобы бороться с этим, ведь в реальном мире у нас может не быть волшебной палочки, но у нас есть власть. К сожалению, однако, не всегда мы используем свою власть в интересах детей и в интересах общества в целом. Ведь зачастую дети становятся жертвами нарушения их прав, и в этих случаях они не знают, куда обращаться за помощью, и, к сожалению, эти раны могут остаться с ними на всю жизнь.

Надо задуматься обо всех детях, которые во всем мире становятся жертвами насилия как дома, так и в школе, и жертвами запугивания и прочих действий, направленных против них. И каждый день со страниц прессы мы видим напоминание о жестокости по отношению к детям. Это шокирует, это пугает, это обескураживает.

И, на мой взгляд, каждый такой заголовок должен послужить для нас сигналом к борьбе против таких правонарушений для того, чтобы самые прекрасные сказки и мечты не превратились в кошмары.

И мне очень приятно обратиться к вам сегодня со столь высокой трибуны и быть услышанной членами Совета Федерации в свете ведущейся работы по разработке плана защиты прав детей, а также сказать несколько слов о программе "Каждый пятый", направленной на защиту детей от сексуального насилия.

В Совете Европы инструментом защиты прав детей является разработка стратегии, которая прочно основывается на защите прав детей.

К сожалению, 150 миллионов детей, живущих в 47 государствах Европы, периодически подвергаются насилию в самых разных формах – сексуальному, психологическому и прочему. Ведь жестокость и враждебное отношение к ним, агрессия – это то, с чем они могут столкнуться в общественных местах, в школах. Но, к сожалению, самым страшным местом может оказаться как раз то, что, по идее, должно быть безопасной гаванью, то есть собственный дом.

Все формы насилия, даже самые мягчайшие, могут оставить неизгладимый отпечаток в сознании и в душе ребенка. К сожалению, это может выразиться в дальнейшем в очень существенных финансовых затратах.

Те ценности, на которые необходимо опираться в деле защиты прав детей, изложены в Европейской конвенции о правах ребенка, а также в Европейском общественном уставе, ратифицированном также и Россией. Подход, которого мы придерживаемся, двоякий. С одной стороны, мы хотели бы создать условия, для того чтобы предотвратить нарушения прав ребенка, а с другой стороны, хотели бы разработать инструменты, направленные конкретно на те виды насилия, которые наиболее распространены в отношении детей, – это сексуальное насилие и телесные наказания.

Мы твердо верим, что обеспечение адекватной защиты прав детей возможно при выработке устойчивой и эффективной Национальной стратегии, которая способна выдержать любой экономический и социальный вызов.

Я убеждена, что в результате нашей совместной работы, которой руководит госпожа Матвиенко и прочие члены президиума Федерального Собрания, мы сможем выработать твердую устойчивую политику, которая поможет в деле защиты прав детей. Основные элементы в этой Стратегии, согласно Совету Европы, должны содержать следующее.

Они должны опираться на следующее. Во-первых, законодательную базу, институциональную базу, а также на развитие толерантности к проблемам детей, а также на продвижение, пропаганду механизмов, создающих дружественную среду для ребенка, а также на развитие международного сотрудничества в этом вопросе. И Совет Европы при помощи и при содействии таких двух организаций, как ЮНИСЕФ… а также при содействии Генерального секретаря комитета по борьбе с насилием над детьми, готов поддержать Россию в выработке такой стратегии.

Дамы и господа! Стратегия должна опираться на конкретные действия. И хотелось бы сказать о конкретных видах насилия над детьми, которые наиболее распространены, таких как сексуальное насилие и телесные наказания.

Для того, чтобы свести на нет насилие в отношении детей в ходе их воспитания, мы в 2008 году начали кампанию, которая предотвращает телесные наказания детей, воспитание через телесные наказания, через шлепки. Ведь такое телесное наказание не только вредит самому ребенку, более того, оно внушает ему ощущение, что в дальнейшем насилие приемлемо для того, чтобы решать свои вопросы, и для того, чтобы заставить других делать то, что необходимо. Ведь если мы допускаем насилие в отношении детей даже в мягкой форме, их сложнее будет защитить в дальнейшем от более выраженных форм насилия.

В 32 странах мира телесные наказания применительно к детям запрещены законом. И в число этих 32 стран входят 22 страны – члены Совета Европы. Надеюсь, что этот список дополнит Россия.

Следующая тема, которую по заданию Совета Европы я хотела бы поднять, – это сексуальное насилие в отношении детей.

Согласно данным ученых в Европе около 20 процентов детей являются жертвами сексуального насилия. И показано, что от 70 до 85 процентов подобных случаев происходит с участием человека, которого ребенок прекрасно знает, которого любит и которому доверяет.

Сексуальное насилие в отношении детей может принимать разные формы. Во-первых, непосредственно насилие и домогательство, во-вторых, детская порнография, детская проституция, использование детей в порнографии, демонстрация детям материалов сексуального содержания и сводничество.

В результате сексуального насилия ребенок может погрузиться в молчание, испытывая при этом внутренний стыд, вину и страх. Это переходит с ним и в более взрослый возраст, он становится нелюдимым, внутренне постоянно испытывая вину и боль.

Цель кампании, каждой пятой, проводимой Советом Европы, как раз и состоит в том, чтобы предотвратить сексуальное насилие в отношении детей. Итак, в рамках данной кампании мы продвигаем идею ратификации Конвенции против сексуальной эксплуатации и сексуального насилия детей, которая также направлена на повышение уровня информированности в этом вопросе.

И на фоне проведения такой кампании и сходных кампаний, проводимых в Российской Федерации, а также при содействии некоммерческого партнерства под председательством госпожи Светланы Орловой, я уверена, что Россия сумеет мобилизовать усилия, направленные на защиту детей. И я с нетерпением жду того дня, когда Россия также вступит в семьи стран-участниц этой Конвенции.

Естественно, последствием такой линии действий должно быть вступление России в международное сообщество в борьбе за интересы детей.

Как же бороться с детской порнографией? Как защитить детей от того, что они периодически подвергаются сексуальному насилию или оскорблениям? Вот эти вопросы необходимо рассматривать совместно с Российской Федерацией.

Дамы и господа! Мы хотели бы рассматривать кампанию "Каждый пятый в России", как кампанию, которая дает нам возможности. Ведь одним из результатов ее проведения должна стать выработка инструментов, которые направлены на конкретную борьбу против использования детей в сексуальных целях. Для этой цели нами были разработаны информативные материалы, которые созданы специально для того, чтобы помочь родителям поднять эти вопросы с детьми и с учителями.

В рамках нашей кампании разработан такой образ, герой Кико, который должен помочь детям рассказать о случаях насилия, который должен помочь детям научиться отличать плохие прикосновения от хороших и плохие секреты от хороших.

Также предусматривается, чтобы ребенок определил трех человек, с которыми он готов поделиться в случае, если что-то странное произойдет. Этот материал включает в себя телематериалы, детскую книгу, web-сайты и руководство для родителей.

Надеюсь, что в скором времени Кико станет другом также и для российских детей, а также для тех выдающихся фигур и личностей, которые способны оказать поддержку данной кампании, для того чтобы бороться с сексуальным насилием в отношении детей.

И хотелось бы поблагодарить госпожу Орлову за то, что она рассказала нам об инициативе и о начале ведения кампании "Каждый пятый" в России, в том числе о намерении вывести ее на парламентский уровень.

Дамы и господа! В заключение хотелось бы сказать, что я полностью доверяю тем усилиям, которые предпринимает Федеральное Собрание Совета Федерации, направленные на то, чтобы строить Европу для детей и вместе с детьми.

И, безусловно, вы можете рассчитывать на поддержку Совета Европы, в том чтобы строить Россию с детьми и для детей.

Английский писатель Честертон однажды сказал, что детям не надо объяснять, что драконы существуют. Они это знают из сказок. Но из сказок они также знают, что драконов можно убить, победить.

И хотелось бы, чтобы наши усилия были направлены на то, чтобы помочь детям добиться такого же успеха, как и Гарри Поттер, то есть быть сильными, быть окруженными хорошими друзьями и обладать волшебной силой.

Желаю вам всяческих успехов. Благодарю вас. (Аплодисменты.)

В.И. Матвиенко

Уважаемая госпожа заместитель Генерального секретаря, хочу поблагодарить Вас за участие в наших парламентских слушаниях, за Ваше выступление.

Хочу сказать, что госпожа Мод де Бур-Букиккио много лет в Совете Европы посвятила профессиональной, самоотверженной борьбе за права детей, внесла огромный личный вклад в разработку основополагающих документов – конвенции, Стратегии в защиту детей. Благодарю Вас еще раз.

Хочу предоставить слово Драгункиной Зинаиде Федоровне, председателю Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике.

Пожалуйста, Зинаида Федоровна.

З.Ф. Драгункина

Спасибо большое.

Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемая госпожа Мод де Бур-Букиккио, уважаемые участники наших парламентских слушаний! Тема сегодняшних слушаний – из тех, о которых без всяких натяжек говорят: отложена в долгий ящик. Потому что невозможно разумно объяснить такое многолетнее промедление в разработке Национального плана действий в интересах детей с учетом того, что проблемы безопасности и благополучия ребенка – это, согласитесь, не только вопрос первоочередной ответственности государства и общества, но и вопрос нашей национальной безопасности.

Хочу сразу оговориться, что, придерживаясь общепринятой мировой практики и названий аналогичных документов, принимаемых в последние годы у нас в стране, предлагаю уйти от термина "национальный план", а говорить о Национальной стратегии действий в интересах детей.

И еще. Сегодня мы обсуждаем не саму Национальную стратегию, а лишь концепцию формирования такой Стратегии, на основе которой с учетом сегодняшних обсуждений и предложений будет подготовлена уже непосредственно Национальная стратегия. Работа над Стратегией в настоящее время вызвана двумя группами обстоятельств: внутрироссийскими и международными. В последнее время об этом убедительно говорила Валентина Ивановна. В России вопросам улучшения положения детей, повышения их правовой защищенности уделяется особое и большое внимание.

Вместе с тем нерешенным остается целый комплекс проблем в сфере детства, о которых говорят в центре и на местах специалисты, политики, руководители страны. Прошла волна мирового финансово-экономического кризиса, и в новых условиях межбюджетных отношений между центром и регионами очень важно, чтобы консолидированное финансирование социальных расходов на детей было эффективным, справедливым и в максимальных рамках ресурсов, имеющихся у государства. Начался новый политический цикл в стране, приступили к работе депутаты Государственной Думы шестого созыва, избран Президент страны. Убеждена, что интересы детей должны стать безусловным приоритетом в политической повестке дня Президента, Правительства и Федерального Собрания.

Вторая группа обстоятельств связана с тем, что идут очень серьезные международные инициативы в области защиты и улучшения положения детей, принимаются новые международные договоры, утверждаются специальные рекомендации, запускаются масштабные, всеобъемлющие и региональные программы и компании, о чем также убедительно говорила наша гостья.

Мы не можем не следовать за этими инициативами Организации Объединенных Наций и Совета Европы. Только консолидируясь с мировым сообществом, можно достичь максимального эффекта. Наша государственная политика в отношении детей, а Национальную стратегию действий мы рассматриваем как основу такой политики, будет, как заявил Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев, современной и отвечающей целям модернизации страны, если только она основана на международных принципах и нормах и учитывает международный опыт и сотрудничество в этой сфере.

Такое сотрудничество позволит нам быть не только получателями уникального мирового опыта, но и передавать зарубежным коллегам наши интересные практики в сфере обеспечения и защиты прав детей.

За период с 2000 года несколько раз предпринимались усилия по разработке Национального плана. Нами тщательно проведен анализ того, что было сделано. Особо хотелось отметить работу, проделанную рабочей группой специалистов под руководством моей коллеги – сенатора Валентины Александровны Петренко.

В подготовке концепции Стратегии приняли участие известные ученые, эксперты, практики, представители широкого круга неправительственных организаций Москвы, Санкт-Петербурга, других регионов, столичная Финансово-гуманитарная академия, Московский городской психолого-педагогический университет, независимый Институт социальной политики, МГУ, Институт семьи и воспитания Российской академии образования, Высшая школа экономики. Это неполный перечень научных учреждений, представители которых приняли участие в работе над концепцией.

Мы обратились к руководителям всех регионов, в 22 федеральных органа исполнительной власти, в Верховный Суд, Генеральную прокуратуру, Общественную палату Российской Федерации (все представители названных структур сегодня в зале) за информацией и предложениями по содержанию Национальной стратегии.

Кроме статистических данных, мы просили представить не отчеты о проделанной работе, а указать риски и тенденции, первоочередные задачи в обеспечении прав детей, рассказать о лучших практиках, решениях межведомственных вопросов, механизмах участия самих детей. Мы благодарны всем за представленную информацию, потому что мы получили колоссальный массив свежих данных, который будет использоваться не только для подготовки проекта Стратегии, но и для разработки первоочередных мер по ее реализации.

Не могу не сказать, к сожалению большому, что из некоторых регионов мы получили обычные информационно-отчетные письма – отписки. В ситуации длительного отсутствия Национальной стратегии в ряде регионов приняты комплексные программы по обеспечению и защите прав и интересов детей, а правительство Москвы постановлением еще от 2008 года утвердило Стратегию правительства Москвы по реализации государственной политики в интересах детей "Московские дети до 2017 года". Очень солидный и многоаспектный документ, к которому мы также обращались в процессе работы, и я искренне хочу поблагодарить Людмилу Ивановну Швецову, лично стоявшую у истоков этого очень смелого шага.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Обзор сми (43) проект документа " позиция русской православной церкви по ювенальной юстиции"

    Обзор
    ... Федерации в рамках парламентскихслушанийКонцепцииформированиянациональногоплана (стратегии) действий в интересахдетей РФ на 2012-2017 г., подписание 21.05.12. Председателем Совета Федерации В.И.Матвиенко ...
  2. Обзор сми и блогосферы (51) " законопроект направлен на разрушение семьи и никак иначе"

    Закон
    ... . 26 Матвиенко, похоже, похоронила планы создания ювенальных ... Национальнойстратегиидействий в интересахдетейна 2012 – 2017 годы в субъектах РоссийскойФедерации ... «Принятие региональной концепциидействий в интересахдетейна 2012-2017 годы ...
  3. Обзор сми и блогосферы (51) " законопроект направлен на разрушение семьи и никак иначе"

    Закон
    ... . 26 Матвиенко, похоже, похоронила планы создания ювенальных ... Национальнойстратегиидействий в интересахдетейна 2012 – 2017 годы в субъектах РоссийскойФедерации ... «Принятие региональной концепциидействий в интересахдетейна 2012-2017 годы ...
  4. Периодические издания поступившие в центр правовой информации в 2010 году

    Бюллетень
    ... и нормы Рекомендации парламентскихслушанийнатему «Законодательное обеспечение практики ... Красинский, Концепция правового обеспечения избирательного процесса в интересахнациональной безопасности РоссийскойФедерации ______________________________ ...
  5. Периодические издания поступившие в центр правовой информации в 2010 году

    Бюллетень
    ... и нормы Рекомендации парламентскихслушанийнатему «Законодательное обеспечение практики ... Красинский, Концепция правового обеспечения избирательного процесса в интересахнациональной безопасности РоссийскойФедерации ______________________________ ...
  6. Центральный федеральный округ 2

    Документ
    ... детей в РоссийскойФедерации и защиты их нравственности» разработан пакет законопроектов на практике реализующих положения Концепции ... семинар натему: «Формирование установок толерантного сознания, профилактика проявлений политического, национального, ...

Другие похожие документы..