textarchive.ru

Главная > Лекция


Анатомия

и

физиология.

Лекции.

Оглавление.

Лекция №1. «Анатомия и физиология как науки, изучающие структуры и механизмы удовлетворения потребностей человека. Человек как биосоциальное существо. Анатомо-физиологические аспекты потребностей человека. Человек как предмет изучения анатомии и физиологии» 4

Лекция №2. «Основы цитологии – клетка». 7

Лекция №3. «Основы гистологии – ткани». 8

Лекция №4. «Внутренняя среда организма. Кровь. Гомеостаз, состав, свойства и функции крови». 15

Лекция №5. «Общие вопросы анатомии и физиологии аппарата движения человека». 20

Лекция №6. «Скелет верхней и нижней конечностей». 24

Лекция №7. «Скелет головы». 29

Лекция №8. «Мышечная система. Строение и функции мышц. Мышцы головы и шеи». 33

Лекция №9. «Мышцы туловища». 37

Лекция №10. «Мышцы верхней конечности». 41

Лекция №11. «Мышцы нижней конечности». 43

Лекция № 12. «Фасции мышц». 46

Лекция №13. «Физиология мышц». 48

Лекция № 14. «Процесс физиологической регуляции. Нервные механизмы физиологической регуляции. Общие принципы строения нервной системы. Нервная деятельность». 49

Лекция №15. «Функциональная анатомия спинного мозга». 52

Лекция №16 Головной мозг. Ствол мозга и промежуточный мозг. 57

Лекция № 17 Большой мозг (cerebrum). 62

Лекция №18. Черепно – мозговые нервы. 67

Лекция №19. Вегетативная нервная система. 72

Лекция № 20. Морфо – функциональная характеристика сенсорных систем. Учение об анализаторах. Зрительный анализатор. 77

Лекция №21. Слуховой и вестибулярный анализаторы. 81

Лекция №22. Кожный анализатор. 83

Лекция №24. Сердечно – сосудистая система. 91

Лекция № 25. Анатомия и физиология кровеносных сосудов. 95

Кровяное давление, регуляция кровообращения. 95

Лекция №27. Венозная система. 100

Лекция №28. Особенности кровообращения плода. 104

Лекция №29. Морфо – функциональная характеристика 105

дыхательной системы. 105

Лекция №30. Легкие, плевра, дыхательный цикл, легочные объемы, физиология дыхания. 107

Лекция №31. Пищеварительная система и пищеварение. Полость рта. Пищеварение в полости рта. 111

Лекция №32. Глотка, пищевод, желудок. 114

Лекция № 33. Печень и поджелудочная железа. 117

Лекция №34. Тонкий кишечник. 120

Лекция №35. Толстый кишечник. Брюшина. 123

Лекция №36. Обмен белков, жиров и углеводов. 125

Лекция №37. Водный и минеральный обмен. Витамины. 127

Лекция №38. Обмен энергии. Терморегуляция. 132

Лекция №39. Общая морфология и функциональная характеристика процесса выделения. Анатомия органов мочевой системы. 134

Лекция №40. Физиология выделения. 138

Лекция №41. Мужская половая система. 140

Лекция №42. Женская половая система. 143

Лекция №43. Лимфатическая система. 147

Лекция №44. Иммунитет, органы иммунной системы. 149

Лекция №45. Психическая деятельность – физиологическая основа психо – социальных потребностей. Условные рефлексы, виды. Типы ВНД. Формы психической деятельности. 153

Лекция №46. Сознание, память, физиология сна. 156

Лекция №1. «Анатомия и физиология как науки, изучающие структуры и механизмы удовлетворения потребностей человека. Человек как биосоциальное существо. Анатомо-физиологические аспекты потребностей человека. Человек как предмет изучения анатомии и физиологии»

Анатомия и физиология человека – основные предметы теоретической и практической подготовки медработников. Анатомия – наука о форме, строении и развитии организма. Основным методом анатомии было рассечение трупа (anatemne– рассечение). Анатомия человека изучает форму и строение человеческого тела и его органов. Физиология изучает функции и процессы организма, их взаимосвязь. Анатомия и физиология – составные части биологии, относятся к медико-биологическим наукам. Анатомия и физиология – теоретический фундамент клинических дисциплин. Первоосновой медицины является изучение тела человека. «Анатомия в союзе с физиологией – царица медицины» (Гиппократ). Человеческий организм является целостной системой, все части которого связаны между собой и с окружающей средой. На ранних этапах развития анатомии проводилось лишь описание органов человеческого тела, которые наблюдали при вскрытии трупов, так появилась описательная анатомия. В начале 20 века возникла систематическая анатомия, т.к. организм стали изучать по системам органов. При хирургических вмешательствах потребовалось точно определять местоположение органов, так появилась топографическая анатомия. С учетом запросов художников выделилась пластическая анатомия, описывающая внешние формы. Затем сформировалась функциональная анатомия, т.к. органы и системы стали рассматривать во взаимосвязи с их функциями. Раздел, изучающий двигательный аппарат дал начало динамической анатомии. Возрастная анатомия изучает изменение органов и тканей в связи с возрастом. Сравнительная изучает сходства и различия организма человека и животных. С момента изобретения микроскопа образовалась микроскопическая анатомия.

  1. описательная

  2. систематическая

  3. топографическая

  4. пластическая

  5. функциональная

  6. динамическая

  7. возрастная

  8. сравнительная

  9. микроскопическая

  10. патологическая

Методы анатомии:

  1. рассечение, вскрытие, препаровка на трупе с помощью скальпеля на трупе.

  2. наблюдение, осмотр тела невооруженным глазом – макроскопическая анатомия

  3. изучение с помощью микроскопа – микроскопическая анатомия

  4. с помощью технических средств (рентген-лучи, эндоскопия)

  5. метод инъекции красящих веществ в органы

  6. метод коррозии (растворение тканей и сосудов, полости которых были заполнены нерастворяющимися массами )

Физиология – экспериментальная наука. Для экспериментов используют методы раздражения, удаления, пересадки органов, фистул.

Отцом физиологии является Сеченов (перенос газов по крови, теории утомления, активный отдых, центральное торможение, рефлекторная деятельность головного мозга).

Разделы физиологии:

  1. медицинская

  2. возрастная (геронтология)

  3. физиология труда

  4. физиология спорта

  5. физиология питания

  6. физиология экстремальных условий

  7. патофизиология

Основными методами физиологии являются: эксперимент и наблюдение. Эксперимент (опыт) может быть острым , хроническим и без оперативного вмешательства.

  1. Острый – вивексия (живосечение) – Гарвей 1628 год. От руки экспериментаторов гибло около 200 млн. подопытных животных.

  2. Хронический – Басов 1842 год – длительное время изучают функцию организма. Впервые выполнен на собаке (желудочная фистула).

  3. Без оперативного вмешательства – 20 век – регистрация электрических потенциалов работающих органов. Получение информации одновременно от многих органов.

Указанные разделы изучают здорового человека – нормальнаяанатомия и физиология.

Человек – биосоциальное существо. Организм – биологическая система, наделенная разумом. Человеку присущи закономерности жизни (самообновление, самовоспроизведение, саморегуляция). Эти закономерности реализуются с помощью процессов обмена веществ и энергии, раздражимости, наследственности и гомеостаза – относительно динамическое постоянство внутренней среды организма. Организм человека является многоуровневым:

  • молекулярный

  • клеточный

  • тканевой

  • органный

  • системный

Взаимосвязь в организме достигается путем нервной и гуморальной регуляции. У человека постоянно возникают новые потребности. Способы их удовлетворения: самоудовлетворение или с посторонней помощью.

Механизмы самоудовлетворения:

  • врожденные (изменение метаболизма, работа внутренних органов)

  • приобретенные (сознательное поведение, психические реакции)

Структуры удовлетворения потребностей:

    1. исполнительные (дыхательная, пищеварительная, выделительная)

    2. регуляторные (нервная и эндокринная)

Тело человека делят на части:

      • голова

      • туловище

      • конечности

Система органов – группа органов, сходных по происхождению, строению и выполняемым функциям. Органы располагаются в полостях, заполненных жидкостью. Они сообщаются с внешней средой. Совокупность анатомических терминов, определяющих положение органов в теле и их направление – анатомическая номенклатура.

В теле человека условно проводят линии и плоскости:

  1. фронтальная (параллельно линии лба)

  2. сагиттальная (перпендикулярная линии лба)

  3. медиальная (проходит через середину тела)

Органы характеризуют по отношению к осям и плоскостям:

  1. проксимальный (верхний)

  2. дистальный (нижний)

  3. вентральный (задний)

  4. дорсальный (задняя, спинная)

  5. медиальный (ближе к срединной линии)

  6. латеральный (дальше от срединной линии)

Типы телосложения:

    • брахиморфное – невысокие и широкие люди, сердце большое, легкие широкие, диафрагма стоит высоко

    • долихоморфное – длинные кости, сердце стоит вертикально, легкие длинные, диафрагма расположена низко

Врачевание возникло раньше, чем появились первые сведения о строении тела человека и животных. В древние времена вскрытие животных производилось при жертвоприношениях и приготовлении пищи, вскрытие человека при бальзамировании. Медицина в античной Греции достигла небывалых успехов для того времени. Впервые точные сведения о строении тела появились у врача и философа Гиппократа. Аристотель впервые назвал сердце главным органом, приводящим в движение кровь. Большое значение на развитие медицины и анатомии имела Александрийская школа, т.к. ее врачам разрешалось вскрывать трупы с научной целью. К началу нашей эры была подготовлена почва для развития медицины.

Клавдий Гален создал первую теорию кровообращения: печень – центральный кроветворный орган, а сердце – главный циркулятор в организме. В странах запада и востока господствовали религиозные запреты, которые тормозили развитие медицины. Абу – Али – Ибн - Сина (Авиценна) - таджикский ученый – собрал все известные сведения о медицине того времени в книгу «Введение в анатомию и физиологию». Выделились специальные школы во Франции и Италии. Основоположником современной анатомии считают бельгийского ученого того времени Андреаса Везалия (1514 – 1564). Он, рискуя жизнью, добывал трупы для изучения на кладбищах и на основе собственного препарирования создал труд «семь книг о строении тела человека». Дедушкой анатомии считают Гиппократа. Сервет и Гарвей опровергнули теорию Галена о кровообращении. Сервет правильно описал малый круг кровообращения, Гарвей – большой. Для утверждения данных теорий важное значение имело открытие Мальпиги капилляров (1661). Азелио описал лимфатические сосуды в брыжейке собаки. Очень важным для развития физиологии явилось открытие в 1 половине 18 века рефлекса французским физиологом Рене Декартом и теория Дарвина о том, что организмы развиваются в процессе эволюции под действием борьбы за существование, естественного отбора и наследственности. В 1839 году Шванн открыл клеточную теорию организмов, в которой доказал, что новые клетки образуются путем деления материнских, животные клетки отличаются от растительных… В 17 веке в Москве создается первая медицинская школа при аптекарском приказе. Основатель первой анатомической школы – Загорский, его ученик – Буяльский – профессор кафедры анатомии – предложили метод бальзамирования трупов. Основоположник топографической анатомии – Пирогов Н.И. – разработал метод последовательных распилов замороженных трупов для изучения топографии органов. Развитию анатомии способствовали труды Мечникова, Бехтерева, Тимирязева, Северцова, Воробьева, Стефаниса, Зернова.

Воробьев разработал метод исследования нервной системы при помощи бинокулярной лупы с предварительной обработкой материала растворами слабых кислот.

Збарский вместе с Зерновым разработали метод бальзамирования (Ленин). Тонков вместе с учениками проводили опыты и исследования сосудистой системы. Изучением кровеносных сосудов и периферических нервов занимался Шевкуненко. Достижения в изучении лимфатической системы связаны с именами Иосифова, Стефаниса, Жданова.

Значительные результаты были получены благодаря открытию новых методик электрической регистрации деятельности органов. Изучение нервной регуляции явилось одним из самых крупных достижений физиологии 19 века (Сеченов – процесс торможения, 1862 год). В начале 20 века И.П.Павловым было создано учение о ВНД и о двух сигнальных системах. Посников открыл причины смерти на органном уровне. Клод Бернар – о внутренней среде организма (pH)., Овсянников – с/с центр, Сеченов – перенос газов кровью, утомление, активный отдых, центр торможения, рефлекторная деятельность головного мозга, Введенский – регистрация биопотенциалов, парабиоз. 1889 год – Лунин – открытие витаминов, Анохин – функциональные системы.

Огромны заслуги Павлова и в изучении физиологии кровообращения и пищеварения. Им и его учениками был разработан метод физиологической хирургии. В настоящее время больших успехов достигло исследование физиологических процессов, происходящих в в отдельных клетках и их структурных элементах. Успехи электрофизиологии тесно связаны с использованием электроники и радиотехники. Электрофизиологические исследования получили большое значение в медицине (электрокардиография, электроэнцефалография).

Лекция №2. «Основы цитологии – клетка».

Организм многоклеточных состоит из клеток и межклеточного вещества. Клетка является элементарной единицей живого. Это основа строения, развития и жизнедеятельности. Шванн в 1839 году открыл клеточную теорию (размножаются делением, если клетка теряет ядро, то теряет способность к делению – эритроцит). В состав клеток входят белки, углеводы, липиды, соли, ферменты и вода. В клетке выделяют цитоплазму и ядро. Цитоплазма включает в себя гиалоплазму, органеллы и включения. Ядро расположено в центре клетки и отделено двуслойной оболочкой. Имеет шаровидную или вытянутую форму. Оболочка – кариолемма – имеет поры, необходимые для обмена веществ между ядром и цитоплазмой. Содержимое ядра жидкое – кариоплазма, в которой содержатся плотные тельца – ядрышки. В них выделяется зернистость – рибосомы. Основная масса ядра – ядерные белки – нуклеопротеиды, в ядрышках – рибонуклеопротеиды, а в кариоплазме – дезоксирибонуклеопротеиды. Клетка покрыта клеточной оболочкой, которая состоит из белковых и липидных молекул, имеющих мозаичную структуру. Оболочка обеспечивает обмен веществ между клеткой и межклеточной жидкостью.

ЭПС – система канальцев и полостей, на стенках которых располагаются рибосомы, обеспечивающие синтез белка. Рибосомы могут и свободно располагаться в цитоплазме.

Митохондрии – двумембранные органоиды, внутренняя мембрана которых имеет выросты – кристы. Содержимое полостей – матрикс. Митохондрии содержат большое количество липопротеидов и ферментов. Это энергетические станции клетки.

Аппарат Гольджи (1898) – система трубочек, выполняет выделительную функцию в клетке.

Клеточный центр – шаровидное плотное тело – центросфера – внутри которой имеются 2 тельца – центриоли, соединенные перемычкой. Участвует в делении клеток.

Лизосомы – круглые или овальные образования с тонкозернистым содержимым. Выполняют пищеварительную функцию.

Основная часть цитоплазмы – гиалоплазма.

Внутриклеточные включения – это белки, жиры, гликоген, витамины и пигменты.

Основные свойства клетки:

  • обмен веществ

  • чувствительность

  • способность к размножению

Клетка живет во внутренней среде организма – кровь, лимфа и тканевая жидкость. Основными процессами в клетке являются окисление, гликолиз – расщепление углеводов без кислорода. Проницаемость клетки избирательна. Она определяется реакцией на высокую или низкую концентрацию солей, фаго- и пиноцитоз. Секреция – образование и выделение клетками слизеподобных веществ (муцин и мукоиды), защищающие от повреждения и участвующие в образовании межклеточного вещества.

Виды движений клетки:

  1. амебоидное (ложноножки) – лейкоциты и макрофаги.

  2. скользящее – фибробласты

  3. жгутиковый тип – сперматозоиды (реснички и жгутики)

Деление клеток.

  1. непрямое (митоз, кариокинез, мейоз)

  2. прямое (амитоз)

При митозе ядерное вещество распределяется равномерно между дочерними клетками, т.к. хроматин ядра концентрируется в хромосомах, которые расщепляются на две хроматиды, расходящиеся в дочерние клетки.

Фазы митоза:

  1. Профаза (хромосомы в ядре в виде округлых телец, клеточный центр увеличивается и концентрируется возле ядра, формируются хромосомы и растворяются ядрышки)

  2. Метафаза (расщепляются хромосомы, растворяется ядерная оболочка, клеточный центр переходит в веретено деления, хромосомы образуют на экваторе экваториальную пластинку, на них образуются продольные нити)

  3. Анафаза (дочерние хромосомы расходятся к полюсам, происходит деление цитоплазмы в экваториальной плоскости)

  4. Телофаза (образуются дочерние клетки)

При созревании половых клеток хромосомный набор уменьшается вдвое, а при оплодотворении восстанавливается вновь. Сокращенное число – гаплоидное, полное – диплоидное. Человек имеет 46 – 2n. Дочерние клетки приобретают набор хромосом, идентичный материнскому. Процессы наследственности связаны с молекулами ДНК. Прямое деление (амитоз) – деление путем перешнуровки. Сначала делится на 2 ядро, затем цитоплазма.

Лекция №3. «Основы гистологии – ткани».

Организм человека состоит из тканей – исторически сложившаяся система клеток и неклеточных структур, обладающих общностью строения и специализированных на выполнении определенных функций.

Виды:

  1. эпителиальная

  2. кровь и лимфа

  3. соединительная

  4. мышечная

  5. нервная

В состав каждого органа входит несколько видов тканей. В течение жизни организма происходит изнашивание и отмирание клеточных и неклеточных элементов (физиологическая дегенерация) и их восстановление (физиологическая регенерация).

В течение жизни в тканях происходят медленно текущие возрастные изменения. Ткани восстанавливаются при повреждении неодинаково. Эпителий восстанавливается быстро, поперечно-полосатая только при определенных условиях, в нервной ткани восстанавливаются только нервные волокна. Восстановление тканей при их повреждении – репаративная регенерация.

Характеристика эпителиальной ткани.

По происхождению эпителий образуется из 3 зародышевых листков:

  1. из эктодермы – многослойный – кожный

  2. из энтодермы – однослойный – кишечный

  3. из мезодермы – эпителий почечных канальцев, серозных оболочек, половых почек

Эпителий покрывает поверхность тела, выстилает слизистые оболочки внутренних полых органов, серозные оболочки, образует железы. Делится на покровный (кожный) и железистый (секреторный).

Покровный – пограничная ткань, выполняет функции защиты, обмена веществ (газообмен, всасывание и выделение), создает условия для подвижности органов (сердце, легкие). Секреторный образует и выделяет вещества (секреты) во внешнюю среду или в кровь и лимфу (гормоны). Секреция – способность клеток образовывать и выделять вещества, необходимые для жизнедеятельности клеток. Эпителий всегда занимает пограничное положение между внешней и внутренней средой. Это пласты клеток – эпителиоцитов – неодинаковых по форме. Эпителиоциты располагаются на базальной мембране, которая состоит из аморфного вещества и фибриллярных структур. Являются полярными, т.е. по-разному располагаются их базальные и верхушечные отделы. Они способны к быстрой регенерации. Между клетками нет межклеточного вещества. Клетки соединяются с помощью контактов – десмосом. Кровеносные сосуды отсутствуют. Тип питания ткани диффузный через базальную мембрану из подлежащих слоев. Ткань прочная из-за наличия тонофибрилл.

В основе классификации эпителия лежит отношение клеток к базальной мембране и форма эпителиоцитов.

ЭПИТЕЛИЙ

ПОКРОВНЫЙ ЖЕЛЕЗИСТЫЙ

Однослойный

Плоский

Эндо-телий

Мезо-телий

Кубический

Призматический

Многорядный

Многослойный

Плоский неороговевающий

Плоский ороговевающий

Переходный

Эндокринные железы

Одноклеточные

(бокаловидные клетки)

Экзокринные железы

Многоклеточные

Простые

Сложные

Однослойный плоский представлен эндотелием и мезотелием. Эндотелий выстилает интиму кровеносных и лимфатических сосудов, камеры сердца. Мезотелий – серозные оболочки полости брюшины, плевры и перикарда. Однослойный кубический – слизистые оболочки почечных канальцев, протоков желез, бронхов. Однослойный призматический – слизистую желудка, тонкого и толстого кишечника, матки, маточных труб, желчного пузыря, протоков печени, поджелудочной железы, канальцев почек. Многорядный мерцательный – слизистую воздухоносных путей. Многослойный плоский неороговевающий - роговицу глаза, слизистую оболочку полости рта и пищевода. Многослойный плоский ороговевающий выстилает кожу (эпидермис). Переходный – мочеотводящие пути.

Экзокринные железы выделяют свой секрет в полости внутренних органов или на поверхность тела. Обязательно имеют выводные протоки. Эндокринные железы выделяют секрет (гормоны) в кровь или лимфу. Они не имеют протоков. Одноклеточные экзокринные выделяют слизь, располагаются в дыхательных путях, в слизистой оболочке кишечника (бокаловидные клетки). Простые железы имеют неветвящийся выводной проток, сложные – ветвящийся. Различают 3 типа секреции:

  1. мерокриновый тип (железистые клетки сохраняют свои структуры – слюнные железы)

  2. апокриновый тип (верхушечное разрушение клеток – молочные железы)

  3. голокриновый тип (полное разрушение клеток, клетки становятся секретом - сальные железы)

Виды экзокринных желез:

  1. белковые (серозные)

  2. слизистые

  3. сальные

  4. смешанные

Эндокринные железы состоят только из железистых клеток, не имеют протоков и выделяют во внутреннюю среду орган6изма гормоны (гипофиз, эпифиз, нейросекреторные ядра гипоталамуса, щитовидная, околощитовидные железы, тимус, надпочечники)

Соединительная ткань, ее виды.

Она очень разнообразна по своему строению, но имеет общий морфологический признак – в ней мало клеток, но много межклеточного вещества, включающего в себя основное аморфное вещество и специальные волокна. Это ткань внутренней среды организма, имеет мезодермальное происхождение. Она участвует в построении внутренних органов. Ее клетки отделены прослойками межклеточного вещества. Чем оно плотнее, тем лучше выражена механическая, опорная функция (костная ткань). Трофическая функция лучше обеспечивается полужидким межклеточным веществом (рыхлая соединительная ткань, окружающая кровеносные сосуды).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Анатомия и физиология лекции

    Лекция
    Анатомия и физиология. Лекции. Оглавление. Лекция №1. «Анатомия и физиология как науки, изучающие структуры ... предмет изучения анатомии и физиологии» 4 Лекция №2. «Основы цитологии – клетка». 7 Лекция №3. «Основы гистологии – ткани». 8 Лекция №4. « ...
  2. Анатомия и физиология человека

    Программа
    ... Основная: Жилов Ю.Д., Назарова Е.Н. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. Курс лекций. М., МГОУ, 2002. 154с. Жилов ... Е.Н. и др. Контрольный тест к курсу лекций по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», М., МГОУ, 2002г ...
  3. Анатомия и физиология органа зрения (1)

    Документ
    ... и лечение. Патология конъюнктивной оболочки. Анатомия и физиология коньюнктивальной оболочки. Признаки коньюнктивита. Особенность ... на консультацию к офтальмологу. Литература Основная: Лекции. Сидоренко Е. И.// Офтальмология. - М., 2002 Шамшинова ...
  4. Лекция 1 анатомия и физиология зрительного анализатора

    Лекция
    Лекция 1. Анатомия и физиология зрительного анализатора План: Глаз, как ...
  5. Анатомия и физиология цнс для направления 030300 62 – «психология» подготовки бакалавра

    Программа дисциплины
    ... освоения дисциплины «Анатомия и физиология ЦНС» являются: а) образовательная: усвоение знаний по анатомии и физиологии нервной системы ... изучении дисциплины « Анатомия и физиология ЦНС» крайне актуально с самого начала лекций активно включаться в ...

Другие похожие документы..