textarchive.ru

Главная > Документ




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРЕСС-СЛУЖБА

Москва, ул. Тверская, д.11

тел. 629-53-27    press@

Определена структура комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"

     7 декабря на заседании Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий по апробации в 2009-2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики" была утверждена структура комплексного учебного курса.
     "Это абсолютно светский курс, который будут вести обычные учителя. Ребята смогут узнать об истории и культуре основных религий, ценностях светской этики", - отметил председательствующий на заседании Министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко, - "Задача, которая стоит перед данным курсом, заключается в формировании общества, основанного на согласии и понимании. Все мы разные, но мы живём в одной стране и должны учиться уважать ценности представителей всех культур".
     "Курс будет состоять из четырёх блоков, причём блоки 1 и 4, посвящённые патриотическим ценностям, межкультурному и межконфессиональному диалогу как фактору общественного согласия, будут проводиться для всего класса вместе", - сообщила Марианна Шахнович, координатор группы разработчиков учебно-методического обеспечения курса, заведующая кафедрой философии религии СПбГУ.
     Данная структура была разработана совместно с участием учёных Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации работников образования, представителей религиозных конфессий. Члены Межведомственного координационного совета одобрили данный подход (состав совета и примерная программа комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" прилагаются).
     С января 2010 года в соответствии с данной структурой учебного курса во всех регионах-участниках эксперимента будет проведена переподготовка учителей, участвующих в апробации проекта.

     Справочно:
     В течение 2010-2011 годов преподавание комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" будет осуществляться в 19 субъектах Российской Федерации в экспериментальном режиме в 4 четверти IV класса и 1 четверти V класса.
     Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики" включает 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).
     Основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г.
     При получении положительных результатов апробации комплексного учебного курса, начиная с 2012 года, преподавание комплексного учебного курса может осуществляться на постоянной основе во всех субъектах Российской Федерации.
     Принципами апробации выступают:
     1. соблюдение конституционных принципов светского характера Российского государства;
     2. взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, с религиозными организациями;
     3. содействие межконфессиональному сотрудничеству и взаимному уважению на местах;
     4. институты учета запросов граждан на изучение их детьми основ культуры религий и светской этики.


Состав Межведомственного координационного совета
по реализации плана мероприятий по апробации в 2009-2011 годах комплексного учебного курса

Фурсенко Андрей Александрович (председатель)

- Министр образования и науки Российской Федерации

Калина Исаак Иосифович (заместитель председателя)

- заместитель Министра образования и науки Российской Федерации

Демидов Иван Иванович (заместитель председателя)

- начальник Департамента гуманитарной политики и общественных связей Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике (по согласованию)

Реморенко Игорь Михайлович

- директор Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России

Гончар Мария Валерьевна

- заместитель директора Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России

Романова Елена Геннадьевна (секретарь)

- заместитель начальника отдела Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России

Демидова Светлана Ивановна

- заместитель начальника Управления учреждений образования и реализации приоритетного национального проекта "Образование" Рособразования

Аносов Андрей Владимирович

- начальник Департамента по взаимодействию с федеральными органами государственной власти аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе (по согласованию)

Асмолов Александр Григорьевич

- директор федерального государственного учреждения "Федеральный институт развития образования" ;

Белогубова Марина Николаевна

- начальник Департамента по взаимодействию с политическими партиями и общественными организациями аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе (по согласованию)

Бурда Любовь Евгеньевна

- заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе (по согласованию)

Васильев Виктор Иванович

- начальник отдела Департамента экономики социального развития и приоритетных программ Минэкономразвития России (по согласованию)

Глоцер Андрей Владимирович

- представитель по связям с общественными организациями и госструктурами Главного раввината России (Федерация еврейских общин России) (по согласованию)

Голощапов Валерий Николаевич

- помощник полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе (по согласованию)

Демидов Герман Васильевич

- заместитель председателя Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата Русской православной церкви (по согласованию)

епископ Зарайский Меркурий

- председатель Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата Русской православной церкви (по согласованию)

Журавский Александр Владимирович

- директор Департамента межнациональных отношений Минрегиона России (по согласованию)

Кириллов Борис Анатольевич

- заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе (по согласованию)

Коган Зиновий Львович (раввин)

- председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России (по согласованию)

Леонтьева Елена Владимировна

- заместитель начальника Департамента гуманитарной политики и общественных связей Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике (по согласованию)

Лотова Ирина Петровна

- помощник полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе (по согласованию)

Ляпун Алексей Алексеевич

- главный советник аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе (по согласованию)

Муртазин Марат Фахрисламович

- заместитель председателя Совета муфтиев России, ректор Московского исламского университета (по согласованию)

Никандров Николай Дмитриевич

- президент Российской академии образования (по согласованию)

Никитин Эдуард Михайлович

- ректор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (по согласованию)

Петрова Татьяна Эдуардовна ;

- советник Департамента культуры и образования Правительства Российской Федерации (по согласованию)

Чимитдоржиев Владимир Лхамаевич (Бабу лама)

- ректор духовного профессионального образовательного учреждения "Агинская Буддийская академия", Забайкальский край (по согласованию)

Чубарьян Александр Оганович

- директор Института всеобщей истории Российской академии наук (по согласованию)

Чунин Евгений Борисович (протоиерей)

- директор Московского старообрядческого духовного училища (по согласованию)

Шахнович Марианна Михайловна

- заведующая кафедрой философии, религии и религиоведения Санкт-Петербургского государственного университета, член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации (по согласованию)

Якупов Ариф Исмагилович

- проректор Российского исламского университета Центрального духовного управления мусульман России (по согласованию)

Перечень субъектов Российской Федерации,
участвующих в 2010-2011 годах в апробации комплексного учебного курса

N

Субъект Российской Федерации

Федеральный округ

1.

Еврейская автономная область

Дальневосточный

2.

Камчатский край;

3.

Пензенская область

Приволжский

4.

Удмурдская Республика

5.

Чувашская Республика

6.

Вологодская область

Северо-Западный

7.

Калининградская область

8.

Красноярский край

Сибирский

9.

Новосибирская область

10.

Томская область

11.

Курганская область

Уральский

12.

Свердловская область

13.

Костромская область

Центральный

14.

Тамбовская область

15.

Тверская область

16.

Республика Калмыкия

Южный

17.

Карачаево-Черкесская Республика

18.

Ставропольский край

19.

Чеченская Республика

Примерная программа комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа)

Основы православной культуры

Основы исламской культуры

Основы буддийской культуры

Основы иудейской культуры

Основы мировых религиозных культур

Основы светской этики

4 класс, четвертая четверть (17 часов)

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

Урок 1. Россия - наша Родина.

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часа)

Урок 2.Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства.

Культура и религия.

Урок 2. Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия

Урок 2. Ведение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия

Урок 2. Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия

Урок 2. Культура и религия

Урок 2. Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека.

Урок 3. Священное Писание.

Урок 3. Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности. Жизнеописание.

Урок 3. Будда и его Учение

Урок 3. Тора – главная книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило Гилеля».

Урок 3. Культура и религия

Урок 3. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.

Урок 4. Священное Писание и Священное Предание.

Урок 4. Пророк Мухаммад – проповедническая миссия

Урок 4. Будда и его Учение

Урок 4. Письменная и Устная Тора. Классические тексты иудаизма

Урок 4. Возникновение религий. Древнейшие верования

Урок 4. Ценность родства и семейные ценности

Урок 5. Во что верят православные христиане

Урок 5

Прекрасные качества Пророка Мухаммада.

Урок 5. Буддийский священный канон

Урок 5. Патриархи еврейского народа.

Урок 5. Возникновение религий. Религии мира и их основатели

Урок 5. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти.

Урок 6. Что говорит о Боге и мире православная культура

Урок 6

Священный Коран и Сунна как источники нравственности

Урок 6. Буддийский священный канон

Урок 6. Евреи в Египте: от Йосефа до Моше.

Урок 6. Священные книги религий мира: Веды, Авеста. Трипитака,

Урок 6. Образцы нравственности в культурах разных народов

Урок 7. Что говорит о человеке православная культура

Урок 7.Общие принципы ислама и исламской этики.

Урок 7. Буддийская картина мира.

Урок 7. Исход из Египта.

Урок 7. Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран.

Урок 7. Нравственный образец богатыря

Урок 8. Христианское учение о спасении.

Урок 8

Столпы ислама и исламской этики.

Урок 8. Буддийская картина мира.

.Урок 8. Получение Торы на горе Синай.

Урок 8. Хранители предания в религиях мира.

Урок 8. Дворянский кодекс чести

Урок 9. Добро и зло в православной традиции

Урок 9

Исполнение мусульманами своих обязанностей.

Урок 9. Добро и зло

Урок 9. Пророки и праведники в иудейской культуре.

Урок 9. Человек в религиозных традициях мира

Урок 9. Джентльмен и леди

Урок 10. Христианская этика. Заповеди блаженства

Урок 10

Обязанности мусульман.

Урок 10. Ненасилие и доброта

Урок 10. Пророки и праведники в иудейской культуре.

.

Урок 10. Священные сооружения

Урок 10. Государство и мораль гражданина

Урок 11. Христианская этика. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему.

Урок 11

Обязанности мусульман.

Урок 11. Любовь к человеку и ценность жизни

Урок 11. Храм в жизни иудеев

Урок 11. Священные сооружения

Урок 11. Образцы нравственности в культуре Отечества

Урок 12. Христианская этика. Добродетели и страсти. Отношение к труду.

Урок 12

Обязанности мусульман.

Урок 12. Милосердие и сострадание

Урок 12. Назначение синагоги и её устройство

Урок 12. Искусство в религиозной культуре

Урок 12. Мораль защитника Отечества

Урок 13. Христианская этика. Долг и ответственность.

Милосердие и сострадание.

Урок 13 .

Обязанности мусульман.

Урок 13. Отношение к природе

Урок 13. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Субботний ритуал

Урок 13. Искусство в религиозной культуре

Урок 13. Порядочность. Интеллигентность

Урок 14.Спаситель. Жертвенная любовь

Урок 14

Для чего построена и как устроена мечеть.

Урок 14. Буддийские святые. Будды

Урок 14. Молитвы и благословения в иудаизме.

Урок 14. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад.

Урок 14. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства

Урок 15. Спаситель. Победа над смертью

Урок 15

Мусульманское летоисчисление и календарь.

Урок 15. Семья в буддийской культуре и ее ценности.

Урок 15. Добро и зло

Урок 15. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад.

Урок 17. Что значит «быть нравственным» в наше время?

Урок 16. Творческие работы учащихся.

Урок 16. Творческие работы учащихся.

Урок 16. Творческие работы учащихся.

Урок 16. Творческие работы учащихся.

Урок 16. Творческие работы учащихся.

Урок 16. Творческие работы учащихся.

Урок 17. Подведение итогов

Урок 17. Подведение итогов.

Урок 17. Подведение итогов

Урок 17. Подведение итогов

Урок 17. Подведение итогов

Урок 17. Подведение итогов.

5 класс, первая четверть (17 часов)

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)

Урок 18. Православие в России.

Урок 18. Ислам в России.

Урок 18. Буддизм в России

Урок 18. Иудаизм в России.

Урок 18. Религии России

Урок 18. Добро и зло

Урок 19. Православный храм

Урок 19. Семья в исламе.

Урок 19. Основы буддийского Учения и этики

Урок 19. Основные принципы иудаизма.

Урок 19. Религии России

Урок 19. Долг и совесть

Урок 20. Православный храм и другие святыни

Урок 20. Нравственные основы семьи в исламе.

Урок 20. Человек в буддийской картине мира.

Урок 20. Основные принципы иудаизма

Урок 20. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира

Урок 20. Честь и достоинство

Урок 21. Православные Таинства. Символический язык православной культуры

Урок 21. Нравственные ценности ислама:

сотворение добра, отношение к старшим.

Урок 21. Человек в буддийской картине мира.

Урок 21. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.

Урок 21. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира

Урок 21. Смысл жизни и счастье

Урок 22. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение,

прикладное искусство)

Урок 22. Нравственные ценности ислама:

дружба, гостеприимство.

Урок 22. Буддийские символы

Урок 22. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев.

Урок 22. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

Урок 22. Высшие нравственные ценности

Урок 23. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение,

прикладное искусство)

Урок 23. Нравственные ценности ислама:

любовь к отечеству, миролюбие.

Урок 23. Буддийский храм

.

Урок 23. Совершеннолетие в иудаизме. Ответственное принятие заповедей

Урок 23. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

Урок 23. Идеалы

Урок 24. Православный календарь, его символическое значение.

Урок 24. Забота о здоровье в культуре ислама.

Урок 24. Буддийские святыни.

Урок 24. Еврейский дом – еврейский мир: знакомство с историй и традицией.

Урок 24. Религиозные ритуалы в искусстве

Урок 24. Принципы морали

Урок 25. Православный календарь. Почитание святых.

Урок 25. Ценность образования и польза учения в исламе.

Урок 25. Буддийский календарь

Урок 25. Знакомство с еврейским календарем: его устройство и особенности.

Урок 25. Календари религий мира. Праздники в религиях мира

Урок 25. Методика создания морального кодекса в школе.

Урок 26. Православный календарь. Почитание святых.

Урок 26. Ценность образования и польза учения в исламе.

Урок 26. Праздники в буддийской культуре.

Урок 26. Еврейские праздники: их история и традиции.

Урок 26. Праздники в религиях мира.

Урок 26. Нормы морали. Этикет.

Урок 27. Православный календарь. Почитание святых.

Урок 27. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения.

Урок 27. Искусство в буддийской культуре

Урок 27 Еврейские праздники: их история и традиции.

Урок 27. Семья, семейные ценности.

Урок 27. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – «за и против».

Урок 28. Православный календарь. Праздники.

Урок 28. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения.

Урок 28. Священные буддийские сооружения

Урок 28. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматери еврейского народа.

Урок 28. Долг, свобода, ответственность, учение и труд.

Урок 28. Образование как нравственная норма

Урок 29. Христианская семья и ее ценности.

Урок 29. Искусство ислама.

Урок 29. Отношение к природе

Урок 29. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.

Урок 29. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

Урок 29. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)1

Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России

Урок 31. Подготовка творческих проектов

Урок 31. Подготовка творческих проектов

Урок 31. Подготовка творческих проектов

Урок 31. Подготовка творческих проектов

Урок 31. Подготовка творческих проектов

Урок 31. Подготовка творческих проектов

Урок 32. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д.

Урок 33. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д.

Урок 34. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)2

1 Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.

2 Презентация будет проходить в конце первой четверти накануне Праздника народного единства



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Письмо министерства образования и науки рф от 8 июля 2011 г n мд-883/03 " о направлении методических материалов орксэ"

    Документ
    ... введения комплексногоучебногокурса для общеобразовательных учреждений "Основырелигиозныхкультур и светскойэтики", включающего основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы ...
  2. Государственное гимназия № 1576

    Основная образовательная программа
    ... ). Комплексныйучебныйкурс дифференцируется по модулям: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддистской культуры», «Основы иудейской культуры», «Традиционные религии в России», «Основысветскойэтики» ...
  3. Обзор сми (42) " в защиту семьи родины и веры"

    Обзор
    ... состоялся учебный ... множество правительственных структур, неправительственных ... Светскуюэтику», которая утверждает, что каждый человек должен сам для себя определить ... модуль курса «Основырелигиозныхкультур и светскойэтики». ... это новая комплексная услуга, ...
  4. Религиозная толерантность

    Книга
    ... и религиозныхучебных заведений. Помимо этого на многих факультетах университета читается учебныйкурс «История ... могут преподаваться разные курсы – об основах православной культуры, или основах исламской культуры, или основахсветскойэтики, – он ...
  5. Религиозная толерантность

    Книга
    ... и религиозныхучебных заведений. Помимо этого на многих факультетах университета читается учебныйкурс «История ... могут преподаваться разные курсы – об основах православной культуры, или основах исламской культуры, или основахсветскойэтики, – он ...

Другие похожие документы..