Главная > Документ


Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

Владимирского государственного университета имени Александра

Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

Кафедра философии и религиоведения

ИСТОРИЯ

И ФИЛОСОФИИ НАУКИ

Методические материалы

для аспирантов и соискателей

Владимир 2012

Владимир 2010

ББК 87

И89

Печатается по решению редакционно-издательского совета ВлГУ

И89

История и философия науки: методические материалы для аспирантов и соискателей. – Владимир: ВлГУ, 2012. –  61с.

Разработаны в соответствии с программой-минимумом кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки», «Общие проблемы философии науки» и нормативными документами Министерства образования и науки Российской Федерации о подготовке научных кадров через аспирантуру. Они включают в себя соответствующие приказы и постановления Министерства образования и науки, программу кандидатского экзамена по «Истории и философии науки», а так же тематику лекционного курса и спецкурсов, коллоквиумов, темы рефератов, контрольные вопросы к экзамену и информационно-справочные разъяснения о реферате и кандидатском экзамене.

Подготовлены доктором философских наук, профессором Цанн-кай-си Ф. В., при участии кандидата философских наук, старшего преподавателя Андреевой Л. С. (блок психолого-педагогических, исторических наук), кандидата философских наук, доцента Белоусова П. А. (блок биолого-химических, эколого-медицинских, физических и географических наук).

Ответственный за выпуск: Л.С. Андреева

© Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет», 2012

ПРЕДИСЛОВИЕ

Введение в 2005 году кандидатского экзамена по «Истории и философии науки» стимулировало научную разработку эпистемологической проблематики. Философия науки стала сегодня одной из наиболее быстро развивающихся философских дисциплин. Об интересе к проблемам философии науки свидетельствует появление в журнале «Вопросы философии» постоянного раздела «Философия и наука», издается журнал «Эпистемология – философия», регулярно выходят сборники Института философии РАН «Философия науки».

Проведены многочисленные научно-теоретические и научно-практические конференции самого разного уровня, на которых обсуждались как вопросы состояния современной науки, так и проблемы их осмысления отечественной философией науки.

Следствием всего этого стало появление новых концепций и подходов в философии науки, которые должны быть отражены в процессе изучения «Истории и философии науки». Таким образом, преподавание курса «История и философия науки» должно быть приведено в соответствие с состоянием исследования эпистемологической проблематики.

Целью настоящего пособия является оказание целенаправленной и системной помощи аспирантам и соискателям в подготовке к сдаче кандидатского экзамена, памятуя при этом, главное – самостоятельная работа самих аспирантов и соискателей. Оказывая всестороннюю помощь аспирантам и соискателям в усвоении Программы-минимума кандидатского экзамена, мы при этом исходим из того, что они основательно знают университетский курс философии, который выступает методологическим основанием, на которое опирается курс «История и философия науки»

Мы обращаем внимание наших слушателей на то, что программа кандидатского экзамена названа «программа-минимум», что дает нам право включать новые вопросы, обсуждаемые в современной философии науки, расширять круг дополнительных источников, максимально учитывать специфику философских проблем различных отраслей научного знания.

.

2012 г.

Нормативные документы
Министерства образования и науки Российской Федерации, определяющие содержание
и порядок сдачи кандидатских экзаменов

ПРИКАЗ

17.02.2004 г. № 696

Об утверждении перечня кандидатских экзаменов

В соответствии с п. 13 Положения о порядке присуждения ученых степеней, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. № 74 (Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 6, ст. 580; 2003. № 33, ст. 3278), и решением Высшей аттестационной комиссии Минобразования России от 26 марта 2003 г.

приказываю:

1. Утвердить перечень кандидатских экзаменов, сдаваемых соискателями ученой степени кандидата наук:

– история и философия науки;

– иностранный язык;

– специальная дисциплина в соответствии с темой диссертации.

2. Считать утратившим силу первый абзац п. 79 Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования России от 27.03.1998 № 814 (зарегистрировано в Минюсте России 05.08.1998 № 1582) с изменениями, утвержденными приказами Минобразования России от 16.03.2000 № 780 (зарегистрировано в Минюсте России 06.04.2000 № 2181) и от 27.11.2000 г. № 3410 (зарегистрировано в Минюсте России 08.12.2000 г. № 2490).

3. Ввести в действие настоящий приказ с 1 июля 2005 года.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра В. Н. Неволина и заместителя министра М. Н. Стриханова.

Министр В. М. Филиппов

 

ПРИКАЗ

17.02.2004 г. № 697

Об утверждении программ кандидатских экзаменов

В соответствии с п. 13 Положения о порядке присуждения ученых степеней, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. N74 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 6, ст. 580; 2003, N33, ст. 3278), на основании решения Высшей аттестационной комиссии Минобразования России от 26 марта 2003 г. и заключений профильных Учебно-методических объединений

приказываю:

1. Утвердить программы кандидатских экзаменов по истории и философии науки, иностранному языку и специальным дисциплинам согласно перечню (программы не рассылаются, перечень программ прилагается).

2. Осуществлять сдачу кандидатских экзаменов по программам, утвержденным настоящим приказом:

с 01.07.2004 – по иностранному языку и специальным дисциплинам;

с 01.07.2005 – по истории и философии науки.

3. Управлению развития и планирования научных исследований (С. В. Лебедеву) по согласованию с Департаментом государственной аттестации научных и научно-педагогических работников (В. Г. Выскубом) в срок до 01.05.2004 представить в установленном порядке проект приказа Минобразования России о порядке организации приема кандидатских экзаменов в соответствии с программами, утвержденными настоящим приказом.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра В. Н. Неволина и заместителя министра М. Н. Стриханова.

Министр В.М. Филиппов

ПРИКАЗ

30.04.2004 Москва № 2009

О сроке действия

результатов кандидатских экзаменов

В связи с утверждением приказом Минобразования России от 17.02.2004 № 697 новых программ кандидатских экзаменов

приказываю:

1. Установить, что результаты кандидатских экзаменов, сданных до 1 июля 2005 г. (кроме результатов кандидатских экзаменов, сданных по программам, утвержденным приказом Минобразования России от 17.02.2004 N 697), действительны до 1 января 2009 года.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра В.Н. Неволина и М.Н. Стриханова.

Первый заместитель Министра А. Ф. Киселев

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Инструктивное письмо

от 28 мая 2004 года № 1

«О временном порядке проведения кандидатских экзаменов»

Руководителям отделов аспирантуры,

руководителям диссертационных советов

В связи с утверждением приказом Минобразования России от 17.02.2004 № 696 «нового перечня кандидатских экзаменов» и во исполнение приказа Минобразования России от 17.02.2004 № 697 «Об утверждении программ кандидатских экзаменов» диссертационным советам и организациям, имеющим право приема кандидатских экзаменов по специальным дисциплинам и иностранному языку, предлагается, начиная с 1 июля 2004 года, руководствоваться следующим.

При проведении кандидатских экзаменов по специальным дисциплинам и иностранному языку в порядке, определенном приказом Минобразования России от 27.03.1998 № 814 с изменениями, утвержденными приказами Минобразования России от 16.03.2000 № 780 и от 27.11.2000 № 3410, использовать в качестве базовой части программ новые единые программы кандидатских экзаменов, утвержденные приказом Минобразования России от 17.02.2004 № 697. По результатам сдачи кандидатских экзаменов проводить оформление и выдачу соискателям удостоверений установленной формы.

Диссертационным советам, начиная с 1 июля 2004 года, при необходимости направлять соискателей, имеющих высшее профессиональное образование, не соответствующее отрасли науки, по которой подготовлена диссертация, на сдачу кандидатских экзаменов по общенаучной применительно к данной отрасли науки дисциплине, предусмотренное п.13 Положения о порядке присуждения ученых степеней, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2002 № 74. При этом к названной категории соискателей ученой степени кандидата наук не относить лиц, прошедшие подготовку в аспирантуре в рамках данной отрасли науки.

Прием экзамена по указанной общенаучной дисциплине проводить в организации, где действует диссертационный совет, принявший решение о направлении соискателя на сдачу дополнительного экзамена. Требования к составу экзаменационной комиссии в этом случае те же, что и для комиссии по приему экзаменов по специальной дисциплине. Расходы по проведению данного экзамена относить к расходам по организации деятельности диссертационного совета.

Программа кандидатского экзамена по общенаучной применительно к данной отрасли науки дисциплине определяется решением Ученого (Научно-технического) совета организации, где функционирует данный диссертационный совет, в объеме вузовского курса из числа дисциплин, отнесенных к соответствующей отрасли наук образовательными стандартами ступеней высшего профессионального образования (дипломированного специалиста или магистра).

В качестве документа о сдаче дополнительного кандидатского экзамена по общенаучной, применительно к данной отрасли наук дисциплине, выдавать соискателю отдельное удостоверение установленной формы.

Заместитель Министра Заместитель Министра

В.Н.Неволин М.Н.Стриханов

ПРОГРАММА–МИНИМУМ
КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА
по курсу
«История и философия науки»
«Общие проблемы философии науки»

Предисловие

Настоящая программа кандидатских экзаменов по философской части общенаучной дисциплины «история и философия науки» подготовлены специалистами ведущих университетских и академических научных центров. Они прошли этапы рассмотрения в профильных учебно-методических объединениях (УМО) и коррекции их содержания экспертными советами Высшей аттестационной комиссии в соответствии с замечаниями и пожеланиями, высказанными при их обсуждении в УМО. Программы были одобрены президиумом Высшей аттестационной комиссии Минобразования России и утверждены приказом Минобразования России от 17.02.2004 № 697.

Данные программы представляют собой общую для всех научных специальностей базовую часть кандидатского экзамена по указанной дисциплине, обязательный для каждого соискателя ученой степени кандидата наук единый минимум требований к уровню знаний в философии избранной научной области.

Для полготовки к экзамену соискать использует часть I «Общие проблемы философии науки» данной программе, а также один из разделов части II «Современные философские проблемы областей научного знания», который соответствует области его научных исследований.

Порядок организации приема кандидатских экзаменов определяется соответствующими нормативными документами Минобразования России.

Введение

Настоящая программа философской части кандидатского экзамена по курсу ";История и философия науки"; предназначена для аспирантов и соискателей всех научных специальностей. Она представляет собой введение в общую проблематику философии науки. Наука рассматривается в широком социокультурном контексте и в ее историческом развитии. Особое внимание уделяется проблемам кризиса современной техногенной цивилизации и глобальным тенденциям смены научной картины мира, типов научной рациональности, системам ценностей, на которые ориентируются ученые. Программа ориентирована на анализ основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в науке на современном этапе ее развития и получение представления о тенденциях исторического развития науки.

Программа разработана Институтом философии РАН при участии ведущих специалистов МГУ им. М.В.Ломоносова, СПбГУ и ряда других университетов. Программа одобрена экспертным советом по философии, социологии и культурологии Высшей аттестационной комиссии.

1. Предмет и основные концепции
современной философии науки

Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте.

Эволюция подходов к анализу науки.

Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда, М. Полани.

Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.

2. Наука в культуре современной цивилизации

Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности.

Особенности научного познания. Наука и философия. Наука и искусство. Наука и обыденное познание. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).

3. Возникновение науки
и основные стадии её исторической эволюции

Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта.

Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университе­тах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами – алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука.

Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфор­дская школа, Роджер Бэкон, Уильям Оккам. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. Г. Галилей, Френсис Бэкон, Р. Декарт. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы.

Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно-организованной науки. Технологические применения науки. Формирование технических наук.

Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования.

4. Структура научного знания

Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. Особенности эмпирического и теоретического языка науки.

Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Случайные и систематические наблюдения. Применение естественных объектов в функции приборов в систематическом наблюдении. Данные наблюдения как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта. Проблема теоретической нагруженности факта.

Структуры теоретического знания. Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Роль конструктивных методов в дедуктивном развертывании теории. Развертывание теории как процесса решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе теории. Проблемы генезиса образцов. Математизация теоретического знания. Виды интерпретации математического аппарата теории.

Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность. Система идеалов и норм как схема метода деятельности.

Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онто­логия, как форма систематизации знания, как исследовательская программа).

Операциональные основания научной картины мира. Отношение онтологических постулатов науки к мировоззренческим доминантам культуры.

Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру.

5. Динамика науки
как процесс порождения нового знания

Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины. Проблема классификации. Обратное воздействие эмпирических фактов на основания науки.

Формирование первичных теоретических моделей и законов. 'Роль аналогий в теоретическом поиске. Процедуры обоснования теоретических знаний. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. Механизмы развития научных понятий.

Становление развитой научной теории. Классический и неклассический варианты формирования теории. Генезис образцов решения задач.

Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач в проблемы. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий.

Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.

6. Научные традиции и научные революции.
Типы научной рациональности

Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Междисциплинарные взаимодействия и ";парадигмальные прививки"; как фактор революционных преобразований в науке. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренческих универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания. Философия как генерация категориальных структур, необходимых для освоения новых типов системных объектов.

Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний. Селективная роль культурных традиций в выборе стратегий научного развития. Проблема потенциально возможных историй науки.

Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклас­сическая, постнеклассическая наука.

7. Особенности современного этапа развития науки.
Перспективы научно-технического прогресса

Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований. Освоение саморазвивающихся ";синергетических"; систем и новые стратегии научного поиска. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного познания. Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности. Расширение этоса науки. Новые этические проблемы науки в конце XX столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеалогизированной науки. Экологическая этика и ее философские основания. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере. Проблемы экологической этики в современной западной философии (Б. Калликот, О. Леопольд, Р. Аттфильд).

Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре. Научная рациональность и проблема диалога культур. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Печатается по решению редакционно-издательского совета ВлГУ

    Документ
    ... Владимир 2010 ББК 87 И89 Печатаетсяпорешениюредакционно-издательскогосоветаВлГУ И89 История и философия науки: методические ...
  2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для выполнения выпускной квалификационной работы бакалавра по направлению 200500 «Метрология стандартизация и сертификация» к т н доцент

    Методические указания
    ... технических наук, доцент А.Г. Кириллов Печатаетсяпорешениюредакционно-издательскогосовета Владимирского государственного университета Куприянов В.Е., Сидорко ... работы (ДР) закрепляются приказом ректора ВлГУпо представлению кафедры «УКиТР» и кафедр ...
  3. ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАПроект 2: индивидуальная траектория обучения и качество образ

    Основная образовательная программа
    ... сертификации» С.И. Смирнов Печатаетсяпорешениюредакционногосовета Владимирского государственного университета ... программ; участие ВлГУ в международных ... Управление образовательной средой 7.3 Редакционно-издательская деятельность 7.4 Библиотечное и ...
  4. Федеральное агенство по образованию автономная некоммерческая организация

    Документ
    ... . Троицк Редакционная группа: Алексеев ... Лаборатория знаний (в печати). Развивающее обучение ... / И.Г. Захарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – ... решение. Сотрудничество, по мнению обучающихся, - это не просто помощь и совет ... (ф) ВлГУ) Аннотация ...
  5. Федеральное агенство по образованию автономная некоммерческая организация

    Документ
    ... . Троицк Редакционная группа: Алексеев ... Лаборатория знаний (в печати). Развивающее обучение ... / И.Г. Захарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – ... решение. Сотрудничество, по мнению обучающихся, - это не просто помощь и совет ... (ф) ВлГУ) Аннотация ...

Другие похожие документы..