textarchive.ru

Главная > Пояснительная записка


Пояснительная записка к тематическому планированию по технологии

Класс: 4

Количество часов:

Всего 68 часов; 2 часа в неделю

Рабочая программа по технологии создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторского курса «Ступеньки к мастерству» для 4 класса (автор Е. А. Лутцева) по образовательной системе «Начальная школа XXI века».

Программа обеспечена следующим методическим комплектом:

Е.А.Лутцева. Технология 2 класс: учебник. – М.: Вентана – Граф, 2008.

Е.А.Лутцева. Учимся мастерству: рабочие тетради. – М.: Вентана – Граф, 2008.

Деятельностный подход к построению процесса обучения по технологии является основной характеристикой этого учебного предмета, что способствует формированию у учащихся не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки, органичным образом реализуется обучение учащихся проектной деятельности, которая особенно  способствует развитию творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности, дает возможность почувствовать себя в разных ролях (руководитель, исполнитель и др.). Она предполагает включение учащихся в активную познавательную деятельность от идеи и разработки замысла изделия (ясное целостное представление о будущем изделии) до его практической  реализации.

Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями учащихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий и с учетом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности.

При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий. Технологическое образование включает в себя информационно-познавательный и деятельностный компоненты. Информационный компонент (технико-технологическая компетентность) отражает основные аспекты технико-технологической картины мира, т. е. технологические знания и умения как в узком, так и в широком смысле. В начальной школе в узком смысле это первоначальные обобщенные знания о технологии и технике, о рациональной организации труда, мире профессий, а в широком смысле — это представления не только о результатах научно-технического прогресса, но и о духовно-культурной среде, также созданной мыслью и руками человека-творца. Деятельностный компонент – это практическое овладение учащимися алгоритмами созидательной, преобразующей, творческой деятельности (в доступных этому возрасту видах труда), направленной, в частности, на развитие технологического мышления. При этом основными критериями успешности обучения детей становятся самостоятельность и качество выполняемой работы, а также умения открывать знания, пользоваться различного рода источниками информации для решения различных насущных проблем.

Курс “Технология. Ступеньки к мастерству” носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными явлениями материального мира, объединенными общими присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Общие закономерности, лежащие в основе любого вида человеческой деятельности, являются сутью понятия “технологичность” и “технология” и отражаются в отдельных видах этой деятельности с присущим им спецификой, особенностями, делающими их уникальными.

В связи с этим задачами курса являются:

  • развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основтворческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);

  • формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой (как источника не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов);

  • воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию — результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;

  • овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно-экономическими знаниями;

  • расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта учащихся, их представлений о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.

Содержание тем учебного курса

1.

Научно-технический процесс

15ч

2.

Природа кормилица

12 ч

3.

Жилище человека

9 ч

4.

Дизайн

18 ч

5.

Компьютерный мир

14 ч

Список дополнительной литературы:

Е.А.Лутцева Технология. 4 класс. Ступеньки к мастерству: Методика для учителя.- М.: Вентана-Граф, 2007

Требования к уровню подготовки оканчивающих 4 класс:

Иметь представление:

  • о современных направлениях научно-технического развития в своей стране и мире, истории их зарождения;

  • о положительном и отрицательном влиянии современной деятельности человека на природную среду;

  • о глобальных проблемах экологии и роли человека в сохранении природной среды, предотвращении экологических и техногенных катастроф;

  • об отдельных элементарных аспектах экономических знаний (разделение труда, производительность труда, конкуренция, рынок, реклама, и др.);

  • о понятиях технический прогресс, наука, экономика, экология, энергетика, дизайн, компьютер, селекция и др.

Знать:

  • современные профессии, появившиеся в XX— XXI вв. и связанные с изученным содержанием;

  • технические изобретения конца Х1Х начала XX в., вошедшие в нашу повседневную жизнь (телефон, радио, телевизор, компьютер и др.);

  • названия основных частей персонального компьютера (монитор, клавиатура, системный блок) и их назначение;

  • основные требования дизайна к конструкциям, изделиям, сооружениям (польза, удобство, красота);

  • названия и свойства материалов, используемых в работах учащихся;

  • этапы технологического процесса и их особенности в зависимости от свойств материалов;

  • петельную, крестообразную строчки и их варианты;

  • луковичный и клубневый способ размножения растений.

Уметь:

  • определять конструктивные и технологические особенности предложенных для изготовления изделий или выбранных самостоятельно;

  • подбирать и применять рациональные конструктивные решения и технологические приемы изготовления изделий в каждом конкретном случае;

  • эстетично оформлять изделия;

  • соединять детали из ткани петельной и крестообразной строчками;

  • выполнять простейшие работы по выращиванию растений из луковиц и клубней;

  • находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета),

  • выполнять посильные действия для решения экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержания чистоты там, где постоянно сами находятся, грамотный уход за домашними животными, выращивание деревьев, кустарников, цветов, культура общения – речь, этикет и т. д.).

Общетрудовые умения.

Уметь самостоятельно:

  • разрабатывать несложные коллективные творческие проекты и реализовывать их; распределять обязанности в группе;

  • организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;

  • экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех ее этапах.

С помощью учителя:

  • выбирать темы для практических и проектных работ;

  • искать оригинальные решения конструкторско-технологических, экономических и эстетических проблем.

Дата

№ урока

Тема урока (Что пройдено на уроке)

РТ

Уч.

Научно-технический прогресс. Совершенствование технологий производства

Инструктаж по технике безопасности. История создания материальной культуры. Этапы выполнения проекта.

Индивидуальный проект «Подставка для карандашей»

з.№1

У. с.6-8

Новые решения конструкторско-технологических проблем. Защита проекта.

Защита проекта

Т.с.4

У.с.9

Инструктаж по технике безопасности. Технический прогресс и производительность труда. Свойства тонких металлов (исследование). Чеканка.

Проект «Чеканка»

з.№2

У.с.15

Специализация инженеров на разных производствах. Штамповка.

Защита проекта

Научно-технический прогресс. Современное производство.

Коллективный проект «Модель работы предприятия»

Т.з.6

У.с.20

Технические изобретения конца XIX-начала XX века.

Коллективный информационный проект «Научные открытия и технические изобретения XX века»

з.№3

У.с.21-23

Конструкторско-технологические проблемы, пути их решения.

Изготовление эскиза автомобиля, (пластилин, конструктор)

Изобретательство. Развитие авиации и космоса, ядерной энергетики, информационно-компьютерных технологий.

Модель телефона

з.№4

У.с.23-24

Виды современных двигателей (двигатель внутреннего сгорания, реактивный).

Барельев из пластилина «Космос»

Современный завод, особенности организации работы на предприятиях. Ярославские заводы.

Решение кроссворда, сообщения о Ярославских заводах

з.№5

Использование компьютерных технологий во всех областях жизни человека.

Изготовление макета (плоского) картонного компьютера

Конструкторское бюро завода. Чертёж изделия и работа с ним.

Подготовка технической документации

з.№6

Технологические приёмы изготовления изделия.

Выполнение проекта с.15-17

Основные требования дизайна к конструкциям, изделиям, сооружениям.

Декоративные работы

Сферы использования электричества, природных энергоносителей (газ, нефть) в промышленности и в быту

Сообщения (по ж.)

Природа – кормилица.Добыча и переработка сырья

Виды природного сырья. Нефть, её использование

Индивидуальные сообщения

26-28

Горюче-смазочные материалы. Современный завод, особенности организации работы на предприятиях. Ярославские заводы.

Заочная экскурсия на нефтеперерабатывающий завод

Синтетические материалы

Исследования

28-30

№7

Материалы с заданными свойствами

Игрушка из поролона

31-33

У.с.32

Вторичное сырьё

Изделия из отходов

33-36

№8, №9

Экологические проблемы, пути их разрешения на доступном уровне

Коллективный информационный проект «Плакат «Береги природу»

37-39

-

Новые технологии в земледелии

Создание информационной карты о любом растении

40-41

№10

Новые технологии в животноводстве

Информационный проект «Содружество человека и животных»

43-44

У.с.44

Природоохранные сельскохозяйственные технологии

Сообщения индивидуальные

42-43

-

Деятельность человека в поиске и открытии пищевых технологий. Влияние их результатов на здоровье людей

Кормушка для птиц

44

У.с.44

Агротехнические приёмы выращивания луковичных растений, размножения растений клубнями и луковицами

Выращивание комнатного растения из луковицы и клубня

45-48

№10

Пища космонавтов

Экскурсия в музей «Космос»

139

Жилище человека. Совершенствование строительных технологий

Пища космонавтов

Экскурсия

139

Строительные технологии, связанные с требованием к жилищу (прочность, удобство, красота)

Информационный проект «Национальное жилище»

50-51

У.с.51

Здания и их назначения (производственные, жилые, для удовлетворения культурных потребностей). Архитектурный стиль (Классицизм и готика).

Индивидуальные сообщения

52-54

-

Дом для семьи. Технологии строительства современных домов.

Коллективный проект: макет посёлка из загородных домов

56-57

№11

Устройство дома

Коллективный или индивидуальный чертёжный проект «Интерьер»

55

№18

Расходование электричества в доме

Составление памятки использования электроприбора

56-58

Небоскребы, технологии их строительства

Коллективный информационный проект «Профессии строителей»

58-60

-

Предприятия сферы обслуживания в городах

Коллективный проект «Профессии работников ДЕЗ»

62-67

№12

Инструктаж по технике безопасности. Города будущего

Коллективный проект «Город будущего». Коллаж

67-68

№13

Современное назначение техники (бытовые, профессиональные, личные потребности, исследование опасных и труднодоступным мест на земле и за ее пределами и др.). Современные требования к техническим устройствам (экологичность, безопасность, энергоэкономичность)

Реализация проекта в форме коллажа, лепки

У.с.68

Дизайн. Художественное конструирование

Дизайн, его значение в современном производстве

Дизайн упаковки

№14-15

70-74

Дизайн техники

Дизайн-проект «Макет технического устройства»

№16

75-78

Дизайн рекламной продукции

Дизайн-проект «Реклама собственного изделия»

-

78-80

Дизайн интерьера

Коллективный проект «Макет гостиной комнаты»

-

80-83

Создание интерьерных объектов. Художественно-эстетическое оформление

Защита проекта

Ландшафтный дизайн

Коллективный проект «Оформление школьного двора»

-

84-85

Художественно-эстетическое оформление проекта «Школьный двор».

Защита проекта

Дизайнерские решения старинных и современных интерьеров и ландшафтов

Журнал модного интерьера разных эпох

Дизайн одежды. Мода.

Кукла силуэтная

№19

85-87

Смена моды в XX веке (для учёбы, спорта и т.д.) Т.Б. при работе с иголкой.

Кукла бессуставная

91

Специалисты для создания одежды.

Костюм для куклы

№20

87-89

Задачи дизайнера модельера

Отрезное платье по инструкционной карте

№22

93

Отделка готового изделия. Обмёточная, соединительная, отделочная строчки

Эскиз отделки костюма

с.90

Петельная строчка и её разновидности

Тренировочные упражнения по вышивке петельной строчкой

№21

с.92

Крестообразная строчка и её разновидности

Тренировочные упражнения по вышивке крестообразной строчкой

№21

с.92

Обработка края изделия изученной строчкой и ее вариантами. Самостоятельная работа учащихся

№21

Аксессуары в одежде

Веер или редикюль

з.№23

с.94-96

Основные условия дизайна - единство пользы, удобства и красоты.

Журнал мод (разных эпох)

с.86

Компьютерный мир. Информационные технологии

Персональный компьютер. ТБ при работе с компьютером

Включение компьютера

№24 с.43-47

98-100

Назначения персонального компьютера. Правила пользования ПК для сохранения здоровья

Окна компьютера

№25

103

Использование компьютера в разных сферах деятельности.

Информационный проект. Текстовые редакторы

103-109

Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации

102

Знакомство с основными базовыми программами

Поиск информации с помощью компьютера

Создание документа по образцу

109-112

Форматирование текста

Вставка рисунка в документ

Создание таблиц

Создание сообщения на выбранную тему (закрепление пройденного)

Проблемы экологии на предприятиях высокой технологии

Дизайнерский коллективный проект в области техники

№16

115-117

Будущее начинается сегодня

Урок-отчёт

123-128

Выставка изделий выполненных в течение года

146



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Пояснительная записка к тематическому планированию по физической культуре для учащихся 10 – 11 классов

    Пояснительная записка
    ... физкультурно-оздоровительной деятельностью. Овладение технологиями современных оздоровительных систем физического ... , физкультурно-оздоровительную деятельность. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА К тематическомупланированиюпо физической культуре для учащихся ...
  2. Пояснительная записка к тематическому планированию по английскому языку для 5–9 классов

    Пояснительная записка
    Пояснительнаязаписка к тематическомупланированиюпо английскому языку для 5–9 классов Обучение английскому языку по курсу «Enjoy English» в ... др.), умение пользоваться современными информационными технологиями, опираясь на владение английским языком ...
  3. Пояснительная записка календарно-тематическое планирование по физике общая часть

    Календарно-тематическое планирование
    Пояснительнаязаписка Календарно-тематическоепланированиепо физике Общая часть ... использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества ... мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, ...
  4. Пояснительная записка к тематическому планированию по физической культуре для учащихся 10–11 классов

    Пояснительная записка
    ... ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА к тематическомупланированиюпо физической культуре для учащихся 10–11 классов Развернутое тематическоепланирование ... оздоровительной деятельностью. – Овладение технологиями современных оздоровительных систем физического ...
  5. Пояснительная записка к тематическому планированию по английскому языку для 10 – 11 классов

    Пояснительная записка
    Пояснительнаязаписка к тематическомупланированиюпо английскому языку для 10 – 11 ... Введение нового лексического материала (космические технологии). 1 Модуль 6 62 Аудирование и говорение в рамках ...

Другие похожие документы..