Главная > Рабочая учебная программа


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Муниципальное образовательное учреждение «Буинская средняя общеобразовательная школа» Ибресинского района ЧР

РАССМОТРЕНО
на заседании методической комиссии
«____» ____________200__ г.
Председатель: ________/Г.Х.Амерханова/

СОГЛАСОВАНО
«___» ___________200__ г.
Зам.директора по УВР:_______/Т.В.Васильева/

УТВЕРЖДАЮ
«___» ___________200__ г.
Директор :
_____________/Л.И.Васильева/

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по предмету ";Информатика и ИКТ";
(5 – 6 класс. Пропедевтический уровень)

Автор: учитель математики и информатики Петрова О.П.

2008 г.

1. Пояснительная записка

С процессом развития информационного общества связано интенсивное становление новой образовательной парадигмы, основывающейся на изменении фундаментальных представлений о человеке и его развитии через образование. Требование освоения учащимися всего знания, накопленного человечеством, уже давно не ставится перед современной общеобразовательной школой. Современный человек должен не только обладать неким объемом знаний, но и уметь учиться, т. е. уметь решать проблемы в сфере учебной деятельности, а именно определять цели познавательной деятельности, находить оптимальные способы реализации поставленных целей, использовать разнообразные информационные источники, искать и находить необходимую информацию, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учащимися.

Одним из основных механизмов, обеспечивающих становление новой образовательной парадигмы и модернизацию российского образования, является информатизация образования, рассматриваемая как процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания [11]. Эффективное использование широчайшего спектра возможностей, реализуемых на базе средств ИКТ, связывается сегодня с формированием ИКТ-компетенции всех участников образовательного процесса. В этой связи ИКТ-компетенцией учащегося назовем его готовность использовать в практической деятельности усвоенные знания, умения и навыки в области информационных и коммуникационных технологий для:

•  доступа к информации (знание того, где и как искать и получать информацию);

•  обработки информации (использование заданных схем организации и классификации информации);

•  интеграции информации (интерпретирование и представление информации, включая резюмирование, сравнение, сопоставление);

•  оценки информации (суждение о качестве, релевантности, полезности, пригодности информации);

•  создания информации (адаптация, сочинение информации) и т. д.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования 2004 г. [11] определяет следующие цели изучения информатики и информационных технологий в основной школе:

•  освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

•  овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

•  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

•  воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

•  выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

При этом цели обучения информатике и информационным технологиям в V—VII классах могут быть конкретизированы следующим образом:

•  формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики (эта цель может быть достигнута только за счет реализации межпредметных связей);

•  формирование у учащихся готовности к использованию средств ИКТ в информационно-учебной деятельности для решения учебных задач и саморазвития (достигаемая в рамках предмета «Информатика и ИТ» данная цель должна активно использоваться при изучении других предметов);

•  усиление культурологической составляющей школьного образования;

•  пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;

•  развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

1. Модуль «Теоретическая информатика»

Основные понятия: информация, информативность, объект, система, информационный объект, информационный процесс, кодирование информации, язык, двоичная система счисления, бит, байт, алгоритм, исполнитель, система команд исполнителя, блок-схема, модель.

Темы для изучения:

Информатика и информация.

Многообразие форм представления информации.

Действия с информацией: поиск информации, сбор информации, обработка информации, хранение информации, передача информации.

Кодирование информации.

Метод координат как универсальный способ кодирования графической информации с помощью чисел.

Системы счисления.

Двоичное кодирование текстовой и графической информации.

Единицы измерения информации.

Элементы формальной логики: понятие, суждение, умозаключение. Необходимые и достаточные условия.

Объекты и их имена, признаки объектов, отношения объектов, классификация объектов.

Системы объектов, структура системы.

Модели объектов и их назначение.

Информационные модели: словесные модели, математические модели, табличные модели, графики и диаграммы, схемы, графы, деревья.

Понятие алгоритма, примеры алгоритмов.

Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя.

Способы записи алгоритмов.

Базовые алгоритмические конструкции.

Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов.

2. Модуль «Средства информатизации»

Основные понятия: компьютер, процессор, оперативная память, внешняя память, носители информации, устройства ввода информации, устройства вывода информации, файл, меню, окно, операционная система, интерфейс.

Темы для изучения:

Аппаратное обеспечение компьютера.

Виды памяти в компьютере.

Информационные носители.

Файл, основные операции с файлами.

Программное обеспечение компьютера.

Назначение и основные объекты операционной системы.

Персональный компьютер как система.

Техника безопасности и санитарно-гигиенические нормы при работе на компьютере.

3. Модуль «Информационные технологии»

Основные понятия: текстовый редактор, графический редактор, калькулятор, электронные таблицы, мультимедийный документ.

Темы для изучения:

Текстовый редактор: назначение и основные функции.

Графический редактор: назначение и основные функции.

Калькулятор и его возможности.

Электронные таблицы: назначение и основные функции.

Мультимедийные технологии

4. Модуль «Социальная информатика»

Основные понятия: информационная деятельность человека, информационная этика.

Темы для изучения:

Предыстория информатики.

Основные этапы развития вычислительной техники.

Роль информации в жизни общества.

Информационная этика.

Требования к подготовке школьников в области информатики и информационных технологий

V класс

Учащиеся должны:

•  понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;

•  различать виды информации по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

•  приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

•  приводить примеры информационных носителей;

•  иметь представление о способах кодирования информации;

•  уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;

•  определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;

•  различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;

•  запускать программы из меню Пуск операционной системы Windows;

•  уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;

•  вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

•  уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;

•  уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков;

•  уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;

•  знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.

VI класс

Учащиеся должны:

•  уметь определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;

•  понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;

•  уметь приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;

•  различать необходимые и достаточные условия;

•  иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;

•  уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;

•  иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;

•  иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;

•  уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;

•  определять назначение файла по его расширению;

•  выполнять основные операции с файлами;

•  уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания простых списков и таблиц;

•  уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;

•  создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;

•  иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами

Поурочное планирование уроков информатики в 5 классе

Номера уроков

Тема урока

Теоретический материал

Компьютерный практикум

ЦОРы

Домашнее задание

1

Информация. Информатика. Компьютер. ТБ и организация раб.места

§§§1.1,2.2

Клавиатурный тренажер

Плакаты «Как мы воспринимаем инф-ю» «ТБ»

Презентации «Зрительные иллюзии», «ТБ»

РТ: №1-2 (стр.3)

2

Как устроен компьютер

§§§ 2.1, 2.2

Клавиатурный тренажер

РТ №1 стр.54

3

Ввод информации в память компьютера

§§§ 2.3 стр. 69-72

Работа № 1

Плакат «Знакомство с клавиатурой»

РТ №6 стр57, №10 стр.61,№11стр.62 №8 стр58-59

4

Основная позиция пальцев на клавиатуре

§§§2.3 стр.72-75

Клавиатурный тренажер

Плакат «Правила работы на»

РТ №9 стр.60, №12 стр.63

5

Программы и файлы

§§§ 2.4, 3.11

Клавиатурный тренажер

Плакат «как хранят информацию в компьютере»

РТ №5 стр.57

6

Рабочий стол. Управление мышью

§§§ 2.5,2.6

Работа № 2

Логическая игра «пары»

РТ №13 стр.64, № 15 стр.65

7

Запуск программ

§§§ 2.7

Работа № 3

РТ №16-17 стр.65, №22б стр67

8

Управление компьютером с помощью меню

Проверочная работа

Работа №4

Интерактивные тесты

Тв.задание «мой новый компьютер стр. 86

9

Хранение информации

§§§1.2, 1.3

Плакат «хранение инф.» презентация «х.и»

РТ № 4 стр.5

10

Носители информации

§§§ 1.4, 3.2

Презентация «носители инф.»

РТ № 3 стр.4

11

Передача информации

§§§ 1.5. в-сы 1-4

Плакат «передача инф» презентация «ср-ва передачи инф.»

РТ № 6 стр.12№7 стр.13-14

12

Кодирование информации

§§§ 1.6

Презентация «в мире кодов»

РТ №14-19 стр.17-23

13

Формы представления информации

§§§ 1.7-1.8

Игра «морской бой»

Игра «морской бой»

РТ №31-32 стр.30, №34 (по жел.) стр.32-37

14

Текст как форма представления информации

§§§ 1.9

Презентация «текст: история и современность»

РТ №10-12 стр.16, №35 стр.38

15

Табличная форма представления информации

§§§1.10

Презентация «табличный способ решения логических задач»

РТ №37-38 стр.39

16

Наглядные формы представления информации

10-минутная проверочная работа

Презентация

Интерактивные тесты

РТ №42 стр.41

17

Обработка информации

§§§1.12

Работа № 5

Плакат «обработка информации»

РТ №37 стр.73

18

Обработка текстовой информации. Ввод текста

§§§ 2.9 стр.88-90

Работа №6

Плакат

Презентация «текст: история и современность»

Файлы «слова», «Анаграммы»

РТ №38-39 стр.74 №33 стр.31

19

Обработка текстовой информации. Редактирование текста

§§§2.9 стр.90

Работа № 7

Плакат

Презентация «текст: история и современность»

Файлы вставка, удаление

РТ №40-43 стр.75-77, № 45 стр.79

20

Редактирование текста. Работа с фрагментами

§§§2.9 стр.91-92

Работа № 8

Плакат

Презентация «текст: история и современность»

В-сы 5-6 стр.94У РТ №46-48 стр.79-81

21

Редактирование текста. Поиск информации

§§§2.9 (стр.91-92), 1.13 (стр.49-51)

Работа № 8

Плакат

Презентация «текст: история и современность»

Файлы

№7 стр.52у, № 8 стр.53у РТ №44 стр.78

22

Изменение формы представления информации. Систематизация информации

§§§1.13 стр.48-49

РТ №43 вт.ч.стр.45, №44-=47 стр.46-48

23

Форматирование – изменение формы представления документов

§§§ 2.9 стр.92-93

Работа №9

Плакат

Презентация «текст: история и современность»

файлы

РТ №49 стр.82 №50 стр.83

24

Компьютерная графика

§§§1.13, 2.10 стр.95-101

Работа № 10

файлы

РТ №51-52 стр.84

25

Инструменты графического редактора

§§§ 2.10 стр.95-101

Работа № 11

Образцы выполнения заданий - файлы

РТ №55-56 стр.86-87

26

Обработка графической информации

§§§3.14 стр.136 10минутная проверочная работа

Работа № 11

Интерактивные тесты

файлы

27

Обработка текстовой и графической информации

§§§ 2.9-2.10

Работа № 12

Образец выполнения задания – файл

РТ №53 стр.85

28

Преобразование информации по заданным правилам

§§§ 1.14 стр.54-56

Работа №5

РТ №49 стр.49 п.11-12 прак.раб

29

Преобразование информации путем рассуждений

§§§ 1.14 стр.56-57 2.10 стр.101-104

Работа № 13

Презентация «задача о напитках»

РТ №39-40 стр.40 №57 стр.87

30

Разработка плана действий и его запись

§§§3.8 №9 стр.61-62

Виртуальная лаборатория «переливашки»

РТ №53 стр.52

31

Разработка плана действий и его запись

§§§1.14, 3.9 №10 стр.62

РТ №52 стр.51, №54 стр.53

32

Создание движущихся изображений

Контрольная работа

Работа №14

§§§2.11

33-35

Резерв

Творческие работы на свободную тему

Итоговый мини-проект

Работа № 15

Состав учебно-методического комплекта по информатике для V—VI классов

Успешность образовательного процесса напрямую зависит от качества его учебно-методического обеспечения. В настоящее время широкое распространение получают учебно-методические комплекты (УМК), представляющие собой наборы учебных материалов и оборудования, достаточные для организации и осуществления учебного процесса в условиях новой образовательной среды, функционирующей на базе средств ИКТ, обеспечивающие достижение как традиционных (знания, умения, навыки), так и новых образовательных результатов (компетенций), необходимых для подготовки учащихся к жизни в информационном обществе.

УМК по информатике для 5-6 классов

•  программа курса информатики и информационных технологий для V—VI классов общеобразовательной средней школы;

•  учебник информатики для V класса;

•  рабочая тетрадь по информатике для V класса;

•  учебник информатики для VI класса;

•  рабочая тетрадь по информатике для VI класса;

•  методическое пособие для учителя;

•  комплект плакатов по информатике для V—VI классов;

•  компакт-диск с программно-методической поддержкой.

Тематическое планирование в 6 классе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Учебно-тематический план изучения базового курса информатики для 6 класса ориентирован на расширение области знаний учащихся по линии «Компьютер», знакомство с фундаментальными понятиями алгоритмизации и основ логики, формирование и развитие пользовательских навыков (на основе текстового процессора Word, графического редактора Paint и редактора презентаций PowerPoint).
План составлен в соответствии Базисным учебным планом, разработанным Босовой Л. Л., а также Обязательным минимум содержания образования по информатике (уровень А), рекомендуемым Министерством Образования Российской Федерации.
Прохождение курса рассчитано на 34 часа по одному часу в неделю.
Изучение курса ориентировано на использование учащимися учебника [1]. Для организации практической работы на уроках и домашней работы учащихся используется задачник-практикум [2].

Цель курса:

  • рассмотреть принцип работы компьютера и используемое, при этом, программное обеспечение;

  • познакомить с приёмами логических рассуждений;

  • сформировать представление о том, что все выполняемые человеком действия, ничто иное, как алгоритмы; рассмотреть основные алгоритмические конструкции; научить конструировать алгоритмы;

  • развитие пользовательских навыков на основе текстового процес-сора Word, графического редактора Paint и редактора презентаций PowerPoint.

    Количество часов:

34 часа по 1 часу в неделю

Программа:

«Информатика 6 класс» Босова Л. Л.

Учебники и методические пособия:

  1. Босова Л. Л. Информатика 6 класс  - М.: БИНОМ, Лаборатория Знаний, 2003.

  2. Задачник-практикум по информатике: Учебное пособие для средней школы/Под ред. И. Семакина, Е. Хеннера. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999.

Дополнительная литература:

  1. Симонович С. В., Евсеев Г. А., Алексеев А. Г. Общая информатика: Учебное пособие для средней школы. - М.: АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 2001.

  2. Симонович С. В., Евсеев Г. А., Алексеев А. Г. Специальная информатика: Учебное пособие. - М.: АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 2000.

  3. Симонович С. В., Евсеев Г. А. Практическая информатика: Учебное пособие для средней школы. Универсальный курс. - М.: АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 2001.

  4. Гаевский А. Ю. Информатика: 7-11 класс. Учебное пособие. - К.: А.С.К., 2002.

  5. Иванова И. А. Информатика. 6 класс: Практикум. - Саратов: Лицей, 2004.

  6. Журнал «Информатика и образование»

Урок 1 Компьютер - универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов «Ваш учебник»,

Домашнее задание: 1.1

Урок 2 Файлы и папки.

Практическая работа № 1

Домашнее задание:1.2

Урок 3 Информация в памяти компьютера. Системы счисления.

Практическая работа № 2 (задание 1)

Домашнее задание: 1.3 (введение)

Урок 4 Двоичное кодирование числовой информации. (Двоичная система счисления.)

Практическая работа № 2 (задание 2)

Домашнее задание: 1.3(1)

Урок 5 Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Работа с приложением Калькулятор

Домашнее задание: 1.3(1)

Урок 6 Тексты в памяти компьютера.

Практическая работа № 3 (задание 1)

Домашнее задание: 1.3(2)

Урок 7 Кодирование текстовой информации.

Практическая работа № 3 (задание 2)

Домашнее задание: 1.3 (2)

Урок 8 Создание документов в текстовом процессоре Word.

Практическая контрольная работа

Практические работы№ 1 - 3

 

II четверть

Урок 9 Растровое кодирование графической информации

Домашнее задание: 1.3(3)

Урок 10 Векторное кодирование графической информации.

Практическая работа № 4

Домашнее задание: 1.3 (3)

Урок 11 Единицы измерения информации.

Практическая работа № 5

Домашнее задание: 1.4

Урок 12 Контрольная работа. Информация и знания.

Практическая работа № 6 (задания 1, 2)

Домашнее задание: 2.1

Урок 13 Чувственное познание окружающего мира.

Практическая работа № 6 (задания 3, 4)

Домашнее задание: 2.2

Урок 14 Понятие как форма мышления.

Практическая работа № 7

Домашнее задание: 2.3 (введение)

Урок 15 Как образуются понятия.

Практическая работа № 8 (задания 1, 2)

Домашнее задание: 2.3(1)

Урок 16 Структурирование и визуализация информации.

Практическая контрольная работа

Практические работы № 4 - 8

III четверть

Урок 17 Содержание и объем понятия.

Практическая работа № 8 (задание 3)

Домашнее задание: 2.3 (2)

Урок 18 Отношения тождества, пересечения и подчинения.

Практическая работа № 8 (задания 4, 5)

Домашнее задание: 2.3 (3)

Урок 19 Отношения соподчинения, противоречия и противоположности.

Практическая работа № 9 (задания 1, 2)

Домашнее задание: 2.3 (3)

Урок 20 Определение понятия.

Практическая работа № 9 (задания 3 - 6)

Домашнее задание: 2.3 (4)

Урок 21 Классификация.

Практическая работа № 8 (задания 7, 8)

Домашнее задание: 2.3 (5)

Урок 22 Суждение как форма мышления.

Практическая работа № 10 (задания 1, 2)

Домашнее задание: 2.4

Урок 23 Умозаключение как форма мышления.

Практическая работа № 10 (задания 3, 4)

Домашнее задание: 2.5

Урок 24 Контрольная работа. Что такое алгоритм.

Практическая работа №11

Домашнее задание: 3.1

Урок 25 Исполнители вокруг нас. Логическая игра

Домашнее задание: 3.2, 3.3

Урок 26 Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов.

Практическая контрольная работа

Практические работы № 8, 9

 

IV четверть

Урок 27-28 Линейные алгоритмы.

Практическая работа № 12

Домашнее задание: 3.4 (1)

Урок 29-30 Алгоритмы с ветвлениями.

Практическая работа № 13

Домашнее задание: 3.4 (2)

Урок 31-32 Циклические алгоритмы.

Практическая работа № 14

Домашнее задание: 3.4 (3)

Урок 33 Контрольная работа. Систематизация информации.

Практическая работа № 15

Домашнее задание: 1.2

Урок 33 Резерв учебного времени



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Часть 2 примерные программы учебных предметов в 7-9-х классах русский язык 7-9 классы

    Пояснительная записка
    ... Часть 2 Примерные программыучебныхпредметов в 7-9-х классах Русский язык 7-9 классыПояснительнаязаписка Общая характеристика учебногопредмета В школьном ... основную образовательную программу и рабочиеучебныепрограммыпопредметам. Несмотря на ...
  2. От « 22» августа 2011 г ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФГОС МБОУ "

    Основная образовательная программа
    ... . 4 класс: рабочая тетрадь – М.:Дрофа Кузин В.С. Изобразительное искусство. 4 класс: книга для учителя – М.:Дрофа. Рабочаяпрограммапо технологии ПояснительнаязапискаРабочаяпрограммаучебногопредмета ...
  3. " теория и методика обучения информатике "

    Учебно-методический комплекс
    ... 456. 13. Примерные программыпоучебнымпредметам. Информатика. 7 – 9 классы. /attachment.aspx?id ... 2008. 54. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ (базовый уровень) 11 БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. 55. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ (профильный уровень ...
  4. Программа развития " школа – территория здоровья" на 2011-2014 годы 2010 год

    Программа
    ... на основе республиканского Базисного учебного плана (Приложение 3). ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ МОУ «СОШ ... предметампо результатам учебного года; е) перевод в следующий класс обучающихся, освоивших в полном объеме образовательные программы ...
  5. КОММЕНТАРИЙ К ЗАКОНУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 10 ИЮЛЯ 1992 Г N 3266-1 " ОБ ОБРАЗОВАНИИ"

    Закон
    ... образования установлен по следующим учебнымпредметам: "Русский язык", "Литература", "Иностранный язык", "Математика", "Информатика и ИКТ", "История" ...

Другие похожие документы..