textarchive.ru

Главная > Решение



ИДЕНТИФИКАТОР

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ 443045, г. Самара, ул. Авроры, 148, тел. (846-2) 26-55-25

Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ

03 сентября 2009 года Дело № А55-16189/2008

Арбитражный суд Самарской области

В составе судьи Хмелева С.П. (

рассмотрев в судебном заседании 02 сентября 2009 года дело по иску

Муниципального предприятия "ТПАТП-3", 445045, Самарская область, Тольятти,

Громовой,51

От 28 октября 2008 года №

к Самарской области

в лице 1) Министерства управления финансами Самарской области, г. Самара,

2) Министерства транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области, г. Самара

третьи лица: 1) Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, г. Москва,

2) Мэрия г. Тольятти, Самарская область, Самарская область, г. Тольятти, -—^^.- 3) Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России», Самарская область, г. Тольятти,

4) Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области, г. Самара,

о взыскании 117 077 690 руб. 10 коп.

при участии в заседании

от истца - Чулкова А.А., представитель по доверенности № 353 от 20.04.2009;

Казачков С.И., представитель по доверенности № 331 от 14.04.2009г., от ответчика - 1) Юрочкин А.А., представитель по доверенности от 20.01.2009г. №07-07/12, 2) Аксенова И.П., представитель по доверенности от 16.10.2008г. № 28-07/46, от третьих лиц - 1) Тихоненко Н.В., представитель по доверенности от 23.01.2009г. №64,

2-3) не явились, извещены,

4) Рожнова Е.Ю., представитель по доверенности от 24.01.2007г. №57, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бачурихиной Г.Н.

Муниципальное предприятие «ТПАТП-3» обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации 21 961 569 руб. 04 коп. в качестве возмещения убытков, причиненных предприятию в результате предоставления в период с 01.01.2007 по 30.06.2008 льгот по проезду в транспорте общего пользования на основании единых социальных проездных билетов, а также о взыскании с Самарской области в лице Министерства управления финансов Самарской области за счет средств казны Самарской области 102 887 487 руб. 96 коп. в качестве возмещения убытков, причиненных предприятию в результате предоставления в период с 01.01.2007 по 30.06.2008 льгот по проезду в транспорте общего пользования на основании единых социальных проездных билетов.

Определением Арбитражного суда Самарской области от 1-LO 1.2009 принят отказ истца от иска к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской

2 А55-16189/2008

Федерации, производство по делу в этой части прекращено на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 04.06.2009 оставил определение от 11.01.2009 без изменения. Определением ВАС РФ от 07.08.2009 в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора определения Арбитражного суда Самарской области от 11.01.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 04.06.2009 было отказано.

Таким образом, предметом иска является взыскание с Самарской области за счет средств казны Самарской области 117077690 руб. 10 коп. (с учетом уточнения от 31.08.2009г.) в качестве возмещения убытков, причиненных предприятию в результате предоставления в период с 01.01.2007 по 30.06.2008 льгот по проезду в транспорте общего пользования на основании единых социальных проездных билетов.

Ответчик иск не признал по мотивам, изложенным в письменном отзыве.

Судебное заседание проведено в соответствии со ст. 156 АПК РФ в отсутствии представителей третьих лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей истца и ответчика, арбитражный суд Самарской области

Установил:

Как следует из материалов дела, истец как транспортная организация осуществляет перевозку пассажиров г. Тольятти транспортом общего пользования по городским маршрутам в соответствии с едиными тарифами и едиными условиями перевозок по льготным проездным билетам, установленных для муниципальных транспортных предприятий города Тольятти.

Истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании убытков за счет средств
бюджета Самарской области, причиненных бездействием органов исполнительной власти,
выразившихся в неисполнении обязанности по компенсации выпадающих доходов общества в
связи с осуществлением перевозок отдельных категорий граждан, в отношении которых
оказываются меры социальной поддержки по социальным проездным билетам, в размере
117_077 690 руб. 10 коп. _ ^..,__

С принятием Федерального закона от 22.08.04 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" произведена замена натуральных льгот денежными компенсациями. Вместе с тем, данный Федеральный закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

Согласно статьям 44 и 63 названного Закона меры социальной защиты инвалидов и социальной поддержки ветеранов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.

Истец, предъявляя убытки, в обоснование исковых требований ссылается на постановление Правительства Самарской области от 02.02.2005г. №15 «Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан» (в ред. постановления Правительства Самарской области от 18.05.2005г. № 55), согласно которому с 01.03.2005г. стоимость единого социального проездного билета на городские и внутрирайонные перевозки всеми видами общественного транспорта на территории Самарской области установлена в размере, не превышающем 210 руб. для:

лиц, указанных в пункте 3 статьи 14, в пункте 1 статьи 23.1 Федерального закона от 12.01.95 N 5-ФЗ "О ветеранах", за исключением граждан, указанных в пункте 2 настоящего постановления;

лиц, указанных в пункте 1 статьи 28.1 Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";

3 А55-16189/2008

лиц, указанных в части 2 статьи 16, в части 2 статьи 25, в подпунктах 1-10 статьи 27.1 Закона Российской Федерации от 15.05.91 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";

лиц, указанных в статьях 2 - 7, 12 Федерального закона от 26.11.98 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча";

лиц, указанных в абзацах 1-3 пункта 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска";

лиц, указанных в пунктах 1-2 статьи 4.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";

лиц, указанных в пункте 8 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

лиц, указанных в статье 1 Закона Самарской области от 28.12.2004 N 169-ГД "О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны - тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий";

лиц, награжденных знаком "Почетный донор России" и "Почетный донор СССР" в
соответствии с Федеральным законом от 09.06.93 N 5142-1 "О донорстве крови и ее
компонентов"; _ ,^_

лиц, получающих пенсию и не отнесенных к вышеперечисленным категориям лиц;

родителей, опекунов, попечителей детей-инвалидов;

лиц, сопровождающих инвалидов I группы. Для лиц, сопровождающих инвалида I группы, единый социальный проездной билет приобретается данным инвалидом.

Также с 1 марта 2005 года стоимость единого социального проездного билета в размере 150 руб. установлена для следующих категорий граждан:

военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий;

лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств.

С 01 августа 2007 года стоимость единого социального проездного билета для лиц, указанных выше установлена в размере 250 руб.

В соответствии с постановлением Мэрии городского округа Тольятти от 25.12.2006г. № 11931-1/п стоимость обычного (не льготного) проездного месячного билета на 2007-2008г. для граждан установлена в размере 680 руб.

Разница между стоимостью ежемесячного проездного билета и единого социального проездного билета (далее - ЕСПБ) составляла 470 руб. (680 и 210 руб.) и 530 руб. (680 и 150 руб.), а с августа 2007г. - 430 руб. (680 и 250 руб.) истцу возмещалась лишь частично (как органами ФГУП «Почта России» - в результате перечисления выручки от реализации ЕСПБ,

4 А55-16189/2008

так и Мэрией г. Тольятти - в результате перечисления дотаций из областного бюджета и субвенций из федерального бюджета).

В связи с неполным возмещением расходов по предоставлению льгот истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд и просил взыскать убытки, причиненные в результате неисполнения обязанности по возмещению выпадающих доходов общества в связи с осуществлением перевозок отдельных категорий граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки по единым социальным проездным билетам, в размере 117077690 руб. 10 коп. за период с 01.01.2007 по 30.06.2008 с казны публично-правового образования.

Согласно ст. ст. 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Пунктом 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств согласно п/п. 2 п. 1 ст. 10 соответствующего бюджета.

Пленум Высшего арбитражного суда Российской Федерации в Постановлении № 23 от 22.06.2006г. разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения ст. ст. 84, 85 БК РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномодйя Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот (п.п. 1, 19).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 № 802, принятым во исполнение статьи 47 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год», утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 № 802 субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, принявших в установленном порядке нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устанавливающие расходные обязательства субъектов Российской Федерации по осуществлению выплат:

гражданам, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, взамен бесплатного проезда;

транспортным организациям за предоставление социальных проездных билетов указанной категории граждан;

транспортным организациям на возмещение убытков при предоставлении льготного проезда и погашение задолженности за предоставленные льготы по проезду указанной категории граждан.

До принятия Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации

5 А55-16189/2008

законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» бесплатный проезд определенным категориям граждан был предусмотрен рядом федеральных законов, указанных в постановлении правительства Самарской области от 02.02.2005 № 15 «Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан».

Так, Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от 09.06.1993 № 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов».

Следовательно, данные меры социальной поддержки относятся к ведению Российской Федерации.

Согласно части 4, 5 статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга.

В Постановлении Правительства Самарской области от 02.02.2005 № 15 «Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан» определен порядок предоставления льгот как гражданам, имеющим право на льготы на основании федеральных законов, так и гражданам, имеющим право на льготы на основании нормативных актов Самарской области.

Пунктом 1 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц^этих органов^ в том числе^ результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещение. Вред возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, когда в соответствии с кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Согласно Постановлению Пленума ВАС Российской Федерации № 8 от 01.07.1996г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в случае предъявления юридическим лицом требований о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование (статья 16) в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.

Таким образом, суд считает, что согласно ст. ст. 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, возникшие у истца в связи с предоставлением льгот в общественном пассажирском транспорте отдельным категориям граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки, подлежат возмещению за счет казны субъекта Российской Федерации частично в размере убытков от предоставления льгот региональным льготникам - гражданам, имеющим право на льготы на основании нормативных актов Самарской области.

При определении размера ущерба суд считает, что истец, предъявляя требования по делу правомерно определяет размер убытков, исходя из количества проданных ЕСПБ, полученных от реализации ЕСПБ средств, поступивших дотаций и стоимости не льготного

6 А55-16189/2008

проездного билета (не включая сумму вознаграждения Почтамту РФ в размере 3%).

Взысканию подлежит сумма в размере 98980 113 руб. 06 коп. исходя из расчета разницы между стоимостью проездного месячного билета для граждан и стоимостью ЕСПБ (как 210 руб., так и 150 руб.) и стоимости установленной Мэрии Тольятти (520 руб. и 680 руб.) для не льготного проездного билета.

В удовлетворении иска в остальной части (о взыскании с субъекта РФ убытков, возникших в результате предоставления льгот гражданам, имеющим право на льготы на основании федеральных законов) следует отказать.

Довод Министерства управления финансами Самарской области о том, что надлежащим ответчиком по данному делу является Министерство транспорта, связи автомобильных дорог Самарской области, подлежит отклонению, поскольку, учитывая положения статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», надлежащим ответчиком по данному спору является публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот, то есть субъект Российской Федерации.

Представителями публично-правового образования в настоящем процессе является как Министерство управления финансами Самарской области, так и Министерство транспорта, связи автомобильных дорог Самарской области.

Изложенная правовая позиция суда соответствует сложившейся практике рассмотрения споров данной категории (постановление Президиума ВАС РФ от 23.06.2009 № 2992/09, определение ВАС РФ от 07.08.2009г. № ВАС-8543/09, постановление ФАС Уральского округа от 07.04.2009г. № Ф09-1659/09-С4, постановления ФАС Поволжского округа от 23.07.2009г. № А55-463/08, от 10.08.2009г. № А55-862/08, от 19.08.2009г. № А55-18120/2007).

Расходы по государственной пошлине, согласно ст. 110, 112 АПК РФ распределяются наjeiopojHbi пршюрдишшльна^эазмеру удовл£т^шряш1ыхтре5олан11Й^Ш1СЖ)^^^ госпошлина £ _ субъекта Российской Федерации в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от 05.08.2000 N 117-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ) взысканию не подлежит, то в удовлетворенной части возвращается истцу из бюджета, в остальной части остается на истце.

Руководствуясь ст. ст. 167 - 171, 180, 181, ч. 1 ст. 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Самарской области за счет казны Самарской области в пользу Муниципального предприятия "ТПАТП-3" 98980 ИЗ руб. 06 коп. - убытков, возникших в результате предоставления льгот в период с 01.01.2007 по 30.06.2008.

В остальной части иска отказать.

Выдать Муниципальному предприятию "ТПАТП-3" справку на возврат из федерального бюджета госпошлины в сумме 84 542 руб. 25 коп.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в месячный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья / С.П. Хмелев



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Именем российской федерации решение (4)

    Решение
    Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Л.Н. Черемных при ведении протокола судьей Л.Н. Черемных, рассмотрев в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества "Свердловэнерго" к открытому акционерному
  2. Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ (3)

    Решение
    при ведении протокола судебного заседания секретарем Черновой Н.Л.рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО «Особое конструкторское бюро «Карат г.
  3. Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ (6)

    Решение
    г.Санкт-Петербург22 марта 2011 годаДело № А56-64887/2010 Резолютивная часть решения объявлена 17 марта 2011 года. Полный текст решения изготовлен 22 марта 2011 года.
  4. Именем российской федерации решение

    Решение
    Надлежаще извещенные ответчики в заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения спора.
  5. Именем российской федерации решение (1)

    Решение
    нач. Ступинского отдела С., дов. N РС-Исх. 4003 от 9.1 . 005, от ГУ ФРС по МО - консультант С.
  6. Именем российской федерации решение (5)

    Решение
    коп., при участии в заседании представителей участников процесса, УСТАНОВИЛ: ОАО "Центр-Телеком" обратилось в суд с иском о взыскании с ОАО "Одинцовское ДРСУ" 1854 руб.

Другие похожие документы..