Главная > Учебно-методическое пособие


РУКОВОДСТВО ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
В ЦЕЛЯХ УВЕЛИЧЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ И РАЗВИТИЯ СРЕДНЕГО
И МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Учебно-методическое пособие

Новосибирск

2011

УДК 336.2(075.8)

ББК 67.402я73

Р85

Авторский коллектив
Фадейкина Н.В., Притупов В.Г., Брюханова Н.В. (глава 3 с прил.), Павлов С.И. (глава 4 с прил.), Патлай А.А. (глава 2 с прил.), Пирогова Т.В. (глава 1)

Рецензенты

Л.С. Гринкевич

д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой налогов и налогообложения ТГУ

И.В. Баранова

д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой финансов и кредита САФБД

Р85

Руководство по повышению эффективности взаимодействия органов местного самоуправления и территориальных органов федеральной налоговой службы в целях увеличения налоговых поступлений и развития среднего и малого предпринимательства: учебно-методическое пособие / под общей редакцией д-ра экон. наук, профессора Н.В. Фадейкиной. – Новосибирск: САФБД, 2011. – 406 с.

ISBN 978-5-99748-093-0

Рассматривается широкий круг вопросов, касающихся основ бюджетного процесса, оценки эффективности и результативности деятельности органов местного самоуправления (ОМСУ), мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Данное учебно-методическое пособие является результатом НИР «Повышение эффективности взаимодействия органов местного самоуправления и территориальных органов ФНС в целях увеличения налоговых поступлений и развития среднего и малого предпринимательства», выполненной по заказу Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение».

Предназначено для руководителей ОМСУ, государственных (муниципальных) служащих и других специалистов органов государственного (муниципального) управления, в том числе работников ФНС, а также для представителей малого бизнеса и лиц, заинтересованных в развитии малого и среднего предпринимательства.

УДК 336.2(075.8)

ББК 67.402я73

ISBN 978-5-99748-093-0

© Коллектив авторов, 2011

© Исполнительный комитет Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ
«Сибирское соглашение», 2011

Оглавление

Введение 8

Глава 1
Основы бюджетного процесса
и оценки эффективности деятельности
органов местного самоуправления 14

1.1. Административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации 14

1.2. Прогнозирование, индикативное планирование и программирование социально-экономического развития муниципального образования 18

1.3. Организация бюджетного процесса 34

1.4. Регулирование доходной части бюджетов
в рамках налоговых полномочий органов власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления 50

1.5. Оценка эффективности и результативности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления 81

Глава 2
Формы и способы поддержки развития
малого и среднего предпринимательства 98

2.1. Нормативные правовые основы поддержки развития малого и среднего предпринимательства
в Российской Федерации 98

2.2. Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства 137

2.3. Муниципальная программа развития предпринимательства 155

Глава 3
Рекомендации по повышению
эффективности взаимодействия органов местного самоуправления с территориальными органами федеральной налоговой службы
в целях увеличения налоговых доходов
местных бюджетов и развития
малого и среднего предпринимательства 195

3.1. Нормативно-правовое регулирование и информационно-аналитическое обеспечение взаимодействия органов местного самоуправления
с территориальными органами федеральной налоговой службы 195

3.2. Анализ лучших практик и основные направления повышения эффективности взаимодействия органов местного самоуправления с территориальными органами Федеральной налоговой службы и другими органами государственной власти в целях увеличения налоговых доходов местных бюджетов и развития малого и среднего предпринимательства 208

Глава 4
Основные профессиональные компетенции руководителя муниципального образования
в части реализации бюджетного процесса
и развития малого и среднего предпринимательства 243

4.1. Основные принципы организации местного самоуправления. Полномочия органов местного самоуправления 243

4.2. Основные и специальные профессиональные компетенции руководителя муниципального образования 247

4.3. Профессиональные и личностные качества руководителя муниципального образования 253

4.4. К вопросу о реализации компетенций органов местного самоуправления 258

4.5. Документальная регламентация компетенций руководителя муниципального образования 268

4.6. Оценка результативности реализации компетенций руководителя муниципального образования 270

Список использованных источников 274

Приложение 1.2
Состав показателей информационного массива, передаваемого Управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации в финансовые органы субъектов Российской Федерации и финансовые органы местных администраций, и алгоритм их формирования
на базе ИР «Расчеты с бюджетом регионального уровня 280

Приложение 1.3
Нормативно-правовое регулирование
и мероприятия по взаимодействию территориальных органов ФНС
с другими государственными
(муниципальными) структурами 286

Приложение 1.4
Пример рекомендаций по расчету налогового потенциала муниципальных образований 304

Приложение 2.1
Перечень норм Конституции РФ,
Бюджетного, Налогового кодексов РФ и основных федеральных законов,
определяющих основы компетенции органов местного самоуправления 315

Приложение 2.2
Типовые квалификационные требования
к специальным профессиональным знаниям
и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей муниципальными служащими (на примере Республики Тыва) 379

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.3 382

Квалификационные требования к уровню профессионального образования,
стажу муниципальной службы
(государственной службы) или стажу работы
по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей 382

Приложение 2.4
Основные компетенции муниципальных служащих высшего и среднего звена 392

Приложение 2.5
Основные и ключевые компетенции руководителя муниципального образования
(его представительного и исполнительно-распорядительных органов) 399

Приложение 2.6
Перечень административных регламентов
по исполнению муниципальных функций и предоставления муниципальных услуг
в сфере развития и поддержки малого и среднего предпринимательства 424

Приложение 2.7
Методические рекомендации по регламентации деятельности органов местного самоуправления 426

Приложение 2.8 466

Об утверждении положения и должностных инструкций работников отдела экономики, предпринимательства и труда управления экономического развития и муниципальных закупок комитета экономического развития и строительства администрации муниципального района (на примере одного из муниципальных районов Белгородской области)

Введение

Необходимость совершенствования процесса взаимодействия территориальных органов Федеральной налоговой службы с органами местного самоуправления (далее – ОМСУ) и другими органами государственной власти и управления определяется целями и задачами современной бюджетной политики государства. В Бюджетном послании Президента РФ о бюджетной политике в 2011–2013 годах в качестве одной из приоритетных задач определено повышение доходов бюджетной системы. При этом их рост должен быть обеспечен, прежде всего, за счет улучшения администрирования уже существующих налогов, стимулирования и расширения предпринимательской деятельности.

Основной целью учебно-методического пособия является исследование теоретических и практических аспектов и разработка предложений по повышению эффективности взаимодействия территориальных органов Федеральной налоговой службы (ФНС) и ОМСУ для увеличения налоговых доходов местных бюджетов посредством развития малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях.

В первой главе изложены основы бюджетного процесса и оценки эффективности деятельности ОМСУ. В частности, раскрыты основные направления бюджетной реформы, рассмотрены вопросы регламентации бюджетного процесса.

В учебно-методическом пособии уделено существенное внимание регламентации полномочий субъектов РФ и ОМСУ при формировании налоговых доходов бюджетов. Основные предложения были сделаны в отношении налога на доходы физических лиц. Вопросы реализации бюджетной политики на муниципальном уровне увязаны с основными положениями административной реформы и антикоррупционного законодательства.

Значительная роль отведена рассмотрению проблем оценки эффективности деятельности ОМСУ, возникающих в связи с выполнением Указа Президента РФ № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», и даны соответствующие рекомендации.

Во второй главе проанализирована и систематизирована нормативная правовая база, регулирующая поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – МСП), начиная с федерального уровня и заканчивая муниципальным.

Рассмотрены методические рекомендации Министерства экономического развития РФ, приведен опыт субъектов РФ по созданию лучших условий для субъектов МСП, а также выполнен анализ программ поддержки развития МСП регионального и муниципального уровня.

Представлены формы и направления поддержки развития МСП, как самые популярные и востребованные, так и малоиспользуемые, но перспективные и предусмотренные действующим законодательством.

Приведены модельные нормативные правовые акты муниципальных образований, схемы взаимодействия ОМСУ с органами государственной власти субъектов РФ и субъектами МСП по созданию инфраструктуры поддержки развития субъектов МСП.

Предложены основные подходы к оценке эффективности и результативности целевых программ по развитию МСП.

Третья глава содержит анализ нормативно-правового обеспечения процесса взаимодействия территориальных органов ФНС России, ОМСУ и других органов государственной власти и управления. Подробно рассмотрено информационно-аналитическое обеспечение взаимодействия органов ФНС и органов государственной власти субъектов РФ и ОМСУ, регламентированное Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2004 г. № 410 «О порядке взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ и ОМСУ с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов» (далее – Постановление № 410).

Рассмотрено законодательное обеспечение реализации Постановления № 410 на уровне субъекта федерации и муниципального образования и обоснована необходимость совершенствования процесса взаимодействия и повышения его эффективности, обусловленные расширением его задач, смещением акцентов с обеспечения качества налогового администрирования на повышение качества публичного управления и увеличения налоговых доходов местных бюджетов.

Приведен перечень форм статистической налоговой отчетности, предоставляемых в соответствии с порядком подготовки информации налоговыми органами и ее представления в адрес финансовых органов субъектов РФ и финансовых органов муниципальных образований, и проанализирован состав статистических налоговых показателей.

На основе анализа существующих практик взаимодействия территориальных органов ФНС с ОМСУ в различных субъектах РФ, были сделаны рекомендации по разработке и реализации целевых программ в данной области, приведены примеры показателей, используемых для оценки эффективности и результативности таких программ.

В данной главе учебно-методического пособия обоснована необходимость повышения эффективности взаимодействия органов ФНС и ОМСУ посредством вовлечения в данный процесс других органов государственной власти и управления. Были определены основные проблемы, препятствующие расширению налоговой базы местных бюджетов и повышению уровня собираемости налогов, и обоснована необходимость заключения соглашений о взаимодействии между органами ФНС, ОМСУ и другими органами власти и управления общей и специальной компетенции, приведены рекомендации в данной области.

В целях комплексной оценки налогового и ресурсного потенциалов муниципальных образований, развития собственной доходной базы, обеспечения роста налоговых поступлений и совершенствования межбюджетных отношений рекомендовано использовать модернизированную форму налогового паспорта муниципального образования – бюджетно-налоговый паспорт.
К заполнению форм паспортов муниципальных образований необходимо привлекать не только территориальные органы ФНС, но и финансовые органы субъекта федерации и муниципальных образований, а также уполномоченный орган по развитию предпринимательства и другие заинтересованные лица.

Для определения финансовой обеспеченности муниципального образования и более полного понимания и взаимодействия налоговых и финансовых органов в состав показателей бюджетно-налогового паспорта предложено включить расчет налогового потенциала муниципального образования, и приведены методические рекомендации по его расчету.

В заключительной части главы сформулированы предложения по формам и методам взаимодействия территориальных подразделений ФНС России и ОМСУ по вопросам развития предпринимательства.

В четвертой главе учебно-методического пособия рассмотрены основные профессиональные компетенции руководителя муниципального образования в части организации бюджетного процесса, развития и поддержки МСП, осуществления эффективного взаимодействия с территориальными органами ФНС, что необходимо для обеспечения надлежащего качества публичного управления и реализации полномочий, которыми он наделяется уставом муниципального образования по решению вопросов местного значения.

В данной главе подробно рассмотрены вопросы муниципальной службы и те требования, которым должны соответствовать кандидаты на должность муниципального служащего, предложена модель, позволяющая комплексно представить муниципального служащего и выделить те основные блоки, которые обеспечивают успешность его деятельности, понять, что необходимо учитывать при подборе муниципального служащего. Обобщены квалификационные требования к специальным профессиональным знаниям, навыкам и умениям, необходимым для исполнения должностных обязанностей, при этом были проанализированы и учтены лучшие мировые и отечественные практики.

Профессиональные компетенции руководителя муниципального образования в большей части определяются кругом тех задач, которые он выполняет в соответствии с нормативно-правовым регулированием деятельности ОМСУ. Авторами данного учебно-методического пособия выделяется в отдельную категорию ключевые компетенции руководителя ОМСУ. К таковым отнесены и подробно рассмотрены те компетенции, которые связаны с организацией бюджетного процесса, развитием МСП, а также с принятием и реализацией мер, обеспечивающих повышение эффективности взаимодействия ОМСУ с ФНС, другими органами государственной власти и управления, общественными организациями и профессиональными объединениями в целях повышения объема налоговых поступлений в местный бюджет и развития МСП.

Проведенный анализ содержания этих ключевых компетенций руководителя ОМСУ позволил выделить и сгруппировать требования к его профессиональным, личностным качествам как руководителя.

В этой главе также рассмотрены вопросы стратегического планирования, под которым понимается разработка муниципальной политики в различных сферах жизнедеятельности муниципального образования, программ и проектов, прогнозирования и осуществления социально-экономического развития в экономической, предпринимательской, общественной сферах.

В заключительных положениях уделено внимание внедрению в практику муниципальных образований административных регламентов и стандартов качества оказания муниципальных услуг по развитию и поддержки малого и среднего предпринимательства, вопросам оценки результативности реализации рассмотренных ключевых компетенций руководителей муниципальных образований.

Глава 1
Основы бюджетного процесса
и оценки эффективности деятельности
органов местного самоуправления

1.1. Административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации

Законодательные основы местного самоуправления в РФ отвечают принципам и требованиям, сформулированным в Европейской Хартии о местном самоуправлении [8], так как принцип местного самоуправления (согласно Хартии) должен быть признан во внутреннем законодательстве государства. В России это находит отражение в Конституции РФ [11] и составляет основу демократического строя.

Процесс реформирования бюджетного устройства и бюджетного процесса активно осуществляется в России уже более 10 лет, после введения в действие с 2000 г. Бюджетного кодекса РФ (БК РФ).

Относительный порядок в части бюджетного устройства субъектов РФ установил принятый в 2003 г. закон РФ № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» [32].

В трактовке закона № 131-ФЗ муниципальным образованием является городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Сельское поселение – один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные ОМСУ.

Городское поселение – город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные ОМСУ.

Муниципальный район – несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные ОМСУ, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые ОМСУ федеральными законами и законами субъектов РФ.

Городской округ – городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и ОМСУ которого осуществляют полномочия по решению установленных вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые ОМСУ федеральными законами и законами субъектов РФ.

Внутригородская территория города федерального значения – часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные ОМСУ [32].

Границы муниципального образования (далее – МО) устанавливаются в соответствии со следующими требованиями:

1. В состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения – более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения – менее 3000 человек каждый).

2. Сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входит в состав сельского поселения.

3. В состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальным образованием).

4. Территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, входят в состав муниципальных районов.

5. Территория городского округа не входит в состав территории муниципального района [32].

Наделение городской единицы (поселения) статусом городского округа осуществляется законом субъекта РФ независимо от численности населения (в отличие от зарубежных стран) при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения ОМСУ вопросов местного значения городского округа и осуществления отдельных государственных полномочий согласно федеральным законам и законам субъектов РФ.

Общие положения организации местного самоуправления изложены в учебно-методическом пособии «Вопросы территориального планирования», подготовленном по инициативе (и заказу) Исполнительного комитета Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» в 2011 г. (серия «Управляем сами») [44].

Бюджетное устройство субъекта РФ устанавливается соответствующим Законом субфедерального уровня, принимаемым во исполнение Закона РФ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» [32].

Бюджетный статус МО в субъектах РФ отличается от статуса административно-территориальных образований, что обусловлено требованиями вышеуказанного федерального закона.

В результате анализа бюджетного устройства субъектов Сибирского федерального округа (СФО) было установлено, что уникальным в своем роде является такой субъект РФ, как Алтайский край, поскольку в своем составе он имеет наибольшее количество административно-территориальных единиц (муниципальных образований) в сравнении с другими регионами СФО и даже России. Так, реестр населенных пунктов Алтайского края включает в себя 1629 единиц [31]. Разница показателей 1629 населенных пунктов против 801 административно-террито­риального образования объясняется тем, что на территориях многих сельских советов находится по несколько сельских населенных пунктов с малой численностью жителей в каждом.

Важность определения бюджетного статуса и бюджетного устройства муниципальных образований связана с влиянием бюджетного устройства на ход реализации бюджетной политики, бюджетный процесс и организацию межбюджетных отношений.

Контрольные вопросы:

1. Какие нормативно-правовые акты составляют законодательную основу местного самоуправления?

2. В каких законодательных актах определены состав субъектов Российской Федерации и виды муниципальных образований?

3. Зависит ли от численности населения возможность наделения городской единицы (поселения) статусом городского округа?

4. Законодательным актом какого уровня (федерального, субфедерального) устанавливается бюджетное устройство субъекта РФ?

5. Какие требования существуют для определения границ муниципальных образований?



Скачать документ

Похожие документы:

  1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

    Учебное пособие
    ... данных целей сформулированы следующие задачи: а) совершенствование территориальной и структурной организации местногосамоуправления; б) выработка механизмов эффективноговзаимодействияоргановместногосамоуправления с органами государственной ...
  2. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

    Учебное пособие
    ... данных целей сформулированы следующие задачи: а) совершенствование территориальной и структурной организации местногосамоуправления; б) выработка механизмов эффективноговзаимодействияоргановместногосамоуправления с органами государственной ...
  3. Книга адресована всем кто изучает курс «Регионоведение» может быть использована при изучении курса «Геополитика» а также практическими работниками органов государственной власти и органов местного самоуправления СОДЕРЖАНИЕ

    Учебное пособие
    ... взаимодействиеорганов исполнительной власти региона с федеральнымиорганами исполнительной власти и их территориальнымиорганами, органамиместногосамоуправления ... повышения конкурентоспособности промышленности; - развитиемалогопредпринимательства ...
  4. Содержание учебных дисциплин по направлению 081100 62 государственное и муниципальное управление гуманитарный социальный экономический цикл учебная дисциплина история

    Автореферат диссертации
    ... . Цели и задачи налоговыхслужб. Организационная структура налоговыхорганов. Министерство РФ по налогам и сборам, его функции. Местныеналоговые инспекции ...
  5. От 21 декабря 2011 г n 180н об утверждении указаний

    Документ
    ... федеральнымиорганами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органамиместногосамоуправления. Поступление указанных дотаций отражается по ...

Другие похожие документы..