textarchive.ru

Главная > Автореферат диссертации


H.Б.Мечковская

ЯЗЫК И РЕЛИГИЯ

ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОЛОГИИ И ИСТОРИИ РЕЛИГИЙ

М.: Агентство "ФАИР", 1998

Аннотация
Предисловие

I.
ЯЗЫК И РЕЛИГИЯ
КАК ПЕРВЫЕ МОДЕЛИРУЮЩИЕ СИСТЕМЫ
ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

ИСТОРИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ: НАРОДЫ, ЯЗЫКИ И РЕЛИГИИ НА КАРТЕ МИРА В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ

  1. Язык, религия и смежные "измерения" человечества

  2. Первобытная эпоха

    1. В каждом селении – свой язык

    2. Основные формы мифолого-религиозного мировосприятия: всеобщий культ Богини-Матери, анимизм, тотемизм, фетишизм, шаманизм, политеизм, (моно)теизм

    3. Первобытный фидеизм и язык: некоторые аналогии в структуре содержания

  3. Время ранних государств и средние века

    1. Надэтнические религии

    2. Пророческие и апостольские языки

  4. Новое время

    1. Секуляризация и расцвет этнических литературных языков

    2. Является ли язык обязательным признаком этноса?

    3. Этносы и религиозная принадлежность

    4. Конфессиональный признак в самоидентификации государств

ДВЕ КАРТИНЫ МИРА: ЯЗЫКОВАЯ СЕМАНТИКА И МИФОЛОГО-РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ

  1. Психологическая структура языкового и религиозного сознания

    1. Методологический экскурс о пользе семиотики

    2. Языковое значение: между представлением и понятием

    3. Многообразие форм религиозного знания (образы, логика и иррационализм, мистика)

  2. Что "знают" о мире языки?

  3. Содержание мифолого-религиозной картины мира

  4. Терминологический экскурс: о границах терминов мифологическое и религиозное сознание

  5. Язык и религия в структуре общественного сознания

ЯЗЫК, РЕЛИГИЯ И НАРОДНЫЙ МЕНТАЛИТЕТ

  1. Воздействует ли язык на культуру? Идеи В. Гумбольдта и А.А. Потебни

  2. Надэтнический характер вероисповеданий

  3. Религия как фактор культурно-психологического своеобразия народов

II.
ФИДЕИСТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К СЛОВУ

БЕЗУСЛОВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЗНАКА КАК ПРЕДПОСЫЛКА И ПЕРВОЭЛЕМЕНТ СЛОВЕСНОЙ МАГИИ

  1. Магическая ("заклинательная") функция языка и неконвенциональное (безусловное) отношение к знаку

  2. Магия, святость и красота слова (о близости фидеистического и эстетического)

СЛОВО В РИТУАЛЕ

  1. Ритуал как единство фидеистического действия и слова

  2. Что древнее: ритуал, миф или язык?

  3. Почему язык долговечнее ритуала?

МИФОЛОГИЯ РЕЧИ

  1. Река – древнейший образ речи

  2. Мифология имени

  3. От слова – станется? (Фольклорные представления о магии имени)

  4. Лексико-фразеологические свидетельства словесной магии

  5. Табу и эвфемизмы

МИФЫ О БУКВЕ И МАГИЯ ПИСЬМА

  1. Создатели письма: боги, герои, святые

  2. Сакрализация письма в религиях Писания

  3. Мистика и магия букв

  4. Некоторые следствия поклонения письму: орфографические распри

  5. Еще одно следствие культа письма: алфавит как элемент геральдики

КОММУНИКАЦИЯ В МИФОЛОГО-РЕЛИГИОЗНОЙ ПРАКТИКЕ

  1. Особенности фидеистического общения

  2. Жанры "вещего" слова

III.
ФИДЕИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ
И ИСТОРИЯ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ

МИФЫ И ФОЛЬКЛОР

  1. Различие между мифологией и фольклором

  2. "Предмифы": архетипические доязыковые структуры сознания

  3. Динамика мифологического и художественного (эстетического) начал в фольклоре

  4. От мифологического эпоса к народным сказаниям о героях

  5. От священного знания к бабушкиным сказкам

ЗАГОВОР: ШАГ В ПОТУСТОРОННИЙ МИР

  1. Как начинают колдовать? (Психологические механизмы фасцинации)

  2. Кто колдует и к кому обращен заговор?

  3. Лучшее время для колдовства

  4. Словесные ключи и отмычки, припарки и снадобья

  5. Народная этимология как инструмент магии

  6. Считалки и другие фольклорные потомки заговоров

ЭВОЛЮЦИЯ КОММУНИКАТИВНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЗАГАДКИ

  1. Древнейшие загадки как мифологический катехизис

  2. О дидактической ценности вопросно-ответного изложения

  3. Азбука образного мышления

  4. "Диалогические" картины мира в апокрифах и духовных стихах

  5. Состязания умов: загадки вместо палиц

  6. Загадки-насмешки

IV.
РЕЛИГИОЗНЫЕ КНИГИ

ИНФОРМАЦИОННЫЙ "ПЕРВОТОЛЧОК": ОТКРОВЕНИЕ КАК "ГЛАВНОЕ ЗНАНИЕ" О МИРЕ И СМЫСЛОВОЙ ЦЕНТР СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ

  1. Харизма религиозного гения

  2. Призвание Моисея и "Тора"

  3. У истоков зороастризма. "Авеста"

  4. Проповедь Будды: дхарма, дорога к нирване

  5. Структура Откровения в Священном Писании христиан

  6. Коран: несотворенная Книга, ниспосланная с Неба

  7. Откровение, вероисповедная ось Писания

КОДИФИКАЦИЯ ПИСАНИЯ И СЛОЖЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО КАНОНА

  1. Два аспекта кодификации Священного Писания: правильность текста и правильность корпуса текстов

  2. Канонический текст произведения. "Собиратель Корана" Осман (856 г.). Ориген (185-254), его "Гекзапла" и зарождение текстологии

  3. Какие вероисповедные книги, кем и почему признаются священными? Коммуникативный смысл принципа ipse dixit в истории культуры

  4. Существует ли религиозный канон в конфуцианстве, буддизме и даосизме?

  5. Основные этапы сложения религиозного канона в ряде исповеданий. Сводная хронологическая таблица

КНИЖНОЕ МОРЕ ЗА ГРАНИЦАМИ КАНОНА: ЖАНРОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Экспансия смыслов и текстов Писания в коммуникативное пространство социума

  2. Общая типология книжных жанров в религиях Писания

ВНЕКАНОНИЧЕСКИЕ СОВРЕМЕННИКИ ТАНАХА И НОВОГО ЗАВЕТА

  1. Иудейские апокрифы: иноязычные истории о евреях до и после Вавилонского плена; иноязычные "книги Премудрости"" рукописи Мертвого моря

  2. Ранние христианские апокрифы: новозаветные парафразы и "гностическая ересь"

ПОЧЕМУ СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ДОПОЛНЯЕТСЯ СВЯЩЕННЫМ ПРЕДАНИЕМ?

  1. "Талмуд", Священное Предание иудаизма

  2. Святые отцы церкви и Патристика. Что важнее: Писание или Предание?

  3. "Сунна" пророка Мухаммада и хадисы. Иснад, связующая нить традиции

БОГОСЛОВИЕ И ДОГМАТИКА

  1. "Ограда Закону" в теологии раввинов. Апофатические тенденции в "Талмуде"

  2. Христианская богословская мысль и догматическое богословие

  3. "Духовная броня" исламской теологии

СИМВОЛЫ ВЕРЫ И КАТЕХИЗИСЫ

  1. Что каждый христианин должен знать

  2. Квинтэссенция иудаизма: "Слушай, Израиль!.."

  3. Как принимают ислам. "Шахада"

БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ И МОЛИТВЕННИКИ

  1. Слово в храме

  2. Какую "Тору" читают в синагоге

  3. Круговорот чтений в христианской церкви. Служебник, Типикон, Минеи, Требник

  4. Молитвенный канон ислама. Кульминация молитвы – в молчанье

КОММУНИКАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МИСТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ

  1. Мистический выход за пределы слова: "мрак, который выше ума"

  2. Мистика или назидание? Выбор апостола Павла и "Откровение" Иоанна Богослова. Христианская мистика за церковной оградой

  3. Каббала, "душа души Закона" Израиля. Алфавитная мистика каббалы: буквы как первовещество мира

  4. Исламский мистицизм: ересь, ставшая ортодоксией

ПРОПОВЕДЬ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ

  1. Коммуникативные функции проповеди. Первые иудейские проповедники

  2. "Нагорная проповедь" и раннехристианская гомилия. Судьбы церковного красноречия

  3. Комментаторская культура иудаизма

  4. Христианская экзегетика и герменевтика. Толковые евангелия и псалтири

  5. Пятничная проповедь у мусульман. Коран не толкуется в мечети

ЮРИДИЧЕСКИЕ ТЕМЫ И ЖАНРЫ В КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ КНИЖНОСТИ

  1. Мишна, "душа Закона Израиля", и Талмуд

  2. Судьбы канонического права в христианстве

  3. "Арабский судебник" Коран и хадисы

КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО

  1. Логика и антиномии религиозной коммуникации

  2. Конфессиональная иерархия религиозных жанров и ее влияние на письменную культуру

V.
ЯЗЫКОВЫЕ КОЛЛИЗИИ
В ИСТОРИИ СВЯЩЕННЫХ ТЕКСТОВ

СПОРЫ О ПЕРЕВОДАХ ПИСАНИЯ

  1. Герменевтические коллизии в церковных конфликтах

  2. Почему опасались переводить Св. Писание?

  3. "Септуагинта" (285-II в. до н.э.), греческий "Ветхий Завет" в переводе семидесяти

  4. Знаменитые библейские переводы: "Вульгата" (384-405 гг.), перевод Мартина Лютера (1522-1534)

  5. Долгий путь к церковнославянской Библии (863-1499)

  6. Почему русская Библия (1876) появляется позже болгарской (1840) и сербской (1868)?

  7. Будет ли православное богослужение на русском языке?

СПОРЫ О ТОЛКОВАНИИ СЛОВА КАК ФАКТОР ЦЕРКОВНЫХ РАСПРЕЙ

  1. Догмат о Святой Троице и "арианская ересь"

  2. Православный и католический взгляд на Святую Троицу. О философском смысле филиокве

  3. Бердяев об Откровении историческом и духовном

"ИСПРАВЛЕНИЕ КНИЖНОЕ" В ИСТОРИИ ПРАВОСЛАВИЯ

  1. Тырновская литературная школа (вторая половина XIV – начало XV в.). "Книга о писменах" Константина Костенечского (после 1410 г.)

  2. "Книжная справа" в Московской Руси. Реформа патриарха Никона и раскол Русской Православной церкви (вторая половина XVII в.)

БИБЛЕЙСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА И КНИГОПЕЧАТАНИЕ

  1. Гуманисты, "Гутенбергов пресс" и Библия

  2. Эразм Роттердамский (1469-1536) как филолог

  3. Восточнославянские первопечатники Франтишек Скорина (до 1490 – ок. 1541) и Иван Федоров (ок. 1510-1583) в конфессиональных и языковых ситуациях своего времени

  4. Вечные смыслы и герменевтический поиск

VI.
СУДЬБЫ ЯЗЫКОВ
В РЕЛИГИОЗНОЙ ИСТОРИИ НАРОДОВ

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ДВУЯЗЫЧИЕ СВЯЩЕННОГО (КУЛЬТОВОГО) И НАРОДНОГО ЯЗЫКОВ

  1. Конфессиональный статус языка в качестве его социолингвистического параметра

  2. Культурно-религиозные двуязычные миры

  3. Две модели двуязычия у славян: мир Slavia Orthodoxa и мир Slavia Latina

  4. "О пользе книг церковных в российском языке"

КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ В ИСТОРИИ ЯЗЫКОВ

  1. Создание алфавитов. Реформы письменности

  2. Переводы Писания и национальные литературные языки

  3. Обогащение лексики и фразеологии

  4. Начало стилистики

VII.
КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
КАК ПЕРВОИСТОЧНИК ФИЛОЛОГИИ

МИФОПОЭТИЧЕСКИЕ ИСТОКИ ПЕРВЫХ КОНЦЕПЦИЙ ЯЗЫКА

  1. Дар речи в картине мира древних индоевропейцев

  2. Мифопоэтическое сознание о происхождении языка. Почему на свете языков много?

  3. Почему одно из имен Иисуса Христа – Логос (Слово)?

ФОНЕТИКА И ОРФОГРАФИЯ. ГРАММАТИКА

  1. Грамматик-жрец в ведической религии. Древнеиндийская грамматика Панини (V в. до н.э.)

  2. Фонетические открытия арабов-мусульман в VIII в.

  3. Славянские орфографические трактаты

  4. Европейские грамматики XV – начала XVII вв. в их связи с гуманизмом и Реформацией

ОТ ГЛОССЫ К СЕМАСИОЛОГИИ И ИСКУССТВУ ЛЕКСИКОГРАФИИ

  1. Истоки семасиологии. Пифагор, Конфуций, Филон Александрийский

  2. Сложение основных лексикографических жанров в славянских культурах (XI-XVII вв.)

VIII.
ТРАДИЦИИ ФИДЕИСТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К СЛОВУ
В ФИЛОСОФИИ И ЯЗЫКОЗНАНИИ

ФИДЕИСТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ В СПОРАХ О ПРИРОДЕ ИМЕНИ

  1. Об органичности веры в слово

  2. Конфуцианская идея "исправления имен" в Китае

  3. Теория фюсей в древнегреческой философии

  4. Исихазм в Византии и у православных славян: мысленная молитва и имяславцы

  5. Имяславие отца Павла Флоренского и философия имени в трудах А.Ф. Лосева

ФИДЕИСТИЧЕСКАЯ ЛИНИЯ В ОЦЕНКЕ РОЛИ ЯЗЫКА В ПОЗНАНИИ

  1. Отрицательное богословие Псевдо-Дионисия Ареопагита

  2. Теория "лингвистической относительности" Эдварда Сепира и Бенджамина Ли Уорфа

  3. Лингвистическая философия Людвига Витгенштейна и Джорджа Мура

  4. Философско-поэтическая герменевтика Мартина Хайдеггера

  5. "Диалогические мыслители" XX века

IX.
РЕЗЮМЕ

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ИСТОРИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЯЗЫКА И РЕЛИГИИ

Литература

УКАЗАТЕЛИ

Указатель терминов
Именной указатель
Указатель слов, оборотов, поговорок, пословиц, произведений

Мечковская Нина Борисовна
ЯЗЫК И РЕЛИГИЯ: лекции по философии и истории религий

Пособие для студентов гуманитарных вузов. – М.: Агентство "ФАИР", 1998. – 352 с.

Аннотация

Эта книга – о связях языков и древнейших религий мира (ведическая религия, иудаизм, конфуцианство, буддизм, христианство, ислам). Показаны особенности религиозного общения в различных культурах, влияние религии на историю языков, фольклора, литературных и филологических традиций. Читатель узнает о церковных конфликтах, связанных с переводом и толкованием священных книг, о мифопоэтических истоках ранней и современной философии языка.

Пособие адресовано студентам гуманитарных факультетов вузов и колледжей. Может быть использовано при изучении курсов "История и философия религии", "Введение в общую филологию", "Семиотика", "Основы языкознания", "Философия и история культуры", "Социальная психология".

© H. Б. Мечковская, 1997
© Агентство "ФАИР", 1998

Предисловие

В этой книге рассмотрены взаимосвязи языка и религии. Для филолога сочетание "Язык и религия" – одна из тем "внешней" лингвистики*, в ряду таких, как "Язык и общество", "Язык и другие семиотики", "Язык и сознание", "Язык и культура" и т.п. "Внешняя" лингвистика стремится понять семиотическую (знаковую), социальную и психологическую природу языка, увидеть своеобразие языка и языкового общения в различных сферах человеческой жизни. "Внешняя" лингвистика легко перерастает в философию языка и в "просто" философию, потому что язык находится в самом основании человеческого в человеке. Теория языка выходит за пределы языкознания и имеет общегуманитарное значение.

* В отличие от "внутренней" лингвистики, предметом которой являются структуры языка и его отдельных уровней (фонологического, грамматического, лексико-фразеологического). Терминологически противопоставление "внутренней" и "внешней" лингвистики восходит к "Курсу общей лингвистики" Фердинанда де Соссюра (1916).

Разумеется, "внешние" связи религии и других явлений истории и культуры ("религия и мораль", "религия и искусство", "религия и право", "религия и школа" и т.д.) интересны и важны для понимания всего человеческого. Однако в сочетании "религия и язык" есть особенно глубокая проблема, причем это проблема не "внешняя", а "внутренняя", затрагивающая неосознаваемые, поэтому стихийные и влиятельные механизмы человеческой психологии и культуры. Познавательная ценность темы "Язык и религия" связана с особой, "внутренней" и фундаментальной, ролью языка и религии в самом феномене человека.

С точки зрения семиотики (науки о знаках), язык и религия – это две самобытные знаковые системы, обладающие своим содержанием и своим способом передачи этого содержания. План содержания языка и план содержания религии – это два разных образа мира (две картины, две модели мира), поэтому в терминах семиотики язык и религия – это две моделирующие семиотические системы. С точки зрения философии, язык и религия – это две формы общественного сознания в ряду таких других форм отображения мира в сознании людей, как искусство, философия, мораль, право, повседневное (или обыденное) сознание, науки и технологии и др. По характеру своего содержания язык и религия занимают в ряду других форм общественного сознания крайние точки: это полярные противоположности. Язык заключает в себе самую простую, элементарную картину мира; религия – самую сложную, при этом в содержание религии входят компоненты разной психической природы (чувственно-наглядной, логической, эмоциональной, интуитивной, трансцендентной). Язык выступает как предпосылка и универсальная форма, оболочка всех других форм общественного сознания; религия – как универсальное содержание, исторически первый источник, из которого развилось все последующее содержание общественного сознания. Можно сказать, что язык – это универсальное средство, техника общения; религия – это универсальные смыслы, транслируемые в общении, заветные смыслы, самые важные для человека и общества.

Несмотря на полярную противоположность планов содержания языка и религии, между ними существуют сложные взаимосвязи – в силу их глубокой укорененности в сознании человека, укорененности, восходящей к истокам человеческого в человеке.

Религиозно-конфессиональные факторы играли (и играют!) выдающуюся роль в судьбах языков и, шире, в истории человеческой коммуникации. Это понятно, если принять во внимание только что сказанное: религия – это заветные для человечества смыслы.

Труднее увидеть и объяснить обратную зависимость – религии от языка. Конечно, эта зависимость не такая прямая и определенная, как конфессиональный фактор в истории литературных языков. Однако парадоксальным образом "заветные смыслы" оказывались как бы неотделимыми от тех слов, на которых они впервые были сказаны. Это создавало внутреннюю и "множественную", едва ли не с каждым словом связанную, зависимость "заветных смыслов" от своей языковой формы. Поэтому в истории религий вопросы языка часто приобретали жизненную важность. Перевод Писания на новые языки нередко приводил не к распространению учения, а к его видоизменению. Потребность в новых переводах или новых толкованиях могла оказаться и проявлением и фактором различных еретических и диссидентских движений.

Драматизм и парадоксальность связи языка и религии в том, что язык, будучи "всего лишь" коммуникативной техникой, оказывался способным быть предпосылкой (одной из предпосылок) и формой проявления религиозных противоречий, что, в конечном счете, вело к изменениям в содержании "заветных смыслов".

В основе этой связи языка и религии лежит не случайность или недоразумение архаического сознания. Дело в том, что религия – это область повышенного внимания к слову.

Религия мыслится верующими как с в я з ь между высшей и вечной сущностью (Абсолютом, Богом, богами) и людьми. Эта связь состоит в том, что Абсолют с о о б щ и л людям самое главное знание и между Абсолютом и людьми установился своего рода д о г о в о р: люди стремятся жить, руководствуясь главным знанием, полученным от Бога, и надеясь на его помощь, поддержку, награду свыше, в том числе в некоторых религиях – надеясь на иную, вечную жизнь. В самых разных религиях в круг ключевых значений входят понятия, связанные с передачей информации: Откровение, слово Бога, заповедь, завет, пророчество, благая весть, вестник, посланник, пророк, Священное Знание (Писание, Предание), Символ Веры, истолкование священного Слова, проповедь, молитва... История религий состоит в движении и изменении некоторой специальной информации – в ее территориальном распространении или сокращении, в ее той или иной трансляции – передаче, пересказе, переводе, перетолковании, разъяснении. Именно в сфере религии впервые, но во весь рост встала проблема п о н и м а н и я – т.е. та проблема, ради которой существует филология.

Во взаимоотношениях языка и религии есть своя логика, свои парадоксы и драматизм, заключенные в соединении понятий "стихия" и "культура" – стихия культуры. Стихия – от той глубины человеческого, в которую уходят корни языка и религии. Культура – потому что в религии и языке коренятся все начала человеческой культуры.

В этой книге будут показаны основные языковые коллизии в истории религии и основные классы или виды событий и процессов в истории языков и языковой коммуникации, обусловленные конфессионально-религиозными факторами. Думается, тема книги представляет вполне самостоятельный общекультурный и образовательный интерес. Для филологов пособие может стать введением в религиеведение. Гуманитариев разных специальностей книга познакомит не только с филологическими проблемами в истории религий, но и с целями и методами филологии – этой общечеловеческой "службы понимания" (С.С. Аверинцев).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. ПО ИСТОРИИ РЕЛИГИЙ РПУ

    Документ
    ... указывал Гегель в курсе лекцийпо философии религии, прочитанном им в Берлинском ... языке «Энциклопедия Религии». В отличие от эволюционистов Элиаде стремился обнаружить в историирелигии ... поясняет ученый. Филолог Н.Б. Киле, сам по происхождению нанаец, ...
  2. История и теория культуры

    Программа
    ... . — М. : Академия, 2004. — 428 с. Мечковская, Н. Б. Язык и религия : лекциипофилологии и историирелигий: Учебное пособие для вузов / Н. Б. Мечковская ... — 297 с. Петрухинцев, Н. Н. ХХ лекцийпоистории мировой культуры : учебное пособие / Н. Н. ...
  3. Koob - ( Списки папок) rar по 2010 год

    Документ
    ... | |---Мессори Витторио - Черные страницы истории церкви.rtf | |---Мечковская Н. - Язык и религия. Лекциипофилологии и историирелигий.doc | |---Миронов А.В., Бабинов ...
  4. Koob - ( Списки папок) rar по 2010 год (1)

    Документ
    ... | |---Мессори Витторио - Черные страницы истории церкви.rtf | |---Мечковская Н. - Язык и религия. Лекциипофилологии и историирелигий.doc | |---Миронов А.В., Бабинов ...
  5. Koob - ( Списки папок) rar по 2010 год (2)

    Документ
    ... | |---Мессори Витторио - Черные страницы истории церкви.rtf | |---Мечковская Н. - Язык и религия. Лекциипофилологии и историирелигий.doc | |---Миронов А.В., Бабинов ...

Другие похожие документы..