textarchive.ru

Главная > Руководство


От редакционной коллегии

Этот номер журнала посвящен 170-летию Учреждения образования «Белорусская государственная орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия». Авторами статей являются руководители академии, факультетов, подразделений и общественных организаций, большинство из которых получили в свое время дипломы БГСХА. Опираясь на материалы архивов, опубликованные научные исследования, средства массовой информации, воспоминания ветеранов и выпускников, используя научную методологию и свой жизненный опыт, они представили впечатляющую панораму деятельности старейшего в Европе высшего сельскохозяйственного вуза от его зарождения и до наших дней.

Знакомясь с историей академии, читатели смогут убедиться в том, что она практически постоянно ощущала необходимую заботу со стороны государства. Это в свою очередь побуждало вузовский коллектив творчески выполнять свои обязанности, что сказывалось на качестве профессиональной, государственной и общественной деятельности выпускников, которые (так сложилось исторически) занимают сегодня ключевые места в республиканском аграрном секторе экономики. Доказательством этому является выработка современной Беларусью своей модели развития АПК, динамизм в осуществлении программ, направленных на достижение белорусским селом мировых стандартов во всех основных сферах жизни. Сложившейся ситуацией коллектив академии дорожит и намерен ее улучшать и укреплять.

Опубликованные статьи могут быть источниками для исследователей аграрной истории страны и ее составной части – высшего сельскохозяйственного образования. Их целесообразно использовать при проведении воспитательной работы в студенческих коллективах. Редколлегия уверена, что многим читателям материалы журнала помогут утвердиться в понимании того, что сельскохозяйственное производство и работающие в нем люди являются национальным достоянием нашей страны.

Главный редактор А.П. Курдеко

УДК 378.6

А.П. КУРДЕКО

170 лет в числе ведущих вузов

Белорусская государственная орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия отмечает свой очередной юбилей. 15 августа 1840 г. в ничем неприметном тогда местечке Горки состоялось торжественное открытие государственной земледельческой школы. Этому событию предшествовали деятельность правительственного Комитета по усовершенствованию земледелия во главе с президентом Вольного экономического общества Н.С. Мордвиновым, работа чиновников Департамента земледелия, который подчинялся министру финансов Е.Ф. Канкрину, и, наконец, Указ Николая 1 от 24 апреля 1936 г. об основании Горыгорецкого земледельческого учебно-воспитательного учреждения.

Руководство школы в отчете Департаменту земледелия о ее открытии подчеркнуло: совершившееся в Горках станет эпохой в летописях истории сельского хозяйства страны. Время подтвердило прозорливость авторов первого официального документа. Земледельческая школа, а затем земледельческий институт, в который в 1848 г. был преобразован высший разряд школы, наметили пути перевода аграрного производства страны на научно-практический вектор развития, чего недоставало ему на протяжении столетий. Профессор Одесского университета И.У. Палимпсестов, один из первых получивших фундаментальное сельскохозяйственное образование в Горках, оценил это следующим образом: «Мы – предтечи, приготовляющие пути для устранения будущей нужды, наша наука – это основа, на которой будет образовываться ткань, необходимая для потомства».

До перевода в 1864 г. первого и единственного в стране земледельческого института из Горок в Санкт-Петербург было выявлено 387 его выпускников, свыше 15 процентов которых работали в сельскохозяйственных учебных заведениях. По данным «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона», в 1880 г. 88% питомцев института трудились в практическом сельском и лесном хозяйстве. Среди них было немало выдающихся ученых, основателей направлений в сельскохозяйственной науке, а также видных организаторов аграрного производства. Список этих неординарных людей по праву открывают А.В. Советов и И.А. Стебут.

Первый доктор агрономии в России А.В. Советов руководил кафедрами, возглавлял физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета, редактировал Труды Вольного экономического общества, входил в состав редакторов «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона», исполнял обязанности члена Ученого комитета Министерства земледелия. Вместе с В.В. Докучаевым он издавал «Материал по изучению русских почв». Д.И. Менделеев в адрес нашего выпускника высказал следующее мнение: «Он, по моему мнению, недаром единственный в России доктор сельского хозяйства. Права А.В. Советова на такое исключительное положение признаются слушателями, товарищами по факультету, массой русских сельских хозяев».

И.А. Стебут в соавторстве с А.П. Людоговским, И.М. Чернопятовым (оба выпускники Горыгорецкого земледельческого института) и А.А. Фадеевым, выпускником Петровской земледельческой и лесной академии, написал «Настольную книгу для русских сельских хозяев», которая оправдала свое название. Она относится к числу классических произведений отечественной агрономической науки. Совет Петровской земледельческой и лесной академии учредил Стебутовскую медаль «За труды по сельскому хозяйству». Его учениками и соратниками были А.В. Советов, Б.А. Целлинский, Б.Г. Михельсон, А.П. Людоговский, И.М. Чернопятов, Д.И. Прянишников, В.Р. Вильямс, П.Р. Слезкин, А.Ф. Фортунатов, П.А. Ильенков, Л.М. Сеченов, К.А. Тимирязев.

И.А. Стебут возглавлял первую в стране кафедру земледелия, входил в состав Комиссии по вопросу об организации высшего сельскохозяйственного образования в России, был первым деканом агрофака Петровской земледельческой и лесной академии, исполнял обязанности ее директора. В конце ХIХ века ему было поручено руководство Ученым комитетом Министерства земледелия и государственных имуществ. И.А. Стебут являлся основателем и редактором журнала «Русское сельское хозяйство». В.И. Ленин, используя при написании работы «Развитие капитализма в России» труды И.А. Стебута, подчеркнул, что ему «в вопросах фактических нельзя отказать в авторитетности».

Будучи разносторонней личностью, И.А. Стебут большое внимание уделял организации и осмыслению учебно-воспитательного процесса в сельскохозяйственных учебных заведениях. Опираясь на положительный опыт своей alma mater, он пришел к выводу о том, что этот процесс должен быть направлен на формирование у будущих специалистов «особого сельскохозяйственного зрения». И.А. Стебут ввел в педагогический оборот понятие «сельскохозяйственное воспитание». Оно должно было содействовать укреплению физического здоровья студентов, формированию у них сильной воли, точности до педантизма, спокойного характера, а также привычки к сельскохозяйственному труду и непритязательности в быту, которые способны поддерживать у него бодрость духа, энергию и свежесть мысли. Патриарх отечественной агрономии считал, что специалисты сельского хозяйства высшей квалификации должны быть всесторонне развитыми людьми, обладать высокими профессиональными знаниями и нравственными достоинствами.

Гражданским подвигом И.А. Стебута является осуществление им идеи о возможности получить высшее сельскохозяйственное образование российским женщинам. В 1890 г. при его содействии в Петровско-Разумовском под Москвой были открыты женские курсы, положившие начало такому образованию в стране. Через некоторое время И.А. Стебут создал в Петербурге Высшие сельскохозяйственные курсы, названные его именем.

Наряду с А.В. Советовым и И.А. Стебутом, и другие выпускники Горыгорецкого земледельческого института внесли весомый вклад в становление и развитие отечественной сельскохозяйственной науки и высшего аграрного образования. Некоторые из них зачислялись в штат профессуры родной alma mater, как, к примеру, А.Н. Козловский, который впервые в Беларуси провел дренирование. А И.Н. Чернопятов, А.П. Людоговский стали профессорами Петровской земледельческой и лесной академии. А.М. Бажанов работал профессором Петербургского земледельческого института, Е.С. Фальков занимал профессорскую кафедру в Казанском университете.

Из двенадцати российских ученых, защитивших к 1870 г. магистерские и одну докторскую диссертации, пять человек получили высшее образование в Горках.

Ф.П. Королев не обучался в Горыгорецком земледельческом институте. Работая в нем после окончания физико-математического факультета Харьковского университета и защиты магистерской диссертации профессором математики и механики, он собрал необходимую для обучения студентов коллекцию сельскохозяйственной техники, которая выпускалась на предприятиях США, Франции, Германии и Англии. В течение нескольких десятилетий его книга «Отчет по делу машин и орудий на сельскохозяйственной выставке в Москве в 1864 г.» была учебником для студентов. Педагогический талант Ф.П. Королева после Горок в полной мере раскрылся в Петровской академии сельского и лесного хозяйства, в которой он директорствовал в 1870–1876 гг. К этому следует добавить, что в 1860–1890 гг. управляющими учебным хозяйством Петровской академии были выпускники Горыгорецкого земледельческого института М.В. Неручев и В.З. Марковский. И если иметь в виду, что в академии работали также И.А. Стебут, А.П. Людоговский и И.Н. Чернопятов, то влияние горыгорецких образовательных традиций на ее становление и развитие было значительным.

История так распорядилась, что Горыгорецкий земледельческий институт стал не только родоначальником отечественной сельскохозяйственной науки и образования. Его творческая атмосфера, полученные в нем знания позволили выпускнику Вереницину написать поэму «Тарас на Парнасе», которая была опубликована в газете «Минский листок» в мае 1889 г. В ней впервые в белорусской литературе был показан человек из народа, отражены быт и духовная культура белорусских крестьян. Поэма, по мнению литературоведов, сыграла значительную роль в становлении белорусского литературного языка, утверждении в литературе реалистического направления. Произведение переведено на русский, английский и другие языки. Его автор – Константин Васильевич Вереницин – приехал в Горки в 1857 г. после окончания Городокского училища и Витебской губернской гимназии. Окунувшись в студенческую среду, на которую оказывали воздействие Н.Г. Чернышевский, И.С. Тургенев, Т.Г. Шевченко, другие писатели, создал произведение, занявшее достойное место в белорусской культуре.

После перевода в 1864 г. земледельческого института в Санкт-Петербург Горки, которые получили статус уездного города, снова стали одним из центров подготовки специалистов сельского хозяйства средней и низшей квалификации. Положительное воздействие на их деятельность оказывали традиции успешно работавшего ранее в Горках учебного заведения, часть оставшейся от него учебно-материальной базы, а также преподаватели, которые не спешили с переездом. В начале 1890-х годов Горецкое земледельческое училище было по количеству обучающихся самым крупным в России. На Всероссийской выставке, которая проходила в Москве в 1897 г., за коллекцию семян, образцы почвы, садовые приспособления, план древесного питомника оно было награждено золотой медалью.

О высоком уровне организации учебного процесса в Горецких средних сельскохозяйственных учебных заведениях свидетельствует то, что часть их выпускников, стремясь постоянно повышать свои знания, вошли в число признанных отечественных исследователей. М.Ф. Иванов в 1891 г. с отличием окончил земледельческое училище. Пройдут годы и он станет академиком, одним из основателей зоотехнии в Советском Союзе. На его счету выведенная асканийская порода овец и украинская степная белая порода свиней. По учебникам академика «Свиноводство», «Овцеводство», «Птицеводство» училось не одно поколение студентов. Весомый вклад в науку внесли А.И. Агроскин, Г.И. Горецкий, С.Г. Колеснев, А.Г. Медведев, К.А. Сакс и другие.

Творческая атмосфера Горок содействовала раскрытию писательского таланта М.И. Горецкого, ставшего классиком белорусской литературы. 16-летним юношей поступил Максим в землемерно-агрономическое училище. Здесь он впервые взял в руки газету «Наша нива», через которую познакомился с произведениями Янки Купалы, Якуба Коласа, Змитрока Бедули, Алаизы Пашкевич (Тётки). И не просто взял, а стал с ней сотрудничать. Первые же публикации показали, что в белорусскую литературу вошел неординарный мыслитель, со своим видением мира, устоявшейся нравственной позицией, болеющий за белорусский народ. В год окончания училища (1913 г.) был опубликован его рассказ «У лазнi». Герой этого раннего произведения задает вопрос: «Беларусь, Беларусь, чым ты была i чаго ты, во, даждала?» – и сам себе отвечает: «Але ж не адракацца, не быць здраднiкам, а любiць, шанаваць родную бацькаўшчыну павiнен…». Эта идейная позиция была ведущей в жизни писателя. С благодарностью говорил он о годах своей учебы в Горках, подчеркивая особо, что «навука тут добрая». С Горецкими учебными заведениями связано следующее неординарное событие. В 1865 г. аттестат на звание ученого управителя имения получил А.Р. Власенко. А через три года на полях Бежецкого уезда появилась сконструированная А.Р. Власенко машина, названная им «Конная зерноуборка на корне». Она явилась предшественницей зерноуборочных комбайнов. Следует заметить, что конструкторы США отстали от выпускника из Горок на 11 лет.

В Горках в полной мере проявился научно-исследовательский и преподавательский талант М.В. Рытова, одного из основателей отечественного научного овощеводства и плодоводства. Зачисленному в 1879 г. в штат земледельческого училища выпускнику Московского университета принадлежала инициатива закладки ботанического сада и учебно-опытного огорода, организация учебного кабинета по естественным наукам. Молодой преподаватель в течение нескольких лет написал курсы лекций и подготовил учебные пособия по нескольким предметам.

Решающее слово сказал М.В. Рытов и в науке. Он первым в стране доказал большое значение местных сортов плодовых культур, возможность вегетативной гибридизации, обосновал размножение яблонь семенами. М.В. Рытовым было опубликовано свыше тысячи специальных работ. Волновали его также философские, мировоззренческие и социальные вопросы. Свои взгляды он изложил в рукописной книге «Путевые заметки и воспоминания». Следует подчеркнуть, что от этих проблем не уходили многие преподаватели и выпускники Горыгорецкого земледельческого института и Горецких средних сельскохозяйственных учебных заведений.

После Октябрьской революции (1917 г.) Горки снова стали одним из центров высшего сельскохозяйственного образования, науки и культуры Беларуси. Идея о восстановлении института возникла среди учащихся Горецких средних сельскохозяйственных учебных заведений. Ее поддержали правительство БССР и Наркомпрос РСФСР. 7 апреля 1919 г. институт открыл свои двери для желающих получить фундаментальные знания в области сельского хозяйства. Спустя несколько лет, в начале августа 1926 г., постановлением СНК республики Белорусский институт сельского и лесного хозяйства имени Октябрьской революции (г. Минск) был присоединен к Горецкому сельскохозяйственному институту. Таким образом в белорусском образовательном пространстве появилась Белорусская государственная академия сельского хозяйства имени Октябрьской революции. Во время ее торжественного открытия Якуб Колас сказал: «Няхай закрасуецца акадэмiя багатай нiвай, пышным лугам, садам. Няхай гаспадары гэтай зямлi высока нясуць чырвоны сцяг працы i культуры… Няхай жыве акадэмiя з яе традыцыямi, якiя склалiся ў Горках».

В межвоенный период (1919–1941 гг.) академия подготовила более 4 тысяч специалистов, знания которых пригодились на производстве, в образовании и науке. Многие работники того времени стали академиками. Среди них Я.Н. Афанасьев, Ю.А. Вейс, Т.Н. Годнев, Г.И. Горецкий (он же в 1929–1930 гг. член ЦИК БССР), А.Д. Дубах, А.И. Кайгородов, О.К. Кедров-Зихман, А.Г. Медведев, В.В. Попов и другие. Академиками стали выпускники тех лет А.С. Вечер, П.И. Альсмик, М.А. Дорожкин, С.Г. Скоропанов, В.И. Шемпель, И.С. Лупинович, А.И. Лаппо, И.Д. Юркевич и другие. А.С. Вечер пополнил ряды белорусских поэтов.

Выдающийся почвовед Я.Н. Афанасьев, чей талант начал раскрываться в Горках, руководил составлением первой карты почв Беларуси и одной из первых почвоведческих карт мира. Он предложил новую классификацию почв, дополнил учение В.В. Докучаева о горизонтальной и вертикальной зональности почв положением о микрозональности. В 1930 г. вышла его фундаментальная монография «Основные черты почвенного лика земли», которая через год была издана в трех зарубежных странах.

В феврале 1926 г. в академии сначала доцентом, а затем заведующим кафедрой белорусоведения стал работать писатель и литературовед М.И. Горецкий. В течение тринадцати лет после окончания Горецкого землемерно-агрономического училища М.И. Горецкий работал землеустроителем на Виленщине, окончил Павловское военное училище (г. Петроград), воевал на фронте. В первую мировую войну, после Октябрьской революции сотрудничал с рядом газет, работал на рабфаке БГУ, написал много литературных произведений. Став преподавателем, он большое внимание уделял качеству учебного процесса, прежде всего лекциям. Будущий академик А.С. Вечер писал следующее: «Лекцыi Максiма Iванавiча вызначалicя глыбокiм зместам, вялiкай эрудыцыяй, народным гумарам, папулярнасцю. Як нiхто iншы, ен прывiваў нам любоў да беларускай лiтаратуры, якую я пранес праз усе жыццё».

Беспартийный литератор в октябре 1927 г. был приглашен на ХI съезд Компартии Белоруссии. Обращаясь к его делегатам с приветственным словом, М.И. Горецкий подчеркнул, что научные работники полны решимости участвовать в создании в республике социалистического хозяйства. На эту цель была направлена воспитательная работа в академии, но, чтобы ликвидировать «усялякiя недагляды i промахi», ей необходима помощь. Главная трудность, по его мнению, состояла в недостаточно высоком интеллектуальном развитии студентов, которые к тому же были излишне перегружены.

Плодотворной была научная деятельность Ю.А. Вейса. Проведенные под его руководством исследования положили начало отечественной науке в области механизации сельского хозяйства. Они были обобщены в книгах «Орудия послеплужной обработки», «Курс сельскохозяйственного машиноведения», «Почвообрабатывающие и посевные машины травопольной системы земледелия». Ю.А. Вейс сконструировал силосоуборочный комбайн, машину для сортирования льна, силосотрамбовочный каток.

Под руководством заведующего кафедрой геодезии В.В. Попова впервые в СССР были проведены работы по применению высокоточной полигонометрии в условиях закрытой местности. Результаты работ были включены в Инструкцию по полигонометрии в условиях закрытой местности, а также в Наставление по обработке базисов I и II классов применительно к условиям СССР.

Сплоченный коллектив академии был непременным участником проводимых в стране преобразований. Преподаватели и сотрудники, а также студенты старших курсов помогали государству в проведении коллективизации села, укреплении колхозов и совхозов. Учебно-воспитательная и научно-исследовательская деятельность вуза в полной мере учитывала стремление народа подняться на новые ступени политического, социального и культурного развития.

И это придавало академии особый, соответствующий времени, колорит. Академик Т.Н. Годнев, который в 1927–1935 гг. руководил кафедрой физиологии растений, считал, что «академия в те годы была важным научным и культурным центром… В Горках царила атмосфера высокой культуры и интеллигентности».

Однако академия пережила и нелегкие дни. Группа преподавателей была необоснованно обвинена во вредительстве и незаконно репрессирована. Не лучшим образом на состоянии высшего образования республики сказалось разделение академии в 1931 г. на 11 отраслевых институтов, часть из которых была переведена из Горок в другие города. Однако придуманная чиновниками реформа к успеху не привела, и СНК БССР в августе 1933 г. объединил Горецкие сельскохозяйственные институты в одно учебное заведение. После этого оно получило новое название – Белорусский сельскохозяйственный институт.

Деятельность института постепенно входила в привычное русло. Значительную помощь в укреплении его учебно-материальной базы оказал Наркомзем СССР, приняв по этому поводу специальное решение. Часть преподавателей была отмечена премиями и благодарностями. В 1940 г. Всесоюзная сельскохозяйственная выставка наградила БСХИ дипломом I степени. В декабре 1940 г. общественность Беларуси отметила столетний юбилей института. Президиум Верховного Совета СССР в связи с юбилеем и за заслуги в деле подготовки специалистов сельского хозяйства наградил институт орденом Трудового Красного Знамени. Первая высокая государственная награда появилась на его знамени. 14 преподавателей и сотрудников института были удостоены орденов и медалей СССР, более 30 человек получили Почетные грамоты и грамоты Верховного Совета БССР. Это было признанием ведущей роли и места БСХИ в образовательном, научном и культурном пространствах республики и страны.

Величайшим испытанием на гражданскую и духовную зрелость стала для БСХИ Великая Отечественная война. И это испытание он выдержал с честью. Тысячи его выпускников, преподавателей, сотрудников, студентов, сражаясь на фронте, в партизанских отрядах и соединениях, в антифашистском подполье, работая на предприятиях, приближали победу, жертвуя многим, нередко собственной жизнью.

Вернувшиеся в Горки после окончания войны студенты и преподаватели застали институт в руинах. Но уже 1 декабря 1945 г. в нем начались занятия. В ноябре 1948 г. постановлением Совета Министров БССР Белорусский сельскохозяйственный институт был переименован в Белорусскую сельскохозяйственную академию. К началу 1950-х годов в ее составе действовали 8 факультетов, на которых работали 3 профессора, 34 доцента, 33 старших преподавателя, 50 преподавателей и ассистентов. Город Горки снова превращался в центр образования, науки и культуры.

Общеизвестно, что успешная деятельность любого учреждения, тем более высшего учебного заведения, в котором сконцентрирован интеллектуальный, нравственный капитал страны, во многом зависит от его руководителя, его организаторских способностей и патриотического вектора, профессиональных и человеческих устремлений. Следует подчеркнуть, что этими качествами вполне обладали ректоры Белорусской сельскохозяйственной академии. А это положительно сказывалось на основных направлениях ее деятельности. Довольно быстрым восстановлением академия обязана ректору, довоенному заведующему кафедрой физики БСХИ, выпускнику Петроградского университета, профессору Н.Н. Кавцевичу. В характеристике по случаю присвоения ему звания «Заслуженный деятель науки БССР» в январе 1949 г. было засвидетельствовано: «Н.Н. Кавцевич проявил себя как высококвалифицированный специалист в области физики, хороший экспериментатор в научно-исследовательской работе, блестящий педагог и замечательный администратор, способный в самых трудных условиях сплачивать и мобилизовывать весь коллектив своих сотрудников на преодоление любых трудностей».

После выхода Н.Н. Кавцевича в 1949 г. в отставку по состоянию здоровья ректором был назначен ее выпускник, агрохимик В.И. Шемпель, проработавший в этой должности до 1952 г. В его биографии есть штрих, который свидетельствует об отношении государства к ученым. Призванный в начале Великой Отечественной войны в армию, он вскоре, как член-корреспондент АН БССР, был демобилизован и направлен научным сотрудником Кировской лугоболотной станции, а затем в распоряжение Академии наук Беларуси.

Еще в предвоенный период В.И. Шемпель опубликовал монографии «Действие извести и известково-магнезиональных смесей на урожай овса и гороха, на динамику почвенных процессов и на поступление зольных элементов», а также «Значение кальция и магния при известковании почв». В 1950 г. он был избран академиком АН БССР. В последующие годы В.И. Шемпель возглавлял Белорусский НИИ земледелия.

Эстафету ректора академии в 1952 г. принял от А.И. Шемпеля ее выпускник, почвовед И.Ф. Гаркуша. В течение многих лет, до 1964 г., находился он на этом сложном и ответственном посту. Академия за это время, благодаря государственной поддержке и творческой работе большинства кафедр и факультетов, росла и укреплялась. В 1962 г. она начала подготовку специалистов для иностранных государств. Вместе с академией рос и ее руководитель – доктор сельскохозяйственных наук, профессор (1964 г.), заслуженный деятель науки БССР (1956 г.), академик Академии сельскохозяйственных наук (1959 г.), академик АН БССР (1961 г.) И.Ф. Гаркуша.

Развивая учение основоположников отечественной агрономии А.Т. Болотова, А.В. Советова, И.А. Стебута, В.В. Докучаева, в приложении к дерново-подзолистым почвам Беларуси Иван Федосеевич Гаркуша показал, что под влиянием рациональной системы агротехнических воздействий они становятся окультуренными. В результате повышается производительность земледелия, возрастает урожайность культурных растений. Он предложил производственно-генетическую квалификацию окультуренных почв дерново-подзолистого типа с учетом целого ряда критериев и показателей, которые учитываются и поныне. Общественная активность И.Ф. Гаркуши выходила за пределы академии. Он избирался в состав ЦК КПБ и Верховного Совета БССР.

И.Ф. Гаркуша способствовал тому, что научно-исследовательская работа в академии в начале 1960-х годов приобрела более комплексный характер. Ученые разрабатывали 20 комплексных тем, в которых принимали участие студенты старших курсов и аспиранты. Представители академии приняли участие в работе VIII Международного конгресса почвоведов, Международной конференции по торфу, а также Х Съезда Всесоюзного физиологического общества имени И.П. Павлова.

В академии в полной мере проявился талант К.М. Солнцева, ее руководителя в 1964–1977 гг., выпускника Пушкинского сельскохозяйственного института.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ В ШЕСТИ ТОМАХ Главный редактор Члены редакционной коллегии

    Книга
    ... , педагогам, философам. Издательство «Педагогика», 1982 р. ОТРЕДАКЦИОННОЙКОЛЛЕГИИ Настоящий том открывает шеститомное Собрание ... -исторический очерк той роли, которую 7 ОТРЕДАКЦИОННОЙКОЛЛЕГИИ публикуемые произведения Выготского сыграли в последующем ...
  2. Редакционная коллегия (2)

    Документ
    РЕДАКЦИОННАЯКОЛЛЕГИЯ: Леонид Кузьмин Владимир Макаренков Александр ... – не признавая торга, скрывала от меня и от тебя слезинки вдохновенья и восторга ... КПСС) двумя подвалами опубликована редакционная статья «Когда отстают от времени», в которой ...
  3. Редакционная коллегия (6)

    Документ
    РЕДАКЦИОННАЯКОЛЛЕГИЯ: Леонид Кузьмин Владимир Макаренков Александр ... – не признавая торга, скрывала от меня и от тебя слезинки вдохновенья и восторга ... КПСС) двумя подвалами опубликована редакционная статья «Когда отстают от времени», в которой ...
  4. Редакционная коллегия (7)

    Документ
    Редакционнаяколлегия “УКРАИНСКОГО журнала ТЕЛЕМЕДИЦИНЫ И ... предоставляемым на рассмотрение в редакционно-издательский отдел Донецкого государственного медицинского ... 2-ом экземпляре), официальное направление от руководства учреждения, в котором ...
  5. Редакционная коллегия (9)

    Урок
    Редакционнаяколлегия: Чиндяйкин Ю.Г. (ответственный редактор), Карташов ... факты от мнений, субъективную информацию от объективной, достоверное от сомнительного; ... благополучие нации зависит от нас самих, от нашей самоотверженности, организованности ...

Другие похожие документы..