textarchive.ru

Главная > Программа


Программа

духовно-нравственного развития и воспитания

обучающихся на ступени начального общего образования

(составная часть Основной образовательной программы

МОУ средней общеобразовательной школы № 52)

Содержание

1. Пояснительная записка

2. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

3 Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания

4. Механизм духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся в образовательных системах « Школа 2000…» и «Школа 2100»

5. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

6. Примерные виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования

7 Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

8. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся

9.Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся.

10. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

11.Контроль и оценка достижения результатов программы.

12.Литература.

10. Приложение № 1. « Тематическое планирование»

Приложение № 2 «Программы»

Приложение № 3 «Формирование социальных знаний, получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества в преподавании предметов учебного плана НОО.»

Прложение № 2.

Программа «Воспитай гражданина»

Программа «Уроки нравственности

Программа «Национальные спортивные игры»

Программа «Мир деятельности»

Приложение № 3

1. Пояснительная записка

Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является концептуальной методической основой для разработки и реализации в МОУ средней общеобразовательной школе № 52 в целях более полного достижения национального воспитательного идеала собственной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Программа разработана с учетом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей Ярославской области, города Ярославля, запросов семей и других субъектов образовательного процесса. Она подразумевает конкретизацию задач, ценностей содержания планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации обучающихся, взаимодействие с семьей, учреждениями дополнительного образования, традиционными религиозными и другими общественными организациями, развитие ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений спортивных и творческих клубов.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования яв­ляются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и вос­питания личности гражданина России, ежегодное послание президента Российской федерации Федеральному собранию РФ.

В соответствии с требованиями стандарта Концепция и программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся МОУ средней школы

№ 52 содержит теоретические положения и методические рекомендации по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, иначе определяемого как уклад школьной жизни, интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающего и его родителей, законных представителей.

В МОУ средней общеобразовательной школе № 52 создаются условия для реализации указанной программы, обеспечивая духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к базовым общечеловеческим ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к родине и уважения культурно-исторического наследия своего района и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирования основ его социально-ответственного поведения в обществе и семье.

2. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания

обучающихся на ступени начального общего образования

Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспита­ния обучающихся на ступени начального общего образования формулируются, достигаются и решаются в контексте нацио­нального воспитательного идеала, представляющего собой высшую цель образования, нравственное (идеальное) пред­ставление о человеке, на воспитание, обучение и развитие ко­торого направлены усилия основных социальных субъектов: государства, семьи, школы, традиционных религиозных и об­щественных организаций.

Высшая цель образования — высоконравственный, творчес­кий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответ­ственность за настоящее и будущее своей страны, уко­ренённый в духовных и культурных традициях многона­ционального народа Российской Федерации.

Педагогическое сообщество, МОУ средняя школа № 52 способны взять инициативу в определении и реализации национальных педагогических приоритетов. При этом национальный воспитательный идеал становится принципиальной основой социального партнерства как способа взаимодействия субъекта образовательного процесса с другими субъектами духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи.

На основе национального воспитательного идеала форму­лируется основная педагогическая цель — воспитание,со­циально-педагогическая поддержка становления и разви­тия высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

На основе национального воспитательного идеала, важ­нейших задач духовно-нравственного развития и воспитания, приведенных в Концепции, а также с учётом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом, нами были выделены приоритетные задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:

В области формирования личностной культуры:

  • формирование способности к духовному развитию, реа­лизации творческого потенциала в учебно-игровой, предмет­но-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, не­прерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;

  • укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней уста­новке личности школьника поступать согласно своей со­вести;

  • формирование основ нравственного самосознания лич­ности (совести) — способности младшего школьника форму­лировать собственные нравственные обязательства, осу­ществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

  • формирование нравственного смысла учения;

  • формирование основ морали — осознанной обучающим­ся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, долж­ном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного опти­мизма;

  • принятие обучающимся базовых национальных ценнос­тей, национальных и этнических духовных традиций;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • формирование способности открыто выражать и отстаи­вать свою нравственно оправданную позицию, проявлять кри­тичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

  • формирование способности к самостоятельным поступ­кам и действиям, совершаемым на основе морального выбо­ра, к принятию ответственности за их результаты;

  • развитие трудолюбия, способности к преодолению труд­ностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

В области формирования социальной культуры:

  • формирование основ российской гражданской идентичности;

  • воспитание ценностного отношения к своему нацио­нальному языку и культуре;

  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;

  • развитие навыков организации и осуществления сотруд­ничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзыв­чивости, понимания и сопереживания другим людям;

  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным орга­низациям, к вере и религиозным убеждениям;

  • формирование толерантности и основ культуры межэт­нического общения, уважения к языку, культурным, религи­озным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

  • формирование отношения к семье как основе россий­ского общества;

  • формирование у обучающегося уважительного отноше­ния к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

  • формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях и уважения к ним.

3. Ценностные установки

духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Содержанием духовно-нравственного развития и воспита­ния являются ценности, хранимые в культурных, этнических, семейных и других социокультурных традициях и передаваемые от поколения к поколению. В Концепции приведена система базовых национальных ценностей. Критерием систе­матизации и разделения по определённым группам этих цен­ностей приняты источники нравственности и человечности, т. е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противосто­ять разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё сознание, жизнь, систему общественных отношений.

Традиционными источниками нравственности являются:

  • патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

  • социальная солидарность — свобода личная и нацио­нальная; уважение и доверие к людям, институтам государ­ства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;

  • гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, за­бота о благосостоянии общества;

  • семья — любовь и верность, забота, помощь и поддерж­ка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

  • личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, спо­собность к личностному и нравственному выбору;

  • труд и творчество — уважение к труду, творчество и со­зидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие;

  • наука — ценность знания, стремление к познанию и ис­тине, научная картина мира;

  • традиционные религии — представления о вере, духов­ности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе меж­конфессионального диалога;

  • искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетичес­кое развитие;

  • природа — эволюция, родная земля, заповедная приро­да, планета Земля, экологическое сознание;

  • человечество — мир во всём мире, многообразие и ува­жение культур и народов, прогресс человечества, международ­ное сотрудничество.

  1. Механизм духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся в образовательной системе «Школа 2000…»..

Развитие личности человека происходит в процессе его самостоятельной деятельности, осмысления и обобщения им собственного деятельностного опыта. Давно отмечена низкая эффективность прямого воспитательного воздействия на учащихся по сравнению с опосредованным воздействием среды, жизненного примера, пережитой ситуации. Учитель или воспитатель не может выработать за ребенка его систему ценностей и норм культурного поведения – учащийся должен сделать это сам путем изменения себя, своих прежних знаний, умений, способностей и ценностных ориентаций. Как отмечал П.П. Блонский, мы должны «не давать ученику нашей истины, но развивать его собственную истину до нашей» [9].

Таким образом, успех воспитания напрямую зависит от степени участия самого воспитанника в формировании своей личности, от его включенности в деятельность по самовоспитанию. Поэтому ключевой категорией концепции воспитания в рамках системно-деятельностного подхода является категория самоизменения – того базового процесса, посредством которого вообще осуществляется усвоение человеком нового для него опыта поведения и деятельности.

Самовоспитание может осуществляться и вне пространства специально организованной учебной деятельности. Однако в обычной жизни оно возникает случайно под влиянием внешних или внутренних обстоятельств. И лишь в специально организованной деятельности самоизменение обучающегося становится системным и прогнозируемым.

В общей концепции перехода учителей и школ к ФГОС НОО на основе образовательной системы «Школа 2000…» (научный руководитель − директор Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО, д.п.н. Л.Г. Петерсон) указывается, что формирование любых личностных новообразований − умений, способностей, личностных качеств возможно только в деятельности (Л.С. Выготский).

Формирование любого умения проходит через следующие этапы:

1. Приобретение первичного опыта выполнения действия и мотивация.

2. Формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами.

3. Тренинг, уточнение связей, самоконтроль и коррекция.

4. Контроль.

В образовательной системе «Школа 2000…», для того чтобы развить и воспитать у обучающихся любое личностное качество, предложен следующий путь, состоящий из четырех этапов, которые проходит каждый ученик:

1. Приобретение обучающимся первичных социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни и мотивация.

2. Получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

3. Получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

4. Контроль.

Прохождение представленного пути достигается каждым обучающимся на занятиях (мероприятия) по духовно-нравственному развитию и воспитанию, выстроенных в технологии деятельностного метода обучения «Школа 2000…» (ТДМ).

Структура занятий (урок открытия нового знаний) приобретения обучающимися социальных знаний, выстроенных в ТДМ, на которых обучающиеся получают первичные социальные знания, графически может быть изображена с помощью схемы (рис. 1).

Технология деятельностного метода «Школа 2000…».

Эта схема является опорным сигналом, который в адаптированном виде представляет общую методологически обоснованную структуру учебной деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов).

Структура занятий, на которых организуется процесс самовоспитания, включает те же самые деятельностные шаги, которые были описаны выше (рис. 1). Однако затруднения, которые организует учитель, связаны с необходимостью построения ценностных норм поведения и деятельности, которые в концентрированном, сжатом виде содержат в себе культурные достижения человечества.

Использование в практической деятельности педагога занятийприобретения социальных знанийв соответствии с требованиями ТДМ

  • создают условия для формирования положительной мотивации к приобретению социальных знаний;

  • закрепляют исходные социальные знания;

  • активизируют собственные усилия обучающихся по приобретению социальных знаний;

  • обеспечивают формирование коммуникативных навыков (обязательная работа в группах на 4–5 этапах занятия и парах на 6 этапе);

  • создают условия для включения обучающегося в формирование ценностных норм поведения и ее критериальной основы (6 этап);

  • получение опыта самостоятельного общественного действия (при педагогическом сопровождении);

  • создают условия рефлексивной самоорганизации (цель – выбор способа действия – действие – результат – анализ результата) для управляемого взрослым процесса самовоспитания.

Исходя из целеполагания (в соответствии с уроками разноцелевой направленности), занятия, на которых организуется процесс самовоспитания (мероприятия) по духовно-нравственному развитию распределены в четыре группы: открытия нового знания; рефлексии, обобщения и систематизации знаний, развивающего контроля.

  1. Занятиеприобретения социальных знаний.

Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к самостоятельному построению первичных социальных знаний (правила, алгоритмы поведения, действия и т.д.) на основе метода рефлексивной самоорганизации.

Образовательная цель: расширение понятийной базы социальных знаний обучающихся.

  1. Занятие рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей

  • к получению обучающимся опыта самостоятельного общественного действия;

  • самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок при получении опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом, на основе рефлексии коррекционно-контрольного типа.

Образовательная цель: коррекция и тренинг понятий, алгоритмов и т.д.

  1. Урок обобщения и систематизации знаний.

Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей

  • к получению обучающимся опыта самостоятельного общественного действия;

  • обобщению, структурированию и систематизации социальных знаний.

Образовательная цель: обобщению и систематизация социальных знаний.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования (2)

    Программа
    ... к результатам освоения основнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования», установленных Стандартом, определяются общие задачи духовно-нравственногоразвития и воспитанияобучающихсянаступениначальногообщегообразования. В области ...
  2. Основная образовательная программа (114)

    Основная образовательная программа
    ... основнойобразовательнойпрограммы. 1. Программадуховно-нравственногоразвития и воспитанияобучающихсянаступениначальногообщегообразования Нормативно-правовой и методологической основой программыдуховно-нравственногоразвития и воспитания ...
  3. Основная образовательная программа моу гимназия №2

    Основная образовательная программа
    ... основнойобразовательнойпрограммы. 1. Программадуховно-нравственногоразвития и воспитанияобучающихсянаступениначальногообщегообразования Нормативно-правовой и методологической основой программыдуховно-нравственногоразвития и воспитания ...
  4. Основная образовательная программа начального общего образования муниципального автономного

    Основная образовательная программа
    ... роли педагогического коллектива образовательного учреждения. При разработке и осуществлении программыдуховно-нравственногоразвития и воспитанияобучающихсянаступениначальногообщегообразованияобразовательное учреждение может взаимодействовать ...
  5. Основная образовательная программа республики мордовия на 2011-2015 уч год (начальное общее образование)

    Основная образовательная программа
    ... роли педагогического коллектива образовательного учреждения. При разработке и осуществлении программыдуховно-нравственногоразвития и воспитанияобучающихсянаступениначальногообщегообразованияобразовательное учреждение может взаимодействовать ...
  6. Основная образовательная программа начального общего образования моу селезянской сош

    Основная образовательная программа
    ... и объединений с обучающимися в рамках отдельных программ, согласованных с программойдуховно-нравственно­горазвития и воспитанияобучающихсянаступениначально­гообщегообразования и одобренных педагогическим советом образовательного учреждения ...

Другие похожие документы..