textarchive.ru

Главная > Основная образовательная программа


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ И ЯЗЫКОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Утверждаю

Ректор

_________ Е.А. Ваганов

«___»___________2011 г.

_________________

номер внутривузовской регистрации

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

035700.68 – ЛИНГВИСТИКА

код и название направления магистерской подготовки

035700.68.01 Лингвистика и межкультурная коммуникация

код и название магистерской программы

Квалификация (степень) выпускника: «Магистр»

Форма обучения – очная

Нормативный срок освоения программы – 2 года

Красноярск 2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Общие положения

3

    1. Назначение и состав основной образовательной программы магистратуры

3

    1. Использованные нормативные документы для разработки магистерской программы

3

    1. Общая характеристика магистерской программы

4

    1. Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения магистерской программы

5

  1. Характеристика профессиональной деятельности выпускника магистерской программы

7

    1. Область профессиональной деятельности выпускника

7

    1. Объекты профессиональной деятельности выпускника

7

    1. Виды профессиональной деятельности выпускника

7

    1. Задачи профессиональной деятельности выпускника

7

  1. Компетенции выпускника ООП магистратуры, формируемые в результате освоения магистерской программы

8

  1. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации магистерской программы

12

    1. Календарный учебный график

13

    1. Структура ООП и учебный план

13

    1. Матрица соответствия компетенций и составных частей ООП

14

    1. Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)

14

    1. Программы практик и организация НИР обучающихся

14

  1. Ресурсное обеспечение магистерской программы

21

  1. Характеристики среды Университета, обеспечивающие развитие общекультурных (социально-личностных) компетенций выпускников

24

  1. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися магистерской программы

26

    1. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

26

    1. Итоговая государственная аттестация выпускников магистерской программы

26

  1. Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся

28

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Структура ООП (с необходимыми для изучения дисциплин и формируемыми дисциплинами компетенциями)

31

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Матрица соответствия компетенций и составных частей ООП(в том числе отдельное приложение в Excel)

36

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    1. Назначение и состав основной образовательной программы магистратуры 035700.68.01 – Лингвистика и межкультурная коммуникация

Основная образовательная программа по направлению 035700.68 Лингвистика представляет собой систему документов, разработанную на основе федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки высшего профессионального образования (ФГОС ВПО 035700.68 Лингвистика), а также с учетом рекомендованной примерной основной образовательной программы.

Основная образовательная программа (ООП) регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных дисциплин и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. № 18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов» Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» (далее по тексту – Университет) должен реализовывать инновационные образовательные программы ВПО, интегрированные в мировое образовательное пространство.

Настоящая ООП разработана на основе ФГОС ВПО и требований, самостоятельно устанавливаемых Университетом, а также с учетом международных критериев аккредитации ООП.

    1. Использованные нормативные документы для разработки магистерской программы 035700.68.01 Лингвистика и межкультурная коммуникация.

    2. Нормативную правовую базу разработки данной магистерской программы составляют:

Федеральные законы Российской Федерации:

«Об образовании» (от 10 июля 1992 г. №3266-1)

«О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ);

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» (от 01.12.2007 № 309);

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)» (от 24 октября 2007 г. № 232-ФЗ);

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов» (от 10 февраля 2009 г. № 18-ФЗ);

Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. №71;

Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 035700.68 Лингвистика высшего профессионального образования (магистратура), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2010 г. № 540;

Нормативно-методические документы МОН России;

Устав Университета.

1.3 Общая характеристика магистерской программы 035700.68.01 Лингвистика и межкультурная коммуникация.

1.3.1 Цели магистерской программы:

  • подготовка современных специалистов, обладающих широким общенаучным кругозором, глубокими знаниями в области лингвистики и межкультурной коммуникации, высокопрофессиональным владением несколькими иностранными языками и способных быстро адаптироваться к запросам динамично развивающегося рынка труда края, региона, России;

  • формирование общепрофессиональных и специальных компетенций выпускников, позволяющих им успешное продолжение обучения в аспирантурах по профилю получаемого образования;

  • формирование креативной, разносторонней, инициативной личности, в сферу жизненных интересов которой входит участие в социально-культурном развитии общества в целом, и в становлении Сибирского федерального университета как инновационного научно-образовательного Центра в частности;

  • воспитание толерантного выпускника, способного вести конструктивный, профессиональный диалог в ситуациях межэтнических, межконфессиональных, международных контекстов взаимодействия.

1.3.2 Срок освоения магистерской программы – 2 года по очной форме обучения.

1.3.3 Трудоемкость магистерской программы120 зачетных единиц.

1.4 Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения магистерской программы 035700.68.01 Лингвистика и межкультурная коммуникация.

Лица, имеющие диплом бакалавра и желающие освоить данную магистерскую программу, зачисляются в магистратуру по результатам вступительных испытаний, ежегодно утверждаемых Ученым советом Университета с целью установления у поступающего наличия компетенций, необходимых для освоения данной магистерской программы.

Перечень вступительных испытаний:

- экзамен по теории языка;

- собеседование на русском и английском языках с целью установления у поступающего наличия следующих компетенций (коды компетенции соответствуют ФГОС ВПО по направлению подготовки 035700 – Лингвистика (бакалавр):

  • способность ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и учитывает ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме (ОК-1);

  • умение руководствоваться принципами культурного релятивизма и этическими нормами, предполагающими отказ от этноцентризма и уважение своеобразия иноязычной культуры и ценностных ориентаций иноязычного социума (ОК-2);

  • обладание навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов (ОК-3);

  • готовность к работе в коллективе, социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, проявлением уважения к людям, готовностью нести ответственность за поддержание доверительных партнерских отношений (ОК-4);

  • осознание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовностью принять нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, обществу и культурному наследию (ОК-5);

  • владение наследием отечественной научной мысли, направленной на решение общегуманитарных и общечеловеческих задач (ОК-6);

  • владение культурой мышления, способностью к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеет культурой устной и письменной речи (ОК-7);

  • умение применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для своего интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования (ОК-8);

  • владение системой лингвистических знаний, включающей в себя знание основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлений и закономерностей функционирования изучаемого иностранного языка, его функциональных разновидностей (ПК-1);

  • представление об этических и нравственных нормах поведения, принятых в инокультурном социуме, о моделях социальных ситуаций, типичных сценариях взаимодействия (ПК-2);

  • владение основными дискурсивными способами реализации коммуникативных целей высказывания применительно к особенностям текущего коммуникативного контекста (время, место, цели и условия взаимодействия) (ПК-3);

  • владение основными способами выражения семантической, коммуникативной и структурной преемственности между частями высказывания - композиционными элементами текста (введение, основная часть, заключение), сверхфразовыми единствами, предложениями (ПК-4);

  • умение свободно выражать свои мысли, адекватно используя разнообразные языковые средства с целью выделения релевантной информации (ПК-5);

  • владение основными особенностями официального, нейтрального и неофициального регистров общения (ПК-6);

  • готовность преодолевать влияние стереотипов и осуществлять межкультурный диалог в общей и профессиональной сферах общения (ПК-7);

  • умение использовать этикетные формулы в устной и письменной коммуникации (приветствие, прощание, поздравление, извинение, просьба) (ПК-8);

  • обладание необходимыми интеракциональными и контекстными знаниями, позволяющими преодолевать влияние стереотипов и адаптироваться к изменяющимся условиям при контакте с представителями различных культур (ПК-18);

  • умение моделировать возможные ситуации общения между представителями различных культур и социумов (ПК-19);

  • умение работать с электронными словарями и другими электронными ресурсами для решения лингвистических задач (ПК-28);

  • обладание способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ПК-27);

  • умение использовать понятийный аппарат философии, теоретической и прикладной лингвистики, переводоведения, лингводидактики и теории межкультурной коммуникации для решения профессиональных задач (ПК-36);

  • умение структурировать и интегрировать знания из различных областей профессиональной деятельности и обладает способностью их творческого использования и развития в ходе решения профессиональных задач (ПК-37);

  • умение видеть междисциплинарные связи изучаемых дисциплин и понимает их значение для будущей профессиональной деятельности (ПК-38);

  • владение основами современной информационной и библиографической культуры (ПК-39);

  • умение выдвинуть гипотезы и последовательно развивать аргументацию в их защиту (ПК-40);

  • владение стандартными методиками поиска, анализа и обработки материала исследования (ПК-41);

  • обладание способностью оценить качество исследования в данной предметной области, соотнести новую информацию с уже имеющейся, логично и последовательно представить результаты собственного исследования (ПК-42);

  • способность ориентироваться на рынке труда и занятости в части, касающейся своей профессиональной деятельности (обладает системой навыков экзистенциальной компетенции - изучение рынка труда, составление резюме, проведение собеседования и переговоров с потенциальным работодателем) (ПК-43);

  • владение навыками организации групповой и коллективной деятельности для достижения общих целей трудового коллектива (ПК-44).

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКА МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ 035700.68.01 ЛИНГВИСТИКА И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

2.1 Область профессиональной деятельности выпускника:

  • лингвистическое образование,

  • межъязыковое общение,

  • межкультурная коммуникация.

2.2 Объекты профессиональной деятельности выпускника:

  • теория изучаемых иностранных языков;

  • иностранные языки и культуры стран изучаемых языков;

  • теория межкультурной коммуникации;

  • теоретическая лингвистика.

2.3 Виды профессиональной деятельности выпускника.

  • профессионально-практическая;

  • научно-исследовательская;

  • организационно-управленческая.

2.4 Задачи профессиональной деятельности выпускника.

Магистр по направлению подготовки 035700 Лингвистика должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры 035700.68 Лингвистика и межкультурная коммуникация и видами профессиональной деятельности:

профессионально-практическая:

  • обеспечение межкультурного общения в различных профессиональных сферах;

  • выполнение функций посредника в сфере межкультурной коммуникации;

  • использование видов, приемов и технологий перевода с учетом характера переводимого текста и условий перевода для достижения максимального коммуникативного эффекта;

  • обработка русскоязычных и иноязычных текстов в производственно-практических целях;

  • экспертный лингвистический анализ звучащей речи и письменных текстов на любом языке в производственно-практических целях.

научно-исследовательская деятельность:

  • изучение проблем межкультурной коммуникации, влияющих на эффективность межкультурных и межъязыковых контактов;

  • проведение эмпирических исследований проблемных ситуаций и диссонансов в сфере межкультурной коммуникации;

  • апробация (экспертиза) программных продуктов лингвистического профиля;

  • системно-структурное исследование языков мира на базе информационно-коммуникационных технологий;

организационно-управленческая деятельность:

  • планирование деятельности и руководство коллективами, решающими образовательные и лингвистические задачи;

  • организация деловых переговоров, конференций, симпозиумов, семинаров с использованием нескольких рабочих языков;

  • применение тактик разрешения конфликтных ситуаций в сфере межкультурной коммуникации;

  • организация процессов по формализации лингвистического материала в соответствии с поставленными задачами.

  1. КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ 035700.68.01 ЛИНГВИСТИКА И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ.

В результате освоения данной магистерской программы выпускник должен обладать следующими компетенциями:

общекультурные компетенции (ОК):

выпускник магистерской программы 035700.68.01 Лингвистика и межкультурная коммуникация

  • ориентируется в системе общечеловеческих ценностей и учитывает ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме (ОК-1);

  • руководствуется принципами культурного релятивизма и этическими нормами, предполагающими отказ от этноцентризма и уважение своеобразия иноязычной культуры и ценностных ориентаций иноязычного социума (ОК-2);

  • обладает навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов (ОК-3);

  • готовностью к работе в коллективе, социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, проявлением уважения к людям, готовностью нести ответственность за поддержание доверительных партнёрских отношений (ОК-4);

  • осознанием значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовностью принять нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, обществу и культурному наследию (ОК-5);

  • владеет наследием отечественной научной мысли, направленной на решение общегуманитарных и общечеловеческих задач (ОК-6);

  • владеет культурой мышления, способен к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеет культурой устной и письменной речи (ОК-7);

  • умеет применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для своего интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования (ОК-8);

  • способностью занимать гражданскую позицию в социально-личностных конфликтных ситуациях (ОК-9);

  • знает свои права и обязанности как гражданина своей страны; умеет использовать действующее законодательство в своей деятельности; демонстрирует готовность и стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-10);

  • стремлением к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; может критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства саморазвития (ОК-11);

  • понимает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа вступительного экзамена магистерская программа 035700 68 01 лингвистика

    Программа
    ... государственное автономное образовательное учреждение ... магистерскую программу035700.68.01 – Лингвистика и межкультурная коммуникация (направление 035700.68Лингвистика) ... в семиотике. Основные направления в семиотике. Основные свойства знаков. ...
  2. ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА подготовки магистра ПО НАПРАВЛЕНИЮ

    Основная образовательная программа
    ... науки. – 2009. - №.2. – С.59-68 0,7 74. Диссертации / Обзор диссертаций январь ... направлению 035700Лингвистика. Основнаяобразовательнаяпрограмма подготовки магистра состоит из основнойобразовательнойпрограммы подготовки бакалавра и программы ...
  3. ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА подготовки магистра ПО НАПРАВЛЕНИЮ

    Основная образовательная программа
    ... науки. – 2009. - №.2. – С.59-68 0,7 74. Диссертации / Обзор диссертаций январь ... направлению 035700Лингвистика. Основнаяобразовательнаяпрограмма подготовки магистра состоит из основнойобразовательнойпрограммы подготовки бакалавра и программы ...
  4. 035700 68 01 лингвистика и межкультурная коммуникация аннотации рабочих программ дисциплин история и методология науки

    Документ
    ... 035700.68.01 Лингвистика и межкультурная коммуникация АННОТАЦИИ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ... молодости; средства образовательного проектирования преподавания отдельной ... лингвистики; изучение корпусной лингвистикой как основного направления компьютерной лингвистики ...
  5. Основная образовательная программа (87)

    Основная образовательная программа
    ... _________ 20 г. Основнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования направление подготовки 035700ЛИНГВИСТИКА профиль подготовки «Теория ... -м КРО 1го ин. яз. 17 4 68 * 2. Пр-м КРО 2го ин. яз ...

Другие похожие документы..