textarchive.ru

Главная > Комплексный план


КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН

ОРГАНИЗАЦИИ

УЧЕБНО-НАУЧНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В КЕМЕРОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

В 2003- 2004 УЧЕБНОМ ГОДУ

Кемерово

2003

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

КЕМЕРОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

В 2003 - 2004 УЧЕБНОМ ГОДУ

Главной целью научной, образовательной и инновационной политики системы университетского образования является обеспечение подготовки специалистов, научных и научно-педагогических кадров на уровне мировых квалификационных требований, эффективное использование его научного, образовательного и инновационного потенциала для развития экономики и решения социальных задач региона и страны.

Для достижения поставленной цели, для увеличения вклада высшей профессиональной школы в развитие научно-технического и социально-экономического потенциала Кузбасса, обеспечения более высокого качества подготовки специалистов в соответствии с потребностями рынка труда в масштабах региона на 2003-2004 учебный год в качестве основных направлений деятельности вуза определяются:

  • подготовка к проведению (май – июнь 2004 г.) комплексной аттестации вуза;

  • создание и введение в действие внутривузовской системы обеспечения качества работы вуза, в том числе – качества подготовки специалистов на основе необходимого качественного обновления университетского образования в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов высшего образования к уровню подготовки специалистов;

  • развитие научно-педагогического потенциала вуза, его научных школ, совершенствование системы стимулирования деятельности научно-педагогических кадров путем введения системы рейтинговой оценки деятельности преподавателей, кафедр и факультетов КемГУ и усиление требований при прохождении конкурсного отбора преподавателями, зав. кафедрами и деканами;

  • реализация Перспективной программы развития университета на 2002-2010 гг. путем создания благоприятных условий для динамичного развития университета на основе повышения эффективности использования имеющихся ресурсов и привлечения в сферу образования дополнительных средств из различных источников, достижение показателей деятельности вуза, соответствующих требованиям федерального университета;

  • приоритетное развитие научных исследований в области фундаментальных наук, в том числе направленных на совершенствование системы образования всех уровней, совершенствование научно-методического обеспечения учебного процесса, широкое использование новых образовательных и информационных технологий, улучшение качества подготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров, усиления уровня научной продукции и системы стимулирования итогов НИР – издание монографий, публикации в центральной печати и др.;

  • формирование и реализация программы «Кадры» как программы высокого уровня приоритетности в целях ускорения наращивания научно-педагогического потенциала (рост числа докторов и кандидатов наук) и усиления ответственности руководителей подразделений и научных руководителей за эффективность работы системы аспирантуры и докторантуры;

  • поддержка сформировавшихся научных школ, усиление деятельности по становлению перспективных научных коллективов, ведущих исследования в приоритетных научных направлениях, в интересах развития экономики, технологий, образования и культуры региона;

  • в целях развития системы непрерывного профессионального образования и продолжение интеграции потенциала профессионального образования в области обеспечить включение в структуру университетского комплекса или создание в системе вуз – филиал учреждений среднего и начального профессионального образования на основе сложившихся условий в территориях области;

  • продолжить работу по определению статуса университетского комплекса и образовательного округа в целях создания единого образовательного пространства и обеспечение реализации приоритетных в образовании направлений деятельности, решение социально-экономических проблем, обеспечивающих наиболее эффективное развитие системы образования;

  • становление системы многоуровневого образования, развития вариативности образовательных программ и образовательных учреждений в составе университета, реализация программы педагогических инноваций, прежде всего на основе перехода к новым современным технологиям обучения;

  • реализация программы по модернизации учебного и научного оборудования, укреплению материальной базы подразделений университета; обеспечение развития программы информатизации КемГУ и регионального ресурсного центра в целях эффективного применения новых информационных технологий в образовательной и научной деятельности вуза;

  • наращивание книгообеспеченности студентов за счет: приобретения литературы с грифом Министерства образования РФ и УМО по специальностям, издания учебно-научно-методических материалов для студентов прежде всего по дисциплинам, имеющим недостаточную обеспеченность литературой; обеспечения подготовки, отбора и представления рукописей авторов университета в Министерство образования РФ, УМО и НМС для получения рекомендаций к изданию их с грифом; разработки и издания с грифом УМО учебно-методических комплексов (УМК) на электронных носителях;

  • обеспечение интеграции учебного процесса и фундаментальных научных исследований, совместной работы университета и КемНЦ СО РАН, содействие созданию на базе филиала института ХТТ и НИИ по проблемам химии и материаловедения, работ по организации и проведению фундаментальных, прикладных научно-технических и опытно-конструкторских работ, создание новых и расширение действующих малых наукоемких производств;

  • усиление участия работников КемГУ в конкурсах отечественных и зарубежных программ и фондов (ФПРО, НФПК, региональных и международных); активизация работы ученых университета по выполнению хоздоговорных НИР с организациями и предприятиями региона и страны;

  • совершенствование управления вузом, рост организующей роли деканатов и ректората, усиление роли Ученых советов факультетов, расширение прав структурных подразделений, обеспечение прав профессорско-преподавательского состава, определяемых контрактной системой; содействие деятельности общественных организаций и неполитических объединений работников и студентов университета;

  • организация системы содействия адресного трудоустройства студентов и выпускников путем активизации деятельности Центра трудоустройства и маркетинга с целью развития системы маркетинга образовательных услуг и мониторинга рынка труда молодых специалистов в Кузбассе;

  • продолжение работы по координации деятельности структурных подразделений, оптимизации их функционирования и реорганизации управления в целях обеспечения качества и достижения конкретных результатов;

  • углубление демократизации жизни университета, обеспечение прав работников и студентов КемГУ через реализацию положений Устава КемГУ (новая редакция) и коллективного договора КемГУ и других внутренних локальных актов;

  • дальнейшее развитие и совершенствование социологического центра и психологической службы университета с целью содействия повышению эффективности учебной, научной и воспитательной деятельности в коллективе университета путем изучения социальных и социально-психологических процессов в вузе;

  • содействие деятельности профсоюзов и других общественных неполитических объединений работников и студентов, комиссии по трудовым спорам и т.п.;

  • дальнейшее развитие студенческого самоуправления в целях постановки воспитательной работы в вузе и реализации программы нравственно-эстетического воспитания студенческой молодежи; активное участие в городской и областной молодежных программах;

  • продолжение работы по развертыванию системы контактов и договоров о сотрудничестве КемГУ с зарубежными учебными и научными учреждениями;

  • реализация, сохранение и развитие социальных программ университета, направленных на улучшение социально-экономических условий жизни и деятельности студентов и работников вуза; обеспечение реализации региональной программы «Образование и здоровье», развитие программы «Здоровье» для работников и студентов КемГУ.

  1. МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ

ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ

1. В области формирования системы научных знаний о человеке

и обществе, воспитания социальной активности

студентов и работников университета

1.1. Обеспечение выполнения основных направлений гуманитарной подготовки студентов на основе государственных образовательных стандартов.

При этом основная образовательная программа и программы учебных дисциплин вуза должны быть направлены на обеспечение профессиональной подготовки выпускника и воспитания в нем гражданской ответственности, стремления к постоянному профессиональному росту и других профессионально значимых личностных качеств (правовое самосознание, инициативность, самостоятельность, способность к успешной социализации в обществе, профессиональная мобильность и т. п.), что достигается как включением в программы соответствующих курсов (разделов дисциплин), так и организацией внеаудиторной работы (НИРС, конференции, кружки, встречи с ведущими специалистами и т. д.).

1.2. Обеспечение широкого участия работников и студентов в решении важнейших вопросов жизни вуза путем:

  • включения представителей профкомов сотрудников и студентов, студенческого совета в организационные структуры управления вузом и в комиссии по разработке документов, регулирующих жизнь вуза;

  • принятия этих документов на конференциях работников и студентов;

  • информирование (через средства массовой информации, встречи в коллективах) общественности о деятельности администрации и общественных организаций вуза.

1.3. Внедрение основных направлений нравственно-эстетического воспитания и гуманитарной подготовки в ходе учебного процесса и внеаудиторной деятельности студентов.

1.4. Принятие нового коллективного договора.

2. В области повышения качества подготовки специалистов

Обеспечить целенаправленную работу всех подразделений университета по созданию внутривузовской системы обеспечения качества подготовки специалистов, реализация которой направлена на повышение качества и эффективности подготовки специалистов.

2.1. Ректорату, советам университета и факультетов, учебно-методическому управлению, деканатам и кафедрам обеспечить применение на практике прав, предоставляемых научно-педагогическим коллективам с целью повышения эффективности организации воспитательно-образовательного процесса и качества подготовки специалистов, в том числе совершенствование системы стимулирования деятельности научно-педагогических кадров путем введения рейтинговой оценки деятельности преподавателей, кафедр и факультетов университета.

2.2. Ректорату обеспечить эффективное участие факультетов и кафедр в реализации стандартов высшего профессионального образования в учебной деятельности университета, направив деятельность коллектива университета на повышение качества подготовки специалистов путем глубокого анализа содержания основных образовательных программ направлений и специальностей университета и их формирование. XXV-ю научно-практическую конференцию преподавателей университета провести по теме: «Проблемы обеспечения качества университетского образования».

2.3. Продолжить разработку и внедрение оптимальных методов организации учебного процесса и реализацию программы педагогических инновационных мероприятий, направленных на развитие и применение новых образовательных технологий, ориентированных на активизацию роли студентов в образовательном процессе, прежде всего путем организации самостоятельной работы студентов под контролем преподавателя.

2.4. Продолжить работу по повышению качества преподавания по всем формам обучения, что предусматривает:

  • реализацию факультетами образовательных стандартов и формирование на их основе основных образовательных программ, прежде всего направленных на постоянное обновление содержания учебного материала;

  • инновационную деятельность по созданию (в т. ч. на электронных носителях) материалов для аудиторных занятий со студентами с целью внедрения активных методов обучения, устойчивое функционирование системы разработки учебно-методических материалов обеспечения учебного процесса на всех формах образования;

  • внедрение новых современных технологий обучения, в том числе на базе развития дистанционных методов преподавания и контроля знаний;

  • продолжение методического и кадрового обеспечения открытого дистанционного образования (ОДО);

  • помощь молодым преподавателям;

  • совершенствование форм контроля и анализ проводимых занятий;

  • анализ методической работы кафедр.

2.5. Обеспечить реализацию программы информатизации университета:

  • продолжить переподготовку преподавателей и сотрудников;

  • продолжить подключение университетских структур к сети Интернет;

  • продолжить разработку интегрированной системы информатизации управления университетом на основе Oracle - технологий;

  • продолжить развитие областной сети передачи данных с расширением в ней информационного сервиса;

  • обеспечить реализацию инновационной программы по внедрению НИТ в процесс обучения;

  • продолжить работы по участию в проекте “Открытый университет Западной Сибири”, обеспечить развитие единой региональной информационно-образовательной среды (ИОС), организацию деятельности регионального ресурсного центра;

  • продолжить работы по развитию в КемГУ высокопроизводительных вычислений;

  • разработать положение об управлении и информатизации КемГУ.

2.6. Использовать все формы библиотечной работы для обеспечения повышения качества подготовки специалистов в целях увеличения вклада высшей школы в развитие научно-технического и социально-экономического потенциала Кузбасса и региона:

  1. Продолжить совместную работу ректората, кафедр, библиотеки по формированию фонда в соответствии с учебными планами университета для обеспечения учебного и научного процессов в вузе, для чего к 2004 году пополнить фонд на 60-65 тыс. экз., исходя из “Положения” о классическом университете, по которому библиотека обязана иметь фонд не менее 1 млн. экз. и книгообеспеченность из расчета 0,5 экз. на каждого обучающегося;

  2. Расширить ассортимент библиотечных услуг, повышать их качество на основе технического оснащения библиотеки, компьютеризации информационных процессов.

  3. Модернизировать АБИС:

  • приступить к эксплуатации автоматизированной информационно-библиотечной системы «ИРБИС»;

  • приобрести автоматизированную систему «Книгообеспеченность учебного процесса»;

  • регулярно пополнять парк компьютерной и периферийной техники;

  • организовать в библиотеке терминальный зал для поиска информации в электронном каталоге библиотеки;

  • расширить локальную библиотечную сеть.

  1. Продолжить работу по оказанию методической и практической помощи библиотекам филиалов университета.

  1. Дальнейшее совершенствование комплексной программы профессиональной ориентации на различных этапах (довузовском, вузовском, послевузовском).

  1. Продолжить развитие Кузбасского университетского Регионального комплекса непрерывного образования (КУРКНО) и университетского образовательного округа через:

  • развитие центров непрерывного довузовского образования в филиалах КемГУ городов Анжеро-Судженска, Белово, Новокузнецка, Прокопьевска, Улан-Батора (Монголия);

  • расширение форм взаимодействия со школами области, работающими в инновационном режиме;

  • оформление правовой основы взаимодействия КемГУ с образовательными учреждениями КУРКНО;

  • научно-учебно-методическое обеспечение воспитательно-образователь-ного процесса в учебных заведениях КУРКНО;

  • обеспечение эффективного взаимодействия факультетов и кафедр с учебными заведениями КУРКНО в реализации программы профессиональной ориентации на довузовском, вузовском и послевузовском этапах;

  • улучшить планирование и формирование контингента аспирантов, докторов и соискателей, повышение их академической мобильности;

  • провести комплекс мероприятий по подготовке к открытию новых специальностей подготовки специалистов в филиалах;

  • продолжить работу по формированию структуры ОСП в соответствии с нормами и традициями высшей школы (открытие новых факультетов, специальных кабинетов и лабораторий);

  • изучить возможность открытия в г. Междуреченске представительства КемГУ;

  • активизировать работу координационных научно-методических советов (КНМС) ОСП по направлению работы.

2.8. Продолжить совершенствование деятельности филиалов по организации учебного процесса, материально-технического и кадрового обеспечения (по особому плану работы филиалов):

  1. Обеспечить целенаправленную работу всех филиалов по повышению качества и эффективности подготовки специалистов:

  • продолжить работу по усилению научно-педагогического потенциала филиалов. Активизировать работу по подготовке и защите кандидатских и докторских диссертаций. В 2003-2004 учебном году вывести на защиту: АСФ - 7, БИФ - 2, НФИ – 10, ПФ-3;

  • улучшить планирование и формирование контингента аспирантов, докторов и соискателей, повышение их академической мобильности;

  • активизировать работу по разработке и изданию учебно-методических материалов для студентов ДО и ОЗО;

  • расширять сотрудничество в научно-исследовательской работе преподавателей и студентов;

  • продолжить работу координационных научно-методических советов (КНМС) ОСП.

      1. Продолжить работу по формированию структуры АСП в соответствии с нормами и традициями высшей школы:

  • ПФ: открытие кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин;

  • изучить возможность присоединения колледжей, техникумов к ОСП КемГУ.

      1. Развитие системы непрерывного довузовского образования, совершенствование взаимодействия филиалов КемГУ с базовыми образовательными учреждениями.

      2. В области планирования повышения квалификации и переподготовки кадров:

  • продолжить практику проведения стажировок ППС филиалов. Направить на стажировку АСФ – 5 человек, ПФ-2 человека;

  • приглашать ведущих специалистов университета в филиалы для чтения лекций в обучении основным научным направлениям работы головного вуза.

      1. Внедрение основных направлений нравственно-эстетического воспитания и гуманитарной подготовки в ходе учебного процесса и внеаудиторной деятельности студентов по индивидуальным планам филиалов.

      2. Разработка и реализация новых форм организации самостоятельной работы студентов.

      3. Выполнение комплекса мероприятий по развитию учебно-материальной базы филиалов, прежде всего, увеличения учебных площадей и роста библиотечного фонда.

  1. Организация целевого государственного заказа на подготовку специалистов и развитие целевых форм подготовки специалистов путем отработки эффективных механизмов конкурсного отбора и ответственности обучаемых; продолжить работу по дифференцированной подготовке специалистов в соответствии с заказами потребителей, заключению договоров на подготовку специалистов, расширению системы дополнительного образования.

  1. Продолжение работы по повышению качества преподавания на ОЗО на основе обеспечения учебно-методической литературой студентов-заочников. Продолжить создание учебно-методических комплексов для студентов-заочников, получающих 2-е высшее образование на принципах дистанционного обучения на юридическом и экономическом факультетах.

  2. Продолжение работы по внедрению новых современных технологий обучения на ОЗО (развитие дистанционных методов преподавания и контроля знаний) в общих потоках.

3. В области планирования подготовки специалистов, развития целевых форм подготовки специалистов, системы повышения квалификации

и переподготовки кадров и внебюджетной деятельности

3.1. Обеспечить прием на 1 курс 2261 студента, в т. ч. 1521 по дневной форме обучения на бюджетной основе.

3.2. Обеспечить выпуск 3750 специалистов, в т. ч. с отрывом от производства не менее 1660 человек.

3.3. Обеспечить участие факультетов, ведущих подготовку преподавательских кадров, в реализации программы развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001-2010 годы.

3.4. Продолжить работу кафедр и факультетов по совершенствованию профессиональной подготовки учительских кадров в университете с учетом потребностей региона. Завершить разработку программы целевой подготовки учителей. Завершить работу по организации в университете на базе экономического и биологического факультетов подготовки учителя географии, обеспечить лицензирование специальности «География».

3.5. Продолжить совершенствование работы отдела практик в содержательном и организационном плане, в т.ч. по выработке рекомендаций по улучшению качества и соответствия содержания практики требованиям рынка, формирование мероприятий по заключению договоров.

3.6. Совершенствовать методику расчета платных образовательных и дополнительных услуг. Продолжить работу по внедрению Положения о средствах, получаемых в счет платного обучения в форме оказания услуг, поставки материалов и оборудования.

Совершенствовать автоматизированные системы по учету и контролю средств, поступивших за платную подготовку студентов.

3.7. Продолжить работу по увеличению на ДО и ОЗО количества студентов, обучающихся на платной основе, продолжить работу института дистанционного образования по специальностям юридического и экономического (маркетинг, финансы и кредит, менеджмент) направлений.

3.8. Совершенствование структуры межотраслевого регионального Центра повышения квалификации и переподготовки кадров университета как одного из звеньев государственной системы повышения квалификации и переподготовки специалистов различных отраслей экономики, образования, социальной сферы региона, развития дополнительного образования.

4. В области научно-исследовательской работы

  1. Развивать основные научные направления КемГУ за счет финансирования из традиционных и новых источников:

  • Минобразования: задание Минобразования, гранты, научные, научно-методические и научно-технические программы, ФЦП “Интеграция” и др.;

  • Минпромнауки: ФЦП "Интеграция", гранты РФФИ и РГНФ, конкурсный фонд поддержки ведущих научных школ и др.;

  • Администрации Кемеровской области: региональная целевая программа «Региональный заказ на научные исследования», софинансирование по программам Минобразования, Минпромнауки, Минэкономики и др., и ФЦП “Интеграция”, хозяйственные договоры с отдельными департаментами;

  • Минобороны России;

  • Региональная целевая программа «Экология и природные ресурсы Кемеровской области»;

  • хозяйственные договоры с предприятиями, организациями и учреждениями разных форм собственности;

  • инвестиционные фонды;

  • зарубежные фонды и программы;

  • спонсоры.

  1. Продолжить разработку научного обеспечения системы взаимодействия университета с окружением путем:

  • реализации программы “Создание системы открытого образования КемГУ”;

  • участия в развертывании региональной компоненты федеральной информационно-образовательной среды в Кузбассе;

  • завершения создания университетского комплекса как центра региональной политики в области образования и науки;

  • завершения создания на базе университета научно-инновационного комплекса государственных вузов Кемеровской области.

4.3. Продолжить совместную работу с КемНЦ СО РАН путем:

  • завершения создания на базе кафедры ботаники КемГУ совместной с Ботаническим садом КемГНЦ лаборатории НИС по проблеме «Интродукция и сохранение биоразнообразия»;

  • развития взаимодействия КемГУ и Кемеровского филиала института химии твердого тела и механохимии СО РАН;

  • выделения свободных мест в своих аспирантурах для сотрудников организаций-партнеров;

  • совместного вхождения в новые программы и фонды.

4.4. Обеспечить дальнейший рост научного потенциала вуза за счет:

  • создания режима максимального благоприятствования развитию научных школ в университете, подготовке кандидатских и докторских диссертаций, в том числе за счет средств Централизованного фонда научного управления;

  • поддержки издания монографий и научных публикаций в зарубежной печати;

  • сохранения и дальнейшего развития лабораторно-экспериментальной базы и обеспечения ее средствами вычислительной техники и программного обеспечения;

  • внедрения морального и материального стимулирования на основе рейтингования кафедр по эффективности НИР;

  • организации и участия в выставках научной продукции, конференциях, семинарах и др.

  1. Расширять международное научное сотрудничество путем участия в совместных научных программах, работе международных конференций и других формах сотрудничества с зарубежными учеными.

5. В области финансовой политики

    1. Разработать Положение о бюджете КемГУ.

    2. Разработать основные положения программы формирования текущих и перспективных планов (бюджетов) развития КемГУ.

    3. Закончить основные этапы опытной эксплуатации автоматизированной системы обработки информации и управления финансовыми ресурсами и перейти на работу в сети «Кадры сотрудников и студентов ПФУ».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Организации учебно-научно-воспитательного процесса

    Комплексный план
    ... образования «КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (КемГУ) КОМПЛЕКСНЫЙПЛАНОРГАНИЗАЦИИУЧЕБНО-НАУЧНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА В ГОУ ВПО «КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ...
  2. Комплексный план организации учебно-воспитательной и научно-исследовательской работы в нфи кемгу (1)

    Комплексный план
    ... образования «Кемеровский государственный университет» КОМПЛЕКСНЫЙПЛАНорганизацииучебно-воспитательной и научно-исследовательской работы в НФИ ... фонда в соответствии с учебнымипланами для обеспечения учебного и научногопроцессов в вузе. При ...
  3. Комплексный план организации учебно-воспитательной и научно-исследовательской работы в нфи кемгу (2)

    Комплексный план
    ... университет» КОМПЛЕКСНЫЙПЛАНорганизацииучебно-воспитательной и научно-исследовательской работы ... организациявоспитательной работы среди студентов; организация кураторства как одной из форм организациивоспитательногопроцесса; организация ...
  4. Комплексный план организации учебно-воспитательной и научно-исследовательской работы в нфи кемгу

    Комплексный план
    ... Степанов Ю.А., Шиян Т.В., Ключанцева Н.В. 2. Утверждение комплексногопланаорганизацииучебно-воспитательной и научно-исследовательской работы коллектива института на ... сводный отчет за учебный год о наборе и организацииучебногопроцесса на курсах ПК ...
  5. Основная образовательная программа (76)

    Основная образовательная программа
    ... , образовательно-профессиональным программам и осуществляется в соответствии с «Комплекснымпланоморганизацииучебно-научно-воспитательногопроцесса», утверждаемым ежегодно Ученым советом ПФ ...

Другие похожие документы..