textarchive.ru

Главная > Методические рекомендации


Министерство образование РФ

Московский государственный областной университет

Факультет физической культуры

Методические рекомендации

к занятиям по курсам

«Анатомия», «Физиология»,

«Физиология физического воспитания и спорта»

«Проблемы допинга в спорте и пути их решений

»

Для студентов очной и заочной формы обучения

по специальности Физическая культура 050720.65

Автор-составитель: канд. биол. наук,

доц. каф.ТМФВ

Арешидзе Д.А.

Москва, 2010

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА

АНАТОМИЯ

Выписка из государственного образовательного стандарта

ПП.Ф.01

Анатомия.

Теоретическая, функциональная, возрастная и динамическая анатомия систем исполнения (скелета и мышц), обеспечения (пищеварительной, дыхательной, выделительной, сердечнососудистой, лимфатической), регуляции и управления (нервной, эндокринной) движений; анатомо-антропологические механизмы адаптации к различным физическим нагрузкам систем организма человека; анатомический анализ различных положений и движений спортсменов по видам спорта; анатомические основы учения о конституции и пропорциях тела человека

Цель курса. Целью преподавания дисциплины является формирование у студентов представления о единстве структуры и функции человеческого организма в процессе его жизнедеятельности, с учетом возрастных, половых особенностей и влияния условий среды, в том числе спортивной деятельности.

Задачи курса.

1. Изучение строения организма человека на различных этапах онтогенеза.

2. Создание представления об основных принципах организации всех систем человеческого организма и функциональных взаимосвязях этих систем.

3. На основе полученных знаний формирование способности студентов правильно ориентироваться в решении профессиональных задач, связанных с практикой физической культуры, спорта и адаптивной физической культуры.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника.

Анатомия человека является фундаментальной теоретической дисциплиной, которая закладывает основы медико-биологической подготовки специалистов по физической культуре, спорту и адаптивной физической культуре. Она является базой для последующего изучения физиологии, биохимии, биомеханики, общей и частной патологии, спортивной медицины, массажа, лечебной физической культуры, гигиены и других дисциплин. На основе морфологических данных спортивные дисциплины решают задачи спортивной ориентации и отбора, совершенствования спортивной техники, а также обеспечивают научную разработку тренировочного процесса.

Знание возрастной и спортивной морфологии дает возможность педагогу и тренеру правильно организовать тренировочный процесс с учетом особенностей строения организма на различных этапах онтогенеза, повысить спортивное мастерство воспитанников и предотвратить негативные сдвиги в состоянии здоровья спортсменов, а специалисту по адаптивной физической культуре – грамотно организовать работу с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, и предотвратить патологические изменения в их организме.

Требования к уровню освоения содержания курса

Студенты должны показать знания, умения и навыки в объеме изученного материала и в соответствии с квалификационными требованиями по анатомии человека к специалисту с высшим физкультурным образованием, изложенными в Государственном образовательном стандарте.

Учебная работа проводится в форме лекций, практических, семинарских занятий и самостоятельной работы студентов. На лекциях излагаются общетеоретические основы предмета с учетом современных достижений морфологических и смежных дисциплин.

На практических и семинарских занятиях происходит усвоение фактического материала, необходимого для формирования навыков самостоятельной тренерской и преподавательской работы с различными контингентами населения, с юными и взрослыми спортсменами, а также для овладения методическими приемами анатомического анализа движений тела и деятельности систем, обеспечивающих эти движения. Студенты знакомятся с методикой антропометрии и соматотипирования, изучают способы определения компонентов массы тела.

Практические занятия проводятся в специализированной учебной аудитории, обеспеченной наглядными учебными пособиями. Во внеурочное время студенты могут воспользоваться индивидуальной консультативной помощью преподавателя.

Объем дисциплины и виды учебной работы.

Вид занятий

Всего часов на отделениях факультета

Дневное

Заочное

3,5 года

обучения

5,5 лет обучения

Общая трудоемкость

136

26

26

Аудиторные занятия

68

16

16

Лекции

36

8

8

Лабораторные занятия

32

8

8

Учебная практика

-

-

­-

Самостоятельная работа

68

10

10

Итоговый контроль

Экзамен

Экзамен

Экзамен

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

Остеология и артрология.

Анатомия костной системы. Возрастные изменения костей.

Анатомия как наука. Анатомическая номенклатура Основные термины: проксимальный, дистальный, медиальный, латеральный, вентральный, дорсальный. Плоскости тела (фронтальная, сагиттальная, горизонтальная). Оси (поперечная, сагиттальная, вертикальная) и движения звеньев тела вокруг соответствующих осей (сгибание, разгибание, отведение, приведение, супинация, пронация).

Отделы и функции скелета. Химический состав костей. Возрастные изменения химического состава и механических свойств костей. Классификация костей по форме и строению. Строение трубчатой кости. Надкостница. Костномозговая полость. Красный и желтый костный мозг. Развитие костей в филогенезе и онтогенезе. Первичные и вторичные кости. Рост костей в длину и толщину. Понятие о соединениях костей. Классификация соединений (непрерывные, полупрерывные, прерывные). Виды непрерывных соединений (синостозы, синхондрозы, синдесмозы, синсаркозы), их особенности, примеры и возрастные изменения. Симфиз как пример полупрерывного соединения костей.

Суставы.

Сустав как прерывное соединение костей. Основные элементы сустава (хрящевые суставные поверхности костей, суставная капсула, суставная полость с синовиальной жидкостью). Дополнительные элементы суставов (суставные диски, мениски, хрящевые губы, связки, синовиальные складки и сумки).

Классификация суставов по форме, строению, количеству костей и осям вращения. Простые, сложные, двухкамерные и комбинированные суставы. Функциональная зависимость между формой, соотношением суставных поверхностей и амплитудой движения. Факторы ограничения подвижности в суставах. Влияние спортивной специализации на подвижность в различных суставах.

Позвоночник. Соединения позвонков.

Функции и отделы позвоночного столба. Общий план строения позвонка. Особенности строения позвонков шейного, грудного, поясничного отделов. Крестец, копчик.

Непрерывные и прерывные соединения позвонков. Межпозвоночный диск, его строение. Межпозвоночные суставы, связки позвоночника. Возрастные изменения в соединениях позвонков.

Позвоночный столб как целое. Физиологические (лордозы, кифозы) и патологические (сколиоз) изгибы позвоночника. Значение физиологических изгибов. Движения позвоночного столба, демонстрация их на натурщике.

Грудная клетка. Соединения костей грудной клетки.

Грудная клетка. Строение ребер и грудины. Виды ребер (истинные, ложные, колеблющиеся). Соединения ребер с позвоночником и грудиной.

Движения ребер при дыхании. Реберные дуги. Подгрудинный угол.

Формы грудной клетки (цилиндрическая, коническая, плоская).

Кости верхних конечностей.Соединения костей верхних конечностей

Кости пояса верхней конечности: лопатка и ключица.

Отделы свободной верхней конечности: плечо (плечевая кость), предплечье (локтевая и лучевая кости), кисть. Отделы кисти: запястье, пясть, пальцы.

Характеристика грудино-ключичного, акромиально-ключичного суставов как соединений костей пояса верхней конечности. Их суставные поверхности, форма, оси вращения, движения, укрепляющий аппарат и особенности.

Плечевой сустав как соединение пояса верхней конечности со свободной верхней конечностью. Локтевой сустав как соединение плеча с предплечьем. Проксимальный и дистальный лучелоктевые суставы как соединение костей предплечья между собой. Лучезапястный сустав как соединение предплечья с кистью. Суставы кисти – запястно-пястные, пястно-фаланговые, межфаланговые. Их суставные поверхности, форма, оси вращения, движения, укрепляющий аппарат и особенности. Различия в строении I и II-V запястно-пястных суставов у человека в связи с трудовой деятельностью. Твердая основа кисти.

Кости нижних конечностей.Соединения костей нижних конечностей.

Пояс нижней конечности – таз. Строение тазовой кости: подвздошная, седалищная, лобковая кости. Таз в целом. Большой и малый таз, его границы. Возрастные и половые особенности таза.

Отделы свободной нижней конечности: бедро (бедренная кость), голень (большая и малая берцовые кости, надколенник), стопа. Отделы стопы: предплюсна, плюсна и пальцы. Стопа как целое, её своды (продольный и поперечный). Значение сводов стопы. Активные и пассивные затяжки сводов стопы.

Непрерывные соединения костей пояса и свободной нижней конечности. Лобковый симфиз как пример полупрерывного соединения тазовых костей. Крестцово-подвздошный, тазобедренный, коленный, межберцовый и голеностопный суставы. Их суставные поверхности, форма, оси вращения, движения, укрепляющий аппарат и особенности.

Характеристика суставов стопы – таранно-пяточно-ладьевидного, подтаранного, предплюсно-плюсневых, плюснефаланговых и межфаланговых. Твердая основа стопы, ее роль в удержании сводов стопы.

Кости головы и их соединения.

Мозговой и лицевой отделы черепа. Непарные кости мозгового отдела черепа: лобная, клиновидная, затылочная, решетчатая. Парные кости мозгового отдела черепа: височная и теменная.

Парные кости лицевого отдела черепа: верхнечелюстная, скуловая, слезная, небная, носовая, нижняя носовая раковина. Непарные кости лицевого отдела черепа: нижняя челюсть, сошник, подъязычная.

Череп как целое, его крыша, наружное и внутреннее основание. Соединения костей черепа. Виды швов, их возрастные изменения. Височно-нижнечелюстной сустав. Костная основа носовой и ротовой полости. Контрфорсы, их виды и значение в спортивной практике.

Миология.

Общая и функциональная анатомия скелетных мышц.

Понятие о мышце и ее функциях. Макроскопическое строение мышцы (сухожилия, брюшко, фасция, мышечные пучки). Места начала и прикрепления мышц. Вспомогательный аппарат мышц.

Классификация скелетных мышц по форме, размерам, количеству головок, ходу мышечных волокон. Связь формы мышц с выполняемой ими функцией. Мышцы односуставные, двусуставные и многосуставные.

Антагонизм и синергизм в работе мышц при выполнении движений, используемых в практике физической культуры и спорта.

Микроскопическое строение мышцы. Двигательные единицы (большие и малые). Типы мышечных волокон (красные, белые, переходные). Структура поперечнополосатого мышечного волокна. Миофибриллы. Протофибриллы (актиновые, миозиновые). Саркомер – структурно-функциональная единица мышечного волокна. Изменения, возникающие в мышечном волокне при сокращении мышц.

Мышцы головы и шеи.

Мышцы шеи: поверхностные, связанные с подъязычной костью и глубокие. Особенности их работы при различных видах опоры. Функциональные группы мышц, производящие движения головы и шеи: сгибание, разгибание, наклоны в сторону и повороты. Морфофункциональная характеристика мышц головы. Мимические мышцы: их положение, функции и особенности прикрепления. Мышцы, производящие движения нижней челюсти (поднимание, опускание, движения вперед и назад, в стороны). Жевательные мышцы: их характеристика и особенности прикрепления.

Мышцы спины.

Движения позвоночного столба и локализация мышц, производящих данные движения. Положение, места начала и прикрепления мышц, разгибающих туловище. Поверхностные, средние и глубокие мышцы спины. Их функции при различных видах опоры.

Мышцы брюшного пресса и груди. Дыхательные мышцы.

Положение, места начала и прикрепления мышц живота. Мышцы, участвующие в формировании передней, боковых и задней стенок живота. Функции мышц брюшного пресса. Места наименьшего сопротивления брюшной стенки. Белая линия живота, пупочное кольцо, паховая связка.

Положение, места начала и прикрепления мышц груди. Функции мышц груди.Механизм дыхательных движений (вдоха и выдоха). Мышцы вдоха: основные, вспомогательные, косвенные. Диафрагма: ее части (сухожильный центр и мышечная часть), отверстия и функции. Мышцы выдоха. Типы дыхания: брюшное (диафрагмальное), грудное (реберное) и полное.

Мышцы пояса верхних конечностей и плеча.

Движения пояса верхней конечности в грудино-ключичном суставе. Функциональные группы мышц, производящих движения лопатки вверх, вниз, вперед, назад, нижним углом кнаружи и внутрь. Особенности расположения этих групп мышц относительно осей вращения в грудино-ключичном суставе.

Функциональные группы мышц, участвующих в движениях плеча в плечевом суставе: сгибатели, разгибатели, отводящие, приводящие, супинирующие и пронирующие. Места их начала и прикрепления, особенности их расположения относительно осей вращения в плечевом суставе.

Мышцы свободной верхней конечности.

Функциональные группы мышц, производящих движения в локтевом суставе: сгибатели, разгибатели, супинирующие, пронирующие предплечье. Места их начала, прикрепления и расположение относительно осей вращения в локтевом суставе. Функциональные группы мышц, производящих движения в лучезапястном суставе: сгибатели, разгибатели, отводящие и приводящие кисть. Особенности расположения этих групп мышц по отношению к осям вращения в лучезапястном суставе. Мышцы, участвующие в движениях пальцев кисти.

Мышцы таза и бедра.

Функциональные группы мышц, участвующих в движениях бедра в тазобедренном суставе: сгибатели, разгибатели, отводящие, приводящие, супинирующие и пронирующие. Места их начала и прикрепления, особенности их расположения относительно осей вращения в тазобедренном суставе. Функции данных мышц при различных видах опоры.

Мышцы голени и стопы.

Функциональные группы мышц, производящих движения в коленном суставе: сгибатели, разгибатели, супинирующие, пронирующие голень. Места их начала, прикрепления и расположение относительно осей вращения в коленном суставе. Функциональные группы мышц, производящих движения в голеностопном суставе: сгибатели и разгибатели стопы. Мышцы, двигающие стопу в таранно-пяточно-ладьевидном суставе: отводящие, приводящие, супинаторы и пронаторы. Особенности расположения этих групп мышц по отношению к осям вращения голеностопного и таранно-пяточно-ладьевидного суставов.

Морфокинезиологический анализ головы, туловища и конечностей.

Характеристика основных движений головы, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей, используемых в практике физической культуры и спорта: оси вращения в суставах, направление движений и локализация мышц, производящих данные движения. Топография скелетных мышц.

Динамическая анатомия

Общая динамическая морфология.

Определение и классификация динамической анатомии. Общий центр тяжести (ОЦТ) тела человека, его положение и методы определения. Возрастные, половые и индивидуальные особенности расположения ОЦТ.

Центр объема (ЦО) тела человека, его положение и метод определения. Площадь опоры тела. Условия сохранения равновесия. Угол устойчивости.

Различные виды опоры: верхняя, нижняя и смешанная. Специфика действия силы тяжести при положениях с верхней и нижней опорой. Устойчивое и неустойчивое равновесие.

Анатомический анализ положений тела.

Общая характеристика и классификация положений тела. Положение тела стоя, его анатомическая характеристика.

Антропометрическое, спокойное и напряженное положение. Особенности расположения вертикали ОЦТ тела относительно передней и задней границ площади опоры, а также поперечных осей вращения в основных суставах нижних конечностей в различных видах стоек.

Работа скелетных мышц при удержании антропометрического, спокойного и напряженного положений.

Анатомический анализ циклических движений.

Общая характеристика и классификация движений.

Ходьба. Цикл, периоды и фазы ходьбы. Простой, одиночный и двойной шаг. Перемещение общего центра тяжести тела в различные фазы ходьбы. Изменение положения туловища, таза и рук при ходьбе. Работа двигательного аппарата в каждую из фаз ходьбы.

Бег. Черты сходства и различия между бегом и ходьбой.

Анатомический анализ ациклических движений.

Прыжок в длину с места. Основные фазы движений при прыжке. Положение звеньев тела и работа двигательного аппарата в каждую из фаз прыжка. Перемещение ОЦТ при прыжке. Дыхание в различные фазы прыжка в длину с места.

Сальто назад как пример вращательного движения тела, его основные фазы. Положение звеньев тела и работа двигательного аппарата в каждую из фаз сальто назад. Изменение момента инерции тела человека при вращении. Траектория перемещения ОЦТ и дыхание при выполнении сальто назад.

Конституциональная морфология.

Основные компоненты конституции человека: размеры тела, его пропорции, состав массы тела. Понятие о соматотипе. Общая характеристика и классификация соматотипов. Схемы соматотипирования по М.В. Черноруцкому.

Методы антропометрии и антропоскопии в изучении конституции человека. Антропометрический инструментарий. Правила проведения антропометрического исследования.

Определение типа конституции путем измерения длины тела, длины туловища, ширины плеч и расчета индексов относительной длины туловища и относительной ширины плеч.

Состав массы тела, его компоненты и методика их определения. Определение жирового компонента массы тела путем измерения толщины кожно-жировых складок. Определение мышечного компонента массы тела путем измерения обхватов плеча, предплечья, бедра и голени. Определение костного компонента массы тела путем измерения ширины дистальных эпифизов плеча, предплечья, бедра и голени.

Анатомия систем обеспечения движений.

Анатомия органов пищеварения.

Общий план строения пищеварительной системы. Пищеварительный канал и пищеварительные железы. Строение стенки трубчатых органов пищеварения. Слизистая, мышечная, серозная оболочки. Адвентиция. Строение паренхиматозных органов (паренхима, строма), их подразделение на доли, сегменты, дольки.

Полость рта. Зубы, их строение. Зубная формула. Молочные и постоянные зубы. Язык. Слюнные железы.

Глотка, пищевод, желудок (топография и функциональная морфология).

Толстый и тонкий кишечник, их отделы, и сравнительная морфофункциональная характеристика.

Печень, ее положение, внешнее и внутреннее строение. Функции печени и особенности ее кровоснабжения. Доли и сегменты печени. Печеночная долька как минимальная структурно-функциональная единица печени. Желчный пузырь.

Поджелудочная железа. Ее положение и строение. Внешнесекреторная и внутрисекреторная функции поджелудочной железы.

Понятие о брюшине. Ее листки (висцеральный и париетальный). Производные брюшины: брыжейки, связки, сальники.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА»

    Методическое пособие
    ... ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПОКУРСУ «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГОВОСПИТАНИЯ И СПОРТА» Рассмотрено на заседании кафедры физическоговоспитания и спорта протокол ...
  2. Методические рекомендации для учителей по подготовке обучающихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по биологии содержание

    Методические рекомендации
    ... Методическиерекомендации для учителей по ... области анатомии и физиологии человека. ... нравственного и трудового воспитания. Кроме контролирующей ... Групповые занятияпо выполнению ... образовательных программах покурсам и по ступеням ... физического труда и спорта ...
  3. Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях интеграция в европейское образовательное пространство

    Документ
    ... курсах, после успешного овладения основами знаний, умений и навыков медико-биологического цикла (анатомия, физиология ... . - 200 c. 3. Красуля М.А. Методическиерекомендациипо предмету «Физическоевоспитание» (кредитно-модульная система). – Харьков. Изд ...
  4. Физиология физического воспитания и спорта

    Документ
    ... и принципы занятийфизической культурой и спортом. 4 6 4 4 8 8 2 2 2 2 2 2 4 4 4.2 Содержание лекций покурсуфизиологиифизическоговоспитания и спорта. 1. ... метроном; секундомеры. 8. Методическиерекомендациипо организации изучения дисциплины: ...
  5. О повышении роли физической культуры и спорта в развитии личности студентов материалы докладов конференции

    Доклад
    ... Физическоевоспитание в реабилитации студентов с ослабленным здоровьем. – М., 2002. – 42 с. Тазиев Р.В. Методическиерекомендациипо использованию лечебной физической культуры в занятиях ... Дубровский В.И. Физиологияфизическоговоспитания и спорта. М., ...

Другие похожие документы..