Главная > Документ


Государственная экзаменационная комиссия

орловской области

РЕЗУЛЬТАТЫ

ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

ЭКЗАМЕНА В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

СБОРНИК

МЕТОДИЧЕСКИХ

И АНАЛИТИЧЕСКИХ

МАТЕРИАЛОВ

Орел 2011

УДК (079)

ББК 74

Р 34

Составители:

Карлов А.И., директор ОГУ «Региональный центр оценки качества образования»

Сологуб С.А., начальник информационно – аналитического отдела ОГУ «Региональный центр оценки качества образования»

Основные результаты единого государственного экзамена 2011 года по общеобразовательным предметам подготовлены:

Русский язык

Панюшкиным В.В.,

председателем предметной комиссии по русскому языку, кандидатом филологических наук

Цыганковой М.Е.,

заместителем председателя предметной комиссии по русскому языку

Математика

Панюшкиным С.В.,

председателем предметной комиссии по математике, кандидатом педагогических наук

Физика

Бурцевым В.И.,

председатель предметной комиссии по физике, кандидат технических наук

Химия

Дегтярёвой О.А.,

председателем предметной комиссии по химии, кандидатом химических наук

Шевяковой Г.В.,

заместителем председателя предметной комиссии по химии

Информатика

и ИКТ

Пилипенко О.В.,

председателем предметной комиссии по информатике и ИКТ, доктором технических наук

Синякиной Н.М.,

заместителем председателя предметной комиссии по информатике и ИКТ

Биология

Бугаевой С.К.,

председателем предметной комиссии по биологии, кандидатом биологических наук

История

Минаковым С.Т.,

председателем предметной комиссии по истории, доктором исторических наук

География

Руденко О.В.,

председателем предметной комиссии по географии, кандидатом географических наук

Английский язык

Можиной Т.М.,

председателем предметной комиссии по английскому языку, кандидатом педагогических наук

Немецкий язык

Терновых Т. Ю.,

председателем предметной комиссии по немецкому языку

Французский язык

Чечилем А.П.,

председателем предметной комиссии по французскому языку, кандидаом педагогических наук

Испанский язык

Лариной Е.А.,

председателем предметной комиссии по испанскому языку

Обществознание

Назаровой Г.Ф.,

председателем предметной комиссии по обществознанию, профессором, кандидатом философских наук

Литература

Гуровой В.Я.,

заместителем председателя предметной комиссии по литературе

В сборнике представлены общие результаты единого государственного экзамена, анализ выполнения заданий частей А, В, С выпускниками различных видов образовательных учреждений, категорий обучающихся, анализ контрольно-измерительных материалов; определены темы, вызвавшие затруднения при выполнении заданий экзаменационной работы; подготовлены рекомендации по совершенствованию преподавания школьных дисциплин, по совершенствованию подготовки выпускников к государственной (итоговой) аттестации в форме и по материалам единого государственного экзамена. Особое внимание уделено содержательному описанию уровням образовательной подготовки выпускников. Аналитический материал дается в сопоставлении с результатами ЕГЭ предыдущих лет.

Издание адресовано руководителям органов управления образованием, руководителям образовательных учреждений, методическим службам, специалистам, занимающимся оценкой качества образования на региональном, муниципальном уровнях образования, учителям.

© Управление образования

и молодёжной политики

Департамента образования,

культуры и спорта

Орловской области

© Областное государственное учреждение «Региональный центр оценки качества образования»

Оглавление

Введение 5

1. Результаты единого государственного экзамена по русскому языку 7

2.Результаты единого государственного экзамена по математике 38

2.Результаты единого государственного экзамена по физике 80

3.Результаты единого государственного экзамена по химии 121

5.Результаты единого государственного экзамена по информатике и информационно-коммуникационным технологиям 162

6.Результаты единого государственного экзамена по биологии 195

7.Результаты единого государственного экзамена по истории 214

8.Результаты единого государственного экзамена по географии 259

9.Результаты единого государственного экзамена по обществознанию 307

10. Результаты единого государственного экзамена по английскому языку 2011 года 389

11.Результаты единого государственного экзамена по немецкому языку 2011 года 426

11.Результаты единого государственного экзамена по французскому языку 2011 года 448

13.Результаты единого государственного экзамена по испанскому языку 2011 года 467

470

14.Результаты единого государственного экзамена по литературе 473

Приложение к сборнику методических и аналитических материалов 492

Введение

Необходимость обновления системы приоритетов в области школьного образования обозначилась на современном этапе развития России. Проблема качества образования как ведущий приоритет нашла отражение в стратегической инициативе «Наша новая школа», новых образовательных стандартах. Качество образования как важнейший показатель успеха школы, совокупность свойств и характеристик результатов обучения и воспитания должно удовлетворять потребности самих обучающихся и общества.

Об эффективности результатов обучения, организации образовательного процесса позволяет судить государственная (итоговая) аттестация выпускников общеобразовательных учреждений, освоивших образовательные программы среднего общего образования. Использование стандартизированных средств оценки учебных результатов обучающихся представляет собой форму государственного контроля знаний, позволяющего установить освоение федерального государственного стандарта среднего полного образования.

Стандартизированная форма проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников существует в Орловской области пять лет. Это позволило сформировать базу данных общеобразовательных учреждений, получить полную информацию о качестве подготовки обучающихся по общеобразовательным предметам различных видов общеобразовательных учреждений.

Результатом собранной информации стало совершенствование методического сопровождения государственной (итоговой) аттестации обучающихся на уровне повышения квалификации педагогов, руководителей образовательных учреждений области, методических служб.

Цель подготовленных материалов - дать содержательную информацию об уровне образовательной подготовки выпускников, об уровне профильной подготовки выпускников общеобразовательных учреждений различных видов руководителям органов управления образованием, общеобразовательных учреждений, методистам, педагогам; выявить причины позитивных и негативных изменений в области образования, определить тенденции роста и прогнозы развития.

Особое внимание уделено сравнению результатов единого государственного экзамена разных лет.

В Орловской области единый государственный экзамен проводился в три этапа: досрочный, государственной (итоговой) аттестации, дополнительный. Досрочно единый государственный экзамен сдавал один выпускник, который преодолел минимальное количество баллов, установленное Рособрнадзором. В основной период государственной (итоговой) аттестации приняли участие 4471 выпускник общеобразовательных учреждений, 7 выпускников начального профессионального образования, 108 выпускников среднего профессионального образования, 65 выпускников прошлых лет.

В дополнительный период единый государственный экзамен сдавали 256 выпускников, среди них 19 выпускников общеобразовательных учреждений, один выпускник начального профессионального образования, 13 выпускников среднего профессионального образования, 221 выпускник прошлых лет, двое демобилизованных из рядов Российской армии.

В 2010/2011 учебном году единый государственный экзамен проводился по 14 общеобразовательным предметам, в том числе двум обязательным: русскому языку и математике, 12 предметам по выбору: химии, физике, истории, обществознанию, литературе, биологии, географии, информатике и информационно - коммуникационным технологиям, английскому, немецкому, французскому, испанскому языкам.

В июле экзамен проходил по одиннадцати образовательным предметам: русскому языку, математике, истории, обществознанию, физике, химии, литературе, биологии, географии, информатике и ИКТ, английскому языку.

В подготовленных материалах использованы данные единого государственного экзамена 2011 года.

Представленные материалы включают характеристику контрольных измерительных материалов, дают качественную информацию о выполнении заданий участниками экзамена, информацию о полученных результатах ЕГЭ по 14 общеобразовательным предметам, информацию о полученных результатах выпускниками, изучавшими образовательные предметы на профильном уровне; определяют зоны затруднения и выявляют положительные тенденции в образовательной подготовке выпускников.

Данные единого государственного экзамена 2011 года позволяют объективно оценить степень овладения различными группами выпускников проверяемым на экзамене содержанием учебных предметов, отражённом в федеральном государственном стандарте образования.

В связи с этим вопрос качества образования становится чрезвычайно актуальным на всех уровнях: федеральном, региональном и на уровне каждого конкретного образовательного учреждения. Образовательное учреждение вынуждено менять свою деятельность под параметры новой аттестационной процедуры, что потребует модернизации образовательных технологий, где приоритетом станет качество полученного выпускниками образования.

Практическая значимость сборника методических и аналитических материалов возрастает в связи проведением государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов с использованием механизмов независимой оценки знаний обучающихся, освоивших программы основного общего образования.

Аналитические материалы подготовлены областным государственным учреждением «Региональный центр оценки качества образования» при участии государственной экзаменационной комиссии Орловской области.

Материалы печатаются в авторской редакции.

  1. Результаты единого государственного экзамена по русскому языку

2011 года

    1. Результаты единого государственного экзамена по русскому языку в период проведения государственной (итоговой) аттестации, в дополнительный период

На территории Орловской области формируется общий системный подход к оценке качества образования выпускников общеобразовательных учреждений региона на основе выполнения требований образовательных стандартов в процессе итогового контроля. Региональный мониторинг качества образования, осуществляемый в рамках единого государственного экзамена по русскому языку, позволяет получить достоверную информацию результатов обучения выпускников области, об их уровне достижения образовательного стандарта.

Государственная (итоговая) аттестация обучающихся с использованием заданий стандартизированной формы проводится в Орловской области пятый год. Анализ полученных результатов показывает устойчивость основных тенденций в выполнении заданий, проверяющих уровень сформированности предметных компетенций.

Модель экзаменационной работы 2011 года не претерпела существенных изменений.

По полноте охвата курса родного языка экзаменационная работа соотносится с конечными целями обучения русскому языку в школе. В неё включены задания, проверяющие следующие виды компетенций:

- лингвистическую компетенцию (умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений);

  • языковую компетенцию (практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение в устных и письменных высказываниях языковых норм);

  • коммуникативную компетенцию (владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания).

Часть I (А) содержала 30 заданий с выбором ответа. Эти задания проверяют подготовку учащихся по русскому языку на базовом уровне и предназначаются преимущественно для аттестации выпускников средней полной школы.

Задания первой части охватывали все разделы и аспекты курса и проверяли

  • лингвистическую подготовку учащихся;

  • владение важнейшими нормами литературного языка;

- практические коммуникативные умения (чтение и письмо).

Часть II (В) состояла из 8 заданий открытого типа с кратким ответом, проверяющих подготовку по русскому языку на повышенном уровне. Эта часть работы ориентирована преимущественно на отбор абитуриентов для продолжения учебы в вузах.

В заданиях второй части работы выпускникам предлагается самостоятельно сформулировать ответ и записать его кратко: в виде слова (слов) или в виде цифр. Все задания второй части - это задания, требующие от экзаменуемых проведения того или иного вида лингвистического анализа текста. Выпускникам общеобразовательных учреждений следовало найти в тексте примеры того или иного языкового явления либо назвать термин, соответствующий данному примеру. Все восемь заданий части В и три последних задания части А, по сути, представляют собой языковой, смысловой и речеведческий анализ текста, по которому экзаменуемому предстояло написать сочинение.

ЧастьIII (С) состояла из одного открытого задания с развернутым ответом: выпускникам нужно написать сочинение-рассуждение на основе предложенного текста. С помощью этого задания выясняется уровень сформированности ряда речевых умений и навыков, составляющих основу коммуникативной компетенции учащихся.

Это умения:

  • понимать читаемый текст (адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в нём);

  • определять тему текста, позицию автора;

- формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания;

- развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения; выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения;

  • выбирать нужный для данного случая стиль и тип речи;

  • отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;

  • соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные.

1.2. Характеристика контрольно-измерительных материалов ЕГЭ 2011 года

1.2.1. Соответствие заданий школьным программам, учебникам, стандартам

По своему содержанию и уровню трудности КИМы 2011 года соответствуют спецификации и кодификатору, составленным на основе требований «Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования по русскому (родному) языку» (1999 г.), образовательного стандарта по русскому языку (2004 г.), школьных программ и учебников. Следует отметить качество текстов, их художественную и воспитательную ценность, актуальность проблематики. Положительным моментом является сокращение количества предложений для лингвистического анализа в заданиях В4 – В7.

1.2.2. Корректность формулировок заданий

Формулировки тестовых заданий в основном составлены корректно, не допускается неясности в их трактовке и понимании.

1.2.3. Однозначность трактовки ответов к заданиям

В целом, трактовка ответов к заданиям однозначна.

1.2.4. Предложения по совершенствованию контрольно-измерительных материалов

Некоторые задания, на наш взгляд, нуждаются в редактировании:

– целесообразно в задании А23, требующем объяснения постановки тире или двоеточия в предложениях, указывать в ответной части различные случаи употребления только одного знака;

– в задании А22 следует давать более разнообразные синтаксические конструкции. Во многих указанных вариантах встречаются по два аналогичных примера на одно пунктуационное правило (119 – 1/6, 400 – 1/6, 401 – 3/6, 502 – 3/6, 501 – 3/6);

По - прежнему считаем нецелесообразным отсутствие в тестовой части А заданий, связанных с фонетическим и морфемным анализами слова, поскольку навыки фонетического и морфемного анализа являются важнейшими и формируются на протяжении всех лет обучения.

1.3. Характеристика участников ЕГЭ в мае-июле 2011 года

В 2011 году ЕГЭ по русскому языку в Орловской области сдавали 4812 человек. 91,7 % от общего количества выпускников составили учащиеся средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, школ с углублённым изучением предмета. Число выпускников учреждений высшего профессионального образования составило 4 %, среднего профессионального образования - 2,3 %, учреждений начального профессионального образования — 0,15 %, общеобразовательных школ-интернатов — 1 %. Незначительное количество выпускников прошлых лет (0,9 %) сдавало экзамен.

1.4. Основные результаты единого государственного экзамена 2011 года

Результаты проведённого в Орловской области в 2011 году единого государственного экзамена по русскому языку позволяют говорить о стабильной положительной динамике в подготовке выпускников. Средний тестовый балл по области составил 64,2 балла (61,2 балла в 2010 году, 59 баллов в 2009 году).

1.4.1. Результаты единого государственного экзамена выпускников различных типов общеобразовательных учреждений

Преобладающая часть выпускников области обучалась в средних общеобразовательных школах 2932. В образовательных учреждениях нового типа (лицеи, гимназии) обучалось соответственно 766 и 370 выпускников. Среди выпускников данных образовательных учреждений отсутствует категория выпускников, не набравших минимальное количество баллов.

Уровень образовательной подготовки выпускников разных видов образовательных учреждений отражают приведённые данные в таблице 1.

Таблица 1 Результаты единого государственного экзамена выпускников различных типов общеобразовательных учреждений

Вид ОУ

Количество выпускников

Не набрали минимального

количества баллов

Набрали минимальное

количество баллов

Набрали больше

минимального

количества баллов

Средние общеобразовательные школы

2932

9

5

2918

Средние общеобразовательные школы с углубленным изучением предмета

248

0

0

248

Гимназии

370

0

0

370

Лицеи

766

0

0

766

Вечерние (сменные) общеобразовательные школы

104

9

1

94

Общеобразовательные школы – интернат

29

0

0

29

Общеобразовательные учреждения начального профессионального образования

7

0

0

7

Общеобразовательные учреждения среднего профессионального образования

113

2

1

110

Итого по области

4569

20

7

4542

Не смогли набрать минимальный порог 20 выпускников образовательных учреждений: среди них 9 выпускников средних школ, 9 вечерних сменных школ, 2 выпускника учреждений среднего профессионального образования. Остальные 23 участника единого государственного экзамена, не набравшие минимальный балл, приходятся на категорию выпускники прошлых лет.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Результаты единого государственного экзамена

    Документ
    ... ресурсы информационной поддержки единогогосударственного экзамена 82 РЕЗУЛЬТАТЫЕДИНОГОГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА В ... физики полностью справились с экзаменационной работой и получили 100 ... комиссию. Самое большое количество апелляций по результатам ...
  2. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки методическое письмо «о преподавании физики в средней школе с учетом результатов единого государственного экзамена

    архив
    ... . Экзаменационная модель была прокомментирована в методическом письме «О преподавании физики в средней школе с учетом результатовединогогосударственного ...
  3. Об утверждении порядка проведения единого государственного экзамена

    Документ
    ... с результатами ЕГЭ в установленные сроки, обеспечению информирования участников ЕГЭ о решениях государственнойэкзаменационнойкомиссии и конфликтной комиссии субъекта ...
  4. Об утверждении порядка проведения единого государственного экзамена (1)

    Документ
    ... с результатами ЕГЭ в установленные сроки, обеспечению информирования участников ЕГЭ о решениях государственнойэкзаменационнойкомиссии и конфликтной комиссии субъекта ...
  5. Об утверждении порядка проведения единого государственного экзамена (2)

    Документ
    ... с результатами ЕГЭ в установленные сроки, обеспечению информирования участников ЕГЭ о решениях государственнойэкзаменационнойкомиссии и конфликтной комиссии субъекта ...
  6. Об утверждении порядка проведения единого государственного экзамена от 24 февраля 2009 г № 57

    Документ
    ... единогогосударственного экзамена, и обеспечение ими государственныхэкзаменационныхкомиссий ... результатами ЕГЭ в установленные сроки, обеспечению информирования участников ЕГЭ о решениях государственнойэкзаменационнойкомиссии и конфликтной комиссии ...

Другие похожие документы..