textarchive.ru

Главная > Учебно-методический комплекс


Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Белорусский государственный университет

информатики и радиоэлектроники»

Кафедра философии

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс

Минск 2008

УДК 008 (075.8)

ББК 71. 0 я 73

К 90

Авторы-составители:

Л. Н. Александрова, Н. В. Борушко, Н. Н. Фрищина, А. В. Розум

Культурология : Учеб.-метод. комплекс / Л. Н. Александрова [и

К 90 др.] – Минск: БГУИР, 2008. – 70 с.

ISBN 978-985-488-254-3

В работе содержатся тематика лекционного курса и планы семинарских занятий, тестовые задания, список литературы, вопросы к зачетам по культурологии и религиоведению.

Предназначен для студентов всех специальностей и форм обучения.

УДК 008.(075.8)

ББК 71. 0 я 73

ISBN 978-985-488-254-3 © УО «Белорусский государственный

университет информатики

и радиоэлектроники», 2008

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС 5

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ 6

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ 7

Поразмышляйте над переменами в культуре, которые произошли в индустриальную эпоху, исходя из характеристик, данных знаменитым художником: 18

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ 26

Модуль 1. Культурология 26

Модуль 2. Религиоведение 41

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ 45

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ 64

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО РЕЛИГИОВЕДЕНИЮ 65

ЛИТЕРАТУРА 66

Учебные пособия 66

Дополнительная литература 66

ВВЕДЕНИЕ

Система высшего университетского образования не сводима к получению узкопрофессиональных знаний и навыков. При построении этой системы следует исходить из положения об универсальной природе человека, учитывать наличие у него врожденных способностей к бескорыстному пониманию структуры, закономерностей, сущности, функционирования и развития любого объекта независимо от его качества; способностей, которые дают человеку возможность гармонизировать его бытие и бытие мира, согласовывать собственные цели и объективную предзаданность окружающей действительности. Как свидетельствует историческая практика, человек никогда не сможет реализовать данную фундаментальную способность, свою субстанцию в случае «вымывания» гуманистической составляющей из сферы воспитания и образования.

Культурологическое знание занимает одно из центральных мест в гуманитарной и мировоззренческой подготовке современного студента. Формирование мировоззрения молодого человека предполагает не только его социализацию в рамках четко установленных норм и правил, но и осмысления им координат, определяющих направленность переживания бытия в конкретных социокультурных обстоятельствах, т.е. выработку ориентиров для самоопределения. Для этого необходимы знания о социальной значимости культуры, ее структуре, роли в формировании ценностной системы норм и идеалов, о сущности межкультурных процессов, что требует знакомства с особенностями картины мира, формами поведения человека и их отражением в сознании людей различных культур. Таким образом, и теоретический, и исторический компоненты культурологического знания призваны способствовать решению принципиально важной проблемы, связанной с формированием у студентов целостного и обоснованного мировосприятия.

Проблема культурных норм и ценностей является актуальной в условиях Республики Беларусь. Пограничная белорусская культура, находящаяся на стыке европейских и евразийских культур, представляет собой некий ценностный синтез, нуждающийся в осмыслении и изучении. Диалог культур был и остается основой формирования белорусской культуры, является реальностью ее современного бытования. Остро стоит вопрос о выявлении мировоззренческого статуса категорий белорусской культуры как глубинных детерминант социального действия. Это определяет необходимость изучения специфики белорусской культуры в широком контексте истории культурных типов и знания современной культурной ситуации в мире.

Предлагаемый учебно-методический комплекс построен в соответствии с новой структурой курса культурологии, его дифференциацией на два модуля: 1) собственно культурологию (историю и теорию мировой и отечественной культуры) и 2) религиоведение. Выделение религиоведения в практически самостоятельный предмет обусловлено, во-первых, новыми требованиями, предъявляемыми программам дисциплин по выбору, а во-вторых, актуализацией религиоведческой проблематики в современном мире. Составной частью современной культурной ситуации в Республике Беларусь является религиозная обстановка, характеризующаяся поиском межконфессионального диалога. В глобализирующемся мире нарастает экуменическое движение. Многие общественные и культурные процессы современности прямо или опосредованно связаны с религиозным сознанием и практикой. В то же время снижается уровень информированности молодежи об исторических формах, функциях религии, свободе совести.

Данный комплекс имеет практическую направленность, включает семинарские занятия, реферативные и тестовые задания, тематику контрольных работ (для студентов заочной и дистанционной форм обучения), литературу (учебную и дополнительную), а также вопросы к зачетам по культурологии и религиоведению. Новым позитивным является включение в планы семинарских занятий цитируемого оригинальные источники материала, постановку конкретных вопросов к нему, что должно оказать стимулирующее воздействие на развитие мышления студентов, внести разнообразие и оживление в процесс проведения практических занятий. Тестовый материал и контрольные работы дают возможность контролировать качество подготовки по культурологическим дисциплинам, вырабатывают умение концентрировать внимание на наиболее важных вопросах изучаемого материала, способствуют росту внутренней организованности студентов. Публикация вопросов к зачетам дает возможность студентам заблаговременно познакомиться со структурой и объемом знаний, которые необходимо будет заранее осмыслить и усвоить.

Практические занятия и задания по культурологическим дисциплинам должны обеспечить:

- усвоение основных понятий, ключевых моделей культурологического знания;

- умение характеризовать культуры прошлого и современности с позиций многомерности, в их конкретно-историческом своеобразии;

- формирование культуры личности и межличностных отношений в условиях многообразия интересов и культурного плюрализма;

- умение анализировать национальное и общечеловеческое в культуре, проблемы межкультурных коммуникаций, особенности современных культурных изменений в Беларуси и зарубежных странах;

- приобретение практических навыков и качеств межкультурной коммуникации и диалога, культурной толерантности.

ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС

Модуль 1.

Культурология

Тематика

Продолжительность, ч

1. Культура и общество Беларуси в контексте современности

2

2. Основные модели современной культуры

4

3. Белорусская культура как тип: структура, функции, универсалии (ценности, идеология, техника)

4

4. Культура древних цивилизаций

2

5. Традиционные цивилизации Востока

2

6. Полисный генотип европейской цивилизации (Античность – колыбель западной цивилизации)

2

7. Средневековье и Возрождение: противоречивые образы культуры

2

8. Становление культуры техногенной цивилизации: от нового европейского переворота к информационному обществу

4

Всего:

22

Модуль 2.

Религиоведение

Тематика

Продолжительность, ч

1. Религия как тип мировоззрения и современное общество

2

2. Истоки и динамика религиозных верований

2

3. Мировые религии: буддизм, ислам и христианство (православие, католицизм, протестантизм).

6

4. Религиозная ситуация в современной Беларуси

2

Всего:

12

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Модуль 1.

Культурология

Тематика

Продолжительность, ч

1. Культура как среда социализации личности в условиях глобализации

2

2. Зарождение и развитие представлений о культуре

2

3. Современные концепции культуры

2

4. Структура культуры и культурные универсалии

2

5. Типология и функции культуры. Особенности белорусского типа культуры

2

6. Культура древних цивилизаций

2

7. Традиционные культуры Востока

2

8. Античная культура

2

9. Культура западно-европейского средневековья и Возрождения

2

10. Культура Нового времени

2

11. Культурные процессы современности

2

Всего:

22

Модуль 2.

Религиоведение

Тематика

Продолжительность, ч

1. Религиоведение как современная гуманитарная наука

2

2. Истоки и динамика религиозных верований

2

3. Буддизм как мировая религия

2

4. Христианская религия

2

5. Ислам: возникновение, динамика и современность

2

6. Религиозная ситуация в современной Беларуси

2

Всего:

12

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Модуль 1.

Культурология

Занятие 1. Культура как среда социализации личности в условиях глобализации – 2 ч

  1. Культура как объект исторического и теоретического анализа.

  2. Человек как творение и творец культуры.

  3. Белорусская культура в контексте глобализации

Проанализируйте, имеется ли противоречие между понятиями культуры в приведенных ниже цитатах:

«Культура – совокупность интеллектуальных элементов, … что можно назвать «памятью мира» и общества – памятью материализованной в библиотеках и памятниках.»

А. Моль

«Условием культуры является свершение – живые состояния, … Реальная культура состоит в чувстве бытия или небытия, т.е. в осуществленном существовании, которое явно отлично от намерения.»

М. Мамардашвили

Тематика рефератов

1. Культурология как интегративная дисциплина.

2. Основные проблемы и направления развития культурологии.

3. Культура как форма социализации личности.

4. Культура и образование.

5. Современные процессы в Белорусской культуре.

Литература

1. Алпеева, Т. М. Введение в культурологию / Т. М. Алпеева. – Минск, 1998.

2. Гуревич, П. С. Культурология / П. С. Гуревич. – М., 2003.

3. Кармин, А. С. Культурология / А. С. Кармин, Е. С. Новикова. – СПб., 2004.

4. Кравченко, А. И. Культурология : учебник / А. И. Кравченко. – М., 2007.

5. Хрестоматия по культурологии : учеб. пособие для студ. вузов / сост. А. И. Кравченко. – М. : МГУ, 2006.

6. Культурология: учебник для вузов / В. М. Дианова [и др.]. – М., 2007.

7. Петров–Стромский, В. Идеи М. М. Бахтина в гуманитарной парадигме культуры / В. Петров–Стромский // Вопросы философии. – 2006. – №12.

8. Столяренко, Л. Д. Культурология : учеб. пособие для студ. вузов / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко, С. И. Самыгин. – М., 2006.

9. Шедрик, А.И. Теории культуры / А. И. Шедрик. – М., 2002.

Занятие 2. Зарождение и развитие представлений о культуре – 2 ч

1.Становление и эволюция знаний о культуре: античность, средневековье, Возрождение, Новое время.

2. Классические модели культуры: концепции И. Канта и Г. В. Ф. Гегеля. Диалектико-материалистическая теория культуры.

3. Русская культурологическая мысль XIX – начала ХХ века.

Какой модели культуры созвучно следующее высказывание?

«Живые индивидуумы и народы, ища и добиваясь своего, в то же время оказываются средствами и орудиями чего-то более высокого и далекого, о чем они ничего не знают и что они бессознательно исполняют.»

Г.В.Ф. Гегель

Тематика рефератов

1. Натуралистический и рационалистические подходы к исследованию культуры.

2. Эпоха Возрождения и новые подходы к изучению культуры.
3. Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского.

4. Формационная теория культуры К. Маркса.

Литература

1. Безрогов, В. Г. Язык, сознание, культура / В. Г. Безрогов // Человек. – 2006. – №2.

2. Данилевский, Н. Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский. – М., 1991.

3. Конрадова, Н. А. Культурология : люди и идеи / под ред. Н. А. Конрадова, А. Н. Рылева. – М., 2006.

4. Кравченко, А. И. Хрестоматия по культурологии : учеб. пособие для студ. вузов / А. И. Кравченко. – Минск, 2006.

5. Культурология ХХ века : Антология. – М., 1995.

6. Культурология ХХ века : Энциклопедия. – СПб., 1998.

7. Культурология : учебник для вузов / Б. А. Эренгросс [и др.]. – М., 2007.

8. Культурология : учебник для вузов / В. М. Дианова [и др.]. – М., 2007.

9. Радугин, А. А. Культурология /под ред. А. А. Радугина. – М., 1999.

Занятие 3. Современные концепции культуры – 2 ч

  1. Неклассические модели культуры.

2. Постнеклассическая парадигма и основные подходы к изучению культуры.

3. Постмодернистская концепция культуры.

Попытайтесь содержательно развернуть понятия «культура» и «цивилизация», основываясь на подходе, выраженном в словах:

«Культура и цивилизация – это живое тело душевности и ее мумия.»

О. Шпенглер

Тематика рефератов

1. Сравнительный анализ концепций культуры З. Фрейда и К. Юнга.

2. Культура и ее интерпретация в экзистенциализме.

3. Игровые модели культуры.

4. Концепция «осевого времени» истории К. Ясперса и проблемы культуры.

Литература

1. Кармин, А. Философия культуры в информационном обществе : проблемы и перспективы / А. Кармин // Вопросы философии. – 2006. – №2.

2. Кравченко, А. И. Хрестоматия по культурологии : учеб. пособие для студ. вузов / А. И. Кравченко. – М., 2006.

3. Культурология : люди и идеи / Российский институт культурологии ; под ред. Н. Конрадова, А. Рылеева. – М., 2006.

4. Ницше, Ф. Собрание сочинений. В 2 т. / Ф. Ницше. – М., 1990.

5. Ортега-и-Гассет, Х. Эстетика. Философия культуры / Х. Ортега-и-Гассет. – М., 1991.

6. Радугин, А. А. Культурология / под ред. А. А. Радугина. – М., 1999.

7. Фрейд, З. Введение в психоанализ / З. Фрейд. – М., 1997.

8. Хейзинга, А. Homo ludens / А. Хейзинга. – М., 1992.

9. Шопенгауэр, А. Избранные произведения / А. Шопенгауэр. – М., 1999.

10. Шпенглер, О. Закат Европы / О. Шпенглер. – Минск, 1998.

11. Юнг, К. Архетип и символ / К. Юнг. – М., 1991.

Занятие 4. Структура культуры и культурные универсалии – 2 ч

1. Мир культуры как система. Основные подсистемы культуры: материальная, духовная, социальная и коммуникативная.

2. Понятие культурной универсалии. Основные универсальные элементы культуры.

3. Культура как система ценностей.

Согласны ли вы с мнением:

«Техника и экономика сами по себе могут быть нейтральными, но отношение духа к технике и экономике неизбежно становится вопросом духовным…Технизация духа, технизация разума может легко представляться гибелью духа и разума.»

Н.А. Бердяев

Тематика рефератов

1. Духовное производство и его особенности.

2. Религия и наука.

3. Идеология и наука.

4. Техническая культура.

5. Традиция и новаторство.

Литература

1. Гуревич, П. С. Универсалии культуры. Философский словарь / П. С. Гуревич. – М., 2001.

2. Кармин, А. С. Культурология / А. С. Кармин, Е. С. Новикова. – СПб., 2004.

3. Кармин, А. С. Культурология : учебник для студ. вузов / А. С. Кармин. – 4-е изд., перераб. – СПб., 2006.

4. Киселев, Г. С. Смыслы и ценности нового века / Г. С. Киселев // Вопросы философии. – 2006. – №4.

5. Кравченко, А. И. Культурология : учебник / А. И. Кравченко. – М., 2007.

6. Культурология : учеб. пособие для студ. вузов / З. А. Неверова [и др.]. – 3 изд., доп. – Минск, 2007.

7. Левикова, С. И. Две модели динамики ценностей (на примере молодежной субкультуры) / С. И. Левикова // Вопросы философии. – 2006. – №4.

8. Максимова, Н. А. Светское и религиозное в культуре (о социодинамике христианской культуры) : учеб. пособие для вузов / Н. А. Максимова. – Минск, 2006.

9. Пилипенко, А. А. Культура как система / А. А. Пилипенко, И. Г. Яковенко. – М., 1998.

10. Философия техники в ФРГ. – М., 1989.

Занятие 5. Типология и функции культуры. Особенности белорусского типа культуры – 2 часа

1. Понятие о культурно-историческом типе. Критерии типологии культур.

2. Культура «традиционного» и «техногенного» обществ, их основные черты

и особенности.

3. Функции культуры.

Охарактеризуйте трактовку динамики человечества, выраженную в следующем высказывании:

«Человечество не представляет собою развития к лучшему, или к сильнейшему, или к высшему, как в это до сих пор верят. Теперешний европеец по своей ценности глубоко ниже европейца эпохи Возрождения.»

Ф. Ницше

Тематика рефератов

1. Теории культурно-исторических типов (О. Шпенглер, Н. Я. Данилевский,

П. Сорокин).

2. Природное и культурное в бытии человека.

3. Белорусская культура как тип и его особенности.

4. Проблема конвергенции культур Востока и Запада.

5. Универсализм в истории.

Литература

1. Артановский, С. Н. На перекрестке идей и цивилизаций / С. Н. Артановский. – СПб., 1994.

2. Гуревич, П. С. Культурология / П. С. Гуревич. – М., 2003.

3. Данилевский, Н. Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский. – М., 1990.

4. Кармин, А. С. Культурология / А. С. Кармин, Е. С. Новикова. – СПб., 2004.

5. Кравченко, А. И. Культурология / А. И. Кравченко М., 2001.

6. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин. – М., 1992.

7. Степин, В. С. Эпоха перемен и сценарии будущего / В. С. Степин. – М., 1996.

8. Тойнби, А. Постижение истории / А. Тойнби. – М., 1991.

9. Шпенглер, О. Закат Европы / О. Шпенглер. – Минск, 1998.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Информатики и радиоэлектроники» КУЛЬТУРОЛОГИЯ Учебно-методический комплекс Минск 2008

    Учебно-методический комплекс
    ... государственный университет информатики и радиоэлектроники» Кафедра философии КУЛЬТУРОЛОГИЯУчебно-методическийкомплексМинск2008 УДК 008 ... Св. план 2008, поз. 59 Учебное издание КультурологияУчебно-методическийкомплекс Авторы–составители: ...
  2. Информатики и радиоэлектроники» КУЛЬТУРОЛОГИЯ Учебно-методический комплекс Минск 2007

    Учебно-методический комплекс
    ... государственный университет информатики и радиоэлектроники» Кафедра философии КУЛЬТУРОЛОГИЯУчебно-методическийкомплексМинск 2007 УДК ... Св. план 2008, поз. 59 Учебное издание КультурологияУчебно-методическийкомплекс Авторы–составители: ...
  3. Информатики и радиоэлектроники» КУЛЬТУРОЛОГИЯ Методическое пособие для студентов всех специальностей заочной формы обучения Минск БГУИР 2009

    Методические рекомендации
    ... информатики и радиоэлектроники» Кафедра философии КУЛЬТУРОЛОГИЯМетодическое пособие для студентов всех специальностей заочной формы обучения Минск ... 2008. Культурология: учеб.-метод. комплекс / Л. Н. Александрова [и др.]. – Минск, 2008. Культурология ...
  4. Раздел 2 Обеспечение образовательного процесса учебной и учебно-методической литературой по заявленным к лицензированию образовательным программам (9)

    Программа
    ... 10 КультурологияКультурология: Учебное ... интеллектуальной собственности : учебно-методическийкомплекс / И. В. ... 2008.— 399 c. Беспалов М.С. Математические методы в информатике и вычислительной технике : учебное ... радиоэлектроники и связи : учебное ...
  5. Раздел 2 Обеспечение образовательного процесса учебной и учебно-методической литературой по заявленным к лицензированию образовательным программам (18)

    Программа
    ... 10 КультурологияКультурология: Учебное ... интеллектуальной собственности : учебно-методическийкомплекс / И. В. ... 2008.— 399 c. Беспалов М.С. Математические методы в информатике и вычислительной технике : учебное ... радиоэлектроники и связи : учебное ...

Другие похожие документы..