textarchive.ru

Главная > Рассказ


,

Муниципальное учреждение «Информационно-методический центр» Рассказовского района

Создание школьной системы оценки качества образования

(из опыта работы муниципального общеобразовательного учреждения Верхнеспасской средней общеобразовательной школы)



Рассказово, 2008 год

Составители сборника: Попова Н.С., начальник

МУ «Информационно-методический центр»

Попова Н.В., заместитель директора

по УВР МОУ Верхнеспасская сош

Компьютерная верстка: Козловцева И.Н., методист

МУ «Информационно-методический центр»

В сборнике размещён проект модели школьной системы оценки качества образования, содержащий образцы нормативных документов по данной проблеме.

Данные материалы адресованы руководящим работникам общеобразовательных учреждений для использования в практике управления школой.

Содержание.

Стр.

  1. Проект модели школьной системы оценки качества

образования муниципального общеобразовательного учреждения

Верхнеспасская средняя общеобразовательная школа…………………4

  1. Положение муниципального общеобразовательного учреждения Верхнеспасской средней общеобразовательной школы о внутришкольной системе оценки качества образования…………........14

  1. Положение муниципального общеобразовательного учреждения Верхнеспасской средней общеобразовательной школы о

распределении стимулирующей части фонда оплаты труда

образовательного учреждения…………………………………..……….18

  1. Положение муниципального общеобразовательного учреждения Верхнеспасской средней общеобразовательной школы о внутришкольной системе оценки качества образования…………........25

  1. Положение муниципального общеобразовательного учреждения Верхнеспасской средней общеобразовательной школы о промежуточной аттестации и переводе

обучающихся 1-8, 10 классов МОУ Верхнеспасская средняя

общеобразовательная школа………………………………………….....29

  1. Положение муниципального общеобразовательного учреждения Верхнеспасской средней общеобразовательной школы о внутреннем аудите образовательного учреждения……………………………….…32

Проект модели школьной системы оценки качества образования муниципального общеобразовательного учреждения Верхнеспасская средняя общеобразовательная школа

Модель школьной оценки качества образования (далее ШСОКО) муниципального общеобразовательного учреждения Верхнеспасская средняя общеобразовательная школа представляет собой совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности образовательного учреждения и её подразделений, качества образовательных программ с учётом запросов основных пользователей результатов системы оценки качества образования.

Под качеством образования понимаетсяинтегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Оценка качества образования – определение с помощью диагностических и оценочных процедур степени соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Внутришкольная система оценки качества образования -целостная система диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами государственно-общественного управления школой, которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества образования, а также совокупность организационных структур и нормативных правовых материалов, обеспечивающих управление качеством образования.

        Экспертиза – всестороннее изучение состояния образовательных процессов, условий и результатов образовательной деятельности;

         Измерения – оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов (традиционных контрольных работ, тестов, анкет и др.), имеющих стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам.

В основу системы оценки качества образования МОУ Верхнеспасской СОШ положены следующие принципы:

  • объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования;

  • реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости;

  • открытости, гласности и прозрачности процедур оценки качества образования;

  • профессионализма, объективности;

  • подотчетности;

  • доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;

  • непрерывности развития и интеграции.

Целями школьной системы оценки качества образования являются:

  • создание единой системы диагностики и контроля состояния образования в МОУ Верхнеспасской СОШ, обеспечивающее определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в школе;

  • получение объективной информации о состоянии качества образования в школе, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;

  • повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии решений, связанных с образованием;

  • обеспечение объективности и справедливости при приёме в школу;

  • обеспечение сопоставимости образовательных достижений обучающихся, различных образовательных программ и технологий обучения;

  • определение результативности образовательного процесса, эффективности учебных программ, их соответствия нормам и требованиям стандартов, оценка реализации инновационных введений в общеобразовательном учреждении;

  • обеспечение условий для самооценки и самоконтроля, поддержание устойчивого развития.

Основными задачами школьной системы оценки качества образования в школе являются:

  • формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования;

  • оценка уровня индивидуальных образовательных достижений обучающихся школы для их итоговой аттестации и отбора при поступлении на следующие ступени обучения;

  • оценка состояния и эффективности деятельности школы;

  • оценка качества образовательных программ с учётом запросов основных потребителей образовательных услуг;

  • выявление факторов, влияющих на качество образования;

  • содействие повышению квалификации работников системы образования, принимающих участие в процедурах оценки качества образования.

В структуре ШСОКО МОУ Верхнеспасской СОШ выделяются следующие элементы:

  • Совет школы (Управляющий совет);

  • педагогический совет;

  • попечительский совет.

Совет школы:

  • участвует в разработке и согласовывает локальные акты школы, устанавливающие виды, размеры, условия и порядок произведения выплат стимулирующего характера работникам школы, показатели и критерии оценки качества и результативности труда работников школы;

  • участвует в оценке качества и результативности труда работников школы, распределении выплат стимулирующего характера работникам и согласовывает их распределение в порядке, устанавливаемом локальными актами школы;

  • обеспечивает участие представителей общественности в процедурах итоговой аттестации учащихся, в том числе в форме и по технологии единого государственного экзамена; процедуры аттестации руководящих работников школы, в деятельности аттестационных, конфликтных и иных комиссиях, процедуры проведения контрольных и текстовых работ для учащихся, общественной экспертизы;

  • участвует в подготовке и утверждает публичный (ежегодный) доклад школы, повышения качества и эффективности учебно-воспитательного процесса.

Педагогический совет:

  • утверждает основные направления совершенствования и развития школы, повышения качества и эффективности учебно-воспитательного процесса;

  • утверждает режим работы школы на учебный год;

  • определяет порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся, решает вопросы перевода в следующий класс; повторного обучающихся, не освоивших программу учебного года, комплектования классов компенсирующего обучения;

  • решает вопросы о поощрении обучающихся по итогам выпускных экзаменов;

  • распространяет передовой педагогический опыт.

Попечительский совет:

  • содействует улучшению материально-технической базы школы и благоустройству её помещений;

  • содействует организации и совершенствованию образовательного процесса школы, привлекает внебюджетные средства для его обеспечения;

  • способствует организации и улучшению условий труда педагогических и других работников школы.

Проведения оценки качества общего образования на основе кластерной модели из всего спектра получаемых в рамках информационной системы ШСОКО показателей определяется набор ключевых показателей, позволяющих провести сопоставительный анализ образовательных учреждений внутри района. Совокупность показателей обеспечивает возможность описания состояния системы, даёт общую оценку результативности её деятельности.

Перечень показателей состоит из двух частей: инвариантной и вариативной.

Инвариантная часть включает в себя набор одинаковых по структуре и составу показателей, обязательных для всех образовательных учреждений и позволяющих определить средние муниципальные и региональные показатели, сравнить их между собой.

Вариативная часть содержит группу показателей, характеризующих специфику каждого образовательного учреждения, дающих оценку выполнения отдельных задач, стоящих перед данным образовательным учреждением. Это позволяет вести учёт индивидуальных особенностей данного образовательного учреждения.

1.Формирование перечня показателей для оценки качества образования:

  • определение перечня показателей для оценки качества образования;

  • распределение показателей по блокам;

  • присвоение весовых баллов показателям с учётом участия в приоритетных направлениях развития системы образования;

  • определение перечня первичных данных для расчёта необходимых показателей;

  • сбор и обобщение первичной информации;

  • заполнение форм сбора первичной информации;

  • расчёт показателей;

  • определение средних значений показателей;

  • оценка качества процесса и результата;

  • сравнение показателей образовательного учреждения со средними муниципальными показателями в соответствующем кластере образовательного учреждения.

2. Проблемный анализ состояния школьной образовательной системы.

Оценка качества образования проводится по следующим показателям:

Качество проектирования образовательной деятельности:

– качество программы (концепции) функционирования и развития школы

– качество учебного плана;

– качество годового плана работы школы и её отдельных структур.

Условия образования:

-качество материально технического обеспечения;

-качество комфортности обучения;

-качество программно-методического обеспечения;

-качество нормативно-правового обеспечения;

-качество финансово-экономического обеспечения;

-качество информационного обеспечения;

-наличие и качество дополнительного образования;

-инновационная деятельность;

-качество организации горячего питания;

-наличие и оборудование медицинского кабинета

Ресурсное обеспечение образовательного процесса:

– количественный и качественный состав педагогических работников;

– профессиональная компетентность персонала;

– качество образовательных программ по учебным предметам.

– качество содержания программ воспитания;

– качество учебных занятий;

– создание личностно-ориентированной развивающей образователь­ной среды и др.;

– качество исследовательской, проектной деятельности обучающихся, учителей и др.

Качество организации образовательного про­цесса.

– качество режима работы школы;

– качество расписания учебных занятий школы;

– наличие и соблюдение правил внутреннего распорядка школы, должностных инструкций, правил поведения учащихся;

– внешний вид, одежда;

– рациональная организация учебного процесса.

Управленческие ресурсы.

– количественный и качественный состав управленческих ресурсов;

– профессиональная компетентность;

– работоспособ­ность;

– интеллектуальные, познавательные способности;

– креативные спо­собности;

– способность к сотрудничеству, коллективной организации и взаимодействию;

– способность к профессионально-личностному саморазвитию.

Качество результатов образовательной деятельности.

1. Блок показателейвнутренней оценки результата образования

  • Количество обучающихся.

  • Качество обучения (доля учащихся, имеющих оценки «4» и «5» по русскому языку и математике) по ступеням обучения.

  • Уровень успеваемости (%).

  • Доля второгодников (%).

  • Доля учащихся 9 классов, получивших документ об образовании (%).

  • Доля учащихся 9 классов, получивших документ об образовании особого образца (%).

  • Доля учащихся 11 классов, получивших документ об образовании (%).

  • Доля учащихся 11 классов, получивших документ об образовании особого образца (%).

  • Доля обучающихся, продолживших обучение в 10 классе в своей школе (%).

  • Результативность учебных занятий и внеклассных дел.

  • Уровень воспитанности обучающихся.

  • Личностные достижения обучающихся и педагогов.

2. Блок показателейвнешней оценки результата образования

  • Конкурентоспособность

  • Результаты независимой оценки выпускников средней школы (результаты ЕГЭ по русскому языку и математике)

  • Результаты независимой аттестации выпускников 9 класса (результаты новой формы аттестации за курс основной школы по русскому языку и математике)

  • Результаты независимого тестирования выпускников начальной школы.

  • Уровень учебных достижений (отношение среднего балла ЕГЭ по русскому языку и математике к среднему по школе).

  • Уровень освоения стандарта (доля выпускников, сдавших ЕГЭ по русскому языку и математике менее чем на 30 баллов).

  • Доля выпускников, получивших неудовлетворительные оценки по результатам ЕГЭ по русскому языку и математике.

  • Доля выпускников, подтвердивших или повысивших оценки «4» и «5» по результатам ЕГЭ по русскому языку и математике.

  • Доля обучающихся, участвующих в районных предметных олимпиадах (%).

  • Доля обучающихся, победивших в районных предметных олимпиадах (%).

  • Доля обучающихся, принимавших участие в районных мероприятиях (%).

  • Доля выпускников, поступивших в специальные учебные заведения (%).

  • Доля выпускников, поступивших в ВУЗы на контрактной основе (%).

  • Доля выпускников, поступивших в ВУЗы на бюджетной основе (%).

Пути реализации целей и задач ШСОКО планируются и осуществляются на основе проблемного анализа образовательной системы школы, определения методологии, технологии и инструментария оценки качества образования.

Параметры оценки качества образовательного процесса включают в себя:

  • результаты лицензирования, аттестации и государственной аккредитации;

  • оценку достижений в приоритетном национальном проекте «Образование», РКП, муниципальных конкурсах;

  • эффективность механизмов самооценки и внешней оценки достоинств и недостатков в учебной, методической, административной и хозяйственной деятельности;

  • принятия стратегически значимых решений путем ежегодных публичных докладов.

Параметры оценки образования включают в себя:

– анализ и оценку системы приема обучающихся в школе;

– анализ индивидуальных особенностей учащихся и их интересов, мотивов, склонностей и уровня мотивации учения;

– оценку отсева обучающихся на всех ступенях обучения (количество, причины, динамика, законность);

– конкурентоспособность (отношение количества детей школьного возраста, проживающих в микрорайоне школы, но обучающихся других школ, к количеству детей, проживающих в других микрорайонах, но обучающихся в школе);

– оценку открытости школы для родителей и общественных организаций.

– оценка системы обеспечения образовательной программы ресурсами:

  • правовыми

  • кадровыми

  • финансовыми

  • научно-методическими

Параметры оценки качества индивидуальных образовательных достижений включают в себя:

– единый государственный экзамен (ЕГЭ), обеспечивающий совмещение государственной (итоговой) аттестации выпускников 11-х классов и вступительных испытаний в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования;

– государственную (итоговую) аттестацию по новой форме выпускников 9-х классов;

–промежуточную и текущую аттестацию обучающихся (мониторинг и диагностика обученности);

– мониторинговые исследования качества знаний обучающихся 4-х классов по русскому языку, математике и чтению;

– участие и результативность работы в ученическом научно-исследовательском обществе, школьных, муниципальных, областных и др. предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, фестивалях;

– мониторинговое исследование обученности и адаптации обучающихся 5-х и 10-х классов;

– мониторинговое исследование обучающихся 1-х классов

В качестве индивидуальных образовательных достижений рассматриваются:

– уровень сформированности общеучебных умений и навыков;

– уровень познавательной активности;

– образовательные достижения по отдельным предметам;

– динамика образовательных достижений;

– отношение к учебным предметам;

– внеучебные компетентности (познавательные, социальные, информационные и т.д.);

– удовлетворенность образованием;

– степень участия в образовательном процессе (активность работы на уроке, участие во внеурочной работе и т.д.);

– уровень социализации учащихся;

– участие в конкурсах, смотрах, предметных олимпиадах, конференциях;

– дальнейшее образование и карьера выпускника.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Положение о школьной системе оценки качества образования города липецка

    Документ
    ... системыобразования, включая развитие системыоценкикачестваобразования; принимает решение о созданиишкольнойсистемыоценкикачестваобразования; участвует в формировании нормативно-правовой базы системыоценкикачестваобразования ...
  2. О работе школьной системы оценки качества образования

    Документ
    ... 2010 года «О созданиишкольнойсистемыоценкикачестваобразования», в соответствии Положением «О школьнойсистемеоценкекачестваобразования МОУ «Алябьевская СОШ», Регламентом функционирования школьнойсистемыоценкикачестваобразования МОУ ...
  3. Модель школьной системы оценки качества образования

    Документ
    ... , государства и личности. Цель построения ШСОКО(школьнойсистемыоценкикачестваобразования) - созданиешкольнойсистемы в оценкекачества предоставляемых образовательных услуг; - формирование прозрачной ...
  4. Повысить качество образовательных услуг в системе общего образования в соответствии с современными требованиями через реализацию механизмов муниципальной и школьной системы оценки качества образования

    Документ
    ... качество образовательных услуг в системе общего образования в соответствии с современными требованиями через реализацию механизмов муниципальной и школьнойсистемыоценкикачестваобразования ...
  5. С 2006 года в регионах Российской Федерации в рамках создания Общероссийской системы оценки качества образования проводится государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов в новой форме

    Документ
    ... в регионах Российской Федерации в рамках создания Общероссийской системыоценкикачестваобразования проводится государственная итоговая аттестация выпускников ... на знания по основным разделам школьного курса. Комплект содержит 18 презентаций ...

Другие похожие документы..