textarchive.ru

Главная > Методические рекомендации


Вопросы для самопроверки

  1. Кому принадлежит известное высказывание: «Знание – сила»? Объясните его философский смысл.

  2. Объясните, в чем состояла метафизика Р. Декарта?

  3. Объясните суть метода «картезианского сомнения». Кто автор данной идеи?

  4. «Есть четыре идола, которые осаждаю умы людей…». Продолжите фразу, определите: кому принадлежат данные слова и представьте их философский смысл.

  5. «Мыслю – следовательно существую». Назовите автора данного утверждения? Объясните смысл сказанного.

  6. Объясните различие между эмпиризмом и рационализмом.

  7. Определите, в чем новизна эмпиризма Дж. Локка?

  8. «Мы суетимся вокруг знания и жертвуем для постижения его своей жизнью, между тем как – увы! – мы никогда ничего не знаем. (Д. Беркли). Объясните суть данной гносеологии. Сравните ее с сократовским подходом: «Я знаю, что ничего не знаю».

  9. «Свобода есть осознанная необходимость». Кому могут принадлежать данные слова? Объясните их смысл.

Тест для проверки знаний по теме

1. Укажите основные направления философии в Новое время:

диалектический материализм

диалектический идеализм

эмпиризм

пантеизм

рационализм

механицизм

дуализм

объективный идеализм.

2.Кому принадлежит выражение: «знание – сила»?

Д. Беркли

Б. Спиноза

Дж Локк

Ф. Бэкон

Р. Декарт

3.Что означает термин «дуализм»?

1.Философское учение, исходящие из признания двойственности истины.

2.Философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал – материи и духа.

философское учение, провозглашающее непостижимость абсолюта для человеческого духа.

4.Какая из перечисленных работ принадлежит перу Юма?

«Трактат о человеческой природе»

« О принципах человеческого знания»

«Система природы»

5.Свобода у Б. Спинозы – это

отсутствие сопротивления

самовыражение личности

познанная необходимость

6. Какая из характеристик подходит к Новому времени более всего?

господство схоластики и религии

новые формы организации научного знания

развитие новых методов познания

7. Что такое идея в философии Р. Декарта?

идея – то, что непосредственного воспринимается умом

быть – значит быть воспринимаемым

идея – то, что отражается в уме

Тема 7.Классический этап философии Нового времени

Максима философского сознания ХIХ века – принципиальное различие природы и культуры. Основные проблемы немецкой классической философии: целостность и структурированность бытия, его познаваемость, активность сознания, связь сознания и познания, принципы развития, сущность человека, универсальность и всеобщность форм нравственности. Принцип тождества бытия и мышления, его трансформации в немецкой классической философии. Впервые в философии рассматривалась не структура познаваемой субстанции, а специфика познающего субъекта – как главный фактор, определяющий и способ, и предмет познания.

Рассмотрите основные положения философского учения И. Канта: априоризм как попытка обоснования всеобщего характера научного знания; автономия нравственной области человеческой деятельности; развитие философии от наукоучения к философии духа. На основе произведения И. Канта «Критика чистого разума» объясните суть априорных идей. Практическому применению разума или этике Канта посвящена работа «Критика практического разума» и известная «Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука». Этика Канта имеет важное историко-философское значение, прежде всего, из-за ее категорического императива. Определите этот императив.

Раскройте суть трансцендентального идеализма последователей И. Канта. Известна формула Гегеля: «все действительное разумно, все разумное действительно». Что такое целое, по Гегелю? Энциклопедия философских наук Гегеля раскрывает суть метафизики мыслителя, которая отличается от рационализма Спинозы двумя важнейшими моментами: логикой и диалектикой. Рассмотрите систему и метод в его учении. Обратите внимание, что логика – это и есть философская система Гегеля. Это мысль, мыслящая самое себя. Абсолют не может мыслить ничего, кроме себя, поскольку не существует ничего, кроме себя. Постарайтесь графически изобразить суть гегелевской системы. Особое место в философии занимает проблема метода, который получил название диалектического: это «столь же синтетический, сколь и аналитический момент суждения, в силу которого первоначальное всеобщее определяет себя из самого себя как иное по отношению к себе» - Тезис—Антитезис—Синтез. Благодаря этому методу Гегелю удается показать реальность целого – и только его, а не отельных частей, что позволяет изучить природу развития. Найдите противоречия системы Гегеля, покажите противоречивый характер гегелевского понимания развития. Представьте философию истории Гегеля.

Кризис традиционной формы философского знания в середине ХIХ века. Формируются социокультурные основания мировоззренческого плюрализма. Модернизация антропологизма произошла благодаря работам Л. Фейербаха, философия которого стала ответом на распад гегелевской школы. В своей работе «Сущность христианства» мыслитель выступил с критикой идеалистической философии. Его философия становится антропологической. Он признает единство души и тела человека. В теории познания проявился его сенсуализм. Критерием бытия становится любовь. По Фейербаху, объект познания первоначально формируется в опыте человеческого общения, и поэтому первый объект для человека – это другой человек, «Ты». Учение Л. Фейербаха оказало огромное влияние на К. Маркса. На основе изучения материала, докажите, что гуманизм Фейербаха был построен на принципе освобождения человека от различных форм отчуждения и развития его природной сущности.

Найдите общие черты философии К. Маркса, Ф. Энгельса и представителями немецкой классической философии. Марксистская философия, как философия 40-х годов XIX века, вобрала в себя диалектику Гегеля, антропологический материализм Л. Фейербаха, идеи французских просветителей и английскую политэкономию А. Смита и П. Рикардо. Разработано ряд важнейших положений: материалистическая диалектика, ставшая продолжением диалектики немецкого идеализма, новое понимание гносеологии, где познание есть отражение материальной действительности в сознании человека, материалистическое понимание общества, теорию классов и классовой борьбы, теорию формаций с позиции: «Философии лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» (К. Маркс).Для освоения курса необходимо:

1. Изучить учебники

Спиркин, А.Г. Философия /А.Г. Спиркин. – М., 1999. – Раздел 1.История философии. Глава 6. – С.142 - 167.

Рассел Б. История западной философии: В 3-х книгах. /Б. Рассел/. – Новосибирск, 2001. – кн. 3. – Глава 2. – С. 823 -879.

Философия: Учебник /Под редакцией В.Д. Губина и др. – М., 1997. – Глава 4. – С. 75-94.

История философии (в кратком изложении) /Под ред. И.И. Богута – М., 1994.- глава 3. – С.455 - 564.

2. Ознакомиться с источниками

Гегель Г.В.Ф. Противоречия и скачки // Хрестоматия по философии/ Составители П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М., 1997. –С.407 –410.

Гегель Г.В.Ф. Наука логика. – М., 1972. Т.3. – С.296 –299.

Кант И. Критика чистого разума //Соч.: В 6т. – М., 19673. – Т.1.

Кант И. Критика практического разума. Пролегомены… // Соч.: В 6т. – М., 1966. – Т.4. – Ч.1.

Фейербах Л. Избранные философские произведения. – М., 1955. – Т.1, 2.

Фихте И.Г. Назначение человека /Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смертности и бессмертии. –М., 1995. – С.28-32.

3. Дополнительная литература

Коротких, В.И. О новом понимании структуры системы философии Гегеля / В.И. Коротких // Вопр.филос. – 2003. - № 4.

Марксизм и современность // Социально-гуманитарные знания – 2002 - №1. – С.257 –285.

Рассел, Б. История западной философии: в 2 т. / Б. Рассел. – М.: МиФ, 1993. – Т. 2.

Самарская, Е.А. Маркс, Гегель и коммунизм / Е.А. Самарская // Вопрс.филос. – 2004. - № 8.

Ойзерман, Т.И. К характеристике трансендентального идеализма И. Канта: метафизика свободы / Т.И. Ойзерман // Вопросы философии – 1996 - №6.

Ойзерман, Т.И. Марксистская концепция социализма и реальный социализм / Т.И. Ойзерман // Вопр.филос. – 2002. - № 3. – С.16 – 31.

В курсе для закрепления знаний по теме предусмотрено семинарское занятие по проблемам классической философии (философии эпохи Просвещения) (см. методические рекомендации по семинарским занятиям).

Темы докладов и рефератов

Философские идеалы эпохи Просвещения.

Проблема достоверности научного знания и его границы в философии И. Канта.

Проблема человека в философии И. Канта.

Идеи права и правового государства в философии И. Канта.

Шеллинг и русская философская мысль.

Гегелевская система и ее роль в философии.

Гегельянство и русская философская мысль.

Проблема человека, общества и государства в философии Гегеля.

Раскол школы Гегеля: старогегельянство, младогегельянство.

Философия Гегеля и марксизм: общее и особенное.

Фейербах и русская философская мысль.

Вопросы для самопроверки

  1. Объясните суть представлений И. Ката о мире.

  2. Расскажите о сущности мира «феноменов». Объясните, почему данный мир Кант назовет миром «вещей для себя».

  3. Ноуменальный мир. Представьте взгляд Канта на мир «вещей в себе». Объясните различие двух миров.

  4. Какие вопросы в философии были поставлены И. Кантом впервые. Можно ли сказать, что немецкий мыслитель стал основоположником гносеологии? Свое мнение обоснуйте.

  5. Определите суть антиномий Канта, определите их место в немецкой диалектике.

  6. Расскажите об императивах Канта.

  7. Объясните представление Канта о свободе: свободе в мире вещей, в мире явлений и мире человека.

  8. Расскажите о предназначении человека с позиции И. Канта.

  9. Что такое императив? О каких императивах идет речь в философской системе Канта?

  10. Объясните суть долженствования в понимании И. Канта, Фихте, Гегеля.

  11. Расскажите о философской системе Гегеля.

  12. Представьте различия в философских воззрениях Канта, Фихте, Шеллинга.

  13. Что такое объективный идеализм? Назовите представителей объективного идеализма в немецкой классической философии.

  14. Расскажите о философских взглядах Л. Фейербаха. Назовите отличительные черты фейербаховской философии.

  15. Представьте основные идеи марксизма.

  16. Назовите причины возникновения марксизма.

  17. Что общего между взглядами на мир И. Канта, Г.В.Ф Гегеля, К. Маркса. Каков вклад К. Маркса в философию?

В курсе изучения темы запланирована письменная работа:

1. Используя материал учебников и предлагаемых работ, дать сравнительную характеристику философским взглядам И. Канта и И. Фихте. Показать особенности субъективного идеализма в немецкой классической философии. См. : Гайденко, П.П. Трансформация кантовской теории времени в науконаучении Фихте. Время как продуктивная способность воображения / П.П. Гайденко // Вопр.филос. – 2004. - № 1.

2. Используя предлагаемый материал, дать развернутую характеристику объективного идеализма немецкой классической философии. Выявить различия в философских системах Г.В.Ф. Гегеля и В.Ф.И. Шеллинга.

3. Представить антропологический материализм Л, Фейербаха, используя работу «Сущность христианства».

Вопросы для обсуждения по теме

  1. Объясните, что подразумевает И. Кант под априорным знанием. Объясните суждение Канта: «Эти неизбежные проблемы самого чистого разума суть бог, свобода и бессмертие».

  2. Будет ли нравственен торговец, честность которого обусловлена его интересом – с точки зрения И. Канта? Каким знанием должен руководствоваться человек?

  3. Заповеди «не лги», «не укради» представьте с точки зрения кантовского категорического императива.

  4. Что такое антиномии Канта? Почему Кант вывел в своей философии подобные антиномии?

  5. В какой формуле можно выразить диалектику Г.В.Ф. Гегеля? Что общего между диалектикой Гегеля, Платона, Сократа и Канта?

  6. Что такое абсолютная идея у Г.В.Ф Гегеля? Почему она так называется? Объясните, какой смысл вкладывал в это понятие Гегель.

  7. «Абсолютную идею можно сравнивать со стариком, высказывающим то же самое религиозное содержание, что и ребенок, но для первого оно является смыслом жизни». Объясните суть высказывания Гегеля.

  8. Что такое диалектический метод Гегеля? Как соотносятся между собой диалектика и метафизика Гегеля?

  9. Верно ли высказывание, что «Фейербах является сенсуалистом»? Свою мысль поясните.

  10. Существует ли преемственность взглядов Гегеля, Фейербаха и Маркса? Определите: что общего и в чем различие данных философских представлений.

  11. Существует ли преемственность в философских идеях Канта и Гегеля? Свой ответ обоснуйте.

  12. Объясните, с чем, по-вашему, связан распад философской школы Гегеля. Каково различие между старогегельянцами и младогегельянцами?

  13. В чем вы видите новизну философских взглядов К. Маркса и Ф. Энгельса? Объясните, в чем состоял вклад марксизма в философскую сокровищницу.

Тест для проверки знаний

1. Среди представленных ниже высказываний определи наиболее важные этические принципы:

поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом;

поступай так, как считаешь нужным;

все поступки должны быть направлены на всеобщее благо;

основание поступков должно быть осознание того, что сам человек есть высшая ценность, а не средство достижения целей;

каждый поступок должен быть направлен на достижение личного благополучия.

2. Среди перечисленных понятий укажите те, которые являются категориями диалектики Гегеля:

тождество

противоречие

количество

качество

мера

абсолютная идея

относительная идея

пространство

различие

материя

3. Что для Фихте является высшим принципом деятельности?

объективный закон

целесообразность

нравственный закон

необходимость

свобода выбора

4.Кому принадлежит высказывание: «Все действительное разумно, все разумное действительно»?

И. Кант

Л. Фейербах

Г.В.Ф. Гегель

В. Шеллинг

5.Определите, чья диалектика представлена данным высказыванием: «Понятие, рассматривающее их (вещи) самих, движет им и, как их душа, и выявляет их диалектику».

И. Кант.

Г.В.Ф. Гегель

И. Фихте

К. Маркс.

6.Укажите теоретические, социально-политические, экономические, естественно-научные предпосылки возникновения марксистской философии

открытие клетки

учение Дарвина

закон сохранения и превращения энергии

научная революция

научная революция

немецкая классическая философия

метафизический материализм

Тема 8.Современная западная философия

Роль философии как интегрирующего фактора культуры (конец ХIХ – ХХ в.в.). Европейская культура и трансформация основных философских проблем, смена ценностей и ориентиров. Максима общественного сознания ХХ века: проблема смысла истории и проблема комплексного изучения человека. Новые типы философствования: сциентистский и антропологический. Экзистенциализм – философия существования – усматривает источник противоречий в борьбе за существование человека. Основными категориями экзистенциализма становятся: сущность и существование. Определяющие положения экзистенциализма:

  • существование предшествует сущности;

  • сущность человека приобретается им, наполняется содержанием.

Центральной проблемой С. Кьеркегора была проблема выбора, неизбежность которого несет в себе трагедию. Объясните смысл фразы С. Кьергегора: «Выбирая абсолют, я выбираю отчаяние, выбирая отчаяние, я выбираю абсолют, потому что абсолют – это я сам».

Важнейшим направлением XIX –XX является «философия жизни». Родоначальником его становятся А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. Шопенгауэр в своей работе «Мир как воля и представление» отразил субъективный идеализм. Все явления жизни ему представлялись как порождение представления познающего, а с другой - сам познающий был продуктом мира. Его философия пессимистична: «жизнь нашего тела – это лишь хронически задерживаемое умирание». Оптимизм представляется ему нелепым, исходя из его произведения, объясните, почему? Философия Ф. Ницше – это переоценка ценностей, восприятие человека независимого ни от какого авторитета, в том числе свободного духом, умом, смертью. «Умри вовремя» - назвал свое учение Ницше, объясните, почему?

Существование, бытие, человек и его свобода, сознание в экзистенциализме Хайдеггера продолжает идеи Ф. Ницше. Работа «Бытие и время» становится энциклопедией экзистенциализма. Основой становится бытие человека в мире и отношение человека к миру. Важнейшей категорией становится «забота», «бытие-в-мире», «заброшенность–в-мир», «повседневное существование», «страх-перед-смертью» и другие. К. Ясперс дополняет ряд «страх-перед-выбором», которому просвещает свою работу «Вопрос о вине». Сартр на первое место выдвигает проблему свободы. Человек сам выбирает себе свободу или несвободу: закованный в кандалы может быть свободен, а живущий на свободе может быть рабом. А. Камю формулирует философию абсурда: мир абсурден и мы в нем.

Особое место в философии занимает психоанализ З. Фрейда, К.Г. Юнга, Э. Фромма, разработавших учение о сознательном и бессознательном.

Формирование новых типов философствования: консервативно-традиционных (неогегельянство, шеллингианство), новаторско – традиционных (марксизм), антиклассических (иррационалистических и сциентистских).

Сциентизм как способ преодоления “кризиса” классической философии при помощи ее же методов. Позитивизм: проблема метода в “первом” позитивизме (О. Конт, Г. Спенсер) и источника познания в эмпириокритицизме (Э. Мах, Р. Авенариус). Именно Огюст Конт высказал тезис о том, что наука заменяет собой традиционную философию. Она должна ограничится описанием внешней структуры явлений и во всех своих изысканиях стремится заменить слово «почему» на слово «как». Неопозитивизм – одно из самых распространенных направлений в философии ХХ века, начиная с 20-х годов, который по своей направленности является продолжением идей позитивизма XIX века. Логический позитивизм представлен Бертраном Расселом, сосредоточивший свои усилия на анализе логической структуры научного знания. Исходя из данного, определялась и задача философии: подвергать логическому анализу высказывания науки. Определите, изучая предлагаемые источники, каким образом должно было строится «прояснение» научного знания. Людвиг Витгенштейн утверждал, что философия не наука и деятельность, состоящая в логическом анализе языка науки. Основой его философии являлось тождество структуры языка и логической структуры мира. Идеи Венского кружка продолжает К. Поппер, представитель философия науки, создатель модели критической рациональности («Логика научного открытия, 1959).

Постпозитивизм Т. Куна представлен в работе «Структура научных революций», в которой представлен особый взгляд на науку как социальный институт. Каждый институт обладает своим стилем мышления, своими критериями научности и рациональности, которые Кун определяет как «парадигмы». Смена парадигм – это и есть научная революция. И. Лакатос предлагает свою концепцию науки, основу которой составляет научно-исследовательская программа. Программа включает в себя жесткое ядро – метафизику программы, негативную эвристику – установки, отсекающие сомнения, позитивная эвристика – исследовательская программа, пути исследования. Любая программа, пройдя прогрессивную стадию, достигает стадии «насыщения», тогда возникает новая исследовательская программа. Определите суть концепции верификации (М. Шлик), физикализма (Р. Карнап, О. Нейрат), конвенционализма (А. Гемпель).

Прагматизм как проблема понимания истины проявился в работах Ч. Пирс, Д. Дьюи. Раскройте суть герменевтики, как одного из влиятельных философских течений второй половины ХХ века и ее взгляд на познание. Определите различие в подхода в понимании мира человеком В .Дильтея (метод «вчувствования»), Г.Х Гадамера (метод «герменевтического круга»). Феноменология о психологизме и интуитивизме, о проблеме времени (Э.Гуссерль). На основе материала учебника покажите сближение позиций религиозной философии и философии науки (П.Тейяр де Шарден, П.Тиллих, В.Гейзенберг, А.Швейцер), объясните, в чем суть неотомизма, определите общность взглядов Фомы Аквинского и представителей данного направления в философии. Выявите философские дискуссии современности и их влияние на развитие западной цивилизации. Для освоения курса необходимо:

1. Изучить учебники

Спиркин, А.Г. Философия /А.Г. Спиркин. – М. : Гардарика, 1999. – Раздел 1.История философии. Глава 7 – С.167 - 216.

Рассел, Б. История западной философии: В 3-х книгах. /Б. Рассел. – Новосибирск, 2001. – кн. 3. – Глава 2. – С. 795 -961.

Философия: Учебник / под ред. В.Д. Губина и др/. – М., 1997. – Глава 1. – С. 95-104.

Зотов, А.Ф. Западная философия ХХ века: учеб. пособ. / А.Ф.Зотов, Ю.К. Мельвиль. – М.: Лань, 1998.

2. Ознакомиться с источниками

Гадамер Х.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. – М., 1989.

Гадамер Х.Г. Язык и понимание. – М., 1991.

Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология // Вопросы философии. – 1992. - № 7. – С.136-176.

Камю, А. Абсурдность мира // Хрестоматия по философии / сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин – М., 1997. – С.481 – 485

Камю, А. Бунтующий человек / А. Камю. – М., 1990.

Карнап Р. Философские основания физики. – М.: Прогресс, 1971.

Кун Т. Структура научных революций. – М.: Прогресс, 1975.

Ницше, Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого / Ф. Ницше. - М.: изд-во МГУ, 1990. - С. 11-173.

Ницше, Ф. Сумерки богов / Ф. Ницше. - М.: Просвещение, 1989. - С. 19-20

Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм / Ж-П. Сартр // Сумерки богов. – М.: Политиздат, 1989. – С.319-344.

Шопенгауэр, А. Афоризмы житейской мудрости / А. Шопенгауэр // Избранные произведения / сост. И.С. Нарский. - М.: Просвещение, 1992. - С. 186-370.

Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление: в 2 т. / сост. И.С. Нарский. - М.: Наука, 1993 - Т.1 - С.220-283.

Шопенгауэр, А. Понятие воли / А. Шопенгауэр // Избранные произведения / сост. И.С. Нарский. сост. И.С. Нарский. - М.: Просвещение, 1992 - С.41-62.

Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер // Хрестоматия по философии / сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Гардарика, 1997. – С.472 –480. Хайдеггер, М. Что это такое – философия? / М. Хайдеггер // Вопросы философии. – 1993 - № 8.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.: Политиздат, 1991.

3. Дополнительная литература

Баженов, Л.Б. Размышления при чтении Поппера / Л.Б. Баженов // Вопр.филос. – 2002. - № 4.

Дворкин И. Ты и Оно. По следам Н. Бубера и З. Фрейда // Вопр. Филос. – 2002 - № 4.

Давыдов Ю.Н. Патологичность состояния постмодерна // Социс. – 2001 - № 11. – С.3 – 13.

Кандалинцева Л.Е. Проблема свободы во французском экзистенциализме (Ж.-П. Сартр, А. Камю) // Философия и общество. – 2001 - № 2 – С. 97 – 108.

Кнабе Г.С. Витгенштейн и Гуссерль // Вопросы философии – 1998 - № 5.

Лишаев С.А. Феномен ветхого: опыт экзистенциального анализа // Вопр. Филос. – 2001. - № 9. – С.71 –82.

Волкова Е.В. Пространство символа и символ пространства // Вопр. Филос. – 2002. - № 11. – С.149 –164.

Козлова М.С. Витгенштейн: особый подход к философии // Вопросы философии – 1998 - № 5.

Успенский В.А. Витгенштейн и основания математики // Вопр. филос. – 1998 - № 5.

Фуллер, С. Карл Поппер и воссоединение левого рационализма / С. Фуллер // Вопр.филос. – 2004. - № 7.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. План издания научной учебной и учебно-методической литературы мгту на 2012 год

    Документ
    ... схем по дисциплине "Криминалистика" длястудентов всех формобучения декабрь 8.2.18. Пирогов П. П. Методическиеуказанияпоорганизациисамостоятельнойработыдлястудентов заочной формыобучения ИДПО по дисциплине ...
  2. Л О Г И К А Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения по специальности 030501

    Методические указания
    ... философии Л О Г И К А Методическиеуказания и контрольные задания длястудентов заочной формыобученияпо специальности 030501.65 «Юриспруденция» Мурманск ... самостоятельнойработы Количество часов (заочная формаобучения) лекций самостоя-тельной работы ...
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии» направление 050400 62 социально-экономическое образование

    Учебно-методический комплекс
    ... и т.д. 3. Методическиеуказанияпоорганизациисамостоятельнойработы (выполнение контрольных работ) Методические рекомендации к написанию контрольной работы: Подготовка к написанию контрольной работы. Определив тему, студент ...
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии» направление 050400 62 социально-экономическое образование

    Учебно-методический комплекс
    ... и т.д. 3. Методическиеуказанияпоорганизациисамостоятельнойработы (выполнение контрольных работ) Методические рекомендации к написанию контрольной работы: Подготовка к написанию контрольной работы. Определив тему, студент ...
  5. Философия права (5)

    Методические указания
    ... основании которого подготовлены настоящие методическиеуказанияпосамостоятельнойработедлястудентовдневной (очной) формыобучения. Курс «Философии права» состоит из двух ...

Другие похожие документы..