textarchive.ru

Главная > Методические рекомендации


Тест для проверки знаний по теме:

1. Совокупность наиболее общих взглядов на мир и место человека в нем:

мировоззрение

философия

мировосприятие

миропонимание

2. С каким определением понятия «мировоззрение» вы согласны?

Мировоззрение – это…

мироощущение,

знание о мире,

практический опыт самого человека,

совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира и места в нем человека.

3. Какое определение философии вы считаете наиболее приемлемым?

Философия – это…

система общих теоретических взглядов на мир и человека, на их взаимоотношения, на отношения человека к человеку,

система научных знаний о мире, о человеке, о их взаимодействии,

искусство познания истины,

любовь к мудрости, мировоззрение и идеология.

4. Какие философские направления соответствуют данным схемам?

А В С

Антропоцентризм,

Космоцентризм,

Идеализм,

Материализм.

5. Какие из перечисленных функций, с вашей точки зрения, свойственны философии?

- познавательная

- коммуникативная

- методологическая

- мировоззренческая

- прогностическая

- информационная

- технологическая

Тема 2.Философия Древнего мира.

Философская мысль зарождается в эпоху, когда на смену родовых отношений приходили первые классовые общества и государства. Наиболее древней является философия, возникшая в Древнем Египте, Древнем Вавилоне, однако в силе обстоятельств (нашествие персов) не сложились философские школы. Зачатки знаний о мире, развитие экономики, формирование абстрактного мышления, развитие наук: математики, астрономии и др., способствовали зарождению скептицизма в отношении к мифологическому миропониманию, в том числе в отношении и к вере в жизнь после смерти. Философская мысль в Древнем Египте и Вавилоне не смогли достичь уровня, характерного для развитых стран того времени, но, тем не менее, воззрения египтян оказали существенное влияние на последующее развитие науки и философской мысли. Ранее всего философские школы появились в Древней Индии и Древнем Китае, где философская мысль была представлена всесторонне.

Так в Индии сложилась система ортодоксальных и неортодоксальных школ: Веданта, миманса, санкхьи, ньяя, классическая йога, вайшешика, а так же джайнизм, буддизм, локаятики.

В Древнем Китае наибольшее распространение получило конфуцианство, даосизм, лигизм, моизм.

Древневосточная философия всегда опиралась на предшествующую традицию. Она имела ряд особенностей, отражавших особенности развития народов, их социально – нравственных, хозяйственных и государственно – политических традиций: во-первых, предположение о единстве всего существующего; во-вторых, суждение о материальной первооснове мира, как источнике всего живого; в-третьих, предположение о естественном пути всех вещей; в-четвертых, обоснование государства и государственных законов, заложены основы этики. Для того чтобы выделить перечисленные выше особенности Древневосточной философии необходимо выполнить задания.

Для освоения представленных философских аспектов необходимо:

1. Изучить учебники:

Философия: учебник / под ред. В.Д. Губина. – М., 1997. – Глава 1. – С. 6 – 31.

Ильин, В.В. История философии: учебник для вузов / В.В. Ильин. – СПб: Питер, 2003. – С.41 – 78.

Немировская, Л.З. Философия: учеб. пособ. / Л.З. Немировская. – М., 1996. – Гл. 2 - 4. – С. 19 – 59.

История философии (в кратком изложении) / под ред. И.И. Богута. – М., 1994.- Гл. 1. – С.8-65.

2. Ознакомиться с источниками:

Антология мировой философии: в 4 т. – М.: Мысль, 1969. – Т.1.- Ч.1. – С. 184 – 190, 192 –196, 259 – 261.

Лейбниц, Г.В. Рассуждения о религии и философии в Китае. Письмо о китайской философии Николаю Ремону / Г.В. Лейбниц // Вопросы философии – 1999 - №12 – С.84 –139.

Щербатской, Ф.И. Философское учение буддизма / Ф.И. Щербатской // Восток – Запад. Исследования. Переводы. – Вып.4 – М., 1989. - С.224.

Дополнительная литература

Антология мировой философии: в 4-х томах. – М.: Наука, 1969. – Т.1.- Ч.1.

Жданов, В.В. Проблема времени в древнеегипетской мысли / В.В. Жданов // Вопр. филос. – 2003. - № 2.

Лукьянов, А.Е. Начало древнекитайской философии / А.Е. Лукьянов. – М.: Радикс, 1994.

Лукьянов, А.Е. Становление философии на Востоке /А.Е. Лукьянов. – М., 1989.

Мюллер, М. Шесть систем индийской философии / М. Мюллер. – М.: Искусство, 1995.

Переломов, Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба /Л.С. Переломов. – М., 1993.

Хамидов, А.А. Философия Востока и философия Запада: к определению мировоззренческой валидности / А.А. Хамидов // Вопр. филос. – 2002. - № 3.

3. В теме предусмотрена письменная работа по вопросам:

1. Дать сравнительную характеристику учениям даосизма и конфуцианства: вывить общие и особенные черты (используя источники).

2. Можно ли утверждать, что в даосизме прослеживаются диалектические идеи. Приведите примеры (используя источник).

3. Докажите, что теория познания Мо-цзы заложила основы исследованиям в области познавательных проблем. Определите основные философские категории, изучаемые моистами (используя источник).

4. Определите особенности древневосточной философии, отразившие своеобразие восточной культуры, социально-экономических и государственных традиций.

4. Темы докладов и рефератов

  1. Философия даосов о естественном пути всех вещей и диалектика Г.В.Ф. Гегеля.

  2. Философия Древнего Востока и идеи всеединства В.С. Соловьева.

  3. Определите черты схожести философских систем Древнего Восток и античности.

  4. Можно ли считать философскими мировоззрения народов Древнего мира и Вавилона?

  5. Проблема человека в философии Древнего Востока и Древней Греции (сравнительная характеристика).

В курсе для закрепления полученных знаний по теме предусмотрено семинарское занятие по проблемам философии Древнего Востока (см. методические указания по семинарским занятиям).

Вопросы для самоконтроля:

  1. Определите особенные черты философии Древнего Востока.

  2. Дайте характеристику философским достижениям Древнего Египта или Вавилона.

  3. Представьте основные философские идеи материалистических школ Древней Индии (вайшешика, локаята).

  4. Назовите этические идеи конфуцианства.

  5. Определите отличительные черты конфуцианства и неоконфуцианства.

  6. Изложите содержание философских идей лигизма. Можно ли назвать лигистов основоположниками демократии?

  7. Определите вклад моистов и поздних моистов в решение проблемы познания истинной картины мира.

Вопросы для проверки знаний

в форме контрольной работы

1. Прочтите изречение и дайте ответ на вопрос. «Дао рождает (вещи), дэ вскармливает их. Телесность придает вещам форму, благодаря силам (инь и ян) вещи достигают завершенности». Объясните взаимосвязь категорий ДАО, ДЭ. К какому из них относится признак телесности и почему?

2. Прочитайте отрывок и дайте ответ на вопрос. «Ибо никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она. Вот извечная дхамма». Откуда, на ваш взгляд, данный отрывок? К какому философскому направлению относится это учение? Представьте его суть.

3. Что означает принцип «всеобщей любви и взаимной выгоды»? В чем его социально-философский смысл?

4. «Превращение в противоположное – это движение ДАО». Что такое дао? Как называется приведенная закономерность? Кто из мыслителей Древнего Востока утверждал данное?

5. Прочтите высказывание и дайте ответ на вопрос. «Если умело держать вожжи, лошади побегут сами». Как вы думаете, кому принадлежат эти слова? О каких принципах идет речь? Объясните суть изречения.

6. В чем суть учения Йоги? Определите общие черты буддизма и учения йоги.

Тема 3.Античная философия.

Античная философия - это самостоятельная философия, быстро освобождающаяся от авторитетов мифа и ритуала. Она охватывает довольно большой промежуток времени, который получит у К. Ясперса название « эпохи фейерверка идей» - с конца VII в до н.э. до V-VI веков н.э..

Античная философия означала зарождение философии как самостоятельной дисциплины. Ей предшествовала мифология Древней Греции и Рима, она черпала мудрость Древнего Востока, культура которой уходит своими корнями в глубокое прошлое. Но различные заимствования ни в коем случае не умаляют достоинств и значения античной философии, ее оригинальности и величия.

В античной философии можно выделить четыре периода:

Доклассический – VIII – V вв до н.э. (Гомер, Гесиод, натурфилософские школы (милетская, эфеская, элейская), пифагорейцы, софисты и другие;

Классический – V – IV вв до н.э. (Сократ, атомисты, Горгий, Платон, Аристотель)

Эллинистический – (IV –III вв до н.э.) – расцвет философских школ.

Философия Древнего Рима (III в. до н.э.- Vв. н.э.)

Античная философия имеет свои особые черты, которые отличают ее от всех остальных типов философии. Необходимо выделить космоцентричный характер античной философии. Большинство античных мыслителей основой всего сущего считали Космос, созданный по типу разумного, живого начала (гилозоизм – учение о всеобщей одушевленной материи). Школы стихийного материализма пытались определить материальную основу бытия, оно мыслилось монистически, как первовещество или субстанция, находящееся в постоянном движении и превращении.

Античными мыслителями обсуждали целый ряд важнейших проблем: проблема познания мира, проблема истины и методы ее достижения. В этой философии заложены основы диалектики и понимание источника развития как борьбы противоположностей. Философами раскрываются особенности форм познания, разрабатываются законы формальной логики.

Не обошли стороной античники и проблему человека, причем как активного творческого начала, способного к самосовершенствованию, познанию и творению добра. Именно в античной философии разрабатываются идеи справедливости, права, закона. Предлагаются модели идеального и оптимального государств, определяется идея правового государства, осмысливается сущность исторического процесса и место в нем человека, анализируется смысл существования человека, его предназначение и величие, складываются учения о душе, боге, которые в дальнейшем лягут в основу средневековой философии.

Особое внимание следует уделить эллинистическому периоду, когда получили развитие различные школы и направления, развивающие идеи Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита: стоики, киники, скептики, эпикурейцы, эклектики и другие. Римский этап античной философии представлен стоицизмом в лице Сенеки, Эпиктета, Марка Аврелия, признавшими невозмутимость и свободу от внешнего мира собственных страстей - достоинством, испытывающими безразличие и апатия по отношению к смерти. Эпикурейство представлено Титом Лукрецием Каром, которое вобрало в себя атомистическую натурфилософию, материалистический сенсуализм и гедонистическую этику, в которой удовольствию придавалось значение цели жизни («Смерти не следует бояться, - писал в «Письме к Манекею» Эпикур, - ибо пока мы есть, смерти нет, а когда она приходит, нас уже нет. А значит смерти нет ни для живых, ни для мертвых»).

Для освоения представленных философских аспектов необходимо:

1. Изучить учебники:

Спиркин, А.Г. Философия /А.Г. Спиркин. – М.: Гардарика, 1999. – Раздел 1: История философии. – С.18 –81.

Ильин, В.В. История философии: учебник для вузов / В.В. Ильин. – СПб: Питер, 2003. – С.79 – 148.

Философия: учебник / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. – М.: Русское слово, 1997. – Глава 2. – С. 31 - 53.

Немировская, Л.З. Философия: учеб. пособ. / Л.З. Немировская. – М., 1996. – Гл. 5. – С. 60 - 97.

История философии (в кратком изложении) / под ред. И.И. Богута. – М., 1994. – Гл. 2. – С.66 - 195.

2. Ознакомиться с источниками:

Аристотель, Метафизика / Аристотель // Соч.: в 4 т. - М.: Мысль, 1975-1983. – Т.1. - С.63 - 367.

Аристотель. Эвдемова этика / Аристотель // Вопр.филос. – 2002. - №№ 1, 9.

Платон, Собрание сочинений: в 4 т. / Платон. – М.: Наука, 1990 - 1994.

Гегель, Г.В.Ф. Лекции по истории философии / Г.В.Ф. Гегель. – Спб.6 Лань, 1999.

Дополнительная литература

Антология мировой философии: в 3 т. – М.: Мысль, 1969 –1972. – Т.1. Философия Древности и Средневековья: в 2 ч. – М.: Мысль. 1969.

Месяц, С. Трактат Аристотеля «О памяти и припоминании» / С. Месяц // Вопр.филос. – 2004. - № 7.

Овчинников, Н.Ф. Парменид – чудо античной мысли и непреходящая идея инвариантов / Н.Ф. Овчинников // Вопр.филос. – 2003. - № 5.

Рассел, Б. История западной философии: в 3-х книгах / Б. Рассел. – Новосибирск: изд-во Новосибирского университета, 2001. – Кн. 1. – Глава 1 –3. – С.33 – 368.

Смирнов, А.В. Соизмеримы ли основания рациональности в разных философских традициях? Сравнительное исследование зеноновских апорий и учений раннего калама / А.В. Смирнов // Вопр. филос. – 1999. - №3. – С.168-188.

Соколов, В.В. Философских синтез Аристотеля / В.В. Соколов // Философия и общество. – 1999. - №4. – С.45 – 50.

Соколов, В.В. Антисенсуализм Платона и его концепция идей как константа знания и бытия. Разновидности знания и диалектика как верховная из них / В.В. Соколов // Философия и общество. – 1999. - №2.

Чайковский Ю.В. Фалесова наука в историческом контексте // Вопр. филос. – 1997 -№ 8.

Шуков, В.А. Апология свободомыслия Сократа / В.А. Шуков // Вопр. филос. – 2001. - № 12.

3. Темы докладов и рефератов

Натурфилософская мысль Древней Греции и Рима.

Первые «университеты» в истории человечества: пифагорейская школа, платоновская академия, Ликея Аристотеля, Сад Эпикура.

Античная диалектика (Гераклит).

Значение физики и метафизики Аристотеля для развития европейской философии.

Этика Древней Греции: гедонизм, кинизм, стоицизм, эпикурейство.

Проблема человека в философии Древнего Востока и Древней Греции (сравнительная характеристика).

Диалектика древнегреческой философии и современность

От Пифагора к Платону – становление образа единого Космоса.

В курсе для закрепления знаний по теме предусмотрено семинарское занятие по проблемам античной философии (см. методические рекомендации по семинарским занятиям)

Вопросы для самоконтроля:

  1. Назовите основные черты античной философии.

  2. Определите основные школы Древней Греции.

  3. Укажите особенности материализма Древней Греции и Рима.

  4. Докажите, что античная философия носит космоцентричный характер.

  5. Дайте представление о софистах.

  6. Раскройте философские идеи Пифагора и его учеников.

  7. Определите основные идеи философии Сократа. Каково, по-вашему, значение сократовской философии?

  8. Осветите проблема человека и общества в философии античности.

  9. Представьте решение проблемы метода познания античными философами.

  10. Раскройте диалектику формы и содержания в наследии Платона и Аристотеля.

  11. Расскажите об идеальном государстве Платона. Сравните его с моделью оптимального государства Аристотеля.

  12. Расскажите об атомистических гипотезах мыслителей Древней Греции и Рима.

В программе по теме предусмотрена контрольная работа по предлагаемым вопросам:

1. Кого из философов античности можно отнести к школе «семи мудрецов» и почему? Свой ответ обосновать.

2. Что такое монизм? Какие философские учения Вы отнесете к монизму и почему?

3. Прочитайте высказывание и ответьте на вопрос. «В ту же реку дважды не войдешь», «Все течет и ничто не пребывает». Кому принадлежат данные суждения? Объясните их смысл.

4. Объясните понятие «диалектика» и его употребление в античной философии.

5. В чем проявился механицизм во взглядах античных мыслителей на бытие?

6. Объясните основной смысл учения об идеях Платона. Как можно объяснить с позиции этого учения понятие «платоническая любовь»?

7. Дайте сравнительную характеристику взглядов на проблемы бытия Платона и Аристотеля

8. Определите отличительные черты философских школ эллинистического периода Древней Греции и Древнего Рима.

Тест для самопроверки знаний:

1.Основным философским принципом античной философии является:

антропоцентризм

космоцентризм

теоцентризм

софизм

2. Понятие диалектики как «искусство спора» ввел в философию

Пифагор

Сократ

Зенон

Цицерон

3. Главной проблемой, изучаемой элейской школой, была:

изучение космоса и природы,

изучение социальных проблем,

изучение проблемы истины.

4. Основоположником античной диалектики был:

Гераклит

Зенон

Аристотель

Платон

5. Понятие «материя» в философию ввел:

Платон

Гераклит

Протагор

Аристотель

6. Платон и Аристотель вели спор по вопросу:

первичности материи или идеи

природе истинного знания

единства формы и содержания.

7. Кто из античных философов сказал: «нельзя войти в одну и туже реку дважды»?

Зенон

Гераклит

Фалес

Анаксимандр.

8. Кто ввел в философию понятие «бытие»?

Протагор

Парменид

Ксенофан

Аристотель

9. Что такое гилозоизм?

учение о всеобщей одушевленной материи

учение о природе

учение о движении и его всеобщем характере

учение о государстве

10. Основоположником индуктивного метода познания является

Платон

Зенон

Аристотель

Сократ

11. Создателем первой версии теории вероятности (пробабилизм) был:

Эпикур

Карнеад

Пифагор

Пиррон

12. Основоположником атомистического учения является:

Демокрит

Левкипп

Анаксимандр

Ксенофан

13. Основы эволюционной теории заложил:

Фалес

Анаксимандр

Анаксимен

Демокрит

14. Кем из мыслителей было впервые употреблено понятие «долг» в рассуждении о человеке?

Зенон

Протагор

Ксенофан

Сократ

15. Кому из мыслителей принадлежат слова: «Человек есть мера всех вещей…»?

Протагору

Аристотелю

Пиррону

Сенеке

16. Кто из античных мыслителей связывал в один процесс знание и добродетель?

Платон

Аристотель

Сократ

Плотин

17. Кому принадлежат слова «Я знаю, что ничего не знаю»?

Зенон

Пиррон

Сократ

Платон

Тема 4.Средневековая философия

Средневековая философия принадлежит к эпохе расцвета феодальных отношений – V- XIV века. В своем становлении и развитии прошла несколько этапов: патристика (II – VI вв.), ранний период которой получил название апологетика (апологии – сочинения, ставившие своей целью выработку единой христианской позиции), ярким представителем которой стал Тертуллиан, именно ему принадлежат слова: «Верую, ибо абсурдно». Второй период отличается анализом возможности Слова ( VII –X вв), активным спором номиналистов (В. Оккам, Д. Скот) и реалистов (Ансельм Кентерберийский). Третий период - схоластика (XI –XIV вв). Средневековую философию отличает от других исторических типов теоцентризм, креационизм, провинденциализм, и монотеизм.

Вся средневековая философия отличается авторитарностью, преданностью «школе», что порождает специфическую черту – формализм, склонность к закостенелости и догматизму, безличность – личное уступает место абстрактно-логическому (господствует школа, а в школе – отвлеченный рассудок). Основным способом философствования становится схоластика. Специфически решается и вопрос о соотношении веры и разума в познании: вера должна быть рационально обоснована – философия превращается в служанку богословия.

В основе средневекового миропонимания лежат два основных принципа: принцип боготварности (креационизм), и принцип откровения как главный принцип гносеологии. Оба взаимосвязаны между собой и предполагают единого бога – «единое есть бог, бог – единство».

Чтобы в полной мере осознать сказанное выше, необходимо ознакомиться с философскими взглядами Августина Блаженного и его трудами «О граде Божьем», «Исповедь», «Об истинной религии», где представлены: учение о Боге и мире, свободе и необходимости, учение о предопределении, учение о философии как теологии, учение о познании и этические воззрения мыслителя.

Второй период средневековой философии раскрывается в споре школ номиналистов, реалистов и концептуалистов. Основным источником спора является проблема «универсалий» и «субстанций».

Период схоластики представлен Фомой Аквинским и его работой: «Сумма теологий», в которой мыслитель обосновывает основные принципы христианской теологии, в том числе и рациональное обоснование существования Бога, поднимаются социальные проблемы, исследуется проблема познания истины. Зарождаются и еретические учения (Д. Скотт, Ж. Буридан, У. Оккам и др.).

Чтобы представить философские идеи средневековых мыслителей необходимо:

1. Изучить учебники:

Спиркин, А.Г. Философия /А.Г. Спиркин. – М.: Гардарика, 1999. – Раздел 1: История философии. – С.82 –104.

Ильин, В.В. История философии: учебник для вузов / В.В. Ильин. – СПб: Питер, 2003. – С.148 - 202.

Философия: учебник / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. – М.: Русское слово, 1997. – Глава 2. – С. 54 - 74.

Немировская, Л.З. Философия: учеб. пособ. / Л.З. Немировская. – М., 1996. – Гл. 6. – С. 98-107.

История философии (в кратком изложении) / под ред. И.И. Богута. – М., 1994. – Гл. 2. – С.196 - 287.

2. Ознакомиться с источниками:

Абеляр, П. История моих бедствий / П. Абеляр. – М., 1959.

Боэций «Утешение философией» и др. трактаты / Боэций. – М., 1995.

Аквинский, Фома Сумма теологий / Фома Аквинский // Вопр. филос. – 1997. - №9.

Плотин, О добродетелях / Плотин // Вопр.филос. – 2002. - № 8.

Плотин, О диалектике / Плотин // Вопр.филос. – 2002. - № 8.

Дополнительная литература

Антология мировой философии: в 4-х томах. – М., 1969. – Т.1. – Ч.2. - С.581- 605, 787 – 907.

Бандуровский, К.В. Проблема этики в «Сумме теологии» Фомы Аквинского / К.В. Бондуровский // Вопр. филос. – 1997. - № 9.

Мир философии: в 2 т. – М.: Мысль, 1991. – Ч.1. – С.14 , 193 –196, 483-485, 612 – 615.

Нестик, Т.А. Тема внутреннего слова у Августина: мышление и время / Т.А. Нестик // Вопр. филос. – 1998. - № 10.

Паршин, А.Н. Средневековая космология и проблема времени / А.Н. Паршин // Вопр.филос. – 2004. - № 12.

Рассел, Б. История западной философии: в 3-х книгах / Б. Рассел. – Новосибирск: изд-во Новосибирского университета, 2001. – Кн. 2. – Глава 1 –2. – С.377 – 586.

Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней: в 4 т. / Дж. Реале, Д. Антисери. – СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1994 – 1997. – Т.2: Средневековье.

Чертых, В. Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского / В. Чертых // Вопр. филос. – 1994. - №1.

Хвостова, К.В. Развитие правовых понятий в эпоху Средних веков (методологический и конкретно-исторические аспекты проблемы) / К.В. Хвостова // Вопр.филос. – 2004. - № 1.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. План издания научной учебной и учебно-методической литературы мгту на 2012 год

    Документ
    ... схем по дисциплине "Криминалистика" длястудентов всех формобучения декабрь 8.2.18. Пирогов П. П. Методическиеуказанияпоорганизациисамостоятельнойработыдлястудентов заочной формыобучения ИДПО по дисциплине ...
  2. Л О Г И К А Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения по специальности 030501

    Методические указания
    ... философии Л О Г И К А Методическиеуказания и контрольные задания длястудентов заочной формыобученияпо специальности 030501.65 «Юриспруденция» Мурманск ... самостоятельнойработы Количество часов (заочная формаобучения) лекций самостоя-тельной работы ...
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии» направление 050400 62 социально-экономическое образование

    Учебно-методический комплекс
    ... и т.д. 3. Методическиеуказанияпоорганизациисамостоятельнойработы (выполнение контрольных работ) Методические рекомендации к написанию контрольной работы: Подготовка к написанию контрольной работы. Определив тему, студент ...
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии» направление 050400 62 социально-экономическое образование

    Учебно-методический комплекс
    ... и т.д. 3. Методическиеуказанияпоорганизациисамостоятельнойработы (выполнение контрольных работ) Методические рекомендации к написанию контрольной работы: Подготовка к написанию контрольной работы. Определив тему, студент ...
  5. Философия права (5)

    Методические указания
    ... основании которого подготовлены настоящие методическиеуказанияпосамостоятельнойработедлястудентовдневной (очной) формыобучения. Курс «Философии права» состоит из двух ...

Другие похожие документы..