textarchive.ru

Главная > Рабочая программа курса


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

учебной дисциплины

федерального компонента

Основы источниковедения

Направление № 031900.62 – Теология

Факультет - богословский

Форма обучения

Очная, очно-заочная, заочная

Курс

1

Семестр

1

Общая трудоемкость, ч

68

Аудиторные занятия, ч

34

Лекции, ч

34

Практические занятия, ч

0

Самостоятельная работа, ч

34

Текущий семестровый контроль, семестр

1

Курсовая работа

-

Зачет, семестр

1

Пояснительная записка

1. Цель курса

Программа курса «Основы источниковедения» для Вузов, ведущих обучение по направлению «Теология», преследует следующие цели:

  • сформировать у студентов необходимые навыки работы с разнообразными историческими источниками;

  • дать учащимся представление об общих проблемах источниковедения как научной дисциплины и о важнейших методологических принципах источниковедения, в частности, о принципе полноты источниковой базы научного исследования, сформировать навык изучения отдельных источников во взаимной связи для получения совокупности научных фактов, достаточных для характеристики тех или иных исторических процессов, явлений и т.д.;

  • ознакомить студентов с основным кругом источников по отечественной истории и проблематике их изучения; предоставить информацию о сохранившихся комплексах исторических источников и методике работы с ними.

2. Задачи курса

Данный курс знакомит студентов с основными группами источников по отечественной истории, дает понятие источниковедения как науки об исторических источниках, знакомит с правилами и приемами их выявления, изучения и использования в работе историка.

При характеристике каждой группы источников и каждого источника в отдельности особое внимание уделяется происхождению, особенностям формы и структуры, авторству и датировке, степени достоверности, содержащихся в источнике свидетельств, полноте и значению полученной информации для формирования научного представления о тех или иных фактах истории.

При этом учитывается, что каждый источник есть продукт определенного времени и среды, его появление обусловлено конкретными причинами, обстоятельствами и намерениями при его создании.

Уделяется внимание характеристике задач и приемов критики источника (фактической, логической и т.д.) с тем, чтобы установить его соответствие определенной исторической действительности, определить возможности использования имеющейся в нем информации.

Содержание курса

Тема 1. Введение в предмет источниковедения. Теория источниковедения

Понятие источниковедения как науки об исторических источниках: их возникновении, развитии, основных чертах; правилах и приемах их выявления, изучения и использования в работе. Источниковедение и система вспомогательных исторических дисциплин. Источниковедение и историческое исследование.

Определение исторического источника как явления, по которому можно изучать прошлое. Диалектическая связь исторической действительности и источника, источника и историка. Объективное и субъективное в источнике. Ретроспективный характер исторического познания.

Основные виды исторических источников: письменные, материальные, устные. Информативная ценность письменных источников. Важнейшие виды письменных исторических источников и их особенности: документально-нормативные акты, хроники и летописи, повествовательные источники (жития, сказания, воспоминания и так далее), корреспонденция, дневниковые записи, периодическая печать, массовые источники.

Основные стадии работы исследователя с источником. Поиск и выявление источников. Задачи источниковедческого анализа: определение внешних особенностей памятника, установление его подлинности, прочтение текста, установление времени, места, авторства, обстоятельств и мотивов происхождения источника, интерпретация текста, оценка его достоверности, полноты, представительности, научной значимости его информации. Выработка приемов анализа данных источника. Методологические принципы изучения источников. Методы работы с источниками; проблемы критики источников.

Закономерности возникновения и эволюции источниковой базы. Современные принципы накопления и анализа исторической информации.

Тема 2. История изучения источников. Историография

Понятие историографии как истории исторической науки. Развитие донаучных представлений об истории в России и начало научного этапа. Условия возникновения и функционирования исторической науки в России. Петербургская академия наук. Представители немецкой ученой школы (Байер, Миллер) и русские историографы (Татищев, Ломоносов) – влияние на последующее развитие, традиционная оценка и реальный вклад в науку. Н.М. Карамзин – биография, творческий путь, основы мировоззрения. “История государства Российского” – композиция, жанровое своеобразие, соотношение с литературой того времени. Отношение Карамзина к источнику. Складывание центров исторической науки в 1820–1830 годов. Взгляд на историческое существование России и его перспективы. Чаадаев, Герцен, славянофилы. Возникновение “государственной школы”. С.М. Соловьев, «История России с древнейших времен» – роль философии, теории и анализа в его исторической концепции. Традиции “академизма” в изложении. “Голос живого народа” в трудах Н.И. Костомарова. В.О. Ключевский, основные этапы жизни и творчества. Исторический портрет как жанр. Отношение к источнику. Расширение круга проблем, психологизм изложения. «Курс лекций по русской истории» – черты новой концепции и развитие старой. Историческая наука в России в последней трети XIX века. Московская и Петербургская исторические школы. Социально–экономические проблемы русской истории в трудах С.Ф. Платонова, Ю.В. Готье, Н.П. Павлова-Сильванского и А.Е. Преснякова. Воздействие революции и Гражданской войны на историческую науку. Преобразование ее основных институтов при Советской власти. Становление “социологических” взглядов в советской историографии 1920–1930 годов: М.Н. Покровский. Этапы складывание новой идеологической схемы истории СССР в 1940–1960 годах. Структура и функционирование послевоенной исторической науки. “Немарксистские” школы в СССР в 1960–1980-х годах и особенности их существования. Современное состояние исторической науки в России. Надежды и опасности.

Тема 3. Исторические источники с древнейших времен до конца ХIII века

Древнейшие сведения о народах, населявших территорию России. Дискуссия о времени возникновения первых письменных источников русской истории. Письменность в Древней Руси. Источники летописного характера: «Повесть временных лет» и ее возможные источники, местные летописные своды ХII–XIII веков. Характеристика великокняжеских и местных летописаний. Актовый материал: княжеские церковные уставы, письменные акты и “вкладные”. Киево-Печерский патерик и раннесредневековые жития святых (княжеские, монашеские, местные). Поучения раннего средневековья: “Слово о законе и благодати” митрополита Иллариона, послания митрополита Клемента, сочинения Кирилла, епископа Туровского, каноническая литература (“Кириково вопрошание” и другие). Церковные “хождения” – источники повествовательного плана. “Слово” и “Послание” Даниила Заточника, поучения Владимира Мономаха и других – источники, отражавшие уровень духовного развития и христианизации русского общества. “Русская Правда” – древнейший законодательный памятник Киевской Руси и ее позднейшие редакции.

Тема 4. Исторические источники XIVXV веков

Характеристика особенностей источниковой базы периода – рост удельного веса актовых материалов при сохранении значения летописания, влияние Золотой Орды и другое. Актовый материал – духовные и договорные грамоты Великих князей, ханские ярлыки, данные митрополитам (2 редакции сборника), судные грамоты, новгородские “владычьи” договора и другое. Летописи и сказания XIV–XV веков: особенности развития летописания – возникновение летописных центров общерусского значения при Московской митрополии. Местное летописание как источник по истории участия духовенства в процессе централизации Руси. Оппозиционные Москве тенденции в летописании Северо-западной Руси. Церковные сказания и жития Святых XIV–XV веков – возникновение единообразных канонов русской житийной литературы. Источники об участии Православной Церкви в борьбе с золотоордынским владычеством (“Задонщина”, “Сказание о Мамаевом побоище”, “Сказание о разорении земли Рязанской”).

Тема 5. Исторические источники XVI–XVII веков

Роль формирования государственно-бюрократического аппарата Московского государства в изменении характера источниковой базы. Архивы и условия хранения документов в Монастырском и Патриарших приказах, в монастырях и так далее. Общерусское летописание XVI–XVII веков. Основные памятники, новые черты. Судебники 1497 и 1550 годов. “Стоглав” 1551 года как попытка создания единого церковного сборника законов и правил. Церковно-политическая литература: сказания о Москве как о третьем Риме. Сочинения Иосифа Волоцкого как источник по еретическим движениям на Руси и отношению к ним Православной Церкви, источники по идеологическому противостоянию стяжателей (иосифлян) и нестяжателей. “Домострой” как источник по истории становления православных нравственных устоев русского общества. Житийная литература XVI–XVII веков. Источники по хозяйственной деятельности Православной Церкви: акты на право иммунитетного (“тарханного”) землевладения; монастырские хозяйственные записи; писцовые книги и сотницы как государственная оценка церковных имуществ. Публицистика Смутного времени и литературные памятники XVII века. Соборное уложение 1649 года как важный источник по истории государственного развития. Свидетельства иностранцев о Московском государстве XVI–XVII веков. Источники по взаимоотношению Православия и католической церкви на территории Украины и Белоруссии и возникновению униатства. Петр Могила и его духовная академия (коллегиум) в Киеве.

Тема 6. Источники XVIII века

Особенности периода. Складывание государственно-бюрократического аппарата классического типа и его влияние на изменение характера исторических источников. Законодательные акты петровской эпохи. “Генеральный регламент”. Уставы воинский, морской и прочие. Изменение в характере возникновения и хранения источников о деятельности Российской империи. Канцелярское делопроизводство. Документы центрального и местного управления. Экономико-географические и статистические описания. Секуляризационная и контрольная политика государства по отношению к Церкви и ее отражение в источниках. Особенности актовых документов XVIII века. Законодательные акты, связанные с преобразованием церковных учреждений в годы правления Петра Великого. “Духовный регламент” 1722 года. Документальное наследие петровского Синода. Литературное наследие Феофана Прокоповича. Документы о деятельности Специальной комиссии по секуляризации 1757 года. Источники по истории общественной мысли в России XVIII века. Периодическая печать. Воспоминания и переписка XVIII века как исторический источник.

Тема 7. Источники XIX – начала XX веков

Особенности источниковой базы по данному периоду. Становление архивного дела, формы и способы хранения документов. Актовый материал Сената и Святейшего Синода. Источники по истории духовного образования в России. Источники по истории Церкви в важнейших внутри- и внешнеполитических процессах в России. Основные законодательные памятники XIX века. Полное собрание и Свод законов Российской империи. Управление государством. Архивы министерств и других учреждений, их сохранность, полнота. Документы судопроизводства и полицейского надзора, источниковые особенности. Процесс над декабристами. Документы личного происхождения как источник по истории русской культуры. Семейные архивы – сохранность, полнота. Дневники, альбомы, переписка. Мемуары современников в XIX века – жанровая эволюция и своеобразие. Этапы развития периодической печати и ее источниковые особенности. Источники по проблеме восстановления патриаршества в России. Документы по истории политической борьбы начала XX века и первых русских революций. Источники по военной истории России начала XX века. Массовые источники по истории России XIX- нач. XX вв.

Тема 8. Источники 1917-1941 годов

Основные особенности периода и их отражение в исторических источниках. Материалы Поместного собора Русской церкви 1918 года. Основополагающие документы церковной политики Советской власти. Декрет об отделении Церкви от государства. Материалы о послереволюционном расколе в Русской Православной церкви – “Обновленчестве”. Документы из архивов Наркомата народного просвещения об основных методах и направлениях антицерковной и атеистической агитации. Документы первых лет Советской власти. Конституции РСФСР и СССР. Документы советской государственной системы: местонахождение, доступность, полнота. Источники по истории Гражданской войны. Документальные источники о репрессиях. Следственные дела из архивов бывших ЧК, ОГПУ и НКВД и их особенности как исторических источников.

Тема 9. Источники 1941-1990-х годов

Исторические источники по Второй мировой войне: документальные, дипломатические, мемуарные. Массовые источники и особенности их обработки. Документы из архивов Совета по делам Русской Православной церкви при Совмине СССР как важнейший корпус источников по взаимоотношению Русской церкви и Советского государства в послевоенные годы. Периодические и публицистические издания как исторический источник эпохи «оттепели». Источники периода «застоя»: общая характеристика. Источники по развитию политических процессов и событий в СССР в период «перестройки» и падения социалистического строя. Основные источники 1990-х годов: краткий обзор.

Тема 10. Фальсификация исторических источников в России и наука критики

Подделки исторических документов в XVIII в. в России и их критика («Соборное деяние», «Требник митрополита Феогноста» и «Поморские ответы» братьев Денисовых).

Фальсификации исторических источников и состояние исторической критики и историографии в России XIX в. Фальсификации А.И. Бардина, А.И. Сулакадзева, И.П. Сахарова.

Подлоги письменных исторических источников в XX в. «Влесова книга».

Тема 11. Источниковедение и архивоведение. Методические основы работы с документами. Краткая теория и практика архивного дела

Современные центры хранения исторических источников и принципы их организации. Распределение источников по архивам Российской Федерации. Методика самостоятельной работы с источниками.

III. Тематический план курса

п/п

Наименование тем и разделов

Аудиторные занятия (час.)

в том числе

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

1

Введение в предмет источниковедения. Теория источниковедения

2

2

История изучения источников. Историография

2

3

Исторические источники с древнейших времен до конца ХIII века

4

1

4

Исторические источники XIV–XV веков

2

1

5

Исторические источники XVI–XVII веков

4

2

6

Источники XVIII века

2

2

7

Источники XIX – начала XX веков

4

4

8

Источники 1917-1941 годов

4

6

9

Источники 1941-1990-х годов

4

6

10

Фальсификация исторических источников в России и наука критики

2

2

11

Источниковедение и архивоведение. Методические основы работы с документами. Краткая теория и практика архивного дела

4

10

Итого:

34

0

34

IV. Литература

Основная учебная литература

  1. Данилевский И.Н. и др. Источниковедение: Теория, история, метод: Учебное пособие. – М.: РГГУ, 2004.

  2. Бокарев Ю.П., Борисова Л.В., Соколов А.К. Источниковедение новейшей истории России: теория, методология, практика: Учебник. – М.: Высшая школа, 2004.

Дополнительная учебная литература

  1. Историческая наука и методология истории в России ХХ века: К 140-летию со дн. рожд. акад. А.С. Лаппо-Данилевского. Вып. 1. – СПб.: Северная звезда, 2003.

  2. Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. – М.: АСТ, 2003.

  3. Коломийцев В.Ф. Методология истории (от источника к исследованию). – М.: РОССПЭН, 2001.

  4. Кроче Б. Теория и история историографии / Пер. с итал. И.М. Заславской. – М.: Языки русской культуры, 1998.

  5. Ланглуа Ш.-В., Сеньобос Ш. Введение в изучение истории / Пер. с фр. А.Серебряковой. – М.: ГПИБ, 2004.

Учебно-методическая литература

  1. Лавренов В.И. Зарубежное памятниковедение и музееведение: Учебно-методическое пособие для студентов. - Тверь: ТГУ. Т. 1: Введение в зарубежное музееведение. - 2005.

  2. Лавренов В.И. Зарубежное памятниковедение и музееведение: Учебно-методическое пособие для студентов. - Тверь: ТГУ. Т. 2: Введение в зарубежное памятниковедение. - 2006.

Дополнительная научная литература:

  1. Амфилохий, архимандрит. Описание Евангелия, писанного на пергамине в Новгороде для Юрьевского монастыря в 1118-1128 года.-3 с. 94. Орлов М.И., проф. прот. Как иногда проверяют изданный текст. Библиографическая заметка.

  2. Беляев Л.А. От библейских древностей к христианским: Очерки археологии эпохи формирования иудаизма и христианства. - М.: Ин-т философии, теологии и истории св. Фомы, 2007.

  3. Вернадский Г.В. Русская историография. М., 1997.

  4. Древнерусская литература: Источниковедение: Сборник научных трудов / Отв. ред. Д.С. Лихачев. - Л.: Наука, 1984.

  5. Житие протопопа Аввакума, написанное им самим, изданное Археографической комиссией. СПб., 1917.

  6. Источниковедение литературы Древней Руси: Курс лекций. - Л.: Наука, 1980.

  7. Люблинская А.Д. Источниковедение истории средних веков. - Л.: Изд-во Ленингр. Гос. Ун-та, 1955.

  8. Патерик Киевского Печерского монастыря. СПб., 1911.

  9. Православная богословская энциклопедия в 12 т./Под ред. А.П. Лопухина и Н.Н. Глубоковского.-СПб,1901-1911 .-1 лд.

  10. Средневековая Русь. Вып. 4: Исследования по истории и источниковедению Руси X–XV в. – М.: Индрик, 2004.

  11. Тюленев В.М. Рождение латинской христианской историографии: С приложением перевода "Церковной истории" Руфина Аквилейского. - СПб.: Изд. Олега Абышко, 2005.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа курса (14)

    Рабочая программа курса
    РАБОЧАЯПРОГРАММАКУРСА ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 7 КЛАСС Пояснительная записка Рабочаяпрограмма составлена на основе -приказа ... проверочная работа 3 РАБОЧАЯПРОГРАММАКУРСА ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 10 КЛАСС Пояснительная записка Рабочаяпрограмма составлена на основе ...
  2. Рабочая программа курса (27)

    Рабочая программа курса
    РАБОЧАЯПРОГРАММАКУРСА ИСТОРИЯ КОНЦА XVI - XVIII ВВ. 7 КЛАСС Пояснительная записка к программеРабочаяпрограмма составлена на ... крестьян и горожан. РАБОЧАЯПРОГРАММАКУРСА ИСТОРИЯ 10 КЛАСС Пояснительная записка Рабочаяпрограмма составлена на основе ...
  3. Рабочая программа курса

    Рабочая программа курса
    РАБОЧАЯПРОГРАММАКУРСА учебной специальной ... семестр 1 I. Пояснительная записка. Предметом курса «Патрология» являются жизнеописания, творения и ... Дополнительная учебная литература Сидоров А.И. Курс патрологии: Возникновение церковной письменности.- ...
  4. Рабочая программа курса (2)

    Рабочая программа курса
    РАБОЧАЯПРОГРАММАКУРСА учебной дисциплины ... семестр 2 1.Пояснительная записка Предлагаемая программакурса “История философии” рассчитана на студентов ... историческом раскрытии. Структура курса. Метод построения курса можно назвать “проблемно ...
  5. Рабочая программа курса (3)

    Рабочая программа курса
    РАБОЧАЯПРОГРАММАКУРСА учебной специальной дисциплины ... язык в его современном состоянии. Курс включает в себя знакомство учащихся с ... и семинарских занятий совпадают. 2. Содержание курса 1. История. Деятельность Кирилла (Константина) ...

Другие похожие документы..