textarchive.ru

Главная > Документ


Приказ министерства образования Ставропольского края от 21 августа 2006 года № 467-пр "Об утверждении региональных (национально-региональных) компонентов государственных образовательных стандартов общего образования по истории и географии Ставропольского края"

 
В соответствии со ст. 29 Закона Российской Федерации «Об образовании», Положением о министерстве образования Ставропольского края, утвержденным постановлением Губернатора Ставропольского края от 9 августа 2006 г. № 517, и протоколом заседания Экспертного совета министерства образования края от 15 августа 2006 г. №3
 
ПРИКАЗЫВАЮ:
 
1.Утвердить региональные (национально-региональные) компоненты государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования:
1.1.По истории Ставропольского края (приложение №1).
1.2.По географии Ставропольского края (приложение №2).
2.Ставропольскому краевому институту повышения квалификации работников образования (Шевченко Г.И.) обеспечить разработку программно-методического обеспечения реализации региональных (национально-региональных) компонентов государственных образовательных стандартов по истории, географии Ставропольского края.
3.Ввести в действие утвержденные настоящим приказом региональные (национально-региональные) компоненты государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по истории, географии Ставропольского края с 2006-2007 учебного года.
4.Считать утратившим силу приказ министерства общего и профессионального образования Ставропольского края от 10 августа 2000 года № 359-пр.
5.Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра образования Капралову Л.В.


 
 
Министр А.Ф. Золотухина

 

Приложение № 1
УТВЕРЖДЕНО
приказом министерства образования
Ставропольского края
от 21 августа 2006 года № 467-пр
 


Региональный(национально-региональный) компонент государственного стандарта общего образования по истории Ставропольского края
 
I. Общая характеристика стандарта.
Национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования по истории – нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений.
Назначением национально-регионального компонента государственного стандарта общего образования по истории является обеспечение:
•  преемственности образовательных программ на разных ступенях общего образования,
•  прав граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию предмета и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений;
•  определение требований к образовательным учреждениям, реализующих национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования по истории.
Национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования по истории является основой для:
•  разработки образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, учебных планов образовательных учреждений, примерных программ по истории;
•  объективной оценки уровня подготовки выпускников образовательных учреждений;
Национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования по истории направлен на:
•  деятельностный характер исторического образования, формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
•  усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующего утверждению ценностей гражданского общества и правового демократического государства, становлению личности ученика;
•  формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
Национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования по историиустанавливает:
•  обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования;
•  требования к уровню подготовки выпускников;
Национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования по истории структурирован по ступеням общего образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование).
Образовательные стандарты по учебному предмету включают:
•  цели изучения учебного предмета;
•  обязательный минимум содержания основных образовательных программ по данному учебному предмету;
•  требования к уровню подготовки выпускников по данному учебному предмету.
При разработке национально-регионального компонента использованы следующие нормативные документы:
1.Законы РФ и Ставропольского края об образовании.
2.Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.05.98 г. №1235.
3.Государственный стандарт к образовательному минимуму содержания начального основного общего образования. (05.05.2004)
II. Начальное общее образование
Изучение истории Ставропольского края на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
• развитие умений рассуждать, решать творческие задачи, обобщать историческую информацию;
• освоение знаний об истории края, о человеке и его месте в обществе;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в обществе.
В результате изучения истории Ставропольского кран ученик должен:
Знать
• название нашей края и его столицы; где живут учащиеся; родного города (села);
• государственную символику Ставропольского края;
• государственные праздники на Ставрополье;
Уметь
• показывать на карте границы Ставропольского края, некоторые города Ставропольского края (родной город, столицу, еще 1-2 города);
• описывать отдельные (изученные) события из истории Ставропольского края;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
 
Представления об истории города и села. Сказания и легенды Исторические источники по истории сел и городов Ставрополья. Археологические и природно-культурные памятники. Историческая карта района, города и Ставропольского края. Мой дом, мой город (село).
Ставрополье в древности. Народы Ставрополья в XIV-XVIII вв. Кочевники. Горцы. Занятия, культура и быт народов.
Заселение Ставрополья. Возведение оборонительных линий. А.В. Суворов и Ставрополье. Основание городов и сел края. Культурное развитие Ставрополья в конце XIX - начале XX вв.
Ставрополье в ХХ веке. Революции в начале XX в. Развитие городов и сел края в 20-30-е годы. Ставропольцы - в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период. Изменение облика городов и сел, жизни и быта людей на современном этапе. Государственные праздники на Ставрополье.
Символы Ставропольского края. Герб и флаг Ставропольского края.
 
III Основное общее образование
 
В основной средней школе предусматривается систематическое изучение истории родного края с древности до наших дней. Изучение истории Ставропольского края на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
•         Воспитание патриотизма, уважение к истории «малой родины».
•         Освоение о важнейших событиях. Процессах истории Ставропольского края во взаимосвязи и хронологической последовательности с историей Отечества.
•         Овладение элементарными методами исторического познания, умения работать с различными источниками исторической информации по истории края.
•         Формирование ценностной ориентации в процессе ознакомления с исторически сложившимися культурными и, религиозными, этнонациональными традициями и культуры народов Ставрополья и Северного Кавказа, освещение этнологии и этнографии этих народов, эпоса. Фольклора и искусства. Формирование культуры межнационального общения.
•         Применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфесиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов, проживающих на территории края.
 
В результате изучения истории Ставропольского кран ученик должен
- применять полученные знания и умения для решения практических задач, связанных с повседневной жизнью:
- понимать особенности современной жизни, сравнивая события и явления прошлого и настоящего;
- анализировать причины текущих событий в крае, стране и мире;
- высказывать свое отношение к современным событиям и явлениям, опираясь на преставления об историческом опыте человечества:
- использовать знания об историческом пути и традициях народов Кавказа в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Знать:
основные виды исторических источников;
основные этапы и ключевые события истории Ставропольского края и народов Северного Кавказа с древности до наших дней; выдающихся деятелей Ставрополья;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития.
Уметь:
работать с хронологией (соотносить даты событий истории края с отечественной и всеобщей историей; определять последовательность и длительность важнейших событий);
работать с историческим источником (уметь отвечать на вопросы и решать поставленные учебные задачи, опираясь на текст исторического документа; использовать факты, содержащиеся висточниках, в рассказе об исторических событиях; сравнивать свидетельства разных источников);
работать с исторической картой (показывать на карте России территории расселения народов Северного Кавказа, границы края, города, места значительных исторических событий);
описывать исторические события и памятники культуры (рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ, отчетов об экскурсиях, рефератов, сочинений);
анализировать, объяснять, оценивать исторические факты и явления (соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл основных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий);
высказывать свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Северного Кавказа и Ставропольского края, достижениям, объясняя, на чем оно основывается.
Древность и средневековье Ставрополья. Древние племена на территории края. Майкопская, катакомбная и кобанская культуры. Скифы и сарматы. Аланы. Гунны и тюрки. Половцы. Хозяйство и культура. Горцы - соседи степняков. Занятия населения. Культура и быт народов. Общественный строй и социальные отношения. Россия и народы Кавказа в XVI - XVIII вв.
Возведение Азово-Моздокской оборонительной линии. Кавказская война. Казачья колонизация. Управление, землепользование, традиции. Заселение Ставрополья крестьянами.
Развитие Ставропольской губернии в XIX в. Экономическое и социальное развитие. Общественный строй. Экономические отношения переселенцев с местными народами. Выдающиеся деятели русской культуры на Ставрополье в первой половине XIX в. Просвещение.
Реформы 1863-1874 г. на Ставрополье. Экономическое развитие на рубеже XIX - XX вв. Пореформенная колонизация края. Крестьянское движение. Культура и Просвещение. Театр. Церковь. Градостроительство. Курортное дело. Экология региона.
Развитие Ставропольского края на рубеже XIX - XX вв. Социально-экономическое развитие. Ставрополье в годы первой революции. Отступление и поражение революции. Новые черты в экономике. Проведение аграрных реформ. Экономические и социальные последствия реформ. Ставрополье в годы первой мировой войны. Февральская и октябрьская революции 1917 г. Гражданская война на Ставрополье.
Экономическое и культурное развитие края 20-30-е годы. Восстановление народного хозяйства. НЭП на Ставрополье. Индустриализация и коллективизация и их последствия. Социалистические преобразования в автономных областях края Культура и образование. Развитие в крае высшего образования и науки. Общественная жизнь и репрессии в крае в конце 30-х годов.
Ставрополье в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Всеобщая мобилизация в начале войны. Ставропольцы - участники Великой Отечественной войны. Оккупационный режим на Ставрополье. Освобождение края от немецко-фашистских захватчиков.
Восстановление экономики и развитие края в 60-80-е годы. Послевоенные трудности в развитии сельского хозяйства. Развитие промышленности края. Рост городов и сел края. Культура, наука, просвещение. Изменения в жизни и быте жителей Ставрополья.
Ставрополье в конце XX в – начало ХХI в. «Перестройка», «гласность». Образование новых политических движений. Начало перехода к рыночной экономике. Образование Карачаево-Черкесской Республики. Возрождение казачества. Политическое, экономическое и культурное развитие Ставропольского края в наши дни.
 
IV. Среднее (полное) общее образование
Цели
Изучение истории Ставропольского края на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
·        воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок в нашем крае;
·        развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов в истории России и Ставропольского края, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
·        освоение систематизированных исторических знаний, формирование целостного представления о месте и роли Ставропольского края в истории России;
·        овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
·        формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
 
Требования к уровню подготовки выпускников
Знать:
основные факты, процессы и явления, позволяющие понимать целостность и системность истории родного края, отечественной и всемирной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем истории Ставропольского края;
историческую обусловленность современных общественных процессов; особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.
Уметь:
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические сюжеты и исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и на этой основе реконструировать образ исторического прошлого;
участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
представлять результаты изучения исторического материала в формах реферата, исторического сочинения, рецензии.
 
Древние народы и цивилизации Северного Кавказа. Влияние Античной цивилизации. Археологические и литературные источники о древних обществах на Северном Кавказе. Жизнь жителей Северного Кавказа в первобытную эпоху (занятия, орудия труда, жилища). Переход к земледелию и скотоводству. Кочевники и горцы. Возникновение частной собственности. Древние племена на территории Северного Кавказа. Период энеолита и бронзового века. Транскавказские торговые пути. Северокавказская культура. Кавказские племена кобанской культуры. Скифы. Проникновение греков на Северный Кавказ. Сарматы.
Территория Ставропольского края в Средневековье. Миграция народов Средней Азии. Кочевники и земледельцы раннего средневековья (IV-VI вв.). Великая Болгария. Земли края в составе Хазарского каганата. Аланское государство в X-XII вв. Завоевание Северного Кавказа монголо-татарами. Северный Кавказ между Западом и Востоком. Народы Северного Кавказа в XVI - XVII вв.: хозяйство, быт, культура. Отношения народов Северного Кавказа и переселенцев. Возведение оборонительных линий. Линейное Казачество. Казачья колонизация.
Ставрополье в XVIII - первой половине XIX века. Заселение Ставрополья государственными крестьянами. Помещечье-крепостническая колонизация. Возникновение городов на Ставрополье. Кавказская война. Иностранные поселения в Ставропольской губернии.
Великие реформы XIX в. Особенности модернизации на Северном Кавказе и Ставрополье. Подготовка и проведение реформы 1861 г. Реформы 1863-1874 гг. на Северном Кавказе. Пореформенная колонизация Ставропольского края. Землевладение и землепользование. Развитие торговли и промышленности. Развитие городов. Изменения в социальной структуре общества. Социальные противоречия, социальные движения. Развитие культуры на Ставрополье в XIX в. и ее влияние на культуру народов Северного Кавказа.
Политическое и экономическое развитие Ставрополья в начале XX в. Революционный цикл 1905-1917 гг. на Ставрополье. Социальные и экономические изменения в жизни жителей края в 20е-30е годы. Эволюция социальных групп и слоев. Формирование тоталитарной системы. Национальная политика. Политика в области образования и культуры. Подготовка кадров для народов Северного Кавказа.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Битва за Кавказ. Ставрополье в годы войны. Ставропольцы на фронтах Великой Отечественной войны. Послевоенное восстановление хозяйства. Трудности и проблемы сельского хозяйства края. Жизнь и быт людей.
Политические события середины 1950-х годов. Реформы на Ставрополье второй половины 50-х - начала 60-х гг., их противоречивость. Развитие науки и технологий. Особенности экономического развития края в 70-е-80-е годы. Социальные и экономические последствия. Экологические проблемы Ставрополья.
Социальные и политические изменения на Ставрополье в конце XX в. Кризисная ситуация в экономике. Переход к рыночной экономике. Обострение межнациональных противоречий на Северном Кавказе. Возрождение казачества. Чеченская война и ее последствия. Новые политические партии и движения, Культура, наука, здравоохранение и образование. Религия и церковь. Ставропольский край как субъект Российской Федерации. Политическое, экономическое и культурное развитие Ставропольского края в наши дни.
 

Приложение № 2
УТВЕРЖДЕНО
приказом министерства образования
Ставропольского края
От 21 августа 2006 года № 467-пр
 


 
Региональный (национально-регинальный) компонент государственного образовательного стандарта общего образования по географии Ставропольского края
Предисловие
Национально-региональный компонент является важным дополнением федерального компонента государственного образовательного стандарта по географии. Он призван обеспечить расширение единого образовательного стандарта и приблизить его к потребностям региона. Региональный компонент устанавливает минимум содержания общеобразовательной программы и требования к уровню знаний школьников, связанных с изучением территориально-региональных особенностей своей местности.
Содержание регионального компонента предполагает:
- формирование и закрепление регионального содержания как необходимого компонента
основной образовательной программы;
- определение оптимального объема содержания, подлежащего обязательному усвоению;
- обеспечение преемственности обучения на различных ступенях
Начальная школа РОДИНОВЕДЕНИЕ
Цель курса - сформировать у школьников начальные представления о своем крае, его природе и жизни людей, воспитать чувство любви к своей малой родине. Развить умение наблюдать, характеризовать объекты окружающего мира , рассуждать, решать задачи.
Освоить (накопить) знания об окружающем мире.
Воспитать позитивное эмоционально- ценностное   отношение к природе, духовно-нравственную и экологическую культуру.
Формировать потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, вести здоровый образ жизни. Школьник должен
знать/понимать: особенности    местоположении Ставропольского края на карте России, основные характерные особенности природы и их сезонные изменения;
- геологическое прошлое края, основные горные породы, полезные ископаемые;
- местонахождение краевого центра, его облик, величина, топонимика;
-   о   положении   своего   населенного   пункта,   его   история,   топонимике,   природных компонентах; наибольшую и наименьшую высоту солнца над горизонтом
Дикие и домашние растения, животные, растения сада, огорода, полей: зерновые
- об основных    видах деятельности населения в крае, влиянии деятельности человека на природу и ее изменение под влиянием деятельности людей.
 
Школьник должен уметь:
Наблюдать за явлениями в природе и занятиями человека: дежурные ведут настенный календарь погоды, изменений в природе и в деятельности людей;
Собирать семена сорных растений для подкормки птиц   зимой;
Делать и развешивать кормушки;
- показывать на карте свой край, его столицу, место своего жительства;
- показывать на карте основные формы рельефа и гидрографии своего края;
- различать на местности и давать характеристику оврагу, балке, речной долине;
-   различать основные виды растений, произрастающих в крае:    деревья, кустарники, травы; ядовитые растения и грибы;
- определять   показания температуры   воздуха,   влажности,   облачности   и   составлять характеристику состояния погоды.
Находить полярную звезду; пользоваться  масштабом, планом местности;
определять направление ветра, продолжительность дня и ночи, причины их изменений.
 
Содержание курса
Ставропольский край, малая родина, географический адрес Ставропольского края. Символика Ставропольского края. Праздники Ставропольского края. Управление Ставропольским краем. Город Ставрополь - центр Ставропольского края. Соседи Ставропольского края: Краснодарский край, Ростовская область, республики Северного Кавказа, Ставропольская возвышенность, Кавказские горы, горные породы Ставропольского края, ископаемые остатки древних животных, населявших Ставропольский край, овраги в Ставропольском крае, полезные ископаемые края (газ, нефть, строительные материалы, минеральные воды). Реки Ставропольского края (Кубань, Егорлык, Калаус). Водоемы края: оз. Маныч, Сенгилеевское водохранилище. Искусственные реки (каналы). Погода в Ставропольском крае. Основные признаки изменения погоды в своей местности. Народные приметы. Почвы края, черноземы и их плодородие. Растения и животные Ставропольского края. Редкие и исчезающие виды. Красная книга Ставропольского края. Сезонные изменения в природе края. Степь и лесостепь как основные природные комплексы края. Оценка природных условий для жизни людей. Виды деятельности населения. Народы, населяющие край, особенности их быта и культуры. Численность населения в крае и его столице. Особенности природы, внешнего облика, функций Ставрополя. Ставропольский край - курорт России. Города КМВ.
Основная школа
ГЕОГРАФИЯ СТАВРОПОЛЬКОГО КРАЯ
Цель курса - дать основные научные знания о природе, населении и хозяйстве   своего края, сформировать чувство патриотизма и любви к Родине, экологическую культуру. Научить   применять   географические   знания   и   умения   в   повседневной   жизни   для сохранения   окружающей среды и социально - ответственного     поведения в ней. Самостоятельная     оценка уровня безопасности   окружающей   среды как сферы жизнедеятельности.
Школьник должен знать: - историю исследования края,
- географическое положение Ставропольского края,   его размеры,     их влияние на природные особенности.
Деление на районы, районные    центры;
- характерные особенности природных условий Ставропольского края;
-      экологическое состояние природных компонентов, степень сохранности природы,
особенности   и   формы   охраны   природы   Ставропольского   края,   особо   охраняемые территории края;
-      этнодемографическая и миграционная ситуация в Ставропольском крае, особенности рынка труда и занятости населения,
- особенности   хозяйственной   структуры   Ставропольского   края,  
- основные   виды промышленного и сельскохозяйственного производства;
- численность   населения,   города   края,   их   типы   по   величине   и   хозяйственной специализации, урбанизацию.
 
Школьник должен уметь:
- определять географические координаты Ставропольского края, г. Ставрополя, своего района   и   своего   поселения;   сравнивать   положение   и   площадь   края   с   другими территориями России, СНГ, мира.
- давать комплексную характеристику природных условий края, своего района и своего места жительства;
- составлять характеристику демографической ситуации края, своего района, определять по таблицам    величину естественного и миграционного прироста, строить и    читать половозрастную пирамиду;
- определять отрасли специализации в крае и своем районе, давать их характеристику;
- уметь показывать на карте города, сельские административные районы Ставропольского края; хорошо ориентироваться по карте края;
- уметь показывать особо охраняемые территории края и давать их характеристику,
- наносить   на   карту   наиболее   важные   объекты   природы,    населения,   составлять картосхемы, картограммы, картодиаграммы.
Содержание курса.
История изучения, исследователи края;
Географическое положение Ставропольского края, место края на глобусе, границы края, размеры территории. Геологическая история, геологическое строение края: Скифская плита, Кавказская складчатая зона, Альпийско-Гималайский пояс. Проявления древнего вулканизма. Рельеф Ставропольского края ( Азово-Кубанская и Терско-Кумская низменности, Кумоманычская впадина, Ставропольская возвышенность и ее части: горы Недреманная и Стрижамент, Бешпагирские, Ставропольские и Прикалаусские высоты, предгорья Кавказа, магматические горы КМВ, Большой Кавказ, Пастбищный хребет, высшая точка Ставропольского края, Кисловодская котловина). Влияние геологического строения на рельеф. Полезные ископаемые и их разработка. Землетрясения в Ставропольском крае. Работа подземных и поверхностных вод, ветра. Карстовые явления в крае. Климат Ставропольского края: климатообразующие факторы, климатические сезоны года, неблагоприятные климатические явления. Внутренние воды края: речная сеть, водораздел, речные бассейны, питание и режим рек, характеристика крупнейших рек; озера и водохранилища, каналы. Почвы края, основные типы и их характеристика. Растительность края: типы растительности и их характеристика (степи, лесостепи, пустынная растительность и растительность песков, пойменные и байрачные леса, растительность плавней и пойм); культурные растения края. Животный мир края: фауна и животное население; Животные полупустынь, степей, лесостепей. Животные горных территорий. Животные водоемов. Охрана растительного и животного мира. Красная книга Ставропольского края. Природные комплексы края, Изменение природы края под влиянием деятельности человека, охраняемые территории, закон об охране природы в крае. Население края: динамика численности населения, половозрастная структура населения, этнический состав населения, миграции. Типы поселений: сельские и городские. Города, их происхождение. Современное состояние городов края. Ставрополь и его микрогеография. Культурные особенности народов Ставропольского края. Религии и их география. Рынок труда в Ставропольском крае. Общая характеристика хозяйства, структура хозяйства. Отрасли промышленности, агропромышленный комплекс. География отраслей хозяйства. Транспортные сети. Рекреационный комплекс края. Топонимика края. Внутренние различия в пределах края.
 
Цель курса: дать знания о пространственно-временных особенностях территории Ставропольского края, основных современных тенденциях и перспективах социально-экономического развития.
Сформировать геологический облик края от докембрийского,  до нашего времени. Первые поселения в крае. Курганы, шёлковый путь. Первое современное постоянное заселение края; Современные тенденции заселения и перспективы социально-экономического развития.
Школьник должен знать:
- облик территории края в разные геологические эпохи.
- древние и современные ландшафты Ставропольского края, их особенности, сохранность и современное состояние;
- динамику изменения этнических, демографических, миграционных процессов в крае
- историю заселения и типы поселений Ставропольского края;
- условия жизни и образ жизни населения Ставропольского края
- основные показатели социального развития и уровня жизни в крае;
- историю и современное   состояние хозяйственного комплекса края, территориальную структуру хозяйства, отрасли экономики и их центры, наиболее крупные хозяйственные объекты.
- глобальные, региональные и локальные экологические проблемы края.
Школьник должен уметь
- давать оценку географического положения Ставропольского края    по сравнению с другими субъектами РФ;
- составлять комплексную сравнительную характеристику Ставропольского края и других субъектов РФ;
- составлять прогноз развития демографических и социально-экономических процессов Ставропольского края;
- давать оценку состояния природной среды в крае, предлагать меры по ее сохранению;
-   уметь    анализировать    статистические    материалы,    характеризующие    социально-экономические и этнодемографические процессы в регионе и отдельных поселениях;
- составлять простейшие картосхемы и картодиаграммы, отражающие территориальную дифференциацию края по природным, демографическим и    социально-экономическим характеристикам.
Содержание курса.
Древние, новые и новейшие геологические процессы на Ставрополье. Прошлые и современные природные и культурные ландшафты Ставропольского края. История заселения края, формирование сети поселений. Природное и культурное наследие Ставропольского края: сохранность и перспективы использования. Типы природопользования в Ставропольском крае. Использование земель. Место края в экономике России: рейтинг, специализация, точки роста. Техногенный каркас Ставропольского края и его изменение. Экологическая ситуация в крае. Социальное развитие Ставропольского края. Уровень и качество жизни населения. Современные этнодемографические процессы и их динамика. Проблемы территориального управления развитием региона. Перспективы трансформации территориальной структуры Ставропольского края.
6 класс.
Экскурсия: изучение форм земной поверхности, характера залегания горных пород, слагающих земную поверхность; водоёмов, уровня грунтовых вод в окрестностях школы. Ориентирование на местности. Определение азимутов. Чтение и составление плана местности.
Определение координат своего населённого пункта, крайних точек края. Изучение макрорельефа края, своего населённого пункта, перепада относительных высот, абсолютные высоты. Подробное изучение горных пород свое местности. Характеристика карты края. Изучение рек: Кубани, Калауса, Егорлыка, озёр и водохранилищ (Маныч-Гудило, Сенгилеевкое, Отказненское, Чограйское, оз. Провал) Изучение гор КМВ, зон землетрясений, горячие источники.
Определение расстояний от Ставрополя или своего населенного пункта до Черного и Каспийского морей по параллели. Подземные воды. Изучение элементов речной долины ближайшей реки. Изучение годового хода температуры в Ставрополе или в своём населенном пункте вычерчивание температуры, розы ветров. Описание пояса освещённости, погоды, климатообразующих факторов; растительного и животного мира, почв свое местности. Наблюдение над природой и установление сроков начала времён года. Описание ПК своей местности, нахождение на плане местности природных и созданных человеком комплексов. Воздействие на ПК человека.
 
7 класс
Изучение исследователей края: Пастухова А.В, Яхонтова Е, Гниловского В.Г, и.д.р. Изучение общих географических закономерностей на примере края в литосфере, климате, географической оболочке. Природопользование и геоэкология. Изучение правил поведения человека в окружающей среде. Применение географических знаний для выявления геоэкологических проблем на местности и по карте путем сравнения и улучшения качества окружающей среды.
 
8-9 класс
Особенности географического положения края. История освоения, изучения территорий края. Местное, поясное время. Почему правильнее говорить Ставропольское, а не Московское время?
Административно-территориальное деление края. Сравнение площади края с другими территориями страны, СНГ, мира. Природа. Рельеф. Климат, факторы формирования. Внутренние вводы и их особенности. Почвы, размещение основных типов, меры по сохранению плодородия. Стихийные природные явления. Природные зоны. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории, Красная книга. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением полезных ископаемых; зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Население: численность, народы, естественное движение, направления и типы миграций, состав населения, особенности расселения, городское и сельское, урбанизация. Анализ таблиц. Межнациональные отношения.
Хозяйство. Особенности отраслевой и территориальной структуры. Природноресурсный потенциал, география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития, особый эколого-курортный регион КМВ. Различие территории по условиям и степени хозяйственного освоения. Определение влияния особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Оценка экологической ситуации в разных районах. Место края среди субъектов России. Экономические, политические, культурные связи края. Объекты мирового природного и культурного наследия в крае. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Достопримечательности, топонимика.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. ИСТОРИЯ и обществознание зав

    Документ
    ... для школьников (Региональный (национально-региональный) компонентгосударственногостандартаобщегообразованияпоисторииСтавропольскогокрая). В рамках курса «История России» часть ... , которые воплощают черты (характеристики) общего. Кроме того, как ...
  2. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности продукции и услуг russian classification of economic activities and prodacts

    Документ
    ... государственный транспорт. Исключения: Все виды почтовой деятельности, осуществляемые национальным ... поистории страны и края, знаний по результатам анализа отечественного и зарубежного искусства и другие. Исключения: Деятельность пообразованию ...
  3. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности продукции и услуг russian classification of economic activities and prodacts

    Документ
    ... государственный транспорт. Исключения: Все виды почтовой деятельности, осуществляемые национальным ... поистории страны и края, знаний по результатам анализа отечественного и зарубежного искусства и другие. Исключения: Деятельность пообразованию ...
  4. Методические рекомендации по организации учебного процесса (16)

    Методические рекомендации
    ... выразительный и интересный для школьников (Региональный (национально-региональный) компонентгосударственногостандартаобщегообразованияпоисторииСтавропольскогокрая). В рамках курса «История России» часть учебного времени ...
  5. Основная образовательная программа начального общего образования (14)

    Основная образовательная программа
    ... образования на ступени начального общегообразования; - связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; - характеристики ... линиями национально-региональногокомпонентаГосударственного образовательного стандарта: культурно ...

Другие похожие документы..