textarchive.ru

Главная > Доклад


Информационно-сетевая культура пользователей: проблемы и решения

Доклад на IV Научно-практической конференции «Право и Интернет: теория и практика»

Пласичук Валентина Петровна

Главный библиотекарь

Российская национальная библиотека

Современная цивилизация переживает качественно новый этап своего развития – этап информационно-сетевых технологий, все шире используемых во всех сферах человеческой деятельности. Формируется новый тип общества, получившее название информационного.

Главный отличительный признак перехода от общества индустриального типа к информационному – превращение фундаментальной науки и инновационных технологий в решающий фактор эволюции, расширение сферы использования достижений науки и техники. Термин “информационное общество” появился в Японии. Специалисты предложили его для характеристики общества, где в изобилии циркулирует высококачественная информация, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распределения и использования. По определению ЮНЕСКО, информатизация – это развитие и применение методов сбора, преобразования, хранения и распространения новых знаний, их использования обществом в целях его текущего управления и дальнейшего совершенствования и развития.

Становление информационного общества характеризуется появлением нового, не употреблявшегося ранее термина “пользователь”. Понятие “пользователь” как субъект экономической и иной деятельности, – отмечает докт. экон. наук Т.П.Николаева, – “не разделяет” людей по профессиональному или иному какому-либо признаку, а указывает на единый, общий и для специалистов, и для неискушенных потребителей способ ведения дел”.[1]

В информационно-технологическом обществе изменяется не только производство, но и организационная структура экономики, развивается качественно новая модель информационной экономики, экономики – знаний, важнейшими исходными составляющими которой являются информационные ресурсы и технологии. Важнейшей тенденцией формирующегося общества, отмечает Ф. А. Попов, является перенос акцента в производстве с использования материалов на оказание услуг, что влечет за собой существенное изменение удельного веса отраслей экономики в формировании валового национального продукта [2].

В условиях интеллектуализации отечественной экономики, развития инновационного бизнеса и его интеграции в мировую экономику значительно повысилась роль информации как стратегического ресурса и фактора устойчивого социально-экономического развития общества. Организация работы библиотечно-информационной сферы с учетом новых требований обусловливает необходимость переосмысления стратегии и тактики современного менеджмента и прежде всего чрезвычайно актуального и важного информационного ресурса. По объему информационных ресурсов Россия занимает одно из ведущих мест в мире. В нашей стране функционирует более одного миллиона уникальных архивных фондов и 130 тысяч библиотек.

В складывающемся сегодня постиндустреальном информационно-технологическом обществе предпочтение отдается творческой деятельности человека, основные особенности которой – умение слышать время, способность к видению проблемы, оригинальность мышления, легкость ассоциирования и генерирования идей, диалектичность, критичность и гибкость мышления, способность раздвигать границы мышления, антиконформизм и др. Одним словом, главным источником силы общества является духовный уровень его жизни [3].

Примерно полтора десятилетия назад в специальной литературе появился термин “knowledge management”. В самом общем смысле менеджмент означает профессионализм или даже искусство в деле эффективного управления организацией, критерий оценки качества которого меняются в зависимости от типа организации, отрасли … Искусство – это всегда присутствие чего-то субъективного, иррационального, интуитивного, выходящего за рамки рациональных схем и правил [4]. На этапе информатизации, когда обмен знаниями и технологиями становится жизненно важным для развития каждой фирмы, отрасли и национальной экономики в целом, пришло понимание необходимости управления знаниями и социально-информационными процессами [5,6]. С этой целью в компаниях, организациях и фирмах создаются автоматизированные системы управления, которые интегрируют внутреннюю и внешнюю информацию. Например многие крупные предприятия и организации города для целеноправленного формирования своих баз – знаний заключают с нами договоры на патентно-информационное и нормативно-техническое обслуживание.

Это направление получило широкое развитие на западном рынке, и сегодня ряд фирм представляет продукты этой области компьютерных интеллектуальных технологий. Такие системы называют системами управления знаниями. Их цели:

сокращение времени на поиск нужной информации;

учет предыдущего опыта работы и накопленных ранее знаний;

передача опыта специалистами.

В современных условиях информационное обеспечение или обслуживание рассматривается как составной элемент информационного производства. Принципиальное отличие обслуживания, основанного на информационных технологиях, от традиционного заключается в том, что пользователю становятся доступны мировые, национальные и региональные информационные ресурсы, а не ресурсы одной библиотеки или их сети. Кроме того, традиционное обслуживание ориентирует пользователя в документах, а обслуживание, основанное на информационных технологиях, – еще и в текстах. Это то, о чем мечтали люди, – в любое время иметь под рукой нужную информацию.

Задача библиотечной и иной информационной системы состоит в обеспечении принципиальной возможности соединения (связи, коммуникации) между документом и пользователем. А извлекать нужную информацию из документа, оценивать и перерабатывать ее – удел пользователя. Информация становится значением в том случае, если она воспринята человеком и приобрела смысл.

В настоящее время ученые различают три вида информационного обслуживания, понимаемого в широком смысле – от выдачи до сложных консультаций:

“Обычное информационное обслуживание” - это обслуживание, удовлетворяющее обычные потребности среднего пользователя. Доступ к нему открыт для любого гражданина. Затраты компенсирует государство.

“Специальное информационное обслуживание” - это обслуживание, осуществляемое силами имеющегося библиотечного персонала, но с использованием передовой технологии. Предоставляется оно небольшому количеству пользователей. Затраты на этот вид обслуживания значительно выше, чем обычное обслуживание, и покрывать их должны те, которые пользуются этим обслуживанием.

“Интеллектуальное обслуживание” - это обслуживание осуществляемое силами специально привлеченных ведущих экспертов отдельных отраслей. Эти специалисты удовлетворяют потребности пользователей не только с помощью информации, извлекаемой из документов, но и представляя авторитетные содержательные консультации по определенным проектам или направлениям деятельности.

Высшей степенью информационного обслуживания является консалтинг, то есть консультирование [7].

При этом качество библиотечно-информационного обслуживания и извлеченной информации зависит не только от качества предоставляемых услуг, но и от уровня информационной культуры пользователей. Пользователь является тем, что он вычитывает из литературы и извлекает из баз данных. А вычитывает и извлекает он то, каким является сам. Знание интеллектуального потенциала и информационных потребностей постоянных пользователей позволяет выдавать им не только то, что они хотят получить, но и то, что необходимо им.

С развитием современных средств вычислительной техники и телекоммуникаций, прежде всего Интернета, на основе которых формируется глобальная информационная инфраструктура, заменившая традиционные средства оргтехники – телефон, телетайп, типографскую технику и многое другое, – радикально изменяются возможности доступа к библиотечно-информационным ресурсам, методы и процедуры, с помощью которых пользователи получают необходимую им информацию.

В последние годы общественность высоко оценила достоинства многих телекоммуникационных услуг, в частности, транснациональной сети Интернет, обеспечивающей повсеместный доступ к информационным ресурсам ведущих информационных центров в реальном режиме времени. При этом сеть Интернет, охватывающая сегодня 3-4 % населения земного шара, не только создала условия для доступа пользователей к научным изданиям, музыкальным, литературным произведениям и другим базам данных, но и значительно расширила возможности делового общения пользователей (научные форумы, конференции, переписка и т.д.).

По данным опроса группы “Monitoring. ru”, на конец 2001 г. аудитория пользователей Интернета составила около 19 млн. человек. По прогнозам Минсвязи, число пользователей Интернета в России к 2010 г. достигнет 26 млн.

Однако пользователи, оценив по достоинству новые возможности, порой не ведают, что большая часть информации патентного и других ведомств, ведущих информационных центров, циркулирующей в Интернете, не бесхозна, а является охраняемыми объектами интеллектуальной собственности, исключительное право на которые принадлежит их владельцам.

Естественно, общество, где неуважение к собственности, в том числе и интеллектуальной, воспитывалось в течение многих десятилетий, испытывает трудности на пути вхождения в общемировой рынок товаров и услуг. Возрождение в России ценностей частного права, включение результатов творческой деятельности в сферу регулирования рыночных отношений требуют корректировки мировоззрения, безотлагательного пересмотра привычных стандартов поведения.

В этой связи перед участниками информационной деятельности возникает задача обеспечить доступ граждан и организаций к сетевым информационным ресурсам, защитив при этом права владельцев интеллектуальной собственности от несанкционированного использования результатов их творческой деятельности.

Распространение новейших информационных технологий во всех сферах деятельности общества, усложнение доступа к информационно-сетевым ресурсам и другие вышеназванные факторы, выдвигают в качестве одной из первоочередных задач – целенаправленное формирование и развитие информационно-сетевой культуры пользователей. В настоящее время это направление работы становится одним из приоритетных в библиотечно-информационной сфере.

Что же такое информационно-сетевая культура? Какой смысл вкладывается в это понятие? Надо заметить, что этот термин еще не устоялся. В основном речь идет об информационной культуре. Анализ публикаций показывает, что у специалистов нет единого взгляда на понимание и информационной культуры. Несмотря на широкое распространение термина “информационная культура”, его общепринятого толкования нет.

Информационная культура является важнейшей составляющей общей культуры. Если развитию последней уделялось определенное внимание общества, то об информационной культуре заговорили лишь в последнее десятилетие. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и отражает в своем содержании как уровень информационно-правового сознания человека, его знаний, так и уровень их практического применения. Поэтому, по справедливому утверждению А.А.Парахина [8], процесс формирования информационной культуры можно выразить как процесс усвоения знаний об информатике, информационных системах и технологиях их использования, овладения новыми формами и способами применения.

Как представляется автору статьи, под информационной культурой следует понимать органичное сочетание традиционной культуры работы с книгой, документом, текстом и инноваций, связанных с овладением современными технологиями и методами работы с информацией. Это, прежде всего, готовность человека и общества в целом к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, умение использовать сетевые Интернет-технологии. Однако, как справедливо отмечает А.И.Бочкарев, в настоящее время “специалист в узкой области не успевает даже бегло просмотреть все работы по интересующей его области знаний, опубликованные только за один год” [8]. Поэтому социальный запрос на пересмотр методологии и технологии формирования и развития информационно-сетевой культуры пользователей приобретает особую актуальность.

Информационно-библиотечный работник должен быть помощником пользователей при поиске информации, проводником по электронной вселенной, организатором самостоятельной читательской деятельности. Насколько умело и квалифицированно будет организован информационно-правовой сервис, настолько выше станет информационная культура личности, что позволит ей принимать компетентные решения в различных сферах деятельности, прогнозировать их возможные последствия.

По мнению А.И.Бочкарева, близкий к оптимальному уровень информационной культуры должен предусматривать:

организацию наиболее рационального обмена информацией;

создание необходимых и достаточных условий для сбора, хранения, переработки и передачи информации;

приобщение пользователей к ценностям духовной культуры;

оперативное обеспечение необходимыми сведениями всех абонентов, подключенных к системе сбора, хранения, переработки и передачи информации.

Очевидны и закономерны разные точки зрения и подходы к формированию информационной культуры, основанной на знании. Многоаспектное содержание понятия “информационная культура” структурируется по-разному. Безусловно, важной составляющей этого процесса должно стать овладение методикой информационного самообслуживания, рациональными приемами поиска, анализа и систематизации информации, навыками использования современных информационных технологий и формулирования сути поисковых запросов. На мой взгляд, формирование информационно-сетевой культуры пользователей должно предусматривать и постижение основ охраны объектов интеллектуальной собственности.

Разделяя обеспокоенность отечественных специалистов состоянием правовой охраны объектов интеллектуальной собственности в Интернете, позволю себе процитировать некоторых из них. “Интеллектуальная собственность, – подчеркивают авторы, – важный экономический ресурс ее правообладателя и /или автора, который должен быть защищен от неправомерного и несанкционированного использования третьими лицами. Пиратское использование объектов интеллектуальной собственности является одной из самых актуальных современных проблем, требующих неотложного поиска технических, правовых и экономических решений. Это в полной мере относится к обороту объектов интеллектуальной собственности в Интернете, который является не только информационной системой, но и становится наиболее динамично развивающимся средством передачи технологий и другой коммерчески значимой информации” [9].

Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что информационно-сетевая культура имеет системно-структурное строение. Системообразующим ядром служит информационная деятельность людей, обусловленная менталитетом, характером и уровнем развития личности и общества. В условиях интенсивной информатизации, массового внедрения современных технологий, а также быстрого роста числа пользователей, поиск инновационных методов формирования и развития информационно-сетевой культуры становится составной частью всей системы образования, включая библиотеки, получившие статус образовательных учреждений.

Понимание рассматриваемой проблемы обусловило внимание, которое уделяется ее решению в Российской национальной библиотеке (РНБ). В связи с возрастающими темпами использования Интернета и массовым пиратством в области интеллектуальной собственности, коллектив фонда нормативно-технической и патентной документации на протяжении последних 10 лет особое внимание уделяет вопросам охраны прав объектов интеллектуальной собственности в киберпространстве, формированию и развитию информационно-сетевой и деловой культуры пользователей.

Эти проблемы рассматривались на научно-практических конференциях, заседаниях “круглых столов”, освещались на книжных выставках. По инициативе автора статьи были организованы постоянно действующие циклы семинаров: “Правовая культура владельцев интеллектуальной собственности”, “Формирование и развитие информационно-сетевой культуры” и “Коммерциализация интеллектуальной собственности”. Их участниками стали патентоведы, изобретатели, представители институтов права, издательств, малого и среднего бизнеса, студенты, аспиранты и др.

В рамках этих циклов проведены семинары: “Интеллектуальная собственность и бизнес”, “Право и Интернет”, “Интеллектуальная собственность и сеть Интернет в России: современное состояние судебной практики”, “Технические и юридические методы защиты авторских прав в сети Интернет”, “Веб-депозит – основа технических средств защиты авторских прав в сети Интернет”, “Соблюдение Россией международных норм авторского права: преимущества и проблемы”, “Электронная коммерциализация: от иллюзий к реальному бизнесу”, “Обзор судебной практики Санкт-Петербургского и Ленинградского областного суда по спорам, связанным с защитой интеллектуальной собственности”, “Передача прав на товарный знак”, “CSM: оптимизация взаимодействия с клиентами”, “Почему выгодно управлять совокупными знаниями компании?” и др.

Традиционные партнерские отношения РНБ с патентными поверенными города и многочисленными научными учреждениями Санкт-Петербурга позволяют обеспечивать высокий уровень семинарских занятий. Кроме семинаров и индивидуальных занятий, организованных на базе фонда нормативно-технической и патентной документации, пользователи могут пройти курс обучения в Интернет-классе.

Поскольку в наше время библиотеки являются одними из немногих общедоступных учреждений, бесплатно предлагающих не только чтение, но и разнообразные формы непрерывного развивающего образования и самообразования, число пользователей, овладевающих информационно-сетевой культурой, постоянно растет. Но это традиционный путь решения проблемы. А что нас ждет в ближайшей перспективе? Отвечая на этот вопрос следует отметить, что в условиях единого информационного пространства перед библиотеками токрываются большие возможности по организации дистанционной формы обучения, позволяющей пройти курс обучения широкому кругу пользователей, имеющем доступ к Интернет. В первую очередь это относится к работам по организации дистанционного обучения по программе Всемирной Акадамии ВОИС (ВА ВОИС) с использованием материалов учебного курса DL101 “Основы инталлектуальной собственности” http://www.wipo/int/academy/. Программа предоставляет возможность пройти курс дистанционного обучения широкому кругу лиц, работающих или намеривающихся работать в сфере ИС, получить представление обо всех объектатах промышленной собственности и об авторском праве. Начиная с 2003 года (три раза в год - по шесть фиксированных недель в марте-апреле, июне-июле, октябре-ноябре) Роспатент впервые осуществляет пилотный проект по организации дистанционного обучения на русском языке.

Организация такого обучения по программе ВА ВОИС стало возможной благодаря подписания 12 октября 2201 года ВОИС и Роспатентом Рамочного соглашения о сотрудничестве по вопросам подготовки и обучения специалистов в области ИС.

Литература:

1. Николаева Т.П. Инновационный характер экономической структуры в постиндустриальном обществе //Инновации. 2001. № 9-10. С. 38.

2. Информационные технологии в экономике, науке и образовании. Материалы 3-ей Всеросс. науч. практ. конф. 11 – 12 апр. 2002 г. Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2002. 312 с.

3. Взаимосвязь Концепции развития человеческого потенциала и Концепции устойчивого развития: Материалы науч. симпозиума. Уфа, 2002. 186 с.

4. Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: теория и практика. М.: Аспект Пресс. 2002. 415 с.

5. Адлер Ю., Черных Е. Управление знаниями: новые акценты поиска источников конкурентных преимуществ //Стандарты и качество. 2002. № 6. С. 48 – 55.

6. Пшенник Ю. Технология CONCEPT MAP для информационного обеспечения систем качества //Стандарты и качество. 2002 №7. С. 82.

7. Гу Хиан Рен. Бедность – не для умных: возможны библиотечные процессы с добавленной стоимостью //Библиотековедение. 1999. №2. С. 146-147.

8. Информационная среда региона как условие формирования информационной культуры личности: Тезисы докл. Межд. науч. Конф; 27 – 30 сент. 1999 г. Самара: Изд-во СГАКИ, 1999. 208 с.

9. Матвеева Т.И., Леонов И.Ф., Матвеев А.А. Международные “Интернет-договоры”//Технологии информационного общества – Интернет и современное общество: Материалы Всерос. Объедин. Конф. Санкт-Петербург. 20 – 23 ноября 2001 г. СПб.: Изд-во СПб. ГУ, 2001. С. 162-163.

10. Пласичук В. П. О взаимосвязи информационно-культурной и инновационной политики региона //Инновации. 2000. №9-10. С. 85-90.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Сетевая культура – это не «другая» культура…

    Закон
    ... сетеваякультура, книга или компьютер, библиотека или Интернет, библиотека как информационная ... пользователям, библиографическая грамотность. Чтобы сетевые материалы вызывали доверие, пользователю ... это, наверное, решениепроблемы. Иногда это приобретает ...
  2. информационная грамотность в россии (2007) введение

    Документ
    ... информационной, компьютерной технологии, а с позиций пользователя, ... освещаются проблемыинформационной грамотности. Проблемаминформационной грамотности ... М., 2000. Турчин В.А. Информационно-сетеваякультура в персонализации современных библиотечных ...
  3. Информационные технологии (5)

    Конспект
    ... образования и культуры, достижения ... пользователя, а информационные системы - средством поддержки принятия его решений. Проблемы - максимальное удовлетворение потребностей пользователя ... пользователяинформационными технологиями 6.1. Гипертекст Сетевые ...
  4. Информационные технологии (11)

    Конспект
    ... образования и культуры, достижения ... пользователя, а информационные системы - средством поддержки принятия его решений. Проблемы - максимальное удовлетворение потребностей пользователя ... пользователяинформационными технологиями 6.1. Гипертекст Сетевые ...
  5. Сетевые взаимодействия образовательных учреждений и организаций в процессе реализации образовательных программ Проектирование и управление Москва 2004 Оглавление

    Документ
    ... прочностью. Сетеваякультура В рамках сетевого подхода ... принятия решений; 2. Привлечение пользователей сети, ... Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М.:2000 25 Иванов Д. Феномен компьютеризации как социологическая проблема. Информационное ...

Другие похожие документы..