textarchive.ru

Главная > Программа


АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»

КРАСНОДАРСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ПРОГРАММА

ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ЭКЗАМЕНОВ В АСПИРАНТУРУ

специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством»

Краснодар 2011

Содержание

1 Общие положения 3

2 Структура и форма проведения вступительного экзамена по дисциплине философия 5

3 Структура и форма проведения вступительного экзамена по иностранному языку (английский) 11

4 Структура и форма проведения вступительного экзамена по дисциплине экономика 17

1 Общие положения

В соответствии с требованиями Положения «О подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации», утвержденного приказом Минобразования РФ от 27 марта 1998г. № 814:

1.1 В аспирантуру на конкурсной основы принимаются лица, имеющие высшее профессиональное образование. Обучение в аспирантуре осуществляется по очной и заочной формам.

1.2 Заявление о приеме в аспирантуру подается на имя ректора института, с приложением следующих документов:

  • копии диплома о высшем профессиональном образовании и приложения к нему (для лиц, получивших образование за рубежом, включая граждан государств-участников СНГ, - копия соответствующего диплома, а также копия свидетельства об эквивалентности документов иностранных государств об образовании диплому о высшем профессиональном образовании Российской Федерации, выданного Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.

  • анкеты (личный листок по учету кадров);

  • списка опубликованных научных работ, изобретений и отчетов по научно-исследовательской работе при наличии у поступающего научных работ и изобретений или реферата.

1.3 Документ, удостоверяющий личность, и диплом (для лиц, получивших образование за рубежом - диплом и копию свидетельства о его эквивалентности) об окончании высшего учебного заведения, поступающие в аспирантуру представляют лично.

1.4 Прием в аспирантуру проводится ежегодно в сроки, устанавливаемые институтом. Для проведения приема в аспирантуру организуется приемная комиссия под председательством ректора. Члены приемной комиссии назначаются ее председателем из числа высококвалифицированных научно-педагогических и научных кадров, включая научных руководителей аспирантов.

Приемная комиссия рассматривает документы поступающих в аспирантуру. Поступающие в аспирантуру проходят собеседование с предполагаемым научным руководителем, который сообщает о результате собеседования в приемную комиссию.

1.5 Решение о допуске к вступительным экзаменам в аспирантуру приемная комиссия выносит с учетом итогов собеседования поступающего с предполагаемым научным руководителем и доводит до сведения поступающего в недельный срок.

1.6 Прием вступительных экзаменов в аспирантуру проводится комиссиями, назначаемыми ректором института. В состав комиссии входит профессор или доктор наук по той специальности, по которой проводится экзамен.

При отсутствии докторов наук в состав комиссии могут включаться кандидаты наук, доценты, а по иностранному языку и квалифицированные преподаватели, не имеющие ученой степени и ученого звания, в достаточной степени владеющие соответствующим иностранным языком.

1.7 Поступающие в аспирантуру сдают следующие конкурсные вступительные экзамены в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования:

  • экономику;

  • философию;

  • иностранный язык.

1.8 Пересдача вступительных экзаменов не допускается. Сданные вступительные экзамены в аспирантуру действительны в течение календарного года. Лица, сдавшие полностью или частично кандидатские экзамены, при поступлении в аспирантуру освобождаются от соответствующих вступительных экзаменов.

Результаты выпускных магистерских экзаменов по философии и иностранному языку засчитываются в качестве вступительных экзаменов в аспирантуру, если в индивидуальном учебном плане магистра были предусмотрены магистерские экзамены по этим предметам.

1.9 Лицам, допущенным к вступительным экзаменам в аспирантуру, предоставляются отпуска продолжительностью тридцать календарных дней для подготовки к экзаменам и их сдачи с сохранением средней заработной платы по месту работы.

1.10 Приемная комиссия по результатам вступительных экзаменов принимает решение по каждому претенденту, обеспечивая зачисление на конкурсной основе наиболее подготовленных к научной работе и научно-педагогической деятельности.

Решение о приеме в аспирантуру или отказе в приеме сообщается поступающему в пятидневный срок после решения приемной комиссии, но не позднее, чем за две недели до начала занятий. Зачисление в аспирантуру производится приказом ректора.

2 Структура и форма проведения вступительного экзамена по дисциплине философия

2.1 Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества.

Мировоззрение и его историко-культурный характер. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия. Специфика и структура философского знания. Основные темы философских размышления: мир и человек, бытие и сознание. Функции философии. Роль философии в кризисные периоды развития общества. Изменение предмета философии в ходе истории.

Раздел 2. История философии.

Тема 1. Античная философия.

Зарождение философии на Востоке и в Древней Греции. Ионийская философия. Милетская школа, поиск первоначала мира. Гераклит Эфесский. Текучесть бытия и объективная диалектика. Пифагор и пифагорейцы. Число и гармония. Элеаты. Парменид и Зенон. Бытие и небытие, апории. Поздняя натурфилософия. Эмпедокл, Анаксагор. Атомизм Левкиппа и Демокрита. Софисты об относительности познания и нравственности. Сократ. Логика и диалектика. Знание и добродетель. Платон Учение об идеях. Познавательные возможности человека и идеальное государство. Аристотель. Метафизика. Психология, теория познания, логика, политика, этика. Философия эпохи эллинизма. Эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, особенности философии Древнего Рима.

Тема 2. Философия средневековья и Возрождения.

Разложение античности, философские школы. Неоплатонизм. Апологетика. Патристика. Аврелий Августин. Теоцентризм. Теодицея, теория познания, креационизм. Ранняя схоластика. Вера и знание, спор об универсалиях, разум и воля, сущность и существование. Фома Аквинский и доказательства бытия бога. Эпоха Возрождения и ее отличительные черты - антропоцентризм, гуманизм, натурфилософия, пантеизм. Формирование новой картины мира. Дж. Бруно, Николай Кузанский, Б. Телезио, Г. Галилей. Реформация.

Тема 3. Философия Нового Времени.

Научная революция ХУ11 века. Приоритет гносеологии и методологии. Эмпиризм (Фр. Бэкон, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм) и рационализм. (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц). Проблема достоверности знания. Онтология- монизм, дуализм, плюрализм. Философия Просвещения и ее основные представители и идеи.

Тема 4. Немецкая классическая философия.

Основные проблемы - целостность и структурированность бытия, познаваемость бытия, активность сознания, диалектика, нравственность и свобода человека. Априоризм И. Канта и понятие нравственного закона. Активность «Я» в философии И.Г. Фихте, философия тождества Ф.В.Й. Шеллинга. Система и метод в учении Г.В.Ф. Гегеля.

Тема 5. Философский иррационализм и «философия жизни».

Учение о воле А. Шопенгауэра, критика Фр. Ницше классической философии и морали.

Тема 6. Русская философия.

Формирование, основные этапы и направления. ХIХ век. Западничество и славянофильство. Философия «всеединства» В.С. Соловьева. Философия русского зарубежья.

Раздел 3. Онтология (учение о бытии).

Бытие и небытие. Бытие как всеобщее, единичное, особенное. Монистические и плюралистические концепции бытия. Характеристика форм бытия. Субстанция. Материя и ее атрибуты: движение, пространство, время. Развитие. Объективная, субъективная реальность, бытие человека. Научные, религиозные, философские картины мира, их особенности и смена. Связи и законы бытия. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности.

Раздел 4. Сознание и познание.

Постановка проблемы сознания в философии. Происхождение сознания. Сознание, его общественная природа. Сознание и личность. Самосознание. Проблема бессознательного. Мышление, воля, память, эмоции, интуиция, воображение. Логика и язык. Творческая активность сознания. Познание, его возможности и границы. Рациональность. Вера и знание. Агностицизм. Понимание и объяснение, иррациональное в познавательной деятельности. Познание и практика. Функции практики. Истина, ее объективность и субъективность, абсолютность и относительность, конкретность. Критерии истины и критерии научности.. Структура научного познания, этапы, уровни, методы научного познания. Научное и вненаучное знание. Рост научного знания, научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.

Раздел 5. Философия о человеке.

Природа человека. Современные естественнонаучные и философские трактовки человека. Человек как духовное существо. Смысл жизни и смерти, свобода, ответственность и творчество. Человек как социальное существо. Проблема личности, ее формирования и типизации в разных культурах. Система ценностей и проблема ценностной ориентации личности. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Человек как нравственное существо. Мораль, справедливость, право. Насилие и ненасилие. Человек в мире культуры, науки и техники.

Раздел 6.Социальная философия.

Понятие общества и подходы к объяснению его связей и закономерностей (натуралистический, идеалистический, материалистический). Основные сферы жизни общества. Структура общественного бытия. Социальные субъекты и общественные отношения (К. Маркс и М. Вебер). Гражданское общество и государство. Общественное сознание, его уровни и формы. Логика истории и конкретные исторические процессы, личность и массы в истории, формационная и цивилизационная концепции общественного развития, социальный прогресс. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

2.2 Требования к обязательному минимуму основной образовательной программы

На вступительном экзамене по дисциплине «Философия» испытуемый должен продемонстрировать:

  • навыки многомерной оценки философских концепций и учений, систематизированно, в связанной и последовательной форме выражать свои мысли.

  • представление о своеобразии философии, ее месте в культуре, научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении, смысле жизни человека;

  • понимание смысла взаимоотношения духовного и телесного, идеального и материального в человеке, природе и обществе;

  • представление о многообразии форм человеческого знания, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, о методах научного познания, о свободе и ответственности личности и ее нравственных обязанностях.

  • знания исторических типов, этапов и направлений в философии, структуру философского знания; концепции бытия и диалектику, ее принципы, всеобщие законы, категории; сущность, структуру, содержание и условия формирования личности, проблему сознания, базисные ценности; методологию философского анализа общества и его истории, многообразия культур, цивилизаций и форм социального опыта; феномен культуры, положение человека как творца и творения культуры, особенности культуры России, Запада и Востока; проблемы и перспективы современной цивилизации, философию глобальных проблем современности;

  • умение творчески применять основные положения философских знаний, современные методы научного познания в повседневной практической и профессиональной деятельности.

2.3 Структура билета

Экзаменационный билет содержит 2 теоретических вопроса, включающих материал учебной дисциплины.

Перечень вопросов включаемых в экзаменационные билеты.

1. Предмет и основные функции философии.

2. Религия, ее происхождение и сущность.

3. Исторические типы мировоззрения. Место философии в системе мировоззрения.

4. Искусство и его роль в жизни общества.

5. Основной вопрос философии и основные философские направления.

6. Мораль, ее происхождение и функции. Основные категории этики.

7. Основные методы философского мышления. Диалектика как методологическая основа творческого мышления современного специалиста.

8. Методология научного познания.

9. Натурфилософские школы Древней Греции.

10. Духовная жизнь общества. Общественное сознание и его соотношение с общественным бытием. Формы общественного сознания.

11. Философия Сократа (основные идеи и метод).

12. Проблема человека в философии. Личность и общество. Свобода личности и необходимость.

13. Философия Платона.

14. Цивилизация и культура, различие между ними. Цивилизационный подход к пониманию исторического процесса (Тойнби, Шпенглер). Столкновение цивилизаций.

15. Философия Аристотеля.

16. Культура. Виды культур. Культурологический подход к пониманию исторического процесса (Данилевский, Леонтьев).

17. Основные идеи и представители средневековой философии (Августин Блаженный, Фома Аквинский).

18. Формационный подход к пониманию исторического процесса (Маркс, Энгельс).

19. Основные идеи, направления и представители философии эпохи Возрождения.

20. Взаимосвязь природы и общества. Роль природных факторов в развитии общества. Экологические проблемы.

21. Основные проблемы и направления философии Нового времени.

22. Различные подходы к пониманию движущих сил истории (религиозный, идеалистический, материалистический, географический).

23. Разработка методов научного познания в философии Нового времени: эмпиризм, рационализм.

24. Общество как объект философского анализа. Сферы общественной жизни. Специфика социального познания.

25. Философия Бэкона. Учение о методе. Индукция как метод экспериментального естествознания.

26. Закон отрицания и его проявление в природе, обществе и мышлении.

27. Учение Декарта о методе. Основные положения рационалистического метода научного познания.

28. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений и его проявление в природе, обществе и мышлении.

29. Философия французского Просвещения ХVIII в. Особенности французского материализма ХVIII в.

30. Закон единства и «борьбы» противоположностей и его проявление в природе, обществе и мышлении.

31. Философия Канта.

32. Диалектика как учение о всеобщей взаимосвязи и развитии. Основные принципы диалектики.

33. Философия Гегеля.

34. Проблема истины в философии.

35. Философия Фейербаха.

36. Проблема познания в философии. Субъект и объект познания. Ступени и уровни познания.

37. Основные идеи философии марксизма.

38. Глобальные проблемы современности.

39. Основные направления и представители русской философии
ХIХ-ХХ вв.

40. Материя как философская категория.

41. Позитивизм, его основные идеи и представители.

42. Движение как способ существования материи. Основные формы движения материи и соотношение между ними.

43. Основные идеи, направления и представители философии экзистенциализма.

44. Пространство и время как формы бытия материи.

45. Основные направления западной философии ХIХ-ХХ вв.

46. Сознание, его происхождение и сущность.

47. Неопозитивизм, его основные направления и представители.

48. Бытие, материя, сознание как основные категории философии. Формы материального и идеального бытия.

49. Основные школы и представители философии иррационализма (Ницше, Шопенгауэр).

50. Мышление и язык. Формы мышления.

2.4 Критерии выставления оценки

Основой для определения оценки на экзамене служит уровень усвоения испытуемыми материала, предусмотренного программой курса философии.

Оценки «отлично» заслуживает абитуриент, показавший всестороннее, систематическое и глубокое знание программно-учебного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, знание основной и дополнительной литературы.

Оценки «хорошо» заслуживает абитуриент, показавший полное знание программно-учебного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания. Как правило, оценка «хорошо» выставляется абитуриентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности.

Оценки «удовлетворительно» заслуживает абитуриент, показавший знание основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется абитуриентам, допустившим погрешности в ответе на экзамене, но обладающим необходимыми знаниями для устранения их под руководством преподавателя.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется абитуриенту, имеющему пробелы в знаниях основного программно-учебного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий.

2.5 Рекомендуемая литература

В процессе подготовки к экзамену рекомендуется пользоваться учебниками и учебными пособиями для высших учебных заведений, опубликованными после 2000 года.

  1. Аблеев С.Р. История мировой философии. Учебник. – М., 2002.

  2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учеб. – 3-е изд., перер. и доп. – М., 2005.

  3. Бессонов Б.Н. Философия: Курс лекций.- М., 2004.

  4. Основы современной философии. – СПБ.: «Лань», 2004.

  5. Рычков А.К. Философия: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / А.К. Рычков, Б.Л. Яшин. – М., 2004.

  6. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М., 2005.

  7. Философия: Учеб. пособие для высш. учебных заведений. – 6-е изд., перер. и доп. / Отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов н/Д, 2003.

  8. Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – 3-е изд., перер. и доп. – М., 2004.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Высшего торгового образования в России БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ ТРУДОВ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И НАУЧНЫХ СОТРУДНИКОВ РГТЭУ 2000-2006 гг

    Библиографический указатель
    ... специальности 061500 – Маркетинг // Сборник примерных программ ... вступительныхэкзаменов. Для абитуриентов, поступающих в Российский торгово ... Организация государственной власти субъектов федерации и иных государственно-автономных единиц, организация ...
  2. Социальная статистика Содержание

    Программа
    ... некоммерческиеорга­низации, к которым относятся благотворительные организации ... РоссийскойФедерации, краев, обла­стей автономных ... на вступительныхэкзаменах в ... специальнымпрограммам, в ко­торые включается рассмотрение общественного мнения. Организация ...
  3. Р м-з супьянов модернизация фермерского хозяйства иллюзии и реальность

    Документ
    ... заслуженный агроном РоссийскойФедерации, («Голос ... 30.08.1990 ... предприятий; представители некоммерческих прфессий – ... министерства специальнаяпрограмма ... Вступительная ... в аспирантуру и ... впереди экзамен, одинаковый ... автономной ... – организацией, объединяющей ...

Другие похожие документы..