textarchive.ru

Главная > Программа

Сохрани ссылку в одной из сетей:

«Нам есть что защищать, кому защищать и чем защищать»

А. Г. Лукашенко, Президент Республики Беларусь, Главнокомандующий Вооруженными Силами Республики Беларусь

Программа

факультативных занятий для ХІ класса

«Школа защитника Отечества»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одним из приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований Республики Беларусь на 2006–2010 годы является поиск эффективных путей гармоничного развития личности, формирования у молодежи гражданственности, патриотизма, любви к Родине и готовности ее защищать, фундамент которых закладывается еще в дошкольном возрасте. Далее следует один из важнейших этапов его укрепления – школьный период, по окончании которого у выпускника должна быть сформирована следующая социальная установка: «Я люблю свою Родину, свой народ, я знаю ее историко-культурное наследие, героическое прошлое и горжусь им. Где бы я ни находился, в какой бы сфере профессиональной деятельности ни работал, я буду укреплять могущество и авторитет моей страны, приумножать ее богатства и с уважением относиться к славным традициям прошлых поколений»[8; 9; 10].

Важнейшая сфера общественной деятельности – обеспечение обороноспособности государства и его вооруженная защита. Военная служба как особый вид государственной службы сопряжена с большими морально-психологическими и физическими нагрузками, преодолеть которые способен лишь хорошо подготовленный к ним человек. Важным этапом (элементом) такой подготовки является довузовская допризывная подготовка в системе общего среднего и специального образования, одними из главных задач и целей которой являются формирование у учащихся средних учебных заведений адекватных представлений о военной службе и воинском долге, всесторонней готовности к военно-профессиональной деятельности и положительной мотивации выбора военной службы как общественно значимого, престижного рода их будущей профессиональной деятельности.

В Республике Беларусь создана система довузовской допризывной подготовки, включающая в себя следующие основные элементы [9]:

1) подсистему школьной допризывной подготовки:

а) занятия по допризывной подготовке в рамках школьной программы;

б) обучение в классах военно-патриотической направленности (одним из условий функционирования которых является посещение учащимися факультативных занятий по «Допризывной и медицинской подготовке»), кадетских классах, Суворовском военном училище.

2) подсистему внешкольной допризывной подготовки:

а) участие в работе военно-патриотических, исторических клубов, мероприятиях военно-патриотической и военно-спортивной направленности районного, областного и республиканского уровней и др.;

б) обучение в системе ДОСААФ.

Действенность системы зависит от эффективности функционирования ее элементов.

Центральным звеном в подсистеме школьной допризывной подготовки являются занятия по предмету «Допризывная и медицинская подготовка», изучаемому в рамках школьной программы.

«В процессе уроков по допризывной подготовке решаются общеобразовательные задачи по расширению знаний о героизме и мужестве наших предков, дедов и отцов во имя защиты Отечества, воспитанию у молодежи гражданственности и патриотизма, товарищества, коллективизма, дисциплинированности и таких общечеловеческих моральных качеств, как гуманность, нравственность и культура общения. Будущие защитники Отечества учатся стрелять, выполнять строевые приемы, отрабатывают военно-прикладные и физические упражнения и нормативы» [7, 18].

Одним из результатов проводимой в системе допризывной подготовки работы должно стать осознанное стремление допризывной молодежи как к поступлению в высшие военные учебные заведения страны с тем, чтобы стать офицерами, так и к прохождению срочной военной службы, а также службы по контракту на должностях сержантского состава и прапорщиков. Так, Министр обороны требует основными задачами в области военного образования на этапе довузовской подготовки считать повышение эффективности и качества работы должностных лиц органов военного управления по отбору кандидатов для обучения по специальностям в соответствии с профилем деятельности, поднятию престижа военной службы, повышению мотивации обучаемых к дальнейшей военной службе в Вооруженных Силах.

В настоящее время в Республике Беларусь система довузовской допризывной подготовки является «составной частью государственной идеологии» [19]. В соответствии с законодательством Республики Беларусь, допризывная подготовка юношей в общеобразовательных учреждениях, а также в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования, является обязательной. О значимости допризывной подготовки для нашего общества свидетельствуют содержание и объем нормативных документов, рекомендуемых в процессе обучения. Педагоги проводят занятия по этому учебному предмету, руководствуясь Конституцией Республики Беларусь, распоряжением Президента Республики Беларусь № 342рп от 13 ноября 1997 года «О допризывной подготовке учащейся молодежи в государственных общеобразовательных, профессионально-технических и средних специальных учебных заведениях», совместным приказом министерства образования и министерства обороны от 10 сентября 1996 года «О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению патриотического воспитания учащейся молодежи и укреплению взаимных шефских связей». Кроме того, министерством образования утверждена Программа допризывной подготовки. К ней в качестве приложения придается Табель обеспечения средних общеобразовательных школ и учебных центров вооружением, имуществом и средствами обучения.

Следует заметить, что в СССР допризывной подготовке всегда уделялось серьезное внимание. Юноши, призванные в армию, уже имели, как правило, первичные навыки владения оружием, умели пользоваться компасом и ходить по азимуту, знали строевые приемы и способы защиты от оружия массового поражения. «Даже в годы Великой Отечественной войны и даже в тылу врага не забывали о начальной военной подготовке. Так, в отряде им. В. И. Чапаева бригады «Пламя», которая действовала на оккупированной территории Пуховичского района, регулярно проводились занятия по стрелковой подготовке. Старшие товарищи учили юных обитателей лесного лагеря выбору позиций и маскировке, прицеливанию, разборке и чистке оружия, метанию гранат, окапыванию. Эти навыки успешно использовались в ходе боестолкновений с карателями. Особенно же данная «наука побеждать» пригодилась тем ребятам, которые летом 1944-го года пополнили части Красной Армии. Уроки военного дела помогали бывшим партизанам не только бить врага, но и оставаться при этом невредимыми» [18].

Для изучения предмета «Допризывная и медицинская подготовка» учащиеся используют багаж знаний, получаемых им при изучении курса других дисциплин. Так, прослеживаются тесные межпредметные связи с математикой, физикой, химией, историей, астрономией, географией, биологией, физической культурой и др. Однако бюджета учебного времени – 35 часов – явно недостаточно.

Традиционно более 50 % учебного времени отводится на изучение раздела «Основы военного дела» и в рамках его таких подразделов, как «Тактическая подготовка», «Огневая подготовка», «Строевая подготовка», «Уставы Вооруженных Сил Республики Беларусь», «Радиационная, химическая и биологическая защита», «Военная топография». Следует отметить, что по данным направлениям имеется наработанный в течение нескольких десятилетий и прошедший апробацию временем дидактический и методический материал, которым в достаточной степени владеют педагоги, проводящие занятия по «Допризывной и медицинской подготовке». В то же время анализ программы «Допризывная и медицинская подготовка (X–XI классы)» для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования с русским и белорусским языками обучения с 11-летним сроком обучения, введенной в действие в 2008 году, и содержания разработанного в соответствии с данной программой учебника В.Б. Варламова «Допризывная подготовка» показал, что по таким разделам (подразделам), как «Военная политика Республики Беларусь», «Международное гуманитарное право в период вооруженных конфликтов», «Военные учебные заведения Республики Беларусь», «Военно-медицинская подготовка», «Военно-прикладная физическая подготовка», «Выживание и деятельность в экстремальных ситуациях», бюджет учебного времени не превышает 10 % от общего бюджета времени, отведенного на предмет. Кроме того, по данным направлениям методические и дидактические материалы, имеющиеся в распоряжении педагогов, недостаточны как по количеству, так и по содержанию. Несмотря на то, что в названии предмета звучит «…и медицинская подготовка», на данное направление отводится всего 4 часа учебного времени в течение всего курса обучения. Риторический вопрос: «Возможно ли за 4 часа рассмотреть теорию и практику оказания первой медицинской помощи при кровотечениях, остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания, при переломах костей, а также способы транспортировки раненого (пострадавшего)?».

Выводы:

1. Существует противоречие между количеством разделов и тем, включенных в тематический план изучения предмета «Допризывная и медицинская подготовка», и общим бюджетом времени на их изучение. Происходит «концентрация» учебного времени по разделу «Основы военного дела» и его «распыление» по остальным (не менее важным) разделам, по которым, как следствие, обучаемые получают лишь общие сведения («поверхностные знания»), которые они вряд ли смогут применить на практике.

2. Объективной необходимостью является увеличение количества учебных часов на изучение тематики таких направлений, как «Военная политика Республики Беларусь», «Международное гуманитарное право в период вооруженных конфликтов», «Военные учебные заведения Республики Беларусь», «Военно-медицинская подготовка», «Военно-прикладная физическая подготовка», «Выживание и деятельность в экстремальных ситуациях», и ввиду того, что они в курсе «Допризывная и медицинская подготовка» являются новыми – разработка дидактических материалов и методических рекомендаций по проведению занятий1.

3. В Республике Беларусь достаточно большое внимание уделяется организации территориальной обороны [13; 14], в том числе, в случае необходимости, партизанских действий, что обусловливает необходимость знания гражданами различного возраста вопросов деятельности в условиях автономного существования, а следовательно, и рассмотрения этих вопросов в рамках курса подготовки будущих защитников Отечества.

4. Разрешить существующие противоречия представляется возможным за счет либо увеличения количества учебных часов, отводимых на изучение предмета «Допризывная и медицинская подготовка», либо разработки (обоснования тематики и содержания) и введения в систему допризывной подготовки факультативного курса «Школа защитника Отечества»2. При этом необходимо выбрать одно или несколько тематических направлений с тем, чтобы, сосредоточив усилия, и, прежде всего, за счет выделения достаточного количества времени на изучение вопросов, повысить эффективность результатов учебной работы.

Ввиду государственной важности решаемых задач и в целях преодоления рассмотренных проблем в рамках различных министерств и ведомств, общественных организаций, и прежде всего министерств обороны и образования, периодически проводятся как ведомственные, так и совместные совещания, семинары, круглые столы и конференции, центральной темой которых является гражданско-нравственное и военно-патриотическое воспитание школьников, повышение эффективности довузовской допризывной подготовки. Так, 10 декабря 2008 года министром образования и министром обороны Республики Беларусь утверждены «Методические рекомендации по организации оказания помощи воинскими частями Вооруженных Сил общеобразовательным учреждениям в допризывной подготовке и военно-патриотическом воспитании учащихся», в которых определен статус классов военно-патриотической направленности и военно-патриотического воспитания. Одним из положений (условий), регламентирующих функционирование классов военно-патриотической направленности, является посещение учащимися факультативных занятий по предмету «Допризывная и медицинская подготовка». Это еще раз подчеркивает важность разработки и введения в учебный процесс данного курса.

Объективная необходимость в проведении факультативных занятий «Школа защитника Отечества» для одиннадцатых классов, прежде всего претендующих на статус «классов военно-патриотической направленности», обусловила разработку рабочей программы (в том числе, обоснования ее структуры и тематического содержания), дидактических материалов и методических рекомендаций по проведению занятий.

Занятия по разрабатываемому курсу предполагается проводить с использованием следующих методов: устное изложение учебного материала, рассказы-беседы, просмотр кино- и видеофильмов, в ходе которых осуществляется обсуждение изучаемого материала, практическая работа.

Курс рассчитан на один год и включает 35 часов учебных занятий. При разработке программы, дидактических материалов и методических рекомендаций учитывались познавательные интересы учащихся, требования в прикладном значении получаемых ими знаний и практических навыков, интересы педагогов в методическом и дидактическом материале по тематике курса «Допризывная и медицинская подготовка».

В разработанную для одиннадцатых классов программу факультативного курса «Школа защитника Отечества» включен цикл занятий «Есть такая профессия – Родину защищать!», методологическую основу которого составят психолого-педагогические подходы, направленные на развитие художественного познания учащихся о выбранной профессии.Задача данного цикла занятий – сформировать более дифференцированные и глубокие представления учащихся о профессии военнослужащего, что будет способствовать повышению мотивации выбора военной профессии и осознанному поступлению молодежи в военно-учебные заведения [5; 10; 11; 12; 16; 17; 21].

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Занятие 1 (1). Вводное занятие – 1 час

Структура и содержание программы факультативных занятий, задачи обучения по каждому разделу. Порядок проведения занятий. Обязанности обучаемых и правила их поведения на занятиях.

РАЗДЕЛ 1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ – 2 часа

Тема 1. Военная безопасность Республики Беларусь: принципы и направления обеспечения

Занятие 1 (2). Основные положения международного гуманитарного права. – 1 час

Занятие 2 (3). Военно-политическая обстановка и военная политика Республики Беларусь по обеспечению безопасности государства. – 1 час

РАЗДЕЛ 2. УЧИТЬСЯ ВОЕННОМУ ДЕЛУ НАСТОЯЩИМ ОБРАЗОМ – 7 часов

Тема 1. Есть такая профессия – Родину защищать – 4 часа

Занятие 1 (4). Знакомство с миром профессий. Профессия военнослужащего. – 1 час

Занятия 2, 3 (5, 6). Офицер – профессия героическая. – 2 часа

Занятие 4 (7). Защитник Отечества – опора государства. – 1 час

Тема 2. Система подготовки военных кадров в Республике Беларусь – 3 часа

Занятие 1 (8). Военная академия Республики Беларусь – школа мужества, кузница офицерских кадров. – 1 час

Занятие 2 (9). Военная академия Республики Беларусь – школа мужества, кузница офицерских кадров. – 1 час

Занятие 3 (10). Военные факультеты Республики Беларусь в системе военного образования. – 1 час

РАЗДЕЛ 3. ОСНОВЫ ВОЕННОГО ДЕЛА2часа

Тема 1. Огневая подготовка – 2 часа

Занятие 1 (11). Практическое выполнение стрельб из пневматического оружия. Выполнение упражнения № 1 (г) стрельб из пневматической винтовки (практическое занятие). – 1 час

Занятие 2 (12). Практическое выполнение стрельб из пневматического оружия. Выполнение упражнения № 2 (г) стрельб из пневматической винтовки (практическое занятие). – 1 час

РАЗДЕЛ 4. ВЫЖИВАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ. – 10 часов

Тема 1. Выживание и деятельность в условиях автономного существования – 10 часов

Занятие 1 (13). Факторы и психология выживания в экстремальной ситуации. 1 час

Занятие 2 (14). Организация передвижения на различной местности. Подача сигналов бедствия. – 1час

Занятие 3 (15). Добывание и очистка воды в условиях автономного существования. – 1 час

Занятия 4, 5 (16, 17). Способы добывания и поддержания огня, разведения костров. – 2 часа

Занятия 6, 7 (18, 19). Оборудование укрытий при помощи подручных средств. – 2 часа

Занятие 8, 9 (20, 21). Основы рационального питания в условиях автономного существования – 2 часа

Занятие 10 (22). Вязка узлов как навыки, обеспечивающие успешное выполнение задач в условиях повседневной и боевой деятельности. – 1 час

РАЗДЕЛ 5. ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ И ТРАВМ. ОСНОВЫ РУКОПАШНОГО БОЯ. ОСНОВЫ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ В СИСТЕМЕ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЙ ПОДГОТОВКИ – 12 часов

Тема 1.Профилактика заболеваний.– 2 часа

Занятие 1 (23). Теоретические основы закаливания. Средства и формы закаливания. – 1 час

Занятие 2 (24). Закаливание военнослужащих. Специальные способы закаливания – 1 час

Тема 2.Основы рукопашного боя – 3 часа

Занятие 1 (25). Приемы самостраховки в рукопашном бою. – 1 час

Занятие 2 (26). Приемы самостраховки в рукопашном бою. – 1 час

Занятие 3 (27). Стойки и передвижение в рукопашном бою. Приемы нападения. – 1 час

Тема 3. Теория и практика оказания первой санитарной помощи 7 часов

Занятие 1 (28). Способы выноса и транспортировки раненого. – 1 час

Занятие 2 (29). Средства оказания первой санитарной помощи. – 1 час

Занятие 3 (30). Теория и практика наложения повязок. – 1 час

Занятие 4 (31). Теория и практика оказания первой санитарной помощи при ранениях. Остановка кровотечения. – 1 час

Занятие 5 (32). Теория и практика оказания первой санитарной помощи при ушибах, вывихах, растяжениях и переломах. – 1 час

Занятие 6 (33). Теория и практика проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца. – 1 час

Занятие 7 (35). Теория и практика оказания первой санитарной помощи при ожогах и отморожении, солнечном и тепловом ударах, укусах ядовитыми змеями, отравлении ядовитыми растениями и грибами. – 1 час

Занятие 35. Итоговое занятие. – 1 час

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Учащиеся должныз н а т ь:

– основные положения международного гуманитарного права;

– историю и причины создания, состав и решаемые задачи Шанхайской организации сотрудничества, Организации Договора о коллективной безопасности;

– структуру Вооруженных Сил Республики Беларусь: виды и рода войск и решаемые ими задачи;

– высшие военные учебные заведения Республики Беларусь, осуществляющие подготовку офицерских кадров для Вооруженных Сил Республики Беларусь: их местонахождение, историю, профили подготовки, условия приема;

– правила ведения стрельбы из пневматической винтовки;

– факторы выживания. Основы психологии выживания в экстремальных ситуациях;

– теоретические основы организации передвижения на различной местности и подачи сигналов бедствия;

– теоретические основы добывания и очистки воды в условиях автономного существования;

– теоретические основы добывания и сохранения огня, разведения костров;

– теоретические основы оборудования укрытий при помощи подручных средств;

– теоретические основы рационального питания в условиях автономного существования;

– способы вязки узлов;

– теоретические основы закаливания: средства и формы закаливания, специальные способы закаливания;

– приемы самостраховки;

– теорию оказания первой санитарной помощи при ранениях, ушибах, вывихах, растяжениях и переломах (остановка кровотечения, наложение повязок);

– теорию оказания первой санитарной помощи при поражении электрическим током и утоплении (правила проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца);

– теорию оказания первой санитарной помощи при ожогах и отморожении, солнечном и тепловом ударах, укусах ядовитыми змеями, отравлении ядовитыми растениями и грибами.

Учащиеся должны у м е т ь:

– характеризовать основное содержание военной политики Республики Беларусь;

– стрелять из пневматической винтовки и выполнять установленные программой упражнения стрельб;

– подавать сигналы бедствия;

– передвигаться по различным типам местности;

– добывать и сохранять огонь, разводить костры;

– добывать питание и воду, оборудовать места отдыха в экстремальных ситуациях;

– осуществлять вязку узлов;

– оказывать следующую первую медицинскую помощь: останавливать кровотечения, накладывать повязки, проводить искусственную вентиляцию легких и непрямой массаж сердца; правильно действовать при переломах, солнечном и тепловом ударах, укусах ядовитыми змеями, отравлении ядовитыми растениями и грибами.

Учащиеся должны и м е т ь п р е д с т а в л е н и я:

– о профессионально важных качествах военнослужащего;

– об особенностях профессиональной деятельности военнослужащего.

Литература

1. Баленко, С. В. Обеспечение боеспособности и жизнедеятельности разведывательных групп : учеб. пособие / С. В. Баленко ; под ред. ген.-лейт. Ес.И Серова. – 1990. – 788 с.

2. Галкин, Н. Б. Закаливание военнослужащих и спортсменов : учеб.-метод. пособие / Н. Б. Галкин, Л. П. Яичникова. – Л. : ВДКИФК, 1990. – 40 с.

3. Живарев, В. Е. Международное право: конспект лекций / В. Е. Живарев. – М. : МИЭМП, 2004. – 96 с.

4. Калинин, П.З. Партизанская республика / П.З. Калинин. – Минск : «Беларусь», 1968. – 384 с.: илл.

5. Кандыбович, Л. А. Ориентация школьников на военные профессии / Л. А. Кандыбович, Г.В. Блях, А.Т. Ростунов. – Минск : Народная асвета, 1978. – 208 с.

6. Крылов А. Стиль спецназа. Система боевого выживания / А. Крылов. – Ростов : Феникс, 2004. – 240 с.

7. Куц, Н. Кому и как растить патриотов / Н. Куц // Бел. воен. газета. – 2008. – 27 авг. – С. 2.

8. Леонович, Г. А. Мотивация и профессиональное самоопределение учащихся военно-патриотических классов / Г. А. Леонович, Е. А. Лукина // Высшая военная школа: проблемы и перспективы : материалы IX Междунар. науч.-метод. конф., Минск, 29–30 апр. 2008 г. / Воен. акад. Респ. Беларусь. – Минск, 2008.

9. Леонович, Г. А. Самоопределение старших школьников в системе допризывной подготовки / Г. А. Леонович, Е. А. Лукина // Адукацыя i выхаванне. – Минск, 2009. – № 2. – С. 3–9.

10. Леонович, Г. А. Формирование представлений о профессии военнослужащего и воинском долге у старшеклассников / Г. А. Леонович, Е. А. Лукина // Материалы VII науч.-метод. конф., Гомель, 21 мая 2009 г. / ГГУ им. Ф. Скорины. – Гомель, 2009. – С. 65–67.

11. Лукина, Е. А. Психологическое сопровождение факультативного курса военно-патриотической направленности в системе довузовской подготовки / Е. А. Лукина, Г. А. Леонович // Материалы X воен.-науч. конф., Минск, 9–10 апр. 2009 г. / Воен. акад. Респ. Беларусь. – Минск, 2009.

12. Мазуров, К. Т. Незабываемое / К. Т. Мазуров. – Минск : Беларусь, 1987. – 415 с., 16 л.

13. Об утверждении Концепции территориальной обороны Республики Беларусь: указ Президента Респ. Беларусь, 8 ноября 2001 г., № 637.

14. Об утверждении Устава территориальных войск: постановление МО Респ. Беларусь, 29 дек. 2003 г., № 73.

15. Об утверждении Инструкции о порядке применения норм международного гуманитарного права в Вооруженных Силах Республики Беларусь и транспортных войсках Республики Беларусь: постановление МО Респ. Беларусь, 6 мая 2009 г., №  24.

16. Рожина, Л. Н. Развитие эмоционального мира личности : пособие для учителей и практических психологов / Л. Н. Рожина. – Минск : Выш. шк., 2003. – 272 с.

17. Рожина, Л. Н. Художественное познание человека как фактор развития личности старшеклассника : автореф. дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.07 / Л.Н. Рожина; Белорус. гос. пед. ун-т. – Минск, 1993.

18. Романова, Е. Планово, всесторонне, активно: ДПЮ в общеобразовательных учреждениях / Е. Романова // Белорус. воен. газета. – 2009. – 20 января. – С. 2.

19. Савик, С. А. Военная довузовская подготовка Республики Беларусь как составная часть государственной идеологии / С. А. Савик // Высшая военная школа: проблемы и перспективы : материалы IX Междунар. науч.-метод. конф., Минск, 29–30 апр. 2008 г. / Воен. акад. Респ. Беларусь. – Минск, 2008.

20. Скрягин, Л. Н. Морские узлы / Л. Н. Скрягин. – Транспорт, 1992.

21. Смирнов, С. С. Брестская крепость. Докум. кн. / С. С. Смирнов. – Минск : Мастацкая лiтаратура, 1991. – 412 с.

22. Ушакова, Н. А. Международное право : учебник / Н. А. Ушакова. – М. : Юрист, 2000. – 304 с.

1 Республика Беларусь, проводя миролюбивую внешнюю политику, придерживается всех норм Международного права. Она является надежным и последовательным партнером для своих союзников в международных организациях как в экономических, так и в военно-политических альянсах. Знание основ военной политики, международного права гражданами страны создает у них уверенность в правильности политического и экономического курса, помогает осознать роль и место страны в мировом сообществе, чувство гордости за страну, являющейся суверенной, независимой, уважаемой в мире державой. Знание и соблюдение гражданами страны норм международного гуманитарного права позволяет повысить престиж государства.

Следует подчеркнуть общественную значимость подготовки школьников по таким направлениям, как «Военно-медицинская подготовка», «Военно-прикладная физическая подготовка», «Выживание и деятельность в экстремальных ситуациях». Полученные знания могут найти применение не только в различных ситуациях военной деятельности, но и в гражданской жизни (например, на производстве, на водах, при пожаре, в общественных местах и др.) при защите (спасении) как собственной жизни и здоровья, так и других граждан. Важность организации занятий по разделам «Военно-медицинская подготовка», «Военно-прикладная физическая подготовка», «Выживание и деятельность в экстремальных ситуациях» объясняется тем, что учащиеся приобретают знания, навыки и умения, позволяющие им даже в самых сложных условиях «оставаться невредимыми».

2 Следует отметить, что факультативные занятия могут проводиться как в целях углубленного изучения предмета в рамках школьной программы, так и в классах военно-патриотической направленности, так как такие качества, как патриотизм, мужество, выдержка, исполнительность и другие качества, вырабатываемые при изучении данного предмета, необходимы как в условиях воинской деятельности, так и в гражданской жизни.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Инструктивно-методическое письмо «о преподавании учебного предмета (4)

    Инструктивно-методическое письмо
    ... комплексы (учебные программы, дидактические материалы для учащихся, методические рекомендации для учителей) дляфакультативныхзанятий: Х–ХІ классы – «ШколазащитникаОтечества»; Х–ХІ классы – «Медицина экстремальных ...
  2. Программа внеурочной деятельности для учащихся начальных классов моу самосдельская сош им

    Пояснительная записка
    ... для 1–4 классов начальной школы. Программы образовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. Начальная школа. Основная школа. Средняя (полная) школа ...
  3. Программа развития моу кременской средней общеобразовательной школы на 2006 - 2011 гг

    Программа
    ... программы и дополнительных занятий спортом (мячи волейбольные, баскетбольные, футбольные, инвентарь длязанятий ... на факультативных, групповых занятиях; ... культуры в классе и школе. 3. ... выпускниками школы», «Школьная масленница», «День защитниковОтечества», ...
  4. ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (1 классы) Радужный 2011 СОДЕРЖАНИЕ

    Основная образовательная программа
    ... подвигах Российской армии, защитникахОтечества, подготовке и проведении ... программыфакультативных курсов «Путь к здоровью», «Ступени к здорвью». В школе ... направление Программа коррекционно-развивающих занятийдля 1 классов «Занимательные уроки для ...
  5. Основная образовательная программа начального общего образования (85)

    Программа
    ... факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программышколы ... выразительности (2 ч) Образы защитниковОтечества в музыке. (1 ч) ... . Технология (Т.М.Геронимус «Школа Мастеров». Программадля начальных классов «Школа России». – М.: ...

Другие похожие документы..