textarchive.ru

Главная > Основная образовательная программа

1

Смотреть полностью

федеральное агентство по рыболовству

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Дальневосточный государственный технический

рыбохозяйственный университет

(ФГБОУ ВПО «ДАЛЬРЫБВТУЗ»)

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по НР

___________В.Д. Богданов

____________ 2011 г.

ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

послевузовского профессионального образования

по специальности 07.00.10

«История науки и техники»

Присуждаемая ученая степень

Кандидат наук

Владивосток

2011

ПРЕДИСЛОВИЕ

1. Настоящая основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования составлена в соответствии федеральными государственным требованиями к структуре основной профессиональной образовательной программе послевузовского профессионального образования по отрасли 05.00.00 технические науки (приказ Министерства образования и науки РФ от 16 марта 2011 г. № 1365 и.рекомендации Министерства образования и науки РФ по формированию основных профессиональных образовательных программ послевузовского профессионального образования (письмо № ИБ-733 от 22 июня 2011 г.)).

2. РАЗРАБОТАНО: профессор кафедры «Стандартизация и сертификация», докт. техн. наук Ким Э.Н.

3. Рассмотрено на заседании кафедры «Стандартизация и сертификация».

Протокол № 1 от 6 сентября 2011 г.

Зав.кафедрой ______________Ким Э.Н.

4Одобрено на заседании Научно-технического совета

Протокол № 2 от 25 октября 2011 г.

Председатель ______________Богданов В.Д.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

2

1 Общая характеристика послевузовского профессионального образования

4

2 Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения основной
образовательной программы…………………………………………………

5

3 Общие требования к основной профессиональной образовательной программе………………

5

4 Требования к содержанию основной профессиональной образовательной программы……….

6

5 Сроки освоения основной профессиональной образовательной программы

7

6 Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы

7

7 Требования к уровню подготовки лиц, успешно завершивших обучение в
аспирантуре………………………………………………………………………

8

8 Документы, подтверждающие освоение основной профессиональной образовательной программы…………………………………………………

9

9 Шифр специальности 07.00.10 «История науки и техники» ………………

9

Приложение 1. Программа вступительных экзаменов……………………….

16

Приложение 2. Программа-минимум кандидатского экзамена........................

22

Приложение 3. Сведения о научном руководителе…………….......................

32

Приложение 4. Программа педагогической практики………………………..

33

Приложение 5. Перечень тем рефератов по истории наук

36

Лист ознакомления ……………………………………………………………..

37

Лист изменений…………………………………………………………………

38

Лист учета периодических проверок ………………………………………….

39

1ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОСЛЕВУЗОВСКОГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1 Временные требования к основной образовательной программе послевузовского профессионального образования (далее – Временные требования) по отрасли наук Исторические науки вводятся в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 1365 от 16 марта 2011 года «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)».

1.2 Ученая степень, присуждаемая при условии освоения основной образовательной программы послевузовского профессионального образования и успешной защиты квалификационной работы (диссертации на соискание ученой степени кандидата наук) ‑ кандидат наук.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (подготовки аспиранта) по отрасли Исторические науки при очной форме обучения составляет 3 года.

Нормативный срок подготовки аспиранта по отрасли Исторические науки при заочной форме обучения составляет 4 года.

В случае досрочного освоения основной образовательной программы подготовки аспиранта и успешной защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук аспиранту присуждается искомая степень независимо от срока обучения в аспирантуре.

    1. Цели аспирантуры

Цель аспирантуры - подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации технического профиля для науки, образования, промышленности.

Целями подготовки аспиранта, в соответствии с существующим законодательством, являются:

  • формирование навыков самостоятельной научно-исследовательской и педагогической деятельности;

  • углубленное изучение теоретических и методологических основ техники и технологии;

  • совершенствование философского образования, в том числе ориентированного на профессиональную деятельность;

  • совершенствование знаний иностранного языка, в том числе для использования в профессиональной деятельности.

Квалификационная характеристика выпускника аспирантуры

Выпускник аспирантуры является специалистом высшей квалификации и подготовлен:

  • к самостоятельной (в том числе руководящей) научно-исследовательской деятельности, требующей широкой фундаментальной подготовки в современных направлениях техники и технологии, глубокой специализированной подготовки в выбранном направлении, владения навыками современных методов исследования;

  • к научно-педагогической работе в высших и средних специальныхучебных заведениях различных форм собственности.

1.4 К техническим наукам в соответствии с Номенклатурой специальностей научных работников, относятся специальности научных работников, утвержденной приказом Министерством образования и науки Российской Федерации №59 от 25 февраля 2009 года.

2 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ, НЕОБХОДИМОМУ ДЛЯ
ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

2.1 Лица, желающие освоить основную образовательную программу подготовки аспиранта по данной отрасли наук, должны иметь высшее профессиональное образование.

2.2 Лица, имеющие высшее профессиональное образование, принимаются в аспирантуру по результатам сдачи вступительных экзаменов на конкурсной основе. По решению экзаменационной комиссии лицам, имеющим достижения в научно-исследовательской деятельности, отраженные в научных публикациях, может быть предоставлено право преимущественного зачисления.

2.3 Порядок приема в аспирантуру и условия конкурсного отбора определяются действующим Положением о подготовке научно-педагогических кадров и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации.

2.4 Программы вступительных испытаний в аспирантуру разрабатываются образовательными учреждениями и научными организациями, реализующими основные образовательные программы послевузовского профессионального образования, в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования.

3 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЕ

3.1. 3.1 Основная образовательная программа подготовки аспирантов реализуется на основании лицензии на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования образовательными учреждениями высшего профессионального образования, имеющими государственную аккредитацию, и научными учреждениями, организациями.

3.2. Образовательная программа послевузовского профессионального образования включает в себя учебный план, рабочие программы дисциплин (модулей), программы практики, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии *.

3.3. Образовательная составляющая, включающая следующие разделы:

Обязательные дисциплины (ОД.А.00);

Практика (П.А.00).

3.4. Исследовательская составляющая, включающая следующие разделы:

Научно-исследовательская работа аспиранта и выполнение диссертации на соискание учёной степени кандидата наук (НИР.А.00);

Кандидатские экзамены (КЭ.А.00);

Подготовка к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук (ПД.А.00).

4. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ОСНОВНОЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Индекс

Наименование дисциплины

Форма занятий

Трудоем-кость

(в ЗЕТ)

Общий объем часов

Ауди-торные часы

Само-

стоя-тель-

ная

работа

Форма отчет-ности

Год

отчет-ности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ОД.А.00

Обязательные дисциплины

11

396

198

198

ОД.А.01

История и философия науки

лекции

2

72

36

36

экзамен

1

ОД.А.02

Иностранный язык

практические занятия

2

72

36

36

экзамен

1

ОД.А.03

Специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности

2

72

ОД.А.03.01

История научных исследований в области рыболовства и аквакультуры

лекции, семинары

1

36

12

12

зачет

2

ОД.А.03.02

История развития техники и технологии в области рыболовства и аквакультуры

лекции, семинары

1

36

12

12

зачет

2

ОД.А.04

Дисциплины по выбору

5

180

90

90

ОД.А.04.01

Концепция современного естествознания

лекции, семинары

2

72

36

36

зачет

2

ОД.А.04.01

Философия естествознания

лекции, семинары

3

108

54

54

зачет

2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ОД.А.04.02

Научно-техническое прогнозирование

лекции, семинары

3

108

54

54

зачет

2

ОД.А.04.02

Системный анализ

лекции, семинары

2

72

36

36

зачет

2

ФД.А.00

Факультативные дисциплины

13

468

ФД.А.00.01

Основы педагогики и психологии

лекции, семинары

4

144

36

108

зачет

2

ФД.А.00.02

Информационные технологии в науке и образовании

лекции, семинары

6

216

72

144

зачет

2

ФД.А.00.03

Планирование и организация работы аспиранта по подготовке и защите кандидатской диссертации

лекции, семинары

2

72

36

36

зачет

1

ФД.А.00.04

Основы интеллектуальной собственности

лекции, семинары

1

36

18

18

зачет

1

П.А.00

Педагогическая практика

практические занятия

3

108

Итого на образовательную составляющую

27

972

НИР.А.00

Научно-исследовательская работа аспиранта и выполнение диссертации на соискание учёной степени кандидата наук

165

5940

5940

материалы диссертации

1-3, 4

КЭ.А.00

Кандидатские экзамены

3

108

108

КЭ.А.01

Кандидатский экзамен по истории и философии науки

1

36

36

экзамен

1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

КЭ.А.02

Кандидатский экзамен по иностранному языку

1

36

36

экзамен

1

КЭ.А.03

Кандидатский экзамен по специальной дисциплине в соответствии с темой диссертаций на соискание учёной степени кандидата наук

1

36

36

экзамен

3, 4

ПД.А.00

Подготовка к защите диссертации на соискание учёной степени кандидата наук

15

540

540

диссертация, представление на кафед.

3,4

Итого на исследовательскую составляющую

183

6588

Общий объём подготовки аспиранта

210

7560

5 СРОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

5.1 Трудоемкость освоения основной профессиональной образовательной программы подготовки аспиранта при очной форме обучения составляет 210 зачетных единиц или 7560 часов без учета каникул (одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам). При загрузке аспиранта 54 часа в неделю срок освоения основной профессиональной образовательной программы составляет 140 недель, в том числе:

  • образовательная программа подготовки – 18 недель (972 часов);

  • программа научно-исследовательской подготовки, включая оформление и представление диссертации – 122 недель (6588 часов);

5.2 Лицам, окончившим аспирантуру, предоставляется месячный отпуск, в случае выполнения следующих требований:

  • полностью выполнен индивидуальный учебный план;

  • сданы кандидатские экзамены по истории и философии науке, иностранному языку и специальной дисциплине;

  • аспирант отчитался на кафедре с представлением диссертационной работы к защите.

6 ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

6.1 На основании рабочего учебного плана разрабатываются индивидуальные планы аспирантов и определяются темы диссертаций, которые утверждаются в порядке, определенном действующим Положением о подготовке научно-педагогических кадров и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации.

6.2 Требования к условиям реализации основной образовательной программы аспиранта.

6.2.1 Требования к кадровому обеспечению регламентируются Положением о подготовке научно-педагогических кадров и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации.

6.2.2 Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса должно гарантировать возможность качественного освоения аспирантом основной образовательной программы.

6.2.3 Образовательные учреждения и научные организации, реализующие программы послевузовского профессионального образования, должны располагать материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов теоретической и практической подготовки, предусмотренных учебным планом аспиранта, а также эффективное выполнение диссертационной работы.

6.2.4 При реализации п.п. 6.2.2, 6.2.3 могут быть использованы возможности других организаций, в которых аспирант выполняет часть индивидуального учебного плана.

7 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, УСПЕШНО

ЗАВЕРШИВШИХ ОБУЧЕНИЕ В АСПИРАНТУРЕ

7.1 Требования к знаниям и умениям выпускника аспирантуры

7.1.1 Общие требования к выпускнику аспирантуры

Выпускник аспирантуры должен быть широко эрудирован, иметь фундаментальную научную подготовку, владеть современными информационными технологиями, включая методы получения, обработки и хранения научной информации, уметь самостоятельно формировать научную тематику, организовывать и вести научно-исследовательскую деятельность по избранной научной специальности.

7.1.2 Требования к научно-исследовательской работе аспиранта

Научно-исследовательская часть программы должна:

  • соответствовать основной проблематике научной специальности, по которой защищается кандидатская диссертация;

  • быть актуальной, содержать научную новизну и практическую значимость;

  • основываться на современных теоретических, методических и технологических достижениях отечественной и зарубежной науки и практики;

  • использовать современную методику научных исследований;

  • базироваться на современных методах обработки и интерпретации данных с применением компьютерных технологий;

  • содержать теоретические (методические, практические) разделы, согласованные с научными положениями, защищаемыми в кандидатской диссертации.

7.1.3 Требования к выпускнику аспирантуры по специальным дисциплинам, иностранному языку и истории и философии науки определяются программами кандидатских экзаменов и требованиями к квалификационной работе (диссертации на соискание ученой степени кандидата наук).

7.2 Требования к итоговой государственной аттестации аспиранта

7.2.1 Итоговая аттестация аспиранта включает сдачу кандидатских экзаменов и представление диссертации в Диссертационный советы.

  • Порядок проведения кандидатских экзаменов устанавливаются Положением о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации. Образовательные учреждения и научные организации, реализующие программы послевузовского профессионального образования, вправе включать в кандидатский экзамен по научной специальности дополнительные разделы, обусловленные спецификой научной специальности или характера подготовки аспиранта.

  • Требования к содержанию и оформлению диссертационной работы определяются Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации (ВАК России).

7.2.2 Требования к итоговой государственной аттестации (порядок представления и защиты диссертации на соискание степени кандидата наук) разрабатываются Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации (ВАК России).

8 ДОКУМЕНТЫ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ ОСВОЕНИЕ ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

8.1 Лицам, полностью выполнившим основную образовательную программу при обучении в аспирантуре в образовательных учреждениях и научных организациях, реализующих программы послевузовского профессионального образования, и прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение.

8.2 Лицам, полностью выполнившим основную образовательную программу послевузовского профессионального образования и успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию (защитившим диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук), выдается диплом кандидата наук, удостоверяющий присуждение искомой степени.

9 ШИФР СПЕЦИАЛЬНОСТИ 07.00.10

«История науки и техники»

Формула специальности:

Содержанием специальности «История науки и техники» является история становления и развития мирового и отечественного науковедения, история становления и развития гуманитарных, общественных, технических, физико-математических, медицинских, аграрных, геолого-минералогических, химических, биологических, сельскохозяйственных, географических, ветеринарных наук и архитектуры, а также взаимодействие отечественной и мировой науки в изучении конкретных научных проблем. Исследования в рамках указанной специальности способствуют обобщению историко-научного материала с целью воссоздания целостной картины становления и развития отдельных отраслей научного знания и конкретных наук.

Области исследований:

1. Исторический анализ становления и развития науки и техники.

2. История становления и развития научных школ и направлений, роли их основоположников – ведущих ученых – в развитии мировой науки, установление и обоснование приоритетов в открытиях, в разработке новых методов фундаментальных теорий.

3. История исследований и открытий в конкретных областях научного знания.

4. Выявление и исторический анализ неизвестных ранее фактов и нововведений, представляющих научную и историческую ценность.

5. Обобщение историко-научного материала с целью воссоздания целостной картины становления и развития отдельных наук и отраслей научного знания.

6. Исследование проблем классификации науки и путей эволюции структуры отдельных наук или областей научного знания.

7. Исследование основных тенденций и закономерностей становления и развития отдельных наук или отраслей научного знания.

8. Исследование основных связей между запросами практики и развитием научного познания.

9. Исследование необходимости развития определенных направлений научно-технической политики.

10. Исследование качественных изменений и исторических переходов от одного состояния отдельных отраслей науки к другому для осуществления прогнозирования развития отдельных наук и отраслей научного знания.

11. История становления и развития промышленных комплексов и других объектов народнохозяйственного значения.

12. Философские науки.

Содержанием специальности «История науки и техники» являются следующие темы: исследование генезиса и развития научного и технического знания в контексте материальной и духовной культуры, анализ эволюции отечественной науки в ее взаимосвязи и взаимодействии с мировой наукой, сопоставление науки Востока и Запада, описание мировых центров научной мысли, изучение становления научных идей, теорий и традиций, традиционного и новаторского в науке, выявление исторических форм и национальных и региональных особенностей научного знания и познания.

Специальность «История науки и техники» включает также историографию истории науки, которая активно взаимодействует с исследованиями по философии науки, истории мировой культуры и истории философии. Исследование проблем специальности «история науки и техники» предполагает освоение корпуса историко-научных источников – научной литературы, архивных документов (переписка, дневники, подготовительные материалы и т.д.), мемуаров ученых и их исторических экскурсов, проведение интервью с крупными специалистами в области науки. Оно требует квалифицированной работы с историко-научной литературой, а также с литературой по историографии истории науки. Оно может быть выполнено при привлечении и освоении релевантной литературы по истории философии, философии науки и гражданской истории при привлечении материалов дискуссий и результатов международных историко-научных симпозиумов и конференций по истории и философии науки, а также учета образовательной практики ведущих высших учебных заведений России и зарубежных стран.

Цель специальности «история науки и техники» – подготовка профессиональных ученых и преподавателей, не только превосходно владеющих знанием предмета и пробуждающих интерес к историческому развитию науки, но и способных востребовать и оживить мысленный опыт прошлого в пространстве современных мировоззренческих потребностей и применительно к решению теоретических проблем естественнонаучного и гуманитарного профиля.

Приоритетные исследовательские направления специализации «история науки и техники»:

Метафизика и натурфилософия древнего мира. Наука в контексте древней и средневековой китайской культуры и философии. Влияние конфуцианства, даосизма и легизма на становление науки и техники. Исследование категориальной основы философии и науки древнего Китая. Понятийное выражение истоков и субстанций мироздания: Дао (фундаментальная категория китайской философии и культуры; этимологические значения иероглифа Дао: «путь», «дорога», основные контекстуальные значения: «учение», «метод», «принцип», «теория», «правда», «мораль», «гармоничный порядок», «функция», «график», «абсолют», «выражение», «высказывание»; в западных историко- философских исследованиях Дао сопоставляется с категориями «логос» и «брахман», а в китайском переводе Евангелия обозначает божественное Слово), Дэ (благая сила), Ю – у (наличие/бытие – отсутствие/небытие), Ци (пневма), Цзин (семя), Шэнь (дух), Юань ци (изначальная пневма). Категории космогенеза и динамической структурированности мироздания: Тай цзи (Великий предел), Инь ян (оппозиционная познавательная матрица, схема космогенеза), У син (пять элементов), Юй чжоу (пространство – время), Дун – цзин (движение – покой), Сюй – ши (пустота – наполненность), Ти – юн (тело/субстанция – функция/акциденция), Хэ (гармония). Атрибуты и свойства мироздания: Ли (принцип), Син ([телесная] форма), Цзы жань (естественность). Человек в мире и обществе: Тянь ди жэнь (Небо – Земля – Человек), Вэнь (письменность/культура), Жэнь (гуманность), И (долг/справедливость), Ли ([этико-ритуальная] благопристойность), Мин (предопределение), Син ([индивидуальная] природа), Синь (сердце/разум), Синь (благонадежность/доверие), Сю шэнь (самосовершенствование), Сяо ти (сыновнее благочестие и почитание старшего брата), У вэй (недеяние), У цзин (Пять канонов), Цзюнь цзы (благородный муж), Чжи (мудрость), Чжун шу (преданность – взаимность/великодушие), Чжун юн (срединность и постоянство) Чжэн мин (выправление имен), Чэн (искренность), Шэн (совершенная мудрость). История древнекитайской техники и технологии. Достижения в области культуры, литературы, театра, архитектуры, военного дела. Наука в контексте философии и культуры древней и средневековой Индии. Духовная жизнь древней Индии и проблемное поле предпосылок науки и философии. Проблемы исследования Абсолюта, объективной духовной субстанции (Брахман), личности (атман), бытия-в-мире как страдания (сансара), спасения (мокша, нирвана), закона воздаяния за деяния (закон кармы). Ориентация на изучение внутреннего мира человека. Перестройка внутреннего мира – путь к установлению мировой гармонии. Буддийские школы, ведическая литература, Веды («Священное знание»). Ортодоксальные и неортодоксальные философские школы. Проблема понимания и сознания (виджняна). История логики, теории познания, семиотики и математики. Истоки индийской гносеологии: «видение», познание (даршана), знание (джняна), путь знания (джняна-марга), путь действия (карма-марга), творение (майя), истинная мудрость (праджня), источник достоверного знания (прамана), прохождение через серию состояний (сансара), непосредственное чувственное восприятие (пратьякша), число, размышление, исчисление (санхья), нить, правило, руководство (сутра). Дискуссии о природе универсалий, небытия, природы и сущности человека. Проблема соотношения индийской и западной философских традиций. Доаристотелевская натурфилософия. Поиски первоначала мира (основы всех вещей). Рациональная интерпретация мифологии. Понимание мира из единого исходного принципа. Первоматерия и субстанция. Превращения первоматерии. Единое целое и борьба противоположностей в нем. Атомистическое учение. Атомы и пустота. Взаимодействие атомов и образование мира. Бытие и небытие. Пространство и время. Возникновение древнегреческой математики. Школа Пифагора. Природа чисел и числовых отношений, связь числовых отношений с закономерностями устройства мира. Природа чисел и предмет познания. Единый принцип и проблема выведения из него многообразия вещей. Бытие и становление. Единое и беспредельное. Число и тело как единое целое. Трудности учения пифагорейцев: несоизмеримые отрезки и проблема описания движения. Связь учения Пифагора с дальнейшими разработками Евдокса (формулировка аксиомы Архимеда), геометрией Евклида, апориями Зенона как следствиями попыток целочисленного описания мира. Школа Платона. Два типа реальности: идеальная высшая реальность и материальная низшая реальность (физический мир). Математика и физика как достоверное и мнимое знания. Предназначение математики. Диалектика Платона как метод доказательства. Понимание материи как субстрата, лишенного каких-либо качеств. Учение о правильных многогранниках как сущности природных элементов. Влияние идей Платона на современную физику. Метафизика и физика Аристотеля и ее влияние на историю науки. Место тела. Пространство и отсутствие пустоты. Наука и здравый смысл. Изменение и движение. Субстанциальная природа пространства. Движение и время. Элементы мира и эфир. Материя небесного мира. Движение тела и среда. Виды движения. Естественное и искусственное движение. Различие между покоем и движением. Совершенное движение. Двигатель и перводвигатель. Понятие естественности мест. Природа (естественное) и искусство (техническое). Физика как наука и механика как искусство. Техника как изобретение искусственных механизмов. Четыре вида причин (формальная, материальная, действующая и целевая) и их использование в методологии науки. Аристотелевская логика, категории, виды причин, учение о справедливости и их влияние на становление гуманитарного комплекса наук. Причины двухтысячелетнего господства физики Аристотеля. Техника в античном мире. Понимание техники как искусства изготовления, производства артефактов. Техника как ремесло. Историческое развитие технической деятельности и форм организации коллективной деятельности. Функции техники. Наука арабо-мусульманского мира. Протонаучное знание. Наука ранних цивилизаций. Калам как направление мусульманской натурфилософии, онтологии и гносеологии. Разработка оригинальных атомистических концепций, финитистский подход к структуре физических тел, понимание движения, пространства и времени. Ашаризм и мутазалитизм как направления в каламе. Связь с древнегреческой наукой и философией. Фальсафа (арабская философия) в условиях развития городов, ремесел, искусств, науки и торговли. Исламизация Аристотеля и Платона. Наблюдение, опыт, диалектика, аргументация, доказательство, гностический (мистический) интеллект, эстетика, интуиция как методы научного исследования. Теории Авиценны и Аверроэса о единстве человеческого разума в контексте современных дискуссий о коллективном сознании. Специфика символического и метафорического языка исламской космологии. Предмет трудов по естественной истории в мусульманском мире (геологии, минералогии, зоологии и ботанике). Техника и технология в арабо-мусульманском мире. Использование существующих природных сил и умений человека. Создание машин, согласованных с природой. Соответствие математических знаний уровню латинского Средневековья. Арифметика, геометрия, астрономия, музыка, оптика. Понимание числа как способа объединения и синтеза. Количественные и качественные (символические) характеристики чисел и геометрических фигур. Математические основы искусства и музыки. Астрономия и астрология. Использование птолемеевской математической астрономии и соединение ее с иранскими и индийскими астрономическими знаниями. Изменения в системе Птолемея. Зиджи (астрономические таблицы). Изобретения в области сферической тригонометрии. Точный подсчет движения небесных тел. Критика птолемеевой системы. Представление о гелиоцентризме (Бируни). Гипотеза о движении планет по эллипсовидной траектории вместо кругового движения. Причины неприятия разрыва с традицией. Средневековая философия и наука. Схоластика и философское образование. Средневековые университеты. Возникновение городской культуры. Средневековье и сохранение античного наследия. Преемственность между средневековой философией и философией и наукой Нового времени. Проблема взаимоотношения арабского Востока и латинского Запада. Освоение арабами греческой культуры, науки и философии. Арабское Возрождение и освоение эллинистической цивилизации. Собирание латинским Западом арабского наследия, обогащенного рецепцией греческой культуры. Труды Аристотеля как энциклопедия научного знания: логика, физика, метафизика, астрономия, психология, биология, этика, политика. Аристотель и средневековые университеты. Аристотель как Учитель Средневековья. Платон и платонизм в Средние века. «Тимей» и интерпретация сотворения мира. Отношение христианской церкви к трудам Платона и Аристотеля. Становление новоевропейской науки. Возрождение и Реформация и их влияние на становление науки Нового времени. Возникновение пантеистической парадигмы и понятия бесконечной вселенной. Концепция гелиоцентрической системы мира. Разрушение основ физики Аристотеля. Относительность покоя и движения тел. Принцип инерции Галилея и механика Ньютона. Математика и естествознание. Геометризация пространства. Картезианская наука и натуральная философия Ньютона. Концепции Джордано Бруно, Леонардо да Винчи, Ф. Бэкона, Н. Мальбранша, Н. Коперника, Тихо Браге, Б. Паскаля, И. Кеплера, Г. Галилея, И. Ньютона, Р.Декарта, Г. Лейбница, Х. Гюйгенса, Ж.Б. Даламбера, Ж.Л. Лагранжа, Р.Бойля, Л. Эйлера, И. Канта, М.В. Ломоносова и др. в контексте становления и развития науки Нового времени. Возникновение классического естествознания, его успехи и трудности. Революции в естествознании. Релятивистская и квантовая механика. Новейшие тенденции в развитии естественных наук, взаимодействие естественных и гуманитарных наук в ХХ веке, историческое развитие наук в перспективе социальных и гуманитарных проблем современности. История физико-математических наук, история биологических наук, история геолого-географических наук, история медицины и наук о человеке, история технических наук. История научных организаций: университетов, академий, лабораторий, исследовательских институтов, высших технических учебных заведений, научных библиотек, фондов. История отечественной науки в ее взаимосвязи с развитием мировой науки. Деятели русской науки. Наука «окраин» России. Опыт государственного управления наукой в России. Связь исследования и образования в исторической перспективе. История науки в перспективе философии и социологии современной науки. Проблема объективности историко-научного описания. Проблема исторического факта. Источниковедение. История науки в контексте научной политики, идеологии, культуры. История науки и религия. Методология истории античной науки и науки средних веков. Подходы к объяснению формирования науки нового времени: классический, марксистский (Б.М. Гессен, Дж. Бернал, Б.М. Кедров и др.), протестантско- этический (Р. Мертон, М. Вебер и др.), магико-герметический (Ф. Иейтс и др.). Европоцентризм в истории науки. Проблема «колониальной науки». Кумулятивистская концепция развития науки. Понятие научной революции. Конвенционализм как историографическая концепция. «Внутренняя логика» и «социальные факторы». Интернализм и экстернализм. Фальсификационизм К. Поппера. Рациональная реконструкция истории науки и научно- исследовательские программы И. Лакатоса. Методологический анархизм П.Фейерабенда. История науки и социология знания. Сильная программа Д. Блора. Социальный конструктивизм как методология историко-научного исследования. Понятия научного сообщества, мыслительного коллектива, дисциплины и исследовательской области. Дифференциация и интеграция знания. Научные революции. Математическое моделирование развития науки. Наукометрия. Дисциплинарная история науки. История математики, физики, механики, астрономии, химии, биологии, геологии, минералогии, географии, медицины, гуманитарных, технических и прикладных наук. Наука в системе государственных институтов. Частные и корпоративные лаборатории. Научная политика. Управление наукой и финансирование науки. История кардинальных проблем и проблемных ситуаций. Case studies. Биографии ученых и деятелей науки.

Отрасли наук:

технические науки,

химические науки,

физико-математические науки,

биологические науки,

медицинские науки,

сельскохозяйственные науки,

исторические науки,

геолого-минералогические науки,

ветеринарные науки,

географические науки,

архитектура.

СОГЛАСОВАНО:

Проректор по научной работе _______________ В.Д.Богданов

Начальник отдела подготовки

кадров высшей квалификации _______________ Е.В.Колесникова

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

федеральное агентство по рыболовству

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Дальневосточный государственный технический

рыбохозяйственный университет

ФГБОУ ВПО «ДАЛЬРЫБВТУЗ»

УТВЕРЖДЕНО

Проректор по научной работе

____________В.Д.Богданов

«____» _________________

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ЭКЗАМЕНОВ

в аспирантуру по специальности 07.00.10 «История науки и техники»

Владивосток 2011

  1. Общие проблемы

История науки и техники в системе научного познания. Генезис истории естествознания и техники как особой научной дисциплины: концепции Уэвелла, Дюгема, Койре. Науковедение как комплексная научная дисциплина. Специфика анализа историко-научных источников. Классификация источников по истории техники. Общие принципы периодизации истории развития естествознания и техники. Наука как особый социальный институт: основные этапы институциализации науки в Западной Европе. Различные исторические формы организации научных исследований: университеты, академии, научно-исследовательские институты; их историческое и функциональное своеобразие. Становление профессии инженера: основные этапы. Факторы развития техники (общие представления). Понятие «научная и техническая политика» в историческом и современном значении. Попытки построения общих моделей развития науки и их значение для развития истории естествознания как особой научной дисциплины. Предмет «философии техники» и ее отношение к истории техники. Проблема соотношения науки и техники. Специфика естественных и технических наук. Анализ научных революций. Понятия «парадигма», «научное сообщество», «нормальная наука» в концепции Т.Куна. Концепция методологии научных исследований.

  1. История математики:

Математика древнего Египта: основные источники. Искусство счета в древнем Египте. Чему древние греки могли научиться у египтян? Математические знания древнего Двуречья: основные источники. Вавилонская нумерация и вычислительная техника. Арифметические и геометрические задачи в древнем Вавилоне. Значение математики древнего Вавилона. Учение о гармонии Пифагора. Античные измерительные инструменты. Общая характеристика математических работ Архимеда. Причины упадка греческой математики (общая характеристика). Общая характеристика состояния математики ХVII века. Научная революция Нового времени и роль математики в ней. Всеобщая математика Р.Декарта. Появление десятичных и непрерывных дробей. Открытие логарифмов. Становление аналитической геометрии. Создание дифференциального и интегрального исчисления (общий обзор). Состояние теории чисел в XVIII в. Создание теории вероятностей. Разработка теории функций в XIX веке. Математические школы в России XIX века (общий обзор).

  1. Истории физики, механики и астрономии:

Древнегреческая натурфилософия и начало физических представлений (общая характеристика). Натурфилософские учения милетской школы. Общая характеристика «Физики» Аристотеля. Акустические и оптические явления в рассмотрении Аристотеля. Сочинение Аристотеля «О небе». Механические труды и изобретения Архимеда. Сочинение Архимеда «О плавающих телах». Астрономия Клавдия Птолемея. Период упадка древней физики: исторические причины упадка и основные натурфилософские учения этого периода (Плотин, Папп, Прокл и др.). Развитие физических учений в Средние века и эпоху Возрождения (общая характеристика). Основные достижения «арабской физики» VIII-XII вв. Космология VIII-XII вв. Разработка проблем механики в трудах Леонардо да Винчи. Исследования по электричеству и магнетизму в эпоху Возрождения. Исследования по магнетизму. Теория притяжения электрических тел. Научная деятельность И.Кеплера. Статика и гидростатика в трудах С.Стевина. Эксперименты Галилея по выявлению законов движения тел. Основные результаты новой механики XVII века. Историческая специфика картезианской картины мира XVII века. Теория удара и формула центробежной силы Христиана Гюйгенса. Общая характеристика научной деятельности И.Ньютона. Космологические воззрения Г.Лейбница. Космогония И.Канта. Теория электричества Б.Франклина. Открытие «гальванических явлений». Изобретение А.Вольта «электрофора». Учение о теплоте в XVIII веке. Сущность научной революции в физике на рубеже XIX-XX веков (общая характеристика)

  1. История химии:

Общая периодизация развития химии. Особенности современного периода развития химии: основные разделы современной химии, ее роль и значение для цивилизации конца XX века (общая характеристика). Значение древнегреческого атомизма. Представления об «элементах» в учениях Платона и Аристотеля. Особенности алхимического периода развития химии (общая характеристика). Греко-египетская алхимия. Арабская алхимия. Развитие алхимии в Западной Европе. Техническая химия в XVI и XVII вв. Атомистические учения эпохи Возрождения. Значение исследований Р. Бойля для развития химии. Создание теории флогистона Г.Э. Шталем. Химические труды и открытия Дж. Пристли. Значение открытия кислорода Шееле и Пристли. Попытки осознания открытия кислорода. Биография и общая характеристика трудов А. Лавуазье. Общая характеристика развития химии в XIX веке. Зарождение теории валентности. Общая историческая характеристика основных этапов развития представлений о периодической системе элементов. Д.И. Менделеев как создатель периодической системы элементов.


5. История биологии

Знания о живой природе в древней Греции до V века до н.э. (общий обзор). Труды Алкмеона Кротонского. Биологические воззрения греческих философов-натуралистов (Анаксагор, Эмпедокл, Демокрит). Труды Гиппократа и его школы. Натурфилософия Платона и его биологические представления в трактате «Тимей». Общая характеристика биологических воззрений Аристотеля. Общая характеристика «Естественной истории» Плиния Старшего. Общая характеристика трудов Галена. Биологические знания в Средние века (общая характеристика). Учение о живой природе Фомы Аквинского. Систематика и морфология растений в XVII веке (общая характеристика). Развитие микроскопической анатомии растений в XVII веке. Попытки естественной классификации растений и животных в XVI-XVII вв. (К.Баугин, И.Юнг, Р. Моррисон, Дж. Рэй). Становление представлений о поле у растений (общая характеристика). Возникновение и развитие представлений об изменяемости живой природы (XV-XVIII вв.). Первая попытка создания концепции эволюции органического мира (Ламарк и его учение). Формирование основных биологических дисциплин в первой половине XIX века (общий обзор). Становление и развитие экологических представлений в XIX веке. Развитие биогеографии, экологии и биоценологии в XIX веке. Значение теории эволюции видов для дальнейшего развития комплекса биологических наук (общий обзор перестройки научных дисциплин XIX века). Основные разделы научной биологии XX века.


6. История геолого-географических наук:

Ранние представления об общем строении Земли в древнем Вавилоне и древней Греции. Представления о строении Земли в учениях древнегреческих философов. Геоцентрическая картина мира Клавдия Птолемея. Развитие гелиоцентрической картины мира (Аристарх Самосский, Тихо де Браге, Иоганн Кеплер, Николай Коперник). Развитие представлений о форме Земли (от античности до XVIII века). Представления о рельефе Земли Рене Декарта. Ранняя история представлений о земном магнетизме (до Галлея). Становление научной геологии в XVIII веке (общий обзор). Возникновение стратиграфии в XVIII в. Учение о горных породах в XVIII в. Становление кристаллографии в XVIII веке. Развитие минералогии в XVIII в. Накопление знаний о нерудных полезных ископаемых (от эпохи Возрождения до XVIII в.). История эволюционных концепций в геологии. Борьба идей в теоретической геологии XVIII-XIX вв. (основные дискуссии: «нептунизм-плутонизм», «катастрофизм-униформизм»). Общий обзор основных дисциплин научной геологии в XIX веке. Путешествия и географические открытия в древнем Китае (II в. до н.э.-VI-VII вв. н. э.). Путешествия и открытие финикийцами Южной Европы. Плавание финикийцев вокруг Африки. Географические открытия древних греков. Географические результаты походов Александра Македонского. Открытие и освоение Центральной и Западной Европы в римскую эпоху. Дальние походы вдоль африканских берегов в римскую эпоху. Римские походы в глубь Африки. Теория единства Мирового океана в античной географии. Разделение Земли на пояса и гипотеза о Южном материке (Terra Australis) в античную эпоху. Открытие португальцами Западной Африки. Эпоха Великих географических открытий (периодизация и общая характеристика). Географические открытия в Австралии и Океании с середины XVII в. Исследования Центральной Арктики и достижение Северного полюса в XIX в. Открытие и исследование Антарктиды в XIX веке. Разработка научных основ физической географии (1850-1950). «Количественная революция» в современной географии (1950-1970 гг.). Картография и ее методологическая роль в науках о Земле.

7. История техники и технических наук

Техника в условиях становления общественного производства (до IV тыс. до н.э.): обработка камня, изобретение лука и стрел, добывание огня и т.п.
Важнейшие технические изобретения и ремесла древнего Востока. Военная техника и транспорт древнего Востока. Формирование ремесленного производства в древней Греции (основные факторы и условия развития). Использование железа в древней Греции и Риме. Строительная техника Античности. Военные машины древней Греции и Рима. Технические знания и ремесленная деятельность в Западной Европе в Средние века и в эпоху Возрождения (общая характеристика). Развитие транспортных, технологических и энергетических машин в Западной Европе в Средние века и эпоху Возрождения (общий обзор). Металлургия и металлообработка в V-XV вв. Особенности цехового ремесленного производства в V-XV вв. Общая характеристика техники эпохи мануфактурного производства. Важнейшие технические изобретения Западной Европы XIII-XVII вв. (порох, компас, бумага и книгопечатание и т.п.). Изменения в военной технике в эпоху Средних веков и Возрождения. Развитие машинно-фабричного производства в Западной Европе (XV-XVIII вв.). Становление технических наук в XVIII в. (общая характеристика). Создание и использование научных приборов в XVI-XVII вв. Техническая и промышленная революция конца XVIII-начала XIX вв. (общая характеристика). Научные и практические предпосылки создания паровой машины. Текстильные и прядильные машины XVIII-XIX вв. Развитие химической технологии в XIX в. (общая характеристика). Основные направления прогресса в строительной технике конца XIX в. Техническое перевооружение транспорта во второй половине ХIХ в. Изменения в технике черной и цветной металлургии в ХVIII-ХIХ вв. (общий обзор). Научно-технические предпосылки создания электрических машин в ХIХ в. Становление и развитие электротехники как науки в ХIХ в. Становление и формирование электропромышленности (общая характеристика). Вернер Сименс как основатель электротехнической промышленности. Возникновение научных и технических предпосылок развития авиации. Формирование теоретических основ авиационной техники. Становление космотехники. Особенности «компьютерной революции» ХХ в. Научно-техническая революция ХХ в: основные этапы развития. Создание атомного оружия и его социокультурные последствия. Военная наука и техника и проблемы гуманизма. Проблемы надежности, безопасности и экологичности техники и технологии в современном мире.

Основная литература:

  1. Койре А. Очерки истории философской мысли. М., 1985.

  2. Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. М., 1981.

  3. Нейгебауэр О. Точные науки в древности (глава «Источники; их дешифровка и оценка»). М., 1968.

  4. Кузнецова Н.И. Наука в ее истории. М., 1982.

  5. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

  6. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.

  7. Философия и методология науки. (Колл. авторов). Часть 1 и 2 (учебное пособие для аспирантов всех специальностей). М., 1994.

  8. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники (учебное пособие для вузов). М., 1995.

  9. Шухардин С.В. Основы истории техники. М., 1961.

  10. Козлов Б.И. Возникновение и развитие технических наук. Л., 1988.

  11. Ван дер Варден Б.Л. Пробуждающаяся наука. Математика древнего Египта, Вавилона, Греции. М., 1959.

  12. Нейгебауэр О. Точные науки в древности. М., 1968.

  13. История математики. В 3-х томах. Под ред. А.П. Юшкевича. М., 1970.

  14. Цейтен Г.Г. История математики в XVI и XVII вв. М., 1933.

  15. Дорфман Я.Г. Всемирная история физики. В 2-х т. Т.1. М., 1974. Т.2. М., 1979.

  16. Розенбергер Ф. История физики. Ч. 1, 2, 3(1), 3(2). М.-Л. 1933-1934.

  17. Кирсанов В.С. Научная революция XVII века. М., 1987.

  18. Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVII века. Всеобщая история химии / Отв. ред. Ю.И. Соловьев. М., 1983.

  19. Становление химии как науки. Всеобщая история химии /Отв. ред. Ю.И. Соловьев. М., 1983.

  20. Джуа Микеле. История химии. М., 1966.

  21. История биологии. С древнейших времен до начала XX века / Под ред. С.Р. Микулинского. М., 1972.

  22. История биологии. С начала XX века до наших дней / Под ред. Л.Я. Бляхера. М., 1975.

  23. История геологии /Отв. ред. И. В. Батюшкова. М., 1973.

  24. Магидович И.П. Очерки по истории географических открытий. М., 1957.

  25. Вернадский В. И. Избранные труды по истории науки. М., 1981.

  26. Райт Дж. К. Географические представления в эпоху крестовых походов. М., 1988.

  27. Грегори К. География и географы: физическая география. М., 1988.

  28. Техника в ее историческом развитии. (отв. редактор С.В. Шухардин, Н.К. Ламан, А.С. Федоров). В 2-х книгах. Кн. 1. М., 1979; Кн. 2. М., 1982.

  29. Белькинд Л.Д, Конфедератов И.Я., Шнейберг Я.А. История техники. М., 1956.

  30. Мелещенко Ю.С. Техника и закономерности ее развития. Л., 1970.

  31. Дильс Г. Античная техника. М.-Л. 1934.

  32. Бек Т. Очерки по истории машиностроения. М.-Л., 1934.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

федеральное агентство по рыболовству

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Дальневосточный государственный технический

рыбохозяйственный университет

ФГБОУ ВПО «ДАЛЬРЫБВТУЗ»

УТВЕРЖДЕНО

Проректор по научной работе

____________В.Д.Богданов

«____» _________________

ПРОГРАММА-МИНИМУМ

кандидатского экзамена по специальности

07.00.10 «История науки и техники»

Владивосток 2011

Введение

Настоящая программа базируется на следующих дисциплинах: история и философия науки, история научных исследований в области рыболовства и аквакультуры, история развития техники и технологии в области рыболовства и аквакультуры, концепция современного естествознания, философия техники, информационные технологии в науке и образовании и др.

  1. Общие проблемы

История науки и техники в системе научного познания. Генезис истории естествознания и техники как особой научной дисциплины: концепции Уэвелла, Дюгема, Койре. Различные типы, жанры и задачи историко-научных исследований.
Соотношение дисциплин «история науки и техники», «философия науки и техники», «социология науки и техники». Науковедение как комплексная научная дисциплина. Общая классификация исторических источников и ее приложение в истории науки и техники. Специфика анализа историко-научных источников. Классификация источников по истории техники. Специфика анализа научных текстов, мемуаров, интервью, социологических опросов в качестве исторических источников. Общие принципы периодизации истории развития естествознания и техники. Роль и значение периодизации для описания истории отдельных научных дисциплин. Основы периодизации развития техники. Наука как особый социальный институт: основные этапы институциализации науки в Западной Европе. Различные исторические формы организации научных исследований: университеты, академии, научно-исследовательские институты; их историческое и функциональное своеобразие. Первые объединения естествоиспытателей во Франции, Италии, Германии в XVI - ХVII вв. (Академия деи Линчеи, общество «Леопольдина», «академия» М.Мерсенна и Монмора, Академия дель Чимента). Основание Лондонского королевского общества и Парижской Академии наук. Специфика форм организации Лондонского Королевского общества и Парижской Академии наук. Историческая специфика Санкт-Петербургской императорской Академии наук. Становление профессии инженера: основные этапы. Факторы развития техники (общие представления). Понятие «научная и техническая политика» в историческом и современном значении. Попытки построения общих моделей развития науки и их значение для развития истории естествознания как особой научной дисциплины. Предмет «философии техники» и ее отношение к истории техники. Проблема соотношения науки и техники. Специфика естественных и технических наук. Социальные проблемы развития технических наук. Проблема оценки социальных, экологических и других последствий техники в XX веке. Концепция развития науки Карла Поппера. Понятия «фальсификационизм» и «верификационизм» у К.Поппера. Анализ научных революций в концепции Томаса Куна. Понятия «парадигма», «научное сообщество», «нормальная наука» в концепции Т.Куна. Концепция методологии научно-исследовательских программ Имре Лакатоса. Понятия «защитный пояс», «твердое ядро», «прогрессивный и регрессивный сдвиг проблем» в рамках концепции И.Лакатоса. «Принцип пролиферации» в концепции науки П.Фейерабенда. Концепция «неявного знания» Майкла Полани. Современная социология знания и ее значение для методологии историко-научных исследований.

  1. История математики:

Математика древнего Египта: основные источники. Искусство счета в древнем Египте. Египетская нумерация. Египтяне как «изобретатели геометрии». Исторический анализ «папируса Ринда». Вычисление площади круга в древнем Египте. Значение математики древнего Египта. Чему древние греки могли научиться у египтян? Математические знания древнего Двуречья: основные источники. Вавилонская нумерация и вычислительная техника. Арифметические задачи в древнем Вавилоне. Геометрические знания древнего Вавилона. Значение математики древнего Вавилона. Своеобразие греческой математики (общая характеристика). Эллада и Восток: математические связи и взаимодействие. Фалес Милетский как геометр. Пифагор Самосский: основные события жизни и его роль в развитии греческой математики. Учение о гармонии Пифагора. Своеобразие пифагорейского учения о числах. Античные измерительные инструменты. Теория правильных многогранников и учение о пропорциональности Теэтета. Математические работы Евдокса Книдского. «Начала» Евклида: общая характеристика содержания и структуры. Значение евклидовой геометрии и ее историческая судьба. Общая характеристика математических работ Архимеда. Достижения Герона Александрийского. Диофантовы уравнения. Математические сочинения Паппа Александрийского. Причины упадка греческой математики (общая характеристика). Общая характеристика состояния математики ХVII века. Научная революция Нового времени и роль математики в ней. Всеобщая математика Р.Декарта. Введение отрицательных и мнимых чисел. Появление десятичных и непрерывных дробей. Открытие логарифмов. Становление аналитической геометрии. Создание дифференциального и интегрального исчисления (общий обзор). Состояние теории чисел в XVIII в. Создание теории вероятностей. Статистика народонаселения («политическая арифметика") XVIII века как практическое приложение теории вероятностей. Начала абстрактной алгебры в XIX в. Появление идей неевклидовой геометрии. Жизнь и научная деятельность Н.И.Лобачевского. Разработка теории функций в XIX веке. Математические школы в России XIX века (общий обзор).

  1. Истории физики, механики и астрономии:

Древнегреческая натурфилософия и начало физических представлений (общая характеристика). Натурфилософские учения милетской школы. Атомизм Демокрита и Эпикура. «Молекулярное учение» Платона. Возражения Аристотеля против атомизма и теории Платона. Учение Аристотеля о «началах». Общая характеристика «Физики» Аристотеля. Акустические и оптические явления в рассмотрении Аристотеля. Сочинение Аристотеля «О небе». Космология Аристарха Самосского. Значение трудов Архимеда. Механические труды и изобретения Архимеда. Сочинение Архимеда «О плавающих телах». Измерения земной окружности Эратосфеном. Сочинение Герона Александрийского «Механика». Эолипил и другие механические изобретения Герона Александрийского. Астрономия Клавдия Птолемея. Период упадка древней физики: исторические причины упадка и основные натурфилософские учения этого периода (Плотин, Папп, Прокл и др.). Развитие физических учений в Средние века и эпоху Возрождения (общая характеристика). Основные достижения «арабской физики» VIII-XII вв. Историческое значение схоластов (У. Окам, Ж. Буридан). «Книга о небе и Вселенной» Н. Орема. Историческое значение деятельности «калькуляторов» оксфордского Мертон-колледжа. Космология Дж. Бруно. Гелиоцентризм Н. Коперника. Физические труды Н. Кузанского и их значение. Разработка проблем механики в трудах Леонардо да Винчи. Оптические сочинения Леонардо. Начало баллистики в трудах Н.Тарталья. Исследования по электричеству и магнетизму в эпоху Возрождения (до Гильберта). Исследования по магнетизму У.Гильберта. Теория притяжения электрических тел У.Гильберта. Значение научной деятельности И.Кеплера. Статика и гидростатика в трудах С.Стевина. Галилей: основные даты жизни и общая характеристика его научных трудов.Критика аристотелизма в трудах Галилея. Эксперименты Галилея по выявлению законов движения тел. Изобретение подзорной трубы Г.Галилеем и его астрономические наблюдения. Создание Галилеем динамики. Основные результаты новой механики XVII века. Историческая специфика картезианской картины мира XVII века. Теория удара и формула центробежной силы Христиана Гюйгенса. Изобретение маятниковых часов Гюйгенсом. Астрономические работы Гюйгенса. «Новые магдебургские опыты» Отто Герике (1672). Биография И.Ньютона и общая характеристика его научной деятельности. Значение «Математических начал натуральной философии» для развития науки Нового и новейшего времени. Оптические труды И.Ньютона. Космологические воззрения Г.Лейбница. Космогония И.Канта. Теория электричества Б.Франклина. Электрические опыты Эпинуса. Открытие «гальванических явлений». Изобретение А.Вольта «электрофора». Учение о теплоте в XVIII веке. Основные разделы физики XIX века (общая характеристика). Сущность научной революции в физике на рубеже XIX-XX веков (общая характеристика)

  1. История химии:

Общая периодизация развития химии (по М.Джуа). Хронологические рамки каждого периода в развитии химии. Особенности современного периода развития химии: основные разделы современной химии, ее роль и значение для цивилизации конца XX века (общая характеристика). Состояние химико-технических ремесел в древнем Египте. Пути распространения древних ремесел среди народов срединоземноморской цивилизации. Особенности теоретических представлений об «элементах» в натурфилософии милетской и элейской школ. Значение древнегреческого атомизма. Представления об «элементах» в учениях Платона и Аристотеля. Особенности алхимического периода развития химии (общая характеристика). Греко-египетская алхимия. Арабская алхимия. Развитие алхимии в Западной Европе. Задачи и значение иатрохимии (общая характеристика). Труды Парацельса и Ван Гельмонта. Пневматическая химия Ван Гельмонта. Техническая химия в XVI и XVII вв. Атомистические учения эпохи Возрождения. Успехи химических исследований газов в XVII-XVIII вв. Биография Р. Бойля и общая характеристика его научных трудов. Значение исследований Р. Бойля для развития химии. История открытия «закона Бойля». Создание теории флогистона Г.Э. Шталем. Химические труды и открытия Дж. Пристли. Значение открытия кислорода Шееле и Пристли. Попытки осознания открытия кислорода. Биография и общая характеристика трудов А. Лавуазье. Борьба Лавуазье против теории флогистона. Лавуазье и развитие атомистики XVIII века. Общая характеристика развития химии в XIX веке. Зарождение теории валентности. Общая историческая характеристика основных этапов развития представлений о периодической системе элементов. Д.И. Менделеев как создатель периодической системы элементов.


5. История биологии

Знания о живой природе в древней Греции до V века до н.э. (общий обзор). Учения о живой природе милетской школы и Гераклита. Труды Алкмеона Кротонского. Биологические воззрения греческих философов-натуралистов
(Анаксагор, Эмпедокл, Демокрит). Труды Гиппократа и его школы. Натурфилософия Платона и его биологические представления в трактате «Тимей». Общая характеристика биологических воззрений Аристотеля. Классификация животных по Аристотелю. Изучение Аристотелем формы и организации животных. Ботанические работы Теофраста (общая характеристика). Историческое значение «Истории растений» Теофраста. Общая характеристика «Естественной истории» Плиния Старшего. Биологические представления Плиния. Общая характеристика трудов Галена. Учение Галена о «пневме». Учение Галена о мускулах. Анатомо-физиологические исследования Галена. Биологические знания в Средние века (общая характеристика). Учение о живой природе Фомы Аквинского. Трактат «О растениях» Альберта Великого. Попытки классификации растений в XVI веке. Значение ботанических трудов Каспара Баугина. Систематика и морфология растений в XVII веке (общая характеристика). Анатомические исследования Андреаса Везалия. Зоологические и ботанические коллекции Альдрованди. Медицинские воззрения Парацельса. Предшественники Гарвея в понимании проблемы кровообращения. Открытие кровообращения Гарвеем (его трактат «Анатомические исследования о движении сердца и крови у животных»). Учение Гарвея об эмбриогенезе (трактат «Исследования о нарождении животных»). Развитие микроскопической анатомии растений в XVII веке. «Микрография» Роберта Гука и ее научное значение. Открытия Марчелло Мальпиги в области ботаники. Труды Мальпиги по анатомии, гистологии и физиологии животных. Общее значение научной деятельности Мальпиги для развития биологии. Антони Левенгук: его биография и научные труды. «Библия природы» Яна Сваммердама. Учение о самопроизвольном зарождении и его противник - Франческо Реди. Попытки естественной классификации растений и животных в XVI-XVII вв. (К.Баугин, И.Юнг, Р. Моррисон, Дж. Рэй). Жизнь и научная деятельность Карла Линнея. Значение систематики К. Линнея. Становление представлений о поле у растений (общая характеристика). Учение о поле у растений Ж.Г. Кельрейтера. Ж.Кювье как основатель научной сравнительной анатомии. Учение Кювье о катастрофах и постоянстве форм живой природы. «Философия анатомии» Ж. Сент-Илера. «Теория аналогов» Ж. Сент-Илера. Возникновение и развитие представлений об изменяемости живой природы (XV-XVIII вв.). Первая попытка создания концепции эволюции органического мира (Ламарк и его учение). Открытие клетки: значение трудов М. Шлейдена и Т.Шванна. Формирование основных биологических дисциплин в первой половине XIX века (общий обзор). Чарльз Дарвин: биография и общая характеристика значения его научной деятельности. Роль А. Уоллеса в становлении эволюционной теории видов. Общая характеристика научной деятельности Т. Гексли. Идея «экологии» Т. Гексли. Становление и развитие экологических представлений в XIX веке. Развитие биогеографии, экологии и биоценологии в XIX веке. Значение теории эволюции видов для дальнейшего развития комплекса биологических наук (общий обзор перестройки научных дисциплин XIX века). Основные разделы научной биологии XX века.


6. История геолого-географических наук:

Ранние представления об общем строении Земли в древнем Вавилоне и древней Греции. Представления о строении Земли в учениях древнегреческих философов (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Демокрит, Аристотель). Классификация минералов Теофраста (трактат «О камнях»). Измерение размеров диаметра Земли Эратосфеном. Геоцентрическая картина мира Клавдия Птолемея. Геолого-географические представления Страбона. Трактат Страбона «География»: общая характеристика и его научное значение. Классификация и описание минералов в «Естественной истории» Плиния Старшего. Представления об обитаемом мире Козьмы Индикоплова. Развитие гелиоцентрической картины мира (Аристарх Самосский, Тихо де Браге, Иоганн Кеплер, Николай Коперник). Развитие представлений о форме Земли (от античности до XVIII века). Геологические воззрения и исследования Леонардо да Винчи. Научное значение трудов Георга Агриколы. Представления о рельефе Земли Рене Декарта. Ранняя история представлений о земном магнетизме (до Галлея). Общая характеристика значения научной деятельности Н. Стенона. Формулировка «законов Стенона» и их значение для развития геологии. Становление научной геологии в XVIII веке (общий обзор). Возникновение стратиграфии в XVIII в. Вклад А.Г. Вернера в становление стратиграфии как особой научной дисциплины. Учение о горных породах в XVIII в. Становление кристаллографии в XVIII веке. Развитие минералогии в XVIII в. Накопление знаний о нерудных полезных ископаемых (от эпохи Возрождения до XVIII в.). История эволюционных концепций в геологии (Кювье, Ламарк, Лайель, Дарвин и др.). Общая характеристика научной деятельности Лайеля. Борьба идей в теоретической геологии XVIII-XIX вв. (основные дискуссии: «нептунизм-плутонизм», «катастрофизм-униформизм»). Общий обзор основных дисциплин научной геологии в XIX веке. Путешествия и географические открытия в древнем Китае (II в. до н.э.-VI-VII вв. н. э.). Путешествия и открытие финикийцами Южной Европы. Плавание финикийцев вокруг Африки. Географические открытия древних греков (древнегреческие колонии, открытие Британии, описание Скифии Геродотом и др.). Географические результаты походов Александра Македонского. Открытие и освоение Центральной и Западной Европы в римскую эпоху. Тацит и Птолемей о Восточной Европе. Дальние походы вдоль африканских берегов в римскую эпоху.
Римские походы в глубь Африки. Теория единства Мирового океана в античной географии. Разделение Земли на пояса и гипотеза о Южном материке (Terra Australis) в античную эпоху. Географические путешествия и открытия норманнов в Северной Атлантике (VIII-IX вв.). Легендарные «блуждающие» острова в представлениях античной и средневековой эпохи. Торговые пути и географические открытия арабов в средние века. Путешествия Марко Поло и его «Книга». Роль и значение «Книги» Марко Поло в истории географии. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Открытие португальцами Западной Африки: причины морской экспансии, роль Генриха Мореплавателя в этой экспансии. Экспедиции Генриха Мореплавателя 1415-1460 гг. Бартоломеу Диаш и открытие мыса Доброй Надежды. Эпоха Великих географических открытий (периодизация и общая характеристика). Причины заокеанской экспансии Испании в XV-XVI вв. Ситуация соперничества Испании и Португалии в эпоху Великих географических открытий, се влияние на развитие маршрутов путешествий и экспедиций. Первое путешествие Колумба, его результаты и значение для истории географии. Биография Колумба и общая характеристика его деятельности. Вторая экспедиция Колумба и ее значение. Географические результаты третьей экспедиции Колумба. Путешествие Америго Веспуччи, его характеристика и значение. Формирование представлений о континентальности Америки. Научное значение глобуса Вальдземюллера. Васко да Гама и открытие морского пути в Индию. Фернан Магеллан (краткая биография) и маршрут первого кругосветного плавания. Географические результаты и открытия Магеллана. Мексиканская экспедиция Эрнандо Кортеса: ее маршрут и географические результаты. Географические открытия в Австралии и Океании с середины XVII в. до путешествий Дж.Кука. Значение кругосветных плаваний Дж. Кука. Первые русские кругосветные экспедиции XIX века (общая характеристика и географические результаты). Русские географические открытия и путешествия в XIX веке (общий обзор). Исследования Центральной Арктики и достижение Северного полюса в XIX в. Открытие и исследование Антарктиды в XIX веке. А Гумбольдт и К. Риттер как основатели научной географии. Разработка научных основ физической географии (1850-1950): общий обзор. Геоморфология В. М. Дэвиса и ее влияние на развитие географии в XX в. «Количественная революция» в современной географии (1950-1970 гг.). Картография и ее методологическая роль в науках о Земле. Картографическая генерализация и исследования по картам (гносеологические и прагматические аспекты).

7. История техники и технических наук

Техника в условиях становления общественного производства (до IV тыс. до н.э.): обработка камня, изобретение лука и стрел, добывание огня и т.п.
Сущность неолитической революции (новые приемы обработки камня, возникновение земледелия и скотоводства и т.п.). Важнейшие технические изобретения и ремесла древнего Востока. Военная техника и транспорт древнего Востока. Формирование ремесленного производства в древней Греции (основные факторы и условия развития). Использование железа в древней Греции и Риме.
Строительная техника Античности. Военные машины древней Греции и Рима. Технические изобретения Архимеда. Механические устройства и изобретения Герона Александрийского. Технические знания и ремесленная деятельность в Западной Европе в Средние века и в эпоху Возрождения (общая характеристика).
Развитие транспортных, технологических и энергетических машин в Западной Европе в Средние века и эпоху Возрождения (общий обзор). Металлургия и металлообработка в V-XV вв. Особенности цехового ремесленного производства в V-XV вв. Часы - изобретение Средних веков. Общая характеристика техники эпохи мануфактурного производства. Важнейшие технические изобретения Западной Европы XIII-XVII вв. (порох, компас, бумага и книгопечатание и т.п.). Средство транспорта в XIII-XVI вв. Изменения в военной технике в эпоху Средних веков и Возрождения. Развитие машинно-фабричного производства в Западной Европе (XV-XVIII вв.). Становление технических наук в XVIII в. (общая характеристика).
Создание и использование научных приборов в XVI-XVII вв. Техническая и промышленная революция конца XVIII-начала XIX вв. (общая характеристика). Технические и социокультурные последствия промышленного переворота XVIII в. Научные и практические предпосылки создания паровой машины. «Огнедействующая машина» Ивана Ползунова. Паровая машина Дж. Уатта.
Текстильные и прядильные машины XVIII-XIX вв. Развитие химической технологии в XIX в. (общая характеристика). Основные направления прогресса в строительной технике конца XIX в. Техническое перевооружение транспорта во второй половине ХIХ в. Изменения в технике черной и цветной металлургии в ХVIII-ХIХ вв. (общий обзор). Научно-технические предпосылки создания электрических машин в ХIХ в. Становление и развитие электротехники как науки в ХIХ в. Становление и формирование электропромышленности (общая характеристика). Вернер Сименс как основатель электротехнической промышленности. Возникновение научных и технических предпосылок развития авиации. Первые попытки создания самолета в ХIХ в. Создание первых самолетов в начале ХХ в. (братья Райт и др.). Формирование теоретических основ авиационной техники. Становление космотехники. Особенности «компьютерной революции» ХХ в. Научно-техническая революция ХХ в: основные этапы развития. Создание атомного оружия и его социокультурные последствия. Военная наука и техника и проблемы гуманизма. Проблемы надежности, безопасности и экологичности техники и технологии в современном мире.

Основная литература:

1. Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956 (глава 1).
2. Койре А. Очерки истории философской мысли. М., 1985.
3. Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. М., 1981.
4. Нейгебауэр О. Точные науки в древности (глава «Источники; их дешифровка и оценка»). М., 1968.
5. Кузнецова Н.И. Наука в ее истории. М., 1982.
6. Копелевич Ю.Х. Возникновение научных академий. Л., 1974.
7. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.
8. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.
9. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995.
10. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.
11. Полани М. Личностное знание. М., 1985.
12. Малкей М. Наука и социология знания. М., 1983.
13. Философия и методология науки. (Колл. авторов). Часть 1 и 2 (учебное пособие для аспирантов всех специальностей). М., 1994.
14. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники (учебное пособие для вузов). М., 1995.
15. Шухардин С.В. Основы истории техники. М., 1961.
16. Козлов Б.И. Возникновение и развитие технических наук. Л., 1988.
17. Симоненко О.Д. Сотворение техносферы: проблемное осмысление истории техники (учебное пособие для вузов). М., 1994.

18. Ван дер Варден Б.Л. Пробуждающаяся наука. Математика древнего Египта, Вавилона, Греции. М., 1959.
19. Нейгебауэр О. Точные науки в древности. М., 1968.
20. История математики. В 3-х томах. Под ред. А.П. Юшкевича. М., 1970.
21. Цейтен Г.Г. История математики в XVI и XVII вв. М., 1933.

22. Дорфман Я.Г. Всемирная история физики. В 2-х т. Т.1. М., 1974. Т.2. М., 1979.
23. Льоцци М. История физики. М., 1970.
24. Розенбергер Ф. История физики. Ч. 1, 2, 3(1), 3(2). М.-Л. 1933-1934.
25. Кирсанов В.С. Научная революция XVII века. М., 1987.
26. Вавилов С.И. Исаак Ньютон. М.-Л., 1945.
27. Койре А. Очерки истории философской мысли. М., 1985.

28. Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVII века. Всеобщая история химии / Отв. ред. Ю.И. Соловьев. М., 1983.
29. Становление химии как науки. Всеобщая история химии /Отв. ред. Ю.И. Соловьев. М., 1983.
30. Джуа Микеле. История химии. М., 1966.

31. История биологии. С древнейших времен до начала XX века / Под ред. С.Р. Микулинского. М., 1972.
32. История биологии. С начала XX века до наших дней / Под ред. Л.Я. Бляхера. М., 1975.
33. Лункевич В.В. От Гераклита до Дарвина. В 3-х томах. Т. 1. М.-Л., 1936. Т.2. М.-Л., 1940. Т.З. М.-Л., 1943.

34. История геологии /Отв. ред. И. В. Батюшкова. М., 1973.
35. Кэри У. В поисках закономерностей развития Земли и Вселенной. М., 1991.
36. Магидович И.П. Очерки по истории географических открытий. М., 1957.
37. Вернадский В. И. Избранные труды по истории науки. М., 1981.
38. Райт Дж. К. Географические представления в эпоху крестовых походов. М., 1988.
39. Грегори К. География и географы: физическая география. М., 1988.
40. Джеймс П., Мартин Дж. Все возможные миры: история географических идей. М., 1988.
41. Берлянт А.М. Образ пространства: карта и информация. М., 1986.

42. Техника в ее историческом развитии. (отв. редактор С.В. Шухардин, Н.К. Ламан, А.С. Федоров). В 2-х книгах. Кн. 1. М., 1979; Кн. 2. М., 1982.
43. Белькинд Л.Д, Конфедератов И.Я., Шнейберг Я.А. История техники. М., 1956.
44. Мелещенко Ю.С. Техника и закономерности ее развития. Л., 1970.
45. Иванов Б.И., Чешев В.В. Становление и развитие технических наук. Л., 1977.
46. Дильс Г. Античная техника. М.-Л. 1934.
47. Бек Т. Очерки по истории машиностроения. М.-Л., 1934.
48. Пионеры машинной индустрии (под редакцией В.Ф.Миткевича). М.-Л., 1937.
49. Козлов Б.И. Возникновение и развитие технических наук. Л., 1988.
50. Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.
51. Философия техники в ФРГ. М., 1989.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

СВЕДЕНИЯ

О НАУЧНОМ РУКОВОДИТЕЛЕ

Дальневосточный государственный технический

рыбохозяйственный университет

специальность 07.00.10 «История науки и техники»

Ким Эдуард Николаевич, доктор технических наук, профессор

СПИСОК ОСНОВНЫХ НАУЧНЫХ ТРУДОВ

п/п

Наименование работы, ее вид (монография, брошюра, статья и др.)

Форма работы (печатная, рукописная)

Выходные данные

Объем в

стр.

Соавторы

Комплексное исследо-вание изобретатель-ской и рационализа-торской деятельности на предприятиях рыб-ной промышленности

Печатный

Владивосток: Дальрыбвтуз, 1976.-77 с.

77

(11)

Гинзбург Б.Я.,

Здирюк А.П.,

Коротченков А.Н. и др.

Современные тенденции развития технологии в рыбной отрасли

Печатный

Научные труды Дальрыбвтуза. Вып. 16. – Владивосток, Дальрыбвтуз, - 2004.

2

-

Современные тенденции развития технологии в рыбной отрасли

Печатный

Научные труды Дальрыбвтуза. Вып. 16. – Владивосток, Дальрыбвтуз, 2004. - С. 72-74.

2

-

Новое в теории и практике бездымного копчения

печатный

Известия ТИНРО-центра, т.129, Владивосток, 2001, с.343-255

12

(6)

Лаптева Е.П.,

Семиряжко Ю.А.

Основы научно-исследовательской работы: Уч.пос.

Печатный

Владивосток: Дальрыбвтуз, 2007. – 231 с.

231

Осипов Е.В.,

Глебова Е.В.

Основы научно-исследовательской работы: Уч.пос.

Печатный

Владивосток: Дальрыбвтуз, 2007. – 231 с.

Глебова Е.В.,

Осипов Е.В.

Планирование и организация эксперимент: Уч.пос.

печатный

Владивосток: Дальрыбвтуз, 2009. – 190 с.

Лаптева Е.П.

Комплексная переработка амурских осетровых рыб (монография)

печатный

Владивосток: Дальрыбвтуз, 2009 – 136 с.

136

(45)

Сытова М.В.,

Харенко Е.Н.

Общее количество публикаций: 163

Число подготовленных диссертантов: 4

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

федеральное агентство по рыболовству

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Дальневосточный государственный технический

рыбохозяйственный университет

ФГБОУ ВПО «ДАЛЬРЫБВТУЗ»

УТВЕРЖДЕНО

Проректор по научной работе

____________В.Д.Богданов

«____» _________________

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

педагогической практики к ОПОП

послевузовского профессионального образования

Научная специальность 07.00.10 «История науки и техники».

Кафедра стандартизации и сертификации

Курс – 1, 2-й

Всего часов – 100, в т.ч.:

Активная практика – 50 часов:

34 – проведение лекций;

16 – проведение семинаров.

Пассивная практика – 50 часов:

34 – посещение лекций;

16 – посещение семинаров.

Экзаменов – нет

Зачет – 2-й курс

Владивосток 2011

Аннотация

Программа устанавливает общие требования к прохождению педагогической практики аспирантовпо специальности 07.00.10 «История науки и техники».

Пояснительная записка

Программа педагогической практики является приложением к Основной образовательной программе (ООП) послевузовского профессионального образования (аспирантуры) по специальности 07.00.10 «История науки и техники».

Программа основана на требованиях паспорта (формулы специальности и области исследования) ООП. В ней учтены педагогические потребности института выпускающих кафедр университета в преподавании учебных дисциплин. Программа выполняется, как правило, на 2-м году обучения.

Формой контроля педагогической практики аспиранта являются:

- контрольное посещение проводимых им занятий научным руководителем и заведующим кафедрой, а также преподавателями кафедры, на базе которой организована педагогическая практика аспиранта;

- отчет с обязательной оценкой проведенного аспирантом занятия и его обсуждением;

- оценка степени выполнения порученного аспиранту задания со стороны научного руководителя или заведующего кафедрой (при выполнении аспирантом организационно-педагогической, учебно-методической, общественной или научной работы);

- представление письменного отчета аспиранта о результатах выполнения (или причин невыполнения) заданий в рамках прохождения им педагогической практики и заслушивание отчета аспиранта на заседании кафедры;

- ежегодные аттестации аспиранта.

Отчетность аспиранта о выполнении им работы в рамках педагогической практики может быть представлена в следующих формах:

- ежегодно представляемом аспирантом индивидуальном плане обучения с отметкой научного руководителя и заведующего кафедрой о фактическом объеме и содержании практики;

- рабочего журнала проведения практических и семинарских занятий, конспектов проведенных аспирантом лекций по установленному им учебному курсу;

- сообщения на заседании кафедры (или учебно-методическом семинаре) о результатах его педагогической практики и последующего обсуждения.

Целесообразность тех или иных форм контроля прохождения аспирантом педагогической практики и отчетность о ее выполнении определяется научным руководителем и заведующим кафедрой.

Содержание педагогической практики

  1. Пассивная практика.

Посещение лекций, лабораторных и практических (семинарских) занятий ведущих преподавателей кафедры стандартизация и сертификация (по рекомендации заведующего кафедрой и выбору аспиранта) – 25 часов.

  1. Активная практика.

Проведение учебных занятий (по рекомендации заведующего кафедрой и выбору аспиранта) и воспитательной работы под руководством ведущих преподавателей кафедры: лекции – 10 часов, лабораторные, практические (семинарские) занятия – 50 часов, кураторская работа в учебной группе – 10 часов.

Список дисциплин для прохождения педагогической практики определяются выпускающими кафедрами, на базе которых организуется прохождение педагогической практики аспирантов по данной научной специальности

  1. Оформление отчета.

Анализ итогов учебных занятий и воспитательных мероприятий. Составление отчета – 5 часов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ РЕФЕРАТОВ ПО ИСТОРИИ НАУК

  1. Наука как вид человеческой деятельности.

  2. Философские, социальные и индивидуально-психологические проблемы научного творчества.

  1. Философские основы научных исследований.

  2. Элементы теории и методологии научно-технического творчества.

  1. Осознание и познание как творческое отражение действительности.

  2. Практика как элемент творческой деятельности.

  3. Социальные и индивидуально-психологические аспекты научного познания.

  1. Научная субъективность и объективность.

  2. Наука и искусство как две формы творчества.

  3. Информационные аспекты творческого процесса.

  1. Методология как метатеория.

  2. Основные этапы творческого процесса в науке.

13. Классификация методов поиска новых решений.

  1. Практическая целенаправленность научных исследований.

  2. Прогнозирование научно-технического прогресса.

  3. История возникновения науки о биоресурсах Мирового океана.

  4. История развития техники и технологии вылова водных биоресурсов.

  5. История развития техники переработки водных биоресурсов.

  6. История развития технологии переработки водных биоресурсов.

  7. История развития судоремонта.

  8. История развития логистики морских перевозок.

  9. История развития мореплавания.

  10. История развития средств навигации.

  11. История развития автотранспорта.

  12. История развития науки в области стандартизации.

  13. История развития науки в области управления качеством.

  14. Научные области исследования науки о качестве продукции.

лист ознакомления

п/п

Фамилия Имя Отчество

Должность

Дата ознакомления

Подпись

Лист изменений

Номер изменения

Номер страницы

Номер пункта

Дата внесения

Ф.И.О. исполнителя

Подпись

лист учета периодических проверок

Дата

Ф.И.О. и должность лица, выполняющего проверку

Изменению

подлежат

Подпись

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. ( фгбоу впо «дальрыбвтуз») (2)

    Основная образовательная программа
    ... государственный технический рыбохозяйственный университет ( ФГБОУВПО «ДАЛЬРЫБВТУЗ») УТВЕРЖДАЮ Проректор по НР __________ ... Приложение 1 УТВЕРЖДАЮ Проректор по НР ФГБОУВПО «Дальрыбвтуз» ____________ В.Д. Богданов ПРОГРАММА Вступительного экзамена ...
  2. ( фгбоу впо «дальрыбвтуз») (1)

    Основная образовательная программа
    ... государственный технический рыбохозяйственный университет ( ФГБОУВПО «ДАЛЬРЫБВТУЗ») УТВЕРЖДАЮ Проректор по НР __________ ... Приложение 1 УТВЕРЖДАЮ Проректор по НР ФГБОУВПО «Дальрыбвтуз» ____________ В.Д. Богданов ПРОГРАММА Вступительного экзамена ...
  3. ( фгбоу впо «дальрыбвтуз»)

    Программа
    ... государственный технический рыбохозяйственный университет ( ФГБОУВПО «ДАЛЬРЫБВТУЗ») УТВЕРЖДАЮ Проректор по НР _________________ ... государственный технический рыбохозяйственный университет ( ФГБОУВПО «ДАЛЬРЫБВТУЗ») УТВЕРЖДАЮ Проректор по НР ...
  4. (фгбоу впо «дальрыбвтуз»)

    Методические рекомендации
    ... государственный технический рыбохозяйственный университет» (ФГБОУВПО «ДАЛЬРЫБВТУЗ») УТВЕРЖДАЮ Проректор по НР _________________ ... Pascal 7.0. Метод.указания. – Владивосток: Дальрыбвтуз, 2003. г) методическое обеспечение самостоятельной работы ...
  5. (фгбоу впо «дальрыбвтуз») (2)

    Рабочая программа
    ... Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет (ФГБОУВПО «ДАЛЬРЫБВТУЗ») УТВЕРЖДЕНО Проректор по НР Богданов ... курса «Философии науки» магистрантам и аспирантам Дальрыбвтуза. Опираясь на теоретические источники и практический ...

Другие похожие документы..