Главная > Основная образовательная программа


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО «Чеченский государственный университет»

УТВЕРЖДАЮ:

Ректор ЧГУ

__________ З.А.Саидов

«_____»_______________2011г.

Основная образовательная программа высшего

профессионального образования

Направление подготовки

032000 Зарубежное регионоведение

ФГОС ВПО утвержден приказом Минобрнауки РФ

544 от 20 мая 2010 года

Профиль подготовки: «Арабские страны»

Квалификация выпускника – бакалавр

Нормативный срок освоения программы – 4 года

Форма обучения – очная

Грозный - 2011 г.

  1. Общие положения

    1. ООП бакалавриата, реализуемая в ГОУ ВПО «Чеченский государственный университет» по направлению подготовки «Зарубежное регионоведение» и профилю подготовки «Арабские страны», представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную с учетом требований рынка труда на основе ФГОС ВПО по соответствующему направлению подготовки.

ООП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает: учебный план, рабочие программы учебных курсов, дисциплин и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

    1. Нормативные документы для разработки ООП

Нормативную правовую базу разработки ООП составляют:

  • Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 года № 3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ);

  • Федеральные законы Российской Федерации: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» (от 1 декабря 2007 года № 309-ФЗ) и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)» (от 24 декабря 2007 года № 232-ФЗ);

  • Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 71;

  • ФГОС ВПО по направлению подготовки, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 544 от 20 мая 2010г. ;

  • Нормативно-методические документы Министерства образования и науки Российской Федерации;

  • ПрООП ВПО по направлению подготовки, утвержденная ____________________________________, (носит рекомендательный характер);

  • Устав Чеченского государственного университета.

    1. Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников

Наименование

ООП

Квалификация

Нормативный

срок освоения

ООП, вклю-

чая последип-

ломный

отпуск

Трудоем-

кость

(в зачетных

единицах)

Код в соот-

ветствии

с принятой

классифи-

кацией

ООП

Наимено-

вание

ООП

бакалавриата

62

бакалавр

4 года

240

  1. Требования к абитуриенту

Абитуриент должен иметь:

  • документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании;

  • Свидетельство о сдаче Единого государственного экзамена по дисциплинам: история, русский язык, география.

III. Требования к результатам освоения основной образовательной программы

Результаты освоения основной образовательной программы высшего профессионального образования (ООП ВПО) определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения, опыт и личностные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности, обусловленными соответствующим профилем подготовки.

IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП бакалавриата по направлению подготовки 032000.62 «Зарубежное регионоведение» профиль «Арабские страны»

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народов России и зарубежья, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-1);

- владеть культурой мышления и речи, основами профессионального и академического этикета (ОК-2);

- свободно осуществлять устную и письменную коммуникацию на иностранном языке международного общения, отличном от языка региона специализации, на бытовом и деловом уровне (ОК-3);

- владеть профессиональной лексикой, проявлять готовность к участию в научных дискуссиях на профессиональные темы (ОК-4);

- обладать навыками рефлексии, адекватно оценивать свои образовательные и профессиональные результаты (ОК-5);

- осознавать социальную значимость будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессионального долга (ОК-6);

- выстраивать перспективные стратегии личностного и профессионального развития, проявлять готовность к дальнейшему обучению и самообучению (ОК-7);

- владеть основами методологии научного исследования, различать творческий и репродуктивный компоненты научной деятельности (ОК-8);

- уметь применять знания в области социальных, гуманитарных и экономических наук, информатики и математического анализа для решения прикладных профессиональных задач (ОК-9);

- владеть базовыми методами и технологиями управления информацией, включая использование программного обеспечения для её обработки, хранения и представления (ОК-10);

- владеть стандартными методами компьютерного набора текста на русском языке, иностранном языке международного общения и языке региона специализации (ОК-11);

- обладать базовыми навыками самостоятельного поиска профессиональной информации в печатных и электронных источниках, включая электронные базы данных, свободно осуществлять коммуникацию в глобальном виртуальном пространстве (ОК-12);

- уметь оценивать качество и содержание информации, выделять наиболее существенные факты и концепции, давать им собственную оценку и интерпретацию (ОК-13);

- понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-14);

- творчески подходить к порученному заданию, уметь проявлять разумную инициативу и обосновывать её перед руководителем (ОК-15);

- следовать учебной и трудовой дисциплине, нести персональную ответственность за результаты своей образовательной и профессиональной деятельности (ОК-16);

- владеть средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности, обеспечивающего полноценную социальную и профессиональную деятельность (ОК-17).

  1. Компетенции выпускника ООП, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО

общепрофессиональными:

- составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его физико-географических, исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей (ПК-1);

- объяснять основные тенденции и закономерности исторического развития региона специализации (включая отдельные страны) в контексте всемирно-исторического процесса (ПК-2);

- анализировать внутренние и внешние факторы, влияющие на формирование внешней политики государств региона специализации, выделять основные тенденции и закономерности эволюции их внешнеполитических курсов (ПК-3);

- определять основные тенденции развития мировой экономики, давать оценку различным подходам к проблеме включения региона специализации в систему мирохозяйственных связей (ПК-4);

- учитывать характер исторически сложившихся социально-экономических, политических и правовых систем при рассмотрении особенностей политической культуры и менталитета народов региона специализации (ПК-5);

- выявлять степень и характер влияния религиозных и религиозно-этических учений на становление и функционирование общественно-политических институтов в странах региона специализации (ПК-6);

- владеть понятийно-терминологическим аппаратом общественных наук, свободно ориентироваться в источниках и научной литературе по стране (региону) специализации (ПК-7);

- самостоятельно интерпретировать и давать обоснованную оценку различным научным интерпретациям региональных событий, явлений и концепций в национальном, межрегиональном и глобальном контекстах (ПК-8);

- применять научные подходы, концепции и методы, выработанные в рамках теории международных отношений, сравнительной политологии, экономической теории к исследованию конкретных страновых и региональных проблем (ПК-9);

- выделять основные параметры и тенденции социального, политического, экономического развития стран региона специализации (ПК-10);

- владеть основами исторических и политологических методов, уметь анализировать современные политические тенденции на регионально-страновом уровне с учетом исторической ретроспективы (ПК-11);

- владеть базовыми навыками чтения и аудирования текстов общественно-политической направленности на языке (языках) региона специализации (ПК-12);

в организационно-коммуникационной деятельности:

- владеть базовыми навыками ведения официальной и деловой документации на языке (языках) региона специализации (ПК-13);

в информационно-аналитической деятельности:

- описывать общественно-политические реалии стран(ы) региона специализации с учетом их/её лингвострановедческой специфики (ПК-14);

в редакционно-издательской деятельности:

- владеть базовыми навыками двустороннего устного и письменного пе­ревода текстов общественно-политической направленности на языке (языках) региона специализации (ПК-15);

в культурно-просветительской деятельности:

- владеть базовыми навыками восприятия мультимедийной информации на языке (языках) региона специализации (ПК-16);

в научно-исследовательской и преподавательской деятельности:

- владеть основами социологических методов (интервью, анкетирование, наблюдение и др.), быть готовым принять участие в планировании и проведении полевого исследования в стране/регионе специализации (ПК-17).

  1. Материально-техническое обеспечение

Материально-техническая база обеспечивается наличием:

1. Учебный корпус № 5, общая площадь – _________м2 в т.ч. учебная – ______ м2, административная - ______ м2

2. Спец. аудитории, компьютерный класс 2-02 (CPU Intel Pentium 4 3,2 GHz, Memory 1GB DDR RAM, HDD 120GB, Screen Sumsung SynsMaster 710n 17”, Graphics Nvidia GeForce 6700 GHz, OS Windows XP Professional SP2), оснащенные мультимедийным демонстрационным оборудованием, интерактивная доска, подключение Internet.

V. Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных и социально-личностных компетенций выпускников

В вузе разработана и реализуется программа по проведению воспитательной работы в ГОУ ВПО «Чеченский государственный университет» на 2010-2015 гг., в рамках которой ежегодно разрабатываются планы воспитательной работы университета, факультетов и кафедр.

Организация и проведение мероприятий - основное содержание воспитательной работы. Данное направление включает в себя: реализацию системы материального поощрения студентов за успехи в учебе и активное участие в общественной жизни университета; кураторские часы; общеуниверситетские и городские субботники; научно-практические студенческие конференции; факультетские, общеуниверситетские и межвузовские олимпиады; книжные выставки; культурно-массовые мероприятия, посвященные знаменательным событиям и праздникам: День знаний, День молодого избирателя, День защитника Отечества, День открытых дверей, День Победы, День выпускника, Ярмарка вакансий, фестиваль «Студенческая весна», конкурсы КВН, игры «Что? Где? Когда?, «Брейн-ринг» и мн.др.

В вузе открыты секции по баскетболу, волейболу, мини-футболу, карате и шахматам. Студенты ЧГУ принимают участие в общероссийских и международных турнирах, многие из них являются победителями этих соревнований.

ГОУ ВПО «Чеченский государственный университет» тесно сотрудничает с Комитетом Правительства Чеченской Республики по делам молодежи, с различными общественными молодежными организациями. Профком студентов университета имеет большое значение в решении студенческих проблем и в общественной жизни студенческой молодежи занимает важное место.

Особое внимание в университете уделяется вопросам духовно-нравственного воспитания студентов, регулярными стали: встречи студентов с работниками Республиканского центра по профилактике и борьбе со СПИДом; лекции, проводимые на каждом факультете работниками службы Госнаркоконтроля; туберкулезного диспансера, встречи студентов с ветеранами Великой Отечественной Войны и др.

IV. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися ООП бакалавриата по направлению подготовки 032000 Зарубежное регионоведение.

В соответствии с ФГОС ВПО бакалавриата по направлению подготовки 032000 Зарубежное регионоведение и Типовым положением о вузе оценка качества освоения обучающимися основных образовательных программ включает текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую государственную аттестацию обучающихся.

Нормативно-методическое обеспечение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по ООП бакалавриата осуществляется в соответствии с Типовым положение о вузе, Уставом ЧГУ и локальными нормативными документами ЧГУ:

- «Положение о курсовых, экзаменах и зачетах, о порядке отчисления и восстановления студентов, о порядке предоставления академических отпусков»;

- «Положение о порядке проведения письменных и устных экзаменов»;

- «Положение о выпускных квалификационных работах»;

- Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Фонды оценочных средств:

  1. электронный банк тестовых заданий

  2. банк аттестационных тестов

  3. комплекты заданий для самостоятельной работы

  4. сборники проектных заданий

  5. перечни тем рефератов

Виды и формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

В процессе обучения используются следующие виды контроля;

  • устный опрос;

  • письменные работы;

  • контроль с помощью технических средств и информационных систем.

Каждый вид выделяется по способу выявления формируемых компетенций:

  • в процессе беседы преподавателя и студента;

  • в процессе создания и проверки письменных материалов;

  • путем использования компьютерных программ, приборов, установок и т. п.

Устный опрос позволяет оценить знания и кругозор студента, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки, а также обладает рядом функций:

Письменные работы позволяют экономить время преподавателя, проверить обоснованность оценки и уменьшить степень субъективного подхода к оценке подготовки студента, обусловленного его индивидуальными особенностями.

Использование информационных технологий и систем обеспечивает:

- быстрое и оперативное получение объективной информации о фактическом усвоении студентами контролируемого материала, в том числе непосредственно в процессе занятий;

- возможность детально и персонифицировано представить эту информацию преподавателю для оценки учебных достижений и оперативной корректировки процесса обучения;

- формирования и накопления интегральных (рейтинговых) оценок достижений студентов по всем дисциплинам и модулям образовательной программы;

- привитие практических умений и навыков работы с информационными ресурсам и средствами;

- возможность самоконтроля и мотивации студентов в процессе самостоятельной работы.

Каждый из видов контроля осуществляется с помощью определенных форм (см. ниже), которые могут быть как одинаковыми для нескольких видов контроля (например, устный и письменный экзамен), так и специфическими. Соответственно, и в рамках некоторых форм контроля могут сочетаться несколько его видов (например, экзамен по дисциплине может включать как устные, так и письменные испытания).

Формы контроля:

собеседование;

коллоквиум;

тест;

контрольная работа;

зачет;

экзамен;

эссе и иные творческие работы;

реферат;

отчет (по практикам, научно-исследовательской работе студентов

(НИРС);

курсовая работа;

выпускная квалификационная работа.

Определенные компетенции приобретаются в процессе проведения лабораторной работы, написания реферата, прохождения практики и т.п., а контроль над их формированием осуществляется в ходе проверки преподавателем результатов данных работ и выставления соответствующей оценки (отметки).

Формы письменного контроля

Письменные работы (ПР) могут включать:

  • тесты (ПР-1),

  • контрольные работы (ПР-2),

  • эссе (ПР-3),

  • рефераты (ПР-4),

  • курсовые работы (ПР-5),

• научно-учебные отчеты по практикам (ПР-6),

• отчеты по НИРС (ПР-7).

- Итоговая государственная аттестация выпускников ООП бакалавриата.

Целью итоговой государственной аттестации является установление уровня подготовки выпускника высшего учебного заведения к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования";.

";Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации"; определяет, что ";к видам итоговых аттестационных испытаний итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений относятся:

защита выпускной квалификационной работы;

государственный экзамен.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН

по направлению 032000 Зарубежное регионоведение

В соответствии с решением Ученого Совета исторического факультета ЧГУ государственные экзамены по направлению подготовки 032000 Зарубежное регионоведение включен в состав итоговой государственной аттестации.

Целью проведения итоговых государственных экзаменов является проверка знаний, умений, навыков и личностных компетенций, приобретенных выпускником при изучении учебных циклов ООП в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и требованиями к результатам освоения ООП вуза по направлению подготовки.

Требования к содержанию и процедуре проведения государственного экзамена

по направлению 032000 Зарубежное регионоведение

требования к содержанию:

- комплексность экзаменационных вопросов и заданий, которые должны включать разделы из различных учебных циклов;

- компетентностный подход к составлению вопросов и заданий для контролирования владения компетенциями - как универсальными, так и общепрофессиональными;

- полнота представления в экзаменационных вопросах содержания базовой части;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки

    Основная образовательная программа
    ... : Ректор ЧГУ __________ З.А.Саидов «_____»____________2011г. ОсновнаяобразовательнаяпрограммавысшегопрофессиональногообразованияНаправлениеподготовки 030600 История ФГОС ВПО утвержден ...
  2. Основная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки (2)

    Основная образовательная программа
    ... : Ректор ЧГУ __________ З.А.Саидов «_____»_______________2011г. ОсновнаяобразовательнаяпрограммавысшегопрофессиональногообразованияНаправлениеподготовки 080200 Менеджмент ФГОС ВПО утвержден ...
  3. Основная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки (3)

    Основная образовательная программа
    ... : Ректор ЧГУ __________ З.А.Саидов «_____»____________2011г. ОсновнаяобразовательнаяпрограммавысшегопрофессиональногообразованияНаправлениеподготовки 072300 Музеология и охрана объектов культурного ...
  4. Негосударственное аккредитованное основная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки 030300 62 «психология»

    Основная образовательная программа
    ... АККРЕДИТОВАННОЕ ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ (НАЧОУ ВПО СГА) ОСНОВНАЯОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММАВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯНАПРАВЛЕНИЕПОДГОТОВКИ 030300 ...
  5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (3)

    Документ
    ... РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЧЕЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ОсновнаяобразовательнаяпрограммавысшегопрофессиональногообразованияНаправлениеподготовки 100700 «Торговое дело» ФГОС ВПО ...

Другие похожие документы..