textarchive.ru

Главная > Основная образовательная программа


5.2.6. Основы духовно-нравственной культуры народов России

Данная предметная область вводится с 2010 г. для апробации в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, отдельных субъектов Российской Федерации (поручение Президента Российской Федерации Д. А. Медведева от 2 августа 2009 г. № Пр 2009).

Комплексный учебный курс дифференцируется по модулям: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддистской культуры», «Основы иудейской культуры», «Традиционные религии в России», «Основы светской этики». Предметное содержание курса должно соответствовать образовательным и воспитательным целям, а также интересам и возрастным особенностям обучающихся на ступени начального общего образования, иметь примерно одинаковую структуру и направленность, отражающую важнейшие основы религиозных культур и светской этики, связанные с духовно-нравственным развитием и воспитанием.

Обучающиеся по своему желанию и с согласия родителей (законных представителей) выбирают для изучения один из модулей.

5.2.7. Искусство

Изобразительное искусство

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству и авторской программы «Изобразительное искусство. 1-4 классы» (Изобразительное искусство. 2кл.: книга для учителя / В. С. Кузин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005.).

Программа рассчитана на 33 ч. в год (1 час в неделю). Программой

предусмотрено проведение: практических работ - 29; обобщающих работ (уроки контроля)- 4.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени начального образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по изобразительному искусству. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности.

Цель: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего

образования направлено на достижение следующих задач:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

  • способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

  • способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;

  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Новизна данной рабочей программы заключается в том, что, в отличие от ранее действовавшей программы В. С. Кузина «Изобразительное искусство. 1-4 классы» рабочая программа содержит в себе три раздела: «Мир изобразительных (пластических) искусств», «Художественный язык изобразительного искусства», «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».

Рабочей программой по изобразительному искусству в 1 классе предусмотрены три основных вида художественной деятельности.

Основными направлениями в художественной деятельности являются:

Изобразительная деятельность (рисование с натуры и рисование на темы – живопись, графика, скульптура) – 19 часов

Декоративно- прикладная деятельность (декоративная работа – орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий и дизайн) – 9 часов

Художественно-конструктивная деятельность (бумагопластика, лепка, архитектура) – 5 часов.

Эти виды художественной деятельности тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга в решении поставленных программой задач.

Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы начальной школы как: литературное чтение, русский язык, музыка, труд, природоведение, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.

Особенности организации художественной деятельности по направлениям по предмету изобразительное искусство

Изобразительная деятельность (рисование с натуры, рисование на темы).

Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.

Рисование на темы – это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.

Декоративно-прикладная деятельность (декоративная работа и дизайн) осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.

Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов – листьев, цветов, бабочек, жуков и т.д., дети начинают рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи.

Во время практических работ важно использование школьниками самых

разнообразных художественных материалов и техник: графических карандашей, акварели, гуаши, пастели, цветных мелков, цветной тонированной бумаги, ретуши, линогравюры и т.д.

Дизайн, являясь разновидностью художественного творчества, синтезом

изобразительного, декоративно-прикладного, конструкторского искусства, художественной графики и черчения, в современном мире определяет внешний вид построек, видов наземного воздушного и речного транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели, посуды, упаковок, детских игрушек и т.д.

Дизайн, в отличие от других видов художественного творчества органично соединяет эстетическое и трудовое воспитание, так как это процесс создания вещи (от замысла до изготовления в материале).

Дизайн вещей занимает в жизни детей важнейшее место, особенно в наше время, когда мир детей перенасыщен промышленной продукцией.

Детское дизайнерское творчество способствует появлению вещей, придуманных и изготовленных самими детьми, которые особо ценятся ими, становятся любимыми. В этом процессе учащиеся познают радость созидания и приобретенного опыта, получают удовольствие от использования собственных изделий. Также этот процесс стимулирует художественные и творческие таланты.

Художественно-конструктивная деятельность (бумагопластика, лепка).

Лепка – вид художественного творчества, который развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.

В содержание предмета входит эстетическое восприятие действительности и искусства (ученик - зритель), практическая художественно-творческая деятельность учащихся (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

В основе программы лежит тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового, эстетического и патриотического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности.

Блоки объединяют конкретные темы уроков, учебных заданий независимо от вида занятий (рисование с натуры, на тему, лепка, беседа по картинам художников, бумагопластика и т.д.), что позволяет более полно отразить в изобразительной деятельности времена года, более обстоятельно построить межпредметные связи с другими уроками, учесть возрастные особенности детей, их познавательные и эстетические интересы.

В процессе учебной работы дети должны получить сведения о наиболее

выдающихся произведениях отечественных и зарубежных художников, познакомиться с отличительными особенностями видов и жанров изобразительного искусства, сформировать представление о художественно-выразительных средствах изобразительного искусства (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т.п.), получить простейшие теоретические основы изобразительной грамоты.

В первом классе дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, учитель воспитывает у них интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.

5.2.8. Музыка

Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.

Отечественные народные музыкальные традиции. Творчество народов России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).

Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.

Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).

Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух  и трёхчастные, вариации, рондо и др.

Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио  и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.

Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

5.2.9. Технология

Концептуальные основы программы

Процесс модернизации отечественной системы образования в последние годы нацелен на устранение формализма в знаниях школьников, развитие умений их творческого применения и воспитание свободно мыслящей ответственной ЛИЧНОСТИ. В этом процессе особое значение приобретает поиск истинно природосообразных путей обучения детей. Сегодня можно считать абсолютно доказанным, что «прямой» путь интенсификации образования за счёт увеличения «теоретических» (а на деле вербальных) знаний фактически неосуществим; он приводит к обратному результату – блокированию мыслительного процесса ученика (не говоря обо всех остальных сферах личности). Но всё более убедительные, неопровержимые подтверждения получает другая идея: для развития ребёнка необходима интеграция интеллектуального, физического и эмоционального аспектов в целостном процессе обучения.

В свете этой идеи неизбежна смена приоритетов среди школьных предметов.

Уроки практического труда (или технологии), как никакие другие, реально могут обеспечить такую интеграцию. Их роль в общем образовании долгое время далеко не для всех была очевидной, но в новой отечественной школе они, несомненно, должны занять заметное место, что уже давно наблюдается во всех наиболее прогрессивных образовательных системах. Именно эти уроки способны составить ощутимый противовес тотальному вербализму в обучении, который захлестнул современную школу и наносит колоссальный ущерб здоровью детей.

Но для решения обозначенной задачи потребуется пересмотр некоторых привычных подходов к содержанию и методике преподавания данного учебного предмета.

Согласно утвердившемуся у нас традиционному взгляду, роль уроков технологии в основном сводится к ремесленно_технологическому образованию, что искусственно ограничивает их реальные образовательные, воспитательные и развивающие возможности.

В действительности же эти уроки уникальны и исключительно важны для общего развития детей, особенно в младшем школьном возрасте. Их специфические возможности в системе общего образования наиболее ярко выражаются в следующих взаимосвязанных аспектах:

1) возможность активизации познавательной деятельности и углубления общего образования (за счёт соединения различных форм познания, видов деятельности и специфической содержательной базы предмета);

2) возможность самореализации и социальной адаптации личности (через формирование комплекса социально ценных умений и развитие творчества);

3) возможность гармонизации развития личности (на основе более реалистического учёта в образовательном процессе психофизиологических возможностей ребёнка и природных закономерностей развития).

Рассмотрим их подробнее. Первая и главная специфическая черта уроков практического труда состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе – на основе предметно практической деятельности. Следовательно, в них более ярко, чем в других учебных предметах, представлены наглядно образная и наглядно действенная формы познания. В этом состоит огромное, до сих пор в должной мере не используемое, преимущество уроков технологии перед всеми другими уроками.

Иногда высказывается мнение, согласно которому практические формы познания противопоставляются абстрактным и считаются более низкой ступенью познания. Подобное утверждение в значительной мере лежит в основе очень распространённого заблуждения: деления учебных предметов на «главные» и «второстепенные». Предметы, связанные с практической деятельностью и эмоциональной сферой, в педагогическом обиходе традиционно считаются «второстепенными». Однако это заблуждение, столь характерное именно для нашей системы образования, научно никак не обосновано и давно требует преодоления. Доказано, что познавательная деятельность человека едина, поэтому отвлечённое мышление, хотя по определению и требует способности оторваться от жизни, оказывается наиболее продуктивным, когда сочетается с практическими действиями.

В основе развития обобщений и абстрактного мышления лежит отнюдь не вербальная, а непосредственная практическая деятельность человека, которая является очень актуальной в младшем школьном возрасте. В частности, для успешного формирования новых умственных действий в процесс обучения необходимо включать действия внешние, материальные. Они дают возможность невидимые внутренние действия сделать видимыми, показать их содержание учащимся, сделать их понятными.

Для современных младших школьников всё сказанное имеет особое значение, поскольку запас практического опыта у них весьма беден – а значит, нет и достаточной базы для последующего умственного развития. Следовательно, все попытки поставить на первое место в начальном обучении абстрактные формы познания не соответствуют законам развития ребёнка и приводят только к губительному засилью вербализма!

«Фактически здесь имеет место нарушение классического принципа педагогики: последовательности обучения. Новые этапы знания строятся на не построенных или недостроенных предыдущих». Однако нарушаются не только принципы дидактики, но и гармония развития личности. Психологами, педагогами и врачами отмечается опасная тенденция снижения физического и психического здоровья детей в силу организации учебной деятельности вне соответствия с природой ребёнка.

Особенность же уроков технологии состоит в том, что в них понятийные (абстрактные), образные (наглядные) и практические (действенные) компоненты познавательной деятельности занимают равноправное положение, реально взаимодействуя между собой.

Другая важнейшая специфическая особенность уроков технологии состоит в их исключительном значении для формирования социально значимых умений и общей творческой направленности личности.

Фактически только на этих уроках ученики имеют возможность приобретения реального опыта практической преобразовательной деятельности, когда учатся мастерству в тех или иных видах рукоделия. Человек умелый в наших условиях, пожалуй, нуждается в специальном «культивировании». Значительное количество социальных проблем молодежи связаны, в частности, с тем, что многие попросту ничего не умеют делать. Соответственно, эти люди, не умея найти себе применения, «выключаются» из социума, что зачастую приводит их к антисоциальному образу жизни. И напротив, человек, умеющий что_то сделать своими руками, как правило, не склонен к праздности, умеет и стремится устроить свой быт и в целом свою жизнь творчески и оригинально, способен к яркому самовыражению. Отсюда – «гордое достоинство» (по выражению В. И. Белова), которое всегда было присуще мастерам; отсюда – гармония с самим собой и с окружающим миром. Мастерство развивает в детях вкус к творчеству, привычку к продуктивным видам деятельности – со всеми вытекающими отсюда положительными последствиями для развития личности. Не случайно различные виды практического творчества в рукоделии так ценятся, поощряются и развиваются во всём мире.

Следует отметить, что уроки технологии, построенные с учётом единства художественного и конструкторского аспектов деятельности, могут занять очень заметное место во всестороннем и гармоничном развитии личности школьников, поскольку оказывают положительное воздействие на разные структуры личности.

Влияние практической деятельности на умственное развитие уже отмечено выше.

Эмоционально-эстетическое развитие на уроках художественного конструирования связано с тем, что учащиеся так или иначе проявляют соответствующее отношение к объектам, условиям, процессу и результатам труда. Выполнение заданий предполагает учёт основ композиции, средств её гармонизации, правил художественной комбинаторики, особенностей художественного стиля. Если содержание работы школьников строится с учётом определённых художественно_конструкторских правил (законов дизайна), то создаются благоприятные условия для формирования представлений о наиболее гармоничных вещах и среде в целом, для выработки эстетического восприятия и оценки, художественного вкуса.

Духовно-нравственное развитие учащихся на уроках художественного конструирования может быть очень эффективным, если их содержание направить на освоение проблемы гармоничной среды обитания человека, конструируемой по правилам современного дизайна. В этом случае школьники получают устойчивые и систематические представления о достойном человека образе жизни в гармонии с окружающим миром.

Развитию духовности и нравственных принципов в художественно-конструкторской деятельности способствует активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для художника-конструктора. Мир вещей возникает из мира природы и существует рядом с ним, и наша программа побуждает детей задуматься о взаимосвязи этих двух миров, о способах их сосуществования. Важно, что эти вопросы ученики осваивают не на уровне абстрактных идей, а пропуская их через собственный опыт и продуктивную творческую деятельность.

На уроках технологии школьники знакомятся также с народными ремёслами, изучают народные традиции, которые сами по себе имеют огромный нравственный смысл. Они получают знания о том, как в обычных утилитарных предметах повседневного быта в культуре любого народа отражались глубокие и мудрые представления об устройстве мироздания; как гармонична была связь всего уклада жизни человека с жизнью природы; каким высоконравственным было отношение к природе, вещам и т. д.

Физическое развитие на уроках практического труда обусловлено тем, что работа учащихся сочетает в себе умственные и физические действия. Выполнение практических заданий связано с определённой мускульной работой, в результате которой активизируются обменные процессы в организме, а вместе с ними – рост клеток и развитие мускулов. При этом важно учесть, что рост крупных мышц у детей опережает рост мелких, поэтому дети 6–7 лет с трудом держат ручку, неуклюже выполняют различные виды работ, связанные с деятельностью мелкой мускулатуры: письмо, разметку, вырезание фигур и т. д. Кроме того, в этом возрасте у них ещё не сформировался узел связи предплечья и кисти, поэтому недостаточно развита координация движений руки. Предусмотренные на уроках художественного конструирования практические операции способствуют ускорению и гармонизации физического и общего психофизиологического развития ребёнка.

Учитывая всё изложенное, можно утверждать, что уроки технологии, построенные на основе художественно-конструкторской деятельности, имеют все возможности для углубления общеобразовательной подготовки школьников, формирования их духовной культуры и всестороннего развития личности. Современный подход к разработке данного курса должен учитывать эти уникальные возможности, в связи с чем представляется нецелесообразным ограничивать его лишь формированием сугубо «технологических» знаний и умений.

Основные задачи программы

«Художественно-конструкторская деятельность»

1. Формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой.

2. Расширение культурного кругозора. Обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, о материалах и их свойствах, технологиях и правилах создания гармоничного предметного мира.

3. Развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.).

4. Развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью).

5. Развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и прочих) через формирование практических умений.

6. Развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.

7. Воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу, умения сотрудничать с другими людьми.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования (2)

    Программа
    ... общегообразования. 1.4. Содержание духовно-нравственногоразвития и воспитанияобучающихсянаступениначальногообщегообразования В основе программыдуховно-нравственногоразвития и воспитанияобучающихсянаступениначальногообщегообразования ...
  2. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования (составная часть основной образовательной программы

    Программа
    ... основой Программыдуховно-нравственногоразвития и воспитанияобучающихсянаступениначальногообщегообразования яв­ляются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственногоразвития и вос­питания личности ...
  3. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 1 Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Цель

    Программа
    Программадуховно-нравственногоразвития и воспитанияобучающихсянаступениначальногообщегообразования 1. Цель и задачи духовно-нравственногоразвития и воспитанияобучающихсянаступениначальногообщегообразования Цель программы: воспитание, ...
  4. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 1 Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Цель

    Программа
    Программадуховно-нравственногоразвития и воспитанияобучающихсянаступениначальногообщегообразования 1. Цель и задачи духовно-нравственногоразвития и воспитанияобучающихсянаступениначальногообщегообразования Цель программы: воспитание, ...
  5. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в условиях фгос

    Программа
    ... духовно-нравственногоразвития и воспитанияобучающихсянаступениначальногообщегообразования В результате реализации программыдуховно-нравственногоразвития и воспитанияобучающихсянаступениначальногообщегообразования обеспечивается ...
  6. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования введение

    Программа
    Программадуховно-нравственногоразвития и воспитанияобучающихсянаступениначальногообщегообразования Введение Вопрос духовно-нравственноговоспитания детей является одной из ключевых ...

Другие похожие документы..