textarchive.ru

Главная > Документ


Лаборатория СВМ \ Москва - 2012

Рабочий вариант

Сазанов В.М.

Общество существует в коммуникации и через коммуникации!

Прикладные социально-сетевые технологии

Виртуальная среда - Гуманистическое общество - Гипотетическая партия

Аннотация. Новая общественная Интернет-собственность - группообразующие социально-ориентированные сети рассматриваются как движущая сила и инструмент общественно-политических преобразований, структурных и качественных изменений.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие 3

Глава 1. Социальная сеть как новая общественная сфера 4

Инновационный социальный Интернет как рог изобилия общей собственности 4

Общая Интернет-собственность, виртуальная среда и общество 4

Основные идеи, поле смыслов, терминов и понятий 6

О принципах нового «солнечного» общества 8

Виртуальная модернизация. Концепции, модели и стратегии 9

Классификация и возможности социально-ориентированных сетей 9

Универсалии демократии и сетевая реализуемость 10

Массовая коммуникация и социальная сеть 11

Методология исследования, эффективность, модели и законы 13

Топологическая мощность и законы Сарнова, Меткалфа, Рида 13

Марковскакя модель информационного влияния 14

Аналитическая модель коллективной сетевой солидарности 15

Выводы по главе 15

Глава 2. Модернизация общества \ Социальные сети 16

Возможности социально-ориентированных сетей 16

Принципиально новое в группообразующих сетях 16

Рог изобилия общей собственности 18

Общественная модернизация в виртуальном пространстве 20

Понятия и переменные процессов модернизации 20

Социально-сетевые технологии в политическом реформировании 22

«Русская идея» и ее метафорическая схема 24

Концепции и элементы «солнечного виртуального общества» 25

Понятие и модель гуманистического «Солнечного виртуального общества» 25

Элементы гуманистической философии 25

Концепция «Мыслящего Интернета» 25

Концепция виртуальной солидарности 25

Концепция общего знания и коллективных сетевых действий 26

Глава 3. Психология группообразования и консолидации 27

Психотипы и примитивные коммуникации 28

Типология и классификация психотипов 28

Виды конфликтного поведения в группе 29

Нижний примитивный полюс коммуникации 29

Тролли, кащениты и социальные хакеры 30

Элементы группообразующей сетевой психологии 31

Общие замечания, роли и состав сетевой группы 31

Группа как социологическое понятие 32

Лидерство и руководство в сетевой группе 33

Глава 4. Теория виртуальной группы и ее приложения 35

Группообразование в социальных сетях 35

Сетевой опыт и функционал социальных сетей 35

Групповая динамика и СВМ-типология 36

Модель группообразования Трофимовой 37

Электронные друзья - Интересы - Активности 38

Критика функционала и идеальный интерфейс группообразования 39

Общение, согласие и консолидация группы 40

Модель общения Берна – Кулакова - Гуца 40

Видимость агента и частота общения \ имитационное моделирование 43

Анализ общения в группе «Общественный интеллект» Facebook 46

Развитие модели 46

Социометрические индексы сетевой группы 47

Промежуточные итоги 47

Глава 5. «Солнечная» гуманистическая идеология 49

От противного \ Джорж Оруэлл, 1984 \ выдержки 49

История – Обзор – Модели 50

Философский аспект и история 50

Цели и миссия. Поиск цивилизационных решений 50

Образы общества - платоновский корабль, небоскреб и концентрические круги 51

Властная иерархическая и двухконтурная гуманистическая модели 52

Ценности гуманистического «солнечного» общества 53

Система ценностей \ обзорно 53

Академический подход формирования «пирамиды ценностей» 53

Неизменные ценности и социокибернетические категории 54

Как построить систему ценностей гуманистического общества? 55

Обзор текущих идеологических систем и пути поиска новой 56

Краткий обзор идеологий либерализма, коммунизма и национализма 56

Третий путь и четвертая идеологическая схема 58

К вопросу о «национальной идее» 62

Гуманистическая идеология прогрессивной партии \ контурно 62

Глава 6. Виртуальное партстроительство \ гипотетическое 63

Организационно-силовые варианты партстроительства 63

Типовые функции политических партий и их реализация в сети 63

Алгоритм партстроительства по сетевым интересам 64

Пассионарно-интеллектуальный мягкий вариант 66

Пути и подходы к «Солнечному виртуальному обществу» 66

Школа Разработчика и Интеллектуальный центр 66

Организационные аспекты 70

Промежуточные политвыводы. «Что в Консерватории»? 73

Заключение. Может ли Сеть изменить Мир? 74

Литература 77

Глоссарий 79

ПРИЛОЖЕНИЯ 85

Предисловие

«Ничто никогда не есть, но все становится!». <Гераклит>

«Как и всякое отвлеченное мышление организуется вокруг идеи возможного, а не существующего, а философский демарш состоит в утверждении, что поиск возможного есть то, отложением чего является то, что мы есть: реальный человек как бы выпадает в осадок от поисков возможного человека, а возможность, как вы знаете, не есть существование.»

<Мераб Мамардашвили, Лекции по античной философии>

Цель данной работы – представить возможности социально-сетевых технологий на модели виртуального «солнечного» гуманистического общества, а также – поиск новой идеологии, новых смыслов из «рога изобилия инновационной коллективной интернет-собственности». Гипотетический прикладной пример – партия нового гуманистического и прогрессивного типа.

Модель, используемая для и мысленных рассуждений и умозаключений – идеальное гуманистическое виртуальное «солнечное» общество, построение которого возможно средствами социально-ориентированных сетевых технологий. Возможности, предоставляемые Интернет-технологиями, могут быть направлены как на обслуживание потребностей тела - развлекательные и игровые порталы и сервисы, так и на совершенствование духа, формирование личности, решение цивилизационных проблем.

С философской точки зрения прикладные социальные сетевые технологии могут повлиять на смену парадигмы – переход от властного императива Канта к гармоничному человеку и обществу в идеальной двухконтурной гомеостатической модели.

В социопсихологическом аспекте – обитатель сети - «сетянин» социально-ориентированного проекта ощущает себя эгоцентрически, во главе горы, субъектом, а отнюдь не объектом (лохом), на котором анализируют общественное мнение или делают деньги при помощи рекламы. Реально ощущается причастность к общественным и сетевым проблемам, которые ставятся – и решаются при помощи сообщества по мере сил.

Текущее положение дел в области сетевой коммуникации и, более узко, социального Интернета – общение в «ностальгических» массовых сетях, нарастание мощи и интеллекта в сетях практиков и отдельные попытки построения «умных» и социально-ориентированных сетей, формирование виртуальной среды.

Большие конгломерации заинтересованных участников сетевого общения распадаются на кластеры единомышленников, которые могут послужить основой формирования партийных структур.

Ключевым вопросом сетевого партстроительства, ввиду сильной критичности виртуальной среды, представляется выработка передовой идеологической системы, способной консолидировать сетевое и реальное сообщество.

Цель данной работы – представить потенциальные возможности специального класса социальных сетей – группообразующих социально-ориентированных, функционал которых эффективен в процессе кооперации и консолидации, а также изложить идеальную идеологическую систему, способную собрать воедино, сначала в Сети, значительные массы, ранее не участвовавшие в политическом процессе.

Представленная работа – поиск возможного, философски и научно принадлежит миру продуктов человеческого духа.

Глава 1. Социальная сеть как новая общественная сфера

«Истинна только сильная мысль!»

<Философское>

Инновационный социальный Интернет как рог изобилия общей собственности

«Человек способен на великие дела; вот почему следует желать, чтобы он изменил человеческую природу и превратил ее дисгармонии в гармонии. Одна только воля человека может достичь этого идеала.» <Иван Мечников. Пессимизм и оптимизм>

Общая Интернет-собственность, виртуальная среда и общество

Изучением социальных сетей начали заниматься в середине прошлого века, почти одновременно с изобретением вычислительных машин и сетей.

Первые технические локальные и глобальные мировые вычислительные сети были одновременно и первым этапом развития виртуальных социальных сетей первого поколения - Web 1.0, характерной особенностью которых была ориентация на вертикальные, преимущественно производственные и маркетинговые отношения.

Социальный интернет, также называемый Web 2.0 – это часть коммуникационных Интернет взаимодействий, направленных на получение информации, выработку и верификацию идей через виртуальные контакты, социальные (непроизводственные или горизонтальные) связи, отдых и времяпрепровождение.

Интернет второго поколения имеет потенциально широкие возможности в области общественных преобразований.

Эволюцию понятия и ценности социальных сетей можно описать так.

Глобальная сетевая паутина интернет покрыла мир около 20-25 лет назад. Виртуальным социальным компьютерным сетям, начиная, скажем с сети американских и канадских одноклассников и сослуживцев – около 10 лет. Социально-ориентированные проекты, которые позволяют надеяться на существенный культурный и политический сдвиг – скорее всего в начале своего пути.

Одна из особенностей, по словам О Рейли, одного из «апостолов» становления и развития Интернета, взаимодействия «становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются».

Другое полезное толкование состоит в том, что «люди находят общность скорее в сетях, чем в группах» [Рейнольд]. Группа есть особый вида сети: плотной (большинство людей связаны напрямую), крепкой (большинство узлов удерживается внутри плотной связки) и многорядной (большинство узлов содержит множество ролевых отношений). Хотя люди зачастую смотрят на мир с позиций группы, действуют они в сетях. В обществах сетевой структуры границы проницаемы, взаимодействия различны, связи перебрасываются между многочисленными сетями, а иерархии могут сглаживаться и обращаться. Переход от групп к сетям, по утверждению Рейнольда, можно наблюдать на различных уровнях. Торговые и политические союзы утрачивают сплоченность в рамках мировой системы. Организации образуют сложные сети, объединяясь и обмениваясь, а не образуя картели; рабочие находятся в подчинении множества равных, а не только начальства. Сообщества обширны, слабо связаны, разрежены и отрывочны. Большинство людей действуют в многочисленных, слабо связанных, неполных сообществах, когда имеют дело с сетями родных, соседей, друзей и сослуживцев. Вместо того, чтобы соответствовать одной группе, каждый человек обзаводится своими собственными «личным сообществами.»

Говоря о ценности сети, можно сказать, что в сети наподобие телевизионной вещательной ценность растет линейно. В транзакционной типа почтовой – возрастает квадратично. Когда же сеть располагает возможностями для создания ее участниками целых групп – ценность растет экспоненциально.

Обзаводясь личными сообществами, ценность присутствия в обычной сети перемещается от роли совокупности оконечных устройств (терминалов), через ценность контактов и парного транзакционного обмена электронными сообщениями и файлами, к пониманию ценности сотрудничества, взаимного обмена – человеческого капитала по Фукуяме.

Причем между данным видом человеческого капитала и группообразующей инновационной социальной сетью существует прямая связь. Если инновационная собственность останется открытой и впредь, то «рог изобилия общей собственности» сулит выгоды многим. Или же те, кто вложил капитал в существующие инфраструктуры и корпорации, сумеют огородить общую собственность и сохранить за собой право на новшества, технически отрешив от него будущих инноваторов.

«Рог изобилия общей Интернет-собственности обусловлен законом Рида, помноженным на закон Мура» [Рейнольд, стр. __].

Какие из перемен, происходящих в сети можно считать существенными?

В сети с преобладанием роста ценности подключаемости, голова всему – контент, информационное наполнение. Такие сети располагают малым количеством источников (производителей) информации, выбираемых пользователем. Источники сражаются за пользователей, исходя из ценности своего информационного наполнения (предлагаемых рассказов, снимков, потребительских товаров). Там, где царствует закон Мэткалфа, во главе угла оказываются контакты. Материал, которым обмениваются при контактах, может быть самым разнообразным: электронная или речевая почта, деньги, ценные бумаги, договорные услуги. В группообразующей сети главенствует совместно создаваемая ценность (наподобие специализированных конференций, совместных ответов на запросы, новых общественных теорий, молвы или «хорошей» (правильной) пропаганды.

По текущему состоянию развития социальных сетей – возможно говорить о формировании нового класса социально-ориентированных сетей и проектов, направленных, если рассуждать глобально, на цивилизационные изменения общества.

Развитие социально-ориентированного Интернета возможно силовым (властным) и мягким (интеллигентным) способом. Силовой способ предполагает заинтересованность Власти в структурных и политических изменениях общества. Мягкий внутренний интеллигентский вариант – опирается на общечеловеческие потребности в творчестве, самореализации и т.д.

Интернет во втором случае рассматривается его участниками как общее пространство, организованное на принципах кооперации, коллективного (сетевого) действия.

Внутренние общечеловеческие позитивные качества и свойства, переносимые постепенно в интернет среду – это пассионарность, нарастание интеллектуальности коммуникаций, постепенное формирование виртуальных клубов по интересам, накопление человеческого капитала, консолидация общества и его структурные изменения. Которые когда-то приведут к формулированию политических требований, изменению политической системы.

Совсем уж мечтательно – можно говорить и о цивилизационных изменениях…

Спорно и тезисно:
  • Обретение пассионарности, коллективной солидарности, рост человеческого капитала;

  • Появление и становление новых элементов гражданского общества, таких как волонтерское движение, экологические движения, диалог поколений, самообразование и общественная научная и исследовательская деятельность (виртуальные стратегические клубы);

Посылка 2. Интернет – пространство коллективных действий.

По наблюдаемому текущему состоянию социальные сети скорее ностальгические и рефлексирующие.

Вместе с тем, ничто не мешает рассматривать общее инновационное интернет-пространство как поле когнитивной и консолидирующей деятельности.

Основные идеи, поле смыслов, терминов и понятий

Поле понятий и пирамида смыслов

Следуя известному изречению: «Уточняйте термины – и избавите мир от неразберихи», обозначим поле (или пирамиду) необходимых понятий и терминов, разбив их на группы, согласно логике последующего изложения:

Поле понятий и пирамида смыслов

Философски

бытие, сознание, совесть, справедливость


Технологически и общественно

виртуальная среда, публичная сфера и общественное благо, общий (коллективный) ресурс, социальный капитал, ценность сети;

Социологически

социальная группа и толпа, группа интересов, партия, идеология, диалектика, русская идея;

Когнитивно-лингвистически

власть, народ, интеллигенция, Запад, прогресс;

Качественно

интеллектуальность и пассионарность;

Структурно-функционально

кооперация, консолидация.

Начнем с технологических и социологических понятий. И первое понятие, которое необходимо растолковать – это виртуальная среда, под которой понимается постепенно формирующее сетевое сообщество социальной направленности. Близкое по смыслу понятие – публичная сфера.

Для того, чтобы можно было говорить о модернизации общества в социально-сетевой виртуальной среде – должен пройти процесс перехода сетевой толпы в конгломерации сетевых сообществ по интересам, убеждениям, социальным группам и группам партийных интересов.

Понятие «группы интересов» характеризует совокупность политических институтов, опосредующих отношения граждан с государством. [Соловьев].

Группы интересов можно определить как по преимуществу добровольные объединения, приспособленные или специально созданные людьми для выражения и отстаивания своих властно значимых интересов в отношениях с государством, а также другими политическими институтами.

Партия – организованная упорядоченная группа, объединяющая наиболее активных приверженцев тех или иных целей (идеологий, лидеров) и служащая для борьбы за завоевание и использование высшей политической власти.

Общественное благо - характеризуется в теории неисключаемостью из потребления, то есть невозможностью исключить из числа потребителей общественного блага тех, кто не платит за него; отсутствием конкуренции при потреблении блага: потребление блага одним субъектом не ведет к сокращению потребления этого блага другими людьми.

Социальный интернет, называемый также Web 2.0 – часть коммуникационных Интернет взаимодействий, направленных на получение информации, выработку и верификацию идей через виртуальные контакты, социальные (непроизводственные или горизонтальные) связи, отдых и времяпрепровождение. Которые, по словам О Рейли «становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются» [Губанов]. Также особенностью Web 2.0 является принцип привлечения многих пользователей к наполнению и многократной выверке содержания (контента).

Рассуждая о новом классе социальных сетей, необходимо обозначить новое качество – новый критерий ценности, отличный от числа участников, посещаемости и дохода. Качественно такой критерий для социально-ориентированной сети – это ее совокупный человеческий капитал.

Впервые термин «социальный капитал» появился у Лид Джадсон Ханифан, в дискуссии по сельским школам в 1916 году, который использовался для описания «тех значимых обстоятельств, которые влияют на повседневную жизнь каждого». Ханифан пришла к выводу о необходимости воспитания доброй воли, братства, симпатии друг к другу и умения налаживать социальные отношения среди людей, которые «образуют социальную единицу».

Другой социолог – Фукуяма [Шадрин] определял социальный капитал как «подтвержденные социальные нормы, которые способствуют сотрудничеству между двумя или большим количеством индивидуумов». Также Фукуяма утверждал, что данное понятие – необходимое условие современной экономики и условие стабильности либеральной демократии, а его построение является задачей для «второго поколения» экономических реформ.

Однако, несмотря на некоторые попытки, социальный капитал достаточно тяжело измерить и предложить арифметический критерий в цифрах и рублях.

Скорее можно назвать некоторые желаемые свойства новой социальной сети, а именно: интеллект и пассионарность.

Интеллект [лат. – intellectus, гр. – noo] – ум, рассудок, разум; мыслительные способности, высшая ступень познавательной деятельности, активного отражения объективной реальности; совокупный умственный потенциал, который целесообразно используется для адаптации к различным условиям жизни; понятие, объединяющее в себе память и мышление, способ приобретения знаний, умственную активность и деятельность. [Еремин].

Рассуждая об интеллекте социальной сети, вспомним цитату из статьи Тьюринга.

I propose to consider the question, “Can machines think?” This should begin with definitions of the meaning of the terms “machine” and “think.” The definitions might be framed so as to reflect so far as possible the normal use of the words, but this attitude is dangerous, If the meaning of the words “machine” and “think” are to be found by examining how they are commonly used it is difficult to escape the conclusion that the meaning and the answer to the question, “Can machines think?” is to be sought in a statistical survey such as a Gallup poll. But this is absurd. Instead of attempting such a definition I shall replace the question by another, which is closely related to it and is expressed in relatively unambiguous words.

Понятие пассионарности, изначально по Льву Николаевичу Гумилеву – «признак, возникающий вследствие мутации (пассионарного толчка) и образующий внутри популяции некоторое количество людей, обладающих повышенной тягой к действию, способностью формировать «пассионарное поле» [Гумилев].

Пассионарии могут изменить окружение и способны на это. Для такой деятельности требуется повышенная способность к напряжениям, способности вобрать некоторое количество излишней «энергии» - физической, психической, …»

Основные идеи исследования на уровне перечисления.
  1. Интернет – общая инновационная собственность, которая при определенных условиях может стать рогом изобилия.

  2. Ценностью развитого интернет становится поиск общих ценностей и смыслов, выработка теорий, совместные обсуждения и конференции,

  3. Неосознанное в должной степени коллективное бессознательное

О принципах нового «солнечного» общества

Наверное, следует выделить гуманистические общечеловеческие категории и принципы, принципы и правила общественно-политической и социальной жизни, правила и нормы бытовой сферы.

Гуманистические принципы
  1. Следует в первую очередь признать, что все люди разные и имеют одинаковое право на жизнь, созидательный труд и счастье.

Разные по психологическому типу, характеру, социальному положению.

  1. Полного равенства и благоденствия на земле нет. И наверное и быть не может.

  2. Возможность самореализации.

Социальные принципы

Следует признать несколько положений.

  1. Во-первых – право собственности.

  2. Из которого вытекает экономическое неравенство.

  3. Возможность социальных лифтов для сглаживания ситуации.

Общественно-политические принципы

1.

Принципы переходного периода


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основы социально-сетевых технологий На пути к новому Интернет Оглавление

    Сказка
    ... социальной структуры сетевыми инструментами. Перспективными направлениями в области социально-сетевыхтехнологий представляются сети Практиков и некоммерческие социально-ориентированные сетевые ... и развивающейся прикладной области сетевых игр. ...
  2. Основы социально-сетевых технологий На пути к социальному Интернет Оглавление

    Сказка
    ... На уровне факультетов. Для Прикладной математики – обладание передовыми социально-сетевымитехнологиями Для Гуманитарного – проведение ...
  3. Сазанов -сетевые технологии

    Закон
    ... На уровне факультетов. Для Прикладной математики – обладание передовыми социально-сетевымитехнологиями Для Гуманитарного – проведение ...
  4. Социальные сети – публичная сфера

    Автореферат диссертации
    ... и конфликтов и развивающейся прикладной области сетевых игр. Историческая справка ... Социальные сети и технологии» - посвящен исследованию возможностей социальныхсетевыхтехнологий. Цель проекта состоит в исследовании социально-сетевыхтехнологии ...
  5. Социальные сети – публичная сфера

    Автореферат диссертации
    ... и конфликтов и развивающейся прикладной области сетевых игр. Историческая справка ... Социальные сети и технологии» - посвящен исследованию возможностей социальныхсетевыхтехнологий. Цель проекта состоит в исследовании социально-сетевыхтехнологии ...

Другие похожие документы..