textarchive.ru

Главная > Методические рекомендации


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

Аттестация лиц, претендующих на руководящие

должности государственных (муниципальных)

образовательных учреждений

(методические рекомендации)

НИЖНИЙ НОВГОРОД

2011

ББК 74.204

Е 38

Рекомендовано к изданию НМЭС ГОУ ДПО НИРО

Группа авторов-составителей:

Еремина В.Ю.

Плетенева О.В.

Калинкина Е.Г.

Целикова В.В.

Гущин А.В.

Белоусова Р.Ю.

Жукова Л.П.

Лебедева О.Н.

Казакова Л.Н.

Тарская О.А.

Фадеева С.А.

Методические рекомендации по аттестации руководящих работников государственных (муниципальных) образовательных учреждений. Н.Новгород: Изд-во ГОУ ДПО НИРО, 2011. – 75 с.

Методические рекомендации по аттестации руководящих работников государственных (муниципальных) образовательных учреждений включают порядок проведения аттестации, организацию и проведение компьютерного тестирования и собеседования, а также рекомендации по подготовке к этим процедурам, включающие примерный перечень вопросов для собеседования с целью определения готовности к вступлению в должность лиц, претендующих на должности руководителей, их заместителей, руководителей структурных подразделений государственных (муниципальных) образовательных учреждений Нижегородской области.

Также в методических рекомендациях представлены терминологический словарь, список основных нормативных документов по аттестации, список основных нормативно-правовых документов и учебно-справочной литературы,рекомендованных для подготовки к аттестации, рекомендуемую учебную и справочную литературу, интернет-ресурсы.

Методические рекомендации могут быть использованы лицами, претендующими на должность руководителя, заместителя руководителя, руководителя структурного подразделения государственных (муниципальных) образовательных учреждений, а также работниками органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, ответственными за подбор и расстановку кадров на руководящие должности в государственные и муниципальные образовательные учреждения.


Содержание

Введение 5

1. Порядок проведения аттестации лиц, претендующих на должности руководителей, их заместителей, руководителей структурных подразделений государственных образовательных учреждений, подведомственных министерству образования Нижегородской области 8

2. Содержание и организация аттестационных процедур 10

2.1. Компьютерное тестирование 10

2.1.1 Организация компьютерного тестирования. 11

2.2. Собеседование 14

2.2.1. Примерный перечень вопросов и практических ситуаций для проведения собеседования с лицами, претендующими на должности руководителей общеобразовательных учреждений 16

2.2.2. Примерный перечень вопросов и практических ситуаций для проведения собеседования с лицами, претендующими на должность заместителя директора общеобразовательного учреждения по учебно-воспитательной работе 19

2.2.3. Примерный перечень вопросов и практических ситуаций для проведения собеседования с лицами, претендующими на должность руководителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений, детских домов, ресурсных центров, центров реабилитации 23

2.2.4. Примерный перечень вопросов и практических ситуаций для проведения собеседования с лицами, претендующими на должности руководящих работников учреждений дополнительного образования детей 27

2.2.5. Примерный перечень вопросов и практических ситуаций для собеседования с лицами, претендующими на должность заведующего, заместителя заведующего дошкольным образовательным учреждением (ДОУ) 29

2.2.6. Примерный перечень вопросов и практических ситуаций для собеседования с лицами, претендующими на должность директора учреждения начального и среднего профессионального образования 32

2.2.7. Примерный перечень вопросов и практических ситуаций для собеседования с лицами, претендующими на должности заместителя директора по учебно-производственной работе, старшего мастера учреждений начального и среднего профессионального образования 36

2.2.8. Примерный перечень вопросов и практических ситуаций для собеседования с лицами, претендующими на должности заместителя директора по учебной работе учреждений начального и среднего профессионального образования 40

2.2.9. Примерный перечень вопросов и практических ситуаций для проведения собеседования с лицами, претендующими на должности заместителей директоров по воспитательной работе учреждения начального и среднего профессионального образования 44

Заключение 48

Терминологический словарь 49

Нормативно-правовая база по аттестации 51

Список основных нормативно-правовых документов, учебно-справочной литературы и интернет ресурсов рекомендованных для подготовки к аттестации 51

Основные нормативные правовые документы 51

Рекомендуемая учебная и справочная литература 55

Рекомендуемые интернет-ресурсы 58

Приложение 1. 59

Составляющие профессиональной компетенции руководителя, заместителя руководителя, руководителя структурного подразделения ОУ, необходимые для осуществления управленческой деятельности на основе требований ЕКС 59

Приложение 2. 72

Форма представления на лицо, претендующее на должность руководителя государственного образовательного учреждения, подведомственного министерству образования Нижегородской области 72

Приложение 3. 75

Форма представления на лицо, претендующее на должность заместителя руководителя государственного образовательного учреждения, подведомственного министерству образования Нижегородской области 75

Приложение 4. 78

Форма представления на лицо, претендующее на должность руководителя структурного подразделения государственного образовательного учреждения, подведомственного министерству образования Нижегородской области 78

Приложение 5. 80

Форма протокола заседания экспертной группы 80

Приложение 6. 81

Форма экспертного заключения о результатах аттестации лица, претендующего на должность руководителя (заместителя руководителя, руководителя структурного подразделения) государственного образовательного учреждения, подведомственного министерству образования Нижегородской области 81

Введение

В связи с изменением федеральной нормативно-правовой базы по вопросам аттестации педагогических работников образования (Приказ Минобрнауки России от 24.03.2010 г. № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»; Разъяснения по применению Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений – письмо Департамента общего образования Минобрнауки России и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 18.08.2010 № 03-52/46), в целях повышения эффективности работы государственных образовательных учреждений Нижегородской области министерством образования Нижегородской области утверждено «Положение о порядке аттестации лиц, претендующих на должности руководителей, их заместителей, руководителей структурных подразделений государственных образовательных учреждений, подведомственных министерству образования Нижегородской области» (приказ министерства образования Нижегородской области от 08.12.2010 г. № 1451).

Целями аттестации лиц, претендующих на должности руководителей, их заместителей, руководителей структурных подразделений государственных образовательных учреждений, подведомственных министерству образования Нижегородской области (далее – лица, претендующие на руководящие должности) определены:

- объективная оценка уровня компетентности лиц, претендующих на должности руководящих работников, и определение их соответствия занимаемой должности;

- оценка возможностей эффективного осуществления управленческой деятельности лиц, претендующих на должности руководящих работников;

- стимулирование профессионального роста лиц, претендующих на должности руководящих работников;

- выявление перспектив использования потенциальных возможностей лиц, претендующих на руководящие должности.

Данные методические рекомендации по аттестации руководящих работников государственных (муниципальных) образовательных учреждений, базируются на системе требований к руководящему работнику, закрепленных в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, (приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638) (далее – ЕКС). В основании методических рекомендаций по аттестации лежит компетентностный подход, заключающийся в использовании управленческих (профессиональных и личностных) компетенций в качестве критериев оценки возможностей человека, претендующего на руководящую должность, решать управленческие задачи.

На основании предъявляемых требований авторский коллектив выделяет в качестве составляющих профессиональной компетенции руководителя ОУ определенный набор знаний,умений и способностей, необходимых для осуществления управленческой деятельности (таблица 1, 2, 3 Приложение 1).

Способами получения информации и инструментарием для определения профессиональных и личностных качеств лица, претендующего на руководящую должность, и его соответствия данной должности являются компьютерное тестирование и собеседование. Профессиональная деятельность лица, претендующего на руководящую должность, оценивается на основе определения его соответствия установленным квалификационным требованиям, его участия в решении поставленных перед соответствующим учреждением задач, сложности выполняемой им работы, ее эффективности и результативности.

При этом учитываются:

- профессиональные знания;

- знание законодательства Российской Федерации, Нижегородской области;

- организаторские и управленческие способности аттестующихся.

1. Порядок проведения аттестации лиц, претендующих на должности руководителей, их заместителей, руководителей структурных подразделений государственных образовательных учреждений, подведомственных министерству образования Нижегородской области

Порядок проведения аттестации лиц, претендующих на должности руководителей, их заместителей, руководителей структурных подразделений государственных образовательных учреждений, подведомственных министерству образования Нижегородской области определен в «Положении о порядке аттестации лиц, претендующих на должности руководителей, их заместителей, руководителей структурных подразделений государственных образовательных учреждений, подведомственных министерству образования Нижегородской области» (приказ министерства образования Нижегородской области от 08.12.2010 г. № 1451).

Аттестационные процедуры проводятся для более объективной оценки уровня компетентности, определения соответствия квалификационным характеристикам, оценки возможностей эффективного осуществления управленческой деятельности, стимулирования профессионального роста, выявления перспектив использования потенциальных возможностей лиц, претендующих на руководящие должности.

Лица, претендующие на руководящие должности, подлежат аттестации в порядке, установленном настоящим Положением, до заключения с ними трудового договора.

Для проведения аттестации готовится представление в аттестационную комиссию не позднее, чем за 30 дней до назначения:

– на лицо, претендующее на должность руководителя государственного образовательного учреждения – руководителем курирующего структурного подразделения министерства образования Нижегородской области;

– на лицо, претендующее на должность заместителя руководителя государственного образовательного учреждения – руководителем учреждения и руководителем курирующего структурного подразделения министерства образования Нижегородской области;

– на лицо, претендующее на должность руководителя структурного подразделения государственного образовательного учреждения – руководителем государственного образовательного учреждения.

Представление должно содержать мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств лица, претендующего на должность руководителя, результатов его профессиональной деятельности на основе квалификационной характеристики по занимаемой должности (Приложение 2-4).

Аттестация лиц, претендующих на должности руководителей, проводится аттестационной комиссией, созданной министерством образования Нижегородской области для проведения аттестации педагогических работников муниципальных и государственных образовательных учреждений Нижегородской области.

Аттестация проводится в форме компьютерных тестовых испытаний и собеседования.

Государственное образовательное учреждение дополнительного образования взрослых «Центр лицензирования и мониторинга образования Нижегородской области» (далее – ГОУ ДОВ ЦЛМО) составляет списки лиц, претендующих на руководящие должности, подлежащих аттестации, графики ее проведения для утверждения АК.

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Нижегородский институт развития образования» (далее – ГОУ ДПО НИРО) обеспечивает проведение компьютерного тестирования.

Перечень вопросов для собеседования и аттестационные тесты размещаются на сайтах министерства образования Нижегородской области, ГОУ ДОВ ЦЛМО, ГОУ ДПО НИРО и обновляются по мере необходимости.

Экспертная группа рассматривает результаты компьютерного тестирования лиц, претендующих на руководящие должности, проводит собеседование с аттестуемыми.

Результаты компьютерного тестирования и собеседования в день их проведения оформляются протоколами.

Экспертные заключения передаются на рассмотрение аттестационной комиссии не позднее 5 рабочих дней после подписания (Приложение 5).

Решения аттестационной комиссии принимаются в сроки, не превышающие 20 дней со дня передачи протоколов (Приложение 6).

В результате аттестации лицу, претендующему на руководящую должность, дается одна из следующих оценок:

– «соответствует должности руководителя (заместителя руководителя, руководителя структурного подразделения) государственного образовательного учреждения»;

– «не соответствует должности руководителя (заместителя руководителя, руководителя структурного подразделения) государственного образовательного учреждения».

Решение аттестационной комиссии о результатах аттестации лиц, претендующих на должность руководителя, утверждается приказом министра образования Нижегородской области.

2. Содержание и организация аттестационных процедур

2.1. Компьютерное тестирование

Экзамен в форме тестирования обеспечивает возможности оценки, классификации и аттестации уровня знаний, необходимых претенденту на руководящую должность согласно Единому квалификационному справочнику.

Таблица 4.

Структура тестового материала в соотношении с составляющими

квалификационных характеристик руководителей ОУ

Параметры компетентности

Тема АСТ-теста

Административно-управленческая компетенция

Знание приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации.

Приоритетные направления развития образовательных систем РФ.

Знание педагогики и психологии, в.ч. современных педагогических технологий продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения.

Педагогика и психология.

Знание основ физиологии, гигиены.

Здоровьесберегающие технологии.

Знание теории и методов управления образовательными системами, основы менеджмента, управления персоналом.

Основы менеджмента и теории управления.

Знание основ управления проектами.

Основы управления проектами и инновациями.

Коммуникативно-информационная компетенция

Знание методов убеждения, аргументации своей позиции.

Деловые коммуникации.

Знание приемов установления контактов с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе, различными организациями, органами власти и управления, их представителями.

Знание технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения.

Конфликтология.

Знание снов работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой, мультимедийным оборудованием.

ИКТ-технологии в управлении ОУ.

Правовая компетенция

Знание законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную, деятельность, Конвенцию о правах ребенка.

Образовательное право.

Знание гражданского, административного, трудового законодательство в части, касающейся регулирования деятельности образовательных учреждений.

Трудовое право.

Гражданское право.

Семейное право.

Знание правил внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правил по охране труда и пожарной безопасности.

Охрана труда.

Безопасная школа.

Экономическая компетенция

Знание бюджетного, налогового законодательства в части, касающейся регулирования деятельности образовательных учреждений.

Финансово-хозяйственная деятельность руководителя ОУ.

Знание основ экономики, способов организации финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения.

2.1.1 Организация компьютерного тестирования.

Компьютерное тестирование - это метод контроля, представляющий собой стандартизированную процедуру применения тестов на компьютере под управлением специальной программы (АСТ - тест), обеспечивающей заданную презентацию тестовых заданий и обработку результатов тестирования для решения комплекса целей и задач.

Тест - это система заданий специфической формы и различной трудности, позволяющая качественно оценить знания и эффективно измерить их.

По форме все известные тестовые задания можно разделить на четыре основные группы.

I. Первую группу образуют задания с выбором одного или нескольких правильных ответов.

1.1. Задания с выбором одного правильного ответа: к заданиям даются готовые ответы на выбор (обычно один правильный и остальные неправильные):

Этим заданиям предшествует инструкция:

Выбрать правильный ответ

Единица считается числом:

  • Простым

  • Составным

  • Простым и составным

  • Ни простым, ни составным

1.2. Задания с выбором нескольких правильных ответов: при ответах испытуемому приходится определять - какие ответы правильные, а какие - неправильные, а также решать вопрос полноты ответа.

Этим заданиям предшествует инструкция:

Выбрать правильные ответы:

К акцизным товарам относятся:

  • табак

  • драгоценности

  • автомобили

  • бензин

  • колбасные изделия

  • хлеб

  • спиртные напитки

II. Вторую группу образуют задания, в которых правильный ответ надо дописать (обычно это одно слово, или один знак (цифра)).

Заданиям этой формы предшествует стандартная инструкция:

Дополнить (Вставить пропущенное слово)

Первым греческим философом считается ….

III. Третью группу образуют задания, состоящие из элементов двух столбцов. Таким заданиям предшествует инструкция:

Установить соответствие между видом дохода и формой капитала:

  • торговая прибыль

  • предпринимательская прибыль

  • учредительская прибыль

  • дивиденд

  • акция

  • торговый капитал

  • ссудный капитал

  • промышленный капитал

  • контрольный пакет акций

  • переменный капитал

  • постоянный капитал

IV. Четвертая группа - это задания процессуального или алгоритмического характера. Таким заданиям предшествует инструкция:

Установить правильную последовательность событий 1917 года:

  • отречение царя Николая II

  • приезд Ленина

  • создание Петроградского совета

  • взятие Зимнего дворца

  • Корниловский мятеж

  • ликвидация двоевластия

  • II съезд Советов

Экзамен в форме тестирования проводится в течение 1 астрономического часа (60 минут) и включает в себя 30 вопросов, которые последовательно предъявляются аттестуемому в автоматизированном режиме. Во время тестирования на экране монитора располагается только одно тестовое задание.

Каждый аттестуемый имеет право пройти тест только один раз. По истечении 60 минут компьютерная программа автоматически завершает процедуру тестирования и выдает на экран монитора итоговый результат.

Тестируемому предоставляется возможность до начала процедуры тестирования выполнить демонстрационный тест с целью ознакомления с интерфейсом тестирующей программы и способами ввода ответов. Демонстрационный тест содержит по одному заданию различных форм и способов ввода ответов, встречающихся в аттестационном тесте. Содержание демонстрационного теста является отвлеченным, простым и понятным тестируемому.

Во время тестирования переговоры между аттестуемыми не разрешаются. С вопросами, не касающимися содержания учебного материала, следует обращаться к преподавателю или администратору компьютерного класса, предварительно подняв руку, чтобы не отвлекать других испытуемых во время тестирования.

Наличие учебных и справочных материалов во время тестирования не допускается. Выходить из компьютерного класса во время тестирования не разрешается.

По итогам прохождения компьютерного тестирования аттестующийся, должен набрать не менее 60% правильных ответов для получения возможности пройти процедуру собеседования для подтверждения соответствия квалификационным характеристикам.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Аттестация лиц претендующих на руководящие должности государственных (муниципальных) образовательных учреждений

    Методические рекомендации
    ... руководящих работников, государственных (муниципальных) образовательныхучреждений в Нижегородской области. Вопросы, связанные с аттестациейлиц, претендующихнаруководящиедолжностигосударственных (муниципальных) образовательныхучреждений ...
  2. Аттестация лиц претендующих на руководящие должности государственных (муниципальных) образовательных учреждений (2)

    Методические рекомендации
    ... руководящих работников, государственных (муниципальных) образовательныхучреждений в Нижегородской области. Вопросы, связанные с аттестациейлиц, претендующихнаруководящиедолжностигосударственных (муниципальных) образовательныхучреждений ...
  3. Об утверждении положения о порядке аттестации руководителей государственных и муниципальных образовательных учреждений

    Документ
    ... , их состав и порядок работы Аттестацияруководящих работников и лиц, претендующихнаруководящиедолжности, государственных и муниципальныхобразовательныхучреждений проводится аттестационной комиссией, формируемой Министерством ...
  4. Гаоу дпо «сарипкипро» методические рекомендации по аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений

    Методические рекомендации
    ... учреждений. Аттестация педагогических работников государственных и муниципальныхобразовательныхучреждений, а также руководящих работников, подведомственных образовательныхучреждений с целью подтверждения соответствия занимаемой должности ...
  5. Инструктивно-методические материалы для организации и проведении аттестации руководящих работников 2 и 3 уровней и лиц претендующих на занятие должности руководителя 2 или 3 уровня

    Пояснительная записка
    ... организации и проведении аттестациируководящих работников 2 и 3 уровней и лиц, претендующихна занятие должности руководителя 2 или 3 уровня, государственныхобразовательныхучреждений, непосредственно подчиненных ...

Другие похожие документы..