textarchive.ru

Главная > Отчет


Ассоциация московских вузов

ГОУ ВПО Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова

__________________________________________________________________

Отчетные материалы

Мероприятие Н 4 .51-1: "Совершенствование методик преподавания в средней школе на основе создания предметно-ориентированных модулей, не менее чем по 18 предметам, на основе реализации информационных технологий; развитие научно-образовательного и воспитательного процессов в системе «МГГУ им. М.А. Шолохова - Средние школы города»".

Москва

2011

Список исполнителей

Руководитель научно-образовательного коллектива:

Замолоцких Елена Геннадьевна, проректор по учебной работе МГГУ им. М.А. Шолохова, доктор педагогических наук, профессор

Заместитель руководителя научно-образовательного коллектива:

Дурнева Е.Е., начальник методического отдела МГГУ им. М.А. Шолохова, кандидат педагогических наук

Научно-образовательный коллектив, сформированный на базе ГОУ ВПО МГГУ им. М.А. Шолохова

Реферат

Отчет 689 с., 53 табл., 520 использованных источников.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ, МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ, КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД, КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС, РАБОЧАЯ ПРОГОРАММА

Объект исследования: методика обучения и воспитания школьников и студентов в рамках перехода на стандарты нового поколения (в контексте модернизации Российского образования) в соответствии с Направлением Н 4: "Совершенствование методики преподавания", рекомендованным Департаментом образования.

Цель работы:

  1. повышение качества подготовки учащихся с учетом образовательных стандартов и внедрение в учебный процесс усовершенствованных методик преподавания, инновационных информационно-образовательных технологий, создание условий и механизмов для обеспечения качества образования на основе компетентностного подхода;

  2. создание и внедрение оригинальных методик обучения и перспективной программы по данному направлению с участием школ, гимназий лицеев и колледжей города;

Решаемые задачи:

1. Обеспечение повышения уровня подготовки учащихся средних школ г. Москвы на основе авторских оригинальных научно обоснованных образовательных методик обучения.

2. Разработка инновационных информационно-образовательных технологий и создание условий и механизмов для обеспечения качества образования на основе компетентностного подхода, преемственности образовательных программ на всех ступенях образования в направлении совершенствования процесса подготовки кадров в системах «Средняя школа – Вуз – Рынок труда» и установление обратной связи.

3. Создание и апробация программ и методик обучения в рамках не менее 15-ти образовательных модулей естественнонаучной, гуманитарной и социальной направленности.

4. Апробация осуществляется на основе проведения научно-теоретической конференции, не менее 250 круглых столов и семинаров с привлечением ведущих зарубежных и российских специалистов по обучению специальной методологии интеграция отечественного и мирового опыта в сфере теории и практики развития современных образовательных систем и интеграции общего и профессионального образования. Привлекаются к участию более чем 100 школ, лицеев, вузов и ведущих специалистов г. Москвы на основе имеющихся соответствующих соглашений о сотрудничестве.

5. Формирование информационного блока на сайте вуза: ;

6. Корректировка НИМ и НОМ, разработка планов мероприятий по проведению в 2012 году курсов повышения квалификации, рссчитанных на 72 часа, проведению семинаров или конференций, а также по тиражированию инновационной научно-образовательной продукции в интересах города Москвы.

Актуальность и научная значимость определяется необходимостью совершенствования существующей методической системы преподавания в средней школе и вузе в связи с переходом на новые образовательные стандарты среднего и высшего профессионального образования

В процессе работы выполнено:

Изучение источников, в которых рассматривается вопрос совершенствования системы образования, освещается проблематика перехода на стандарты нового поколения, раскрываются основные методики и педагогические технологии, отвечающие современному уровню развития системы образования.

Изучение научно-методических материалов работы по теме, в том числе нормативно-правовой базы образовательных учреждений и пр.

Разработка и апробация образовательных модулей.

Установление контактов с ведущими образовательными учреждениями разных видов и типов, изучение опыта их работы.

Определение методики исследования, проведение исследования, анализ и обобщение результатов исследования.

Сопоставление данных теоретического и эмпирического этапов исследования.

Результаты могут быть использованы в научно-образовательном процессе в средних школах, вузах и учебных заведениях среднего профессионального образования в качестве программ и учебно-методических комплексов.

При разработке НИМ и НОМ применялись следующие методы исследования: анализ государственных стандартов общего среднего и высшего профессионального образования, «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования», метод наблюдения и анализа, анкетирование, статистическая обработка данных, системный подход к проектированию модульной системы учебных курсов.

Содержание

Наименование

Стр. №

Обозначения и сокращения ………………………………

11

Введение ……………………………………………………….

12

Основная часть

1

Раздел1 Научно-методическое, планово-экономическое и информационное обеспечение выполнения мероприятия ….

18

1.1

Подраздел 1.3. Информационное обеспечение ……………

19

1.2

Этап 1.Формирование структуры базы данных мероприятия и соответствующего раздела сайта ….

21

1.3

Этап 2. Разработка исходных данных для выполнения мероприятия, формы их представления на сайте ………….

22

2

Раздел 2.Разработка НИМ и НОМ по осуществлению эффективной многоуровневой и многоступенчатой информационно-образовательной деятельности в соответствующих областях знаний. Создание программ и методик обучения в рамках образовательных модулей и их апробация …….................

23

2.1

Подраздел 2.1.Совершенствование методики преподавания образовательного модуля "Основы анатомии, физиологии и валеологии" …………................

23

2.1.1

Этап 1. Разработка научно-информационных материалов по образовательному модулю "Основы анатомии, физиологии и валеологии "………………...............................

23

2.1.2

Этап 2. Разработка научно-образовательных материалов по образовательному модулю "Основы анатомии, физиологии и валеологии "………………...............................

42

Список использованных источников по подразделу 2.1 …..

74

2.2

Подраздел 2.2.Совершенствование методики преподавания образовательного модуля "Основы психологии" …………..............................................................

76

2.2.1

Этап 1. Разработка научно-информационных материалов по образовательному модулю "Основы психологии"….........

76

2.2.2

Этап 2. Разработка научно-образовательных материалов по образовательному модулю "Основы психологии"……………….........................................................

80

Список использованных источников по подразделу 2.2........

151

2.3

Подраздел 2.3.Совершенствование методики преподавания образовательного модуля "История мировой культуры"................................................................

156

2.3.1

Этап 1. Разработка научно-информационных материалов по образовательному модулю " История мировой культуры"....................................................................................

156

2.3.2

Этап 2. Разработка научно-образовательных материалов по образовательному модулю "История мировой культуры"

173

Список использованных источников по подразделу 2.3 …...

208

2.4

Подраздел 2.4.Совершенствование методики преподавания образовательного модуля "Иностранный язык"...........................................................................................

212

2.4.1

Этап 1. Разработка научно-информационных материалов по образовательному модулю " Иностранный язык"..............

212

2.4.2

Этап 2. Разработка научно-образовательных материалов по образовательному модулю "Иностранный язык "…..........

228

Список использованных источников по подразделу 2.4........

266

2.5

Подраздел 2.5.Совершенствование методики преподавания образовательного модуля "Физическая культура" …..............................................................................

267

2.5.1

Этап 1. Разработка научно-информационных материалов по образовательному модулю "Физическая культура"...........

267

2.5.2

Этап 2. Разработка научно-образовательных материалов по образовательному модулю "Физическая культура"...........

274

Список использованных источников по подразделу 2.5........

284

2.6

Подраздел 2.6.Совершенствование методики преподавания образовательного модуля "Логика" …......

287

2.6.1

Этап 1. Разработка научно-информационных материалов по образовательному модулю " Логика "….............................

287

2.6.2

Этап 2. Разработка научно-образовательных материалов по образовательному модулю " Логика "….............................

291

Список использованных источников по подразделу 2.6 …...

312

2.7

Подраздел 2.7.Совершенствование методики преподавания образовательного модуля "Математика"

315

2.7.1

Этап 1. Разработка научно-информационных материалов по образовательному модулю "Математика "….....................

315

2.7.2

Этап 2. Разработка научно-образовательных материалов по образовательному модулю "Математика"...........................

342

Список использованных источников по подразделу 2.7 …...

350

2.8

Подраздел 2.8. Совершенствование методики преподавания образовательного модуля "Основы компьютерной грамотности" …............................................

353

2.8.1

Этап 1. Разработка научно-информационных материалов по образовательному модулю "Основы компьютерной грамотности"...............................................................................

353

2.8.2

Этап 2. Разработка научно-образовательных материалов по образовательному модулю "Основы компьютерной грамотности"...............................................................................

375

Список использованных источников по подразделу 2.8 …...

380

2.9

Подраздел 2.9.Совершенствование методики преподавания образовательного модуля "Концепции современного естествознания" ….........................................

387

2.9.1

Этап 1. Разработка научно-информационных материалов по образовательному модулю "Концепции современного естествознания "….....................................................................

387

2.9.2

Этап 2. Разработка научно-образовательных материалов по образовательному модулю " Концепции современного естествознания"..........................................................................

409

Список использованных источников по подразделу 2.9 …...

419

2.10

Подраздел 2.10.Совершенствование методики преподавания образовательного модуля "Безопасность жизнедеятельности".................................................................

421

2.10.1

Этап 1. Разработка научно-информационных материалов по образовательному модулю "Безопасность жизнедеятельности"...................................................................

421

2.10.2

Этап 2. Разработка научно-образовательных материалов по образовательному модулю "Безопасность жизнедеятельности"...................................................................

425

Список использованных источников по подразделу 2.10 ….

438

2.11

Подраздел 2.11.Совершенствование методики преподавания образовательного модуля "Русский язык и культура речи" ….................................................................

440

2.11.1

Этап 1. Разработка научно-информационных материалов по образовательному модулю "Русский язык и культура речи "….......................................................................................

440

2.11.2

Этап 2. Разработка научно-образовательных материалов по образовательному модулю "Русский язык и культура речи".............................................................................................

451

Список использованных источников по подразделу 2.11….

459

2.12

Подраздел 2.12.Совершенствование методики преподавания образовательного модуля "Информационные технологии" …......................................

462

2.12.1

Этап 1. Разработка научно-информационных материалов по образовательному модулю "Информационные технологии".................................................................................

462

2.12.2

Этап 2. Разработка научно-образовательных материалов по образовательному модулю "Информационные технологии".................................................................................

477

Список использованных источников по подразделу 2.12 ….

480

2.13

Подраздел 2.13.Совершенствование методики преподавания образовательного модуля "Методы работы с информацией" ….....................................................

483

2.13.1

Этап 1. Разработка научно-информационных материалов по образовательному модулю "Методы работы с информацией".............................................................................

483

2.13.2

Этап 2. Разработка научно-образовательных материалов по образовательному модулю "Методы работы с информацией".............................................................................

489

Список использованных источников по подразделу 2.13.....

501

2.14

Подраздел 2.14. Совершенствование методики преподавания образовательного модуля "Экология" ….

503

2.14.1

Этап 1. Разработка научно-информационных материалов по образовательному модулю "Экология"...............................

503

2.14.2

Этап 2. Разработка научно-образовательных материалов по образовательному модулю "Экология"...............................

522

Список использованных источников по подразделу 2.14.....

544

2.15

Подраздел 2.15. Совершенствование методики преподавания образовательного модуля "Технология учебного труда" …...................................................................

545

2.15.1

Этап 1. Разработка научно-информационных материалов по образовательному модулю "Технология учебного труда"

545

2.15.2

Этап 2. Разработка научно-образовательных материалов по образовательному модулю " Технология учебного труда"...........................................................................................

549

Список использованных источников по подразделу 2.15.....

564

2.16

Подраздел 2.16. Совершенствование методики преподавания образовательного модуля "Основы педагогики и андрагогики" …...............................................

565

2.16.1

Этап 1. Разработка научно-информационных материалов по образовательному модулю "Основы педагогики и андрагогики"................................................................................

565

2.16.2

Этап 2. Разработка научно-образовательных материалов по образовательному модулю "Основы педагогики и андрагогики"................................................................................

569

Список использованных источников по подразделу 2.16.....

585

2.17

Подраздел 2.17. Совершенствование методики преподавания образовательного модуля "Экономика"

587

2.17.1

Этап 1. Разработка научно-информационных материалов по образовательному модулю "Экономика"............................

587

2.17.2

Этап 2. Разработка научно-образовательных материалов по образовательному модулю " Экономика"...........................

604

Список использованных источников по подразделу 2.17.....

626

2.18

Подраздел 2.18. Совершенствование методики преподавания образовательного модуля "Математическое моделирование для профильных классов"......................................................................................

627

2.18.1

Этап 1. Разработка научно-информационных материалов по образовательному модулю " Математическое моделирование для профильных классов"...............................

627

2.18.2

Этап 2. Разработка научно-образовательных материалов по образовательному модулю "Математическое моделирование для профильных классов "…..........................

655

Список использованных источников по подразделу 2.18.....

658

2.19

Подраздел 2.19. Совершенствование методики преподавания образовательного модуля ""История" ….

661

2.19.1

Этап 1. Разработка научно-информационных материалов по образовательному модулю ""История "…..........................

661

2.19.2

Этап 2. Разработка научно-образовательных материалов по образовательному модулю " "История"..............................

664

Список использованных источников по подразделу 2.19.....

687

Заключение …………………………………………………..

688



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Около трех с половиной десятилетии минуло с тех пор

    Автореферат диссертации
    ... . Путь реализации новейших информационныхтехнологий предполагает использование вычислительных систем, построенных наоснове представления знаний предметной области ...
  2. Проект федерального закона " Об образовании в Российской Федерации"

    Закон
    ... наоснове применения современных образовательныхтехнологий для комплексного социально-экономического развития региона; осуществляет подготовку научных кадров по ...
  3. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЦЕНТР ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ "

    Закон
    ... основы для создания новых знаний, освоения новых технологий, становления и развитиянаучныхшкол и ведущих научных коллективов на важнейших направлениях развития ...
  4. " рекомендации по развитию сети общеобразовательных учреждений создающих возможности выбора профиля обучения для учащихся старших классов обеспеченного необходимым оборудованием и высококвалифицированными кадрами для качественной реализации

    Документ
    ... информационным ресурсным центром, относятся: Обучение по дополнительным образовательным программам (элективные курсы); Преподавание спецкурсов попредметам; Обучение на ...
  5. " формирование открытых баз данных информационных ресурсов "

    Отчет
    ... информационные ресурсы), созданныепо государственному заказу или с участием Российской Федерации. 4. Для целей создания и развития единой образовательной, научной ...

Другие похожие документы..