textarchive.ru

Главная > Документ


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ»

(ФГУ ГНИИ ИТТ «ИНФОРМИКА»)

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

"МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА"

ООО «АРТ-ФЛЭШ»

при поддержке

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

ТВЕРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ЯРОСЛАВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. П.Г. ДЕМИДОВА

СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ

Всероссийской научно-практической конференции

«ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.

ШКОЛА ХХI ВЕКА»

ГЕНЕРАЛЬНЫЕ СПОНСОРЫ

СПОНСОРЫ КОНФЕРЕНЦИИ

29 сентября – 04 октября 2008 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ 4

ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ «ФИЗИКА-7» ДЛЯ КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛ С РЕЧЕВЫМ МАТЕРИАЛОМ (ГЛУХИЕ И СЛАБОСЛЫШАЩИЕ ДЕТИ) 4

МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ОТКРЫТЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ МОДУЛЕЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО ФИЗИКЕ 11

МЕДИА МИР СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ. РАСШИРЯЯ ГОРИЗОНТЫ 14

ЭОР НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ 17

О РАЗМЕЩЕНИИ КОЛЛЕКЦИЙ ЦИФРОВЫХ КОПИЙ ЭКСПОНАТОВ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ В ЕДИНОЙ КОЛЛЕКЦИИ ЦОР 21

ПРОВЕДЕНИЕ ВИДЕОКОНФЕРЕНЦИЙ НА САЙТЕ 25

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В ПРОЦЕССЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 27

ИЗ ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭОР НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 30

О ТЕХНОЛОГИИ РАЗМЕЩЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ИЗДАНИЙ В ЕДИНОЙ КОЛЛЕКЦИИ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ 34

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ НА БУРЯТСКОМ ЯЗЫКЕ И БУРЯТОЯЗЫЧНЫЙ КИБЕРМИР 38

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭКОНОМИКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 41

ОТКРЫТЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНЫЕ МОДУЛИ ПО ФИЗИКЕ 44

ЭОР «АЛГЕБРАИЧЕСКИЙ ПРОЦЕССОР МЭИ» 47

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО КАТАЛОГА УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ, УЧЕБНОГО И ЛАБОРАТОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ, ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 50

РОЛЬ ИКТ В ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА И ШКОЛЬНИКА 53

МОДЕЛИ НЕПРЕРЫВНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 53

РАЗВИТИЕ МЕЖШКОЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ КАК РЕГИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ШКОЛ 60

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ЭКОНОМИКЕ В СТАРШЕЙ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ 67

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ 72

РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ CISCO SYSTEMS В ЯРГУ ИМ. П.Г. ДЕМИДОВА 76

ПОВЫШЕНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ 79

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И МХК (МЫСЛИ ВСЛУХ…). УРОК ХХI ВЕКА: КАКОЙ ОН? 82

ИНФОРМАЦИОННАЯ СТРУКТУРА КАК НОВЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА 85

РОЛЬ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ В ПРОЕКТЕ «ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» 91

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 94

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ 97

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ 100

НЕПРЕРЫВНОЕ ПОВЫШЕНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ – ЗАЛОГ УСПЕШНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА 103

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 106

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭТНОКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ УЧАЩИХСЯ 108

ИНТЕГРАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ГИМНАЗИИ 111

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ 114

О РЕЗУЛЬТАТАХ ВНЕДРЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ СИСТЕМЫ ПОДДРЕЖКИ ШКОЛЬНОГО КУРСА «ХИМИЯ» 117

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ИНФОРМАТИКИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ТЕХНОЛОГИЙ НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 120

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ В ОБРАЗОВАНИИ 124

НОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВЕБ 2.0 124

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА ИННОВАЦИОННЫХ ШКОЛ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ 130

ДИСТАНЦИОННЫЕ ТРЕНИНГИ КМ-ШКОЛЫ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СЕТЕВОГО ПРЕДМЕТНОГО СООБЩЕСТВА 135

ТЕХНОЛОГИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ТРЕНИНГОВ И СЕМИНАРОВ WIKI-КМ 140

О ВОЗМОЖНОСТЯХ СЕРВИСОВ GOOGLE ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 145

СЕТЕВЫЕ СООБЩЕСТВА КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА УЧИТЕЛЯ 148

О ДИСТАНЦИОННЫХ ФОРМАХ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЕРВИСОВ ВЕБ 2.0. 151

ИНТЕРНЕТ-ОБУЧЕНИЕ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ 155

ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТ-ОБУЧЕНИЯ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 155

Модели Интернет-обучения в развивающейся информационной образовательной среде 158

ПЕРВЫЕ ШАГИ В ПРОГРАММИРОВАНИИ 162

ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ РЕСУРСОВ НА ОСНОВЕ ГИС-ТЕХНОЛОГИЙ 165

Проблема доступности пользовательских интерфейсов электронных образовательных ресурсов 168

РОЛЬ СЕТЕВОГО СООБЩЕСТВА УЧИТЕЛЕЙ В ПОВЫШЕНИИ УРОВНЯ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ 171

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ «ФИЗИКА-7» ДЛЯ КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛ С РЕЧЕВЫМ МАТЕРИАЛОМ (ГЛУХИЕ И СЛАБОСЛЫШАЩИЕ ДЕТИ)

В.Б. Содномова, Г.М. Халзагаров, RCKOSHI@mail.ru

Государственное образовательное учреждение. Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I и II вида г. Улан-Удэ, Республика Бурятия

Нарушение слухового восприятия и возникающее в результате этого нарушение речевого общения создают своеобразие в психическом развитии ребенка, страдающего слуховым дефектом. Ребенок без речи (при глухоте с раннего возраста) или с недоразвитой речью может не понимать обращенную к нему речь, объяснения учителя, окружающую его речь, он может не понимать прочитанного текста. И мало этого, он подчас оказывается лишенным возможности выразить даже самую элементарную мысль. Непонимание речи делает невозможным понимание текста самой элементарной физической задачи, самого несложного текста учебника.

Как известно, усвоение любого учебного предмета связано с необходимостью словесного оформления его содержания. И, таким образом, не только дефект слуха, но и возникшие в результате этого дефекта отсутствие или недостаточность речи служат препятствием к успешному обучению таких детей в условиях коррекционных школы.

Плохая методическая база в помощь учителям преподающим физику в коррекционных школах натолкнула нас в создании электронного учебного пособия «Физика-7».

Поэтому, основной упор при обучении физики, мы сделал на зрительную информацию. Нами разработано электронное учебное пособие по физике для 7 класса, полностью адаптированного к школьной программе по учебнику Перышкина А. В..

За последние 3 года работы по итогам года, учащихся имеющих «2» по физике нет. Со слабыми учащимися проводятся консультации по предмету, дополнительные занятия и используется индивидуальный подход на уроке с использованием новейших информационных технологий. По всем классам (6, 7, 8, 9, 10, 11, 12) - 100% успеваемость.

В своей работе мы опирались на требования стандарта основного общего, и среднего (полного) общего образования по физике.

Мы убеждены, что в специальной коррекционной школе изучение физики полезно всем детям, поскольку оно способствует развитию мышления, внимания, памяти, речевых способностей.

Работая с глухими и слабослышащими детьми, мы в первую очередь ставили целью обучения следующее:

- овладение детьми основ физики как средство интеграции в общество;

- развитие личности ребенка.

При разработке уроков мы использовали новейшие информационные технологии к обучению и изучению основ физики.

Для достижения поставленных целей мы использовали различные новейшие компьютерные технологии преподавания: проектную методику, элементы интенсивной методики, обучение с использованием Интернет-ресурсов и мультимедийных обучающих программ. Согласно требованиям к уровню подготовки выпускников основной школы, учащиеся могут применять приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Нами разработан и применяется электронное пособие по физике в 7 классе. В дальнейшем планируется создание полного электронного курса по физике с виртуальными лабораторными работами. Электронный учебник - компьютерное, педагогическое программное средство, предназначенное, в первую очередь, для предъявления новой информации, дополняющей печатные издания, служащее для индивидуального и индивидуализированного обучения и позволяющее в неограниченной мере тестировать полученные знания и умения обучаемого.

В традиционном обучении преобладают вербальные средства при предъявлении нового материала. В связи с этим применение аудио фрагментов, презентаций и различных прикладных программ в электронном учебнике позволяет не только приблизить его к привычным способам предъявления информации, но и улучшить восприятие нового материала, при этом активизирует не только зрительные, но и слуховые центры головного мозга. По данным ЮНЕСКО при аудиовосприятии усваивается только 12% информации, при визуальном около 25%, а при аудиовизуальном до 65% воспринимаемой информации.

Наши учащиеся 7 класса первыми испытали данное электронное пособие по физике. Каковы результаты:

  • Повысилась мотивация к изучению физики;

  • Улучшилось качество знаний;

  • Повысилась успеваемость в классе.

Итак, как выглядит этот электронный учебник.

Как Вы убедились, пособие представляет собой оглавление всех тем:

  1. Введение.

  2. Первоначальные сведения о строении вещества.

  3. Взаимодействие тел.

  4. Давление твердых тел, жидкостей и газов.

  5. Работа и мощность. Энергия.

Что полностью соответствует школьной программе.

Панель управления содержит следующие параметры:

  1. Файл.

  2. Раздел.

  3. Вид.

  4. Панели.

  5. Голос.

  6. Избранное.

  7. Справка.

Предметно-именной указатель используется для нахождения слова или термина по всему учебнику в алфавитном порядке.

Сурдопедагогами используется как речевой материал.

Также есть возможность поиска по ключевому слову.

Есть возможность прослушивания текста и его настройка. Сюда входит громкость и тембр звучания. А так же регулируется скорость чтения. Что не мало важно.

Урок содержит необходимую текстовую информацию по данной теме. Большое количество рисунков, фотографий и схем. Делается упор для большей наглядности.

Содержимое урока можно развернуть во весь экран, тем самым скрыть оглавление учебника. Это делается для того, чтобы ничто не отвлекало ученика от усвоения новой темы.

Большинство уроков содержат видеофрагменты по данной теме. Что намного усиливают понимание и усвоение нового материала.

Так же предусмотрена возможность применения различных прикладных программ, по физике не выходя за рамки учебника. Например, программа для определения плотности вещества по названию или по его плотности. Используется как справочный материал.

Дополнительные возможности через панель управления учебником:

  1. Возможность увеличить или уменьшить размер текста.

  2. Движение по страницам учебника вперед и назад.

  3. Озвучивание текста с его настройкой.

  4. Полная навигация по учебнику.

  5. Проведение виртуальных лабораторных работ.

И на конец выполнение теста, как контроль знаний. В конце каждого урока ученик выполняет тест. Тем самым осуществляется полный контроль за тем, как ученик усвоил данную тему.

В начале происходит регистрация учащегося. Фамилия и имя ученика, его пароль для последующей идентификации (это делается для того, чтобы другой ученик не выполнил тест под его именем). Затем происходит выбор теста по данному уроку и его выполнение.

Тесты разнообразны по своему составу:

  1. Одиночный выбор ответа.

  2. Множественный выбор ответа.

  3. На соответствие.

  4. По возрастанию или убыванию.

В тесте можно определить, что нужно показать ученику во время тестирования: Ф.И.О. испытуемого, количество вопросов в тесте, номер текущего вопроса, количество правильных ответов, оставшееся время до окончания тестирования.

Подача звукового сигнала после окончания тестирования поможет преподавателю на слух определить, что кто-то уже закончил тестирование.

Результат тестирования можно сохранить в тестовом файле и/или распечатать (учитель может отключить эти возможности). Можно гибко настроить то, в каком виде пользователь получит результаты тестирования:

    • Вообще не получить никакого сообщения.

    • Получить результат тестирования по определенным темам и по тесту в целом.

    • Получить список самых неудачных тем.

    • Получить подробный лог тестирования: текст вопроса и ответ на него, а также информацию о правильности ответа.

Учитель может:

    • Запретить выходить из программы до окончания тестирования

    • Отключить доступ к рабочему столу и панели задач. При этом программа может работать в полноэкранном режиме.

    • Настроить программу таким образом, что после одного тестирования она сразу закроется.

Результаты тестов сохраняются в виде файла в отдельной папке, и могут храниться сколь угодно времени.

При выполнении теста можно воспользоваться калькулятором не выходя из тестирования, что очень удобно при расчетах задач.

В тестах можно использовать рисунки, фотографии, схемы, видеофрагменты. Что усиливает возможности тестирования учителем учащегося.

Как вы убедились, данный электронный учебник обладает огромными возможностями при обучении учащихся с нарушениями слуха основам физики. Учебник содержит 68 уроков, что соответствует школьной программе по физике в 7 классе.

  • Большая наглядность: картинки, рисунки, фотографии, схемы, видеофильмы, презентации и многое другое;

  • Возможность проведения виртуальных лабораторных работ.

  • Применение всевозможных прикладных программ.

  • В конце каждого урока учащийся проходит тестирование по данной теме, таким образом, осуществляется 100% контроль знаний.

  • Результаты тестирования сохраняются в виде текстового файла на жёстком диске ПК и учитель в любое удобное ему время осуществляет контроль за качеством знаний;

  • Возможность дополнения и усовершенствования данного учебника.

Список использованной литературы, цифровых ресурсов:

    1. Использование ресурсов ФЦИОР, http://eor.edu.ru, http://school-collection.edu.ru, http://edu.ru, http://www.edu.ru.

    2. Учебник «Физика 7» Перышкин А. В., М., Дрофа, 2003.

    3. Программированные задания по физике для 6 – 7 классов. Пеннер Д.И., Худайбердыев А., М., Просвещение, 1985.

    4. Проверка знаний учащихся по физике 6-7. Постников А.В., М., Просвещение, 1986.

    5. Самостоятельные работы учащихся по физике в 6-7 классах. Чеботарева А.В., М., Просвещение, 1977.

    6. Контрольные работы по физике. Енохович А.С., Шамаш С.Я., Эвенчик Э.Е., М., Просвещение, 1971.

    7. Самостоятельные работы по физике в 6-7 классах. Броневщук С.Г., Машевский Н.Д., М., Просвещение, 1973.

    8. Сборник задач по физике 7-9. Лукашик В.И., Иванова Е.В., М., Просвещение, 2006.

    9. Задания для итогового контроля знаний учащихся по физике 7-11. Кабардин О.Ф., Кабардина С.И., Орлов В.А., М., Просвещение, 1995.

    10. CD-ROM. Виртуальный наставник. Физика 7-9 класс. БукаСОФТ – Новая школа. 2007.

    11. CD-ROM. 1С:школа. Физика, 7-11 классы. Библиотека наглядных пособий. 2004.

    12. CD-ROM. Библиотека электронных наглядных пособий. Физика 7-11 класс. Кирилл и Мефодий. 2003.

    13. CD-ROM. Открытая физика 1.1. Козел С.М., 1С образовательная коллекция. 2002.

    14. CD-ROM. Живая физика. Институт новых технологий образования. 2002.

МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ОТКРЫТЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ МОДУЛЕЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО ФИЗИКЕ

Е.С. Тимакина, etimakina@yandex.ru

СОШ № 844 г. Москвы

Одно из приоритетных направлений обновления содержания образования заключается в необходимости вычленения новой системы универсальных знаний, умений, т.е. ключевых компетенций. Компетенции обусловлены личностно-деятельностным подходом к образованию и относятся исключительно к личности учащегося, компетенции проявляются, а также проверяются только в процессе выполнения учащимися определенным образом составленного комплекса действий в различных учебных ситуациях. Компетентность – это готовность и умение решать не любые задачи, а практически значимые, актуальные в данный момент и оценивание результатов своей деятельности, рефлексирование своей ответственности, своей области компетентности. Компетентность – более широкое понятие, чем знания и умения. Весь комплекс «ключевых компетенций» можно представлять четырьмя составляющими: информационной составляющей компетенции (собирать, анализировать, систематизировать, организовывать, преобразовывать, сохранять, передавать и обмениваться информацией), проектировочной составляющей компетенции, оценочной составляющей компетенции, коммуникативной составляющей компетенции (способы передачи информации). В данной работе рассмотрено формирование ключевых компетенций по физике при использовании информационных технологий.

Одним из путей решения задач внедрения информационных технологий в образовательный процесс, позволяющим осуществлять комплексный подход к вопросам оценки качества образования, является частичный перевод контрольно-оценочной деятельности в электронный вид. Именно решению такой задачи совершенно неоценимую роль оказывают электронные учебные модули по физике, размещенные на федеральном портале ФЦИОР.

Созданные электронные модули обладают по сравнению с другими электронными средствами обучения большей мультимедийностью, созданные модули предполагают активную деятельность учащихся при работе с компьютерными лабораторными работами, компьютерными средами, интерактивными моделями, активными тестами.

В модулях контроля «К» особое внимание уделяется созданию тестовых заданий с активными формами работы с ними, модулей с параметризованными задачами, модулей распознавания логически некорректных рассуждений, модулей анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц, решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов, модулей понимания особенностей статистических утверждений.

Созданные электронные модули контроля «К» направлены на формирование оценочной составляющей компетенции (способы сравнения результатов с целями, классификации, абстрагирования, прогнозирования, систематизации, конкретизации). Модули направлены на оценку приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни:

  • выстраивания аргументации при доказательстве и в диалоге;

  • распознавания логически некорректных рассуждений;

  • анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;

  • анализа утверждений, доказательств;

  • решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;

  • сравнения шансов наступления случайных событий, для оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;

  • решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;

  • понимания статистических утверждений.

Модули практические и модули контроля могут быть созданы по технологии параметризации. Именно параметризация тестов, большое количество модулей по разным темам, позволяет осуществлять быстрое тестирование в компьютерном классе индивидуально или в малых группах.

Для оценки сформированности ключевых компетенций по физике рекомендовано проводить различные типы уроков с сочетанием применения информационных технологий. Первый тип урока рекомендуется проводить в компьютерных классах, при этом выполнение тестов учащимися возможно после объяснения преподавателем в индивидуальном режиме, контроль работы учащихся возможен с помощью электронного журнала.

Модель урока второго типа предусматривает стандартное объяснение учителя и работу в обычном классе по объяснению решения задач у доски.

При объяснении используется проектор и модули информации «И» с видеофрагментами, интерактивными моделями и т.п. Через неделю проводится мониторинг знаний учащихся при помощи модулей контроля в обоих классах, но распечатанных на бумаге. Как показывает специальное педагогическое исследование уровень сформированности компетенций у первого класса выше, чем у второго класса.

Поскольку задания параметризованы, мы имеем не один тест по данной теме, а большое количество вариантов тестов из 10-ти тестовых заданий, что делает тестирование совершенно индивидуальным.

В электронном журнале отмечается время выполнения каждого тестового задания в секундах, правильность ответа, число попыток, рейтинг учащегося. Ведение электронного журнала способствует формированию оценочной составляющей ключевых компетенций по физике.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Национальный фонд подготовки кадров (6)

    Документ
    ... перечней поручено ФГУГНИИИТТ "Информика" [3]. В рамках этой деятельности специалисты “Информики”: разработали программное ... информационных технологий и телекоммуникаций” (ФГУГНИИИТТИнформика”) VIDEOCONFERENCE ORGANIZATION UNDER “EDUCATION ...
  2. Педагоги мгдд(ю)т- участники городских и всероссийских конкурсов 2009-2010 уч год

    Конкурс
    ... , ФГУГНИИИТТ «Информика», 2009. - 103 с. Сборник авторефератов специалистов. - М.: МГДД(Ю)Т, МИРЭА, ФГУГНИИИТТ «Информика», ... технологии и информатика». - М.: МГДД(Ю)Т, МИРЭА, ФГУГНИИИТТ «Информика», 2010. - 19 с. Иванников А.А., Мордвинов В.А., ...
  3. Телефонный справочник (1)

    Интернет справочник
    ... ИНСТИТУТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ» (ФГУГНИИИТТ «Информика») (Старый Петровско-Разумовский проезд, ... ИВАННИКОВ Александр Дмитриевич ФГУГНИИИТТ «Информика» 614-37-03 ... ТИХОНОВ Александр Николаевич ФГУГНИИИТТ «Информика» 614-37-03 ...
  4. Телефонный справочник (5)

    Интернет справочник
    ... ИНСТИТУТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ» (ФГУГНИИИТТ «Информика») (Старый Петровско-Разумовский проезд, ... ИВАННИКОВ Александр Дмитриевич ФГУГНИИИТТ «Информика» 614-37-03 ... ТИХОНОВ Александр Николаевич ФГУГНИИИТТ «Информика» 614-37-03 ...
  5. 2008-2009 учебный год лето-сентябрь 2008

    Документ
    ... Сборник авторефератов специалистов. – МГДД(Ю)Т, МИРЭА, ФГУГНИИИТТ «Информика», АНО «Международное образование и наука» - ... программе «Информационные технологии». – МГДД(Ю)Т, МИРЭА, ФГУГНИИИТТ «Информика», АНО «Международное образование и наука» - ...

Другие похожие документы..