Главная > Документ


МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ЭКОНОМИКЕ В СТАРШЕЙ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ

Г.Э. Королева, korolevagalina@yandex.ru

Лаборатория обществоведческих дисциплин ИСМО РАО

Основным методическим приемом при построении лекционного материала «Экономика» является широкое применение наглядных форм обучения. Такой подход дает ряд преимуществ в профильном Интернет-обучении. Так, использование наглядных форм повышает эффективность использования учебного времени. Это особенно актуально, поскольку профильный курс экономики содержит очень большое количество дидактических единиц, овладеть которыми предстоит школьнику самостоятельно. Применение наглядных форм обучения позволяет учащимся понять структуру учебного материала, запомнить состав и взаимосвязи экономических понятий, а при подготовке к экзамену – быстро повторить тему.

Актуальность использования наглядных форм обучения.

Психологические исследования показывают, что основными типами восприятия информации являются аудиалы, визуалы, дигиталы и кинестетики.

  • Аудиалы воспринимают информацию преимущественно на слух, они с готовностью будут слушать объяснения учителя.

  • Визуалы лучше воспринимают зрительную информацию, им не требуются многословные объяснения, если есть наглядный материал.

  • Дигиталы хорошо воспринимают логические построения, эти дети имеют так называемый математический склад ума.

  • Кинестетики предпочитают ролевые приемы обучения, - игры и тренинги.

При этом, по данным школьных психологов, более 40% старшеклассников являются визуалами, т.е. легче и полнее усваивают информацию с помощью зрительных образов.

В педагогической практике наглядным средствам обучения традиционно уделялось большое внимание. Однако возможности применения схем, графиков, плакатов и т.п. всегда были дорогостоящими и сложными в техническом отношении, и поэтому ограничены. Даже в настоящее время учебные издания не могут позволить себе красочные иллюстрации с хорошей полиграфией для учебных пособий.

Новые возможности в этом отношении открываются для учащихся по программе Интернет-обучения. Электронное представление информации позволяет делать красочные, динамичные иллюстрации в тексте и презентации к любому лекционному материалу. Особенно уместно, на наш взгляд, использовать такие возможности в курсе экономики, где основные понятия и их взаимосвязи описываются экономическими моделями.

Разработанный профильный курс «Экономика» дает представление об основных понятиях микроэкономики и макроэкономики, о рыночной системе хозяйствования, механизме конкуренции, о формах организации бизнеса, о формировании доходов населения, государственном бюджете, денежном обращении и т.д. В курсе рассматриваются примеры из российской действительности, статистический материал характеризует ситуацию в России в сравнении с другими странами.

В курсе «Экономика» лекционный материал иллюстрирован схемами, графиками, диаграммами, таблицами. Лекция сопровождается презентацией, обобщающей основной теоретический материал урока. Такое представление экономической теории поможет учащимся усвоить сложные экономические явления и понятия, запомнить структуру материала урока, эффективно использовать теоретические знания для решения практических задач, заданий, тестов ЕГЭ.

Ниже приведены примеры иллюстраций и презентаций уроков, формат виртуальной школы не только позволяет применять современные педагогические технологии, но и модернизирует их с учетом дополнительных возможностей, предоставляемых Интернет.

Литература

  1. Е.В.Савицкая. Уроки экономики в школе. М, 2006.

  2. Е.В.Савицкая, С.Ф.Серегина. Уроки экономики в школе. Кн. 2. М, 2006.

  3. Основы экономической теории. Под ред. С.И.Иванова, М, 2003.

  4. Любимов Л.Л., Раннева Н.А.Основы экономических знаний. М, 2003.

  5. Автономов В.С. Введение в экономику. М, 2005.

  6. Т.Ю.Матвеева, И.Н.Никулина. Основы экономической теории, М, 2003.

  7. Экономика. Учебник для школ гуманитарного профиля. 10-11 классы. П/ред. А.Я.Линькова. М, 2001.

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ

И.А. Волкова, via170@gmail.com

ГОУ ДПО Институт развития регионального образования Свердловской области

МОУ СОШ №170 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла г. Екатеринбурга

Вряд ли найдется учитель, который не хочет видеть своих выпускников успешными. Что же подразумевается под понятием «успешный выпускник»? Во-первых, это учащийся, обладающий необходимым набором знаний, умений и навыков, определяемых ГОСом, и адекватно этим знаниям сдающий ЕГЭ. Во-вторых, это выпускник, умеющий полученный багаж знаний применять в действительной жизни. Для успешной профессиональной деятельности он должен уметь определять приоритеты, планировать свою деятельность для достижения цели и нести персональную ответственность за свои поступки; добывать, критически воспринимать и эффективно использовать существующие информационные ресурсы (печатные, Интернет-ресурсы, программное и аппаратное обеспечение); творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи; работать в команде, уважительно относиться к коллегам, радоваться собственным и чужим открытиям и достижениям. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» называет «…целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся…» понятием «ключевые компетенции». Именно они определяют современное качество содержания образования. Значит, учителю необходимо построить преподавание предмета так, чтобы эти самые компетенции у учеников развивались. Возможно ли это: обучая содержанию, развивать личностные качества? Думаю, что только так и должно быть.

Поэтому цель общеобразовательного изучения информатики и ИКТ кратко можно сформулировать как формирование информационно-коммуникативной компетенции выпускников школы. В Википедии — свободной энциклопедии Интернета () дается следующее определение компетенции. Компетенция (от англ. competency) — это личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач. Совокупность компетенций, наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области называют компетентностью (от англ. competence).

Информационная компетенция — это способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию.

Коммуникативная компетенция — это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работы в группе. Знакомство с различными социальными ролями.

Принципиальным является то, что информационно-коммуникативная компетенция носит «надпредметный», общенаучный, общеинтеллектуальный характер.

Теперь, когда становиться понятным, чему учить, нужно понять – как это делать. Реализация технологии компетентностного подхода происходит через систему интегрированных уроков, направленных на решение «жизненных» задач; организацию творческой и исследовательской деятельности учащихся; участие в различных проектах, в том числе и телекоммуникационных; использование новых педагогических и информационных технологий. Все перечисленные факторы способствуют созданию мотивации учащихся к изучению предмета, а, следовательно, создают необходимое обучающее пространство, в котором каждый ребенок может самовыражаться, брать столько, сколько ему нужно для развития, а учитель выступает в роли фасилитатора.

«Нельзя научить – можно научиться» - эта древняя мудрость не теряет своей актуальности. Что нужно сделать, чтобы ребята захотели научиться? Этот вопрос для меня как учителя является основополагающим. Поэтому главной стратегической линией технологии компетентностного подхода считаю создание мотивации к изучению каждой конкретной темы курса информатики, каждого урока.

У

Рис. 2 Снимок этой области в программе Google Earth Win

Рис.1 Задание разминки

же дважды мои ученики участвовали и становились победителями Всероссийского телекоммуникационного проекта «Геоквест». Участие в таких проектах позволяет на практике применять полученные на уроках знания, ребята учатся анализировать ситуацию, принимать решение и брать на себя ответственность за него, искать способы выполнения заданий, ведь готовых ответов нет, открывают для себя новые возможности информационных технологий, осваивают новые программы. Учащиеся сталкиваются с проблемой и ищут способы ее решения. Например, одним из заданий Геоквеста в этом учебном году было определить по фотографиям из космоса явление природы и местоположение объекта (рис 1). Поиски в Интернете ничего не дали, и нам очень хотелось сесть на космический корабль, облететь вокруг Земли и найти это самое место. И что же вы думаете? Нам это удалось. Как сделать недоступное доступным? В роли космического корабля выступила программа Google Earth Win (глобальная, полимасштабная ГИС). Мы выдвинули гипотезу, что на фотографии Антарктида или Гренландия (из-за наличия, по нашему мнению, ледников на исходной фотографии). После внимательного изучения указанных мест наш выбор остановился на Антарктиде, других похожих областей на нашей планете мы не нашли. Объект поиска оказался в районе Антарктиды: примерно 74О Ю.Ш., 102О З.Д. (рис. 2). С помощью Google Earth Win мы узнали, что это ледник Pine Island Glacier. Затем набрали название ледника в поисковой системе Google и нашли статью (/world/2001/02/02/antarctic/), в которой говорится, «что один из крупнейших ледников Западной Антарктики - Сосновый Остров (Pine Island Glacier) - тает с огромной скоростью». Понятно, что изучаемая тема «Геоинформационные системы» пришлась как нельзя кстати, никто из ребят ни на минуту не усомнился в ее необходимости. Участие в телекоммуникационных проектах заставляет постоянно развиваться. С их помощью мы изучаем и используем на практике новые информационные технологии, какими сегодня являются социальныесервисы веб 2.0. В новом учебном году мы с ребятами сами хотим провести сетевой проект для учащихся младших классов «Наш друг Светофор». Этот проект поможет не только закрепить знания учащимися правил дорожного движения, но и узнать много нового и необычного, поразмышлять над вопросом: какие тайны скрывают привычные вещи?

РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ CISCO SYSTEMS В ЯРГУ ИМ. П.Г. ДЕМИДОВА

И.В. Алексеев, aiv@

Директор университетского центра Интернет ЯрГУ им. П.Г. Демидова

Российский рынок информационных технологий находится в стадии активного развития, поэтому спрос на профессионалов в этой сфере непрерывно увеличивается. Телекоммуникационным компаниям требуются квалифицированные кадры с глубокими и систематизированными знаниями и, конечно, с отличными практическими навыками. В этой ситуации для IT компаний есть два варианта: ждать появления профессионалов на рынке труда или проактивно воздействовать на сложившуюся ситуацию, а именно самим разрабатывать образовательные программы для будущих специалистов.

Компания Cisco Systems, общепризнанный лидер в мировой телекоммуникационной индустрии, выбрала второй вариант. Cisco Systems создала собственную программу повышения квалификации и переподготовки специалистов. Образовательная программа успешно реализовалась в сети академий Cisco в 168 странах мира, где функционируют около 11000 сетевых академий. С каждым годом число академий увеличивается. Сетевые академии Cisco в России созданы в большинстве случаев на базе ВУЗов и представляют собой пример взаимовыгодного сотрудничества между IT-индустрией и учебными заведениями.

Образовательная инициатива всемирно известной компании Cisco Systems получила реализацию в Ярославском государственном университете им. П.Г. Демидова. 2 мая 2004 г. было подписано соглашение с Cisco Systems о создании в Ярославле Региональной сетевой академии Cisco. Данный проект направлен на подготовку профессионалов в области сетевых технологий в Ярославском регионе.

Региональная сетевая академия Cisco Systems ЯрГУ им. П.Г. Демидова видит перед собой следующие задачи:

  • Улучшение качества IT образования: получение студентами актуальных систематизированных знаний по теоретическим основам и практических навыков в сетевых технологиях. Именно практики зачастую не хватает молодым специалистам;

  • Поднятие престижа университета, имеющего Региональную сетевую академию Cisco Systems;

  • Повышение конкурентоспособности выпускников. Систематические знания, практика, владение техническим английским языком – все это делает выпускников востребованными на рынке труда;

  • Снижение дефицита кадров в области IT.

В Ярославской сетевой академии Cisco проходят обучение IT специалисты с разным уровнем профессиональной подготовки: от студентов до IT специалистов со значительным стажем работы. Обучение проводят инструкторы, имеющие престижный сертификат CCAI (Cisco Certified Academy Instructor). Слушатели, успешно сдавшие тестовые экзамены, получают сертификат Сетевой академии Cisco, а также свидетельство от ЯрГУ о повышении квалификации установленного образца. Кроме этого, слушатели получают возможность сдать экзамен на международный сертификат Cisco в центре тестирования Pearson VUE при Ярославской сетевой академии.

В настоящее время в академии проходит обучение по трем курсам:

  1. Учебный курс IT Essentials I (Основы информационных технологий: аппаратное и программное обеспечение компьютера).

  2. Учебный курс Cisco Certified Network Associate (Сертифицированный Cisco сетевой специалист).

  3. Учебный курс Cisco Certified Network Professional (Сертифицированный Сisco сетевой профессионал).

Обучение сочетает он–лайновые курсы, занятия под руководством преподавателя и практические лабораторные работы, что позволяет слушателям работать с реальными сетями, применяя полученные ими теоретические знания на практике. Слушатель может выбрать наиболее удобную для него форму обучения (дневная, вечерняя, дистанционная), длительность и темп обучения.

Нередко работодатели отмечают, что молодые специалисты, выпускники различных учебных заведений, обладают только отрывочными теоретическими знаниями в области сетевых технологий. Преимущество образовательной системы Cisco состоит в том, что выпускники академии получают не разрозненные сведения об отдельных сетевых компонентах, а систему знаний, позволяющую легко ориентироваться в новой ситуации и являющуюся фундаментом для любых новых профессиональных знаний в области телекоммуникаций. Поэтому все больше IT компаний Ярославского региона имеют в своем штате выпускников Региональной сетевой академии Cisco ЯрГУ им. П.Г. Демидова.

Реализация образовательной программы Cisco позволяет увеличить количество специалистов в сетевых технологиях, которые так необходимы на сегодняшний день не только Ярославскому региону, но многим регионам России и СНГ.

ПОВЫШЕНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ

Г.З. Чубарьян, armaxis@

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная

школа № 60 Советского района г. Ростова-на-Дону

На протяжении последних 5 лет в МОУ средняя общеобразовательная школа № 60 г. Ростова-на-Дону в рамках повышения квалификации учителей активно формируется базовая педагогическая ИКТ-компетентность. Тесное сотрудничество с региональным центром Интернет образования ЮГИНФО при ЮФУ позволило обучить весь педагогический коллектив на курсах «Интернет - технологии для администратора ОУ», «Информационные технологии в деятельности учителя-предметника», «ХроноГраф Школа 2.5.»; 70% учителей посетили обучающие семинары по работе с интерактивной доской Smart Board. 80% педагогов имеют представление о функционировании ПК и дидактических возможностях ИКТ, овладели методическими основами подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office, используют Интернет в педагогической деятельности. 20% учителей освоили методические приемы использования ИКТ, цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе и активно внедряют их. Администрация школы стимулирует положительную мотивацию к применению ИКТ в обучении, активно помогая оснащением кабинетов ТСО, приобретением программных продуктов, поощряет учителей, участвующих в конференциях, конкурсах по ИКТ.

В МОУ СОШ № 60 создана современная материально-техническая база для внедрения ИКТ-технологий в образовательный процесс: 2 кабинета информатики, 4 мультимедийных предметных кабинета, 4 предметных кабинета с интерактивным комплексом (доска, проектор, ноутбук), многофункциональный интерактивный телекоммуникационный аудитория-зал «Мультиплекс». Лицензионное ПО (в т.ч. полученное в рамках ПНП «Образование» Первая Помощь 1.0), обширная медиатека (более 400 дисков), 2 Интернет-линии, школьная локальная сеть – все это позволяет развивать ИКТ-компетентность учителя-предметника, проявляющееся в его готовности и способности самостоятельно использовать информационно-коммуникационные технологии в своей предметной деятельности.

Сегодня возникла необходимость в постоянно действующей информационной системе ОУ, которая создает качественно новые условия для развития образовательного процесса. С этой целью нами структурирована информационная среда школы, включающая 4 сектора:

- маркетинговый сектор (административный центр, издательский центр, e-mail, студия школьного сайта, видеостудия, центр «Мультиплекс»);

- сектор научно-методического применения ИКТ (Творческая лаборатория, Лаборатория проблематики, Методический совет);

- информационно-аналитический сектор (медиатека, проекты учителей и учащихся, хранилище информационных ресурсов);

- сектор технической поддержки (консультант, лаборанты, техническая лаборатория).

Одна из главных задач научно-методического сектора – это подготовка педагога-тьютора и педагога-консультанта по ИКТ (для каждого методического объединения), которые овладеют способами создания, апробирования и анализа электронных учебных материалов, приемами организации сетевого взаимодействия и обучат использованию ИК-технологий своих коллег. В школе организованы обучающие семинары как для своих учителей, так и для педагогов города и области. Методсовет призван изучить и обобщить опыт эффективного использования ИКТ в педагогической деятельности и обеспечить послекурсовую поддержку учителей. Учителя-новаторы личным примером (проведением мастер-классов, победой в конкурсах, участием в конференциях) мотивируют коллег на внедрение цифровых образовательных ресурсов, активное использование современных ТСО на уроке и во внеклассной деятельности, участие в сетевых педагогических сообществах.

Маркетинговый сектор определяет комплекс мероприятий, направленный на эффективное осуществление деятельности школы: удовлетворение нужд и запросов потребителей образовательных услуг.

Информационно-аналитический сектор – это хранилище образовательных ресурсов, медиапродуктов, собственных проектов учителей и обучающихся. Доступ к этому электронному банку открыт для всех: с информацией можно поработать как в школе, так и дома.

Сектор технической поддержки обеспечивает постоянную работоспособность технических средств обучения, оказывает консультационную помощь учителям по работе периферийного оборудования, программного обеспечения, отвечает за Интернет-взаимодействие (уроки on-line, видеоконференцсвязь).

Нормативно-правовые локальные акты регламентируют работу секторов, определяя цели, задачи, результативность, функционал сотрудников, закрепляют за каждым материально-техническую базу.

Творческие коллективы каждого сектора информационной среды школы включают не только учителей, инженеров ИТ, но и учащихся, и родителей. Это место творческого развития личности учащегося и профессионального роста педагога, место тесного взаимодействия разных субъектов образования: ученик-учитель-родитель. Такое сотрудничество позволяет успешно решать образовательные задачи.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И МХК (МЫСЛИ ВСЛУХ…). УРОК ХХI ВЕКА: КАКОЙ ОН?

Т.Н. Очирова, ochirova_tn@mail.ru

МОУ СОШ № 49 г. Улан-Удэ, Республика Бурятия

Привычно видеть использование компьютера на уроках информатики, алгебры, геометрии и других дисциплин естественно-математического цикла. Как относиться к использованию современных компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы? Ведь на этих уроках прежде всего идет личностное общение, а ";бездушная"; техника не может научить чувствовать, сопереживать. Попробуем доказать обратное.

Урок XXI века… Сколько новых требований предъявляется учителю в связи с изменениями, произошедшими в жизни общества и прежде всего в субъекте учебного процесса - ученике. Из года в год подростки меняются, другими становятся стиль общения, кумиры, круг чтения. Кто бы мог себе представить еще несколько лет назад школьника, читающего Пушкина с экрана компьютера, или учителя, проверяющего ";скачанные"; из Интернета сочинения. И ученики, и мы стали по-другому мыслить и воспринимать мир. Изменилась роль учителя, мы теперь для учащихся далеко не единственный источник информации, главное нам не отстать в своем развитии, идти в ногу со временем, а значит, и с учениками…

Как же быть в этой ситуации учителю, как увлечь учеников, как научить их воспринимать литературу личностно, через произведение познавать и самих себя? Учитель с учебником и багажом знаний оказывается отодвинутым на задний план потоком информации, обрушившейся на учеников из Сети. Следовательно, перед нами встает задача: освоить ИТ, сделать помощником. А это возможно только в том случае, если будешь с Интернетом на «ты», т.е, использование ресурсов ФЦИОР, http://eor.edu.ru, http://school-collection.edu.ru, http://edu.ru, http://www.edu.ru, адоптированных к школьным курсам, рассчитанных на пользование школьными учителями.

Уроки литературы и русского языка обладают своей спецификой - это общение на уроке ";глаза в глаза";, погружение в мир автора, и использование КТ может нанести вред, если их применение станет самоцелью. Прежде всего, нельзя забывать, что обучение ведется по модели: учитель - диалог на основе текста - ученик. И компьютер может всего лишь разнообразить форму этого диалога. Использование материалов Интернет позволяет расширить культурный кругозор учащихся, ";вписать"; произведения в контекст времени.

У учителя есть возможность выбора наиболее подходящих и доступных ему средств ИКТ для организации урока. Например, при подготовке к урокам языка и литературы используются информационно-обучающие средства чаще всего с текстовой информацией (энциклопедии, словари, хрестоматии), при проведении уроков - средства с визуальной информацией (фотографии, иллюстрации, схемы). На уроках литературы добавляются средства с аудио- и видеоинформацией. А уроки МХК – синтез средств ИКТ с комбинированной информацией.

Я хочу поделиться своим небольшим опытом по использованию ИКТ на уроках. Данный перечень не претендует на законченность, но является определенным слепком накопленного учительского опыта. Все перечисленные выше типы и виды уроков могут использоваться как в отдельности, так и в смешанном виде.

  1. Анимированные схемы, таблицы. Основная сфера применения – занятия повторительно-обобщающего характера. Это вариант презентации, рекомендуемый при проведении занятий, связанных с систематизацией какого-либо материала. Используя в качестве фонового рисунка изображение, характерное для изучаемой темы, учитель выводит на слайд незаполненную таблицу поэтапно. Эффективные схемы, таблицы даны в коллекции ЭОРов, ЦОРов. Бери и используй! Моя статья на тему (литература и схемы) помещена на сайте http://festival.1september.ru.

  2. Анализ картины (кстати, с успехом применяется и на уроках литературы, и русского языка, и МХК). Презентация, «героиней» которой является одна картина. Образец подобной работы над картиной А. Куинджи «Лунная ночь на Днепре» можно найти на сайте http://festival.1september.ru.

  3. Тестирование. Вариант, который также может быть рекомендован при проведении уроков закрепления материалов. Минитесты можно найти на сайтах http://eor.edu.ru, http://school-collection.edu.ru.

  4. Рабочая тетрадь и УМК для самостоятельной работы ученика (пособие для подготовки к ЕГЭ, комплекс очень мобильный: его можно постоянно пополнять).

  5. «Своя игра». Вариант «игрового» проведения обобщающего урока. Стартовый слайд визуально напоминает табло популярной телеигры. От него происходит переход на слайд с конкретным вопросом. Затем – слайд с правильным, откомментированным ответом.

  6. «Виртуальная книга» может быть составной частью любой презентации.

  7. Использование готовых компьютерных программ. Например, Виртуальная Школа Кирилла и Мефодия предлагает программный комплекс, содержащий теоретический и практический материал.

  8. Введение в урок готовых образовательных продуктов (ЦОРы, ЭОРы, телешкола, ресурсы Единого образовательного окна). Эти ресурсы можно вводить на любом этапе урока, их также можно давать детям как дополнительный материал. Очень удобно использовать ЭОРы детям, которые по какой-либо причине пропустили уроки. Плюс в использовании ЭОРов – это разновозрастные задания, работа в режиме on-line.

Мультимедийный урок может достичь максимального обучающего эффекта, если он предстанет осмысленным цельным продуктом, а не случайным набором слайдов. Определенный перечень устной, наглядной, текстовой информации превращает слайд в учебный эпизод. Учитель стремиться превратить каждый из эпизодов в самостоятельную дидактическую единицу.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Национальный фонд подготовки кадров (6)

    Документ
    ... перечней поручено ФГУГНИИИТТ "Информика" [3]. В рамках этой деятельности специалисты “Информики”: разработали программное ... информационных технологий и телекоммуникаций” (ФГУГНИИИТТИнформика”) VIDEOCONFERENCE ORGANIZATION UNDER “EDUCATION ...
  2. Педагоги мгдд(ю)т- участники городских и всероссийских конкурсов 2009-2010 уч год

    Конкурс
    ... , ФГУГНИИИТТ «Информика», 2009. - 103 с. Сборник авторефератов специалистов. - М.: МГДД(Ю)Т, МИРЭА, ФГУГНИИИТТ «Информика», ... технологии и информатика». - М.: МГДД(Ю)Т, МИРЭА, ФГУГНИИИТТ «Информика», 2010. - 19 с. Иванников А.А., Мордвинов В.А., ...
  3. Телефонный справочник (1)

    Интернет справочник
    ... ИНСТИТУТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ» (ФГУГНИИИТТ «Информика») (Старый Петровско-Разумовский проезд, ... ИВАННИКОВ Александр Дмитриевич ФГУГНИИИТТ «Информика» 614-37-03 ... ТИХОНОВ Александр Николаевич ФГУГНИИИТТ «Информика» 614-37-03 ...
  4. Телефонный справочник (5)

    Интернет справочник
    ... ИНСТИТУТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ» (ФГУГНИИИТТ «Информика») (Старый Петровско-Разумовский проезд, ... ИВАННИКОВ Александр Дмитриевич ФГУГНИИИТТ «Информика» 614-37-03 ... ТИХОНОВ Александр Николаевич ФГУГНИИИТТ «Информика» 614-37-03 ...
  5. 2008-2009 учебный год лето-сентябрь 2008

    Документ
    ... Сборник авторефератов специалистов. – МГДД(Ю)Т, МИРЭА, ФГУГНИИИТТ «Информика», АНО «Международное образование и наука» - ... программе «Информационные технологии». – МГДД(Ю)Т, МИРЭА, ФГУГНИИИТТ «Информика», АНО «Международное образование и наука» - ...

Другие похожие документы..