Главная > Документ


РОЛЬ ИКТ В ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА И ШКОЛЬНИКА

МОДЕЛИ НЕПРЕРЫВНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

М.С. Цветкова, Tsvetkova@lbz.ru

Издательство «Бином. Лаборатория знаний» (БИНОМ), Москва (www.LBZ.ru)

Аннотация

Представлено общее описание модели непрерывного информационного образования школьников в свете нового базисного учебного плана и опыта разработки ИУМК по информатике издательства БИНОМ ()

В 2004 году приняты федеральный компонент Государственного стандарта общего образования и Федеральный базисный учебный план. С 2007-08 учебного года они вводятся во всех школах. Согласно стандарту по предмету «Информатика и ИКТ» предусмотрено его изучение на всех ступенях школьного образования. Это внесло серьезные перемены в процесс обучения информатике школьников: потребовало серьезного осмысления школой модели обучения информатике согласно выбранному школой профилю.

Непрерывное информационное образование как составляющая современной информационной культуры охватывает собой непрерывное обучение школьников информатике, формирование у них навыков информационной деятельности, направленной на регулярное использование ИКТ в школьных предметах, использование ИКТ в жизни, а также непрерывное развитие информационной активности педагогов и информационной среды школы как ресурсной составляющей информационной деятельности учеников и учителей. Давайте проследим, как непрерывное информационное образование обеспечивается курсом информатики. В образовательном стандарте и БУП 2004 года заложены несколько видов моделей изучения информатики, которые определяются предложенными в них результатами обучения, отраженных в модели выпускника школы

Модель 1. Информатика и ИКТ как профильный предмет для школьников, увлеченных данной предметной областью и выбравших ее в дальнейшем основой своего профессионального образования.

Модель 2. Информатика и ИКТ как предмет базового уровня, являющийся неотъемлемой частью в будущей профессии, и необходимый для успешного освоения других профильных предметов.

Модель 3. Информатика и ИКТ как часть общекультурных качеств человека, помогающих ему успешно развиваться в информационном обществе, в этом случае предмет имеет прикладной характер, опосредованно отдельными составляющими входит в профильную активность школьника.

Все эти модели поддержаны инновационным учебно-методическим комплексом по информатике и ИКТ для 2-11 классов издательства БИНОМ, разработанного в рамках реализации концепции непрерывного курса информатики С.А. Бешенкова, РАО. ИУМК постороен на системном развитии курса информатики и ИКТ посредством УМК 2-4 Н.В. Матвеевой, УМК 5-7 Л.л, Босовой, двух УМК 8-11 с выходом на базовый уровень И.Г. Семакина и Н.Д. Угриновича и УМК 10-11 профильного уровня Н.Д.. Очевидно, что все три модели могут присутствовать в школе единовременно, а могут использоваться как отдельные ключевые траектории обучения детей. Например, в физико-математическом лицее скорее всего будет приемлема первая модель, в гуманитарной гимназии – вторая и третья, в зависимости от выбора учащегося, а в школе, ориентированной на профили, где информатика и ИКТ не присутствуют – общекультурное и прикладное направление освоения отдельных разделов и тем предмета в старшей школе на основе сформированных основных навыков информационной деятельности в основной школе в приложении к профильной активности школьника останется востребованным и повлечет использование прикладного направления изучения предмета. При этом в каждой модели возможны различные траектории ее реализации. Так, в модели с освоением предмета в информационно-математическом профиле актуальной станет траектория более глубокого изучения математических основ информатики, а в информационно-технологическом профиле – инструментальное разнообразие новых информационных технологий. Траектория обучения задается теми приоритетами, которые определяет профиль класса, школы. Готовить к таким профилям школа начинает в основной ступени обучения, а пробуждает мотив к профилю уже в начальном обучении. Например, социально-экономический профиль потребует от школьников не только умения пользоваться основными средствами ИКТ на базовом уровне, но и применять отдельные средства ИКТ в достаточно полном объеме в профильной активности (например, инструменты автоматизации информационных процессов, знакомство с АСУ), что потребует готовности и дальнейшей самомотивации их применения. Для этого необходимо пробудить у ребят интерес к информационной деятельности уже в младшей школе в различных информационно-предметных практикумах, проектной учебной деятельности с межпредметными связями. Это создает условия для формирования различных траекторий формирования и развития информационной активности детей, что обеспечивается вариативной составляющей модели обучения информатике. Помимо указанных педагогических условий реализации модели информационного образования, обозначенных БУП и определяемых выбором школы и учащихся, следует отметить ресурсные условия: это информационная среда школы и кадровый потенциал педагогов.

Существует три решения, инвариантные для всех школ, обеспеченные федеральными программами информатизации школ страны. Это минимальная информационная среда школы, обеспеченная медиа-лекторием (один компьютер и проектор на большую аудиторию), административным цифровым блоком (компьютерные рабочие места директора, завуча и бухгалтера школы), а также цифровая зона библиотеки школы, обеспеченная хотя бы одним компьютером и соответствующим программным обеспечением. Второе решение - базовая комплектация информационной среды школы дополнена ИКТ кабинетом от 10 до 15 рабочих мест с дисководом для СД, объединенных в локальную сеть, с выделенным местом для учителя и проектором, снабженным также дополнительным оборудованием – принтером, сканером и пишущим СД. Третье решение - расширенная комплектация информационной среды школы дополняет базовую в зависимости от региональных программ информатизации школ, а также в рамках дооснащения школ современным ИКТ оборудованием в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Эти дополнения конкретные школы строят по-своему, однако обычно они включают в себя расширение спектра цифровых зон развития школы в зависимости от профилизации школы: это пресс-центр с соответствующим оборудованием для школьного издательства, дистанционный центр обучения школы, с оборудованием для реализации спец курсов с использованием Интернет и специализированных ДО систем и возможностью видео сессий для обучающихся удаленно, это и оборудование для школьного музея и электронного хранилища экспонатов, виртуальных экскурсий, архивов работы в поле, с населением, с культурным наследием территории, это оборудование для библиотечного и другого информационного фонда школы как социо-культурного центра в территории, это цифровая зона для естественно-научных, социальных, статистических, педагогических исследований в зависимости от профиля школы, это цифровая зона эстетического развития детей, включающая оборудование для юных художников, музыкантов, актеров, для мастерских прикладного искусства на основе использования проектирования на компьютерах, это школьный центр компьютерного тестирования компьютерного моделирования и программирования, мультимедиа и видео студии, веб-мастерская по разработке школьного сайта, и др.

Ниже представлена схема развития современных цифровых сервисов общества (в том числе образовательных), окружающих современного выпускника школы уже сейчас, освоение которых является основой информационной деятельности в рамках школьного образования. Результатом формирования информационной деятельности в школе становится информационная активность выпускника школы.

Цифровые социальные сервисы

Цифровое телевидение

цифровая телефония

электронные карты

Интернет-магазины

Компьютерная диагностика здоровья

Цифровые датчики коммунальных расходов

Домашний компьютер и Интернет

Интернет-кафе

Познавательные ресурсы

Интернет представительства музеев

Интернет коллекции библиотек

Интернет-

аудио-видео ресурсы

Интернет-СМИ

Информационная среда школы

АРМ ученика

ЛВС школы

Школьный сервер

Интернет в школе

Школьный сайт

АРМ педагога/

методиста/

администратора

Образовательные цифровые ресурсы

Внешкольные сетевые (на сервере федерального/регионального провайдера

Коллекции ЭОР

Государственный образовательные портал

АСУ школ

ДО и конкурсы

Школьные и межшкольные (на сервере школы/района)

Видеотека/

медиатека/

библиотека

Школьное ТВ

Электронная коллекция портфолио учащихся и педагогов

архивы школы/ БД школы

Регионально-муниципальная методическая служба

Сетевые объединения педагогов

ДО повышения квалификации педагогов

Педагогические инициативы и конкурсы

Сетевая информационная служба региона

Все это накладывает условия на уровень квалификации педагогов школы, показывает ту степень их ИКТ-компетентности, которая необходима для реализации различных моделей непрерывного информационного образования школьников. Поэтому у разных учителей при применении одного и того же учебника информатики, при решении одних и тех же образовательных задач, при применении одной и той же методики обучения по предмету реализуется разный подход к обучению и формируется различный результат, нацеленный на индивидуальные потребности школьников. Задача методистов издательства - помочь учителям определить модель непрерывного информационного образования и выбрать те траектории изучения предмета в ней, которые позволят максимально использовать и эффективно развивать школьников, обустроить активностями информационную среду школы и кадровый потенциал педагогических бригад школы. Обеспечивает методическую поддержку школ, внедряющих модели непрерывного информационного образования школьников в неразрывной связи с развитием кадрового потенциала учителей и информационной среды школы Методическая служба издательства БИНОМ, открытая к сотрудничеству в том числе и в сетевом режиме (http://metodist.lbz.ru), которая развернула первый проектный этап инициативы «Непрерывное информационное образование» издательства БИНОМ с 2008 по 2010 годы с Иркутской, Новосибирской, Московской областями, Ханты-Мансийским автономным округом, Республикой Саха Якутия и Кабардино-балкарской Республикой, рекомендовавшими в работу по три опорные школы и работающими со всеми учителями информатики в своих территориях.

РАЗВИТИЕ МЕЖШКОЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ КАК РЕГИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ШКОЛ

М.С. Цветкова, Tsvetkova@lbz.ru

«Бином. Лаборатория знаний» (БИНОМ), Москва

Аннотация

Основное направление нового десятилетия развития процессов информатизации образования состоит в системном информационном обновлении школьного дела на основе информационной активности и детей и педагогов как ядра для разворачивания новых образовательных технологий в предметном обучении детей и их социализации, в том числе внедрения цифровых образовательных сервисов и сетевых инструментов обучения и развития школьников в форме удаленного присутствия.

Развитие процессов модернизации структуры и содержания российского образования потребовало новых механизмов интегрированного обучения детей по всем предметам с использованием ИКТ. В этом смысле можно говорить о непрерывном информационном образовании как важной составляющей современной информационной культуры. Быстрое развитие современных цифровых сервисов общества (в том числе образовательных), окружающих выпускника школы уже сейчас, вызывает потребность школьников в их освоении, поскольку является основой информационной деятельности молодежи и залогом успешности реализации выпускников в выбранной профессии в современном мире. Результатом непрерывного формирования информационной деятельности школьников становится информационная активность выпускника школы. Именно в этом состоит новая миссия школьной информатики как непрерывного курса. Методическое обеспечение НИО можно реализовать на основе инновационного учебно-методического комплекса издательства БИНОМ, насчитывающего более 100 изданий, системно обеспечивающих непрерывный курс информатики и ИКТ в работе учителя на всех ступенях школьного образования.

Региональная модель непрерывного информационного образования (НИО) становится гарантом формирования информационной активности учащихся во всех школах региона.

Обновляется роль методической службы в регионе - она координирует реализацию вариативных траекторий непрерывного информационного образования, которые разворачивается на базе ИКТ активных опорных школ. Опорные школы НИО – это школы-лидеры в сфере ИКТ, сформированные регионом за период информатизации школ с 2001 до 2008 г. В государственных целевых программах ФЦП РЕОИС, ФЦПРО, региональные программы информатизации, ПНПО (например, на сайте /shkoly-vproekte.html выложены материалы от школ, представленные на конкурс «Современная информационная среда школы» 2008 года). На основе опорных школ предполагается вовлечение всех школ региона, разных по оснащению и кадровому потенциалу, составу детей и удаленности, в межшкольную информационную образовательную среду региона с помощью Интернет-связности как целостного школьного организма в регионе. Такие сетевые объединения школ по различным видам учебной активности становятся сетевыми школьными кластерами с узлами в опорных школах – инфраструктурой для цифрового школьного образования.

Построение межшкольной информационной среды региона на основе сетевого объединения школ по востребованным детьми направлениям образовательной деятельности – цифровым образовательным сервисам, способствует системному встраиванию информационной активности детей в общеучебную деятельность по всем предметам.

Задача методистов - помочь учителям максимально использовать региональный потенциал системы образования и социально-культурной инфраструктуры и эффективно развивать школьников, обустроить учебными активностями информационную среду каждой школы и консолидировать кадровый потенциал межшкольных педагогических бригад. С 2008 года по инициативе издательства БИНОМ (www.LBZ.ru ) в Иркутской, Новосибирской, Московской областях, Ханты-Мансийском автономном округе, Республиках Саха Якутия, Башкортостан и Кабардино-Балкарской Республике началась работа по внедрению моделей проекта Непрерывного информационного образования (НИО) БИНОМ при активном участии опорных школ – лидеров в ИКТ, способными работать со всеми учителями информатики в своих территориях (информацию об опыте такой деятельности методических служб в регионе можно посмотреть на сайте /podr_iniciativa_BINOM_neprer.html ).

Разворачивание проекта НИО как деятельностной основы для интеграции предметного обучения школьников предусматривает формирование сетевой межшкольной инфраструктуры, гарантирующей качественные образовательные услуги каждому ребенку в регионе независимо от удаленности школы и на основе информационной активности каждого школьника, обеспеченной школой. Если каждая отдельная школа объективно не сможет предоставить своим школьникам все имеющиеся в регионе образовательные услуги, то партнерская сеть школ, связанная по сети Интернет, имея распределение функционала в сети, где каждая школа проявляет наибольшую успешность в ряде отдельных функций, позволит школьнику выбирать недостающие ему услуги в школах этой сети. Важным свойством такой инфраструктуры является ее опора на наиболее успешные школы и на открытый доступ к опыту и ресурсам этих школ всем школам сети при условии продолжения наращивания потенциала остальных школ сети. Такой инфраструктурой являются школьные сетевые кластеры, где узлом каждого кластера становятся опорные школы – инноваторы, способные уже сейчас реализовать новые образовательные услуги и новые образовательные технологии для школьников региона. Объединяет работу всех кластеров, в первую очередь через опорные школы каждого кластера, а также помогает инновационному опыту кластера перерасти в устойчивую образовательную услугу нового поколения, связывает опорные школы в научное взаимодействие региональная методическая служба – ИПК.

Формирование новых цифровых образовательных сервисов для удаленных школ и отдельных групп школьников на основе современных Интернет телетехнологий (видео контроль аттестационной процедуры удаленного школьника, видео трансляция лекций, занятий, конкурсов и выступлений школьных коллективов, консультаций высококвалифицированного педагога из профильной школы, вуза-партнера профильного обучения, ученого, социального работника, видео урок с обратной связью для 2-4 удаленных групп школьников в режиме ответа, выступления школьника) позволит реализовать конституционное право каждого школьника - доступность образовательной услуги высокого качества. Познакомиться с действующей отечественной разработкой ученых Уральского отделения РАН в области Интернет-телетехнологий для организации обучения в режиме удаленного присутствия можно на сайте http://vidicor.ru

При этом огромную роль играет выявление к концу обучения в основной школе мотивации школьников к тому или иному профилю обучения. Сетевые конкурсы, олимпиады (особенно открытые олимпиады школьного этапа Всероссийских предметных олимпиад, которые практически повсеместно не проводятся, что лишает детей возможности активно войти в олимпиадное движение непосредственно в школе), участие детей в научно-исследовательских удаленных лабораториях при вузах, социальных активностях со взрослыми (социальных сетевых клубах, секциях, конференциях, сессиях), включая вовлечение школьников в социокультурную общественную и познавательную деятельность в регионе вместе с музеями, СМИ, театрами, библиотеками, органами общественной экспертизы при правительстве в территории с возможностью регистрации школьников и педагогов в этих активностях в сети Интернет – позволит на постоянной основе формировать единые региональные рейтинги активностей детей, отраженные в их портфолио, в том числе в электронном виде. На основе таких рейтингов (опыт единых рейтингов участников Всероссийских олимпиад школьников получен в 2008 году на портале www.rusolymp.ru в рамках проведения Всероссийских олимпиад) возможно строить механизмы выявления и отбора школьников по предоставлению им услуг профильного обучения индивидуальной направленности, в том числе через цифровые образовательные сервисы в сетевых школьных кластерах. Получить консультацию о возможности формирования механизмов в регионе по проведению открытых этапов школьного этапа олимпиад через Интернет силами региональной методической комиссии в одни сроки с гарантированным качеством можно в Центральной методической комиссии олимпиад по информатике (info@rusolymp.ru ) или на форуме портала Всероссийских олимпиад школьников.

В каждом кластере опорные школы имеют педагогических партнеров – это их школы-спутники, которые, консолидируя усилия в кластере, усиливают педагогические эффекты инновационных школ, распространяя их для детей школ всего кластера, а также ведомые школы и дошкольные учреждения– это малокомплектные школы, детские сады, имеющие необходимые ИКТ ресурсы для вовлечения их в орбиту кластера по всем образовательным услугам и социальному партнерству через школы-спутники. Можно сказать, что ряд новых образовательных услуг будет курировать конкретный кластер в регионе (как лидер направления), но он должен быть открыт всем заинтересованным детям для участия в партнерстве. Удобно уже изначально формировать профильный кластер как сеть школ удаленного обучения, школ, которые устойчиво потребляют эту услугу, например удаленные, малокомплектные школы, имеющие дефициты кадрового потенциала. Опорная школа и школы спутники этого кластера должны быть подобраны в сеть так, чтобы сосредоточить мощный кадровый потенциал, ИКТ и технический ресурс, а также опыт партнерства с детьми удаленных школ кластера по данному направлению. Если кластер сформирован на долгосрочную перспективу, это позволит в дальнейшем опорной школе стать гарантом качества образовательной услуги данного направления и вовлекать в орбиту этого кластера все школы, а те школы, которые потеряли актуальность такой услуги, смогут вовлечься в орбиту другого кластера, где они испытывают актуальность партнерства. Одна и та же школа может входить не в один кластер, а в несколько, с учетом выбранного школой профиля партнерства. Так, даже опорная школа одного кластера может быть ведомой школой в другом кластере. Например, опорная школа кластера экстерн-обучения может сама быть ведомой в кластере школ по профилю «Музейное дело и региональная цифровая коллекция уроков краеведения». Важно отобрать в кластер устойчиво работающих партнеров – школы.

В каждый кластер входят не только педагогические, но и социальные партнеры – это вузы, библиотеки, музеи, СМИ (издательства газет, телестудии и радио студии), театры, спортивные центры, здравоохранительные учреждения, сообщество производителей, органы управления в территориях. Ряд партнеров может курировать не все, а только те кластеры школ региона, которые активны в соответствующем функциональном определении (профилизации). Такие партнеры способствуют, чтобы школьная жизнь привносила в обучение реальные результаты сотрудничества детей и взрослых: школьные каналы вещания и телепередачи, школьные журналы, школьные газеты – как приложения к реальным СМИ, школьные театральные мастерские, межшкольные спортивные общества, школьные музеи, научно-исследовательские школьные лаборатории, секции юных конструкторов – как филиалы соответствующих организаций. Важную роль имеет партнерство по линии профориентации – встречи детей с сообществом производителей в регионе, знакомство с профессиями.

Таким образом, можно выделить следующие направления профилей кластеризации школ:

  • региональный сетевой кластер профильного обучения,

  • культурологический сетевой кластер,

  • социокультурное партнерство школ,

  • школьные СМИ,

  • сетевые конкурсы и олимпиады, научно-исследовательская деятельность.

Построение моделей НИО в регионах – дело специалистов образования регионов.

Взаимодействие регионов позволит сформировать научно-методическое партнерство для консолидации нового опыта по перспективным направлениям развития школьного дела в новом информационном мире.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Национальный фонд подготовки кадров (6)

    Документ
    ... перечней поручено ФГУГНИИИТТ "Информика" [3]. В рамках этой деятельности специалисты “Информики”: разработали программное ... информационных технологий и телекоммуникаций” (ФГУГНИИИТТИнформика”) VIDEOCONFERENCE ORGANIZATION UNDER “EDUCATION ...
  2. Педагоги мгдд(ю)т- участники городских и всероссийских конкурсов 2009-2010 уч год

    Конкурс
    ... , ФГУГНИИИТТ «Информика», 2009. - 103 с. Сборник авторефератов специалистов. - М.: МГДД(Ю)Т, МИРЭА, ФГУГНИИИТТ «Информика», ... технологии и информатика». - М.: МГДД(Ю)Т, МИРЭА, ФГУГНИИИТТ «Информика», 2010. - 19 с. Иванников А.А., Мордвинов В.А., ...
  3. Телефонный справочник (1)

    Интернет справочник
    ... ИНСТИТУТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ» (ФГУГНИИИТТ «Информика») (Старый Петровско-Разумовский проезд, ... ИВАННИКОВ Александр Дмитриевич ФГУГНИИИТТ «Информика» 614-37-03 ... ТИХОНОВ Александр Николаевич ФГУГНИИИТТ «Информика» 614-37-03 ...
  4. Телефонный справочник (5)

    Интернет справочник
    ... ИНСТИТУТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ» (ФГУГНИИИТТ «Информика») (Старый Петровско-Разумовский проезд, ... ИВАННИКОВ Александр Дмитриевич ФГУГНИИИТТ «Информика» 614-37-03 ... ТИХОНОВ Александр Николаевич ФГУГНИИИТТ «Информика» 614-37-03 ...
  5. 2008-2009 учебный год лето-сентябрь 2008

    Документ
    ... Сборник авторефератов специалистов. – МГДД(Ю)Т, МИРЭА, ФГУГНИИИТТ «Информика», АНО «Международное образование и наука» - ... программе «Информационные технологии». – МГДД(Ю)Т, МИРЭА, ФГУГНИИИТТ «Информика», АНО «Международное образование и наука» - ...

Другие похожие документы..