Главная > Документ


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭКОНОМИКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Л.И. Гультяева, nev_rrc@mail.ru

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия

города Невеля Псковской области

Компьютер стал обычным в школе. Это учителя используют для подготовки материалов к урокам, различных демонстраций. Но Но не все еще учителя активно используют имеющие электронные образовательные ресурсы для обучения учащихся. Важно научить ученика получать (добывать) информацию, надо научить учиться. Эту задачу, на мой взгляд, решают ЭОР. В данном направлении у меня, как учителя информатики и экономики, есть некоторый опыт, которым я и хочу поделиться.

В МОУ гимназии г. Невеля экономика преподается в 10-11 классах 1 час в неделю. Учитель информатики совмещает должность учителя экономики. Это очень удобно при проведении уроков с использованием ЭОР. В обучении используются следующие приемы:

  • На компьютерах установлены продукты 1С: Школа: Экономика, 9-11 кл. Практикум; Экономика и Право 9-11 классы. Под редакцией Абросимовой Е.А., Автономова В.С., Золотова А.В. С помощью этих программ проводится изучение нового материала (иллюстрации, схемы. видеосюжеты и т.п.), закрепление материала (обсуждение ситуаций), проверка знаний (тесты). Учащимся предлагается подготовить сообщение об экономистах, основываясь на материал диска. Выполняются лабораторные работы.

  • Материалы из указанных продуктов используются для создания презентаций к урокам, которые создает учитель. В гимназии обучение проводится по учебникам И.В. Липсица, а материалы диска являются прекрасным дополнением к занятиям.

  • Одним из важных приемов обучения является использование элементов исследования. Так, например, учителем был создан сайт «Явление безработицы на примере Невельского района». Первоначально учащимся было дано задание изучить основные понятия по безработице (пользуясь диском). Далее ребята побеседовали с безработными, работниками наших основных фабрик, сделали выводы. Была организована экскурсия в Центр занятости населения, побеседовали с директором, специалистами, узнали информацию о работе центра, предлагаемых услугах. Полученная информация была учителем обобщена и представлена в виде сайта. Данная разработка послужит другим классам для изучения. Интерес вызывает все то, что знакомо, где говорится о родных местах, используется местный материал.

  • Использование создания мини-проектов на итоговой аттестации за курс средней школы. Учащимся предлагалось создать проект по одной теме из билетов. Конечно это в виде презентации, но, опять же, с использованием местного или дополнительного материала. Создание данных работ освобождало от ответа на один из вопросов билета. Данное предложение вызвало интерес у учащихся. Из 21 гимназиста, сдающих экзамен, 8 выбрали проекты.

Результаты экзамена с учетом мини-проектов

(всего 8 учащихся 11а класса)

Педагог должен понимать, что успешность результатов обучения напрямую зависит от того, насколько преподносимый материал интерес для учащихся. Думаю, что никто не будет спорить, хорошие электронные образовательные ресурсы интересны ученикам и помогают им получить хорошие знания. Конечно, это не значит, что учителя может заменить компьютер, но это значит, что компьютер должен быть помощником педагога.

ОТКРЫТЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНЫЕ МОДУЛИ ПО ФИЗИКЕ

Гомулина Н.Н., gomulina@

Гимназия «На Юго-Западе» № 1543 г. Москвы

Количество электронных образовательных ресурсов по физике и астрономии на CD увеличивается исключительно быстро, в то же время телекоммуникационные технологии обучения развиваются не столь интенсивно. Открытые электронные учебные модули (ЭУМ) были созданы для Федерального образовательного портала ФЦИОР http://fcior.edu.ru и являются мультимедийными электронными образовательными ресурсами (ЭОР) нового поколения для основной, старшей и профильной школы. Все модули распространяются бесплатно и созданы по заказу Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки компанией «ФИЗИКОН».

Модули поддерживают стандарт SCORM 2004, являющимся признанным во всем мире стандартом в сфере дистанционного обучения (e-learning), важнейшими особенностями которого являются: доступность (отсутствие необходимости установки специфического программного обеспечения), расширяемость (возможность наращивания функциональности системы), масштабируемость (неограниченное увеличение числа пользователей, одновременно работающих с системой), адаптируемость (индивидуальная настройка параметров процесса обучения под пользователя, выдача статистической и рекомендательной информации по прохождению обучения, модульная поставка системы), гибкость при использовании в различных контекстах (повторное использование объектов).

Модули по своему назначению делятся на:

  1. ЭУМ типа И для получения информации;

  2. ЭУМ типа Пдля поддержки практической деятельности учащихся, для обучения учащихся, для самостоятельной подготовки учащихся.

  3. ЭУМ типа К для контроля знаний и аттестации учащихся.

Создано примерно 1300 модулей по физическим темам, входящих в состав модулей по предметам «Физика» и «Естествознание». Поэтому по одной теме созданы несколько как информационных модулей, так и модулей практики и контроля, разных по уровню сложности и интерактивности, рассчитанных на разный возраст учащихся, разную степень сложности.

Исследование проблемы эффективности применения позволило автору сформулировать концепцию содержания учебных модулей по физике. Основными концептуальными идеями являются:

  • Построение ЭУМ по уровням интерактивности (условно-пассивный, активный, деятельностный, исследовательский).

  • Методика построения ЭУМ по физике должна обеспечивать самостоятельную работу учащихся и обеспечивать индивидуальный подход.

  • Возможность автоматизированного контроля знаний, умений и навыков с помощью параметризованных электронных модулей.

Примерно 30% всех модулей П и К, содержащие тестовые задания, параметризовано. Были разработаны различные варианты параметризации заданий ЭУМ. Параметризация позволяет создавать до 1 млн. вариантов некоторых модулей К и П.

Созданные тестовые задания имеют не только простейший вид, но и другие типы тестовых заданий (singleChoice, multiChoice, insert, sorting, hotspot, dnd и другие).

Электронные учебные модули практики П могут включать кроме тестов с вариантами подсказок и подробными правильными решениями практические учебные задания, лабораторные работы, игровые модули. Модули контроля кроме обычных тестов могут содержать контрольные задания эвристического характера, контрольные задания проблемно-поискового, исследовательского и творческого характера.

Положительные моменты. На портале ФЦИОР можно также найти методические рекомендации по применению модулей, примеры моделей уроков.

Отрицательные моменты. Все модули могут работать только в особом плеере, что делает невозможным тематический поиск с помощью поисковых машин Интернет. Все модули описаны по содержимому рубрик, к сожалению, в настоящее время фильтры практически не работают. Например, на запрос: «модуль практических занятий» ответ - «модулей не найдено».

Какие возможности предусмотрены по применению данных модулей? Предполагается, что электронные учебные модули могут использоваться учащимися в классе на уроках (с учителем); вне уроков (в системе дополнительного образования, дистанционном обучении при работе над проектами и при подготовке к различной аттестации); дома (при подготовке к урокам, аттестации, олимпиадам и др. мероприятиям по предмету самостоятельно). Тем самым с помощью электронных образовательных модулей нового поколения можно реально осуществить индивидуализацию учебной деятельности обучаемых по разным образовательным траекториям, оптимизировать учебный процесс на основе эффективности применения ИКТ.

Использование электронных образовательных модулей способствуют интенсификации учебного процесса и более оптимальному применению информационных технологий.

ЭОР «АЛГЕБРАИЧЕСКИЙ ПРОЦЕССОР МЭИ»

С.Б. Гашков,gashkov@lsili.ru, А.Б. Фролов, abfrolov@

Московский энергетический институт (технический университет)

Современная алгебра находит все большее практическое применение в информационных технологиях. Алгебраические операции разнообразных алгебраических структур составляют основу современных алгоритмов распознавания образов, сжатия информации, обеспечения ее конфиденциальности и целостности. Даже такие разделы математики, как теория чисел и алгебраическая геометрия , имевшие до недавнего времени лишь академический интерес, с развитием информационных технологий получили широкое практическое применение. Все это нашло отражение в новой прикладной науке  компьютерной алгебре [1], изучающей эффективные методы компьютерной реализации алгебраических операций, а в более широком смысле  алгоритмов символьных вычислений.

Для компьютерной алгебры и ее приложений имеются библиотеки программ на языках высокого уровня, но их непосредственное использование доступно лишь владеющими методами программирования на таких языках. Доступ к изучению и исполнению алгебраических преобразований более широкому контингенту учащихся может предоставить алгебраический процессор  электронный ресурс, позволяющий в наглядной форме выбирать алгебраическую структуру, в которой выполняются вычисления, вводить исходные данные, выбирать операции и инициировать их исполнение. Выполняя таким образом в соответствии с известным ему алгоритмом последовательность операций, учащийся может вычислить, к примеру, электронную цифровую подпись под данным текстом, зашифровать его или осуществить иные преобразования информации.

Основным потребителем подобного электронного образовательного ресурса являются кафедры вузов, готовящие специалистов по компьютерным наукам. Но и в школе он может применяться при изучении современных разделов математики [2].

В Московском энергетическом институте разработан ЭОР «Алгебраический процессор МЭИ» [3], применяемый в учебном процессе в МЭИ, МГУ им. М.В. Ломоносова и РГСУ, а также в Специализированном учебно-научном центре им. А,Н. Колмогорова МГУ (известной школы-интерната).

ЭОР «Алгебраический процессор» представляет собой достаточно сложное средство учебного назначения, построенное на основе оригинальной библиотеки классов функций на C++, реализующих базовые и производные операции в различных группах, кольцах, полях и группах точек эллиптических кривых над конечными полями. Он включает визуализирующий процессор, обеспечивающий доступ в интерактивном режиме к этим функциям лицам, не владеющими в нужной степени методами программирования. Существенно то, что имеются средства генерации и тестирования тех или иных необходимых для формирования алгебраических структур примитивов  больших простых чисел и неприводимых многочленов, а также для получения разложений на простые множители порядков конечных алгебраических структур.

В состав ЭОР «Алгебраический процессор» входит также лабораторный практикум, включающий ряд разделов, посвященных определенным аспектам изучения тех или иных алгебраических структур. Каждый раздел включает теоретическое введение, а также лабораторные работы и задания на курсовое проектирование двух типов. Лабораторные работы первого типа посвящаются изучению практических аспектов данного раздела путем вычислений с использованием визуализирующего процессора, не прибегая к программированию на C++. Лабораторные работы второго типа заключается в освоении ряда функций библиотеки и разработке собственных программ или реализаций криптографических протоколов. Аналогично предусматриваются два типа курсовых проектов.

Библиотека и процессор снабжены методическими указаниями по их использованию, доступными либо из архива библиотеки либо посредством функции помощи процессора.

ЭОР «Алгебраический процессор» поддерживает теоретическое и практическое изучение свойств и алгоритмов конечных групп, колец, полей и основанных на этих алгебраических структурах различных алгоритмов преобразования информации. Он полезен при выполнении лабораторных работ, курсовых и дипломных проектов, выпускных работ бакалавров и других видов самостоятельной работы, а также для демонстрации изучаемых алгебраических аспектов различных прикладных дисциплин при чтении лекций. Он может использоваться также в физико-математических школах при изучении алгебры и информатики.

ЭОР поставляется на CD-ROM и может быть использован в локальном режиме. Сторонним организациям и частным лицам ресурс поставляется безвозмездно с условием предоставления акта о его использовании в учебных целях или научных исследованиях

В разработке принимали участие авторы настоящих тезисов, студенты и аспиранты МЭИ(ТУ) Белова А.Ю., Жебет С.Ю., Морозов С.В., Щуров И.И. и др.

Литература

1.Болотов А.А. Элементарное введение в эллиптическую криптографию. Алгебраические и алгоритмические основы / А.А.Болотов, С.Б.Гашков, А.Б.Фролов, А.А. Часовских. - М.: КомКнига. 2006.

2.Гашков С.Б. Современная элементарная алгебра в задачах и упражнениях. - М.: Издательство МЦНМО. 2006.

3.Фролов А.Б. Алгебраический процессор [Электронный ресурс] /А.Б.Фролов, С.Б.Гашков, А.Ю.Белова, С.В.Морозов, C.Ю.Жебет, И.И. Щуров,. - М.: Издательский дом МЭИ, 2008. 1 электрон. оптич. диск (CD-ROM);12 см.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО КАТАЛОГА УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ, УЧЕБНОГО И ЛАБОРАТОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ, ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

М.А. Агейкин ageikin@informika.ru

Федеральное государственное учреждение “Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций”

(ФГУ ГНИИ ИТТ “Информика”)

Приоритетными направлениями работ по развитию электронного Каталога учебных изданий, учебного и лабораторного оборудования, электронных образовательных ресурсов для общего образования на 2009г. являются следующие:

  • Создание сервиса, позволяющего производителям и поставщикам в заявительном порядке направлять информацию о продукции учебного назначения, с обязательной фильтрацией направляемой заявителем информации.

  • Расширение возможностей региональных изготовителей учебного и компьютерного оборудования для представления своей продукции в Каталоге.

  • Комплексная модернизация программного обеспечения Каталога в целях персонификации пользовательского интерфейса, наращивания возможностей административного интерфейса.

  • Развитие сервиса интерактивного взаимодействия с пользователями «Вопросы и ответы по учебным изданиям, учебному и лабораторного оборудованию, электронным образовательным ресурсам».

  • Интеграция с другими федеральными программами и проектами с целью более полного информирования участников образовательного процесса.

Развитие сервисов информационного взаимодействия в 2009г. позволит региональным изготовителям и распространителям учебного и компьютерного оборудования представить свою продукцию в Каталоге. При этом, учитывая, что на сегодняшний день условия допуска к использованию в образовательном процессе нормативно установлено только для учебников и учебных пособий, развитие сервиса потребует развития системы фильтрации направляемой информации направляемой заявителями информации с целью исключения доступа к ресурсам опасными для здоровья, физической, интеллектуальной, нравственной и психической безопасности детей.

В связи с наличием огромного количества источников информации о печатных изданиях: издательства, учителя, интернет-магазины и др., введена многоуровневая система оценки качества предоставляемого материала. Для оценки ресурсов используются различные коэффициенты и рейтинги, которые в свою очередь представлены как пользователями Электронного каталога, так и экспертами.

Несмотря на то, что Каталог функционирует на современной программно-аппаратной платформе, планируется провести большую доработку пользовательского и административного интерфейсов Каталога с целью получения следующих результатов:

  • использованием технологии AJAX, вывод запрошенного пользователем содержимого без перезагрузки страницы;

  • персонификация пользовательского интерфейса, создание разделов «Мои ресурсы», «Мои оценки», «Мои комментарии», «Моя статистика»;

  • наращивание возможностей административного интерфейса для редактирования создания/редактирования справочников, поиска ресурсов;

  • более гибкая система управления всеми модулями;

  • реализация системы поиска с учетом морфологии;

  • морфологический анализ слов введенных оператором.

В рамках каталога функционирует Система форумов «Вопросы и Ответы», где пользователь может получить консультацию специалиста по интересующим его вопросам. В связи с устареванием технологии форумов 2009г. планируется перевести в формат блога. Сегодня «Вопросы и Ответы по учебным изданиям, учебному и лабораторного оборудованию, электронным образовательным ресурсам» – это место где любой желающий может что-то спросить или ответить на чей-то вопрос. Любой диалог, любой вопрос, любой ответ можно классифицировать по двум составляющим – общение и информативность. Вернее сказать, классифицировать не вопрос и ответ, а мотивы человека, который написал вопрос или ответ. И учитывая тот факт, что информативность тех или иных ответов нельзя определить точно – сегодня «Вопросы и Ответы» - это форум. При развитии сервиса планируется, что задать вопрос может любой, но отвечать на вопросы могут только эксперты. Поскольку эксперты движимы желанием делиться информацией, «Вопросы и Ответы» можно будет классифицировать как поисковый сервис. Интеллектуальный, экспертный поиск, к которому можно обращаться в случаях, когда ответ сложно найти в обычной поисковой системе.

Содержание Каталога уже сейчас соответствует потребностям массовой российской школы, образовательным стандартам, возможностям активного использования информационно-коммуникационных технологий, поэтому в 2009г. будет представлена концепция интеграции Каталога и ФЦИОР через открытый набор сетевых интерфейсов. В концепции будут представлены интеграционные механизмы обеспечивающие прозрачный доступ пользователей ФЦИОР к ресурсам Каталога, а также механизмы уведомления пользователей об ответственности за выбор тез или иных ресурсов. В процессе интеграции будет обеспечена возможность программно-аппаратному комплексу ФЦИОР получать от Каталога и размещать в своем каталоге метаданные, а также обеспечивать к ним доступ пользователей ФЦИОР на основе единого поисково-навигационного механизма.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Национальный фонд подготовки кадров (6)

    Документ
    ... перечней поручено ФГУГНИИИТТ "Информика" [3]. В рамках этой деятельности специалисты “Информики”: разработали программное ... информационных технологий и телекоммуникаций” (ФГУГНИИИТТИнформика”) VIDEOCONFERENCE ORGANIZATION UNDER “EDUCATION ...
  2. Педагоги мгдд(ю)т- участники городских и всероссийских конкурсов 2009-2010 уч год

    Конкурс
    ... , ФГУГНИИИТТ «Информика», 2009. - 103 с. Сборник авторефератов специалистов. - М.: МГДД(Ю)Т, МИРЭА, ФГУГНИИИТТ «Информика», ... технологии и информатика». - М.: МГДД(Ю)Т, МИРЭА, ФГУГНИИИТТ «Информика», 2010. - 19 с. Иванников А.А., Мордвинов В.А., ...
  3. Телефонный справочник (1)

    Интернет справочник
    ... ИНСТИТУТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ» (ФГУГНИИИТТ «Информика») (Старый Петровско-Разумовский проезд, ... ИВАННИКОВ Александр Дмитриевич ФГУГНИИИТТ «Информика» 614-37-03 ... ТИХОНОВ Александр Николаевич ФГУГНИИИТТ «Информика» 614-37-03 ...
  4. Телефонный справочник (5)

    Интернет справочник
    ... ИНСТИТУТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ» (ФГУГНИИИТТ «Информика») (Старый Петровско-Разумовский проезд, ... ИВАННИКОВ Александр Дмитриевич ФГУГНИИИТТ «Информика» 614-37-03 ... ТИХОНОВ Александр Николаевич ФГУГНИИИТТ «Информика» 614-37-03 ...
  5. 2008-2009 учебный год лето-сентябрь 2008

    Документ
    ... Сборник авторефератов специалистов. – МГДД(Ю)Т, МИРЭА, ФГУГНИИИТТ «Информика», АНО «Международное образование и наука» - ... программе «Информационные технологии». – МГДД(Ю)Т, МИРЭА, ФГУГНИИИТТ «Информика», АНО «Международное образование и наука» - ...

Другие похожие документы..