Главная > Документ


ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В ПРОЦЕССЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

О. В. Плотникова, plot.75@mail.ru

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 2 г. Орска»

Специфика современных обучающих информационно-коммуникационных средств такова, что предоставляет неограниченные возможности для развития критического мышления школьников, формирования навыков самообразования и самостоятельной исследовательской деятельности. Учителю важно не упустить все предоставляемые Интернет-ресурсами и предметным содержанием школьного курса литературы пути для развития ученика-исследователя.

На данный момент в нашей практике отработаны формы работы со следующими типами Интернет-ресурсов:

              1. Материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

              2. Информационные источники образовательных порталов.

              3. Презентации, имеющиеся на образовательных сайтах.

Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов или ЦОРы, представлены видеофрагментами, литературоведческими справками, иллюстрациями, звуковыми фрагментами, интерактивными заданиями. Работа с ЦОРами предполагает следующие варианты исследовательских заданий:

  • создание учащимися информационного проекта на основе материалов ЦОР. Этот тип задания формирует у школьников навыки нахождения, обработки, классификации, систематизации и презентации информации;

  • решение поставленной проблемы, посредством обращения к источникам, выходящим за рамки школьной программы. Результатом становится межпредметное, интегрированное знание, формируется умение критически, многогранно смотреть на мир;

  • моделирование «портрета эпохи» через образно-иллюстративный ряд, коллаж из картин живописцев данного периода времени, иллюстрирование изучаемого текста образно-звуковым фоном, создание «галереи образов писателя». В процессе работы с иллюстративным материалом ЦОР, кроме приобретения знаний из области живописи, учащиеся получают представление о критериях отбора демонстративного материала для защиты исследовательских проектов, совершенствуют качества исследовательского мышления;

  • создание собственной интерпретации образа эпохи, выразительного прочтения художественного текста при работе с видеофрагментами и аудиозаписями.

Обращение к материалам образовательных порталов дает школьникам широкие возможности для получения межпредметных знаний, для нахождения интересной информации. Интернет-сайты предлагают достаточное количество разработанных учащимися или преподавателями презентаций на литературные темы. Варианты применения такого типа ресурсов следующие:

  • средство постановки исследовательского задания: найди ошибки в представленной презентации и доработай ее, изменив (тему исследования, аспект рассмотрения проблемы, точку зрения с позиций восприятия на позицию литературоведческого прочтения);

  • средство отработки исследовательских навыков и умений: на основе представленной презентации сформулируй предмет и объект исследования; выяви логику расположения слайдов; сопоставь две презентации на одну тему и оцени полноту исследования, представленного каждой.

Практика применения Интернет-ресурсов для организации проектной деятельности учащихся предполагает изменение технологии проведения урока: урок строится как цепочка этапов групповой исследовательской деятельности учащихся:

1 этап – актуализация и систематизация имеющегося багажа знаний;

2 этап - постановка ряда проблем, в первичном виде определение параметров систематизации для каждой проблемы.

3 этап – уточнение направления исследования: выбор проблемы, объекта и предмета изучения, определение круга источников информации, на основе которых будет проходить исследование. Внимание учащихся обращается на необходимость учета «достоверности» используемых источников, их грамотного цитирования; рекомендуется определить сферу деятельности, за которую отвечает каждый участник проекта; учесть временные рамки выполнения работы.

4 этап – собственно исследование: объединение и систематизация собранного материала.

5 этап – оформление работы. Необходимо предусмотреть формы оформления проекта (доклад, схема, тезисы, цитаты и их анализ, презентация и др.).

6 этап – представление результата работы (может быть проведено непосредственно на данном учебном занятии или следующим за ним).

7 этап – подведение итогов. Рефлексия.

Компьютерные технологии и Интернет-ресурсы несут большой информационный, энерго- и времясберегающий потенциал, и применение их в процессе обучения, не только показатель соответствия уровня преподавания требованиям времени, но и эффективное средство повышения мотивации, организации субъект-субъектного общения учителя и ученика, повышения качества знаний.

ИЗ ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭОР НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

О.М. Корчажкина, olgakomax@gmail.com

ГОУ Центр образования № 1678 «Восточное Дегунино» СОУО ДО города Москвы

Почти все учителя-предметники, приступающие к освоению ИКТ и внедрению их в учебный процесс, начинают с использования готовых электронных материалов, предлагаемых фирмами-производителями мультимедийных ресурсов. Однако учителю, связанному рамками учебных программ и пособий, не всегда легко адаптировать готовые электронные материалы к конкретным условиям обучения. К большому сожалению, учитель не может «вмешиваться» в подобные ресурсы, и этот факт заставляет его искать иные пути, в ряде случаев приводящие к созданию авторских электронных материалов.

Как правило, подобная задача решается учителем-предметником, не являющимся специалистом в области ИТ, на весьма упрощённом уровне – в виде презентаций PowerPoint, содержащих в лучшем случае лишь блоки информации. В таких ресурсах, обладающих достаточно низким уровнем интерактивности, отсутствуют разделы тренировочных заданий и контрольно-измерительных материалов. С другой стороны, учитель-предметник не может превратиться в программиста и выполнять несвойственную ему работу. Если в вузах существуют специальные подразделения, занимающиеся разработкой ЭОР по заказу преподавателей, то учитель средней школы предоставлен самому себе, и помощь, которую он ожидает, может быть оказана только централизованно.

В рамках проекта по созданию ЭОР нового поколения, осуществляемого в рамках Федеральной целевой программы, формируется беспрецедентный по объёму и качеству методического и программного исполнения гиперресурс, состоящий из предметных электронных модулей – открытых образовательных модульных мультимедиа систем (ОМС).

Одним из способов применения ОМС является их использование учителем-предметником для создания авторских электронных материалов или разработок к отдельным урокам, поскольку структура каждого электронного предметно-ориентированного учебного модуля включает все необходимые дидактические компоненты: модуль получения информации (И-тип), модуль практических занятий (П-тип) и модуль контроля (К-тип). Заполняя «кирпичиками» ОМС одну из доступных программных сред, учитель способен самостоятельно решить проблему создания полноценных ЭОР. Если необходимо разместить создаваемые ресурсы в сети, то целесообразно пользоваться web-технологиями или средой Moodle, а для автономного применения лучшей из программных сред является приложение MS PowerPoint, богатейшие интерактивные возможности которой практически не используются в полной мере.

Создание интерактивных электронных материалов на базе программной среды MS PowerPoint становится возможным благодаря тому, что в неё «вложен» один из простейших для освоения, но достаточно богатый по своим дидактическим возможностям язык объектно-ориентированного программирования Visual Basic for Applications (VBA). Путём размещения на поле слайда программируемых элементов управления, кнопок вызова аудио- и видеофайлов, всплывающих подсказок и прочих внешних мультимедийных элементов, в том числе ОМС, разработчик способен решать интерактивные образовательные задачи, превращая тем самым традиционные, не имеющие интерактивных свойств, «презентации» в полноценные ЭОР.

Таким образом, наиболее оптимальным, на наш взгляд, вариантом создания авторских электронных материалов на базе ЭОР нового поколения является комбинированный способ применения ОМС: исходя из наличия необходимого ресурса, конкретных задач урока, контингента обучающихся, профессиональной концепции учителя, а также предшествующего опыта работы с подобным материалом по аналогичной тематике.

Комбинированный способ работы с ЭОР нового поколения по созданию

автономных электронных материалов для сопровождения уроков состоит в следующем:

  • выбирается программная среда для создания авторских ЭОР;

  • дидактические компоненты наполнения среды – ОМС из коллекции ЭОР нового поколения;

  • в случае отсутствия необходимых дидактических компонентов – их замещение автономными авторскими разработками.

В качестве примера реализации описанного комбинированного подхода представлена мультимедийная разработка к уроку английского языка для 10-го класса по теме “Education” («Образование») с использованием ОМС, имеющихся в свободном доступе на сайте ФЦИОР: .

Данный ресурс служит электронным сопровождением одного или нескольких промежуточных уроков по изучаемой теме и содержит комплекс тренировочных упражнений для закрепления изученной лексики, дальнейшего развития навыков и формирования умений в четырёх видах речевой деятельности: чтении, аудировании, письме и устной речи. Основная концепция данного комплексатренировочных упражнений – пошаговое усвоение предлагаемого объёма учебного материала для его продуктивного использования в последующих упражнениях и заданиях по развитию иноязычной компетенции учащихся.

Представленные авторские электронные материалы выполнены комбинированным способом, сочетающим интерактивные возможности программной среды MS PowerPoint с высококачественными образовательными модульными мультимедиа системами из коллекции ЭОР нового поколения, находящимися в открытом доступе. На данном этапе подобный подход можно считать временным решением проблемы предметного внедрения ИКТ в учебный процесс, дающий возможность учителю, не являющемуся специалистом в области программирования, создавать полноценные авторские электронные материалы.

О ТЕХНОЛОГИИ РАЗМЕЩЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ИЗДАНИЙ В ЕДИНОЙ КОЛЛЕКЦИИ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Г.А. Ежов, german@informika.ru

Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций»

(ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика»)

В настоящее время в разделе «Электронные издания» Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов представлены следующие материалы:

  • Ресурсы на CD/DVD;

  • Энциклопедия «Кругосвет»;

  • Журнал «Квант»;

  • Журнал «Наука и жизнь»;

  • Журнал «Химия и Жизнь»;

  • «Новый Завет в искусстве». Очерки иконографии западного искусства;

  • Ресурсы преподавателей.

Ресурсы на CD/DVD

При создании раздела «Ресурсы на CD/DVD», был проведен анализ цифровых образовательных ресурсов, созданных в рамках ФЦП РЕОИС и представленных на CD/DVD носителях, на предмет целесообразности и возможности размещения (в полном формате CD, либо его отдельной части) в хранилище Единой коллекции ЦОР. А также проведен технологический анализ цифровых образовательных ресурсов, для их размещения, доступа и поиска в хранилище Единой коллекции ЦОР при использовании в учебном процессе учреждений общего и начального профессионального образования.

На основании результатов анализа, ЦОР были размещены в формате zip, т.к. данный формат представления наиболее понятен пользователям Коллекции. В помощь пользователям Коллекции, разработана инструкция (/e-learn/Instrukcia.doc) по работе в данном разделе.

Энциклопедия «Кругосвет»

Ресурсы энциклопедии содержат точные сведения об отдельных лицах, событиях, организациях и странах, а также четкие определения терминологических понятий. Именно поэтому ресурсы цифровой энциклопедии часто являются отправной точкой при изучении какого-либо предмета. Для удобства использования ресурсов энциклопедии был разработан специальный рубрикатор по внутренней тематике, отражающий специфику конкретной энциклопедии. Все статьи разбиты на соответствующие рубрики, однако, каждая статья может встречаться в одной, двух или более рубриках, что позволяет пользователю гарантированно найти нужную информацию. При просмотре ресурсов энциклопедии по рубрикам наверху показан фильтр по первой букве энциклопедической статьи, что является необходимым условием при использовании энциклопедий.

Таким образом, благодаря разработанной структуре раздела энциклопедии «Кругосвет, пользователь быстро и легко получит доступ к информации энциклопедических статей.

Журнал «Квант»

В рамках работ по формированию Коллекции поводилось размещение материалов из архива журнала «Квант». Была произведена систематизация всех статей, опубликованных в 432 номерах журнала за 36 лет по предметам и темам, соответствующим образовательным стандартам.

Все это обусловило специфику размещения коллекции материалов, а именно: было принято решение разработать оглавление коллекции − рубрикатор, отражающий как тематику разделов журнала, так и периодичность изданий. Междисциплинарный характер ресурсов, демонстрирующий неразрывные связи физики, математики и других естественных наук, отражается в возможности реализации множественных «привязок» как к тематическому рубрикатору, так и предметному.

Журналы «Наука и жизнь» и «Химия и Жизнь»

В Коллекции также представлены архивы журналов «Наука и жизнь» и «Химия и Жизнь», разбитых по тематике разделов журналов и по периодичности изданий.

Ресурсы представляют собой статьи журнала, переведенные в электронный вид посредством сканирования всех номеров, основные форматы файлов ресурсов − DjVu и PDF (Portable Document Format). Данные форматы наиболее удобны в использовании при публикации журналов в Коллекции, поскольку являются принятыми мировым сообществом стандартами для отсканированных документов. При размещении материалов обязательным является условие копирования текстовой и графической информации.

«Новый Завет в искусстве». Очерки иконографии западного искусства

Данный раздел новый в Единой коллекции. На текущий момент в нем размещен единственный ресурс – электронное книжное издание «Новый Завет в искусстве». Данный ресурс представляет собой гипертекстовый документ, где стартовым файлом которого является оглавление книги, а ссылки, содержащиеся в нем, ведут на главы и разделы издания. Планируется размещение еще более 100 подобных ресурсов, разработанных педагогическими ВУЗами.

Ресурсы преподавателей

Один из наиболее перспективных путей наполнения Единой коллекции ЦОР – размещение ресурсов, подготовленных самими преподавателями. Для передачи ЦОР, подготовленными преподавателями разработан интерфейс отправки ЦОР в предметную группу, а также «Регламент включения в коллекцию ЦОР ресурсов, разработанных преподавателями».

Отправка ресурса сопровождается согласием автора на размещение ресурса в коллекции на опубликованных условиях, а также принятием автором ответственности за нарушение авторских и смежных прав третьих лиц.

Присланные ресурсы проходят первичную проверку технической и предметной редакциями, после чего ресурсы размещаются в Хранилище в ограниченном доступе (для экспертов и учителей-апробаторов). Ресурсы получают статус «Допущен» и размещаются в открытом доступе только в случае положительного результата экспертизы.

В Коллекции размещено 52 ресурса преподавателей, в том числе методические рекомендации к проведению уроков с использованием цифровых образовательных ресурсов Единой коллекции, разработанных преподавателями Гимназии №45 г. Москвы.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ НА БУРЯТСКОМ ЯЗЫКЕ И БУРЯТОЯЗЫЧНЫЙ КИБЕРМИР

Ж.Ч. Дымчикова, zhanna01@mail.ru

Республиканский Центр мониторинга и информационных технологий Министерства образования и науки Республики Бурятия

Ж.Б. Бадагаров, bjargal@mail.ru

Бурятский государственный университет, Восточный факультет

В данном докладе мы хотели бы озвучить проблемы и обозначить перспективы развития электронных образовательных ресурсов на бурятском языке, в том числе и в интернет-пространстве.

Глобальный процесс исчезновения языков коснулся и бурятского языка, носители которого являются крупнейшим коренным народом Сибири. Глобальные тенденции усугубляются экономическими и правовыми проблемами государственного и республиканского масштаба. Еще одним отрицательным фактором является разделенность народа между различными административными единицами, затрудняющая взаимодействие и координацию усилий: исконные территории бурят (этническая Бурятия) в силу ряда исторических причин оказались поделены между пятью субъектами в РФ. Кроме России буряты проживают в Монголии и Китае. Перегибы в политике советского государства, курс на создание «советского народа» и подобострастное рвение местных чиновников привело к запрету преподавания бурятского языка в школах республики в 1972 году. Последствия урона, нанесенного бурятскому языку в советское время, продолжают усугубляться, несмотря на то, что c 1991 г. бурятский язык объявлен государственным языком Республики Бурятии, главным образом в виду принятия лишь декларативных актов, не подкрепленных реальными государственными программами и достаточным финансированием.

Обучение бурятскому языку в школах республики разделено на две программы. Основная — «Бурятский язык как родной» — применяется в национальных школах (всего в республике –152, в основном в селах). В 330 преимущественно городских школах преподавание ведется по программе «Бурятский язык как государственный» всего два часа в неделю. Оставшиеся 88 средних общеобразовательных учреждения Бурятии вообще не вводят этот предмет в свой учебный курс.

Мировая общественность осознает, что в будущем достояние отдельных наций и всей планеты будут составлять не только полезные ископаемые и промышленность, но и разнообразие языков и культур. В этом отношении Российская Федерация, как многонациональная страна, с давними традициями добрососедского сосуществования сотен и десятков народов, может стать одной из самых богатых и цивилизованных стран мира.

В этой связи мы считаем, что необходимы комплексные меры по развитию и сохранению бурятского языка не только на республиканском, но и федеральном уровнях.

Актуальность электронных образовательных ресурсов на бурятском языке обусловлена реалиями современного мира: стремительное развитие информационных и образовательных технологий, глобальной сети, коммуникационных и мобильных средств связи. В этих условиях необходимо максимально эффективно использовать возможности новых и эффективных форм для изучения, сохранения и развития языка и культуры. С этой целью мы инициировали и успешно завершили ряд проектов в данной сфере: 1) проект «Мүнгэн дуһалнууд» («Серебряные капли») — комплект видеокассет с произведениями бурятской литературы в исполнении мастеров бурятской сцены и самих авторов; 2) электронный учебник бурятского языка «Буряад хэлэн» («Бурятский язык») для носителей языка; 3) интернет-сайты на бурятском языке: он-лайновая библиотека бурят-монгольской литературы (www.nomoihan.org), сайт бурятского языка (www.buryadxelen.org) и сайт бурятской музыки ().

Электронный учебник бурятского языка был создан коллективом авторов в 2003-2006 гг. по заказу Министерства образования и науки РБ и Агинского бурятского автономного округа. Целью проекта являлась разработка образовательного ресурса «БУРЯАД ХЭЛЭН» энциклопедической направленности для внедрения в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных учреждений РБ, а также его частичной Интернет-версии на сайте www.buryadxelen.org.

Учебно-методический комплекс «Буряад хэлэн» («Бурятский язык») содержит 1390 проверочных и контрольных упражнений, 59 диктантов, 54 интерактивные таблицы и теоретические материалы по всем разделам языка и словарь грамматических терминов. Раздел «Уран їгын абдарћаа» («Ларец изящных изречений») содержит художественные тексты для чтения (822 наименования), раздел «Амар сайн» («Здравствуй») знакомит учащихся с флорой и фауной в игровой форме, содержит электронную галерею бурятского искусства – работы бурятских и монгольских художников, гобеленщиц, ювелиров и скульпторов, а также 5 познавательных игр. В трех познавательных разделах представлены иллюстрированные материалы на бурятском языке по истории, краеведению, культуре, традициям, а также природе Бурятии. Всего 453 увлекательных статей и 1125 фотографий. Комплект содержит 14 словарей бурятского языка.

Опираясь на практический и теоретический опыт, накопленный нами в процессе разработки цифровых образовательных ресурсов на бурятском языке, мы можем констатировать тот факт, что цифровые ресурсы на языке очень важны. Они вносят свой вклад в поднятие престижа языка, интереса к нему со стороны как самих носителей, так и представителей других национальностей. Для дальнейшего удовлетворения нужд образовательных учреждений и граждан республики необходимо как можно скорее разработать комплекс учебно-методических средств для обучения бурятскому языку как иностранному, а также учебники на бурятском языке по различным предметам школьной программы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Национальный фонд подготовки кадров (6)

    Документ
    ... перечней поручено ФГУГНИИИТТ "Информика" [3]. В рамках этой деятельности специалисты “Информики”: разработали программное ... информационных технологий и телекоммуникаций” (ФГУГНИИИТТИнформика”) VIDEOCONFERENCE ORGANIZATION UNDER “EDUCATION ...
  2. Педагоги мгдд(ю)т- участники городских и всероссийских конкурсов 2009-2010 уч год

    Конкурс
    ... , ФГУГНИИИТТ «Информика», 2009. - 103 с. Сборник авторефератов специалистов. - М.: МГДД(Ю)Т, МИРЭА, ФГУГНИИИТТ «Информика», ... технологии и информатика». - М.: МГДД(Ю)Т, МИРЭА, ФГУГНИИИТТ «Информика», 2010. - 19 с. Иванников А.А., Мордвинов В.А., ...
  3. Телефонный справочник (1)

    Интернет справочник
    ... ИНСТИТУТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ» (ФГУГНИИИТТ «Информика») (Старый Петровско-Разумовский проезд, ... ИВАННИКОВ Александр Дмитриевич ФГУГНИИИТТ «Информика» 614-37-03 ... ТИХОНОВ Александр Николаевич ФГУГНИИИТТ «Информика» 614-37-03 ...
  4. Телефонный справочник (5)

    Интернет справочник
    ... ИНСТИТУТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ» (ФГУГНИИИТТ «Информика») (Старый Петровско-Разумовский проезд, ... ИВАННИКОВ Александр Дмитриевич ФГУГНИИИТТ «Информика» 614-37-03 ... ТИХОНОВ Александр Николаевич ФГУГНИИИТТ «Информика» 614-37-03 ...
  5. 2008-2009 учебный год лето-сентябрь 2008

    Документ
    ... Сборник авторефератов специалистов. – МГДД(Ю)Т, МИРЭА, ФГУГНИИИТТ «Информика», АНО «Международное образование и наука» - ... программе «Информационные технологии». – МГДД(Ю)Т, МИРЭА, ФГУГНИИИТТ «Информика», АНО «Международное образование и наука» - ...

Другие похожие документы..