Главная > Документ


МЕДИА МИР СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ. РАСШИРЯЯ ГОРИЗОНТЫ

Л.А. Световая, ludasvet@mail.ru

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа

24» Муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия)

«Мы сейчас близки к тому, чтобы создать модель развития образования… Мировой опыт показывает, что дальше все равно все поменяется, но современную модель, современную школу мы создать должны».

Д.А.Медведев

В процессе развития образования, школа всегда отражала культурное, социальное развитие общества. Сегодня, в условиях развивающихся рыночных отношений, когда производители товаров и услуг ориентируются, прежде всего, на спрос потребителя, школа, осуществляя образовательные услуги, не может жить изолировано от общества. Дети, их родители, социум в целом являются заинтересованными «заказчиками» образования, ведь связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. А школа стремится удовлетворить спрос на доступное качественное образование. Становится все более очевидно, что современная школа является не только социальным учреждением, но и «фирмой», которая оказывает образовательные услуги с целью удовлетворения социального заказа и получения прибыли в виде бюджетных ассигнований, а так же привлечения внебюджетных средств. Этому способствует оказание платных дополнительных образовательных услуг. Внедрение современных образовательных технологий: системы дистанционного обучения, электронные учебные курсы, виртуальные классы и другие позволяют образовательному учреждению привлекать «потребителей образовательных услуг» не только из других школ, но и из различных регионов, и даже из других стран.

С другой стороны, ряд направлений проекта «Образование» нацелен на обеспечение доступности, выравнивание условий получения образования, выведение на современный уровень качества образования массовой школы, соответствующего запросам всех участников образовательного процесса. В этом направлении происходит обеспечение для всех школ высокоскоростного доступа к глобальным информационным ресурсам, размещенным в сети Интернет, поставки учебного оборудования, оснащения Медиа-центров. Информатизация процесса обучения позволяет осуществить организацию доступного качественного образования для всех слоев социума, для жителей самых отдаленных регионов. Развитие процесса коммуникаций и их доступность в образовательном процессе влияет на восприятие окружающего мира. Основополагающим в преподавании становится не сам процесс обучения, а его результативность, которая может быть достигнута благодаря использованию современных технологических средств.

Компьютерные технологии можно использовать практически во всех сферах, которые затрагивает система обучения и воспитания. Важную роль ИКТ играют непосредственно на уроке, позволяя гораздо эффективней других технологий создавать личностно-ориентированные условия обучения, применяя на практике принцип наглядности не только создавать, но и применять качественные наглядные материалы, расположенные в таких системах как «Единая коллекция ЦОР», «Единое окно доступа к ЦОР».

Компьютерные технологии позволяют осуществлять дистанционное обучение, вовлекая в образовательный процесс и родителей учеников. Участие ребят в дистанционных олимпиадах и конкурсах вызывает интерес у младших школьников, дает возможность получения качественного образования старшим.

Новые информационные технологии позволяют активизировать интерес к предмету. Систематическое использование на уроках ресурсов «Единой коллекции ЦОР», «Единого окна доступа к ЦОР», других электронных пособий привело к улучшению качества обучения, в частности - высоким результатам на экзаменах, привлечению новых учеников к изучению предмета, разработке детских научно-исследовательских проектов.

Педагоги убеждены: за технологиями дистанционного обучения - большое будущее. Ведь только с их помощью, не меняя места жительства, можно существенно изменить качество образования. Это и есть первоочередная задача приоритетного направления развития образования для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития. «Свободный, образованный, здоровый человек – это главное, что определяет развитие страны, ее перспективы», – подчеркнул в своем выступлении Д.А.Медведев.

ЭОР НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Н.В. Санникова, dir87@rambler.ru

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №87»

Являясь мощным катализатором практического перехода от парадигмы обучения к парадигме учения, информатизация системы образования призвана обеспечить новый уровень образования, адекватный вызову времени

На протяжении последних 5-7 лет я занимаюсь активным включением средств информационно­коммуникационных технологий (ИКТ) в преподавание географии в школе. Они помогают мне решать задачи повышения доступности, качества образования; усиления дифференциации и индивидуализации обучения. Одним из ключевых компонентов информационно-коммуникационных технологий являются электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР НП), которые появились в Интернет в конце 2006года и, на сегодняшний день уже обеспечивают достаточно широкие возможности применения для учителя и ученика. Содержание ЭОР представлено не только и не столько текстографическим учебным продуктом (не всегда обеспечивающим решение задач, ставящихся перед современным образованием), но и высокотехнологичным интерактивным мультимедийных продуктом, максимально ориентированным, как на учет индивидуальных психофизиологических особенностей каждого ученика, так и удовлетворение информационно­образовательных потребностей всех субъектов целостного образовательного процесса.

В своей предметной области я использую ЭОР комплексно и системно:

  • на разных этапах урока;

  • на разных типах уроков;

  • для организации разнообразной учебной и внеучебной деятельности учащихся.

В контексте изучения школьной географии применение ЭОР в учебном процессе имеет ряд положительных особенностей. Во-первых, применение ЭОР создаёт дополнительные возможности для расширения информационной поддержки урока и создания необходимой степени наглядности, которой часто не хватает в традиционном преподавании географии. Для достижения максимальной наглядности можно использовать мультимедийные объекты: видео, слайд-шоу, интерактивные карты, динамические модели географических процессов. Кроме того, при использовании ЭОР возникают дополнительные возможности для реализации дифференцированного подхода к учащимся. .

На уроках географии в 6-10-х классах я использую ЭОР нового поколения в следующих направлениях учебного процесса:

  • для проведения традиционных уроков (повышение наглядности излагаемого учебного материала, создание проблемных ситуаций; демонстрации примеров образцов практических действий, подготовка к выполнению практических и контрольных работ и т.д.);

  • для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся с целью индивидуализации обучения,

  • организации групповой работы на уроке;

  • для организации контроля и самоконтроля учащихся на уроке.

  • для реализации инновационных педагогических технологий, как основу для перехода к новым нетрадиционным моделям обучения:

С применением практических и контрольных ЭУМ решаются несколько проблем:

  1. экономится время урока на бесконечные контрольные задания, появляется возможность перенести их домой, а на уроке отвести время на творческие: - дискуссии, деловые и ролевые игры, решение проблемных ситуаций и вопросов

  2. более глубоко отрабатываются ОУУНы и ЗУНы;

  3. предметно планируется работа с родителями учащихся.

Особенно существенное значение имеет применение ЭОР НП для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся (выбора необходимой дополнительной информации; изучения нового учебного материала; выполнения виртуальных практических и учебно-исследовательских работ); для создания «собственных» продуктов учебной деятельности (конспектов, рефератов, проектов и т.п.); для отработки умений и навыков, подготовки выступлений и презентаций, подготовки к конкурсам, олимпиадам, интеллектуальным турнирам, проведения тестирования как формы контроля и самоконтроля.

Ведущее место среди современных методов обучения предметным областям в системе образования принадлежит сегодня методу проектов, в основу которого положена идея направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, получающийся при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. ЭОР НП дает огромные возможности для реализации и этого направления образовательного процесса. В качестве иллюстрации я предлагаю описание фрагментов методической разработки учебного модуля по географии « Исследования Тихого океана», составленной для уроков географии в 7-ом классе в рамках тематического блока «Физико-географическая характеристика океанов»

Целями данного учебного модуля являются следующие:

1. Образовательная

Познакомить с исследованиями Тихого океана через самостоятельный

поиск, обработку информационных ресурсов и создание коллективного творческого продукта средствами ЭОР НП.

2. Развивающая

Расширить представления учащихся о географических путешествиях на примере исследований Тихого океана, продолжить развитие умений работать с компьютером, Интернет, приложением Power Point.

3. Воспитывающая

Пробудить интерес к путешествиям, романтике дальних плаваний, гордость за вклад русских моряков и учёных в исследование мирового океана.

В основу настоящей разработки учебного модуля положена совместная деятельность учителя и учащихся. Результатами данного вида работы будут создание творческих работ учащимися в малых группах средствами ЭОР НП, их защита творческими группами и в конечном итоге создание коллективного проекта посредством объединения творческих работ малых групп класса.

Тип урока – урок изучения нового материала; тип используемого ЭУМ – И-тип.

По форме данный учебный модуль представляет собой лекцию-монтаж с элементами поисковой деятельности в рамках сетевого урока в компьютерном классе с демонстрацией презентаций учащимися и учителем. Во временном отношении он занимает 2 урока в 2 учебных дня.

Предполагаемые результаты:

Создание творческих работ учащимися в малых группах средствами ЭОР НП.

Защита полученного результата творческой группой.

Создание коллективного проекта посредством объединения творческих работ малых групп класса.

Вступительное слово учителя. Постановка задач. (7 мин.)

= В конце 1724г. Пётр I говорил: «Я вспомнил на сих днях то, о чём мыслил давно и что другие дела предпринять мешали, т.е. о дороге чрез Ледовитое море в Китай и Индию… Оградя отечество безопасностью от неприятеля, надлежит стараться находить славу государеву чрез искусства и науки. Не будем ли мы в исследовании того пути счастливее голландцев и англичан, которые многократно покушались отыскивать берегов американских». Сегодня мы рассмотрим несколько путешествий по Тихому океану. Их совершили отважные мореплаватели из разных стран с разной целью и с разными результатами. Ваша задача – постараться увидеть живые лица конкретных путешественников, проникнуться чувствами восхищения и гордости за мореплавателей того времени, которые, не смотря на огромные трудности, ценой даже собственной жизни добивались поставленных целей, прокладывали пути в неизведанное.

Учащимся предлагается, разбившись на малые творческие группы, отобрать, систематизировать материал по названным направлениям, выстроить его в логически последовательную презентационную работу, проиллюстрировать, подготовить к публичному выступлению и представить всеобщему вниманию.

Работа каждой группы должна соответствовать следующим требованиям:

1. умение отбирать нужный и интересный материал;

2. умение систематизировать материал и выстраивать логически правильно, иллюстрируя его фотографиями, цитатами из воспоминаний современников, наглядностью.

3. оригинальность подачи материала.

4. доступность материала для усвоения учениками класса.

5. эмоциональность.

Этап создания творческих работ учащимися в малых группах.

1. Подготовительный этап (3мин.) - деление учащихся на 5 групп.

2. Информационный этап (5 мин.) - предъявление набора информационных ресурсов.

3. Распределение объектов исследования и видов деятельности (5 мин.)

4. Отбор и обработка материала учащимися (25 мин)

5. Подготовка к защите творческой работы (Домашнее задание)

6. Создание коллективной творческой работы (презентации со слайдами) средствами ЭОР НП (10 мин)

7. Защита коллективных творческих работ малыми группами учащихся.

Обсуждение (7 мин.)

= Кто же из этих путешественников вам ближе всего? Кто особенно поражает и

восхищает? Что общего у всех них?

Создание единого творческого проекта на основе изученного и структурированного материала (20 мин.) - объединение работ учащихся и дополнение их комментариями учителя.

Рефлексия: итоги работы над проектом (8 мин.) - слово учителя с демонстрацией материалов единого творческого проекта класса.

Таким образом, средства ЭОР НП позволяют ставить перед ребенком и помогают ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность, вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения и ключевые компетенции у учащихся (умения получать знания самостоятельно, находить, обрабатывать и использовать полученную информацию).

Умелое применение разнообразных возможностей ЭОР в обучении, ведет к овладению учителем новыми способами передачи знаний, что соответствует качественно новому содержанию обучения и развитию ребенка. Это позволяет школьникам с интересом учиться, находить источники информации, а также воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности, тем самым, переводя ее на более высокие формы сотрудничества.

О РАЗМЕЩЕНИИ КОЛЛЕКЦИЙ ЦИФРОВЫХ КОПИЙ ЭКСПОНАТОВ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ В ЕДИНОЙ КОЛЛЕКЦИИ ЦОР

О.А. Самотолкова, boa@informika.ru

Н.П. Горюнова, gorunova@informika.ru

Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций»

Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) для системы общего и начального профессионального образования (), разработанная в рамках проекта «Информатизация системы образования», содержит большое количество разнообразных учебных материалов.

Особый интерес представляют ресурсы, разработанные крупнейшими хранителями культурно-исторического наследия. В Единую Коллекцию вместе с цифровыми копиями музейных ценностей переданы необходимые неисключительные имущественные права, что необходимо для легитимного использования ЦОР в образовательном процессе.

Все заинтересованные участники образовательного процесса имеют бесплатный и свободный (в техническом и правовом отношении) доступ к ресурсам Коллекции.

На данный момент на сайте представлено более 100 000 различных учебных материалов, в том числе около 37 000 коллекций разного вида:

  • тематические (подборка ЦОР по определенной теме или набору тем) – 6 % ресурсов;

  • предметные (подборка ЦОР для определенного предмета на определенной ступени образования) – около 76 % ресурсов;

  • коллекции культурно-исторического наследия (подборка ЦОР, являющихся цифровыми копиями музейных экспонатов из различных областей науки и искусства)– 18 % ресурсов.

Коллекции культурного наследия были разработаны с привлечением крупнейших специалистов различных сфер культуры. С целью соблюдения авторских и смежных прав при формировании и пополнении коллекций заключаются лицензионные соглашения (лицензионные договоры), в которых чётко определяются права и обязанности участников соглашения.

Основным классификационным признаком для коллекций культурно-исторического наследия является та область искусства или науки, к которой они принадлежат. На данный момент представлены цифровые копии музыкальных, литературных произведений, произведений живописи, скульптуры и исторического достояния музеев.

Для коллекций, включающих в себя ресурсы определенной направленности в культуре и искусстве, разработаны дополнительные параметрические рубрикаторы коллекций, отражающие наиболее важную составляющую в описании произведений искусства. В контейнер Classification спецификации LOM включаются рубрикаторы, подрубриками которых являются дополнительные поля описания ресурсов, отражающие их специфику.

Все дополнительные поля описания ресурсов наряду с общими обязательными полями отражаются в «Карточке ресурса» (рис. 1). Они не только создают более полное представление о ресурсе, но и предоставляют пользователю возможность уточнить некоторые параметры искомых ресурсов при использовании механизма расширенного поиска, что имеет значение, например, при подготовке различных срезов информации по нескольким основаниям.

Рис. 1. Карточка ресурса. Дополнительные параметры: живопись, скульптура

В настоящее время в Единой коллекции опубликованы материалы, посвященные оперным артистам российских Императорских театров рубежа XIX—ХХ веков. В них представлены биографии певцов, фотографии начала ХХ века (портреты оперных исполнителей и сцены из опер), фонограммы арий из опер, романсов, народных песен и т.д. Для описания музыкальных фрагментов используются дополнительные поля: исполнитель, инструмент, жанр, эпоха/стиль/направление, дата создания.

Раздел «Культурно-историческое наследие» содержит большое количество цифровых копий и аудиозаписей художественного чтения литературных произведений русских и зарубежных авторов. Для описания литературы и литературно-музыкальных композиций также используются дополнительные поля: литературный жанр, язык оригинала, дата создания, эпоха/стиль/направление.

В Коллекции представлены произведения живописи и скульптуры из собраний Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Саратовского Государственного художественного музея им. А.Н. Радищева, Бруклинского музея. Дополнительными полями описания для произведений живописи и скульптуры являются: жанр, техника исполнения, материал, эпоха/стиль/направление, дата создания.

В разделе «Исторические источники» представлены коллекции материалов из фондов Государственного исторического музея, Политехнического музея и других научно-технических музеев России. Эти материалы отражают основные открытия, изобретения и важные этапы развития различных областей науки и техники, освещают деятельность выдающихся отечественных ученых и изобретателей. Коллекции этого вида включают также видео- и фотоизображения предметов, представленных в экспозициях музеев. Особый интерес представляют цифровые копии изданий из фондов крупнейших библиотек России, являющиеся памятниками событий и эпох большой исторической значимости.

Единая Коллекция ЦОР пополняется все новыми учебными материалами, относящимися к культурному наследию. Например, в ближайшее время в разделе «Культурно-историческое наследие» будут размещены цифровые копии экспонатов Государственного Эрмитажа.

Наполнение Единой коллекции материалами такого рода обуславливает формирование открытой коммуникационной среды для изучения культурного наследия. Бесплатный и свободный доступ к ресурсам обеспечивает бесконечно широкое пользовательское пространство для освоения знаний.

ПРОВЕДЕНИЕ ВИДЕОКОНФЕРЕНЦИЙ НА САЙТЕ

Н.С. Коршунов,korshunov@informika.ru

М.А. Агейкин, ageikin@informika.ru

Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций»

В рамках проекта «Информатизация системы образования» с целью проведения оперативных совещаний и обмена опытом было принято решение организовать регулярное проведение видеоконференций на базе РКЦ пилотных регионов.

Для обеспечения участия в конференции 3-х и более участников необходимо наличие устройств многоточечных видеоконференций MCU (Multipoint Conference Unit). В связи с этим была организована сеть видеоконференцсвязи включающая в себя сервер многоточечных видеоконференций Polycom MGC50 и терминалы Polycom VSX7000. В здании РКЦ (регионального координационного центра) каждого из семи регионов был установлен терминал, а в датацентре ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика» сервер. Это позволяет в запланированное время организовывать конференции с возможностью обмена видео- и аудио- информацией между всеми участниками. Опциональное устройство Polycom Visual Concert VSX позволяет во время конференции передавать видео-, аудио- и текстовую информацию с подключенного компьютера или иного передающего устройства.

Сайт «Конференции on-line» () является сайтом поддержки проводимых ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика» консультаций и семинаров с использованием оборудования телеконференций по вопросам функционирования региональных коллекций ЦОР расположенных в пилотных регионах проекта. Основными задачами сайта являются: потоковая передача телеконференций, доступ к архиву записей уже прошедших и предоставление актуальной информации по планируемым конференциям, общение на форуме зарегистрированных пользователей. Для организации потокового вещания и записи проводимых конференций, на центральной площадке было установлено устройство цифровой записи со встроенным стриминг-сервером Codian IP VCR 22xx.

Навигация по сайту осуществляется с помощью меню, расположенного в шапке. На главной странице отображается информация о проводимых в настоящее время конференциях, новостная лента и краткое описание последних материалов попавших в архив. Навигационное меню и новостная лента остаются доступными независимо от перехода в другой раздел. На сайте реализована поддержка подписки на RSS. Подключив RSS канал, пользователь будет получать последние новости с сайта и информацию обо всех планирующихся мероприятиях. Не вся информация на сайте находится в открытом доступе. Получить доступ к закрытым разделам сайта возможно после прохождения процедуры регистрации и получения подтверждения на авторизацию от администратора. Это могут сделать только участники Проекта ИСО. Незарегистрированные пользователи имеют возможность просматривать открытые конференции в прямом эфире или в записи, читать открытые разделы сайта и форума.

Сайт построен на основе языка программирования PHP и СУБД MySQL для хранения данных, за счет чего удается эффективно разделять код, данные и их представление, что в дальнейшем облегчает его поддержку. Реализован административный интерфейс, позволяющий без специфических знаний в области программирования и Веб-технологий управлять записями в архиве и новостями, а также загружать и удалять с сервера файлы в различных форматах.

В настоящее время всё установленное оборудование полностью протестировано. Проводились телеконференции с участием всех регионов одновременно. Сайт «Конференции on-line» функционирует без ошибок и сбоев, обеспечивая доступ к семинарам и консультациям максимального количества пользователей, технологическую и информационную поддержку.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Национальный фонд подготовки кадров (6)

    Документ
    ... перечней поручено ФГУГНИИИТТ "Информика" [3]. В рамках этой деятельности специалисты “Информики”: разработали программное ... информационных технологий и телекоммуникаций” (ФГУГНИИИТТИнформика”) VIDEOCONFERENCE ORGANIZATION UNDER “EDUCATION ...
  2. Педагоги мгдд(ю)т- участники городских и всероссийских конкурсов 2009-2010 уч год

    Конкурс
    ... , ФГУГНИИИТТ «Информика», 2009. - 103 с. Сборник авторефератов специалистов. - М.: МГДД(Ю)Т, МИРЭА, ФГУГНИИИТТ «Информика», ... технологии и информатика». - М.: МГДД(Ю)Т, МИРЭА, ФГУГНИИИТТ «Информика», 2010. - 19 с. Иванников А.А., Мордвинов В.А., ...
  3. Телефонный справочник (1)

    Интернет справочник
    ... ИНСТИТУТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ» (ФГУГНИИИТТ «Информика») (Старый Петровско-Разумовский проезд, ... ИВАННИКОВ Александр Дмитриевич ФГУГНИИИТТ «Информика» 614-37-03 ... ТИХОНОВ Александр Николаевич ФГУГНИИИТТ «Информика» 614-37-03 ...
  4. Телефонный справочник (5)

    Интернет справочник
    ... ИНСТИТУТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ» (ФГУГНИИИТТ «Информика») (Старый Петровско-Разумовский проезд, ... ИВАННИКОВ Александр Дмитриевич ФГУГНИИИТТ «Информика» 614-37-03 ... ТИХОНОВ Александр Николаевич ФГУГНИИИТТ «Информика» 614-37-03 ...
  5. 2008-2009 учебный год лето-сентябрь 2008

    Документ
    ... Сборник авторефератов специалистов. – МГДД(Ю)Т, МИРЭА, ФГУГНИИИТТ «Информика», АНО «Международное образование и наука» - ... программе «Информационные технологии». – МГДД(Ю)Т, МИРЭА, ФГУГНИИИТТ «Информика», АНО «Международное образование и наука» - ...

Другие похожие документы..