Главная > Документ


ИНТЕРНЕТ-ОБУЧЕНИЕ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ

ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТ-ОБУЧЕНИЯ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Е.Л.Рутковская, elena.rut@mail.ru

Российская Академия Образования (РАО), Институт содержания и методов обучения

Российская школа переживает переход к новому пониманию результатов образования, ориентированных на личностное развитие, формирование компетентностей и творческую самореализацию ученика. Составной частью Интернет-обучения является оценка результатов учебной работы, основанная особым образом простроенных педагогических измерениях. В ходе контрольно-оценочной деятельности, организованной сетевым преподавателем, проявляется:

1) выявление достижений учащихся в учебной деятельности;

2) осмысление, уточнение, закрепление, систематизация и расширение знаний и способов познавательной деятельности учащихся;

3) стимулирование развития мышления, умений и навыков;

4) определение путей дальнейшего продвижения школьников;

5) воспитательное воздействие (развитие у школьников трудолюбия, настойчивости, воли; выработка ответственного отношения к учебе и т.д.);

6) влияние внешнего контроля (контроля со стороны сетевого преподавателя) на развитие самоконтроля (учащиеся получают возможность и развивают привычку видеть и оценивать свои учебные результаты);

7) возможность оценки сетевым преподавателем результатов своей работы, ее положительных сторон и недостатков;

9) принятие сетевым преподавателем административных мер по организации и управлению учебным процессом.

Измерение результативности обучения и возможность систематически оперативно получать «обратную связь», содержащую объективное независимое представление об образовательных результатах, способствует стимулированию учащихся к дальнейшей учебе c использованием Интернет-технологий. Интернет-курсы отражают следующие актуальные задачи оценки образовательных достижений:

  • от оценки формально заученных знаний к оценке их применения и использования;

  • от единовременной оценки с помощью одного измерения к накопительным системам оценок;

  • от обезличенной оценки знаний отдельно взятой темы (раздела, курса) всеми учащимися класса (группы) к оценке индивидуальных образовательных достижений (как в статике, так и в динамике).

Интернет-курсы ориентированы на требования к уровню подготовки выпускников (планируемые результаты обучения), предусмотренные образовательными стандартами. Эти требования при изучении отдельных разделов и тем детализируются. 1

Объектами контроля и оценкирезультатов образования выступают:

  1. знания (при их проверке определяется объем усваиваемого материала; полнота, прочность, осознанность усвоенного материала; способность применять изученный материал при решении познавательных и практических задач); 2) умения (как интеллектуальные, так и практические); 3) навыки самостоятельной работы; 4) способы познавательной деятельности.

Инструментом контроля и оценки выступают контрольные измерительные материалы, предъявляемые методическим аппаратом профильных курсов и сетевыми преподавателями в виде заданий. Широко используются «сквозные» задания, выполнение которых связано с изучением материала нескольких тем и, соответственно, с несколькими сеансами общения с сетевыми преподавателями. По каждому курсу предлагается система заданий различного уровня сложности. Рекомендуется предоставлять самому учащемуся возможность выбора уровня, на котором он будет изучать предмет (или ту или иную тему) и выполнять задания.

Все задания можно разделить на диагностические (стартовые); тренировочные (обучающие) и контрольные (проверочные). Особое влияние на образовательные результаты занимают тренировочные (обучающие) задания. Онипомогают отслеживать формирование определенных знаний, умений, способов деятельности и фиксировать как тех из них, которые еще нуждаются в формировании, так и сформированных, проявляющихся при каждой проверке.

Качественное освоение Интернет-курсов предполагает сочетание разных форм и способов обучения и контроля. Могут использоваться образовательные электронные издания или ресурсы, в числе которых электронные учебники, тренажеры, игры, задачники, средства математического и имитационного моделирования, инструментальные среды и оболочки, компьютерные программы, обеспечивающие доступ к оборудованию, необходимое системное и прикладное программное обеспечение. Организация контрольно-оценочной деятельности включает различные приёмы работы в форуме, чате, теле- и видеоконференции, а также с электронной почтой и другими коммуникационными сервисами. В качестве средств измерения результативности обучения могут быть использованы автоматизированные системы тестирования и опроса, специализированные компьютерные программы, обеспечивающие коммуникативное общение сетевых преподавателей, педагогов-кураторов и обучаемых. Важно, чтобы средства для организации специализированных телеконференций, чатов, рассылок и т.п. и их использование были напрямую связаны с заданиями, выполняемыми учащимися. Средства оценки результативности Интернет-обучения могут пересылаться школьникам в ходе изучения курса, размещаться на сайте или пересылаться заранее, до начала обучения вместе со средствами обучения (большие по объему средства могут быть распространены на компакт-дисках).

Модели Интернет-обучения в развивающейся информационной образовательной среде

Д.Т.Рудакова, doratim@mail.ru

Институт содержания и методов обучения РАО

Основу содержания современного образования составляет овладение способами познания мира, работа с информацией, формирование ключевых компетенций, готовность к образованию в течение жизни. Непременным условием образовательной деятельности является открытая насыщенная информационная среда, для которой сегодня характерно активное движение: среда усилиями программистов и разработчиков стремится «приблизиться» к потенциальным клиентам, участникам образовательного процесса, интегрируется в систему образования, и, в свою очередь, школа «выходит» в пространство интернета. Встречное движение происходит в процессе поиска решения проблем методологических, методических, технологических, организационных и др. Процесс обучения с использованием ресурсов интернет, интернет-обучение, активизируется, является объективным условием развития эффективности и качества современного образования. «...В обучении гораздо важнее научить ребенка мыслить, чем сообщить ему те или иные знания» (Л.С.Выготский).

Интернет-обучение – это целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия участников образовательного процесса, который осуществляется средствами информационных и телекоммуникационных технологий. Интернет-обучение так же, как и любая другая форма обучения, предусматривает все компоненты системы обучения: цели, содержание, методы, организационные формы и средства обучения.

Национальным фондом подготовки кадров в составе компонента ИСО «Профессиональное развитие педагогов в области применения ИКТ для целей образования» реализован проект «Обучение с использованием интернет для решения задач подготовки школьников на профильном уровне». В рамках проекта в регионах создавались условия для поддержки системного внедрения и активного использования ИКТ в работе учреждений общего и начального профессионального образования. По результатам проекта созданы курсы интернет-обучения по 14 школьным предметам старшей школы. Реализация инновационного проекта позволяет говорить о перспективах дальнейшего развития процесса интернет-обучения в школе.

В процессе интернет-обучения используются различные модели в зависимости от поставленных целей, объективных условий, наличия каналов связи и их скорости, удаленности учащихся, соответствующих разработанных материалов, возможности организации взаимодействия. В зависимости от выбранной модели меняется деятельность сетевого преподавателя и учащихся. Можно выделить следующие модели интернет-обучения по классификации Е.С.Полат:

  1. интеграция очно-дистанционного обучения,

  2. сетевые модели (автономный курс и информационная образовательная среда),

  3. сетевое обучение и кейс-технологии.

  4. видеоконференции, интерактивное телевидение (или интернет-телевидение).

Следует подчеркнуть, что в основе проектирования и организации интернет-обучения независимо от выбранной модели лежат общие принципы:

  • принцип самоактуализации личности,

  • соблюдение культуры коммуникации,

  • принцип опоры на положительные качества личности,

  • конструирование индивидуальной образовательной траектории,

  • обязательная рефлексия,

  • принцип системности,

  • принцип интерактивности,

  • принцип гибкости и маневренности,

  • принцип учета специфики предметной области и контингента.

В процессе проектирования и организации интернет-обучения по регионам проекта в разных моделях выявлен комплекс проблем на разных уровнях. Наиболее актуальными с педагогической и методической точки зрения является проблема готовности учителя к проектированию в условиях развивающейся информационной образовательной среды и организации интернет-обучения. Также важным фактором, обусловливающим эффективность образовательного процесса в ИОС, становится качество электронных образовательных ресурсов, инновационных учебно-методических комплексов, возможность, доступность их использования учителем. Создание и поддержка образовательных порталов, каталога электронных образовательных ресурсов интернет, единой коллекции цифровых образовательны ресурсов (ЦОР) – все компоненты способствуют развитию ИОС и вместе с тем предъявляют более высокие требования к уровню ИКТ-компетенции педагогов и методистов. Значительную роль в сети выполняют активно развивающиеся сетевые сообщества учителей-предметников и методистов, создавая условия для обмена опытом, возможности создания банка методических разработок, получения консультаций, проведения тематических семинаров, профессионального взаимодействия на форумах, теле-, видеконференциях.

Современный учитель реально включается в процесс принятия управленческих решений на уровне школы, в организацию и проведение опытно-экспериментальной работы по изменению процесса обучения, предвидит последствия и несет ответственность за принимаемые решения и осуществляемые изменения, просчитывает возможные риски, строит общественные отношения на основе взаимопонимания и партнерства. Учитель реально осуществляет управленческую функцию, которая реализуется в двух направлениях: определение образовательной политики и координация деятельности субъектов образовательного процесса.

ПЕРВЫЕ ШАГИ В ПРОГРАММИРОВАНИИ

Н.В. Лазаренко, olimpsaratov@mail.ru

Муниципальное образовательное учреждение «Гуманитарно-экономический лицей»

Чтобы успешно развивать познавательные процессы в учебной деятельности, необходимо, искать более современные средства и методы обучения. Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями являться одним из таких средств. С развитием современной информационной технологии, система “человек и компьютер” быстро превратилась в проблему, которая касается всех членов общества, а не только специалистов, поэтому воздействие человека с компьютером должно быть обеспечено школьным образованием. Чем раньше мы это начнем, тем быстрее будет развиваться наше общество.

Какие же цели должен ставить пропедевтический курс информатики?

Основной целью должно стать формирование “информационного” стиля мышления, который по образному выражению Ю.А. Шафрина должен сочетать аналитическое мышление математика, логическое мышление следователя, конкретное мышление физика или бухгалтера и образное мышление художника.

Одна из наиболее актуальных проблем компьютерного обучения — проблема создания педагогически целесообразных обучающих программ.

Ведущие американские исследователи еще в 80-х годах прошлого столетия разработали программу для младших школьников ЛОГО.

ЛОГО – это язык программирования и вместе с тем особая обучающая сфера.

Язык этот по синтаксису предельно прост и близок к естественному. В то же время он обладает мощными современными средствами, формирующими культуру мышления и позволяющими создавать программы очень лаконичные, прозрачные по структуре и эффективные.

В своей школе мы с учениками выпускных классов, на основе книги Б.Хантера «Мои ученики работают на компьютере», создали свою программу, которую тоже назвали ЛОГО. В основу предпринятого шага легли следующие методические идеи:

  • Формирование представлений об основных понятиях и методах информатики: понятие алгоритма, основные алгоритмические конструкции, технология проектирования алгоритма, исполнение и анализ алгоритма, основные принципы формализации и моделирования.

  • Расширение инструментария в изучении и исследовании математических и физических объектов и процессов: элементы наглядной геометрии, исследование свойств геометрических объектов (угол, квадрат, треугольник, многоугольник, окружность), формирование культуры работы с числом, конструктивных вычислительных навыков, реализация различных видов движения.

  • Формирование логических структур мыслительной деятельности: использование различных методов в решении задач (индукция, дедукция, аналогия, структурная технология т.д.).

  • Формирование творческих и исследовательских навыков в процессе творческого проектирования.

Лого – средство для моделирования чего угодно. В ней используются два исполнителя – Черепашка и Муравей. Муравей для учеников младших классов, он может перемещаться по клеткам в горизонтальном и вертикальном положении, поворачиваться, передвигать по полю кубики с буквами для составления слов. Черепашка была создана в первоначальном варианте для учащихся 5-6 классов, но мы так увлеклись, что данная программа стала «пригодна» и для старшеклассников. Черепашка может создавать рисунки, двигаться по любым траекториям, сообщить вам данные о той области экрана, где она находятся. Она может выполнять любые операции, как с числами, так и с текстом, работать с файлами. Программа снабжена всеми необходимыми конструкциями языка программирования (наличие команды ветвления, циклы, математические функции и др.) и справочной системой.

Лого – прекрасное средство для развития мышления и самостоятельных исследований в самых разных интеллектуальных областях и с различными уровнями сложности. Можно создавать с ребятами любые тексты, тесты, проверочные работы, редактировать их. Можно создать с помощью Черепашки анимацию. Программа реализована на русском языке.

ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ РЕСУРСОВ НА ОСНОВЕ ГИС-ТЕХНОЛОГИЙ

Е.С. Кикнадзе, kiknadze@iot.ru

ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика»

Для ряда направлений профессиональной подготовки (науки о Земле, экология и природопользование, региональная экономика и страноведение, социальные и политические технологии и др.) картографический метод считается обязательным предметом изучения и освоения в качестве базового методического инструментария решения территориальных проблем. Различные географические и тематические карты и атласы традиционно являются одной из важных форм представления учебно-методических материалов для разных уровней образования. Для общего среднего образования карты являются обязательным учебным пособием освоения ряда базовых предметов школьной программы – географии, природопользования, истории, краеведения, биологии.

Особенно перспективным и полезным является интегрированное использование ГИС- и Интернет-технологий. Использование Интернет-технологий для организации учебно-методической деятельности в области школьной географии является важной и решающей задачей, поскольку доступ к ресурсам Интернет необходим учителям-географам для актуализации фактического материала о странах, культурах и состоянии среды обитания в динамично изменяющемся мире, для получения карт, космических снимков и другой наглядной информации, необходимой для формирования полноценного набора учебных материалов.

Использование современных информационных технологий в решении проблем учебно-методического обеспечения преподавания и обучения в средней школе является актуальным еще и потому, что позволяет существенно повысить уровень компьютерной подготовки учителей и методистов, привить им навыки и потребность повседневного использования информационных технологий в своей профессиональной деятельности.

В свою очередь, это существенно влияет и на весь процесс информатизации школьного образования, на решение столь актуальной в настоящий момент задачи формирования качественных цифровых образовательных интернет-ресурсов учебно-методического назначения.

Интерактивный картографический интернет-сервис создания учебных контурных и тематических карт различного содержания и назначения является главным компонентом раздела «Учебные карты» портала «Российское образование».

Технология интерактивного картографирования - это технология экспонирования географических карт в интернете с сопутствующими сервисами, присущими развитым геоинформационным системам. Она позволяет пользователю посредством стандартных средств просмотра web-страниц – браузера – работать с географическими картами практически в том же объеме, как и с настольными геоинформационными системами (ГИС) конечного пользователя.

Интерактивный картографический сервис на портале «Российское образование» обеспечивает следующие требования к функциональности и сервисной поддержке:

  • Отображение карты в окне браузера

  • Отображение местоположения участка карты, видимого в окне браузера, на схематичной карте-навигаторе

  • Изменение масштаба карты.

  • Изменение изображения (содержания) карты путем включения/выключения тематических слоев.

  • Центрирование карты по произвольной точке

  • Центрирование карты по произвольной точке с одновременным увеличением/уменьшением масштаба

  • Перемещение местоположения окна с картой без изменения масштаба по произвольной точке карты-навигатора.

  • Сдвиг карты по 8 направлениям на пол-экрана или на целый экран (фрагмент карты, видимой в окне)

  • Получение тематической информации по объектам, попавшим в место клика по карте мышкой.

  • Поиск объектов с последующим позиционированием найденного объекта, или объектов на карте

  • Нанесение на карту по произвольной точке заранее заданных значков и произвольная подпись их.

  • Удаление нанесенных ранее пользовательских объектов. Либо одного, расположенного вблизи клика по карте, либо всех.

  • Сохранение карты в виде картинки, короткой ссылки или в бумажном виде (печать стандартными средствами Интернет-браузера).

Разработана методика использования картографического сервиса для профильного Интернет-обучения географии. Практические работы, представленные в профильном Интернет-курсе географии, расположенном на сайте Виртуальной школы (http:// vs.iot.ru), основываются на интерактивных контурных и тематических картах Российского общеобразовательного портала (http://www.edu.ru/maps). Интерактивные контурные карты на протяжении ряда лет использовались при преподавании курсов «География России» в 8-9 классах и «Социальная и экономическая география мира» в 10 классах Пущинского экологического лицея. Учащиеся лицея выполняли предложенные задания по интерактивным контурным картах как во время практических работ во время уроков географии, так и самостоятельно при подготовке домашнего задания.

Проблема доступности пользовательских интерфейсов электронных образовательных ресурсов

П.Ю. Дик, paveldik@gmail.com

Институт содержания и методов обучения Российской академии образования

Весной 1999 года, Консорциум по развитию всемирной сети Интернет (W3C, ) выпустил первую версию рекомендаций по доступности Веб-ресурсов: Web Content Accessibility Guidelines 1.0 (WCAG-1.0, /TR/WAI-WEBCONTENT). Этот документ стал, по сути, стандартом, которому следуют разработчики во всем мире, стремящиеся создать ресурс, максимально доступный для всех групп населения. Прежде всего, инструкции и правила, содержащиеся в данном документе, направлены на обеспечение доступности содержания сети для людей с ограниченными физическими и психическими способностями. Руководство предназначено всем разработчикам – авторам веб-страниц и веб-дизайнерам, и всем создателям средств разработки. Приоритетная цель руководства – содействие доступности материалов размещенных в Интернете. Тем более это важно, когда речь идет о ресурсах, предназначенных для образовательных целей. Следование приведенным в руководстве рекомендациям сделает подобные материалы более доступными всем пользователям, какими бы пользовательскими агентами они не пользовались (например, настольным браузером, голосовым браузером, мобильным телефоном, автомобильным компьютером и т.д.) и в каких бы стесненных условиях не работали бы (например, в шумной обстановке, недостаточно или слишком ярко освещенном помещении и т.д.

Указанное руководство не ставит своей целью убедить разработчиков отказаться от использования графики, видеоизображений и т.д., оно скорее объясняет, как сделать мультимедиа компоненты более доступными широкой аудитории.

Для того чтобы понять что означает ";обеспечение доступности"; и для чего это нужно, необходимо осознать, что многие пользователи работают в условиях, отличающихся от тех, к которым привыкли люди, работающие в современных офисах, оснащенных современными компьютерами:

  • Они не способны видеть, слышать, двигаться, не способны легко усваивать и обрабатывать некоторые виды информации.

  • У них могут быть трудности с чтением и пониманием текста.

  • У них может не быть клавиатуры или мышки, а также они могут не иметь возможности ими воспользоваться.

  • У них может быть только текстовый экран, маленький экран или медленное соединение с Интернетом.

  • Они не говорят на языке, на котором документ написан, или плохо его понимают.

  • У них может быть более ранняя версия браузера, совершенно другой браузер, голосовой браузер или другая операционная система.

  • Наконец, они могут находиться в ситуации, когда их глаза, уши или руки заняты (например, они ведут машину, работают в шумной обстановке и т.д.)

Учитывая в работе над ресурсом все вышеизложенные факторы, разработчик поможет как нетрудоспособным группам в частности, так и всему Интернет-сообществу в целом.

Возьмем, для примера, такой простой и распространенный элемент оформления электронного ресурса, как графическое изображение. Согласно рекомендациям по доступности, оно должно иметь ";текстовый эквивалент";. При этом понятие ";Эквивалент"; необходимо понимать как ";равнозначный, равноценный";.

Например, каким должен быть текстовый эквивалент фотографии Земли, сделанной из космоса?

Если изображение используется просто как иллюстрация, то функцию текстового эквивалента может выполнять подпись: ";Фотография Земли, сделанная из космоса";. Если фотография использована с целью проиллюстрировать определенную информацию о мировой географии, то и текстовый эквивалент должен полностью передавать информацию, отраженную на иллюстрации. Если же цель данной фотографии – обозначение активного элемента страницы, например, для перехода по щелчку мыши на страницу с информацией о Земле, то эквивалентным текстом будет текст ";Информация о Земле";. Таким образом, текстовый эквивалент выполняет для пользователя с ограниченными физическими или психическими возможностями те же функции и преследует те же цели, что и изображение для других пользователей

Стоит заметить, что текстовые эквиваленты нужны не только пользователям с ограниченными физическими и психическими возможностями - они также используются поисковыми системами при индексации страниц, тем самым облегчая всем пользователям осуществлять поиск нужной информации.

В рекомендациях рассмотрены все основные ошибки, допускаемые разработчиками электронных ресурсов и понижающими их доступность в той или иной мере для различных групп пользователей. Знание положений данной инструкции сотрудниками, занятыми в реализации федеральных проектов, будет способствовать повышению их доступности и реальному обеспечению равного доступа к информации всех групп населения.

РОЛЬ СЕТЕВОГО СООБЩЕСТВА УЧИТЕЛЕЙ В ПОВЫШЕНИИ УРОВНЯ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Л.П. Владимирова, vludmilap@mail.ru

Институт содержания и методов обучения Российской академии образования

Отличительной чертой современности является развивающийся процесс информатизации общества. Процесс информатизации образования, требует совершенствования системы образования: средств обучения, методов обучения и подготовки квалифицированных специалистов.

Совет Европы выделяет пять групп ключевых компетенций, необходимых современному специалисту:

  1. Социально-политическая (брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, готовность к решению проблем).

  2. Социокультурная (понимание различий, взаимоуважение, способность сосуществовать с людьми других культур, языков и религий).

  3. Коммуникативная (владения устным и письменным общением).

  4. Информационная (владение новыми технологиями, способность критического отношения к информации).

  5. Готовность к образованию и саморазвитию через всю жизнь.

Все компетенции формируются у человека в процессе образования, профессиональной деятельности и самообразования на протяжении всей жизни. Преподавателям вузов и учителям школ необходимо постоянно повышать свой профессиональный уровень. Государственная система повышения квалификации на сегодняшний день не достаточно уделяет внимания обучению преподавательского состава основам владения информационными, коммуникационными и педагогическими технологиями. Как одну из вариативных моделей подготовки специалистов для системы непрерывного педагогического образования можно рассмотреть деятельность профессионального сетевого сообщества преподавателей.

Профессиональная деятельность преподавателей в сети в последнее время заметно активизировалась, но она ещё не достаточно организована. Эту задачу могут решить профессиональные сетевые сообщества, которые открывают новые возможности для профессионального взаимодействия в условиях современного мира. Являясь участником сетевого сообщества, преподаватель совершенствует свои знания в области информационных технологий и телекоммуникаций и преобразует учебный процесс.

Сетевое сообщество (Net Community, Virtual Community) – это группа людей, взаимодействующих между собой в виртуальном пространстве. Основные формы взаимодействия – сотрудничество и общение.

Предлагаемая модель сетевого сообщества учителей отражает основное содержание деятельности сообщества (см. рис. 1).

Рисунок 1 Модель профессионального сетевого сообщества учителей иностранных языков

Модель сетевого сообщества предлагает определённые виды деятельности педагогов, способствующие совершенствованию профессиональных компетенций учителя:

  • информационно-коммуникационной компетенции (использование ресурсов медиатеки для совершенствования организационных форм и методов обучения в соответствии с требованиями информационного общества, а также для самообразования; участие в сетевых тематических конференциях, семинарах);

  • предметно-методической компетенции (общение со специалистами в режиме on/off-line консультаций по профессиональным вопросам);

  • профессионально-педагогических компетенций (профессиональное общение друг с другом и со специалистами, используя средства коммуникационных технологий (электронная почта, чат, форум, Блоги и др.);

Деятельность профессионального сетевого сообщества преподавателей должна быть направлена на активный обмен опытом, использование современных средств ИКТ в учебном процессе, углубление знаний в области методики обучения, совершенствование профессиональных навыков и умений. Сетевое сообщество должно располагать определенными образовательными ресурсами (аутентичные материалы, звуковые и видео файлы, страноведческий материал, ссылки на другие образовательные ресурсы и пр.), которые могут служить средствами обучения для преподавателя и для учащихся. Содержательный материал сообщества, активные виды деятельности участников сетевого сообщества и чёткое руководство деятельностью, как всего сетевого сообщества, так и его отдельных рубрик и разделов являются основой для эффективного взаимодействия педагогов.

Профессиональное сетевое сообщество преподавателей – это виртуальное пространство для общения, обмена опытом и распространения передовых идей и методик обучения с целью совершенствования профессиональных компетенций.

1 Детализированные требования изложены в методических рекомендациях к отдельным профильным курсам

i Тим О’Рейли Что такое Веб и Использование коллективного разума /think/234100/, http://www.computerra.ru/think/234344/

ii George Siemens, http://www.educause.edu/pub/eq/eqm05/eqm0511.asp?bhcp=1, /Journal/Jan_05/article01.htm, /KnowingKnowledge_LowRes.pdf

iii Chris Dede ((/kerr, http://www.educause.edu/pub/eq/eqm05/eqm0511.asp?bhcp=1)

ivА.Левенчук /459940.html

vГ.П.Щедровицкий. Система педагогических исследований. Методологический анализ

vi Дон Тапскотт Электронно-цифровое общество: Плюсы и минусы эпохи сетевого интеллекта

vii Сеть творческих учителей [Текст]: методическое пособие/ А. Б. Драхлер. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 171 с.

viii Алексеева Е.В. Интернет-поддержка развития педагогов. Режим доступа: http://iso.pippkro.ru/akadem/9.doc



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Национальный фонд подготовки кадров (6)

    Документ
    ... перечней поручено ФГУГНИИИТТ "Информика" [3]. В рамках этой деятельности специалисты “Информики”: разработали программное ... информационных технологий и телекоммуникаций” (ФГУГНИИИТТИнформика”) VIDEOCONFERENCE ORGANIZATION UNDER “EDUCATION ...
  2. Педагоги мгдд(ю)т- участники городских и всероссийских конкурсов 2009-2010 уч год

    Конкурс
    ... , ФГУГНИИИТТ «Информика», 2009. - 103 с. Сборник авторефератов специалистов. - М.: МГДД(Ю)Т, МИРЭА, ФГУГНИИИТТ «Информика», ... технологии и информатика». - М.: МГДД(Ю)Т, МИРЭА, ФГУГНИИИТТ «Информика», 2010. - 19 с. Иванников А.А., Мордвинов В.А., ...
  3. Телефонный справочник (1)

    Интернет справочник
    ... ИНСТИТУТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ» (ФГУГНИИИТТ «Информика») (Старый Петровско-Разумовский проезд, ... ИВАННИКОВ Александр Дмитриевич ФГУГНИИИТТ «Информика» 614-37-03 ... ТИХОНОВ Александр Николаевич ФГУГНИИИТТ «Информика» 614-37-03 ...
  4. Телефонный справочник (5)

    Интернет справочник
    ... ИНСТИТУТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ» (ФГУГНИИИТТ «Информика») (Старый Петровско-Разумовский проезд, ... ИВАННИКОВ Александр Дмитриевич ФГУГНИИИТТ «Информика» 614-37-03 ... ТИХОНОВ Александр Николаевич ФГУГНИИИТТ «Информика» 614-37-03 ...
  5. 2008-2009 учебный год лето-сентябрь 2008

    Документ
    ... Сборник авторефератов специалистов. – МГДД(Ю)Т, МИРЭА, ФГУГНИИИТТ «Информика», АНО «Международное образование и наука» - ... программе «Информационные технологии». – МГДД(Ю)Т, МИРЭА, ФГУГНИИИТТ «Информика», АНО «Международное образование и наука» - ...

Другие похожие документы..